Научная статья на тему 'Система поддержки формирования и развития карьеры как составная часть профессионального образования'

Система поддержки формирования и развития карьеры как составная часть профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ КАРЬЕРЫ" / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL CAREER / PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE INDIVIDUAL / "EDUCATION FOR CAREERS" / FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахтигулова Людмила Борисовна

Публикуется рецензия на монографию «Научные основы построения и развития профессиональной карьеры», ставшую победителем Международного конкурса «Лучшая научная книга 2017», проводимого Международной академией образования (Великобритания, Лондон). Сообщается, что в книге представлены концептуальные основы построения и развития профессиональной карьеры. Отмечается, что авторы монографии охарактеризовали основные направления развития личности в условиях непрерывного профессионального образования, значимые для построения карьеры. Положительно оценена авторская технология обучения преподавателя высшей школы формированию и развитию профессиональной карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахтигулова Людмила Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of Support the Formation and Development of Career as Integral Part of Professional Education

The review of the monograph “Scientific basis for professional career building and development” which became the winner of the International competition “Best Scientific Book 2017” held by the International Academy of Education (London, UK) is published. It is reported that the book presents a conceptual framework for building and developing professional careers. It is noted that the authors described the main directions of development of personality in conditions of continuous professional education, meaningful for career paths. The author’s technology of the teachers of high school teaching the formation and professional career development is appreciated.

Текст научной работы на тему «Система поддержки формирования и развития карьеры как составная часть профессионального образования»

Бахтигулова Л. Б. Система поддержки формирования и развития карьеры как составная часть профессионального образования / Л. Б. Бахтигулова // Научный диалог. — 2018. — № 1. — С. 290—294. — DOI: 10.24224/2227-1295-2018-1-290-294.

Bakhtigulova, L. B. (2018). System of Support the Formation and Development of Career as Integral Part of Professional Education. Nauchnyy dialog, 1: 290-294. DOI: 10.24224/22271295-2018-1-290-294. (In Russ.).

ERIHJMP

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н' s

PERKXMCALS DIRECIORV.-

УДК 37.048.4(049.32)

DOI: 10.24224/2227-1295-2018-1-290-294

Система поддержки формирования и развития карьеры как составная часть профессионального образования

© Бахтигулова Людмила Борисовна (2018), orcid.org/0000-0001-7364-9861, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (Москва, Россия), [email protected].

Публикуется рецензия на монографию «Научные основы построения и развития профессиональной карьеры», ставшую победителем Международного конкурса «Лучшая научная книга — 2017», проводимого Международной академией образования (Великобритания, Лондон). Сообщается, что в книге представлены концептуальные основы построения и развития профессиональной карьеры. Отмечается, что авторы монографии охарактеризовали основные направления развития личности в условиях непрерывного профессионального образования, значимые для построения карьеры. Положительно оценена авторская технология обучения преподавателя высшей школы формированию и развитию профессиональной карьеры.

Ключевые слова: профессиональная карьера; профессиональная ориентация личности; «образование для карьеры»; дополнительное профессиональное образование.

В монографии профессора кафедры психологии и педагогической антропологии Московского государственного лингвистического университета А. С. Соколовой и профессора кафедры социальной педагогики Института иностранных языков Российского университета дружбы народов М. Г. Сергеевой «Научные основы построения и развития профессиональ-

ной карьеры» освещена проблема построения успешной профессиональной карьеры преподавателя высшей школы.

Авторы монографии [Соколова и др., 2017] отмечают, что в последние два десятилетия в педагогической теории появились глубокие исследования, связанные с проблемами профессионального развития и профессионально-личностного становления преподавателя высшей школы. Под карьерой авторы книги понимают динамику зафиксированного и признанного социумом профессионального статуса преподавателя высшей школы (ПВШ), обусловленную ростом его профессиональной компетентности, сформированными умениями самоопределения и самопрезентации, проектирования и реализации социальных маршрутов. В монографии проведен анализ зарубежных и отечественных исследований в области построения карьеры (Дж. Крайтс, Д. Супер, Дж. холланд, Н. Шлоссберг, С. Н. Чистякова, Н. С. Пряжников, К. А. Абульханова-Славская, Е. А. Климов и др.), и сделан вывод о том, что у зарубежных исследователей термин карьера прочно укоренился несколько десятков лет назад, тогда как в отечественной научной психолого-педагогической литературе этот термин появился только с начала девяностых годов двадцатого века. Зарубежные исследователи профессиональной карьеры предпочитают давать максимально расширенное толкование карьеры, определяя ее как разбитый на определенные промежутки жизненный путь человека, связанный с его работой. В отечественной психолого-педагогической литературе в широком смысле карьера определяется как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, до-суговой). Однако проекции на вузовское педагогическое пространство практически не нашли своего отражения: в работах, связанных с формированием профессиональной компетентности, профессионального мышления, с профессиональной реализацией ПВШ, представлены лишь фрагментарные попытки отразить отдельные весьма частные вопросы карьерного развития вузовского педагога. Авторы монографии выявили теоретическую неразработанность и практическую нереализованность в системе образования и самообразовании вузовского преподавателя такого пласта знания и деятельности, как «образование для карьеры», или карьероформирующее обучение, под которым авторы книги понимают полиформатную деятельность обучающего преподавателя и слушателя (сочетающую как традиционные аудиторные формы, так и систематическое поэтапное консультирование), при которой обучающемуся транслируется пласт знаний о феномене «карьера» и путях достижения успеха в этом направлении, а также формируется комплекс умений и стратегий деятель-

ности, включающих: а) планирование карьерного маршрута и акций для его реализации, б) анализ степени соответствия желаемого реально достигнутому; в) логически вытекающие из этого умения коррекционного характера [Соколова и др. , 2017].

В рамках проведенного исследования содержание карьероформирую-щего образования авторами книги структурировано в виде нескольких образовательных блоков, которые содержательно обеспечивают всестороннюю поддержку развития карьеры индивида:

1) обеспечение образовательной системой мотивации человека к карьерной активности, к анализу собственной профессиональной траектории на предмет степени реализованности своих задатков, способностей, интеллектуальных и практических потребностей, профессиональных амбиций; забота о формировании Я-концепции;

2) планирование карьеры: обучение человека выявлению (проектированию) тех конкретных шагов, которые необходимо осуществить для расширения ближайшего и отдаленного «круга допустимого» в профессиональной деятельности, а также умению реализовать их — начиная с минимального варианта (методом проб и ошибок) и заканчивая формированием долгосрочной программы собственных действий; формирование у обучающегося умений рефлексии достигаемого на определенном этапе результата и способа его достижения;

3) овладение эффективными моделями поведения и мышления: на основе выстроенных продуктивных когнитивных схем происходит процесс принятия решений и осуществление выбора вектора развития профессиональной деятельности и жизни в целом;

4) информирование и обучение работать с информацией о мире труда, о разнообразных профессиональных средах, динамике и тенденциях развития различных секторов рынка труда;

5) усвоение знаний, ориентированных на понимание динамики и закономерностей развития карьеры в разные возрастные периоды, знаний об основных этапах жизненного пути человека, о взаимосвязи этих этапов с различными проблемами развития карьеры, понимание гендерных аспектов развития карьеры, осознание социальных ролей индивида и важности их интеграции в процессе реализации карьеры, знаний о теориях развития карьеры;

6) формирование ценностных представлений и мировоззрения: забота о ценностных ориентациях относительно образования и профессиональной жизни, семьи и друзей, использования свободного времени;

7) формирование конкретных адаптационных навыков (коммуникативные навыки, навыки по повышению продуктивности работы, навыки принятия решений, навыки по поиску, получению, сохранению работы, навыки борьбы со стереотипами, которые ограничивают свободу выбора образовательных возможностей или профессии, навыки эффективного использования свободного времени), навыки по управлению изменениями и адаптации к ним.

Авторы монографии убеждены, что, определяя педагогический контекст «образования для карьеры», его необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с проблематикой образования взрослых. Именно взрослый человек нуждается в приобретении и постоянном развитии умений, знаний, навыков, определённых личностных качеств и ценностных ориен-таций, необходимых для формирования и развития своей карьеры и для успешного функционирования и на рынке труда, и в других сферах общественного бытия. «Образование для карьеры» особенно эффективно может воплотить теоретические идеи образования взрослых, поскольку именно проблематика образования для карьеры максимально приближена к жизненным потребностям взрослого человека, который может незамедлительно почувствовать качественное улучшение многих составляющих своей жизни, пройдя обучение по программе «образование для карьеры».

Рецензируемая монография посвящена актуальной исследовательской теме, имеет практическую значимость не только для преподавателей высшей школы, но и для всех категорий работников, планирующих построение успешной карьеры для реализации поставленных целей.

Литература

1. Соколова А. С. Научные основы построения и развития профессиональной карьеры : монография / А. С. Соколова, М. Г. Сергеева. — Курск : [б. и.], 2017. — 396 с.

System of Support

the Formation and Development of Career as Integral Part of Professional Education

© Bakhtigulova Lyudmila Borisovna (2018), orcid.org/0000-0001-7364-9861, PhD in Education, associate professor, Head of Department of Education and Psychology, Bauman Moscow State Technical University (Moscow, Russia), [email protected].

[CC BY 4.0]

[HAyHHbM flMAHOr. 2018. № 1]

The review of the monograph "Scientific basis for professional career building and development" which became the winner of the International competition "Best Scientific Book — 2017" held by the International Academy of Education (London, UK) is published. It is reported that the book presents a conceptual framework for building and developing professional careers. It is noted that the authors described the main directions of development of personality in conditions of continuous professional education, meaningful for career paths. The author's technology of the teachers of high school teaching the formation and professional career development is appreciated.

Key words: professional career; professional orientation of the individual; "education for careers"; further professional education.

References

Sokolova, A. S., Sergeeva, M. G. 2017. Nauchnyye osnovypostroyeniya i razvitiyapro-fessionalnoy karyery: monografiya. Kursk: [b. i.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.