Соколова Н. Л. Построение профессиональной карьеры в условиях непрерывного образования / Н. Л. Соколова, Т. Ю. Цибизова // Научный диалог. — 2018. — № 1. — С. 295— 299. — DOI: 10.24224/2227-1295-2018-1-295-299.
Sokolova, N. L., Tsibizova, T. Yu. (2018). Building a Professional Career in Conditions of Continuous Education. Nauchnyy dialog, 1: 295-299. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-1-295299. (In Russ.).
I5E НАУЧНАЯ ЩЗ БИБЛИОТЕКА
^fa hbbaw.ru
Журнал включен в Перечень ВАК
УДК 37.048.4(049.32) DOI: 10.24224/2227-1295-2018-1-295-299
Построение профессиональной карьеры в условиях непрерывного образования
© Соколова Наталия Леонидовна (2018), кандидат филологических наук, доцент, директор Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия), [email protected].
© Цибизова Татьяна Юрьевна (2018), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Системы автоматического управления», начальник Управления образовательных технологий, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (Москва, Россия), [email protected].
Сообщается, что в монографии «Научные основы построения и развития профессиональной карьеры» (2017), подготовленной А. С. Соколовой и М. Г. Сергеевой, затрагивается проблема разработки системы формирования и развития профессиональной карьеры работника, успешного и востребованного на рынке труда. В книге приведено авторское определение карьероформирующего обучения. Авторская модель данного процесса предложена на примере построения карьеры преподавателя высшей школы.
Ключевые слова: карьера; «образование для карьеры»; карьероформирующее образование.
В монографии А. С. Соколовой и М. Г. Сергеевой «Научные основы построения и развития профессиональной карьеры» рассматриваются современные подходы к построению успешной профессиональной карьеры, являющейся основой эффективной трудовой деятельности. Авторы книги рассматривают систему поддержки формирования и развития карьеры
и I. Fî I С H ' S PfJHOCXCALS »IBfCTORY-
как одну из подсистем профессионального образования и в своем исследовании опираются на теорию отечественного профессионального образования академика РАО А. М. Новикова, в которой развиваются четыре основные идеи: гуманизация, демократизация образования, опережающее и непрерывное образование; выделяются принципы как основания обозначенных идей.
Качество трудового потенциала страны в настоящее время рассматривается как решающий фактор экономического прогресса общества. От профессиональной квалификации работников всех уровней подготовки — от рабочего до государственного служащего — зависит не только производительность труда, но и темпы экономического роста, наконец, конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке. Одним из важнейших показателей конкурентоспособности экономики государства является уровень развития трудовых ресурсов, качество подготовки новой рабочей силы, которая напрямую зависит от степени взаимодействия системы профессионального образования и реального сектора экономики. В то же время, по мнению абсолютного большинства исследователей, воспроизводство квалифицированной рабочей силы в России сегодня находится в кризисном состоянии, и бизнесу приходится «доводить» персонал до соответствующего квалификационного уровня в системе внутрипроизводственного обучения.
Большое значение в положительном решении этого вопроса принадлежит профессионально-квалификационному продвижению работников по производственной и служебной «лестнице». Это можно определить как процесс последовательного, успешного продвижения работников в области профессиональной, служебной, научной и иной полезной деятельности от начального уровня имеющейся квалификации до её высшего уровня, иными словами — это карьерный рост определенной личности с учетом ее интеллектуальной, психологической и профессиональной направленности.
Авторы монографии убеждены, что на современном этапе развития передовых технологий возрастает роль человеческого фактора, во-первых, как условия безопасности функционирования технологических систем, во-вторых, как фактора развития самих технологий. Вместе с тем уровень качества выполнения профессиональных задач в значительной степени зависит не только от овладения специальными знаниями, умениями, навыками, но и от того, насколько у специалиста сформированы морально-нравственные качества. Следует понимать, что формирование динамичной, социально ориентированной экономики невозможно без профессионалов,
для которых высшей ценностью является человек. Это детерминирует приоритетность педагогической компетентности преподавательских кадров системы профессионального образования, что призвано обеспечить с их стороны осуществление эффективных профессиональных действий по достижению обозначенных сложных и ответственных задач.
Авторы монографии [Соколова и др., 2017] на основе анализа философских, социологических и психолого-педагогических трудов, затрагивающих вопросы формирования и развития карьеры, обосновали актуальность исследуемой проблемы, степень ее представленности в публикациях различного уровня и профиля, основные направления ее дальнейшей разработки — прежде всего связанные с преломлением феномена карьеры в контексте дополнительного профессионального образования преподавателя высшей школы (ПВШ), сформулировали авторское видение феномена карьеры, акцентированное на динамике признанного социумом профессионального статуса, обусловленного ростом его профессиональной компетентности, сформированными умениями самопонимания и самопрезентации, проектирования и реализации социальных маршрутов, а также рядом социально-экономических факторов. В книге приведено авторское определение карьероформирующего обучения как полиформатной деятельности, при которой обучаемому транслируется пласт знаний и формируются умения планирования карьерного маршрута и акций по его реализации с последующей рефлексией и коррекцией результата.
Особого внимания заслуживает выявленный авторами монографии потенциал современной системы дополнительного профессионального образования преподавателей вузов по реализации идей карьероформирующего обучения, основанных на социально-личностных аспектах деятельности вузовского преподавателя: возможности межличностной реализации в педагогической деятельности; достижение профессионального (карьерного статуса) как стимул к дальнейшему совершенствованию; встроенность карьерной реализации в систему непрерывного образования [Соколова, Сергеева, 2017].
В книге представлена концептуальная модель карьероформирующего обучения, включающая мотивационный, содержательный и процессуальный компоненты, и определены организационно-педагогические условия ее реализации: формирование профессионального коллектива единомышленников, субъективизация значимости карьероформирующего обучения для обучающихся, обеспечение индивидуального подхода к обучению, постепенное усложнение содержания и увеличение разнообразия форм организации карьероформирующего обучения, учёт особенностей взрослых
обучающихся, создание благоприятной психологической атмосферы обучения, воплощение идеи сбалансированности карьерного движения и его реального подкрепления ростом профессиональной компетентности.
Авторами монографии сконструирована методическая модель карьероформирующего обучения, включающая: а) встраивание фрагментов материала, ориентированного на развитие карьеры, в структуру традиционных курсов «Педагогика» и «Педагогические технологии»; б) разработку самодостаточных содержательных блоков карьерной направленности для использования как материала для специальных курсов и элективов; в) наполнение карьероформирующим содержанием традиционных активных методов обучения в имитационном формате (тренинги, «мозговые штурмы», тематические круглые столы по карьероразвивающей тематике, работа в фокус-группах), разработку внеаудиторного сопровождения обучающихся развитию карьеры: встречи с людьми, достигшими значительных высот в педагогической карьере, диспуты и дискуссии по карье-роразвивающей тематике, самостоятельное написание творческих эссе по проблемам развития карьеры. Так же разработана методика выявления и преодоления карьерных барьеров и стереотипов у ПВШ, опосредующих осуществление акций диверсификационного характера: попытки расширения сегмента преподавательской деятельности, овладение родственными специализациями, ликвидация несимметрично представленных научного и педагогического компонентов в деятельности конкретного преподавателя. Данная методика создана на уровне компонента целостной методики.
В результате проведенного исследования авторами книги разработана совокупность диагностических показателей для выявления эффективности и результативности карьерообразующего обучения: а) сформированность у слушателей умений самодиагностики и выявления этапа карьерного развития в наличествующий момент времени; б) сформированность умений оценки уровня развития карьеры в логике желаемого и действительного, реально имеющегося и нормативно обозначенного; в) умение слушателя разработать и обосновать индивидуальный карьерный маршрут, рассчитанный на перспективу.
Авторы монографии представили новый подход к проблеме построения успешной карьеры. Монография свидетельствует об актуальности исследуемой темы, ее теоретико-практической значимости и востребованности в реальном образовательном пространстве профессиональных организаций. Книга стала победителем Международного конкурса «Лучшая научная книга — 2017», проводимого Международной академией образования (Великобритания, Лондон).
Литература
1. Соколова А. С. Научные основы построения и развития профессиональной карьеры : монография / А. С. Соколова, М. Г Сергеева. — Курск : [б. и.], 2017. — 396 с.
Building a Professional Career in Conditions of Continuous Education
© Sokolova Nataliya Leonidovna (2018), PhD in Philology, associate professor, director of Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), [email protected].
© Tsibizova Tatyana Yuryevna (2018), Doctor of Education, associate professor, professor of Department "Automatic control systems", head of Department of Educational Technologies, Bauman Moscow State Technical University (National Research University) (Moscow, Russia), [email protected].
It is reported that in the monograph "Scientific basis for professional career building and development" (2017), prepared by A. S. Sokolova and M. G. Sergeyeva, the problem of developing a system of formation and development of professional career of the worker, successful and demanded on the labour market, is covered. The book contains the author's definition career forming training. The author's model of this process is proposed by the example of career of high school teacher.
Key words: career; "education for careers"; career forming education.
References
Sokolova, A. S., Sergeeva, M. G. 2017. Nauchnyye osnovypostroyeniya i razvitiyapro-fessionalnoy karyery: monografiya. Kursk: [b. i.].