ПЕДАГОГИКА
ПЯТНАДЦАТЬ ВЫПУСКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ» В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ЛЕСА
Л.Б. БАХТИГУЛОВА, проф., зав. каф. психологии и педагогики МГУЛ, канд. пед. наук
caf-pedagog@mgul.ac.ru ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет леса» 141005, Московская обл., г. Мытищи, ул. 1-я Институтская, 1, МГУЛ
Данная статья содержит анализ основных итогов деятельности кафедры педагогики и психологии по организации подготовки специалистов - педагогов профессионального обучения. Раскрыто ключевое значение Учебно-методического объединения в области профессионально-педагогического образования Российской Федерации (УМО по ППО РФ) в решении организационных и научно-методических вопросов подготовки специалистов. Освещены цели и задачи подготовки по специальности «Профессиональное обучение» в связи с существующими кадровыми проблемами в системе профессионального образования. Рассмотрены особенности подготовки по специальности «Профессиональное обучение», циклы дисциплин, практики. Освещены вопросы трудоустройства выпускников. Выполнен анализ сотрудничества кафедры с другими организациями.
Ключевые слова: специальность «Профессиональное обучение», Учебно-методическое объединение в области профессионально-педагогического образования Российской Федерации (УМО по ППО РФ), реорганизация профессионального образования, психолого-педагогическая подготовка, экономическая подготовка, трудоустройство выпускников, педагогическая практика, образовательные стандарты, методические вопросы, образовательные программы.
Открытие специальности «Профессиональное обучение» отвечает целям и задачам проводимой в Российской Федерации реорганизации народного образования. Прежде всего, оно обусловлено дефицитом преподавателей профессиональных дисциплин, модулей и междисциплинарных курсов в учебных заведениях, осуществляющих подготовку рабочих и специалистов: профессиональных училищах, лицеях и колледжах, лесхозах-техникумах и совхозах-техникумах, что подтверждается данными Минобрнауки России, а также запросами этих учебных заведений на педагогические кадры. В основном на преподавательских должностях работают инженеры и технические специалисты, не имеющие специальной психолого-педагогической подготовки.
Студенты изучают психолого-педагогические, общенаучные, экономические, общетехнические и общеинженерные дисциплины, овладевают широким кругом гуманитарных знаний: изучают историю отечества и мировой культуры, философию, право; приобретают навыки делового общения и менеджмента; осваивают отечественные и зарубежные методы психодиагностики - разнообразные методики опросов, анкетирования, компьютерного тестирования. Психологопедагогическая подготовка помогает приоб-
рести уверенность в себе, умение управлять большими и сложными коллективами, быстро ориентироваться в новой обстановке, стрессоустойчивость. Что касается экономической подготовки, то студенты специальности «Профессиональное обучение» изучают такие экономические предметы, как «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика предприятия», «Экономика отрасли», «Управление качеством», «Маркетинг», «Менеджмент» и многие другие, а также отраслевые предметы, которые позволяют им уверенно ориентироваться в экономике лесного хозяйства, деревообработки, мебельной промышленности, землепользования и природных ресурсов.
Выпускники специальности могут не только работать преподавателями, но и выполнять функции экономиста, менеджера на предприятиях лесного комплекса и в различных экономических структурах. Они находят работу в банковском, страховом секторе, управлении продажами, как специалисты по бухгалтерскому учету, маркетингу и рекламе. Есть среди них и те, кто открыл собственное дело.
Педагогическая практика студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение», одно из важнейших звеньев учебно-воспитательного процесса кафедры педагогики и психологии. Это ак-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2015
199
ПЕДАГОГИКА
тивная и эффективная форма подготовки будущих специалистов к профессионально-педагогической деятельности. За время учебы студенты проходят шесть практик, три производственные (по рабочей профессии - на втором и третьем курсе - и технологическую), две педагогические (активную и стажерскую) и преддипломную. Базами практик являются профессиональные училища, техникумы и колледжи (в основном, Москвы и Московской области), предприятия и организации лесной, деревообрабатывающей, мебельной и многих других отраслей, в том числе и государственные организации. Преподавательским коллективом кафедры разработаны методические рекомендации по проведению всех видов практик в сроки, определенные учебным планом и деканатом гуманитарного факультета.
Все концептуальные вопросы, касающиеся содержания и структуры учебного процесса, решаются кафедрой по согласованию с советом Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Этот совет осуществляет непосредственный контроль за учебно-воспитательным процессом по специальности «Профессиональное обучение». Представители кафедры традиционно участвуют в ежегодных пленумах Учебно-методического объединения. Кроме того, несколько методических мероприятий УМО были проведены в Московском государственном университете леса.
В 2010 г. на базе кафедры педагогики и психологии была проведена конференция УМО по профессионально-педагогическому образованию РФ, посвященная вопросам проектирования основных образовательных программ (ООП) в рамках ФГОС ВПО нового поколения. Участие принимали представители вузов всей России. А в 2014 г. в МГУЛ был проведен методический семинар «Усиление практической составляющей в подготовке педагогов профессионального обучения». Такие мероприятия оказали нам неоценимую помощь в организации перехода на новые образовательные стандарты (ФГОС 3 и ФГОС 3+ соответственно).
В составе УМО по ППО РФ кафедра реализует также близкое сотрудничест-
во с ведущими вузами, осуществляющими профессионально-педагогическую подготовку: Российским государственным аграрным университетом - Московской сельскохозяйственной академией (РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева), Пензенским государственным технологическим университетом (ПензГТУ), Брянским государственным техническим университетом (БГТУ), Оренбургским государственным педагогическим университетом (ОГПУ), Пермским национально-исследовательским политехническим университетом (ПНИПУ), Воронежским государственным аграрным университетом им. Петра I, Нижегородским государственным педагогическим университетом им. К. Минина и многими другими.
Еще одним важнейшим направлением сотрудничества кафедры является взаимодействие с профильными предприятиями и организациями. К ним относятся, в первую очередь, учреждения профессионального образования: Мытищинский машиностроительный колледж, Колледж космического машиностроения и технологии, Правдинс-кий лесхоз-техникум, Московский областной профессиональный колледж инновационных технологий и многие другие, а также предприятия и организации лесного сектора экономики и взаимосвязанных с ним отраслей. Кафедра осуществляет работу по расширению географии баз практик (впоследствии мест трудоустройства выпускников): заключены договора о сотрудничестве с учебными заведениями, предприятиями и организациями Тверской области, Смоленской области, Республики Мордовия и других регионов России.
Одна из основных задач кафедры на текущий момент - сохранить положительный опыт работы и традиции, накопленные за время подготовки специалистов, в процессе работы со студентами, обучающимися по программам бакалавриата.
Библиографический список
1. Бахтигулова, Л.Б. Психолого-педагогическая мастерская как инновационная форма обучения / Л.Б. Бахтигулова // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - № 5 (97). - 2013. - С. 169-172.
200
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
ПЕДАГОГИКА
2. Бахтигулова, Л.Б. Пути модернизации профессионального образования / Л.Б. Бахтигулова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Сб. мат. XXI Международной научно-практической конференции. - Новосибирск, НГТУ, 2011.
3. Петров, А.Ю. Разработка структурной модели непрерывного компетентностно ориентированного инженерно-педагогического образования / А.Ю. Петров // Саморазвитие человека: инновации в образовательном пространстве: Мат. международной научно-практической конференции. Ч. 1. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. - С. 84-93.
4. Соломахо, Э.П. Десять лет с Учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию / Э.П. Соломахо, Л.Б. Бахтигулова // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Вып. 1(42). - Екатеринбург, 2008.
5. Соломахо, Э.П. Психолого-педагогическая составляющая системы подготовки преподавателя / Э.П. Соломахо, Е.В. Климачева, Н.М. Наретя // Психолого-педагогические исследования в системе образования. Мат. III Всероссийской научно-практической конференции. Сб.1, ч.
2. - Москва-Челябинск: Образование, 2005.
FIFTEEN GRADUATIONS FROM THE MOSCOW STATE FOREST UNIVERSITY IN THE SPECIALTY “VOCATIONAL TRAINING”
Bahtigulova L.B., Prof. MSFU, Ph.D. (Pedagogical)
caf-pedagog@mgul.ac.ru
Moscow State Forest University, 141005, Moscow Region., Mytishchi, 1st Institutskaya str. 1 MSFU
This article contains the analysis of the main outcomes of education in specialty «Vocational Training» provided by the Chair of Pedagogy and Psychology, Moscow State Forest University. Crucial importance of the Educational and Methodological Association in the area of Teachers ’ Vocational Education of the Russian Federation (UMO PPO RF) in solving organizational and scientific-methodological problems was shown. The aims and objectives of education in the specialty «Vocational Training» in connection with existing staff problems in the system of vocational education were highlighted. The characteristics of training in the specialty «Vocational Training» including the cycles of disciplines and practice were considered. The alumni employment was described. The analysis of department cooperation with other organizations was made.
Keywords: specialty «Vocational Training», the Educational and Methodological Association in the sphere of Teachers’ Vocational Education of the Russian Federation, the reorganization of vocational education, psychological and pedagogical training, economic training, alumni employment, teaching practice, educational standards, guidelines issues, educational programs.
References
1. Bakhtigulova L.B. Psikhologo-pedagogicheskaya masterskaya kak innovatsionnaya forma obucheniya [Psycho-educational workshop as an innovative form of training] Moscow state forest university bulletin-Lesnoy vestnik. №5 (97), 2013. pp. 169172.
2. Bakhtigulova L.B. Puti modernizatsiiprofessional’nogo obrazovaniya [Path of modernization of vocational training] Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and Pedagogy: methodology and problems of practical application] Collection of materials XXI International scientific and practical conference. Novosibirsk, NGTU, 2011.
3. Petrov A.Yu. Razrabotka strukturnoy modeli nepreryvnogo kompetentnostno-orientirovannogo inzhenerno-pedagogicheskogo obrazovaniya [The development of a structural model of continuous competence-oriented engineering and teacher education] Samorazvitie cheloveka: innovatsii v obrazovatel’nom prostranstve [Self-development: innovation in the educational space] Proceedings of the international scientific-practical conference. Part 1. N. Novgorod: VGIPU, ch. 1. 2007. pp. 84-93.
4. Solomakho E.P., Bakhtigulova L.B. Desyat’lets Uchebno-metodicheskim ob’vedineniempoprofessional’no-pedagogicheskomu obrazovaniyu (stat’ya) [Ten years with educational and methodical association for vocational teacher education] Vestnik Uchebno-metodicheskogo ob»edineniya po professional’no-pedagogicheskomu obrazovaniyu. Vypusk 1(42) [Journal of Educational Methodology Association for vocational teacher education. Issue 1 (42)]. Ekaterinburg, 2008.
5. Solomakho E.P., Klimacheva E.V, Naretya N.M. Psikhologo-pedagogicheskaya sostavlyayushchaya sistemy podgotovki prepodavatelya [Psycho-pedagogical component of teacher training] Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya v sisteme obrazovaniya [Psychological and pedagogical research in the education system] Proceedings of the III All-Russian scientific-practical conference. Collection 1, Part 2. Moscow-Chelyabinsk: Obrazovanie, 2005.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
201