Научная статья на тему 'Правильный выбор будущей профессии как результат родительского содействия в профессиональном самоопределении старшеклассников'

Правильный выбор будущей профессии как результат родительского содействия в профессиональном самоопределении старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / РОДИТЕЛЬСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / ГОТОВНОСТЬ К СОДЕЙСТВИЮ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR PUPILS / PARENTAL ASSISTANCE / WILLINGNESS TO HELP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахтигулова Людмила Борисовна

В рецензии на монографию Т. Д. Зеленкиной, Е. Ю. Пряжниковой, М. Г. Сергеевой «Родительское содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников», ставшую лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2016 года, проводимого Фондом развития отечественного образования, охарактеризованы теоретико-методические разработки авторов монографии. Сообщается, что в книге представлены теоретические аспекты проблемы подготовки родителей к содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников. Положительно оценены результаты апробации педагогической модели подготовки родителей к содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников в условиях организации дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Right Choice of Future Profession as a Result of Parental Assistance in Professional Self-Determination of Senior Pupils

The review of the monograph by T. D. Zelenkina, E. Yu. Pryazhnikova, M. G. Sergeyeva “Parental assistance in professional self-determination of senior pupils,” which became a laureate of all-Russian competition for the best scientific book of 2016, hold by Fund of national education development, characterizes theoretical and methodological developments of the authors. It is reported that the book presents the theoretical aspects of problems in training parents to help in professional self-determination of senior pupils. The results of testing the pedagogical model of training parents to help in professional self-determination of senior pupils in the conditions of organization of additional education of children are positively assessed.

Текст научной работы на тему «Правильный выбор будущей профессии как результат родительского содействия в профессиональном самоопределении старшеклассников»

Бахтигулова Л. Б. Правильный выбор будущей профессии как результат родительского содействия в профессиональном самоопределении старшеклассников / Л. Б. Бахтигулова // Научный диалог. — 2017. — № 12. — С. 463—466. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-12-463466.

Bakhtigulova, L. B. (2017). Right Choice of Future Profession as a Result of Parental Assistance in Professional Self-Determination of Senior Pupils. Nauchnyy dialog, 12: 463-466. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-12-463-466. (In Russ.).

I5E НАУЧНАЯ ЩЗ БИБЛИОТЕКА

jfrUBMjgjjl

Журнал включен в Перечень ВАК

УДК 37.048.4(049.32)

DOI: 10.24224/2227-1295-2017-12-463-466

и I к I С н' s

PERKXMCALS DIRECIORV.-

Правильный выбор будущей профессии как результат родительского содействия в профессиональном самоопределении старшеклассников

© Бахтигулова Людмила Борисовна (2017), orcid.org/0000-0001-7364-9861, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (Москва, Россия), [email protected].

В рецензии на монографию Т. Д. Зеленкиной, Е. Ю. Пряжниковой, М. Г. Сергеевой «Родительское содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников», ставшую лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2016 года, проводимого Фондом развития отечественного образования, охарактеризованы теоретико-методические разработки авторов монографии. Сообщается, что в книге представлены теоретические аспекты проблемы подготовки родителей к содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников. Положительно оценены результаты апробации педагогической модели подготовки родителей к содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников в условиях организации дополнительного образования детей.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение старшеклассников; родительское содействие; готовность к содействию.

В коллективной монографии педагога-психолога Муниципального автономного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 14» Т. Д. Зеленкиной, профессора Московского государственного психолого-педагогического университета

Е. Ю. Пряжниковой и профессора Российского университета дружбы народов М. Г Сергеевой «Родительское содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников» освещена проблема поиска нового подхода в профессиональном ориентировании подрастающего поколения. Невостребованность ряда специальностей, которые по инерции продолжает выбирать молодежь, склонность ориентироваться на сопутствующие факторы при выборе профессии подтверждают недостаточность информированности о конъюнктуре рынка труда и перспективных социальных запросах общества. Незнание старшеклассниками, выбирающими профессию, а также их родителями требований, предъявляемых данным видом труда, и возможностей успешного освоения профессии порождает спонтанность и неадекватность мотивации в решении проблемы профессионального самоопределения.

Авторы монографии [Зеленкина и др., 2016] утверждают, что неподготовленность родителей к оказанию грамотного содействия своим детям в решении проблемы успешного выбора профессии актуализировала необходимость специально организованной деятельности, где в процесс были бы включены все субъекты профориентации: педагоги дополнительного образования, психологи, специалисты-профориентологи.

Сущностью подготовки родителей является обогащение их профори-ентационного потенциала посредством формирования у родителей компетенций, которые позволят оказать старшеклассникам помощь в осуществлении правильного выбора будущей профессии.

Подготовку родителей к содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников необходимо осуществлять на основе формирования у них положительного отношения к выбору профессии ребенком, проявления их интереса и стремления к осуществлению помощи в выборе старшеклассниками адекватной профессии; получения родителями знаний, необходимых для оказания помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников, развития умения по совместному составлению личного плана (траектории) старшеклассника в соответствии с его индивидуальными особенностями, склонностями и одновременно с требованиями профессии; развития навыков конструктивного общения со старшеклассником — взаимодействия «на равных» по принципу паритетного общения, организации профессиональных проб, умения обозначить резервное профессиональное намерение.

Процесс подготовки родителей к профессиональному самоопределению старшеклассников регулируется принципами: андрогогики (взрослых), взаимодействия, свободы и успешности выбора профессии, личной ответственности за результат — и обеспечивает работу внутриличностных

механизмов: самоидентификация, осознание общественной потребности в успешном самоопределении, интериоризация;

При взаимодействии родителя со старшеклассником действуют следующие механизмы: механизм перцепции (общения), влияния (убеждения, внушения) через приспособление, принятие, механизм социализации.

В монографии названы факторы, влияющие на выбор профессионального пути старшеклассников: определяющие (интерес, способности и склонности, состояние здоровья, учет рынка труда и перспективных запросов общества) и сопутствующие (социальное окружение, престиж профессии, материальные и моральные стимулы труда, уровень притязаний).

Содержание подготовки родителей к профессиональному самоопределению старшеклассников имеет инвариантное ядро, разработанное авторами монографии с учетом выделенных типов родительской позиции при выборе профессии (одновариантной, поливариативной, нейтральной и негативной позиции), также с учетом типологии семей (авторитетные, неавторитетные и — материалисты, общественники, реалисты). Выделенные позиции и типы семей позволили авторам монографии оценить индивидуальные особенности личности родителя, степень его влияния на выбор старшеклассника и в процессе взаимодействия внести коррективы в имеющиеся неверные профориентационные установки.

Одной их успешных форм организации процесса подготовки родителей в книге обозначена организация дополнительного образования.

Рецензируемая монография посвящена актуальной теме, имеет практическую значимость не только для родителей, но и для педагогов-практиков, осуществляющих работу по профориентации среди выпускников общеобразовательных организаций.

Литература

Зеленкина Т. Д. Родительское содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников / Т. Д. Зеленкина, Е. Ю. Пряжникова, М. Г. Сергеева ; Региональный финансово-экономический институт. — Курск : РФЭИ, 2016. — 232 с.

Right Choice of Future Profession as a Result of Parental Assistance in Professional Self-Determination of Senior Pupils

© Bakhtigulova Lyudmila Borisovna (2017), orcid.org/0000-0001-7364-9861, PhD in Education, associate professor, Head of Department of Education and Psychology, Bauman Moscow State Technical University (Moscow, Russia), [email protected].

The review of the monograph by T. D. Zelenkina, E. Yu. Pryazhnikova, M. G. Sergeyeva "Parental assistance in professional self-determination of senior pupils," which became a laureate of all-Russian competition for the best scientific book of 2016, hold by Fund of national education development, characterizes theoretical and methodological developments of the authors. It is reported that the book presents the theoretical aspects of problems in training parents to help in professional self-determination of senior pupils. The results of testing the pedagogical model of training parents to help in professional self-determination of senior pupils in the conditions of organization of additional education of children are positively assessed.

Key words: professional self-determination of senior pupils; parental assistance; willingness to help.

References

Zelenkina, T. D. Pryazhnikova, E. Yu., Sergeeva, M. G. 2016. Roditelskoye sodeyst-viye v professionalnom samoopredelenii starsheklassnikov. Kursk: RFEI. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.