Научная статья на тему 'Карьероформирующее обучение в образовательном пространстве современного вуза'

Карьероформирующее обучение в образовательном пространстве современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРОФОРМИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / КАРЬЕРА / АДАПТАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ / ПРОГРАММА КАРЬЕРОФОРМИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ / ФОРМЫ КАРЬЕРОФОРМИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ / CAREER DEVELOPMENT EDUCATION IN A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / CAREER / ABILITY FOR ADAPTATION / PROGRAM OF CAREER DEVELOPMENT EDUCATION / FORMS OF CAREER DEVELOPMENT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова А.С.

В статье обсуждается психолого-педагогическое понимание феномена «карьера», его интерпретация в отечественных и зарубежных исследованиях. Кратко представлена история формирования и становления специальной области педагогической теории и практики «образование для карьеры». В статье этот термин синонимируются с термином «карьероформирующее обучение». Обосновывается необходимость в качестве основополагающей цели вуза воспитание у выпускников устойчивого профессионального интереса, стремление к углублению и накоплению знаний, уделять должное внимание развитию личностной адаптационной способности студента, возможности выпускника приспосабливаться к различным требованиям социума и профессиональной среды в процессе реализации карьеры. Это требует специальных образовательных «усилий» со стороны каждого конкретного вуза. Программы в области карьероформирующего обучения в современном вузе могут включать в себя широкий спектр над профессиональной проблематики, но не могут быть полностью вне контекстными и должны быть контекстно ориентированы на варианты маршрутодвижения выпускника конкретного вуза. Выделены 4 основных направления в организации программ карьероформирующего обучения в вузе, представлены возможные формы воплощения карьероформирующего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career development programmes in the educational environment of modern university

The article discusses the experience and the prospects for the implementation of the complex approach in building up the initial stage of a professional trajectory for students of a higher educational establishment. It is suggested that this complex approach be implemented within the framework of a career development education, which is based on the modern vision of the notion “career”. The selection of a set of methods and forms of its implementation in a higher educational establishment makes it possible to single out several universal key positions by which a young specialist can be guided to optimize his career development process and to form some useful adaptation skills.

Текст научной работы на тему «Карьероформирующее обучение в образовательном пространстве современного вуза»

УДК 37. 047

А.С.Соколова

доктор педагогических наук, доцент; профессор кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; е-maiL: aLex8_s@maiL.ru

КАРЬЕРОФОРМИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

В статье обсуждается психолого-педагогическое понимание феномена «карьера», его интерпретация в отечественных и зарубежных исследованиях. Кратко представлена история формирования и становления специальной области педагогической теории и практики - «образование для карьеры». В статье этот термин синонимируются с термином «карьероформирующее обучение». Обосновывается необходимость в качестве основополагающей цели вуза - воспитание у выпускников устойчивого профессионального интереса, стремление к углублению и накоплению знаний, уделять должное внимание развитию личностной адаптационной способности студента, возможности выпускника приспосабливаться к различным требованиям социума и профессиональной среды в процессе реализации карьеры. Это требует специальных образовательных «усилий» со стороны каждого конкретного вуза.

Программы в области карьероформирующего обучения в современном вузе могут включать в себя широкий спектр над профессиональной проблематики, но не могут быть полностью вне контекстными и должны быть контекстно ориентированы на варианты маршрутодвижения выпускника конкретного вуза. Выделены 4 основных направления в организации программ карьероформирующего обучения в вузе, представлены возможные формы воплощения карьероформирующего обучения.

Ключевые слова: карьероформирующее обучение в вузе; карьера; адаптационная способность; программа карьероформирующего обучения; формы карьероформирующего обучения.

A. S. Sokolova

Doctor of Pedagogy (Dr. habiL), Prof., Associate Professor, Professor at Department of PsychoLogy and PedagogicaL AnthropoLogy, MSLU; е-maiL: aLex8_s@maiL.ru

CAREER DEVELOPMENT PROGRAMMES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MODERN UNIVERSITY

The articLe discusses the experience and the prospects for the impLementation of the compLex approach in buiLding up the initiaL stage of a professionaL trajectory for students of a higher educationaL estabLishment. It is suggested that this compLex approach be impLemented within the framework of a career deveLopment education, which is based on the modern vision of the notion "career". The seLection of a set

of methods and forms of its implementation in a higher educational, establishment makes it possible to single out several universal key positions by which a young specialist can be guided to optimize his career development process and to form some useful adaptation skills.

Key words: career development education in a higher educational establishment; career; ability for adaptation; program of career development education; forms of career development education.

Понятие «карьера» используется давно, его истинное содержание изменялось и обогащалось вместе с развитием общества. Представляется целесообразным представить современное научное психолого-педагогическое осмысление термина «карьера», на основе понимания которого можно формировать в дальнейшем содержание программ карьероформирующего обучения в высшем учебном заведении.

Если в статьях психолого-педагогической направленности зарубежных исследователей термин «карьера» прочно укоренился несколько десятков лет назад, то до недавнего времени в отечественной психолого-педагогической литературе этот термин практически не встречался. Возможно, такое положение вещей было связано с акцентированием внимания на негативном восприятии термина «карьеризм», который, однако, не совпадает с понятием «карьера».

Зарубежные исследователи профессиональной карьеры, главным образом американские, предпочитают давать максимально расширенное толкование карьеры, определяя ее как разбитый на определенные промежутки жизненный путь человека, связанный с его работой или определяя карьеру в ее самом полном и всеобъемлющем смысле как последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни.

Социологические, политологические, управленческие интерпретации предлагают понимание карьеры как постепенного продвижения по служебной лестнице, сопровождающегося изменением навыков, способностей, квалификационных возможностей человека. Психолого-педагогический ракурс рассмотрения феномена карьеры позволяет видеть ее не только под углом продвижения по служебной лестнице, а гораздо шире - в контексте личностно-профессионального становления и функционирования индивида в социуме.

Чаще всего используется определение карьеры Дональда Супера, который определяет ее как цепь событий в жизни человека: последовательность занятий и жизненных ролей, которые являют в своей

совокупности общую направленность на саморазвитие, последовательность оплачиваемых и неоплачиваемых должностей, которые занимает человек, начиная с периода ранней юности и до пенсии; это также жизненные роли, соотносящиеся с работой напрямую -студент, работник, пенсионер; и косвенно - родитель, гражданин. Д. Супер подчеркивает, что карьера человека раскрывается только по мере ее осуществления, она всегда развертывается вокруг человека и является уникальной для каждого человека в отдельности, состоит из того, что человек делает и чего не делает на протяжении своей жизни. Карьера динамична, и эта динамика проявляется по мере ее развертывания. Важным является тезис Д. Супера, согласно которому не только профессиональная жизнь составляет карьеру: в нее интегрируется пред- и послепрофессиональная жизнь, а также интеграция ролей работника с другими жизненными ролями [Super 1990].

В последнее время в психолого-педагогических работах зарубежных исследователей понимание феномена карьеры были существенно дополнены: вместо традиционного понимания карьеры, рассматриваемой как линейно-последовательное продвижение от низших к высшим должностным позициям в организационной иерархии, содержащей прогнозируемую серию вполне определенных, фиксированных стадий, предлагается использовать термин «поливариативная карьера», который отражает сложный и динамичный характер карьерного пути. Этот путь может включать пики, спады, временный возврат на предыдущий уровень и смену одного вида деятельности другим, в то время как традиционный подход ориентирован главным образом на внешние условия и некую идеальную обобщенную универсальную для всех модель (так называемая карьерная лестница). Термин «поливариативная карьера» подчеркивает уникальность карьеры для каждого работника, которая уникальна и неповторима, как отпечатки его пальцев [Лотова 2003].

В рамках прежнего подхода главенствовал императив, обозначенный как «одна жизнь - одна карьера», который позволял работнику рассчитать, что для успешного осуществления карьеры в течение всего периода его профессиональной активности вполне достаточно развития какого-то одного или нескольких конкретных умений и навыков. Новый взгляд на специфику должностного и профессионального продвижения работников фокусируется на профессиональной карьере как на динамическом прохождении многих карьерных циклов,

каждый их которых состоит, в свою очередь, из ряда мини-стадий профессионального становления и развития (вхождение - освоение -достижение мастерства - уход) и чередуется с краткими, но интенсивными периодами переобучения. При этом работник может развивать и совершенствовать свои профессиональные умения и навыки в нескольких сферах деятельности. В поливариативной карьере от работников, претендующих на успешное профессиональное продвижение, требуется прежде всего обладание не конкретным ограниченным набором навыков и умений, а своего рода метаумениями, к важнейшим из которых относятся способность быстро адаптироваться к часто меняющимся условиям организационной сферы и эффективное самообучение.

Трактовка карьеры в ряде недавно изданных работ отечественных авторов также выходит за рамки собственно продвижений в профессиональной деятельности. Современное понимание карьеры, приводимое Н. С. Пряжниковым, имеет также расширительное толкование, включающее не только успешность в конкретной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни. Н. С. Пряжников, вслед за Д. Сьюпером, относится к построению карьеры как к процессу профессионального самоопределения, представляющему собой постоянно чередующиеся выборы [Пряжников 2008]. Перед подобным выбором человек стоит несколько раз в своей жизни: после окончания школы, после окончания вуза, при переходе в другую профессиональную сферу деятельности.

В отечественных психолого-педагогических исследованиях карьера рассматривается в контексте теории жизненного пути личности, коррелирует с понятием стратегии жизни К. А. Абульхановой-Славской: выбор личностью способа жизни, соответствующего ее типу [Абульханова-Славская 1991].

В настоящее время мы предлагаем авторское определение карьеры как индивидуальной динамики профессиональной деятельности, которая проявляется в контексте жизненного пути самореализующегося индивида, выполняющего широкий спектр социальных ролей, и основывается на личностных качествах и ценностных ориента-циях, необходимом уровне компетентности [Соколова 2014]. Такое понимание карьеры позволяет выработать интегративный подход ко всем областям жизни современного человека, оставляя область развития карьеры стержневой, при формировании содержания программ карьероформирующего обучения.

В конце ХХ в. потребности в формировании надпрофессиональ-ных навыков и компетенций, существенно влияющих на становление и профессиональное развитие индивида, привело к формированию и становлению специальной области педагогической теории и практики - образованию для карьеры (нами в данной статье и в наших научных публикациях эти термины синонимируются). Термин «образование для карьеры» («сагеегедисайоп») был введен Сиднеем Марландом в 1974 г.в США [Маг1апё 1974]. Этот несколько непривычный для русского языка термин может быть представлен как внеконтекстный (по отношению к профилю профессиональной деятельности) пласт знаний, практических умений, стратегий познавательной деятельности, ориентированных на достижение человеком профессионального успеха, который проявляется как общественное признание, движение по карьерной «лестнице», так и субъективное переживание человеком удовлетворенности характером и результатами своего труда.

Образование для карьеры - это и практическое осуществление качественного процесса обучения, результатом которого становится овладение человеком новыми эффективными моделями поведения, мышления и эмоционального отношения, обеспечивающими продуктивное движение по выбранным профессиональным и социальным траекториям. Целью образования для карьеры является подготовка человека умелого и мобильного, способного вписаться в контекст современных цивилизационных процессов.

Мир профессий в современном обществе характеризуется исключительной динамичностью, интеллектуализацией, всё большим совмещением различных видов деятельности в рамках одной профессии. В современном постиндустриальном обществе проблема обостряется тем, что высшая школа ставит основополагающей целью воспитать у своих выпускников устойчивый профессиональный интерес, стремление к углублению и накоплению знаний, однако не уделяет должного внимания развитию личностной адаптационной способности, возможности молодого человека приспосабливаться к различным требованиям социума и профессиональной среды в процессе реализации карьеры.

Однако как решение проблемы профессиональной адаптации, так и решение задачи формирования универсальных профессиональных адаптационных навыков не являются априорно вытекающим из системы высшего образования РФ и требует специальных образовательных «усилий» со стороны каждого конкретного вуза и,

естественно, со стороны самого студента, участвующего и реализующегося в профессиональной деятельности, вступающего в профессиональное сообщество и желающего занять в нем достойное место.

Программы в области карьероформирующего обучения в современном вузе могут включать в себя широкий спектр надпрофессио-нальной проблематики, но в то же время они не могут быть полностью внеконтекстными и должны быть контекстно ориентированы на варианты маршрутодвижения выпускника конкретного вуза. Возможно выделить четыре основных направления в организации программ карьероформирующего обучения в современном вузе:

- курсы, лекции, семинары, которые предлагают структурированное исследование проблемы планирования своей будущей профессиональной деятельности как в рамках программных курсов, так и в рамках дополнительных;

- групповое психолого-педагогическое консультирование по различным аспектам развития будущей карьеры, которое менее структурировано и акцентирует внимание на более общих и разнообразных проблемах, касающихся развития карьеры и развития самого человека;

- индивидуальное психолого-педагогическое консультирование, реализующее практику применения теорий развития карьеры в частных, специфических случаях;

- программы по трудоустройству, поиску и подбору будущего места работы.

Цели карьероформирующего обучения в высшем учебном заведении могут выглядеть следующим образом:

1) помощь в планировании непрерывной образовательной траектории;

2) помощь в самооценке и самоанализе, поскольку планирование карьеры подразумевает знание себя. Принятие решений в процессе развития карьеры может быть верным только тогда, когда она основана на ясном понимании самого себя, своих слабых и сильных сторон, своей мотивации, психологических характеристик, своих интересов и способностей. Студент должен идентифицировать себя как личность, чтобы в дальнейшем соотносить себя с той или иной профессиональной деятельностью;

3) помощь в понимании мира работы. Большинство студентов имеет представление и понимание об основной структуре мира работы, но тем не менее существует потребность в исследовании

конкретных сегментов этой структуры, связанных с узкой специализацией студента. Кроме этого, нужно исследовать сочетаемость этих вакансий со стилем жизни, ценностными представлениями человека и его устремлениями. Часто требуется информация об изменениях на рынке труда, о появляющихся тенденциях и возникающих новых областях. Традиционен подход, когда человек анализирует свои возможности вписаться в уже существующую ситуацию на рынке труда, однако дополнительная осведомленность о новых развивающихся направлениях помогает осуществлять более полное планирование возможностей развития своей карьеры;

4) помощь в доступе к миру работы, трудоустройство студентов -это многоэтапный процесс, который нуждается в многообразной образовательной поддержке: она может включать в себя составление расписания по интервьюированию студентов, желающих работать на территории университета, распространение информационных бюллетеней о вакансиях вне университета, помощь студентам в приобретении навыка по поиску работы (подготовка резюме, поведение во время интервью, стратегия и тактика поиска работы);

5) помощь в принятии решений. На основе полученной информации и ее анализа студента необходимо научить и помочь ему составить долгосрочные и краткосрочные планы развития своей карьеры и соотнести их с реальностью;

6) учет нужд различных подгрупп студенческой среды, к которым мы относим взрослых людей, получающих второе высшее образование, участвующих в длительных программах переобучения, связанных с получением дополнительной квалификации, обучающиеся в аспирантуре и докторантуре, лица с ограниченными физическими возможно стями.

Представим общую картину форм карьероформирующего обучения, которая даст представление о значительном объеме работ, реальных для воплощения в образовательном пространстве лингвистического вуза:

- организация семинаров с участием специалистов по найму, работодателей в различных областях профессиональной деятельности;

- проведение ролевых игр, посвященных интервью при приеме на работу, запись их на видео и последующая интерпретация;

- анализ сочинений студентов на основе интервью с работающим профессионалом в какой-либо области деятельности;

- организация практики самоисследования в группе или индивидуально, с использованием существующих тестов для самооценки;

- создание учебного курса по проблемам планирования карьеры, отдельных семинаров;

- организация программ краткосрочных стажировок, позволяющих студентам наблюдать и анализировать различные ситуации на рабочем месте и в рабочей обстановке;

- обучение использованию и работе с информацией о динамике на рынке труда;

- организация встреч с преподавательским составом различных факультетов для обсуждения возможностей и перспектив в избранной специализации;

- организация встреч студентов, специализирующихся в различных областях для обсуждения своих перспектив и планов, причин выбора конкретной специализации;

- создание и подбор иллюстративных видеоматериалов по различным аспектам проблематики, связанной с развитием карьеры;

- организация распространения информации на территории университета с использованием мобильных средств передвижения. Для этой цели возможна организация установки компьютеров, видеоаппаратуры, стендов с печатной продукцией в самых посещаемых местах на территории учебного заведения;

- организация небольших тематических библиотек в студенческих центрах, общежитиях, в общих помещениях университета;

- использование университетского радио и телевидения для показа образовательных программ по тематике развития и планирования карьеры;

- использование ресурсов местной прессы, где может печататься регулярная колонка консультанта по вопросам карьеры;

- разработка совместных интегрированных программ по проблематике развития карьеры вместе с преподавательским составом факультетов на основе уже существующих академических программ;

- организация регулярных встреч с выпускниками вуза, активное взаимодействие с ассоциацией выпускников вуза;

- проведение занятий, посвященных изданию студентами 50 тематических автобиографий;

- использование просмотра фильмов для стимулирования дискуссий;

- обучение студентов написанию резюме;

- организация индивидуальных исследований и анализ избранной области профессиональной деятельности студентами;

- популяризация изданных книг по данной тематике;

- поощрение участия студентов в исследовательских проектах, связанных с учебной специализацией.

Представляется целесообразным объединить вышеуказанные направления и формы реализации карьероформирующего обучения в рамках работы центра карьеры в вузе (CareerCenter), который, ссылаясь на зарубежный опыт, стал неотъемлемой частью американского университетского кампуса. Через этот центр могли бы реализовывать-ся и программы дополнительного профессионального образования, адресованные уже работающим профессионалам, которые в контексте понимания карьеры как поливариативной могут вновь и вновь обращаться к проблематике, касающейся различных аспектов развития карьеры на любом из ее этапов.

Вузы потеряли ответственность за трудоустройство своих выпускников, в массе своей отправляют их в свободное профессиональное плавание. Реализация карьероформирующего обучения - это и наведение мостов между миром образования и миром труда, это и восстановление ответственности вуза за профессиональную судьбу своих выпускников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 304 с. Лотова И. П. Развитие профессиональной карьеры кадров государственной

службы: монография. М., 2003. 319 с. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение : теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. М. : Академия, 2008. 320 с. Соколова А. С. Карьера преподавателя вуза: Как добиться успеха? М. :

ЛЕНАНД, 2014. 160 с. Marland S. P. Career education. A proposal for reform. New York : Mc Graw-Hill, 1974, 334 p.

Super D. E. A life-span, life-space approach to career development. San Francisco : Jossey - Bass, 1990. 261 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.