Научная статья на тему 'Основные задачи учебной практики в общеобразовательных организациях при проведении ГИА и ЕГЭ'

Основные задачи учебной практики в общеобразовательных организациях при проведении ГИА и ЕГЭ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ДЕКОМПОЗИЦИЯ ЦЕЛЕЙ / КОМПЕТЕНЦИИ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ВИДЫ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / ВЛАДЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ / УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Гольева Галина Юрьевна, Кондратьева Ольга Александровна, Крыжановская Надежда Васильевна

В статье представлен анализ научно-методической литературы и собственного опыта организации волонтерской деятельности студентов, участвующих в работе общественных наблюдателей на государственных экзаменах в школе с 2012 г. во время учебной практики. Проведена формализация социального заказа в технологиях учебной практики бакалавров психолого-педагогического направления в общеобразовательных организациях при проведении названных экзаменов: (направление подготовки: ФГОС ВПО 44.03.02 Психолого-педагогическое образование). Раскрыта процедура декомпозиции целей практики, показаны формируемые компетенции, трудовые функции, виды, цели, задачи, знания, умения, владения, планируемые результаты, показатели и условия успешного их достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Гольева Галина Юрьевна, Кондратьева Ольга Александровна, Крыжановская Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main objectives of educational practice in the general education organizations when carrying out the state total certification and the unified state examination

The article presents the analysis of the scientific methodological literature and our own experience in organizing the volunteer activities of students involved in the work of public observers at the state exams since 2012 during the educational practice; the formalization of the social order in technology of the training practice of the bachelors of psychology-pedagogical profile in the educational establishments when conducting examinations named: (direction of preparation: FGOS VPO 44.03.02 Psychology-pedagogical education). The procedure was disclosed for the decomposition of the goals of the practice, it shows the formed competences, labor functions, types, objectives, tasks, knowledge, skills, possessions, outcomes, indicators and conditions for the success of their achievement.

Текст научной работы на тему «Основные задачи учебной практики в общеобразовательных организациях при проведении ГИА и ЕГЭ»

3. Shalaginov, V.D., Korolkov, A.N., Mashoshina, I.V. and Smorchkov, V.A. (2015), "Sexual distinctions of kinematic parameters of run when overcoming an obstacle course in fire and applied sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 211-214.

4. Shalaginov, V.D., Korolkov, A.N. and Smorchkov, V.A. (2015), "Definition of an optimum ratio of speed of run and braking when performing connection of the fire hose line to a branching in fire and applied sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117. No. 4. pp. 196-199.

5. Shidlovsky, A.L. and Kravchuk, O.V. (2011), "Pedagogical aspects of technical training of training in fire and applied sport", Problemy upravlenija riskami v tehnosfere, Vol. 19, No. 3, pp. 102-107.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.01.2016

УДК 373

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГИА И ЕГЭ

Валентина Ивановна Долгова, доктор психологических наук, профессор, декан, Галина Юрьевна Гольева, кандидат психологических наук, доцент,

Ольга Александровна Кондратьева, кандидат психологических наук, доцент,

Надежда Васильевна Крыжановская, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный педагогический университет

Аннотация

В статье представлен анализ научно-методической литературы и собственного опыта организации волонтерской деятельности студентов, участвующих в работе общественных наблюдателей на государственных экзаменах в школе с 2012 г. во время учебной практики. Проведена формализация социального заказа в технологиях учебной практики бакалавров психолого-педагогического направления в общеобразовательных организациях при проведении названных экзаменов: (направление подготовки: ФГОС ВПО 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование). Раскрыта процедура декомпозиции целей практики, показаны формируемые компетенции, трудовые функции, виды, цели, задачи, знания, умения, владения, планируемые результаты, показатели и условия успешного их достижения.

Ключевые слова: учебная практика, декомпозиция целей, компетенции, трудовые функции, виды, цели, задачи, компетенции, знания, умения, владения, показатели, условия.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p69-74

MAIN OBJECTIVES OF EDUCATIONAL PRACTICE IN THE GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS WHEN CARRYING OUT THE STATE TOTAL CERTIFICATION AND THE UNIFIED STATE EXAMINATION

Valentina Ivanovna Dolgova, the doctor of psychological sciences, professor, dean,

Galina Yurievna Golyeva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Olga Aleksandrovna Kondratyeva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Nadezhda Vasilevna Kryzhanovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Chelyabinsk State Pedagogical University

Annotation

The article presents the analysis of the scientific methodological literature and our own experience in organizing the volunteer activities of students involved in the work of public observers at the state exams since 2012 during the educational practice; the formalization of the social order in technology of the training practice of the bachelors of psychology-pedagogical profile in the educational establishments when conducting examinations named: (direction of preparation: FGOS VPO 44.03.02 - Psychology-pedagogical education). The procedure was disclosed for the decomposition of the goals of the practice, it shows the formed competences, labor functions, types, objectives, tasks, knowledge, skills, possessions, outcomes, indicators and conditions for the success of their achievement.

Keywords: educational practice, decomposition of goals, competencies, working functions, types, objectives, tasks, competences, knowledge, skills, tenure, performance, conditions.

Актуальность реализации учебной практики бакалавров психолого-педагогического образования в общеобразовательных организациях при проведении ЕГЭ продиктовано социальным заказом. Формализация социального заказа осуществляется через директивные документы (Федеральный закон об образовании, Федеральный государственный образовательный стандарт уровня подготовки по направлению или специальности), которые в общем виде определяют формы обучения, детализируют содержание профессионального образования и разработку учебно-плановой документации. Особенностью формализации социального заказа в технологиях конкретной подготовки является его отражение в учебно-программной документации психолого-педагогических дисциплин и практик, отсутствующих в отраслевом образовании [8]. Внешними и внутренними показателями успешности этого процесса являются:

- показатели адаптации к учебной группе (социометрический статус студента;

- участие в общественной жизни (внешние показатели), удовлетворенность своим положением в группе, эмоциональный комфорт в общении (внутренние показатели));

- показатели адаптации к учебной деятельности (академическая успеваемость, активность на аудиторных занятиях (внешние показатели), учебная мотивация, эмоциональный комфорт в учебной деятельности (внутренние показатели));

- показатели адаптации к условиям профессиональной деятельности в системе практик (профессиональная компетентность - решение профессиональных задач, реализация профессиональных функций в соответствии с планом психолого-педагогической практики (внешние показатели), направленность на приобретение профессии, эмоциональный комфорт в период прохождения практики (внутренние показатели)) [10].

Анализ научно-методической литературы [1-10] и собственного опыта организации волонтерской деятельности студентов, участвующих в работе общественных наблюдателей на ЕГЭ с 2012 г. во время учебной практики, представлен нами далее на примере формализации социального заказа в технологиях учебной практики бакалавров психолого-педагогического направления в общеобразовательных организациях при проведении Единого государственного экзамена (ЕГЭ): (направление подготовки: 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование).

Основные характеристики практики:

- форма обучения - очная;

- вид практики - учебная;

- название практики - учебно-исследовательская практика в общеобразовательных организациях при проведении государственной итоговой аттестации;

- место проведения практики - общеобразовательные организации;

- курс - 3; семестр - 6;

- способ проведения - стационарная;

- форма (формы) проведения - дискретная (рассредоточенная);

- объем практики в зачетных единицах - 3 зет;

- продолжительность в неделях (часах) - 72 ч. на базе практики + 36 ч.; самостоятельная работа - 108 ч.;

- календарный срок - март/июнь.

Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики:

1) психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного образования и профессионального обучения;

2) психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании.

Место практики в структуре образовательной программы определяется тем, что практика относится к циклу Б.4 «Учебная и производственная практика» образователь-

ной программы.

1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и прохождения практик. В период прохождения практики студентам требуются знания, умения, владения (далее ЗУВ), полученные ранее при изучении следующих дисциплин: Основы общей психологии, Возрастная психология, Педагогическая психология, Особенности и формы взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ, Специальная психология, Специальная педагогика, а так же комплексной практики в образовательных учреждениях разного типа и вида.

2. Место практики в последующем профессиональном образовании обучающегося. В период прохождения практики обучающиеся получают ЗУВ, которые необходимы в последующем профессиональном образовании обучающегося при овладении такими дисциплинами как: Психолого-педагогическая коррекция, Психологическая служба в образовании, Психологическое консультирование, Методика преподавания психологии, Практическая педагогика и при прохождении практик (учебно-исследовательская в ВУЗе, преддипломная практика).

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Цель: формирование первичных профессиональных умений и навыков психолого-педагогического сопровождения государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных организаций.

Задачи:

1. Закрепить теоретические знания, полученные при изучении психолого-педагогических дисциплин.

2. Изучить содержание федеральных нормативно-правовых актов, инструктивных и методических материалов, регламентирующих процедуру ГИА, деятельность педагога-психолога при проведении ГИА.

3. Сформировать умения применять на практике методы психолого-педагогического сопровождения студентов при проведении ГИА.

4. Принять участие в общественном наблюдении за проведением ГИА в общеобразовательных организациях.

5. Закрепить навыки оформления отчетной документации.

ПРОЦЕДУРА ДЕКОМПОЗИЦИИ ЦЕЛЕЙ ПРАКТИКИ

Блок I. Готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста (ОПК-4) (знать, уметь, владеть).

Трудовые функции и квалификационные требования в соответствии с Профессиональным стандартом - 1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ (А/01.7).

З.1: содержание теорий обучения, воспитания и развития;

З.2: возрастные особенности обучающихся, участников ГИА.

У.1: применять знания теорий обучения, воспитания и развития для обеспечения психологически комфортной образовательной среды в период ГИА;

У.2. выполнять оценку психологического состояния учащихся в период ГИА.

В.1: навыками корректно излагать свою точку зрения и аргументированно её доказывать на основе теорий обучения, воспитания и развития, требований образовательных программ в проведении ГИА;

В.2: навыками психологической поддержки учащихся в период ГИА в соответствии с их возрастными особенностями.

Блок II. Готовность применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11)

(знать, уметь, владеть).

Трудовые функции и квалификационные требования в соответствии с Профессиональным стандартом - 1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ (А/01.7).

З.З: содержание федеральных нормативно-правовых актов, инструктивных и методических материалов, регламентирующих процедуру проведения ГИА.

У.З: применять знания федеральных нормативно-правовых актов, инструктивных и методических материалов, регламентирующих процедуру проведения ГИА в деятельности общественного наблюдателя;

В.З: навыками общественного наблюдения за ходом проведения ГИА для обеспечения объективности результатов, предоставления оперативной и достоверной информации о ходе проведения экзаменов и соблюдения прав его участников.

Блок III. Способность эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6) (знать, уметь, владеть)

Трудовые функции и квалификационные требования в соответствии с Профессиональным стандартом - Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса (А/06.7).

З.4: способы эффективного взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами при проведении ГИА;

З.5: особенности развития обучающихся в учебной деятельности при проведении

ГИА.

У.4: применять знание способов эффективного взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами;

У.5: применять знание особенностей развития обучающихся в учебной деятельности при проведении ГИА.

В.4: навыком эффективного взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами при проведении ГИА;

В.5: навыком развития обучающихся в учебной деятельности при проведении

ГИА.

Названные результаты взаимосвязаны с системой условий развития субъекта психолого-педагогической деятельности, при этом внешним условием может выступать реализация целенаправленной программы практики, а внутренним - мотивы студентов по совершенствованию своего стиля деятельности и принятие предложенных путей его реализации [3].

Развитию внешних и внутренних условий способствует система оригинальных действий со стороны нашего университета, в том числе:

• Заключение договора о сетевом взаимодействии ЧГПУ с Региональным центром оценки качества и информатизации образования.

• Организация на базе Регионального центра оценки качества и информатизации образования базовой кафедры ЧГПУ.

• Развитие института супервизии для качественной подготовки общественных наблюдателей ЧГПУ.

• Подготовка студентов факультетов, потенциально не привлекаемых для работы в качестве общественных наблюдателей, для выполнения функций верификаторов/ корректоров.

• Распространение продуктивного опыта для подготовки студентов ЧГПУ к работе общественными наблюдателями на Всероссийских олимпиадах школьников.

• Использование возможностей практики для обеспечения академической мобильности студентов.

• Накопление опыта подготовки общественных наблюдателей для сопровождения Федерального экзамена бакалавров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голиков, Н.А. Плюсы и минусы ЕГЭ: взгляд директора школы, психолога и родителя в одном лице / Н.А. Голиков // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 26-33.

2. Исуткина, В.Н. Государство, ЕГЭ и развитие образования / В.Н. Исуткина, Н.И Дедов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 5-2. - С. 153155.

3. Коченкова, Л.П. Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности студентов-бакалавров психолого-педагогического образования в процессе учебно-производственной практики / Л.П. Коченкова, А.А. Юрина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2015. - № 2 (159). - С. 15-22.

4. Пишняк, А. И. Представления родителей московских школьников об успешной сдаче ГИА и ЕГЭ: возможности и барьеры / А.И. Пишняк, Н.В. Халина // Вопросы образования. - 2015. -№ 3. - С. 144-170.

5. Иноземцев, И.Н. Роль общественного наблюдения в контроле качества Общего образования России (на примере ЕГЭ-2014) / И.Н. Иноземцев // Тенденции науки и образования в современном мире. - 2015. - № 3. - С. 17-19.

6. Сабанина, Н.Р. Согласился бы Ян Амос Коменский на ЕГЭ в своей школе? / Н.Р. Сабанина // Воспитание школьников. - 2014. - № 1. - С. 69-72.

7. Селиванова, Е.В. Новый подход в индивидуальной психологической подготовке старшеклассников к прохождению ЕГЭ / Е. В. Селиванова // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2015. - № 3. - С. 158-159.

8. Силайчев, П.А. Философия образования: механизм социального заказа в профессионально-педагогическом образовании / П.А. Силайчев // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агро-инженерный университет им. В.П. Горячкина. - 2015. - № 4 (68). - С. 12-17.

9. Симатова, О.Б. Взаимосвязь продуктивности копинг-стратегий и результатов ЕГЭ у старшеклассников / О.Б. Симатова, И.Э. Космакова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 3. - С. 96-98.

10. Федоренко, А.В. Показатели социально-психологической адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности / А.В. Федоренко // В мире научных открытий. - 2015. - № 1 (61). - С. 428-440.

REFERENCES

1. Golikov, N.A. (2014), "The pros and cons of the State exam: opinion of the principal, psychologist and parent in one person", People's education, No. 3, pp. 26-33.

2. Isutkina, V.N. and Dedov, N.I. (2014), "Both the State exam and the development of education", International journal of applied and fundamental research, No. 5-2, pp. 153-155.

3. Kochenkova, L.P. and Yurina, A.A. (2015), "Development of individual style of pedagogical activity of students-bachelor of psychological-pedagogical education in the process of practical training", Bulletin of Adyghe state University. Series 3: education and psychology, No. 2 (159), pp. 15-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Pishniak, A.I. and Khalina, N.V. (2015), "The representation of parents of Moscow schoolchildren of successful passing STATE exams: opportunities and barriers", Voprosy obrazovanija, No. 3, pp. 144-170.

5. Inozemtsev, I.N. (2015), "The role of public surveillance in the control of the quality of General education of Russia (on the example of EGE-2014)", Trends of science and education in the modern world, No. 3, pp. 17-19.

6. Shabanina, N.R. (2014), "Would Jan Amos Comenius in the exam at your school?", Education of pupils, No. 1, pp. 69-72.

7. Selivanova, E.V. (2015), "New approach to individual psychological preparation of pupils for exam", Innovative technologies in science and education, No. 3, pp. 158-159.

8. Silaychev, P.A. (2015), "Philosophy of education: the mechanism of social control in vocational teacher education", The Bulletin of the Federal state educational institution of higher professional education Moscow state Agroengineering University name of V.P. Goryachkin, No. 4 (68), pp. 12-17.

9. Simatova, O.B. and Kosmakova, I.E. (2014), "The relationship of productive coping strategies and exam results in high school", Theory and practice of social development, No. 3, pp. 96-98.

10. Fedorenko, A.V. (2015), "Socio-psychological adaptation of students to professional activity", In the world of scientific discoveries, No. 1 (61), pp. 428-440.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.01.2016

УДК 796.07

АДАПТИВНЫЙ СПОРТ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ПРИНЦИПЫ, ПОДХОДЫ И ПУТИ РАЗРАБОТКИ НОРМ И ТРЕБОВАНИЙ ЕДИНОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ СПОРТИВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

Сергей Петрович Евсеев, доктор педагогических наук, профессор, Юлия Юрьевна Вишнякова, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

На основе анализа рекордов мира, действующей единой всероссийской спортивной классификации для здоровых спортсменов, лиц с поражениями сенсорных систем и опорно-двигательного аппарата предложены разрядные нормы и требования по легкой атлетике для лиц с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: классификация, рекорды мира, разрядные нормы и требования, лица с интеллектуальными нарушениями.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p74-77

SCIENTIFIC JUSTIFICATION OF APPROACHES TO DEVELOPMENT OF STANDARDS OF UNIFORM ALL-RUSSIAN SPORTS CLASSIFICATION FOR PEOPLE WITH INTELLECTUAL DISABILITIES ON THE EXAMPLE OF TRACK AND FIELD ATHLETICS DISCIPLINE

Sergey Petrovich Evseev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Yuliya Yurievna Vishnyakova, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Based on the analysis of the world records, the existing Russian unified sports Classification for healthy athletes, and those with disorders of the sensory system and the musculoskeletal system there were proposed the grade standards and requirements in athletics for people with intellectual disabilities.

Keywords: classification, world records, grades standards and requirements, people with intellectual disabilities.

На современном этапе Россия входит в число ведущих стран, развивающих Пара-лимпийские виды спорта, сборная команда нашей страны на Паралимпийских играх в Лондоне заняла второе место в неофициальном зачете. Вот почему включение лиц интеллектуальными нарушениями в программу летних паралимпийских игр в Лондоне в 2012 году, по существу, означало признание возможности и целесообразности занятий спортом высших достижений лицами с интеллектуальными нарушениями.

Обоснование норм и требований ЕВСК для лиц с интеллектуальными нарушениями построено на следующем алгоритме действий:

- сравнение наивысших спортивных достижений (рекордов) у лиц не имеющих поражений опорно-двигательного аппарата (здоровые, лица с нарушениями зрения, лица с нарушениями слуха, лиц с интеллектуальными нарушениями);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.