Научная статья на тему 'Философия образования: механизм социального заказа в профессионально-педагогическом образовании'

Философия образования: механизм социального заказа в профессионально-педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силайчев Павел Александрович

Проведено обоснование включения категории «Социальный заказ» в дисциплину «Философия и история образования» при подготовке педагогов профессионального обучения. Подчеркнуто, что содержание понятия «Социальный заказ» в профессионально-педагогическом образовании имеет систему элементов его детализации и раскрывается через специфику подготовки профессиональных кадров педагогами профессионального обучения. Раскрыт механизм связи социального заказа на количество и качество квалифицированного труда в аграрном производстве с подготовкой педагогов профессионального обучения. Сделан вывод о том, что категория «Социальный заказ» на количество и качество квалифицированного профессионального труда, как механизм реализации потребностей общества в обеспечении условий собственного существования, присуща философии образования и её место в содержании соответствующей дисциплины «Философия и история образования» при подготовке педагогов профессионального обучения представляется уместным. Представлен пример формализации социального заказа в технологиях специальной подготовки педаго-гов профессионального обучения. Отмечено, что формализация социального заказа осуществляется через ди-рективные документы (Федеральный закон об образовании, Федеральный государственный образовательный стандарт уровня подготовки по направлению или специальности), которые в общем виде определяют формы обучения, детализируют содержание профессионального образования и разработку учебно-плановой докумен-тации. Регламентация тех или иных педагогических технологий закреплена в учебных планах, программах учебных дисциплин и практик, методических разработках, а также планах и графиках учебного процесса и др. Особенностью формализации социального заказа в технологиях специальной подготовки педагогов профессио-нального обучения является его отражение в учебно-программной документации психолого-педагогических дисциплин и практик, отсутствующих в отраслевом образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Силайчев Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия образования: механизм социального заказа в профессионально-педагогическом образовании»

Abylkasymova Alma Eshimbekovna - a member of Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor of the Department of Mathematics, Physics and Informatics Teaching Techniques, Kazakh National Pedagogical University named after Abay; 050010, the Republic of Kazakhstan, Almaty, Dostyk Avenue, 13; tel.: +7-701-777-32-04; e-mail: aabylkassymova@mail.ru.

Ryzhakov Michail Viktorovich - a member of Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Director of the Institute of Content and Methods in Education of Russian Academy of Education; 115201, Moscow, 2nd Kalitnikovskiy pereulok, 1, pp. 98, 99; tel.: +7-916-180-50-82; e-mail: ismo@mail.ru.

Shishov Sergey Evgenievich - Doctor of Pedagogic Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology the Institute of Social and Humanitarian Technologies (msutm) named after K.G. Razumovsky; 109004, Moscow, Zemlyanoy Val, 73; tel.: +7-905-596-49-69; e-mail: seshihsov@mail.ru.

Received 2 July 2015

УДК 378.147:331.5 П.А. СИЛАЙЧЕВ

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

философия образования: механизм социального заказа в профессионально-педагогическом образовании

Проведено обоснование включения категории «Социальный заказ» в дисциплину «Философия и история образования» при подготовке педагогов профессионального обучения. Подчеркнуто, что содержание понятия «Социальный заказ» в профессионально-педагогическом образовании имеет систему элементов его детализации и раскрывается через специфику подготовки профессиональных кадров педагогами профессионального обучения. Раскрыт механизм связи социального заказа на количество и качество квалифицированного труда в аграрном производстве с подготовкой педагогов профессионального обучения. Сделан вывод о том, что категория «Социальный заказ» на количество и качество квалифицированного профессионального труда, как механизм реализации потребностей общества в обеспечении условий собственного существования, присуща философии образования и её место в содержании соответствующей дисциплины «Философия и история образования» при подготовке педагогов профессионального обучения представляется уместным. Представлен пример формализации социального заказа в технологиях специальной подготовки педагогов профессионального обучения. Отмечено, что формализация социального заказа осуществляется через директивные документы (Федеральный закон об образовании, Федеральный государственный образовательный стандарт уровня подготовки по направлению или специальности), которые в общем виде определяют формы обучения, детализируют содержание профессионального образования и разработку учебно-плановой документации. Регламентация тех или иных педагогических технологий закреплена в учебных планах, программах учебных дисциплин и практик, методических разработках, а также планах и графиках учебного процесса и др. Особенностью формализации социального заказа в технологиях специальной подготовки педагогов профессионального обучения является его отражение в учебно-программной документации психолого-педагогических дисциплин и практик, отсутствующих в отраслевом образовании.

Ключевые слова: философия образования, социальный заказ, педагогическая технология.

Философия образования - наука о наиболее общих законах существования системы передачи опыта предшествующих поколений, как правило, рассматривается с дуалистической позиции. С одной стороны это доминирующая теория, по отношению к которой педагогика занимает место её прикладной части; с другой - философия

образования представляет собой имплицитную систему педагогических идей, составляющих направленность теории педагогики. Философия образования в России, как отмечает М.Н. Кожевникова [1], «...находится в процессе формирования, с трудом определяя свои границы и специфику...».

Статья характеризует понятие социального заказа применительно к научной области, очерченной философией образования, социологией и профессиональной педагогикой.

Зарождение обучения связано с осознанием людьми необходимости передачи опыта поколений. Непознанность закономерностей усвоения нового знания и освоения способов действий в исторически далекие времена вынуждала человечество к эмпирическому поиску методов и форм организации обучения, позволяющих достигать результаты, соответствующие образовательным запросам общества, т.е. социальному заказу, отражающему уровни развития культуры и производства.

«Социальный заказ» - философско-социоло-гическая категория. Однако современный уровень ее проработки не привел к однозначному определению этого понятия. Ни в один из словарей, от большой советской энциклопедии до узкопрофильных словарей (политологического, социологического, философского), такое понятие, как правило, не включено.

В статье не стоит задача обоснования понятия «Социальный заказ». Поэтому её решение выведено за рамки настоящей статьи, и в качестве исходного определения принята формулировка [2, с. 188].

Социальный заказ - механизм реализации потребностей общества и его подразделений (групп, организаций) в обеспечении условий собственного существования (сохранения, развития). Основные объекты социального заказа - характеристики и параметры качеств отдельных элементов социальной системы: политических отношений, административных решений, норм социальных взаимоотношений и др. Формы выражения социального заказа: директивные акты, нормативные документы, статистическая отчетность и др.

Социальный заказ следует отличать от политического заказа, выразителем которого является часть общества (политическая элита), преследующая свои политические цели, а также от государственного заказа, представляющего собой формализованную программу производства чего-либо или оказания каких-либо услуг за счет государственного финансирования.

Механизм социального заказа предполагает как удовлетворение потребностей общества в чем-либо, так и реагирование на их изменения, являющиеся естественным диалектическим свойством социальной системы.

Существенные изменения социального заказа на качество и количество квалифицированного профессионального труда в Российской Федерации произошли в начале 1990-х гг. Тогда резко изменилась общественно-политическая ситуация, стали заметно меняться экономические отношения и как следствие - потребность в качестве и количестве квалифицированного труда. Значительное число вузов, подготавливающих высококвалифицированные кадры, перешло в ранг университетов. Определилась стратегическая линия в развитии на-

родного образования на его непрерывность, а в вузах - на уровневую форму образования с введением таких уровней, как бакалавриат и магистратура, а теперь ещё и аспирантура как уровень высшего образования. В педагогической литературе стали обсуждаться вопросы профессиональной компетентности специалистов, диагностики их подготовленности и определения степени пригодности к той или иной профессиональной деятельности. В результате - нерешенные проблемы выполнения социального заказа профессиональным образованием, особенно в его отраслевой составляющей, обострились.

Логическим этапом в приспособлении системы образования Российской Федерации к демократизации общественных отношений и меняющемуся социальному заказу явилось введение многоуровневой структуры образования. Появление новых уровней в структуре подготовки в вузах, преследуя цель создания вариативной системы обучения специалистов в соответствии с запросами общества и обеспечения прав граждан на выбор своего образования, принесло с собой ряд специфических для отечественного профессионального образования и просвещения педагогических проблем, а также проблем применения новых образовательных технологий. Суть их заключалась в том, что в устоявшуюся образовательную систему, справлявшуюся со своими функциями по обеспечению народного хозяйства высококвалифицированными специалистами, директивно ввели новые ступени, образовательный уровень которых не был востребован ни в одной области деятельности.

Эволюционное развитие структуры образования на всех уровнях тоже не привело к появлению ни бакалавра, ни магистра в системе современной высшей школы, ликвидированных в российской системе образования после Октябрьской революции. Расплывчатость в определении их места в структуре народного хозяйства создала исключительно сложную ситуацию при внедрении постановления по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (КВШ МНВШТП РФ) № 13 от 13.03.92. «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации». Создалась очевидная необходимость в проведении глубоких научных исследований новых уровней подготовки квалифицированных работников и их соответствия социальному заказу. Например, в это время система сельскохозяйственного профессионального образования отмечает изменение социального заказа на квалифицированный труд в народном хозяйстве страны и, соответственно, на труд специалистов с высшим образованием. Исследование [3], проведенное в конце восьмидесятых годов прошлого столетия в Московской области по определению спроса на квалифицированных сельскохозяйственных рабочих, показало, что предприятие (колхоз, совхоз и др.) было заинтересовано иметь значительное количество дисциплинированных

исполнителей невысокого уровня квалификации для практического выполнения отдельных несложных (и малооплачиваемых) обязанностей в рамках практикуемой в хозяйствах технологии. Для подготовки рабочих такого уровня достаточно 1-6 мес. профессионального обучения. Кроме подобных массовых рабочих кадров, хозяйства остро нуждались в небольшом количестве высококвалифицированных рабочих широкого профиля, которые умеют не только выполнять отдельные особо сложные операции, но и вносить изменения в производственный процесс с целью его совершенствования. Эти рабочие должны понимать тонкости технологии на уровне специалиста (в то время таких рабочих профессионально-технические училища не выпускали). Качество подготовки училищами квалифицированных рабочих сельскохозяйственного профиля намного превышало уровень подготовки рабочих первой категории и не достигало второй.

В устоявшейся системе профессионального образования [4], как основном социальном заказчике на труд педагогов профессионального обучения, план валового выпуска рабочих усредненной квалификации определял и сейчас еще оказывает существенное влияние на потребности колледжей, осуществляющих обучение по программам начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля, в качестве педагогических кадров. При этом в учреждениях профессионального образования после небольшой адаптации к преподавательской деятельности вполне справляются люди с высшим профессиональным образованием (инженерным, экономическим, агрономическим и т.п.).

Сращивание профессионально-технической и средней профессиональной школ, наметившаяся дифференциация подготовки квалифицированных рабочих в колледжах способствуют изменению спроса на количество и качество профессионально-педагогических кадров. Этот процесс усиливается на фоне кардинально меняющихся экономических отношений в отраслях народного хозяйства страны, особенно в сельском хозяйстве из-за возрождения многоукладного производства и, как следствие, изменения потребности в традиционных профессиях (тракторист-машинист, мастер машинного доения и др.) и появления новых (арендатор, ведение домашнего фермерского хозяйства и т.п.).

Трансформация социального заказа на подготовку профессионально-педагогических кадров отражается на технологиях специальной подготовки этих специалистов. Повышают интерес к профессионально-педагогическому образованию нетрадиционные потребители профессионально-педагогического труда.

Крупным потребителем профессионально-педагогического труда является материальное производство (по отраслям народного хозяйства, определяющим профили подготовки педагогов профессионального обучения), в том числе сельскохозяй-

ственные, где традиционно сохраняется дефицит специалистов. В настоящее время общество достаточно определенно выразило потребность в гуманитарной подготовке специалистов-отраслевиков. Осознание руководителем любого ранга необходимости познания социальной и инженерной психологии, педагогики взрослых, основ физиологии, культуры речи и других гуманитарных наук сделало профессионально-педагогическое образование конкурентоспособным, а во многих случаях предпочтительным при определении потребности производства в специалистах. Количество педагогов профессионального обучения, работающих на производстве, возрастает.

Формирование социального заказа на труд педагога профессионального обучения также определяет система общественных и воспитательных учреждений, коммерческих и посреднических предприятий, фирм сферы обслуживания и т.п., в которых характер деятельности сотрудников обусловлен сочетанием достаточных отраслевой и гуманитарной подготовок [5]. Эта система интенсивно изменяется под воздействием новых социально-политических и экономических условий. Наблюдается тенденция ее развития. Отражение этого явления на социальной потребности в профессионально-педагогическом труде несомненно.

Следует отметить потенциально большую пригодность педагога профессионального обучения технического профиля в сравнении с выпускником педагогического вуза для преподавания в общеобразовательной школе учебных предметов, связанных с фундаментальной технической подготовкой: черчения, информатики, вычислительной техники и др.; а также для осуществления трудового обучения. Это относится и к руководству кружками технического творчества, моделирования и т.п. Появление альтернативных общеобразовательных учебных заведений типа лицеев, по всей вероятности, создаст благоприятную для педагогов профессионального обучения конъюнктуру.

Кризис системы народного образования, развившийся в девяностых годах на фоне распада СССР и глубокого экономического спада производства, а также появление в Российской Федерации рыночной экономики, предприятия и коммерческие структуры которой смогли обеспечить более высокий уровень заработной платы своим работникам, и другие факторы изменили социальное отношение к получению образования. Снизился интерес к обучению традиционным сельскохозяйственным профессиям и специальностям (специализациям) по сравнению с различными формами экономической, коммерческой, юридической подготовок и т.п., породив этим ряд проблем, затрагивающих и соответствующее профессионально-педагогическое образование. С одной стороны, возникла необходимость существенного изменения перечня направлений (профилей), специальностей (специализаций) и профессий. С другой стороны, изменяющаяся

структура подготовки специалистов для народного хозяйства не должна была мешать интенсификации и технологизации образования, в том числе его ориентации на непрерывность, демократизацию и гуманизацию, фундаментализацию и профессионализацию, информатизацию процесса подготовки кадров, а также на учет особенностей экономических и национальных регионов.

Снижение относительного уровня заработной платы в государственном секторе экономики, реорганизация государственных предприятий, сокращение их количества и другие причины привели к усилению социальной и производственной «подвижности» населения. В результате на выбор специальности для обучения, в том числе технологии получения образования, стал оказывать заметное влияние такой психологический фактор, как достаточность подготовленности для трудоустройства в различных отраслях народного хозяйства. Например, возможность педагогу профессионального обучения успешно трудиться как в системе образования, так и в сферах материального производства, сервиса и др.

Исследование закрепляемости специалистов, проводимые под эгидой профессионально-педагогических вузов Екатеринбурга, Москвы, Тольятти и др., показали, что в восьмидесятых годах уже в первый год после окончания вуза по педагогической специальности работали всего от половины до трети выпускников. Современная ситуация для педагогов профессионального обучения проще не стала.

Предметная область деятельности педагогов профессионального обучения обновляется постоянно. Например, у педагогов технического профиля происходит модернизация имеющегося типажа машин, появляется новая техника и технологии, развиваются формы хозяйствования и т.п. из более 400 наименований сельскохозяйственной техники, выпускаемой в СССР в конце 80-х гг. для оснащения технологий растениеводства, в 2000 г. выпускалось только 92 наименования. Технологии возделывания сельскохозяйственных культур во многом примитивизировались: количество выполняемых технологических операций снизилось в 3...4 раза (условно с 15 до 4...5). Выживание сельского хозяйства и его эффективность связаны в настоящее время с внедрением энергосберегающих машинных технологий, разработкой для них многооперационных комбинированных, блочных, модульных, перенастраивающихся систем машин, агрегатируемых с тягово-энергетическими средствами повышенной энергонасыщенности [6, 7, 8]. Техника нового поколения, которую необходимо эффективно использовать в жестких экономических условиях, производственные технологии изменяют функции специалиста на производстве и, соответственно, педагога профессионального обучения в профессиональном образовании. Подготовка кадров для реализации этих направлений развития отрасли должна быть опережающей и начинаться с

профессионально-педагогических работников, т.е. с соответствующей «настройки» их специальной подготовки. Аналогичная ситуация складывается и в других отраслях производства.

Технологии специальной подготовки педагогов профессионального обучения отражают отраслевые аспекты реализации социального заказа на качество их труда и обеспечивают социуму возможность удовлетворения спроса в соответствующих образовательных услугах путем свободного выбора из системы формализованных технологий профессионального образования, обеспечивающих формирование различных качеств у обучающегося, нужной образовательной траектории [9]. Естественно, что выбор может осуществляться из системы официально утвержденных и практикуемых технологий.

В существующей системе профессионального образования можно условно выделить по степени вариативности две принципиально различающиеся группы педагогических технологий. В первую войдут общие педагогические технологии, закрепленные в соответствующих нормативных документах, изменение которых либо не разрешено, либо возможно в установленных допусках. К таким технологиям относятся технологии обучения на разных уровнях профессионального образования (бакалавриат, магистратура и подготовка специалистов), по различным формам обучения (очной, очно-заочной, заочной), освоения отдельных дидактических единиц подготовки (блоков, модулей, учебных дисциплин, практик и др.). Во вторую группу входят персонофицированные технологии, разрабатываемые и реализуемые конкретными педагогами в конкретных условиях образовательного учреждения (целей обучения, материальной базы, качеств контингента обучаемых и др.) и «укладывающиеся в рамки» педагогических технологий первой группы. Поэтому основой формализации социального заказа в технологиях подготовки специалистов является возможность выбора уровня профессионального образования, формы обучения и учебного заведения со своей научной и методической школой, вплоть до конкретных педагогов.

Формализация социального заказа в технологиях специальной подготовки педагогов профессионального обучения осуществляется через директивные документы, определяющие формы обучения и содержание образования (рис.) и разработку учебно-плановой документации, регламентирующей педагогические технологии.

Таким образом, категория «Социальный заказ» на количество и качество квалифицированного профессионального труда, как механизм реализации потребностей общества в обеспечении условий собственного существования, присуща философии образования, и её место в содержании соответствующей дисциплины «Философия и история образования» при подготовке педагогов профессионального обучения представляется уместным.

Социально-экономические условия потенциальных студентов

Учебные и экономические возможности учреждений профессионального образования

Потребность общества

в компетентном труде,

обеспечивающем

материальное

производство, в части

подготовки

профессиональных

работников всех уровней

профессиональной

квалификации

Формализация социального заказа в ФГОС на подготовку педагогов

профессионального

обучения

по направлениям

Выбор

педагогических технологий для подготовки педагогов

профессионального обучения

Результат выбора:

- технологии получения образования (очная, очно-заочная заочная);

- структурно-технологические схемы организации технологий отраслевой подготовки специалистов;

- содержание этапов педагогической технологии

Характеристики профессиональных особенностей специалистов, обеспечиваемые различными педагогическими технологиями для удовлетворения социального заказа

рис. схема связи механизма социального заказа с технологией отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения

Содержание понятия «Социальный заказ» в профессионально-педагогическом образовании имеет систему элементов его детализации и раскрывается через специфику подготовки профессиональных кадров педагогами профессионального обучения.

Библиографический список

1. ru.wikipedia.org/ Философия образования.

2. Силайчев П.А. Детерминанты технологической системы специальной подготовки / П.А. Силайчев. М.: Педагогика-Пресс, 2002.

3. Нерсесян В.И. Повышение эффективности сельскохозяйственного профессионально-технического образования / Проблемы подготовки инженеров-педагогов в сельскохозяйственных вузах: Сб. научн. тр. М.: МИИСП, 1991. С. 3-8.

4. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования / П.Ф. Кубрушко. М.: Гардарика, 2006. 208 с.

5. Роберт И.В. Перспективные направления развития информатизации отечественного образования // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ 2014. № 4. С. 9-15.

6. Ерохин М.Н., Ананьин А.Д., Дорохов А.С. Реализация магистерских программ по направлению «Агроинженерия» // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ 2014. № 4. С. 80-83.

7. Ткаченко Е.В. Современное состояние и проблемы развития профессионального образования России // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2006. № 2. С. 6-10.

8. Сысоев А.М., Ерохин М.Н. Достояние и проблемы высшего агроинженерного образования на современном этапе // Вестник ВНИИМЖ. 2013, № 2(10). С. 61-67.

9. Лизунков В.Г., Минин М.Г. Анализ подходов к решению вопросов педагогики // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ 2014. № 4. С. 35-38.

Силайчев Павел Александрович - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, заведующий отделением механики и энергетики факультета заочного образования РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева»; 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 58; тел.: 8 (495)-976-26-04; e-mail: silaychev@yandex.ru.

Статья поступила 02.07.2015

philosophy of education: a mechanism of sosial order in vocational pedagogical education

P.A. SILAYCHEV

Russian Timiryazev State Agrarian University

The article provides the reasons for the introduction of the category «Social order» in the discipline «Philosophy and history of education» for preparing teachers of vocational training. It is emphasized that the concept of «Social order» in vocational teacher education has a system of elements for specification and is revealed through the specifics of professional training performed by teachers of vocational training. The mechanism of interrelation between the social order on the quantity and quality of skilled labor in agricultural production with the preparation of teachers of vocational training was disclosed. It was concluded that «Social order» for the certain number and quality of qualified, professional work, as the mechanism of realization of the needs of society for ensuring the conditions for its own existence, should be included in the philosophy of education and in the discipline «Philosophy and history of education» for preparing teachers of vocational training. The article presents an example offormalization of the social order in the technologies of special preparation of teachers of vocational training. It is noted that the formalization of the social order is performed through policy documents (Federal Law ofEducation, Federal State Educational Standard determining the level of training in the field or specialty), which in general determine the form and specify the content of professional education and development of educational planning documentation. Regulation of one or another educational technology is defined by the curricula, syllabi and practices, methodological developments, as well as plans and schedules of educational process, etc. The peculiarity offormalization of the social order in the technologies of special preparation of teachers of vocational training is in its reflection in the training program documentation of psycho-pedagogical disciplines and practices that are not included in the agricultural education.

Key words: philosophy of education, social order, pedagogical technology.

References

1. ru.wikipedia.org/ Philosophy of education.

2. Silaychev P.A. Determinants of the technological system special training / P.A. Silaychev. Moscow: Pedagogika-Press, 2002.

3. Nersessian VI. improving the efficiency of agricultural combines and technical education / Training of engineers-teachers in the agricultural universities: Sat. sci. Tr. M: MYISP, 1991. Pp. 3-8.

4. Kubrushko P.F. The Content of vocational teacher education / P.F. Kubrushko. Moscow: Gardariki, 2006. 208.

5. Robert V.I. Perspective directions of development of Informatization of national education // Bulletin HPE MSAU. 2014. № 4. Pp. 9-15.

6. Erokhin M.N., Anan'in A.D., Dorokhov A.S. Implementation of master's programs in «Agroengineering» // Bulletin HPE MSAU. 2014. № 4. Pp. 80-83.

7. Tkachenko E.V. current status and problems of development of professional education in Russia // Bulletin HPE MSAU. 2006. № 2. Pp. 6-10.

8. Sysoev A.M., Erokhin M.N. Heritage and agroengineering problems of higher education at the present stage // Bulletin of VNIIMS. 2013, № 2(10). Pp. 61-67.

9. Lizunkov VG., Minin M.G. Analysis of approaches to the issues of pedagogy // Bulletin HPE MSAU. 2014. №. 4. Pp. 35-38.

Silaychev Pavel Aleksandrovich - Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Russian Timiryazev State Agrarian University; 127550, Moscow, Timiryazevskaya str., 58; tel.: 8 (495)-976-26-04; e-mail: silaychev@ yandex.ru.

Received 2 July 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.