Научная статья на тему 'Карьероформирующее обучение при подготовке востребованного на рынке труда специалиста'

Карьероформирующее обучение при подготовке востребованного на рынке труда специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / КАРЬЕРА / КАРЬЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE EXPERT / PIT / CAREER TRAINING / INDIVIDUAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Александра Сергеевна, Сергеева Марина Георгиевна

Радикальные социальные изменения, произошедшие в России за три последних десятилетия, расширение и углубление сферы влияние рынка, а также постоянное ужесточение требований, предъявляемых к подготовке кадров новой генерации, оказывают существенное влияние на отношение к профессиональной карьере, ее сущности, функциям и сценариям формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER-FORMING TRAINING IN THE TRAINING OF A SPECIALIST RECEIVED DEMANDED ON THE LABOR MARKET

The radical social changes which happened in Russia in three last decades, expansion and deepening of the sphere market influence and also constant toughening of requirements imposed to training of new generation have significant effect on the attitude towards professional career, its essence, functions and scenarios of formation.

Текст научной работы на тему «Карьероформирующее обучение при подготовке востребованного на рынке труда специалиста»

Педагогика

УДК: 373.1

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии Соколова Александра Сергеевна

Московский государственный лингвистический университет (г. Москва);

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

КАРЬЕРОФОРМИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОСТРЕБОВАННОГО НА РЫНКЕ

ТРУДА СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. Радикальные социальные изменения, произошедшие в России за три последних десятилетия, расширение и углубление сферы влияние рынка, а также постоянное ужесточение требований, предъявляемых к подготовке кадров новой генерации, оказывают существенное влияние на отношение к профессиональной карьере, ее сущности, функциям и сценариям формирования.

Ключевые слова: инновационное обучение, профессиональная компетентность специалиста, карьера, карьерное обучение, индивидуальное развитие.

Annotation. The radical social changes which happened in Russia in three last decades, expansion and deepening of the sphere market influence and also constant toughening of requirements imposed to training of new generation have significant effect on the attitude towards professional career, its essence, functions and scenarios of formation.

Keywords: innovative training, professional competence of the expert, pit, career training, individual development.

Введение. За последние двадцать лет в России и за рубежом появилось значительное количество серьезных педагогических трудов, посвященных вопросам личностного совершенствования и профессиональной эволюции будущего специалиста с учетом специфики инновационного обучения. Признавая неоспоримую общественную ценность результатов, полученных в ходе данных исследований, авторы статьи, тем не менее, считают необходимым подчеркнуть, что при всей масштабности и дифференцированности подходов к обсуждаемому явлению, его составляющие изучены в неодинаковой степени: в качестве основного компонента позиционируется профессиональная компетентность специалиста - фактор, явно доминирующий над анализом социально-психологических сторон его деятельности (как в количественном, так и в качественном отношении).

С нашей точки зрения, такое соотношение приводит к тому, что специалист недостаточно раскрывает свой потенциал в обширном общественном контексте (даже при высоком уровне профессионализма, понимаемого в узком смысле слова). В наши дни специалист, как правило, не уделяет особого внимания перспективам использования своих личностных ресурсов в рамках собственной профессиональной эволюции. В большинстве случаев он не может адекватно оценить [7]: 1) конкретные векторы индивидуального развития, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям и, таким образом, являются оптимально приложимыми к данной личности с ее достоинствами и недостатками; 2) комплекс действий, требующихся для подобного соответствия, алгоритмы их эффективного осуществления и осмысления достигнутых результатов. Имеется в виду прежде всего профессиональная карьера (далее - ПК), слабый интерес к продумыванию и проектированию которой серьезно препятствует продуктивному обучению специалистов инновационного типа на территории Российской Федерации.

Изложение основного материала статьи. В дорыночный период существительное «карьера» не имело у нас в стране терминологического статуса и употреблялось, как правило, с отрицательной смысловой коннотацией. Однако уже в середине прошлого столетия данное слово начали использовать для характеристики более разнообразных критериев и проявлений человеческой жизнедеятельности. По данной причине сам феномен карьеры, эволюция соответствующего понятия и использование термина сделались предметом междисциплинарного интереса в научной среде.

Чтобы разобраться в современном понимании карьеры, перейдем к рассмотрению интерпретаций данного явления в отечественной и мировой науке. В начале XXI столетия интерес к теоретическим и практическим аспектам рассматриваемого феномена наблюдается у представителей разных школ и направлений как в нашей стране, так и за рубежом. Он исследовался специалистами в области политологии (Р.Г. Григоряном, Г.И. Деминым), социологии (А.И. Кравченко, Е.А. Охотским, В.И. Щербиным), менеджмента и управления (В.В. Гончаровым, И.М. Слепенковым) и т.д. При трактовке карьеры эксперты из различных предметных сфер задействуют большое количество базовых терминов: «продвижение», «мобильность», «конкурентоспособность», «лояльность» и многие другие. Большинство этих авторов, при всех различиях, существующих между их позициями по общим и частным вопросам, рассматривают карьеру как поэтапное движение по ступеням служебной лестницы, которое сопровождается трансформацией навыков, умений, общих личностно-профессиональных ресурсов сотрудника организации. При этом ни в одном политологическом, экономическом или социологическом толковании термина «карьера» не упомянуто о развитии индивида в профессиональном и личностном отношениях, хотя покорение новых карьерных высот зачастую ассоциируется именно с таким развитием. Анализ феномена карьеры сквозь призму педагогического и психологического знания позволяет воспринимать ее не только как смену должностей и изменение зарплатной платы, но и значительно шире: в ракурсе личностно-профессионального роста и общественной реализации.

Тогда как термин «карьера» активно используется зарубежными психологами и теоретиками педагогики уже на протяжении нескольких десятилетий, в российских трудах соответствующей направленности он появился совсем недавно: в начале нового века. Вероятно, подобная ситуация обусловлена отрицательными коннотациями, присущими понятию «карьеризм», который, тем не менее, не следует смешивать с понятием «карьера» [1].

Иностранные исследователи ПК, прежде всего американские, зачастую предлагают максимально широкие интерпретации карьеры, характеризуя ее как разделенный на некоторое количество отрезков жизненный путь индивида или же как последовательность и сочетание ролей наиболее общего характера,

реализуемых человеком на протяжении всей жизни. В большинстве работ, связанных с тематикой карьеры и размещенных в специализированных научных изданиях ("Journal of Counseling and Development", "Career Development Quarterly" и т.д.), авторы данной статьи не обнаружили достаточно четкой трактовки явления карьеры. Как правило, авторы данных статей акцентируют внимание на смежных феноменах (карьерной мотивации, выборе профессии и оптимальной траектории продвижении, субъективных критериях успешности), во многих случаях анализируя их весьма глубоко и детально [5].

Предлагая дефиницию карьеры, зарубежные авторы, как правило, знакомят читателя и с собственными соображениями по поводу сущности данного феномена. Например, американский специалист К. МакДениэлз (Carl McDaniels) приходит к выводу, что карьера имеет для людей гораздо большее значение, чем профессия или занимаемая должность. Это образ жизни, включающий в себя сочетание профессиональной деятельности и всех занятий, в которые индивид бывает вовлечен на протяжении своей жизни. С.Л. Хансен (Sunny L. Hansen) является сторонником более широкой интерпретации карьеры, трактуя ее как последовательность ситуаций осознанного выбора, неизбежно возникающих при получении образования, выполнении служебных обязанностей или реализации бытовых функций и оказывающих влияние на социальный статус индивида, его место в общественной иерархии. Э. Мур (Earl J. Moore) и Н. Джисберс (Norman C. Gysbers) позиционируют карьеру как непрерывный процесс самосовершенствования личности в течение жизни посредством смены и модификации ролей, условий и событий [8].

Наиболее популярным является толкование карьеры, предложенное Д. Супером (Donald Super). Автор видит в ней череду значимых жизненных ситуаций в биографии индивида, детерминирующих, в конечном счете, общий вектор и интенсивность саморазвития; совокупность и последовательность реализуемых человеком видов деятельности (официальных и неофициальных, оплачиваемых и неоплачиваемых, любимых и нелюбимых), с подросткового или юношеского возраста и вплоть до выхода на пенсию. Также Д. Супер включает в понятие карьеры определенные статусы, имеющие прямое или косвенное отношение к работе (учащийся, сотрудник, пенсионер; гражданин, отец / мать и т.д.). Исследователь акцентирует внимание на том, что карьера индивида разворачивается лишь через ее практическую реализацию; она неразрывно связана с жизнью самого человека, с происходящими в ней изменениями, содержит реализованные и не реализованные возможности, отличается неповторимостью, сравнимой с уникальностью отпечатков пальцев и рисунков радужной оболочки глаза. Любая карьера характеризуется динамикой, репрезентируемой по мере раскрытия карьерного потенциала. Значимой представляется позиция Д. Супера, в соответствии с которой в структуру карьеры входят не только элементы профессиональной жизни, но и занятия, которым посвящает себя человек до и после активного периода, а также сочетание функций работника с иными жизненными функциями и ролями [2].

На рубеже XX и XXI веков в зарубежных трудах по педагогике и психологии трактовки понятия «карьера» были значительно обогащены: стандартное, укоренившееся восприятие карьеры как однонаправленного, линейного продвижения по «анфиладе» должностных позиций, предусмотренных иерархической вертикалью, которая предполагает заранее известную последовательность инвариантных этапов, было предложено заменить поливариативным подходом к данному феномену, отражающим неоднозначность и многоаспектность индивидуального карьерного пути. Данное движение подразумевает возможность головокружительных успехов, катастрофических неудач, временного возвращения на уже пройденную ступень, посвящение себя смежной или принципиально иной деятельности, тогда как устоявшийся подход нацелен в первую очередь на внешние обстоятельства и некую условную, умозрительную, единую для всех людей модель профессионального и социального роста (т.н. «карьерную лестницу»). Американский исследователь Д. Холл (Douglas T. Hall), предложивший термин "protean career" («протейная / поливариативная карьера»), также отмечает уникальность, неповторимость любой отдельно взятой человеческой карьеры.

В контексте традиционного подхода считалась, что за всю свою активную жизнь (как правило, от совершеннолетия до пенсии) человек может построить всего одну карьеру - успешную, среднюю или неудачную. Это позволяло работнику прийти к выводу, что для стремительного (или, во всяком случае, не слишком медленного) продвижения по карьерной лестнице ему необходимо освоить лишь какой-нибудь один или два-три вполне определенных навыков и умений. В соответствии с новым восприятием особенностей профессионального и должностного роста сотрудников, под ПК понимается вовлеченность индивида в значительное количество карьерных этапов, каждый из которых включает в себя несколько «микрофаз», связанных с формированием и развитием профессионала (первичная адаптация - осознание специфики выбранной профессии - достижение высокого уровня - уход), и сочетается с незначительными по времени, но важными и динамичными стадиями переподготовки. При этом сотрудник имеет возможность оттачивать свои профессиональные компетенции не в одной, а сразу в нескольких областях. В рамках поливариативной карьеры от людей, стремящихся достичь высоких профессиональных результатов, требуется, в первую очередь, не наличие некоторого числа фиксированных навыков и умений, а присутствие способностей более общего характера, к наиболее значимым из которых следует отнести умение оперативно приспосабливаться к изменчивости организационной сферы и продуктивное самообразование. С нашей точки зрения, данное толкование достойно повышенного внимания к изучению ПК в рамках акмеологической позиции. Кроме того, необходимо отметить, что при учете воздействия на развертывание ПК экономических, социальных и иных факторов, эволюция поливариативной карьеры происходит прежде всего под влиянием личностных свойств и проявлений [6].

По наблюдению М. Вудкока (Mike Woodcock) и Д. Фрэнсиса (David Louis Francis), при установлении степени пригодности будущих работников для той или иной профессии, при выстраивании и стимулировании их карьерной траектории основное внимание уделяется их индивидуальным качествам (также, как и в период профессиональной подготовки, сопряженной с постижением технологической специфики в процессе работы). Сама же карьера воспринимается как процесс, контролируемый не только руководством и другими внешними факторами, но и самим индивидом, а вектор ПК способен иногда корректироваться и принципиально изменяться в соответствии с трансформацией мотивов и потребностей индивида.

Таким образом, в трудах современных зарубежных исследователей раскрывается и обосновывается тезис о субъективности ПК. Следует подчеркнуть, что критерий эффективности подобной карьеры является «интернальным», «внутренним»: для индивида, реализующего данный тип карьеры, главную роль играет его собственная вера в свою эффективность, а не чужие мнения, отношение коллег и формальные показатели.

В советский период понятие ПК использовалось отечественными учеными весьма редко и в большинстве случаев сопровождалось уточнением, что на пути к светлому коммунистическому будущему все вопросы, связанные с построением индивидуальной карьеры, не имеют для гражданина большого значения, а в безусловном приоритете находятся интересы общества и государства. В 90-е годы, на фоне стремительно закрепляющейся рыночной реальности, ПК приобретает новый статус и наделяется новыми характеристиками. Формирование рынка труда в нашей стране определило нацеленность основной массы россиян на динамичное и результативное овладение выбранной профессией, трансформацию стратегии, сущности и технологии формирования ПК, позиционируемой в современных условиях в качестве осмысленной системы взглядов, которая способствует повышению общественного статуса человека и создает условия для его максимальной самореализации [4].

Лишь на рубеже XX и XXI веков в российских научных журналах, посвященных вопросам менеджмента и психологии управления, начинают встречаться серьезные работы, связанные с различными аспектами карьеры в целом и ПК в частности. Отечественные авторы, рассматривающие данное явление в рамках социологического или психолого-педагогического знания, позиционируют ее как общую череду стадий развития индивида в главных областях жизни (досуговой, семейной, профессиональной): под карьерой понимается трансформация социально-экономического статуса, общественных функций, индивидуальных проявлений личности, ориентированных на внешнюю реальность. В более узкой интерпретации понятие карьеры соотносится исключительно с трудовой сферой: со сменой должности, позиции, специальности, места работы; с динамикой личной эффективности.

В недавно опубликованных трудах ряда российских исследователей интерпретация карьеры тоже не выходит за пределы наиболее популярной трактовки, учитывающей лишь продвижение по профессиональной вертикали (иногда - с возможностью «горизонтальных» изменений). Вызывающее всё больший интерес восприятие карьеры, разделяемое Н.С. Пряжниковым, может также истолковываться в более широком смысле: как достижение высоких результатов не только в выбранной профессии, но и в жизни как таковой. Как и Д. Супер, отечественный ученый воспринимает формирование карьеры в качестве процесса профессиональной самоидентификации, который состоит из непрерывно чередующихся ситуаций, требующих определенного решения, и базируется на «Я-концепции» как сравнительно монолитной системе, претерпевающей относительно медленные изменения, связанные с взрослением личности. Современный человек сталкивается как минимум с одним принципиально значимым выбором: тем, который необходимо сделать после получения аттестата зрелости. Вторая подобная ситуация, характерная для большинства судеб, наступает после получения диплома о высшем образовании. Наконец, многие граждане начинают задумываться о смене места работы или даже профессиональной сферы. Последнее, вероятно, является одним из самых трудных выборов, сопоставимым со сложными моральными дилеммами [3].

В российских научных трудах педагогической и психологической направленности карьера анализируется в рамках концепции жизненного пути, имеющей много общего с идеями К.А. Абульхановой-Славской о выборе жизненной стратегии в соответствии с собственным личностным типом.

Отдельные исследователи (например, А.К. Маркова) дифференцируют два толкования карьеры: широкое и узкое. При первом подходе карьера позиционируется как линейное профессиональное развитие, последовательность плато и новых профессиональных вершин, обычно не подразумевающее сложных «серпантинов». При втором подходе карьера интерпретируется в качестве смены должностей, где повышенное внимание уделяется не только освоению определенных навыков и умений, связанных с профессией, но и получению определенного функционального статуса в выбранной сфере, достижению более высокой, часто вполне конкретной, должности. Отправной точкой для данной разновидности карьеры является выбор востребованной и престижной профессии для соответствия в ней некоторому установленному обществом стандарту. В данном случае карьера представляет собой осмысленно выбранный и осуществляемый сотрудником организации маршрут продвижения от одной должности к другой, активно проявляемую потребность в том или ином общественном, профессиональном или формальном статусе, что способствует многоаспектной самореализации индивида согласно достигнутому им квалификационному уровню. Об успешности подобной карьеры можно судить по близости работника к штурмуемой им точке на должностной вертикали.

С точки зрения А.К. Марковой, человек способен сознательно выбирать и выстраивать собственную карьеру - как в служебном, так и в профессиональном отношениях. Отмечается, что данные аспекты не всегда совпадают: весьма квалифицированный специалист может не получить высокого назначения и, наоборот, человек, занимающий престижные и высокооплачиваемые должности, иногда обладает достаточно низким уровнем профессионализма. Р.Л. Кричевский подчеркивает, что профессионализм, в отличие от служебного успеха, представляет собой «качественную характеристику личности»: только раскрывая свой личностный потенциал, индивид превращается в истинного творца собственного «акме» (вершины индивидуального развития). В контексте данной интерпретации продвижение вверх по должностным ступеням предстает не в качестве самоцели, а лишь как один из инструментов реализации своих возможностей, к которым также следует причислить профессиональный рост, насыщение трудовой деятельности новыми, более сложными задачами традиционного и творческого характера.

По сравнению с зарубежными работами, посвященными феномену карьеры, в современных публикациях отечественных исследователей, в целом, более подробно характеризуется психологическая сущность изучаемого явления. Под карьерой в них понимается движение к цели, которую ставит перед собой индивид, начиная заниматься одним из типов деятельности, имеющих большое значение для социума и государства; комплекс мотивов, стимулирующих личность к осуществлению деятельности, приносящей определенную пользу государству и социуму, а также набор ценностных установок, выступающих основой для данной мотивации.

Выводы. Таким образом, авторами статьи была установлена психолого-педагогическая неоднозначность в трактовке понятия «карьера» как в зарубежной (прежде всего западной) литературе, так и в трудах отечественных авторов. В обоих случаях имеет место широкий подход к пониманию карьеры как явления, затрагивающего различные грани личности современного работника и гражданина. Выявлен сложный и многосторонний характер выстраивания ПК у большинства людей. Восприятие данного процесса личностью является субъективным; далеко не каждый человек может адекватно оценить оформляющийся «контур» и перспективы своей карьеры. Данную проблему следует отнести к числу наиболее важных в процессе

выстраивания ПК, а самого человека, занимающегося ее формированием - к значимым факторам реализации и совершенствования возможностей современного общества.

Литература:

1. Адольф В.А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2015. №1 (31). С. 5-11.

2. Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. №5. - 2013 - С. 38-41.

3. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66.

4. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

5. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

6. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

7. Пичугина, Е.В. Профессиограмма как основа профессиональной подготовки менеджера образования / Е.В. Пичугина // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. — Москва: «Луч», - 2006, -№ 4 (21) - 0,5 пл.

8. Пичугина, Е.В. К вопросу о моделировании управленческо-педагогической деятельности менеджеров образования / Е.В. Пичугина // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тезисы научных докладов 13-й Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург: РГППУ, 2006. - С. 141-142.

Педагогика

УДК: 373.61

кандидат экономических наук, доцент Соловейкина Мария Павловна

Российский государственный педагогического университета имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРАУДСОРСИНГА В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлен подробный анализ особенностей изучения и применения технологии краудсорсинга в рамках школьного экономического образования способствует повышению уровня мотивации учеников, обеспечивает эффективное вовлечение учеников в учебный процесс, решение учебных задач, стимулирует исследовательскую активность.

Ключевые слова: проект; краудсорсинг; краудфандинг; генерация идей.

Annotation. The article presents a detailed analysis of the features of studying and applying crowdsourcing technology within the framework of school economic education, enhances the level of student motivation, ensures the effective involvement of student in the education process, the solution of educational problems, simulates research activity.

Keywords: project, crowdsourcing, crowdfunding, generation of ideas.

Введение. В условиях глобальной трансформации экономики и инновационного развития общества повышается значимость интеллектуальных ресурсов, их массовое использование в производстве продуктов различных сфер деятельности. При этом человечество подошло к осознанию того, что для повышения эффективности процесса генерации идей необходима максимальная концентрация и использование производственных, научно-образовательных сил. Одним из инструментов концентрации имеющихся у общества ресурсов для решения конкретных задач выступает краудсорсинг, предполагающий создание базы качественного взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Изложение основного материала статьи. Под краудсорсингом (crowdsourcing) в наиболее общем смысле понимается система коллективного интеллекта, которая подразумевает предложение независимых решений определённых задач свободными субъектами интеллектуальной деятельности. Главная идея краудсорсинга заключается в том, что большие группы людей располагает значительным объемом знаний, которые можно использовать на основе создания комфортных условий для их совместной работы над задачей. При этом современные информационные технологии позволяют вовлекать множество субъектов в процесс реализации проектов. Однако в настоящее время потенциал технологии краудсорсинга раскрыт не полностью.

В современности, в условиях развития рыночной экономики во всех сферах деятельности общества, организации прибегают к нестандартным способам повышения конкурентоспособности, повышают собственную эффективность на основе новых бизнес-моделей. Образовательные организации не являются исключением в рамках данной тенденции. В качестве примера можно привести краудсорсинг в сфере образования - интернет-платформа «Преобразование» [4]. Она является площадкой для работников в сфере образования и учителей, на которой осуществляется коллективная работа над проектами образовательных стандартов, определением условий обучения, построения новых ориентиров школы. Платформа насчитывает более 100 000 участников, 30 000 предложений, более 20 проектов. Организаторами «Преобразования» выступают: МГПУ (Московский городской университет) и Wikivote.

В российской практике использования краудсорсинга в сфере образования можно встретить данную технологий в двух аспектах: в разработке и реализации социально значимых проектов; в процессе улучшения качества образовательных услуг. В рамках практикоориентированности образовательного процесса краудсорсинг способен повысить эффективность деятельности, что актуально для студентов, педагогического сообщества, образовательных организаций в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.