#
2) анализ направлений, по которым необходимо усилить информированность сотрудников;
3) определение наиболее востребованных и вызывающих доверие каналов коммуникации;
4) разработка типологии сотрудников компании: были выделены четыре социальные группы, различающиеся уровнем адаптации к произошедшим переменам;
5) подготовка коммуникационных программ для каждой группы сотрудников, с целью улучшения их уровня адаптированности к происходящим переменам.
В итоге можно сделать вывод о том, что регуляция коммуникационных потоков в условиях трансформации организации является эффективным инструментом, позволяющим понизить энтропию социальной системы, предотвратить попадание ее в сильнонеравновесное состояние.
Иначе говоря, в ситуации социальной трансформации, воздействуя на коммуникационные потоки в точке бифуркации, субъект регулирования может придать развитию социальной системы необходимый вектор для
движения ее нужном направлении и в соответствии с желаемым сценарием.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Hall A. D, Fagen R. E. Definition of System // General Systems Yearbook. - 1956. - № 1.
2. Лоусон Т., Гэррод Дж. Социология. - М., 2000.
3. Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. - М.: Академический проект, 2001.
4. Weber M. Economy and Society: An Outline of Interpretive Sociology (2 vols.). - Berkley, 1978.
5. Бурдье П. Социология социального пространства - М.: Ин-т эксперимент. социологии; СПб.: Але-тейя, 2005.
6. Блинов А. О., Захаров В. Я., Захаров И. В. Опыт исследования внутренних коммуникаций предприятия // Социологические исследования. -2008. - № 11. - С. 34-39.
ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОНЯТИЯ «КАРЬЕРА»
FOREIGN AND RUSSIAN THEORETICAL APPROACHES OF STUDYING THE NOTION OF 'CAREER'
Г. Х. Мусина-Мазнова
В статье представлен анализ различных подходов к понятию «карьера» в системе гуманитарного знания, обоснована необходимость современной интерпретации данного термина. Автор считает, что карьеру следует рассматривать как процесс самореализации личности в профессиональной, трудовой или общественной деятельности.
G. H. Musina-Maznova
The article analyzes different approaches to the notion of 'career' in the sphere of humanitarian knowledge, substantiates the necessity of contemporary interpretation of this notion. The author argues that career should be considered as a process of an individual's self-realization in their profession, job and social life.
Ключевые слова: карьера, профессиональная карьера, социальная карьера, самореализация, карьерное становление.
Keywords: career; vocational career, social career, self-realization, career development.
В условиях развития рыночных отношений в России все более важное место занимает карьера, которая позволяет на уровне организации, предприятия более полно раскрывать и использовать профессиональный потенциал своих работников, а персоналу дает возможность удовлетворить более широкий спектр потребностей. Советская система строго ограничивала варианты индивидуального поведения субъектов в сфере профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение человека, развитие профессиональной карьеры и стремление к успеху не рассматривались как
важные проблемы специалиста. В настоящее время в социально-экономической сфере деятельности индивида на первый план выходит его конкурентоспособность на рынке труда, продвижение по ступеням профессиональной, должностной, статусной иерархии. Основным фактором успешности жизни становится достижение индивидом высокого положения в обществе. В современных условиях возможность выбора путей движения в социальных и профессиональных структурах способствует формированию различных моделей профессиональной карьеры человека. Изучение жизненного пути человека
ф
позволяет выделить этапы профессиональной карьеры, учитывая восходящие и нисходящие фазы развития, критические периоды жизни, а также влияние социально-экономических и личностных факторов. Демократизация способствовала созданию условий для свободного самоопределения, самореализации человека, самостоятельного выбора им путей своего движения в социальной структуре, социальном пространстве общества. Динамичная карьера в настоящее время считается одним из ключевых показателей делового успеха и ощутимым результатом профессиональной деятельности человека.
До недавнего времени термин «карьера» употреблялся чаще всего в негативном смысле, ассоциируясь с «карьеристом», человеком, который любыми способами ищет достижения только собственных, чаще всего материальных интересов, принося в жертву лучшие человеческие качества. Безусловно, быстрый темп роста личной карьеры и высокий уровень служебного положения иногда достигаются аморальными способами, путем использования нечистоплотных методов в конкурентной борьбе за более престижное место работы. По мнению Ж. В. Баду-линой, в России до середины 1990-х годов понятия карьеры, в позитивном смысле этого слова, практически не существовало [1]. Ж. В. Бадулина это явление объясняет определенными обстоятельствами. Во-первых, долгое время сохранялись запреты на научные исследования карьеры как таковой [1]; превалировала идеологическая доктрина: советский человек работает не ради карьеры, а ради общества. Как пишет Е. Комаров, «путь наверх обычно кратко прослеживался в некрологах, где лаконично сообщалось, что "товарищ такой-то прошел путь от рабочего до руководителя такого-то ранга"» [2]. Во-вторых, утверждает Ж. В. Бадулина, «иерархия должностей руководителей была прерогативой различных партийных комитетов». Именно они выполняли функции организационного и идеологического сопровождения карьеры. Естественным в таком случае является отсутствие понятия «карьерный опыт» [1]. И, в-третьих, считает Е. Комаров, партийные комитеты не владели какими-либо методиками планирования карьеры вообще [2]. Однако односторонне негативная трактовка понятия карьеры и отрицательное отношение к построению личной карьеры не отвечают современным требованиям научно-технического и социального прогресса. В настоящее время возникает потребность совершенно иной, возможно несколько новой интерпретации этого понятия.
В современном мире карьеру принято планировать и управлять ею, так как современному человеку приходится жить во времена конкуренции на рынке труда, в эпоху перемен. Карьера лежит в зоне личной ответственности, и никто не сделает ее за человека. Общество в целом, отдельные отрасли, предприятия должны располагать механизмами отбора и продвижения по профессиональной лестнице наиболее способных и талантливых работников. В последние годы это понятие приобрело другое содержание, в котором акцент делается на стремлении к профессиональному успеху, определенному статусу в обще-
стве за счет собственных усилий, способностей и профессионализма. Сегодня особенно актуальны проблемы понимания профессиональной карьеры как социально-психологического феномена.
Категория «карьера» является одним из ключевых понятий современного процесса профессионального становления во всех его проявлениях в менеджменте, социологии, психологии, педагогике. Изучение и анализ этого понятия в области гуманитарных наук подтверждает мысль о том, что оно все более активно внедряется в категориально-понятийный аппарат социальных и гуманитарных наук. В научных исследованиях по теории управления, социологии, психологии, экономики, профессиональной педагогике, посвященных проблемам карьеры, вводится такие понятия, как «карьера», «профессиональная карьера», «управление карьерой», «планирование карьеры», «становление карьеры», «карьерное становление».
Изучая термин «карьера», мы определили его романо-германское происхождение. Проанализировав значение слова в итальянском, французском и английских языках, мы выделяем обобщенное определение карьеры как успешное быстрое движение вперед в профессиональной, общественной, служебной или научной деятельности. Анализ толковых словарей русского языка позволяет сделать вывод, что существенной разницы в трактовке этого понятия у В. И. Даля, С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова не наблюдается. В общем смысле авторы словарей карьеру представляют как деятельность и как процесс движения к успеху. «Карьера - род занятий, профессия. Путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также самое достижение такого положения» (Ожегов). «Карьера - движение, путь кого-нибудь к внешним успехам, славе, выгодам, почету, сопровождающая деятельность на каком-нибудь общественном поприще» (Ушаков). «Карьера - путь, ход, поприще жизни, службы, успехов и достижение определенного положения в обществе» (Даль). Сущность карьеры отражена в большинстве определений этого понятия, о чем свидетельствуют используемые в них термины «движение», «продвижение», «рост».
Понятие карьеры можно рассматривать в широком и узком смысле. Изучив и проанализировав различные подходы, мы пришли к следующему выводу. В «узком» смысле карьера - это должностное продвижение, профессиональный рост, достижение определенного должностного статуса, последовательность профессиональных ролей, этапы восхождения человека к профессионализму, переход от одних уровней профессионализма к другим, как процесс профессионализации. Результатом карьеры в узком понимании является высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса, последовательность должностей, занимаемых сотрудником в одной организации или в период всей жизни человека. В «широком» понимании карьеры на первый план выступает не только овладение уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определен-
$
ной должности. Карьера здесь - сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации. То есть расширенное понимание карьеры предполагает как продвижение человека по ступеням производственной, социальной, административной или иной иерархии.
В середине прошлого века исследование карьеры как проблемы вступило в период зрелости, что подтверждают большое количество литературы, ежегодно выпускаемой по этой теме, создание отделений карьеры в Академии управления США (American Academy of Management) и Американской ассоциации специалистов по обучению и развитию персонала (American Society for Training and Development). За последние 80 лет было опубликовано более 1450 научных статей, сообщений, книг, посвященных карьере. Американская национальная ассоциация развития карьеры (National Career Development Association), входящая в состав Американской консультационной ассоциации (American Counseling Association), достаточно нейтрально обозначает карьеру как общую сумму работ и свободного времени, которую человек нарабатывает в течение жизни.
В конце XX века в США появляются более разносторонние, охватывающие различные аспекты данного сложного социально-экономического и социально-психологического явления концепции выбора карьеры. Они базировались на более точном и адекватном понимании карьеры. К. Мак-Дэниэлз приходит к выводу, что карьера -это стиль жизни, который включает в себя совокупность профессиональной деятельности и других видов деятельности в свободное время, которые человек выполняет в течение всей своей жизни. Р. Харвей выдвигает расширенную концепцию карьеры как цепь моментов выбора в сфере образования, работы и семьи, представляющих взаимозависимые компоненты ролевой интеграции. H. Джисберс и Э. Мур предложили понимание карьеры как процесса саморазвития человека в течение жизни через интеграцию ролей, окружающей среды и событий, происходящих в его жизни.
to наш взгляд, современное и актуальное толкование понятия карьера, отражающее психолого-акмеоло-гический подход, приводит И. Д. Ладанов, определяющий сущностную характеристику карьеры не только (и не столько) как продвижение по должностным ступеням, а как процесс реализации человеком себя, своих возможностей в условиях профессиональной деятельности.
Вопросы концептуальных основ карьеры и карьерной стратегии, критериев карьерного отбора, методов проектирования и планирования, технологии управления карьерой в последние два десятилетия активно рассматриваются в работах зарубежных (В. Берг, Ф. Беттджер, Э. Борри, Р. Кросс, X. Маккей, Б. Швальбе) и отечественных исследователей (К. А. Абульханова-Славская, А. С. Гусева, С. А. Карташова, А. Я. Кибанова, Р. Л. Кричевский, А. К. Мар-
кова, Е. В. Охотский, Ю. В. Синягин, Л. Д. Столяренко, Н. И. Турчинова, С. И. Шекшни).
Проблемы, связанные с пониманием, планированием и осуществлением карьеры, рассматриваются в работах отечественных ученых В. Д. Анурина, В. И. Вер-ховина, А. Л. Журавлева, Т. И. Заславской, А. Я. Кибанова, В. С. Липатова, Е. Г. Молл, В. Г. Подмаркова, В. И. Пе-трушина, Н. А. Птицыной, Р. В. Рывкиной, Т. А. Тищенко. Карьерные ориентации косвенно исследовались психологами через смысловые образования субъекта профессиональной деятельности: потребности (И. Л. Соломин), мотивы (А. В. Герасимов, А. С. Лукьянов), ценности (Б. Идзиковски, И. Е. Акопова, Е. А. Махрина); факторы успешности карьеры (Е. Н. Жорникова, Л. А. Зайцева, Е. А. Могилевкин, М. В. Сафонова, Н. А. Тугунцева), становление карьеры (М. В. Александрова).
Отечественная литература и практика управления карьерой в организации пока не отличается большим многообразием определений данного понятия, а также наличием единой комплексной методики формирования системы управления карьерой в организации. Тем не менее ряд работ отечественных авторов существует и заслуживает непосредственного внимания. Среди них работы И. Сотнико-вой, Е. Г. Молл, П. В. Журавлева, Ю. Г. Одегова, В. И. Маслова, Т. Ю. Базарова, А. П. Егоршина, А. Я. Кибанова, А. А. Крылова и др. Актуальность и значение работ перечисленных авторов несомненны. Анализируя исследования отечественной и зарубежной литературы по управлению карьерой в организации, И. А. Полонец приходит к выводу, что карьера - это сложное социальное явление, имеющее процессуальную сущность. Научная литература по проблеме характеризуется неоднозначностью трактовок сущности, структуры, типологии и детерминантов карьеры, что свидетельствует как о недостаточной разработанности карьерной проблематики, так и о сложности рассматриваемого феномена. В связи с этим нам представляется важным раскрыть существующие подходы к интегрированному (междисциплинарному) пониманию профессиональной карьеры.
Концепция карьеры, понимание процессов ее выбора и формирования прошли значительный исторический путь от представления о карьере как о работе и выполнении человеком сугубо производственно-профессиональной функции до понятия карьеры как выбора жизненного пути и выполнения человеком, помимо профессиональных, социальных ролей.
Однако этими аспектами исследования проблемы понимания профессиональной карьеры как социально-психологического феномена не исчерпываются. Ученые пытаются осмыслить, изучить и определить следующие вопросы этого явления:
- содержательные компоненты карьеры;
- процессуальные аспекты выбора карьеры;
- рассмотрение широкого круга психологических проблем, связанных с различными сторонами жизнедеятельности специалистов;
- карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции;
- осознание мотивации карьерного роста;
- факторы становления профессиональной карьеры специалистов;
- процессуальный анализ профессиональной карьеры;
- самоимиджирование как фактор карьерного роста;
- личностные и социальные факторы формирования карьеры как непрерывного процесса, продолжающегося на протяжении всей жизни человека;
- карьерное становление специалиста в процессе непрерывного образования.
- управление профессиональной карьерой и ее планирование.
Мы убеждаемся, что проблема становления карьеры в современных гуманитарных науках XXI в. достаточно актуальна, в связи с этим нам представляется важным раскрыть существующие подходы к данной проблематике в менеджменте, социологии, психологии. Попытаемся рассмотреть некоторые подходы исследования карьеры в теории управления, психологии и социологии.
В общественном сознании закрепилось представление о карьере прежде всего как о подъеме по должностной лестнице, карьере руководителя. Но постепенно формируется понимание карьеры как трудового пути, основной формы реализации своего потенциала, способностей, приобретение определенного социального статуса, развитие системы социальных ролей индивидуума. Таким образом, человек может строить карьеры как в профессиональном, так и в должностном плане, которые могут и не совпадать. Во втором подходе к критериям, определяющим характер карьеры, помимо собственно психологических факторов (способности, целеустремленность, воля человека) относятся и макроэкономические, и социальные факторы (господствующий тип общественно-экономических отношений, представленные обществом возможности).
В западной социологической литературе профессиональная карьера рассматривается как перемена профессиональных ролей, через которые человек проходит в течение своей трудовой жизни, стремясь к повышению своего престижа и добиваясь более высокого вознаграждения за труд, а отношение к личности, сумевшей сделать карьеру, - традиционно позитивное, заслуживающее одобрения и подражания. Различают структурированные карьеры как упорядоченные последовательности связанных друг с другом видов работ, характерных преимущественно для работников умственного труда, для представителей профессиональных групп врачей, юристов и т. д., и неструктурированные карьеры как ряд служебных перемещений случайного характера, присущих в основном работникам неквалифицированного физического труда (Р. Кросс, X. Маккей, Б. Швальбе).
В социологии помимо профессиональной карьеры выделяется и трудовая карьера. Трудовая карьера - продвижение индивида по ступеням профессиональной лестницы в течение всей трудовой жизни, его профессиональные перемещения, смена видов работ на пути к достижению успеха на служебном поприще, выражающемся
в занятии более престижного труда, более высокой оплате труда, большей служебной ответственности и власти (В. И. Верховин, Т. И. Заславская, Р. В. Шурупова).
А. В. Шаповалов в своем исследовании проводит социологическую интерпретацию карьеры как социального процесса. Автор предлагает теоретическую типологиза-цию видов карьеры, выявляет и характеризует структуру и этапы карьерного процесса [3]. А. В. Шаповалов ввел в научный оборот ряд терминов, позволяющих описывать карьеру: карьерный процесс, дистанция карьеры, поворот карьеры, карьерное пространство, карьерная стратегия, карьерный потенциал, карьерное поведение.
Обобщая виды карьеры, предложенные социологами (Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина, В. К. Шаповалов), можно выделить следующие виды: должностная, профессиональная, вертикальная, внутриорганизационная, горизонтальная, десантная, карьера-молния, неспециализированная, медленная, межорганизационная, нормальная, потенциальная, реальная, скоростная, специализированная карьера, ступенчатая карьера центростремительная, скрытая. Бесспорно, каждый из этих видов является предметом исследования социологов [3; 4].
В теории управления персоналом Е. В Маслов, как и социологи, рассматривает карьеру с позиции профессиональной и трудовой деятельности. «Карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом» [5]. В теории управления и менеджменте выделяется профессиональная карьера как рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера, считает Е. В. Маслов, может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное скорее с расширением инструментария и областей деятельности). И далее, выделяя трудовую карьеру, Е. В. Маслов рассматривает индивидуальную последовательность важнейших перемен труда, связанных с изменением положения работника по вертикальной шкале сложности труда или социальной лестнице рабочих мест. «Трудовая карьера» является общим понятием по сравнению с таким, как «продвижение по работе», «продвижение по служебной лестнице», «продвижение в профессии» и т. п. [5]. Карьеру Е. В. Маслов представляет как траекторию движения специалиста. Автор утверждает, что «траекторию человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутренней реальности и, главное, со своими собственными целями, желаниями и установками». И далее Е. В. Маслов заключает, что выделяются несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры [5].
Обобщенные представления об управленческой карьере сводятся к движению в системах управления менеджера, отличающегося относительно устойчивыми свойствами, совокупность которых проявляется в конкретных условиях. Данные условия, считает Е. Г. Молл, и определяют параметры карьерного продвижения. Карье-
#
ра менеджера в системах управления необходимым образом сопровождается, как утверждает Е. Г. Молл, развитием личности, а развитие личности есть предпосылка наличия или отсутствия карьерного продвижения [6]. Психология управленческой карьеры предполагает рассмотрение не только психологических аспектов самого движения, но прежде всего динамики развития личности менеджера при карьерном движении. С этих позиций проанализируем существующие концепции личности менеджера и ее развития.
Исходя из анализа психологических исследований, карьера - субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в форме личностного самовыражения; поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Высокий профессионализм выступает важным, но не единственным детерминантом успешного профессионального и личностного развития, связанного с успешным же карьерным продвижением. Р. Л. Кричевский отмечает, что профессионализм есть особая качественная характеристика личности; только реализуя себя как личность, человек выступает подлинным творцом своего «акме».
В. А. Чикер определяет карьеру как «один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека», который имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона, по мнению автора, отражает продвижение человека по работе, службе, достижение определенного социального статуса, субъективная сторона является представлением о собственной профессиональной жизни. Эти стороны, считает В. А. Чикер, отражают основные критерии удавшейся карьеры. Объективный критерий подразумевает социальный успех, то есть движение внутри организации, а субъективный подразумевает удовлетворенность жизненной ситуацией, то есть движение внутри профессии.
И далее продолжая исследовать карьеру с позиции развития личности, мы соглашаемся с точкой зрения Н. Л.. Кирт. Профессиональную карьеру Н. Л. Кирт рассматривает в процессе профессионального самоопределения и приходит к выводу, что мотивация, особенно на высоких ступенях карьеры, связана с эмоциональной устойчивостью, волевым самоконтролем, творческой направленностью. Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование действий [7].
В отечественной психологии исследование феномена карьеры актуализировалось в последнее время, и подтверждением этого факта является разнообразие изучаемых проблем. Сопровождения карьеры в сфере психологии управления разрабатывают Е. Г. Молл, Н. Л. Кирт, В. А. Чикер, вопросы психологического сопровождения карьеры и прогнозирования ее успешности анализируют А. Р. Фонарев, И. Н. Мошкова, практические программы выбора карьеры вырабатывают Л. В. Брендакова, В. Г. Колесников, Е. А. Скрипунова.
1
Изучением карьерной ориентации в контексте структуры профессиональной Я-концепции на этапе профессионализации занимается А. А. Жданович. Субъект, по мнению А. А. Жданович, формирует карьерную ориентацию, которую можно рассматривать в контексте его профессионального самоопределения и профессионализации как исполняющую функцию выбора приоритетного направления профессионального продвижения (академическая, управленческая, предпринимательская карьера и др.) [8].
Планирование своего профессионального будущего отражает специфику процессов самоопределения (Л. И. Бо-жович, Е. М. Борисова, И. В. Дубровина, М. Р. Гинзбург, Е. А. Климов, И. С. Кон, Н. И. Крылов, Т. В. Кудрявцев, Е. С. Романова, В. Ф. Сафин, Т. В. Снегирева, А. В. Сухарев и др.). Л. И. Божович отмечает, что самоопределение является особым личностным образованием, которое «с точки зрения самосознания субъекта характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции». Отличительной чертой самоопределения является его «двуплано-вость»: с одной стороны, оно связано с выбором профессии, с другой - с поиском смысла жизни [9].
Профессиона льное самоопределение рассматривается в психологической литературе как длительный и динамичный процесс, включающий в себя выбор жизненного пути (развитие человека в профессиональной деятельности, формирование его индивидных особенностей и черт личности); творческое развитие и обогащение человеком самой профессиональной деятельности [7]. В этом процессе выделяют ряд этапов, каждый из которых вносит свой вклад в профессиональное становление личности.
Понятие успешной профессиональной карьеры связывается прежде всего с успешным профессиональным самоопределением. В последнее время наметилась новая тенденция в исследованиях по проблеме профессиональной карьеры: теперь стали говорить о становлении и развитии карьеры. Выбор карьеры, утверждает Н. Л. Кирт, представляет собой серию «микрорешений», через которые индивид на разных этапах своей жизни формирует себе карьеру. В этих микрорешениях выражена субъективная составляющая карьеры, которая отражает представления человека о себе и своем месте в мире профессии: его Я-концепцию, то есть тот смысл, который человек хочет реализовать. Таким образом, стремление к карьере, реализация своего представления о ней являются частью жизненного пути личности [7].
Анализ психологической литературы показывает, что жизненный путь представляет собой, с одной стороны, единое целое, а с другой стороны, последовательность этапов, каждый из которых благодаря активности личности может стать поворотным (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. Г. Асмолов, Н. А. Логинова, С. Л. Рубинштейн, Н. А. Рыбников).
Изучение социально-психологических подходов к понятию «карьера» позволяет нам заключить, что карьера рассматривается как самореализация личности в
Ф
$
профессиональной, трудовой или общественной деятельности, как успешное продвижение по жизненному пути. По мнению Н. Н. Богдан, карьера человека будет успешнее тогда, когда его карьерные устремления совпадают с системой жизненных ценностей. Жизненные ценности реализуются в различных сферах. Важнейшими жизненными ценностями для человека, утверждаю авторы, являются сохранение индивидуальности и саморазвития, что отражает переход от коллективистских установок в общественном сознании к акцентированию внимания на индивидуальном развитии и самореализации личности, а также ценности, связанные с достижением профессиональных успехов и вознаграждением по результатам деятельности.
Известно, что одним из условий эффективной организации труда является вознаграждение, адекватное затраченным усилиям и полученным результатам. То, что достойное вознаграждение за достойный труд попадает в число ведущих ценностей людей, свидетельствует о понимании и принятии законов рыночной экономики. Если карьера, продолжает рассуждать Н. Н. Богдан, - «закономерный результат успешной профессиональной деятельности, то, естественно, она направлена на максимальную реализацию делового и личностного потенциала сотрудника и связана с системой его жизненных ценностей». Действительно, современное понятие «карьера» включает в себя и обозначает не просто выбор профессии и профессиональный рост, но также и события, происходящие на жизненном пути человека. Расширенное понятие «карьера» позволяет преодолеть узкое понимание ее только лишь как сферу производственной деятельности и посмотреть на жизнь человека и его карьеру с точки зрения формирования стиля жизни и жизненной философии.
Анализ психологической литературы позволяет выделить две группы факторов, влияющих на формирование карьеры: объективные факторы (структура общества, престижность профессии и образования, уровень безработицы, региональные различия и т. д.) и субъективные факторы (специфика представлений о профессии, о себе, своих способностях и возможностях, индивидуальный опыт и т. д.).
Е. В. Садон, исследуя профессиональную карьеру, выделяет профессиональные компетенции как фактор становления карьеры. Карьерную компетентность будущего специалиста Е. В. Садон рассматривает как систему представлений о карьере, возможностях и путях карьерного роста, включающую умение прогнозировать будущую карьеру и преодолевать карьерные кризисы, а также «карьерную самоэффективность» как способность к карьерному целеполаганию, карьерному планированию и решению карьерных проблем [10].
Среди широкого круга специалистов, обеспечивающих и поддерживающих формирование карьеры, особая роль принадлежит андрагогам - специалистам в области обучения, управления, консультирования, социальной, реабилитационной, коррекционной работы в среде взрослых людей. По мнению С. И. Змеёва, имен-
но взрослый человек нуждается в приобретении умений, знаний, навыков, определенных личностных качеств и ценностных ориентаций, необходимых для выбора и формирования своей карьеры и для успешного функционирования и на рынке труда, и в других сферах общественного бытия [11].
М. Ш. Ноулз считал, что образование взрослого человека должно базироваться на опыте существования в реальном мире. Поддержка выбора и формирования карьеры эффективно воплощает основные принципы обучения взрослых: совместной деятельности, опоры на опыт обучающегося, индивидуализации, контекстности, электив-ности, осознанности обучения, актуализации результатов обучения, развития образовательных потребностей [10]. Именно проблематика этого прикладного направления развития андрагогики максимально приближена к жизненным потребностям взрослого человека, который может незамедлительно почувствовать качественное улучшение, получив образова ние по различным аспекта м формирования карьеры.
Андрагогические образовательные программы по проблемам выбора и формирования карьеры создаются в рамках концепции «образование для карьеры» (career education). Концепция подразумевает обновление содержания образовательных программ с целью приобретения знаний об особенностях формирования карьеры, для приобретения навыков адаптации на рынке труда. «Образование для карьеры - общий объем опыта, через который накапливается знание и вырабатывается отношение к себе и к работе, а также навыки, с помощью которых индивид выбирает, планирует и готовится к своей профессиональной деятельности и появлению других жизненных возможностей, потенциально связанных с его карьерой» [11].
М. В. Александрова исследует процесс становления педагога, определяет сущность, закономерности и условия карьерного роста в территориальной системе непрерывного образования. Принципы и технологии комплексного развивающего сопровождения процесса становления карьеры, утверждает М. В. Александрова, обеспечивают повышение внутренней активности педагога и определение собственных ценностей при проектировании профессиональной биографии. Карьера педагога определяется М. В. Александровой «как его осознанное отношение к собственному движению по ступеням профессионального становления, характеризующим уровни достижений в различных видах деятельности (профессиональной, управленческой, общественной и др.), и повышение его статуса в социально-образовательной среде» [12].
Современная социально-экономическая ситуация, предоставляя широкие возможности для раскрытия потенциала индивида, допускает вариативность в формировании мировоззрения, ценностных ориентаций и установок, но в то же время во многом затрудняет человеку принятие оптимальных решений относительно развития своей профессиональной деятельности, планирования карьеры и успешной адаптации к изменяющимся условиям.
Конкуренция на рынке труда требует, чтобы понятие об уровне профессиональной подготовленности специалиста включало, кроме профессиональных знаний, умений и навыков, также способности к самоанализу, к самопознанию, определению своих личностных качеств, способностей, склонностей, к мобилизации внутренних ресурсов личности, выстраиванию оптимальной траектории жизненного пути в зависимости от условий жизнедеятельности и своих личностных параметров.
В материалах VI Международного симпозиума «Ими-джелогия-2008: Имидж как инструмент привлекательности и конкурентоспособности» сущность карьеры определяется как активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни. Карьера человека представляет собой маршрут длиною в жизнь, который можно условно разделить на этапы: получение профессионального образования, устройство на работу, становление и продвижение по служебной лестнице, сохранение и закрепление, а также завершение до периода выхода на пенсию.
Таким образом, современное понятие «карьера», которое все чаще используется в научной литературе и в социально-производственной практике, мы можем определить как общее представление о жизненном пути человека, на котором он осознанно, в соответствии со своими психофизиологическими характеристиками, ценностными ориентациями и социальным опытом, осуществляет выбор, формирование и развитие своей профессиональной деятельности, приобретает умения, знания, навыки, личностные качества и ценностные ориентации, необходимые для успешного выполнения этой деятельности, что обеспечивает наиболее полную его самореализацию.
Обобщая изученный материал, мы приходим к выводу, что карьеру можно рассматривать как процесс самореализации человека в профессиональной деятельности, сопровождающийся накоплением трудового опыта, систематизацией и развитием его знаний, навыков и личностных качеств и приводящий к переходу на новый социальный и профессиональный статус.
Изучив и проанализировав исследования по гуманитарным аспектам, мы убеждены, что карьера - это прежде всего процесс. Исходя из этого, предлагаем следующее определение карьеры. Карьера - целенаправленный и непрерывный процесс развития личностных и профессиональных качеств, навыков, способностей и квалифицированных возможностей, направленных на поэтапное повышение профессионального и социального статуса личности в обществе и профессиональной деятельности.
Р. В. Шурупова убедительно отмечает, что в современных условиях смогут эффективно трудиться только те люди, профессиональная деятельность которых оптимально соответствует их способностям, характеру, спосо-
бам восприятия и переработки информации. Исходя из этого мы делаем вывод, что проблема самоопределения, целенаправленного планирования, формирования, саморазвития, самореализации, становления и поддержки карьеры человека в России и за рубежом с середины XX в. стала весьма актуальной и острой.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бадулина Ж. В. Осознание мотивов выбора трудовой деятельности как фактор построения плана профессиональной карьеры // Вестн. Ниже-гор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. Вып. 1 (3). - Н. Новгород, 2004. - С. 18-19.
2. Комаров Е. Управление карьерой // Управление персоналом. - 1999. -№ 1. - С. 37-42.
3. Шаповалов В. К. Интерпретация карьеры в контексте личностного пространства человека // Психология личности и ее бытия / Под ред. З. И. Рябикиной, А. Н. Кимберга, С. Д. Некрасова. -Краснодар, 2005. - С. 216.
4. Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: Очерки теории. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991. - С. 442.
5. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие / Под ред. П. В. Шеметова. -М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. -312 с.
6. Молл Е. Г. Управление карьерой менеджера. -СПб.: Питер, 2003. - 352 с. - С. 13.
7. Кирт Н. Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов образования в процессе профессионального самоопределения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000.
- 21 с.
8. Жданович А. А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008.
- 20 с.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 464 с. - С. 98.
10. Садон Е. В. Профессиональные компетенции как фактор становления профессиональной карьеры будущего специалиста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Владивосток, 2009. -24 с. - С. 13.
11. Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - С. 90-91.
12. Александрова М. В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе: Автореф. - Великий Новгород, 2007. - С. 20-21.