Изучение предложенной темы в курсе «Экономики» профильного уровня осуществляется в содержательной линии «Прикладная экономика». Федеральный базисный учебный план профильного изучения предмета «Экономика» в образовательных учреждениях Российской Федерации предполагает 140 аудиторных часов (2 учебных часа в неделю) в X и XI классах. Для внедрения и реализации современных педагогических технологий и методов отводится 10% резервного свободного времени от общего количества учебных часов, то есть - 14 учебных часов на реализацию разнообразных форм организации учебного процесса. На часть «Прикладная экономика» выделяется 38 часов, в том числе: 16 часов - бизнес, 4 часа -маркетинг, 2 часа - бизнес-план. Тема «Система коллективного интеллекта - Краудсорсинг» логична для содержательной линии при изучении тем «Виды предпринимательства», «Роль предпринимательства в экономике», «Внутрифирменное предпринимательство», «Стимулирование сбыта».
Помимо изучения краудсорсинга в рамках аудиторного дополнительного в форме мастер-класса, классного часа, данная технология может быть реализована в рамках интернет-диалога через специализированный сайт. На Интернет-площадке школьного краудсорсинга ученики могут присоединяться к исследовательским проектам в области экономики, находить единомышленников, работать над маркетинговыми исследованиями, выполнять групповые задания, заниматься учебной деятельностью.
Для изучения темы «Система коллективного интеллекта - Краудсорсинг», а также для реализации краудсорсинговых проектов, учителям и школьникам необходимы современные зарубежные и отечественные издания по данной тематике. Большинство ресурсов в электронном доступе помогут учителям освоить технологию краудсорсинга и в дальнейшем применять её в проектной деятельности, для организации коллективного интеллектуального творческого труда в учебном процессе.
Выводы. Краудсорсинг представляет собой систему коллективного интеллекта, который заключается в возможности аккумуляции идей множества субъектов.
Проблема использования краудсорсинга представляется актуальной для российской системы образования, поскольку ее можно задействовать в разработке и реализации социально значимых проектов, а также в процессе совершенствования качества оказываемых образовательных услуг.
Использование технологии краудсорсинга в образовании возможно через участие учеников в образовательных проектах, решение исследовательских задач, формирование учебных программ и проектов, создание информационных баз, оказание помощи педагогическим работникам в освоении интернет-пространства, организации онлайн-курсов для учеников, а также повышения квалификации преподавателей и т.п.
При этом использование краудсорсинга эффективно, как в процессе реализации формального, так и неформального образования, поскольку на его основе происходит формирование сетевых сообществ.
Нами предлагается включение в учебный процесс аудиторного занятия по теме «Система коллективного интеллекта - Краудсорсинг». В рамках данного занятия учащиеся могут познакомиться с разновидностью коллективного интеллектуального труда, проанализировать положительные и отрицательные стороны краудсорсинга, изучить опыт различных стран в реализации краудсорсинговых проектов, а также успешный опыт компаний.
Литература:
1. Голубев, Е.В. Краудсорсинг в системе инструментов и методов менеджмента промышленных предприятий: монография / Е.В. Голубев. // Москва: Креативная экономика, 2015. — 256 с.
2. Ефремов А.В. Краудсорсинг как инструмент эффективного управления инновациями. / Ефремов А.В., Ефремова Е.Н. // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки, 2016. - № 1 (7). -С. 102-104.
3. Костенко А.Ф. Краудсорсинг в образовании на примере образовательного учреждения. / А.Ф. Костенко. // Российско-китайский научный журнал «Содружество», 2016. - № I (1). - С. 27-30.
4. Краудсорсинговый портал в образовании «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ» [Электронный ресурс] // URL: https://www.preobra.ru/index (Дата последнего обращения: 15.04.2019).
5. Verba S. Voice and Equality: Civic Voluntarism in American Politics. / Verba S., Kay S., Henry E. // Cambridge: Harvard University Press, 1995. - P. 343-344.
Педагогика
УДК 378-2
магистрант Спирина Ольга Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования особенностей межличностного взаимодействия старших дошкольников с ОНР со сверстниками. Представлены основные направления и методы коррекции проблем межличностного взаимодействия устарших дошкольников с ОНР со сверстниками.
Ключевые слова: межличностное взаимодействие, коммуникативно-речевая компетенция, совместная деятельность, дети с общим недоразвитием речи (ОНР).
Annotation. The article presents the results of an experimental study of the features of interpersonal interaction of senior preschoolers with delaied speech development with a peer. The main directions and methods of successful formation of interpersonal interaction of senior preschoolers with delaied speech development with a peer are presented.
Keywords: interpersonal interaction, communicative and speech competence, joint activity, children with delaied speech development.
Введение. В современном обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Ориентиром развития системы дошкольного образования является ФГОС. Основополагающий нормативный документ не предъявляет жестких требований к детям дошкольного возраста, в отличии от школьников. Достижения дошкольников определяются не конкретными знаниями, умениями и навыками, а совокупностью личностных качеств, необходимых для формирования успешной личности. Во главу угла ставится индивидуальный подход к ребенку и игра, как ведущий вид детской деятельности. В процессе игры происходит деловое взаимодействие и общение, развитие целеполагания и саморегуляции собственных действий, накопление информации об окружающем мире, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и основ успешного поведения в быту и социуме. Для того, чтобы быть успешным в главной детской деятельности игре, дети должны уметь вступать в общение и поддерживать его, учитывая условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, доказывать свою точку зрения; излагать свое мнение, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать и отвечать. Иными словами, задача дошкольного образования — обучение дошкольников полноценному диалогу в процессе совместной детельности. Особую актуальность эта проблема приобретает в работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР). Исследования в сфере коррекционной педагогики и психологии свидетельствует о низкой способности ребёнка с ОНР к межличностному взаимодействию (Е.Е. Дмитриева, О.Е. Смирнова, М.В. Холмогорова, Е.И. Андреева). В силу специфики психо-физического развития детей с ОНР бедность речевого выражения вкупе с отсталостью социально-коммуникативной сферы препятствует построению полноценного диалога со сверстником и взаимодействия с ним в форме сотрудничества и кооперации.
Цель проведенного нами исследования - изучить особенности межличностного взаимодействия дошкольников с ОНР со сверстниками и определить направления и методы корреции проблем, возникающих у них в процессе межличностного взаимодействия.
Задача диагностического этапа исследования - выявление особенностей и оценка уровня развития межличностного взаимодействия старших дошкольников с ОНР со сверстниками.
Изложение основного материала статьи. Для изучения уровня развития межличностного взаимодействия старших дошкольников мы использовали следующие методики:
1. Методика «Наблюдение за свободным взаимодействием» (модифицированная методика Т.А. Репиной, О.Е. Смирновой, В.М. Холмлгоровой, М.Я. Басова) имела целью выявить наличие у детей стремления к контакту и совместной деятельности, а также умение налаживать и удерживать контакт.
2. Проекционной методика «Игровая комната» (Т.А. Репиной) выявила уровень развития игровых навыков, интересующей нас категории дошкольников. Мы отмечали могут ли дети предложить идею для совместной деятельности, описать ход и правила предполагаемый игры. Производилась оценка коммуникативных действий: умение договариваться, находить конструктивный выход из спорных ситуаций. Кроме вышеперечисленного, мы смогли сделать вывод о наличии у ребенка интереса к личности сверстника и о благополучии общения ребенка в групппе.
3. Мы использовали методику «Рукавички» (Г.А. Цукерман) для оценки коммуникативно- речевых действий по регулированию совместных действий. Нас интересовало, производился ли учёт позиции партнера по деятельности в процессе работы для достижения совместного результата.
4. Методика проблемных ситуаций «Мозаика» Г.А. Урунтаевой выявила уровень просоциального поведения. Нас интересовало насколько высока у ребенка готовность помочь партнеру, в ситуации соревновательности и соперничества.
5. Методики А.Г. Арушановой «найди звук с» и «кактус» выявила уровень сформированности диалогической речи. Нас интересовало умение ребенка слышать и понимать говорящего, адекватно реагировать на высказывания, проявлять заинтересованность к словам и действиям партнера.
В констатирующем эксперименте участвовало 60 старших дошкольников (четыре группы по 15 детей). Исследование проводилось в логопедических группах детских садов г. Нижнего Новгорода. В этих же учреждениях для получения сопоставительных данных проводилось исследование взаимодействия детей, не имеющих отклонений в речевом развитии. Основную исследуемую группу составили 30 детей 5-6 лет, в личных делах которых имелось заключение медико-психолого-педагогической комиссии о наличии у детей общего недоразвития речи.
Представим результаты диагностического изучения.
Неадекватный уровень развития межличностного взаимодействия со сверстниками отмечен у 16,5% детей с ОНР и 6,6% детей с нормальным речевым развитием (НРР). У данной группы детей отсутствует мотивация к контакту со сверстником. Они демонстрируют полное отсутствие интереса к действиям сверстника . Сами инициативы не проявляют а на приглашения к активности реагируют индифферентно, нередко неадекватно или агрессивно. Такие дети предпочитают играть в одиночестве, а сверстник воспринимается ими как помеха и вызывает раздражение. Контакты таких детей кратковременны и случайны. Вербальные средства общения практически отсутствуют, невербальные средства используются для демонстрации нежелания контакта.
Недостаточный уровень развития межличностного взаимодействия со сверстниками отмечен у 42,9% детей с ОНР и у 16,5% детей с НРР.
В данном случае дети проявляют интерес ко взаимодействию и положительно реагируют на приглашения к контакту со стороны сверстников, но сами инициативы практически не проявляют. В общении преимущественно пользуются невербальными средствами общения (не всегда адекватными ситуации) или используют отдельные слова или фразы. Им сложно участвовать в долговременных взаимодействиях, внимание часто переключается на посторонние вещи.
Средний уровень развития межличностного взаимодействия со сверстниками отмечен у 30,3% детей с ОНР и у 23,1% детей с НРР.
Дети с радостью откликаются на попытки налаживания контакта, часто сами прявляют инициативу. Активно пользуются вербальными средствами общения и адекватными ситуации невербальными средствами общения. Наблюдаются удачные попытки сотрудничества, конструктивный выход из конфликтных ситуаций. Во многих случаях отмечается просоциальное поведение. Желание помочь и поддержать сверстника.
Адекватный возрасту уровень развития межличностного взаимодействия со сверстниками отмечен у 53,80% детей с НРР и всего у 6,60% детей с ОНР.
Дети заинтересованы в общении со сверстниками, проявляют инициативу в общении, способны выстраивать конструктивное, позитивное долговременное взаимодействие. Они учитывают интересы окружающих, планируют действия, удачно распределяют роли. Стараются не ссориться, находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях. Успешно используют различные средства общения, как вербальные, так и невербальные. Использование экспрессивно-мимические средств общения находится на высшем уровне. Активная речь у детей данной группы сформирована или находится на стадии активного формирования.
Эксперимент показал, что стремление к контакту у детей экспериментальной группы ниже, чем у детей с
НРР.
Результаты оценки уровня развития игровых навыков.
Высокий уровень развития игровых навыков отмечен у 30,30% детей с нормальным речевым развитием и всего у 6,60% детей с ОНР. Дети имеют в своем арсенале несколько вариантов сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций или игр с правилами. Они без труда описывают ход игры, озвучивают правила, рассказывают о распределении ролей. Средний уровень развития игровых навыков отмечен у 56,50% детей с нормальным речевым развитием и у 33,30% детей с ОНР. Дети могут предложить один вариант сюжетио-ролевой игры или игры с правилами, либо только настольно-печатные игры, иногда - игры, предполагающие наличие двух партнеров (шашки, шахматы). Они испытывают определенные сложности при пояснении хода игры, демонстрируют ограниченность в описании сюжета или правил игры самостоятельно, но с помощью наводящих вопросов успешно достраивают недостающие компоненты.
Низкий уровень развития игровых навыков отмечен у 13,20%детей с нормальным речевым развитием и у 59,10% детей с ОНР. Дети либо совсем не могут придумать занятие, либо предлагают манипулятивные или деструктивные игры. Даже с помощью наводящих вопросов им не удается описать игру; центральным содержанием предлагаемых ими игр, являются однообразные действия с определенными предметами или элементарные игровые сюжеты.
Методика выявила низкий уровень навыков разрешения конфликтных ситуаций в обоих группах. Лишь 39,6% детей контрольной группы предложили конструктивные пути выхода их гипотетической конфликтной ситуации.
В группе детей с ОНР показатель еще ниже - 16,5%.
Большая часть испытуемых готова решать проблему деструктивными методами: уходом из ситуации, с помощью агрессии или путем привлечения арбитра со стороны.
Методика выявила, что дети экспериментальной группы демонстрируют низкий уровень игровых навыков в сравнении со сверстниками с НРР.
Результаты оценки умения сотрудничать.
43,9% детей контрольной группы и 13,60% детей экспериментальной группы имеют высокие показатели по данному параметру.
Дети планируют совместную деятельность. В процессе работы они обращают внимание на партнера, демонстрируют успешные попытки контролировать процесс. Они делятся карандашами, помогают перенести свой узор на картинку товарища, показывают способность убеждать, отстаивать свое мнение, идти на уступки. В основном работают с удовольствием и интересом. Дети работают слаженно, помогая друг другу, стремятся к хорошему результату. На ошибки своего напарника реагируют адекватно, стараясь успокоить товарища. Редкие конфликты, возникающие по ходу споров успешно гасятся. Средний результат показали 46,2% детей контрольной группы и 56,1% экспериментальной группы.
Этим детям не во всем удавалось прийти к общему решению и оказать помощь друг другу. В основном они демонстрировали нейтральное отношение, т.е.взаимодействовали друг с другом в силу необходимости, т.к. воспитатель попросил их об этом. Реакция на ошибки товарища не всегда была адекватной: дети проявляли агрессию, некоторые начинали плакать. Бывало, что один из пары не помогал своему напарнику, хотя тот просил помощи.
Низкий результат имели 10,00% детей в сравнительной группе и 30,00% детей в экспериментальной группе.
Дети либо даже не пытались договориться, работая каждый самостоятельно, либо проявляли агрессию, пытались ударить или толкнуть партнера, начинали кричать друг на друга или плакать.
Методика показала, что дети экспериментальной группы менее общительны, реже приходят на помощь соседу, предпочитают работать каждый сам за себя,не проявляя положительных эмоций в процессе работы.
Результаты оценки просоциальных действий.
Уровневая характеристика развития просоциальности у старших дошкольников с ОНР в сравнении со сверстниками с нормальным речевым развитием.
Методика выявила, что у шести старших дошкольников с ОНР средняя степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника, что составляет 20% от общего числа исследуемых, у шести детей высокая степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника (20%) и у восемнадцати - низкая (60%). Эта категория детей не может оценить действия сверстника. Дети охотно и радостно принимали критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживали как свое поражение. Отказывались оказывать помощь партнеру, даже если в предыдущем задании партнер помогал им.
Таким образом, у большей части детей исследуемой группы низкая степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника. Такие дети значительную часть внимания уделяли своей деятельности.
Результаты оценки уровня диалогического общения.
Уровневая характеристика сформированности диалогического общения у старших дошкольников с ОНР в сравнении со сверстниками с нормальным речевым развитием.
У 30,3% старших дошкольников с ОНР преобладает средний уровень развития диалогического общени. Достигается частичное взаимодействие с партнёром, дети строят недостаточно понятные высказывания для партнёра, их вопросы не позволяют получить достаточную информацию для совместной работы. Дети не способны контролировать и оценивать действий товарища (принимаются как правильные, так и неправильные ответы). Ход их мыслительных операций не всегда последовательным и рассуждения бывают
не связанными с диалогом. У старших дошкольников с нормальным речевым развитием данный уровень наблюдался в 44,9% случаев.
У 9,90% старших дошкольников с ОНР наблюдался высокий уровень коммуникативно-речевых действий. В процессе выполнения задания дети достигали взаимопонимание и обменивались необходимой информацией для выполнения задания, продуктивность совместной деятельности высокая. В процессе игры они выстраивали диалогический сопряженный цикл, используя при этом различные коммуникативно-семантические типы высказывания. Дети обращались друг к другу вежливо, доброжелательно, адресовано. Общение проходило почти бесконфликтно, отмечалось стремление помочь партнеру, если тот испытывал затруднения и не мог сразу найти необходимое. Данный уровень взаимодействия наблюдался у 46,20% детей с НРР.
Низкий уровень диалогического общения наблюдался у 59,80% детей с ОНР и у 9,90% у старших дошкольников с нормальным речевым развитием. Дети не сразу поняли задание, не пытались координировать свои действия и сотрудничать в соответствии с поставленной задачей. Испытывали сложности в выражении мысли в форме вопросительного предложения. Они молчали, не задавая вопросов, или выдавали единичные незаконченные высказывания с семантическими, грамматическими или смысловыми ошибками. Бедный словарный запас вызвал затруднения при попытке передать описание нужной картинки, хотя некоторые из детей пытались это сделать. На запросы партнера дети реагировали с опозданием.
Выводы. Таким образом, дошкольники с ОНР показали преимущественно недостаточную способность к обмену информацией в процессе диалогического взаимодействия.
Результаты диагностического этапа исследования свидетельствуют о недостаточном уровне способности дошкольников с ОНР к межличностному взаимодействию со сверстниками.
В процессе работы у исследуемой группы детей выделены следующие особенности межличностного взаимодействия: низкая мотивация к контакту со сверстником,недостаточный уровень коммуникативного развития,недостаточный уровень развития игровых навыков,недостаточный уровень развития просоциального поведения,недостаточный уровень развития диалогической речи.
Задача формирующего этапа исследования - разработка программы формирования способности и готовности к личностному взаимодействию у старших дошкольников с ОНР.
Основные направления реализации программы:
1. Формирование коммуникативных действий, направленных на создание и удержание контакта; на развитие понимания партнера по совместной деятельности и учета его позиции в ходе межличностного взаимодействия, повышения уровня просоциальности.
2. Формирование коммуникативных действий, направленных на поддержание позитивного отношения к партнеру в процессе совместной деятельности для достижения общей цели в ситуации возникновения конфликта интересов.
3. Формирование коммуникативно-речевых действий, направленных на понимание мыслей партнера, формирование умения правильно выражать свои мысли с помощью языковых и невербальных средств, и адекватно реагировать на высказывания сверстников в ходе межличностного зваимодействия.
Разработанная нами программа предполагает моделирование бытовых коммуникативных ситуаций, использование коммуникативно-речевых игр.
Основные формы организации взаимодействия: парная и групповая.
Литература:
1. Андреева Е.И. Динамика межличностного взаимодействия дошкольников с интелектуальной недостаточностью со сверстниками // Диссертация на соискание ученой степени кондидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2017.
2. Волковская Т.Н. Система психологической помощи детям с недостатками речи. // Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва, 2012.
3. Глистина И.А. Особенности эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия. 2006. № 5 (22). С. 30-36.
4. Двуреченская О.Н. Преодаление социально-личностного недоразвития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7 (часть 6) С. 1091-1093
5. Дмитриева, Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза: монография / Е.Е. Дмитриева; Нижегородский государственный педагогический университет. - Н. Новгород: НГПУ, 2004. - 258 с.
6. Дмитриева Е.Е. Развитие общения со взрослым и сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Монография. Нижний Новгород : Мининский ун-т, 2017
7. Дубова Н.В. Об особенностях навыка общения дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. 2006. № 3. С. 36-38.
8. Игнатьева С.А., Канунникова Е.О., Парахина Е.С. Оценка состояния коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. 2007. № 2. С. 29-33.
9. Серебрякова О.В. Игра как средство диагностики межличностных взаимоотношений дошкольников в норме и с общим недоразвитием речи // Вестник Томского Государственного Университета. 2011. № 345. С. 188-191.
10. Смирнова Е.О. Холмогорова М.В. Дети с трудностями в общении. ФГОС ДО // Изд. Русское слово, 2018.
11. Щербакова Т.Ю. Коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативно-деятельностного взаимодействия дошкольников с ОНР в игре // Диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2006.