Научная статья на тему 'Необходимость изучения технологии краудсорсинга в рамках школьного экономического образования'

Необходимость изучения технологии краудсорсинга в рамках школьного экономического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROJECT / CROWDSOURCING / CROWDFUNDING / GENERATION OF IDEAS / ПРОЕКТ / КРАУДСОРСИНГ / КРАУДФАНДИНГ / ГЕНЕРАЦИЯ ИДЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловейкина Мария Павловна

В статье представлен подробный анализ особенностей изучения и применения технологии краудсорсинга в рамках школьного экономического образования способствует повышению уровня мотивации учеников, обеспечивает эффективное вовлечение учеников в учебный процесс, решение учебных задач, стимулирует исследовательскую активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловейкина Мария Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED TO STUDY CROWDSORING TECHNOLOGY WITHIN SCHOOL ECONOMIC EDUCATION

The article presents a detailed analysis of the features of studying and applying crowdsourcing technology within the framework of school economic education, enhances the level of student motivation, ensures the effective involvement of student in the education process, the solution of educational problems, simulates research activity.

Текст научной работы на тему «Необходимость изучения технологии краудсорсинга в рамках школьного экономического образования»

выстраивания ПК, а самого человека, занимающегося ее формированием - к значимым факторам реализации и совершенствования возможностей современного общества.

Литература:

1. Адольф В.А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2015. №1 (31). С. 5-11.

2. Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. №5. - 2013 - С. 38-41.

3. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66.

4. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

5. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

6. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

7. Пичугина, Е.В. Профессиограмма как основа профессиональной подготовки менеджера образования / Е.В. Пичугина // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. — Москва: «Луч», - 2006, -№ 4 (21) - 0,5 пл.

8. Пичугина, Е.В. К вопросу о моделировании управленческо-педагогической деятельности менеджеров образования / Е.В. Пичугина // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тезисы научных докладов 13-й Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург: РГППУ, 2006. - С. 141-142.

Педагогика

УДК: 373.61

кандидат экономических наук, доцент Соловейкина Мария Павловна

Российский государственный педагогического университета имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРАУДСОРСИНГА В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлен подробный анализ особенностей изучения и применения технологии краудсорсинга в рамках школьного экономического образования способствует повышению уровня мотивации учеников, обеспечивает эффективное вовлечение учеников в учебный процесс, решение учебных задач, стимулирует исследовательскую активность.

Ключевые слова: проект; краудсорсинг; краудфандинг; генерация идей.

Annotation. The article presents a detailed analysis of the features of studying and applying crowdsourcing technology within the framework of school economic education, enhances the level of student motivation, ensures the effective involvement of student in the education process, the solution of educational problems, simulates research activity.

Keywords: project, crowdsourcing, crowdfunding, generation of ideas.

Введение. В условиях глобальной трансформации экономики и инновационного развития общества повышается значимость интеллектуальных ресурсов, их массовое использование в производстве продуктов различных сфер деятельности. При этом человечество подошло к осознанию того, что для повышения эффективности процесса генерации идей необходима максимальная концентрация и использование производственных, научно-образовательных сил. Одним из инструментов концентрации имеющихся у общества ресурсов для решения конкретных задач выступает краудсорсинг, предполагающий создание базы качественного взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Изложение основного материала статьи. Под краудсорсингом (crowdsourcing) в наиболее общем смысле понимается система коллективного интеллекта, которая подразумевает предложение независимых решений определённых задач свободными субъектами интеллектуальной деятельности. Главная идея краудсорсинга заключается в том, что большие группы людей располагает значительным объемом знаний, которые можно использовать на основе создания комфортных условий для их совместной работы над задачей. При этом современные информационные технологии позволяют вовлекать множество субъектов в процесс реализации проектов. Однако в настоящее время потенциал технологии краудсорсинга раскрыт не полностью.

В современности, в условиях развития рыночной экономики во всех сферах деятельности общества, организации прибегают к нестандартным способам повышения конкурентоспособности, повышают собственную эффективность на основе новых бизнес-моделей. Образовательные организации не являются исключением в рамках данной тенденции. В качестве примера можно привести краудсорсинг в сфере образования - интернет-платформа «Преобразование» [4]. Она является площадкой для работников в сфере образования и учителей, на которой осуществляется коллективная работа над проектами образовательных стандартов, определением условий обучения, построения новых ориентиров школы. Платформа насчитывает более 100 000 участников, 30 000 предложений, более 20 проектов. Организаторами «Преобразования» выступают: МГПУ (Московский городской университет) и Wikivote.

В российской практике использования краудсорсинга в сфере образования можно встретить данную технологий в двух аспектах: в разработке и реализации социально значимых проектов; в процессе улучшения качества образовательных услуг. В рамках практикоориентированности образовательного процесса краудсорсинг способен повысить эффективность деятельности, что актуально для студентов, педагогического сообщества, образовательных организаций в целом.

Краудсорсинг является разновидностью активных методов обучения, технологией проектной деятельности и интерактивного обучения, если рассматривать данную технологию с точки зрения образовательных потребностей. Подобная организация учебного процесса способствует развитию навыков решения практических задач, умений аналитического мышления и развитию умения оценивать альтернативы.

Необходимо обозначить способы применения технологии краудсорсинга в образовании:

- участие учеников под руководством учителя в существующих образовательных проектах для оценки со стороны интернет-сообщества, помимо оценки со стороны преподавателя;

- решение исследовательских задач;

- формирование учебных программ и проектов на основе технологии краудсорсинга;

- создание информационных баз, электронных тематических энциклопедий и библиотек силами студентов под руководством преподавателей;

- помощь педагогическим работникам в освоении интернет-пространства, понимании учеников цифровой эры;

- организация онлайн-курсов для учеников, повышение квалификации преподавателей, развитие ИКТ-компетентности.

Актуальность технологии краудсорсинга в образовательной среде заключается в том, что она позволяет формировать и развивать у учеников принципы волонтёрства, профессиональные и общекультурные компетенции. Краудсорсинг способствует повышению морально-нравственного уровня.

Важной составляющей краудсорсинговых проектов является мотивация, эффективное вовлечение участников (учеников в условиях школы) в активное решение определённых задач. Р.А. Долженко в своей работе рассматривает сущность вовлечённости участников [1, с. 34]. Вовлеченность участников - это предрасположенность человека к участию в той или иной деятельности, которая состоит из трёх компонентов: знания, интереса и результативности [5]. Знания в совокупности с желанием разбираться в нововведениях и видеть результативность собственного вклада в работу над конкретными задачами формируют вовлечённость. Вовлечённость участников связана с активными формами поведения. В рамках краудсорсингового проекта вовлечённость участника - это устойчивый аттитюд, характерный для участника краудсорсинга, который предполагает его длительную концентрацию на решении поставленной задачи, приносящий дополнительный эффект для проекта, находящий своё выражение в дополнительной эмоциональной привязанности участника к краудсорсинговой деятельности [1, с. 34].

Краудсорсинг является эффективной моделью реализации формального образования, а также неформального, выступая симулятором создания сетевых сообществ. Сфера образования активно применяет ИКТ, электронные цифровые технологии, интернет-площадки, включая социальные сети, что позволяет совершенствовать учебный процесс, повышать его уровень эффективности. Образовательный краудсорсинг на основе ИКТ способствует появлению общественно значимого продукта, повышению продуктивности совместной деятельности, обеспечивает прозрачность учебного процесса, социализацию учеников и прочие эффекты, которые являются ключевыми направлениями развития современного образования. У учеников происходит развитие аналитического мышления, коммуникативные способности, навыки работы в команде, творческое, креативное мышление, навыки решения практических задач. Электронный корпоративный университет - это инновационный образовательный ресурс, построенный в рамках корпоративной идеологии на основе единой концепции и методологии, охватывающий все уровни руководителей и специалистов, студентов и школьников [3, с. 117]. Данный метод организации совместной деятельности, в состав которого входят школьники, педагогический состав, административный состав, прочие организации, носит прикладной характер. Главная цель создания ЭКУ в школе в рамках школьного экономического образования - разработка и реализация проектной деятельности учащихся.

Технология краудсорсинга в образовании способствует повышению активности школьников, повышению качества образования, эффективности учебно-воспитательной деятельности. Взаимодействие субъектов образовательного процесса с использованием краудсорсинговой организации деятельности осуществляется следующим образом: представители педагогического состава предлагают направления деятельности, а ученики выполняют определённые задачи, работают над проектами. Таким образом реализуется личностно-ориентированный подход в образовании, осуществляется саморазвитие, профессиональное становление учеников, развивается их социальная культура, творческий и духовно-нравственный потенциал.

Интернет-диалог обеспечивает информационное взаимодействие участников образовательного процесса. Интернет-диалог - это коммуникация между педагогом и группой обучающихся, организованная средствами ресурсов сети Интернет для решения поставленной педагогом или совместно с обучающимися проектной задачи, темы для обсуждения в ходе образовательного краудсорсинга [2, с. 23]. В процессе определения темы проектной деятельности на базе краудсорсинга учитель решает ряд задач: определяет тему диалога; регламентирует его проведение; регистрирует участников; подбирает интернет-площадку образовательного краудсорсинга; предоставляет необходимые для работы материалы; объявляет результаты.

В современной образовательной среде краудсорсинг используется в двух направлениях: улучшении качества образовательных услуг; в социально-значимой проектной деятельности. Проектная деятельность стала важным достижением образования в области достижения метапредметных результатов, которая впервые была предложена Дж.Дьюи. На основе потребности в усовершенствовании или создании чего-либо нового реализуется проект.

В рамках освоения данной темы в школе при изучении курса экономики необходимы в первую очередь аудиторные занятия по теме: «Система коллективного интеллекта - Краудсорсинг». Актуальность аудиторного дополнительного занятия по данной теме заключается в том, что данная технология активно применяется ведущими компаниями, используется в маркетинговой деятельности, является бизнес-моделью для многих Интернет-платформ. На уроке в рамках школьного экономического образования ученики могут познакомиться с разновидностью коллективного интеллектуального труда, проанализируют положительные и отрицательные стороны краудсорсинга, исследуют опыт разных стран и успех компаний в применении данной технологии, попробуют реализовать собственный краудсорсинговый проект, решат кейсы компаний.

Изучение технологии краудсорсинга осуществляется в рамках дисциплины «Экономика» базового уровня в маркетинговом модуле при изучении следующих тем: «Основные источники финансирования бизнеса», «Основные элементы маркетинга», «Сбытовая политика», «Предпринимательство», «Бизнес-план».

Изучение предложенной темы в курсе «Экономики» профильного уровня осуществляется в содержательной линии «Прикладная экономика». Федеральный базисный учебный план профильного изучения предмета «Экономика» в образовательных учреждениях Российской Федерации предполагает 140 аудиторных часов (2 учебных часа в неделю) в X и XI классах. Для внедрения и реализации современных педагогических технологий и методов отводится 10% резервного свободного времени от общего количества учебных часов, то есть - 14 учебных часов на реализацию разнообразных форм организации учебного процесса. На часть «Прикладная экономика» выделяется 38 часов, в том числе: 16 часов - бизнес, 4 часа -маркетинг, 2 часа - бизнес-план. Тема «Система коллективного интеллекта - Краудсорсинг» логична для содержательной линии при изучении тем «Виды предпринимательства», «Роль предпринимательства в экономике», «Внутрифирменное предпринимательство», «Стимулирование сбыта».

Помимо изучения краудсорсинга в рамках аудиторного дополнительного в форме мастер-класса, классного часа, данная технология может быть реализована в рамках интернет-диалога через специализированный сайт. На Интернет-площадке школьного краудсорсинга ученики могут присоединяться к исследовательским проектам в области экономики, находить единомышленников, работать над маркетинговыми исследованиями, выполнять групповые задания, заниматься учебной деятельностью.

Для изучения темы «Система коллективного интеллекта - Краудсорсинг», а также для реализации краудсорсинговых проектов, учителям и школьникам необходимы современные зарубежные и отечественные издания по данной тематике. Большинство ресурсов в электронном доступе помогут учителям освоить технологию краудсорсинга и в дальнейшем применять её в проектной деятельности, для организации коллективного интеллектуального творческого труда в учебном процессе.

Выводы. Краудсорсинг представляет собой систему коллективного интеллекта, который заключается в возможности аккумуляции идей множества субъектов.

Проблема использования краудсорсинга представляется актуальной для российской системы образования, поскольку ее можно задействовать в разработке и реализации социально значимых проектов, а также в процессе совершенствования качества оказываемых образовательных услуг.

Использование технологии краудсорсинга в образовании возможно через участие учеников в образовательных проектах, решение исследовательских задач, формирование учебных программ и проектов, создание информационных баз, оказание помощи педагогическим работникам в освоении интернет-пространства, организации онлайн-курсов для учеников, а также повышения квалификации преподавателей и т.п.

При этом использование краудсорсинга эффективно, как в процессе реализации формального, так и неформального образования, поскольку на его основе происходит формирование сетевых сообществ.

Нами предлагается включение в учебный процесс аудиторного занятия по теме «Система коллективного интеллекта - Краудсорсинг». В рамках данного занятия учащиеся могут познакомиться с разновидностью коллективного интеллектуального труда, проанализировать положительные и отрицательные стороны краудсорсинга, изучить опыт различных стран в реализации краудсорсинговых проектов, а также успешный опыт компаний.

Литература:

1. Голубев, Е.В. Краудсорсинг в системе инструментов и методов менеджмента промышленных предприятий: монография / Е.В. Голубев. // Москва: Креативная экономика, 2015. — 256 с.

2. Ефремов А.В. Краудсорсинг как инструмент эффективного управления инновациями. / Ефремов А.В., Ефремова Е.Н. // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки, 2016. - № 1 (7). -С. 102-104.

3. Костенко А.Ф. Краудсорсинг в образовании на примере образовательного учреждения. / А.Ф. Костенко. // Российско-китайский научный журнал «Содружество», 2016. - № I (1). - С. 27-30.

4. Краудсорсинговый портал в образовании «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ» [Электронный ресурс] // URL: https://www.preobra.ru/index (Дата последнего обращения: 15.04.2019).

5. Verba S. Voice and Equality: Civic Voluntarism in American Politics. / Verba S., Kay S., Henry E. // Cambridge: Harvard University Press, 1995. - P. 343-344.

Педагогика

УДК 378-2

магистрант Спирина Ольга Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования особенностей межличностного взаимодействия старших дошкольников с ОНР со сверстниками. Представлены основные направления и методы коррекции проблем межличностного взаимодействия устарших дошкольников с ОНР со сверстниками.

Ключевые слова: межличностное взаимодействие, коммуникативно-речевая компетенция, совместная деятельность, дети с общим недоразвитием речи (ОНР).

Annotation. The article presents the results of an experimental study of the features of interpersonal interaction of senior preschoolers with delaied speech development with a peer. The main directions and methods of successful formation of interpersonal interaction of senior preschoolers with delaied speech development with a peer are presented.

Keywords: interpersonal interaction, communicative and speech competence, joint activity, children with delaied speech development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.