УДК 378.126+378.661 Соколова Александра Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и технологии обучения в высшей школе Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА И ПОДХОДЫ К ЕЁ ИССЛЕДОВАНИЮ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ АВТОРАМИ
В статье рассматривается современное психологопедагогическое понимание термина «карьера», анализируется интерпретации данного термина в работах отечественных и зарубежных авторов. Представлено авторское определение карьеры в контексте формирования содержания программ карьероформирующего обучения.
Ключевые слова: карьера, психолого-педагогический ракурс карьеры, жизненный путь личности, самореализация, профессионализм, социальный статус, карьероформирующее обучение.
Sokolova Alexandra Sergeevna
PhD in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and Technology of Education in Higher School, First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov
PROFESSIONAL CAREER AND APPROACHES TO ITS RESEARCH BY NATIONAL AND FOREIGN AUTHORS
The article considers modern psychological and pedagogical understanding of the term of «career», interpretations of this term in the works of national and foreign authors have been analyzed. The author’s definition of career is given within the context of creating the content of career education programs.
Key words: career, psychological and pedagogical aspect of career, personal life-span, self-realization, professionalism, social status, career education.
Понятие «карьера» используется давно, его истинное содержание изменялось и обогащалось вместе с развитием общества. Автору статьи представляется целесообразным представить современное научное психолого-педагогическое осмысление термина «карьера», на основе понимания которого можно формировать в дальнейшем содержание программ карьероформирующего обучения.
В настоящее время карьера является объектом научных исследований различных научных направлений и школ. Она изучалась социологами (Дряхлов Н.И., Кравченко А.И., Турчинов А.И. Охотский Е.А., Добреньков В.И., Щербин В.В.), политологами (Григорян Р.Г., Гришин А.В., Демин Г.И.), специалистами в области экономики труда и менеджмента (Гончаров В.В., Курбатов В.И., Слепенков И.М.) и др. При определении карьеры социологами, политологами, специалистами в области экономики труда и менеджмента используется целый ряд ключевых терминов: перемещение, мобильность, продвижение. Большинство же исследователей названных специализаций, при всем разнообразии их подходов и точек зрения, объединяет понимание карьеры как постепенного продвижения по служебной лестнице, сопровождающегося изменением навыков, способностей, квалификационных возможностей работника. Вместе с тем, ни в одной из социологических, политологических, управленческих интерпретаций понятия «карьера» не идёт речи о профессионально-личностном росте, хотя именно с таким ростом часто соотносится карьерное продвижение.
Именно психолого-педагогический ракурс рассмотрения феномена карьеры позволяет видеть её не только под углом продвижения по служебной лестнице, а гораздо шире - в контексте личностно-профессионального становления и функционирования индивида в социуме.
Если в статьях психолого-педагогической направленности зарубежных исследователей термин «карьера» прочно укоренился несколько десятков лет назад, то до недавнего времени в отечественной психолого-педагогической литературе этот термин практически не встречался. Возможно, такое положение вещей было связано с акцентированием внимания на негативном восприятии термина «карьеризм», который, однако, не совпадает с понятием «карьера».
Зарубежные исследователи профессиональной карьеры, главным образом американские, предпочитают давать максимально расширенное толкование карьеры, определяя ее как «разбитый на определенные промежутки жизненный путь человека, связанный с его работой» или определяя карьеру в её самом полном и всеобъемлющем смысле как «последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни» [9].
Во многих статьях, опубликованных в специальных зарубежных научных журналах «Career Development Quarterly», «Journal of Counseling and Development» и др., посвященных проблематике карьеры, мы встречаем достаточно общие определения общее феномена карьеры. Основное же внимание авторы публикаций уделяют соподчиненным понятиям: мотивации к карьере, специали-
зации в карьере, субъективному карьерному успеху, описывая их достаточно подробно и глубоко.
Зарубежные исследователи, формулируя определение карьеры, дают одновременно и свое понимание этого феномена. Так К. МакДениэлз [13] делает заключение, что карьера значит больше, чем работа или профессия: это «стиль жизни», который включает в себя последовательность профессиональной деятельности и различных видов деятельности в свободное время, в которые человек включен в течение всей жизни. Л. Хансен [12] выступает за расширеннную трактовку термина карьеры, в течение которой происходит цепь моментов выбора в сфере образования работы и семьи, как взаимозависимых компонентов ролевой интеграции. Н. Джисберс и И. Мур [10] предложили понимание карьеры как процесса саморазвития индивида в течение жизни через интеграцию ролей, окружений и событий в жизни человека. Чаще всего используется определение карьеры Дональда Супера, который определяет её как цепь событий в жизни человека: последовательность занятий и жизненных ролей, которые являют в своей совокупности общую направленность на саморазвитие, последовательность оплачиваемых и неоплачиваемых должностей, которые занимает человек, начиная с периода ранней юности и до пенсии; это также жизненные роли, соотносящиеся с работой напрямую - студент, работник, пенсионер; и косвенно - родитель, гражданин. Д. Супер подчёркивает, что карьера человека раскрывается только по мере её осуществления, она всегда развертывается вокруг человека и является уникальной для каждого человека в отдельности, состоит из того, что человек делает и чего не делает на протяжении своей жизни. Карьера динамична и эта динамика проявляется по мере развертывания карьеры. Важным является тезис Д. Супера, согласно которому не только профессиональная жизнь составляет карьеру: в неё интегрируется пред- и послепрофессиональная жизнь, а также интеграция ролей работника с другими жизненными ролями [14].
В последнее время в психолого- педагогических работах зарубежных исследователей понимание феномена карьеры были существенно дополнены: вместо традиционного понимания карьеры, рассматриваемой как линейно-последовательное продвижение от низших к высшим должностным позициям в организационной иерархии, содержащей прогнозируемую серию вполне определённых, фиксированных стадий, предлагается использовать термин поливариативной карьеры [11], который отражает сложный и динамичный характер карьерного пути сотрудника современной организации. Этот путь может включать пики, спады, временный возврат на предыдущий уровень, и смену одного вида деятельности другим, в то время как традиционный подход ориентирован главным образом на внешние условия и некую идеальную, обобщённую, универсальную для всех модель (так называемая карьерная лестница). Авторы термина «поливариативная карьера» Д.Холл и Ф.Марвис подчёркивают уникальность карьеры для каждого работника, которая, по мнению авторов, так же уникальна и неповторима, как и отпечатки его пальцев.
В рамках прежнего подхода главенствовал императив, обозначенный как «одна жизнь - одна карьера», который позволял работнику рассчитать, что для успешного осуществления карьеры в течение всего периода его профессиональной активности вполне достаточно развития какого-то одного или нескольких конкретных умений и навыков. Новый взгляд на специфику должностного и профессионального продвижения работников фокусируется на профессиональной карьере как на динамическом прохождении многих карьерных циклов, каждый их которых состоит, в свою очередь, из ряда мини-стадий профессионального становления и развития (вхождение-освоение-достижение мастерства - уход) и чередуется с краткими, но интенсивными периодами переобучения. При этом работник может развивать и совершенствовать свои профессиональные умения и навыки в нескольких сферах деятельности. В поливариативной карьере от работников, претендующих на успешное профессиональное продвижение, требуется, прежде всего, обладание не конкретным ограниченным набором навыков и умений, а своего рода метаумениями, к важнейшим из которых относятся способность быстро адаптироваться к часто меняющимся условиям организационной сферы и эффективное самообучение. Данное положение, на наш взгляд, в контексте рассмотрения акмеологического подхода к исследованию профессиональной карьеры заслуживает самого пристального внимания. Важно также то, что, не умаляя влияния на профессиональную карьеру социальных, экономических, организационных и других факторов, развертывание полива-риативной карьеры основывается на личностных факторах.
По данным Ф. Вудкока и Д. Френсиса [3], при определении профессиональной пригодности будущих специалистов, планировании и развитии их карьерного продвижения приоритет отдаётся личностным особенностям - перед профессиональной подготовкой, связанной с овладением техникой и технологией в процессе управления. Собственно же карьера рассматривается как процесс, управляемый не только организацией, но и самим человеком, а направление профессиональной карьеры может время от времени меняться в соответствии с динамикой потребностно-
мотивационной сферы личности.
Таким образом, в исследованиях современных зарубежных авторов проводится идея субъективности профессиональной карьеры, имеющая для нашего исследования центральное значение. Важно отметить, что критерий успешности такой карьеры интернален, то есть для осуществляющего ее человека решающее значение имеет субъективное осознание своей успешности, а не внешние знаки и оценки.
Коренные изменения социальной жизни России, происшедшие за последние десятилетия, развивающиеся рыночные отношения активно влияют на изменение статуса профессиональной карьеры, понимание ее роли, содержания и стратегии формирования. До начала 1990-х гг. в России понятие «профессиональная карьера» использовалось крайне редко и, как правило, сопровождалось комментарием, которым доказывалось, что в социалистических условиях личная заинтересованность граждан в формировании карьеры носит вторичный характер, а доминирующим фактором являются интересы социума и государства.
До перехода России к рыночным отношениям термин «карьера» носил бытовой, формальный характер и в него вкладывался, как правило, негативный смысл: о карьере иногда говорили с чувством иронии или сарказма.
В развивающихся рыночных условиях профессиональная карьера приобретает новое содержание и идентификационные особенности. Развитие рынка труда в России детерминировало социальную и личностную направленность граждан на эффективную и качественную профессионализацию, изменение стратегии, содержания и организационных форм построения профессиональной карьеры, которая рассматривается сегодня как осознанная мировоззренческая позиция, обеспечивающая повышение социального статуса индивида возможности его полноценной самореализации.
Только начиная с середины 1990-х гг. в отечественных научных изданиях, посвящённых проблемам психологии управления, менеджменту персонала в организации, появляется целый ряд значимых исследований феномена карьеры различной глубины содержательного наполнения. Отечественные исследователи феномена карьеры в её психолого-педагогическом и социальном ракурсе определяют её как общую последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой): карьера представляется динамикой социальноэкономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности. В узком смысле понятие карьеры связывается с динамикой положения и активности в трудовой деятельности.
Трактовка карьеры в ряде недавно изданных работ отечественных авторов также выходит за рамки собственно продвижений в профессиональной деятельности. Современное понимание карьеры, приводимое Н.С. Пряжниковым [8], имеет также расширительное толкование - «это не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни». Н.С. Пряжников вслед за Д. Сьюпером относится к построению карьеры как к процессу профессионального самоопределения, представляющему собой постоянно чередующиеся выборы и имеющему в качестве своей основы Я-концепцию личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека. Перед подобным выбором человек стоит несколько раз в своей жизни: после окончания школы, после окончания вуза, при переходе в другую профессиональную сферу деятельности.
В отечественных психолого-педагогических исследованиях карьера рассматривается в контексте теории жизненного пути личности, коррелирует с понятием стратегии жизни К.А. Абульха-новой-Славской [1]: выбор личностью способа жизни, соответствующего её типу.
Некоторые авторы, в частности, А.К. Маркова, также различают широкое и узкое понимание карьеры. В первом случае карьера рассматривается как «профессиональное продвижение, профессиональный рост, переход от одних ступеней профессионализма к другим (в таком толковании карьера близка к траектории движения данного человека к вершинам, «акме» профессионализма). Во втором случае под карьерой понимается должностное продвижение, где на первый план выступает не только овладение уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. Этот тип карьеры начинается с выбора престижной профессии и включает достижение в ней определенных социально признанных стандартов. Карьера здесь - это сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации. Результатом этого вида карьеры является определенный социальный статус, должность» [7, с. 123]. По мнению
А.К. Марковой, человек может осознанно выбирать и строить свою карьеру, как в профессиональном, так и в должностном плане. Причем, обе эти стороны карьеры могут не совпадать у одного и того же человека: подлинный профессионал может не сделать служебную карьеру, и, напротив, человек на высоких должностях не всегда достигает высокого уровня профессионализма.
В целом, по сравнению с зарубежными публикациями по вопросам карьеры в современных работах отечественных авторов более детально раскрывается собственно психологическое содержание понятия карьера: характер целей, которые ставит человек, включаясь в один из видов деятельности, значимых для государства, гражданином которого он выступает, и важных для общества, членом которого он является; система мотивов, побуждающих человека выполнять деятельность, в большей или меньшей степени полезную для государства и общества, а также стоящая за этими мотивами система ценностей; степень актуализации в процессе деятельности способностей специалиста, проявляющихся в конкретных поступках и делах, свидетельствующих о достигнутом уровне профессионализма [2].
Отечественные исследователи В.Г. Игнатов, В.К. Белолипецкий и А.В. Понеделков предлагают несколько подходов к понятию «карьера» [5]. С точки зрения процессуального подхода карьера должна быть определена как способ достижения целей и результатов в основной форме личностного самовыражения. С позиций статусного подхода карьера - это достигнутый человеком результат деятельности и социальной статус. В рамках ценностного подхода карьера связана с общественно значимой и оцениваемой деятельностью личности в социуме; с позиций индивида карьера понимается как индивидуальный трудовой путь человека, его деятельность, выраженная в профессиональной и должностной форме, и такое понятие карьеры используется довольно часто.
Наиболее современное и психологически точное толкование категории карьеры приводит И.Д. Ладанов [6]. Он определяет карьеру не только как продвижение по должностным ступенькам, но и как процесс реализации человеком себя, своих возможностей в условиях профессиональной деятельности.
Занимаясь исследованием проблем развития карьеры, мы на разных этапах исследовательской деятельности формулировали свое определение карьеры. Так, в 2006 г. мы представляли карьеру как жизненный путь человека, который основан на выборе и осуществлении профессиональной деятельности и выполнении связанных с ней других социальных ролей при наличии необходимых для этого уровня компетентности, личностных качеств и ценностных ориентаций [4]. В дальнейшем наше определение уточнялось, поскольку отождествление карьеры с жизненным путём индивида максимально расширяет наполнение феномена карьеры, лишая его конкретики. В настоящее время мы предлагаем авторское определение карьеры как индивидуальной динамики профессиональной деятельности, которая проявляется в контексте жизненного пути самореализующегося индивида, выполняющего широкий спектр социальных ролей, и основывается на личностных качествах и ценностных ориентациях, необходимом уровне компетентности.
Таким образом, мы выявили, что психолого- педагогическое наполнение термина «карьера» разнообразно как в отечественной, так и зарубежной научной литературе. Однако мы прослеживаем расширенное понимание карьеры - как у зарубежных, так и у отечественных исследователей, которое охватывает многие аспекты жизнедеятельности современного человека. Такое понимание карьеры позволяет выработать интегративный подход ко всем областям жизни современного человека, оставляя область развития карьеры стержневой, при формировании содержания программ карьероформирующего обучения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
2. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О содержательном наполнении понятия карьера и её вариантах // Как становятся великими или выдающимися? М., 1997.
3. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощённый менеджер. М., 1991.
4. Змеев С.И., Соколова А.С. Андрагогика - помощница в карьере // Новые знания. 2006. № 2.
5. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К., Понеделков А.В. Профессионализм в системе государственной службы. Ростов-н/Д, 1997.
6. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. М., 1997.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.
9. ACA (American Counseling Association) World Conference. Collection of materials. Pittsburg, 1996.
10. Gysbers N.C., Moore E.J. Career counseling: skills and techniques for practioners. Englewood Cliffs. New Jersey, 1987.
11. Hall D.T., Marvis P.H. The new career contact developing the whole person at midlife and beyond // Journal of Vocational Behavior. 1995. Vol. 35.
12. Hansen L.S. New goals and strategies for vocational guidance and counseling // International Journal for the Advancement of Counseling. 1981. № 4.
13. McDaniels C. Counseling for career development: theories, resources, and practice. San Francisco, 1992.
14. SuperD.E. Career education and the meaning of work. Washington: U.S. Department of Health, Education, and Welfare, Office of Education. U.S. Govt. Print. Off.,1976.