СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СТУДИЯХ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ЛАРИН Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье, на основе развернутого анализа, выявлена сущность и специфика социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности.
Анализ основных подходов к проблеме социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности позволил автору вскрыть некоторые противоречия, что позволило сделать вывод о том возникла потребность в формировании музыкальной культуры младших школьников в детских музыкальных студиях с целью их социализации, на основе внедрения социально-культурных условий, направленных на достижение поставленной цели.
В статье автор раскрывает особенности младшего школьного возраста, который определяется как сложный, переходный, когда у детей происходит закладывание ценностных ориентации, в том числе и музыкально-эстетических, изменение отношения к миру и самому себе. При этом, автор выделяет основные параметры построения процесса формирования музыкальной культуры младших школьников в процессе социализации в детских музыкальных студиях, к числу которых относит музыкальное восприятие (музыкальные чувства, эмоции, мышление, память), художественно-творческую активность (музыкальные интересы, склонности, убеждения, потребности), творческое мышление, творческое воображение, художественно-творческую деятельность.
В статье, А. Н. Ларин раскрывает роль учреждений дополнительного образования, в частности музыкальным студиям, в процессе социализации младших школьников в детских музыкальных студиях, и обосновывает необходимость не только в совершенствование данного процесса, но и в поиске новых организационных форм, отвечающих как социально-экономическим запросам социума, так и целям всестороннего свободного развития личности.
Ключевые слова: социализация, личность, формирование музыкальной культуры, младший школьник, детская музыкальная студия, сущность, специфика.
Одним из показателей качества решения проблемы социализации младших школьников выступает механизм построения общей системы развития и совершенствования данного процесса.
Анализ основных подходов к проблеме социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности позволил вскрыть некоторые противоречия.
С одной стороны, современная социально-культурная обстановка требует совмещения профессиональных интересов и высокой духовной культуры личности; с другой стороны, отмечается отставание оперативного реагирования образовательных и досуговых комплексов по внедрению новых социально-культурных услуг.
С одной стороны, отмечаются психолого-педагогические представления о возможностях использования музыкального искусства в процес-
се социализации младших школьников; с другой стороны, наблюдается неразработанность педагогических условий для их реализации в образовательном пространстве в музыкальных студиях.
С одной стороны, прослеживается необходимость повышения качества и эффективности процесса социализации младших школьников в современных условиях; с другой стороны, отмечается неразработанность в научно-методическом плане педагогических технологий, учитывающих социокультурные особенности среды как объективного фактора социализации.
С одной стороны, имеются потенциальные возможности системы дополнительного образования для формирования музыкальной культуры младших школьников; с другой стороны, отсутствуют программы по формированию музыкальной культуры младших школьников в детских музыкальных студиях.
Совокупность выявленных противоречий позволяет сделать вывод о том, что возникла потребность в формировании музыкальной культуры младших школьников в детских музыкальных студиях с целью их социализации, на основе внедрения социально-культурных условий, направленных на достижение поставленной цели.
В связи с этим, в условиях новой социокультурной парадигмы приоритетами выступают индивидуальность гуманистической личности, творческая активность и способность ориентироваться на будущее: умение прогнозировать, фантазировать, гибко переходить в новые виды жизнедеятельности. Современному человеку требуется разрешать каждую жизненную ситуацию как творческую, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Младший школьный возраст - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного, что, безусловно, оказывает влияние и на общую культуру поведения младшего школьника, формирует его личность. Младший школьный возраст, с одной стороны, характеризуется относительно спокойным и равномерным физическим развитием, с другой стороны, стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, самооценке. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал ребенка как активного субъекта, познающего мир и самого себя, приобретающего собственный опыт в социуме. Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности, музыкальные вкусы и пристрастия. Формирование личности зависит в большей степени от того, насколько личность младшего школьника будет интегрирована и вписана в контекст культуры. Стадия раннего школьного детства характеризуется ассимиляцией культуры через образование, развитием символического начала в мышлении и поведении, усвоением конкретных операций группирования и т. д. Во многих отношениях эта стадия имеет решающее значение для социализации индивида, поскольку она осуществляется уже не только эмпирически, посредством накопления опыта поведения в общественной среде, но и рационально, путем освоения основ морали и регулирования связей на этих основах [15].
Младшему школьному возрасту свойственна общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни [16], что содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В этот период жизни на-
чинается процесс саморазвития личности за счет развития структур сознания ребенка, своеобразная «закладка» мотивов самосовершенствования и самоопределения ребенка, возникает потребность в самооценке как основе формирования самопознания и внутренней позиции личности [3], правда, еще с ориентацией на авторитет внешней оценки. Для этого возраста характерно «образное схватывание культурных норм и ценностей» [12], расширение предметного использования артефактов, становление круга интересов и черт индивидуальности, укрепление устойчивой потребности в автономности душевной жизни и ее сбережении.
Таким образом, на основании анализа психолого-педагогической литературы мы можем сделать вывод о том, что младший школьный возраст является качественно новым этапом в жизни индивида, в развитии его музыкальной культуры. Данный возрастной период определяется учеными как сложный, переходный, в этом возрасте у детей происходит закладывание ценностных ориентации, в том числе и музыкально-эстетических, изменение отношения к миру и самому себе.
В контексте нашего исследования мы попытались выделить основные специфические особенности младшего школьного возраста, на фоне которых происходит их социализация.
Основными параметрами построения процесса формирования музыкальной культуры младших школьников в процессе социализации в музыкальных студиях выступают музыкальное восприятие (музыкальные чувства, эмоции, мышление, память), художественно-творческая активность (музыкальные интересы, склонности, убеждения, потребности), музыкальный опыт (музыкальные знания, умения, навыки, привычки и т. д.), творческое мышление, творческое воображение, художественно-творческая деятельность.
Остановимся на характеристике каждого из параметров более подробно.
Процесс музыкального восприятия достаточно сложен: это обусловлено тем, что идея музыкального или художественного произведения буквально непереводима в словесно понятийный план, и воспринимающему необходимо понять и осмыслить «закодированную» в произведениях искусства информацию. Процесс музыкального восприятия субъективен, так как каждый человек воспринимает музыкальное искусство в силу своего возраста, прошлого опыта и понимания языка искусства. На это указывал Б. М. Теплов, посвятивший свои исследования вопросам психологии музыкального восприятия. Любое музыкальное
произведение, считал ученый, может восприниматься, лишь на основе опыта (жизненного и музыкального), своеобразного тезауруса - запаса прошлых впечатлений [22]. Данный факт свидетельствует о тесной взаимосвязи и взаимозависимости музыкального восприятия и музыкального опыта, входящего в основные параметры музыкальной культуры младших школьников. Учитывая, что в центре нашего исследования находится именно младший школьный возраст, подчеркнем, что дети воспринимают окружающий мир либо в контрастах, либо в идеальном освещении, либо в категорических оценках. При восприятии произведений музыкального искусства у них также наблюдаются, преимущественно, полярные оценки. В связи с этим чрезвычайно возрастает роль первого впечатления о прослушанном, увиденном. Знакомство с лучшими образцами классической, народной, духовной, современной музыки на занятиях в музыкальных студиях способно значительно обогатить опыт музыкального восприятия младшего школьника.
Формирование музыкальной культуры ставится в прямую зависимость от активности мышления младших школьников. Мышление - процесс сознательного отражения действительности в таких ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекта [10]. Мышление как процесс познавательной деятельности имеет сложное строение, зависящее от множества факторов, учитывая которые, необходимо развивать творческую составляющую познавательной деятельности [5].
В процессе формирования музыкальной культуры младших школьников в процессе социализации в музыкальных студиях очень важно учитывать определенные характеристики творческого мышления, а именно:
эвристичность - способность решать задачи, требующие открытия закономерностей, свойств, отношений;
креативность - умение создавать новые вещи и новые методы;
- мобильность - способность переходить в смежные сферы науки, решать комплексные проблемы;
- независимость - способность противостоять сложившимся в науке традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания;
экспрезентность - умение видеть перспективу изучаемого объекта на основе ограниченной информации о предмете рассмотрения, предска-
зывать его будущее состояние, строить гипотезы о его прошлых состояниях;
системность - способность охватывать объект как целое;
- разумность - способность диалектически отрицать старые системы знаний, мешающие качественному изменению науки;
открытость - способность принимать и преломлять любые идеи;
- антиномичность - видеть единство проти-воположенностей или исключающих друг друга определений предмета;
- способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах [20].
Таким образом, в контексте нашего исследования творческое мышление мы будем понимать как сложный эмоциональный сенсорно-интеллектуальный процесс познания и оценки достижений мировой культуры, который полностью основывается на индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности и оперирует, в основном, образными категориями.
Одним из компонентов формирования музыкальной культуры младших школьников в процессе социализации в музыкальных студиях выступает творческое воображение. Воображение -это психический процесс, который заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способности представлять отсутствующий, или реально не существующий образ, удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им [13].
Для воображения характерно проявление себя в наглядном плане, несмотря на то, что возникающие образы, которые невозможно получить ни эмпирическим, ни логическим путем, не имеют оригинала в действительности. В качестве субстанции воображения, как правило, выступают образы предметов, ситуаций, обстоятельств, мысли, идеи. По мнению Канта и Хайдеггера воображение выступает как одна из способностей души, основа познания и осознания мира [17].
Воображение ориентирует человека в процессе познавательной деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению [7].
Как особую направленность воображения выделяют оперативный вид воображения, содержанием которого выступает активное пребывание образов воображения в качестве программы деятельности [4].
В процессе формирования музыкальной культуры младших школьников в процессе социали-
зации в детских музыкальных студиях творческое воображение играет важную роль, так как предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах художественно-творческой деятельности и находит отражение в музыкальном, театральном, хореографическом, вокальном и любом ином виде творчества и выражается в построении образа художественных средств и конечного результата предметной деятельности; в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью; в продуцировании художественных образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность; в создании художественных образов, соответствующих описанию объекта.
Творческое воображение во многом помогает личности в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны [7]. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения и мотивируется потребностями личности [13].
Формирование музыкальной культуры младших школьников тесно переплетается с такими понятиями, как «художественно-творческая активность» и «художественно-творческая деятельность».
Вопросам влияния художественно-творческой деятельности на развитие личности ребенка с позиций обучения и воспитания посвятили свои исследования В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, А. К. Макарова, Н. А. Менчинская, Г. Ц. Молонов, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др. [1; 5; 11; 24].
Деятельность - это способ существования и развития социальной действительности, проявления активности личности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира [9].
Художественно-творческая деятельность связана с изменением сознания людей, когда происходит отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях, что формирует положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения [21].
Культурное богатство личности зависит от включения ценностей в личную художественно-творческую деятельность и от того, насколько общество стимулирует этот процесс, насколько оно способствует ему и создает условия. В личности ценности культуры превращаются в поведение, культура живет в личностном поведении человека.
Как и всякая деятельность, художественно-творческая деятельность порождается потребностью. Потребности - есть состояние личности, благодаря которым осуществляется регуляция поведения, определяется направленность мышления, чувств, воли [6]. Познавательная деятельность, базируясь на широком комплексе потребностей -познавательных, нравственных, эстетических, а также потребности в общении, выражении в творчестве, создает широкое пространство для развития личностных качеств человека [21].
В психологии под творчеством понимается «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [18]. Как следует из определения, создание личностью качественно нового продукта, отличающегося новизной и оригинальностью, обязательно предполагает наличие у нее определенных знаний, умений, навыков, т. е. реального опыта, необходимого для осуществления художественно-творческой деятельности.
В контексте нашего исследования художественно-творческую деятельность мы будем рассматривать как динамическую систему взаимодействия учащегося и педагога, в процессе которой происходит целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира, познание культурного наследия через призму художественного творчества.
Понятие «художественно-творческая деятельность» находится в неразрывной связи с понятием «художественно-творческая активность». Художественно-творческая активность - характеристика деятельности человека в сфере обучения и воспитания [8].
В структуре свойств личности младшего школьника художественно-творческой активности отводится доминирующая роль. Художественно-творческая активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний и кругозора. Вне художественно-творческой активности личность теряет свою психологическую и жизненную определенность.
Художественно-творческая активность младших школьников определяется учеными как действенное, инициативное отношение человека к
окружающей действительности, как мера интенсивности его деятельности [2]. Учитывая, что в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности выступает учебно-познавательная, то под активностью личности (в данном случае познавательной) будет подразумеваться «свойство личности, выражаемое в устойчивом интересе к знаниям, в реализуемой потребности к самостоятельным разнообразным учебным действиям» [19].
Ю. В. Шаров классифицирует потребности на две группы: потребность в потреблении музыкальных ценностей и потребность в музыкальном творчестве. По его мнению, потребность в музыкально-творческом самопознания и музыкально-творческом самовыражения выступает важнейшим условием музыкально-творческой активности подростка [25]. Таким образом, потребности как составная часть музыкально-творческой активности подростка выступают исходным импульсом для творческого познания и преобразования действительности.
Художественно-творческая активность младшего школьника имеет внешние формы (готовность к восприятию мирового искусства, активное включение в различные виды художественно-творческой деятельности) и внутренние формы (мыслительная активность, связанная с умением детей анализировать, сопоставлять факты, принимать нестандартные решения).
Раскрывая динамику художественно-творческой активности младших школьников, отметим, что ее развитие происходит по нарастающей. Однако изменение направленности интересов и предпочтений детей приводит зачастую к тому, что в сфере интересов и потребностей происходит смена ценностных ориентаций.
Исходя из вышеизложенного, в контексте нашего исследования художественно-творческую активность мы будем рассматривать, как содержательную характеристику художественно-творческой деятельности младших школьников, которая выражается в стремлении личности к познанию культурных ценностей, к эффективному овладению знаниями и способами художественно-творческой деятельности.
Формирование музыкальной культуры младших школьников рассматривается нами как универсальная деятельность, обеспечивающая успешное выполнение специфических видов деятельности, таких как театральная, музыкальная, хореографическая, вокальная. Деятельность по формированию музыкальной культуры младших школьников, по нашему мнению, должна строиться исходя из единства целей, содержания,
средств формирования с учетом функций и во взаимодействии с принципами.
Суть формирования музыкальной культуры младших школьников как одного из факторов социализации, по нашему мнению, состоит в рассмотрении процесса социокультурного развития младшего школьника как совместного бытия педагога и ребенка в определенном пространстве и времени. При этом педагог профессионально использует объективное влияние «социальных агентов», придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую (событие), стимулирующую смыслопоисковое, самодеятельное и творческое начала ребенка [15].
В последнее время педагоги-музыканты почувствовали реальную необходимость существенного пересмотра путей решения проблемы формирования музыкальной культуры младших школьников в учреждениях дополнительного образования, что напрямую связано с общей демократизацией жизни общества и, как следствие этого, переориентацией современного музыкального образования с авторитарного на личностно-ориентированное.
Целью формирования музыкальной культуры личности в современном образовательном процессе является, прежде всего, воспитание представлений о значимости культуры в целом, об ее духовных основаниях, о роли личности в истории культуры, об исканиях человека и парадоксах культурного становления в России и за рубежом.
И здесь важная роль отводится учреждениям дополнительного образования, в частности, музыкальным студиям. Дополнительное образование определяется как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляются специальные образовательные деятельности по развитию индивида и его организации, так как оно расширяет возможности практического опыта ребенка, является временем творческого освоения новой информации, формируются новые жизненные умения и способности, на которые школа не ориентирована.
В настоящее время Россия переживает сложный период, когда прежние ценностные ориентации уже ушли в прошлое, а новые еще находятся на стадии становления. В значительной мере данная проблема затрагивает и сферу дополнительного образования. Процесс развития общества требует сохранения и передачи накопленных знаний, а также опыта их получения, где одним из проводников выступает музыкальная культура.
Многообразие типов учреждений дополнительного образования позволит реализовать концепцию формирования музыкальной культуры младших школьников со всеми ее преимуществами - гибкостью, разнообразностью и доступностью во времени, деятельности и пространстве.
Дополнительное образование призвано создавать условия для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций. В последнее время возникла необходимость существенного пересмотра путей решения проблемы формирования музыкальной культуры младших школьников в учреждениях дополнительного образования, что напрямую связано с общей демократизацией жизни общества и, как следствие этого, переориентацией современного музыкального образования с авторитарного на лич-ностно-ориентированное [23].
Цель всей системы дополнительного образования - воспитание в личности потребности в непрерывном совершенствовании, образовании и самообразовании, осознание общественной и личной значимости.
При организации дополнительного образования младших школьников следует опираться на такие приоритетные социокультурные позиции, как свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности, ориентация на его личностные интересы, потребности, способности, возможность свободного самоопределения и самореализации младшего школьника, единство обучения, воспитания, развития, практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Таким образом, одной из главных задач учреждений дополнительного образования в сфере социально-культурной деятельности является максимальная реализация развивающих досуго-вых программ для младших школьников, в основе которых лежат просветительная, культуротворче-ская функции и принципы простоты организации, массовости.
Данный подход позволяет создать наиболее благоприятную и комфортную среду для формирования музыкальной культуры младших школьников, владеющих музыкально-информационной грамотностью
Однако, несмотря на большой теоретический и практический материал, накопленный в музыкальной педагогике, проблема целенаправленного развития музыкальной культуры младших школьников в процессе социализации именно в условиях дополнительного образования не является предметом широкого исследования, в научной литературе еще не накоплен достаточный факти-
ческий и эмпирический исследовательский опыт, необходимый для ее решения.
В настоящее время еще остается открытым вопрос педагогического обоснования необходимости разработки механизмов данного процесса, достижение названных приоритетов осложняется неразвитостью программного оснащения.
Так, в области музыкальной педагогики по целому ряду направлений отсутствуют разноуровневые программы, нацеленные помочь обучаемому осознать и проявить свои творческие возможности. Значительная часть программ, рассчитанных в основном на репродуктивную деятельность, не предусматривает самостоятельного поиска творческих решений, а потому музыкальное образование, ориентированное, в целом, на репродуктивные методы педагогического воздействия, оказывается нацеленным на усвоение учащимися знаний, умений, навыков, а не личностное музыкально-творческое развитие ребенка.
Формирование музыкальной культуры младших школьников в учреждениях дополнительного образования, в частности, в музыкальных студиях, возможно, по нашему мнению, в случае изменения всех базовых компонентов образовательного процесса системы дополнительного образования, а именно: целей, содержания, образовательных технологий, средств социально-культурной деятельности, включающих организационные формы, виды, методы и средства познавательной, творческой деятельности, специфические функции и принципы.
Таким образом, сегодня возникла необходимость не только в совершенствование данного процесса, но и в поиске новых организационных форм, отвечающих как социально-экономическим запросам социума, так и целям всестороннего свободного развития личности.
Целью формирования музыкальной культуры младших школьников является не только усиление их интеллектуальных возможностей в новом информационном обществе, к которому идет цивилизация, освоение конкретных знаний определенных курсов дисциплин, но и развитие особого, творческого вида мышления, присущего данной области образования, интенсификация и повышение качества обучения системы дополнительного образования.
При этом имеется в виду определенный тип восприятия окружающего мира, использование ассоциативных понятий, своеобразие логики мышления, методов и подходов в решении специфических задач.
Формирование музыкальной культуры младших школьников в процессе социализации в дет-
ских музыкальных студиях, по нашему мнению, включает в себя следующие направления: воспитание интереса к музыке; развитие общей музыкальности младших школьников; формирование музыкального вкуса, оценочное отношение к художественным произведениям, формирование у младших школьников навыков к активно-слушательской деятельности; развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости, способности к эстетической оценке музыкальных ценностей; развитие творческого отношения к музыкальной культуре, т. е. выявление самостоятельности, инициативы в музыкальном творчестве (импровизация, музицирование); приобщение младших школьников к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, слушания и исполнения музыки и др.; приобретение младшими школьниками знаний музыкально-теоретического и эстетического характера, а также умения самостоятельно ориентироваться в основных музыкальных жанрах, стилях и направлениях; развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысот-ный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений.
Многообразные изменения в различных сферах жизнедеятельности социума обусловили широкий интерес и вскрыли социальную важность проблемы социализации личности, актуализировали задачу выбора форм и методов социализации младших школьников в учреждениях дополнительного образования.
Использование инновационных форм и методов в процессе формирования музыкальной культуры младших школьников поможет преодолеть в определенной степени дефицит общения, эмоционального отчуждения и наличие дискомфорта, снизить повышенную раздражительность, разлад с собой и окружающими. Активное влияние музыкальной культуры как жизненно необходимого социального феномена распространяется и на процесс познания.
Понимание социализации как процесса развития и становления человека во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и активного воспроизводства этим человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному коллективу (музыкальной студии), предполагает ее двусторонний процесс. С одной стороны, в процессе социализации индивид усваивает социальный опыт, входя в данную систему социальных связей, а с другой - он активно воспроизводит эту систему социальных
связей, т. е. не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на окружающих его людей, на всю социальную среду [15]. Таким образом, можно утверждать, что организованная и педагогически стимулированная деятельность младших школьников в музыкальной студии имеет возможности и условия для их успешной социализации посредством интерпретации общечеловеческих ценностей, защиты членов студии от стихийных антисоциальных воздействий (или смягчения их), а также стимулирования активности и творческого потенциала личности школьника.
Воспитание культуры закладывается в детстве, а от уровня сформированного художественного развития зависит общий уровень художественной культуры в целом. Внешнее образовательное пространство способствует формированию внутренней образовательной среды (интересов и склонностей) самих детей, которое происходит в опыте каждого из них.
На наш взгляд, основная цель формирования музыкальной культуры младших школьников в музыкальных студиях в процессе социализации средствами социально-культурной деятельности должна рассматриваться в двух плоскостях: развитие социальной активности и творческого потенциала личности, расширение кругозора, формирование культурного человека, т. е. полностью музыкально-грамотного человека; организация и создание условий для музыкального самообразования личности, полной ее самореализации в сфере досуга.
При этом, основными задачами выступают: развитие умения систематизировать и последовательно приобретать теоретические и практические музыкальные знания; развитие ассоциативно-образного восприятия музыкальных произведений, способствующего представлению музыкального образа; развитие умения понимать и создавать художественный образ; развитие художественного, музыкально-эстетического вкуса; развитие умений вербализации музыкального образа; участие в разнообразных формах музыкально-творческой деятельности; влияние развивающего музыкального сознания на разнообразные виды духовно-творческой деятельности; активизация творческого потенциала детей при выполнении ими творческой деятельности [14].
Таким образом, формирование музыкальной культуры младших школьников в музыкальных студиях - это особая социокультурная реальность и пространство для развития индивида, когда формируется начальная социокультурная компетентность - первичная социокультурная фруста-ция [14].
А. N. ЬДЯМ
Формирование музыкального сознания и нравственных качеств младших школьников составляет основу процесса социализации общества и является ведущей целью образовательной работы учреждений социально-культурной сферы. Моделирование социокультурной образовательной деятельности позволяет сформировать у личности знания и умения, направленные на активизацию ее интересов, потенций и потребностей, побуждающих индивида к овладению комплексом духовно-нравственных, художественно-творческих, коммуникативных ценностей, к творческой активности, следованию социокультурным традициям [14].
Таким образом, сущность социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности представляет собой системный, целенаправленный, поэтапный, развивающий и обучающий процесс, направленный на усвоение младшими школьниками определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, с целью познания культурного наследия, расширения социально-культурного пространства, развития активности и коммуникативности, удовлетворения познавательных потребностей и запросов, самоорганизацию и саморегуляцию.
Специфика формирования музыкальной культуры младших школьников в процессе социализации в музыкальных студиях определяется ее особым развивающим потенциалом, который базируется на формах, средствах и методах социально-культурной деятельности, направленных на приобретение культурных ценностей, развитие художественно-творческих способностей, повышение уровня самооценки, стабилизации эмоциональных переживаний, проявления познавательной активности, эффективное овладение знаниями и способами художественно-творческой деятельности, выработку навыков самоопределения и самоорганизации.
Литература
1. Активизация познавательной деятельности младших школьников / под ред. М. П. Осиповой, Н. И. Кончаловской. М., 2008.
2. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань, 1988.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1997.
4. Веккер Л. М. Психические процессы: в 3 т. ЛТ. 3. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. Л., 1981.
5. Возрастная и педагогическая психология:
учеб. пособие для студентов пед. институтов / под ред. проф. А. В. Петровского. М., 1973.
6. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. М., 2003.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
8. Гаврилычева Г. Ф. Развитие познавательной активности школьников во внеклассной деятельности. М., 2006.
9. Григорович Л. А. Педагогика и психология. М., 2006.
10. Ефремов В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. Пенза, 2001.
11. Кезина Л. П. Социально-психологические основы развития образования: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1995.
12. Кон И. С. Личность и ее самосознание. М., 1980.
13. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003.
14. Мангер Т. Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально -культурной сфере: теория, методология, практика: монография. Тамбов, 2007.
15. Мудрик А. B. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 6-e изд., перераб. и доп. M., 2007.
16. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития: учебник. 11-е изд. М., 2007.
17. Немов Р. С. Психология.: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е изд. М., 2003. Кн. 1 : Общие основы психологии.
18. Проблемы эстетического воспитания подростков: сб. научн.-методич. статей / под ред. Л. В. Богомоловой. М, 1994.
19. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д., 1998.
20. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М .К. Акимова, Е. М. Борисова [и др.]. М., 1991.
21. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.
22. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947.
23. Человек в зеркале культуры и образования / под ред. А. В. Петровского. М, 1988.
24. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.
25. Шаров Ю. В. Проблемы формирования духовных потребностей. М., 1990.
References
1. Aktivizatsiya poznavatel'noy deyatel'nosti mlad-shykh shkol'nikov / pod red. M. P. Osipovoy, N. I. Konchalovskoy. М., 2008.
2. Andreyev V. I. Dialektika vospitaniya i samovos-pitaniya tvorcheskoy lichnosti: osnovy pedagogiki tvor-chestva. Kazan', 1988.
A. H. HÂPHH
133
3. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lich-nosti. M., 1997.
4. Vekker L. M. Psikhicheskiye protsessi: v 3 t. LT. 3. Subyekt. Perezhivaniye. Deystviye. Soznaniye. L., 1981.
5. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya: ucheb. posobiye dlya studentov ped. institutov / pod. red. prof. A. V Petrovskogo. M., 1973.
6. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya: ucheb. posobiye / Gamezo M. V , Petrova, Petrova Ye. A., Orlova L. M., 2003.
7. Vygotskiy L. S. Voobrazheniye i tvorchestvo v detskom vozraste. M., 1967.
8. Gavrilychyova G. F. Razvitiye poznavatel'noy aktiv-nosti shkol'nikov vo vneklassnoy deyatel'nosti. M., 2006.
9. Grigorovich L. A. Pedagogika i psikhologiya. M., 2006.
10. Yefremov V. i. Tvorcheskoye vospitaniye i obra-zovaniye detey na baze TRIZ. Penza, 2001.
11. Kezina L. P. Sotsial'no-psikhologicheskiye os-novy razvitiya obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 1995.
12. Kon I. S. Lichnost' i yeyo samosoznaniye. M., 1980.
13. Korshunova L. s. Voobrazheniye i yego rol' v poznanii. 3-ye izd., pererab. i dop. M., 2003.
14. Manger T. E. Diversifikatsiya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v sotsial'no-kul'turnoy sfere: teoriya, metodo-logiya, praktika: monografiya. Tambov, 2007.
15. Mudrik A. V. Sotsial'naya pedagogika: uchebnik dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. 6-ye izd., pererab. i dop. M., 2007.
16. Mukhina V. S. Vozrastnaya psikhologiya: Feno-menologiya razvitiya: uchebnik. 11-ye izd. M., 2007.
17. Nemov R. S. Psikhologiya.: Ucheb. dlya stud. vyssh ped. ucneb. Zavedeniy: v 3 kn. 4-ye izd. M. 2003. Kn. 1 : Obshchiye osnovy psikhologii.
18. Problemy esteticheskogo vospitaniya podrostkov: sb. nauchn.-metodich. Statey / pod red. L. V. Bogomolo-voy. M, 1994.
19. Psikhologo-pedagogicheskiy slovar' dlya uchiteley i rukovoditeley obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. Rostov n/D, 1998.
20. Rabochaya kniga shkol'nogo psikhologa / I. V Dubrovina, M. K. Akimova, Ye. M. Borisova [i dr.]. M., 1991.
21. Talyzina N. F. Formirovaniye poznavatel'noy deyatel'nosti mladshykh shkol'nikov. M., 1988.
22. Teplov B. M. Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostey. M.-L., 1947.
23. Chelovek v zerkale kul'tury i obrazovaniya / pod red. A. V. Petrovskogo. M, 1988.
24. Chudnovskiy V. E. Vospitaniye sposobnostey i formirovaniye lichnosti. M., 1986.
25. Sharov Yu. V. Problemy formirovaniya dukhovnykh potrebnostey. M., 1990.
* * *
SCHOOL STUDENTS IN CHILDREN'S MUSICAL STUDIOS BY MEANS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY
ALEKSANDR NIKOLAYEVICH LARIN Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, e-mail: [email protected]
This article reveals the essence and specifics of socialization of younger school students in children's musical studios by means of social and cultural activity on the basis of the developed analysis.
The analysis of the main approaches to a problem of socialization of younger school students in children's musical studios allowed the author some contradictions that allowed to draw a conclusion that there was a need for formation of musical culture of younger school students for children's musical studios for the purpose of their socialization, on the basis of introduction of the social and cultural conditions directed on achievement of a goal.
In article the author opens features of younger school age which is difficult, transitional when children have a mortgaging valuable orientations including musical and esthetic, change of the relation to the world and to itself. Thus, the author allocates key parameters of creation of process of formation of musical culture of younger school students in the course of socialization in children's musical studios to which number refers musical perception (musical feelings, emotions, thinking, memory), art and creative activity (musical interests, tendencies, belief, requirements), creative thinking, creative imagination, art and creative activity.
In article, A. N. Larin opens a role of establishments of additional education, in particular to musical studios, in the course of socialization of younger school students in children's musical studios, and proves need not only in improvement of this process, but also in search of the new organizational forms answering both to social and economic inquiries of society, and to the purposes of full free development of the personality.
Key words: socialization, personality, formation of musical culture, younger school student, children's musical studio, essence, specifics.