Научная статья на тему 'К вопросу о топических характеристиках образования'

К вопросу о топических характеристиках образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СРЕДА ОБУЧЕНИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ / ОТКРЫТОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ / EDUCATION / EDUCATIONAL SPACE / LEARNING ENVIRONMENT / MOBILITY / OPENNESS / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротенко Татьяна Юрьевна

Концепты «образовательное пространство» и «образовательная среда» рассматриваются как масштабная основа для взаимодействия различных культур и беспрепятственного передвижения субъектов обучения. Становится очевидной связь понятия «мобильность» с идеей перемещения в образовательной сфере. Мы имеем дело с различностью национальных и региональных пространств обучения и одновременным тяготением к открытости, непрерывности, многообразию, инклюзивности, многоуровневости, полиструктурности. Меняется и реальная топография образовательного пространства. И это во многом зависит от концептуальных представлений о нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF TROPICAL CHARACTERISTICS OF EDUCATION

The concepts of "educational space" and "educational environment" are considered as a large-scale basis for the interaction of different cultures and unhindered movement of learning subjects. The connection of the concept of "mobility" with the idea of moving in the educational sphere becomes obvious. We are dealing with the diversity of national and regional learning spaces and the simultaneous attraction to openness, continuity, diversity, inclusiveness, multilevel, polystructure. The real topography of the educational space is also changing. And this largely depends on the conceptual ideas about it.

Текст научной работы на тему «К вопросу о топических характеристиках образования»

УДК 37.013.76

К ВОПРОСУ О ТОПИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ

ОБРАЗОВАНИЯ Кротенко Татьяна Юрьевна, к.филос.н., доцент Государственный университет управления, г.Москва, Россия (e-mail: krotenkotatiana@rambler.ru)

Концепты «образовательное пространство» и «образовательная среда» рассматриваются как масштабная основа для взаимодействия различных культур и беспрепятственного передвижения субъектов обучения. Становится очевидной связь понятия «мобильность» с идеей перемещения в образовательной сфере. Мы имеем дело с различностью национальных и региональных пространств обучения и одновременным тяготением к открытости, непрерывности, многообразию, инклюзивности, много-уровневости, полиструктурности. Меняется и реальная топография образовательного пространства. И это во многом зависит от концептуальных представлений о нем.

Ключевые слова: образование, образовательное пространство, среда обучения, мобильность, открытость, непрерывность.

Каждый язык складывает систему специфических понятий. Также концептуализировались и пространственные измерения образования. Понятие «среда» (в рамках обучения и воспитания) многократно обсуждали философы-педагоги Локк, Руссо, Гельвеций, Дидро, Ушинский, Наторп, Дьюи и др. Они чаще всего рассматривали среду как фактор воспитания человеческой личности, обучения, развития.

Позднее, среда (уже в научном понимании) начинает включать аспекты социализации, рассматриваться как часть педагогических систем, как неотъемлемое условие, важный фон, результат совместной деятельности обучающих и обучаемых, носитель черт конкретного типа культуры, наконец, как объект управления. Особый интерес вызывает анализ-сопоставление языковых представлений о среде как части пространства, где развивается индивид.

В предлагаемых современными электронными словарями трактовках образовательная среда включает в себя ряд фрагментов: элементы физического пространства (помещения, здания, площадки), где разворачивается образовательный процесс, культуру школы или класса, стиль управления, принятые образцы взаимоотношений и коммуникационные каналы. Учатся не только в школьном классе, но и на стадионе, в библиотеке, на игровой площадке, в музее, поэтому появляется различение: среды организованные и неорганизованные, относящееся главным образом к формальному образованию. При этом даже «ответственная» и «автономная» образовательная среда становится всё чаще ключевым компонентом для продвижения в школах активных практик обучения.

На это взят курс и в стратегических документах различных стран: необходимо сформировать в школах более эффективную образовательную среду, развивающую инициативу, творчество и инновации у школьников и сотрудников, привести образовательную среду школы в соответствие с вызовами 20 века. При всевозможных модернизациях заметна тенденция неизбежного выхода за границы чисто формального обучения.

Появляются диверсифицированные образовательные среды: поддерживающая среда взаимного обучения, гибкая и креативная образовательная среда, креативная образовательная среда непрерывного образования, безопасная среда, инклюзивная, справедливая и мотивирующая среда, образовательная среда за пределами формальной системы образования, инновационная образовательная среда, технологически насыщенная среда, виртуальная среда и т. д.

Появляются новые профессиональные стандарты для преподавателей, тьюторов и тренеров в секторе непрерывного образования.

Активизация индивидуальных процессов обучения в течение жизни объективно требует персонализации не только его содержания и способов, но также образовательных сред. Персональная среда понимается как система, которая помогает учащимся управлять собственным обучением. Она обеспечивает поддержку в определении собственных целей и содержания обучения, а также в организации взаимодействия с другими людьми.

Персональная образовательная среда создается обучающимися практически самостоятельно, в ходе проектирования и организации их собственного обучения, появляется возможность «отклонения» от стандартного образовательного маршрута. То есть персональные образовательные среды имеют центром учащегося и дают «зеленую улицу» независимому, автономному обучению.

Образовательное пространство представляется более широким понятием. Часто оно рассматривается как совокупность особым, искусственным образом организованных, структурированных, социализированных образовательных сред, выполняющих функции трансляции, социального индивидуального опыта и освоения культуры. Например, в образовательном пространстве реализуются образовательные услуги. Говорить о единой трактовке понятия пока рано.

Образовательное пространство является интегратором различных образовательных систем (дошкольной, общей, профессиональной) и подсистем (начального, среднего, высшего образования). О направлениях и характере развития социальных отношений можно судить, опираясь на результаты анализа структуры, динамики элементов образовательного пространства.

Образовательное пространство «топирует» мышление всех субъектов учебного процесса. Оно, с одной стороны, формируется практикой, с другой, - формирует ее. Между формой пространства и практикой обучения есть безусловная связь, и пространство обучения является результатом проектировочной деятельности.

Помимо собственно пространства обучения, появляются дополнительные пространства: места для спокойных, в том числе настольных занятий, игровые площадки, залы для репетиций и театральных постановок, рекреации - для отдыха на перемене, офисное пространство, онлайн и кибер-пространство, публичное пространство учебного заведения.

Становится заметным, как в постоянно увеличивающийся список пространственных составляющих, помимо физических элементов, уверенно включаются виртуальные и концептуальные. Этому безусловно способствует развитие информационно-коммуникационных технологий, развитие искусственного интеллекта. Мы становимся свидетелями своеобразного топирования, соответствующего вызовам времени - есть реально существующее место, а есть виртуальная среда для неформального и информаль-ного образования на основе двух типов инфраструктуры: помещение с доступом к компьютерам и возможностью обращения к тьюторам и виртуальная образовательная среда, или среда коммуникации.

Появляются реальные и виртуальные площадки для взаимодействия преподавателей, обучающихся и сообщества в целом. Появляются термины: площадка сотрудничества, площадка для инноваций и креативности, площадка информального образования, площадка коворкинга, объединяющая людей с разными знаниями и профессиональными навыками для общения, творческого взаимодействия, что так или иначе связано с ин-формальным взаимным обучением, хакерспейс - реальная площадка, на которой собираются люди, увлекающиеся наукой, цифровыми и электронными технологиями, интересующиеся совместным творчеством, общением. Обычные действия в хакерспейсах включают в себя обмен знаниями, опытом, презентации и публичные лекции, обсуждение новейших достижений в различных областях знания, совместные разработки, игры и развлекательные мероприятия. На площадках хакерспейса также есть возможность заняться биохакингом, т. е., используя системное мышление, достижения науки, знания биологии и экспериментируя с собственным телом, научиться контролировать и совершенствовать собственный организм, свои когнитивные процессы, в конечном счете осознанно управлять своей жизнью. На площадке хакерспейса также проходят хакатоны, марафоны программирования. Хотя в их задачи преимущественно входит разработка нового программного обеспечения, некоторые хакатоны реализо-вывают образовательные и социальные программы.

Пространство обучения часто расширяется до масштабов всего города, и город рассматривается фактически как учебная аудитория. Описание этих форм образовательного бытия можно найти в книге М. Маклюэна, К. Хэт-чен и Э. Маклюэна.

Образовательной площадкой может быть, как место получения формального образования - кабинет, учебный класс, спортзал и т. п., так и территории неформального образования - лес, парк и т. п., где люди имеют возможность обучаться, наблюдая и взаимодействуя с природой. Либо та-

кая «учебная территория» оказывается не реальной, а виртуальной, с элементами имитационного моделирования.

Входит в обиход понятие «обучающая среда, окружение», одна из дефиниций которого соотносится со значением электронной обучающей платформы как виртуального пространства. Под словом «окружение» может также подразумеваться совокупность всех факторов, влияющих на процесс обучения. К компонентам среды, в данном случае, относят помещения, дидактические материалы, различные медиа-средства, даже людей: преподавателей, партнеров по обучению.

Во многих случаях современное употребление данного понятия «пространство» соотносится с более широким взглядом, выводящим за пределы конкретной географической территории, поскольку сфера его появления изначально связана с понятием мобильности. Первоначально внешнее образовательное пространство стали осваивать и соответственно использовать этот термин университеты Франции и Швейцарии, у которых уже был опыт международного сотрудничества.

Существует и более конкретная, локальная трактовка термина как некоего места, в котором сконцентрирован педагогический опыт, инструментарий, различный дидактический и методический материал для преподавателей и всех, кто работает в сфере образования. Причем не всегда это напрямую связано с информационными технологиями и Интернетом.

Есть другой важный момент. Во время обучения когнитивная идентичность ученика сталкивается с ситуациями, созданными педагогом. Это столкновение, его направленность, сила, последующий эффект определяются образовательным пространством, в котором ситуации должны изменяться и развиваться. Образовательное пространство постоянно изменяется и потому, что процесс обучения в настоящее время предполагает не столько поиск необходимой информации, сколько умение использовать найденную информацию применительно к конкретной ситуации. Все время обнаруживается потребность переосмыслить, доуточнять понятие образовательного пространства.

Постоянный анализ устоявшихся традиционных представлений о среде обучения происходит во всех странах. В последние годы много внимания уделяется исследованиям, связанным с преобразованием образовательной среды в соответствии с заданными параметрами качества (развивающая, здоровая, инклюзивная, гуманитарная, доступная и др.).

Потребность общества в демократизации и адаптации образовательных пространств и сред к новым педагогическим практикам стимулирует поиск оригинальных организационно-педагогических и архитектурных решений. В результате появляются представления о школах без кабинетов, где среда обучает, вдохновляет, формирует идентичность людей, конструктивно и позитивно управляющих ее изменением. Проектируются здания, в которых возможно моделирование свободного и гибкого пространства, поощряющего креативность, любознательность и самопознание.

Список литературы

1. Дьяконова М.А., Шарипов Ф.Ф. Эволюция понятия «управление человеческими ресурсами». Вестник университета. 2018. № 4. С. 14-17.

2. Шарипов Ф.Ф. Эволюция представлений о пространственной организации экономики. Вестник университета. 2017. № 10. С. 80-87.

3. Макеева В.Г. От технократии - к научно-ориентированному индустриализму. В сборнике: II Моисеевские чтения: культура как фактор национальной безопасности России Доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. Под редакцией А.В. Костиной, В.А. Лукова. 2019. С. 441-443.

4. Концептосфера непрерывного образования: опыт лингво-педагогического анализа: [в 3 ч.] / [И. А. Колесникова [и др.]. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2016. Ч.1. 38 с.

5. Жернакова М.Б. Формирование социальной среды преобразований. Вестник университета. 2009. Т. 1. № 25. С. 294-301.

Krotenko Tatyana Yurievna, cand. of philos. sciences, associate professor State University of management, Moscow, Russia (e-mail: krotenkotatiana@rambler.ru)

ON THE QUESTION OF TROPICAL CHARACTERISTICS OF EDUCATION

The concepts of "educational space" and "educational environment" are considered as a large-scale basis for the interaction of different cultures and unhindered movement of learning subjects. The connection of the concept of "mobility" with the idea of moving in the educational sphere becomes obvious. We are dealing with the diversity of national and regional learning spaces and the simultaneous attraction to openness, continuity, diversity, inclusiveness, multilevel, polystructure. The real topography of the educational space is also changing. And this largely depends on the conceptual ideas about it.

Keywords: education, educational space, learning environment, mobility, openness, continuity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.