ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК [377.112:371.13]:37.014.3 Зеер Эвальд Фридрихович
доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург (РФ). E-mail: kafedrappr@mail.ru
Лебедева Екатерина Владимировна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург (РФ). E-mail: ekaweb@inbox.ru
Зиннатова Мария Владимировна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург (РФ). E-mail: mashaperv@rambler.ru
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССНОГО И ПРОЕКТНОГО ПОДХОДОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ1
Аннотация. Целью статьи является обоснование необходимости модернизации профессионального образования на основе применения процессного и проектного подходов. Актуальность данной проблемы обусловлена изменением требований рынка труда к характеристикам современного специалиста и отсутствием научно обоснованной стратегии подготовки педагогических кадров для системы профессионального образования.
Методы и методология исследования. В качестве методологических оснований разработки стратегии развития профессионального образования были избраны процессный подход, обеспечивающий непрерывность управления
1 Результаты получены в рамках государственного задания Минобрнауки России. НИР № 1134 «Научно-прикладные основы формирования индивидуальных траекторий развития личности в системе непрерывного образования».
образовательной системой и нацеленный на повышение качества профессиональной подготовки, и проектный подход, ориентированный на внесение изменений в систему традиционно сложившегося образования.
Результаты и научная новизна. Выявлены основные тренды и проблемы модернизации профессионально-педагогического образования в условиях перехода к шестому технологическому укладу. Стратегическим ориентиром преобразований является трансформация профессионально-педагогического образования в гуманитарно-технологическое; а условием успешной реорганизации - интеграция процессного и проектного подходов в управлении образовательными системами.
Выделены идентификационные признаки указанных подходов в системе инновационного образования. Рассмотрено реконструирование этих подходов в объекты образовательных инноваций.
Обозначены первоочередные задачи модернизации системы профессионального образования: содействие методологической подготовке педагогов и развитие их готовности к инновациям; определение приоритетных направлений научно-образовательной и инновационной деятельности образовательных учреждений; оптимизация реализуемых образовательных программ и усиление их профессионально-педагогической направленности на основе проблемно-модульного проектирования содержания образования; изыскание технологий формирования и развития социально и профессионально важных компетенций и качеств педагога профессиональной школы; научно-педагогическое обеспечение психолого-педагогической подготовки и повышение квалификации педагогических работников.
Сформулированы требования к организации развивающей профессионально-образовательной среды и самого образовательного процесса. Определена тематика целевых образовательных проектов, направленных на повышение качества психолого-педагогической подготовки и повышение гуманитарно-технологической квалификации педагогов профессиональной школы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов при проектировании инновационной образовательной деятельности в системе профессионально-педагогического образования.
Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, проектный подход, процессный подход, гуманитарно-технологическая квалификация, подготовка педагогов профессионального обучения.
DOI: 10.17853/ 1994-5639-2016-7-40-56
Статья поступила в редакцию 24.03.2016.
Принята в печать 11.08.2016
Zeer Evald F.
Corresponding Member of Russian Academy of Sciences, Doctor of Psychological Sciences, Head of the Department of Education Psychology and Professional Development, Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg. E-mail: kafedrappr@mail.ru
Ekaterina V. Lebedeva
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Education Psychology and Professional Development, Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg (RF).
E-mail: ekaweb@inbox.ru
Mariya V. Zinnatova
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Education Psychology and Professional Development, Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg (RF).
E-mail: mashaperv@rambler.ru
METHODOLOGICAL BASES OF THE IMPLEMENTATION OF THE PROCESS AND PROJECT APPROACHES IN VOCATIONAL EDUCATION
Abstract. The research is aimed at investigating the possibility of reforming of professional-pedagogical education on the base of process and project approaches. The urgency of this problem is caused by the changing of requirements for the modern professionals and the lack of evidence-based strategies of teacher training for vocational education system.
Methods. Methodological bases of development strategy of vocational teacher education involves process approach, that provides the continuity of the educational system management and is aimed at improving the quality of vocational training; and project approach oriented to the changes in the existing traditional education.
Results and scientific novelty. The authors have identified the basic trends of modernization of professional pedagogical education in the conditions of transition to the sixth technological order. Strategic benchmark is the conversion of vocational teacher education in the humanities and technological education. The condition for such transformation is the integration of process and project approaches in the management of educational systems.
The authors allocated the identification characteristics of process and project approaches in the system of innovative education.
Modernization of the vocational education system requires the solution of problems including the following: methodological training of teachers and the development of their readiness to innovate; definition of priority directions of science and education and innovation activities of the educational institutions; optimization the educational programs and strengthening their professional and pedagogical orientation on the basis of problem-modular design of educational content; search technology of the formation and development of socially and professionally important qualities and the competencies of teachers; scientific-pedagogical maintenance of psychological and pedagogical training and professional development of teachers.
The requirements for the organization to developmental professional and educational environment and the educational process are proposed. The authors defined the topics of the targeted educational projects aimed at improving the quality of psychological and pedagogical training and improvement of the humanitarian and technological qualification of teachers of vocational school.
Practical significance concludes in the possibility of applying the data analysis in the design of innovative educational activities in the system of vocational teacher education.
Keywords: professional-pedagogical education, project approach, process approach, humanitarian and technological qualification, training teachers of vocational education
DOI: 10.17853/ 1994-5639-2016-7-40-56
The article was submitted on 24.03.2016.
The article was accepted for publication on 11.08.2016.
Введение в проблему
В современном обществе актуальным становится переход к шестому, технологическому укладу, становление и рост которого будет определять развитие экономики в ближайшие десятилетия. Ядром нового уклада является комплекс базисных совокупностей технологически сопряженных производств, ключевым же фактором, определяющим формирование структуры экономики, выступают технологические инновации, используемые ведущими отраслями нового уклада [3]. К технологиям и областям деятельности, составляющим новый уклад, относятся биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, новое природопользование и медицина, робототехника, высокие гуманитарные технологии, проектирование будущего и управление им.
Интеллектуализация производства и переход к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей увеличивает значение образовательных услуг. В работах западных специалистов современное общество трактуется как «обучающееся», характеризующееся «перманентной образовательной культурой» [16-19]. Необходимость постоянного обновления профессиональных компетенций в условиях стремительного устаревания знаний обусловила развитие концепции Life Long Learning, получившей широкое распространение в конце 1990-х гг.
К основным тенденциям образовательной политики развитых государств можно отнести:
• развитие мотивации специалистов к обучению в течение всей жизни. Закономерным следствием этого является рост потребности в педагогических кадрах, реализующих эти образовательные функции: педа-
гогах профессионального обучения, тьюторах, профессиологах и проф-кон сультантах;
• сопровождение персонального развития и саморазвития работников на основе учета возможностей и способностей личности на каждой стадии профессионального становления, а также формирование ее социально-профессиональной мобильности;
• формирование долгосрочной перспективы профессиональной деятельности.
Основой инновационного развития экономики постиндустриального общества становится личность как квалификационная характеристика [6]. Определяющую роль играют уже не отдельные социально и профессионально важные качества специалиста, а интегральная совокупность знаний, умений и компетенций, которыми обладает личность [10]. Динамичный рынок труда предъявляет повышенные требования к личностным качествам современного специалиста, среди которых наиболее важными являются способность к принятию решений, готовность к самоуправлению и самообразованию, инновационность, ответственность, коммуникативность. Востребованной становится профессиональная многомерность -готовность и способность выполнять несколько профессиональных функций [15].
Формирование перечисленных выше качеств в значительной степени определяется системой образования, составной частью которого является высшее профессионально-педагогическое обучение. В современных условиях педагог перестает быть только носителем знаний и транслятором накопленного социокультурного опыта, в меняющейся реальности он становится проводником в мире знаний, помогающим проектировать и осваивать новые формы социального взаимодействия [9].
Уникальность профессионально-педагогической деятельности заключается в интеграции педагогической, психологической и производственно-технологической составляющих. Квалификация педагога профессиональной школы, осуществляющего обучение специалистов в реалиях нового технологического уклада, предполагает владение высокими гуманитарными образовательными технологиями, современную отраслевую подготовку, социально-профессиональную мобильность, толерантность к неопределенности и психологическую готовность к инновациям.
В то же время приходится признать, что существующая система профессионально-педагогического образования не может в должной мере обеспечить качественную подготовку педагогов по наукоемким и высокотехнологичным отраслям экономики. Одна из причин, отмечаемая рядом авторов, - консервативность высшей школы, которая не способна гибко
и своевременно откликаться на изменившиеся требования рынка труда [1, 7, 8]. Проявлением этой консервативности является игнорирование трансформации образовательных запросов, ориентация преподавательского состава на сохранение традиционных форм взаимодействия с обучаемыми, препятствующая развитию инновационных форм и методов образовательного процесса, а также недостаточная мотивационная и инфраструктурная готовность образовательных организаций к интеграции в мировое образовательное пространство [7].
Процессный и проектный подходы как методологические основания проектирования
инноваций
Необходимость модернизации профессионального образования обусловила особую актуальность интеграции процессного и проектного подходов в управлении образовательной системой. Согласованная реализация этих подходов продиктована диалектическим противоречивым взаимодействием двух основных тенденций - самосохранения и саморазвития.
Тенденция самосохранения и соответствующие ей принципы саморегулирования общественных систем нашли отражение в процессном подходе, основные положения которого представлены в международных стандартах ISO 9000. Процесс трактуется как совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы и выходы для получения намеченного результата, при этом входами к процессу обычно являются выходы других процессов [4]. К преимуществам процессного подхода можно отнести непрерывность управления, согласованность процессов и возможность прогнозирования результата.
Процессный подход обеспечивает результативность функционирования образовательной организации, на входе которой располагаются требования к подготовленности абитуриентов, а на выходе - квалификация (качество подготовки) выпускников, удовлетворяющая требования работодателей. Вуз, располагающий ресурсами, преобразует входные данные обучаемых в конечный продукт в соответствии с требованиями профессиональных и образовательных стандартов, содержанием и технологиями профессионально-образовательного процесса, который выступает смыслообразующим фактором деятельности всех субъектов организации.
Главной целевой ориентацией процессного подхода является повышение качества подготовки специалиста. Объектами внутреннего и внешнего мониторинга выступают основные и обеспечивающие процессы. К первым можно отнести реализацию базовых профессиональных
образовательных программ, дополнительных образовательных программ, а также научно-инновационную деятельность. Обеспечивающие процессы, выступающие в качестве ресурсов основных, включают в себя кадровое, информационное и материально-техническое обеспечение [12]. Внутренняя согласованность процессной модели поддерживается управляющими процессами, регламентирующими действия руководства образовательной организации в системе менеджмента качества [2].
Несмотря на то, что процессный подход обладает широким диапазоном применения, его реализация в случае управления социально-экономическими объектами и процессами осложняется «размытостью» требований и ограничений, необходимых для целенаправленного изменения состояния объекта.
Одно из ключевых противоречий кроется в невозможности однозначно определить «заказчика» конечного продукта. В качестве заинтересованных сторон выступают обучаемые, родители студентов, работодатели, государство, а также преподаватели, желающие подготовить высококвалифицированных специалистов. Однако профессиональный выбор обучаемых в современных условиях не всегда является осознанным и целенаправленным, он во многом подвержен влиянию внешних факторов (материального положения семьи, рекомендации со стороны других людей, стереотипов и др.), в силу чего требования и запросы студентов к образовательной системе часто ситуативны и не вписаны в логику становления высококвалифицированного специалиста, востребованного «экономикой знаний». Родители обучаемых, заинтересованные в получении их детьми высшего образования, также не всегда способны соотнести индивидуальные потребности с общественными приоритетами и динамикой изменившегося рынка труда. Потенциальные работодатели, вынужденные оперативно решать проблемы изменения структуры и технологии производства, зачастую выступают пассивными потребителями результатов деятельности образовательной системы. Таким образом, наиболее активными и заинтересованными сторонами остаются государство и педагоги [5]. Государство разрабатывает и контролирует исполнение образовательными организациями обязательных требований государственных образовательных стандартов, осуществляет финансирование профессиональной школы. Педагоги отвечают за качество профессиональной подготовки, обеспечивая построение индивидуальных образовательных траекторий, позволяющих соотнести требования государственного образовательного стандарта с потребностями и возможностями обучаемых.
Говоря о подготовке педагогов профессионального обучения, следует еще раз отметить, что основным социальным заказчиком выступает
система профессионального образования, претерпевающая трансформации вследствие кардинально меняющихся экономических отношений в отраслях народного хозяйства из-за возрождения многоукладного производства [13]. В этих условиях эффективность управления образовательными системами обеспечивается соблюдением принципов опережающего отражения и образовательного партнерства. Наиболее полно эти принципы могут быть реализованы в рамках проектного подхода.
Под проектным подходом в образовании понимают подход, основанный на использовании проектирования как компонента содержания обучения и как основы учебно-профессиональной деятельности обучающихся в рамках современных интерактивных образовательных технологий. Проектный подход в образовании ориентирован на изменение, преобразование, модернизацию существующего, традиционно сложившегося образования. Его тематическим ядром являются инновации. В качестве объекта образовательных инноваций выступают педагогическая система, образовательный процесс и его технологии, содержание образования, оценка эффективности деятельности субъектов образования и др.
Смыслообразующий фактор проектного подхода - изменение структуры и содержания профессиональных и образовательных стандартов, разработка и внедрение форсайт-проектов развития профессионального образования, создание развивающей профессионально-образовательной среды.
Процессный и проектный подходы в образовании тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, однако в отдельных случаях вступают в противоречие. Процессный подход ориентирован на нормативные требования организации образования: средствами унификации профессионально-образовательного процесса служат профессиональные и образовательные стандарты, учебные планы и программы, внутренний и внешний аудит, рейтинговые оценки, контроль качества и др. Данный подход направлен на обеспечение сложившегося, устоявшегося содержания образования и повышение качества профессионально-образовательного процесса. Важную роль в реализации подхода играют компетенции. Разработка перечня компетенций, технологий их формирования и оценивания требует отлаженного механизма взаимодействия образовательных организаций с работодателями, который в настоящее время сам находится только на стадии становления.
Проектный подход предполагает внесение изменений в традиционно сложившуюся систему образования. Его целевая ориентация - разработка новых методологических оснований содержания и технологий инновационного образования.
И процессный, и проектный подходы являются методологическими ориентирами для разработки и внедрения инноваций в образовательную практику. Под инновацией в образовании понимается педагогическая деятельность, направленная на трансформацию результатов законченных научных исследований и разработок, иных научно-технических достижений, объектов интеллектуальной собственности в новый или усовершенствованный педагогический продукт или образовательный процесс, в практическую педагогическую деятельность, а также связанные с этим дополнительные научные исследования либо разработки. При этом сам процесс реализации инноваций должен соответствовать экономическим условиям и закономерностям развития экономико-правовой структуры общества, например актуальным условиям рынка труда, образовательных продуктов и услуг.
При проектировании образовательных инноваций необходимо согласование процессного и проектного подходов, которое обеспечит эффективность внедрения инноваций в педагогическую практику. Схематично преобразование процессного и проектного подходов представлено на рисунке.
Оценка эффективности инновационных проектов
Педагогические инновации
Преобразование процессного и проектного подходов в объекты образовательных инноваций
Эффективность этих преобразований определяется повышением качества образования.
Реализация процессного и проектного подходов в профессиональном образовании
Использование рассматриваемых подходов в профессиональном образовании обусловливает необходимость согласования их идентификационных признаков. Анализ структурных компонентов инновационного профессионального образования позволил выделить методологические основания этих подходов (таблица).
Идентификационные признаки процессного и проектного подходов в системе инновационного образования
№ п/п Структурные компоненты профессионального образования Идентификационные признаки
Процессный подход Проектный подход
1 2 3 4
1 Образовательная парадигма Когнитивная и кон-текстно-компетентнос-тная парадигмы Личностно развивающая и деятельностно-ориентированная парадигмы
2 Целевая ориентация Повышение качества профессионально-образовательного процесса и обеспечение результативности организации Модернизация существующей системы образования на основе разработки (проектирования) и внедрения инноваций
3 Нормативные ориентиры формирования содержания образования Профессиональные и образовательные стандарты, учебные планы и программы. Общекультурные и общепрофессиональные компетенции Национальная система и рамки квалификаций (НСК и НРК). Вариативные модули. Социально и профессионально значимые компетентности
4 Образовательные технологии Технологии систематизации и визуализированной презентации компетенций (знани-евых составляющих); информационные и коммуникационные технологии; технологии контекстно-компетен-тностного обучения. Методологические технологии: • технологии личнос-тно-деятельностного обучения; • технологии когнитивного инструктирования; • технологии развивающего обучения Технологии саморегулируемого учения; рефлексивные технологии обучения; методы форсайт-проектов. Методологические технологии: • технологии личнос-тно-деятельностного обучения; • технологии когнитивного инструктирования; • технологии развивающего обучения
5 Реализация профессионально-образовательной деятельности Профессионально-образовательная деятельность осуществляется стабильным педагогическим составом Деятельность выполняется коллективами, образуемыми на время реализации проекта
1 2 3 4
6 Аудит професси-онально-образо-вательной деятельности Контроль и оценка качества образования осуществляется на основе уровня сформированных компетенций Экспертная оценка качества проектной деятельности осуществляется по критериям значимости, инновацион-ности, потенциальных возможностей реализации проекта
7 Ресурсный потенциал Образовательно-пространственная среда, учебно-программные и методические материалы, квалификация педагогов, адекватные нормативным требованиям Наличие научно-методических достижений педагогов, электронных образовательных платформ, развивающая профессионально-образовательная среда
8 Мониторинг реализации профессионально-образовательной деятельности Образовательные процессы Проектная деятельность и образовательные инновации
Совместную реализацию проектного и процессного подходов в профессиональном образовании обеспечивают следующие принципы:
• профессиональная направленность;
• индивидуализация, дифференциация и вариативность образования;
• соразвитие личности, образования и профессиональной деятельности;
• актуальное и потенциальное развитие личности;
• сопряжение профессиональных и образовательных стандартов с содержанием обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Стратегической целью проектирования и модернизации системы профессионального образования является повышение качества психолого-педагогической подготовки и повышение гуманитарно-технологической квалификации педагогов профессиональной школы.
Данная цель требует:
• содействия методологической подготовке педагогов и развития их психологической готовности к инновациям;
• определения приоритетных направлений научно-образовательной и инновационной деятельности образовательных учреждений и их структурных подразделений;
• оптимизации реализуемых образовательных программ и усиления их профессионально-педагогической направленности на основе проблемно-модульного проектирования содержания образования;
• изыскания технологий формирования и развития социально и профессионально важных компетенций и качеств педагога профессиональной школы;
• научно-педагогического обеспечения психолого-педагогической подготовки и повышения квалификации педагогических работников.
Повышение качества психолого-педагогической подготовки связано с развитием у обучаемых проектной культуры, базирующейся на объединении гуманитарно-художественного и научно-технического направлений образования. Реализация процессного и проектного подходов к обучению невозможна без использования современных образовательных технологий и концепций. В первую очередь, к ним относятся личностно-деятельнос-тные технологии активного обучения (организационно-деятельностные игры, анализ конкретных ситуаций, дискуссии и др.), метод проектов, технологии модульной организации образовательного процесса.
Приоритетными формами организации образовательного процесса должны стать лабораторно-проектные работы, различные виды практики, соотнесенные с видами деятельности будущего специалиста, самостоятельное проектирование (бизнес-проекты, научно-исследовательские проекты), курсовое и дипломное проектирование [11]. При реализации проектных форм деятельности необходимо уделять внимание процессуальным аспектам получения знания, чему способствует применение технологии рейтинговой системы оценки и контроля знаний и умений.
В качестве основных направлений реализации процессного и проектного подходов предлагаются следующие направления деятельности:
1) оптимизация номенклатуры основных образовательных программ на основе анализа литературы, дискуссионных семинаров и экспертизы форсайт-проектов;
2) разработка и реализация дополнительных образовательных программ, нацеленных на обеспечение психологической и информационной безопасности образовательной среды. Тематика таких программ:
• формирование корпоративной культуры как условия повышения эффективности профессиональной деятельности;
• влияние дизайна образовательной среды на жизнеспособность профессионально-педагогического коллектива;
• психология преодоления деструктивного влияния цифровых технологий на подрастающее поколение и др.;
3) разработка проектов, направленных на развитие высокой гуманитарной квалификации педагогов;
4) подготовка экспертов для системы сертификации.
Организация развивающей профессионально-образовательной среды, как уже говорилось выше, должна основываться на принципах образовательного партнерства. Одной из тенденций современного образования становится мобильность учебных программ, реализуемых в форме франчайзинга с применением дистанционных технологий. Отсутствие необходимой законодательной базы сдерживает развитие таких форм мобильности образовательных программ в России, однако практическая эффективность бизнес-инструментов вызывает интерес у многих представителей системы российского образования.
Реализация гуманитарно-технологического образования требует провайдеров образовательных услуг, обладающих специальной подготовкой и (или) готовым образовательным продуктом, распространяемым на определенных условиях. В качестве одного из перспективных направлений развития системы непрерывного образования может рассматриваться разработка и распространение учебных программ по актуальным проблемам профессионально-педагогического образования на основе франшизы. Содержанием франшизы будут являться принципы организации учебного процесса, учебно-методические комплексы, мультимедийные продукты, вебинары, системы профессиональной оценки и аттестации и др.[14].
Освоение виртуальных технологий облегчает создание и продвижение образовательных программ, их адаптацию к специфическим региональным задачам рынка труда. В связи с этим особую актуальность приобретает подготовка специалистов, осуществляющих сервисные функции, - разработчиков и координаторов образовательных онлайн-плат-форм, организаторов проектного обучения, менторов стартапов.
В заключение отметим, что проектирование стратегии развития инновационного профессионального образования на основе процессного и проектного подходов предполагает расширение организационных форм подготовки профессионально-педагогических кадров. Превращение профессионально-педагогического образования в гуманитарно-технологическое предъявляет требования к организации развивающей профессионально-образовательной среды и самого образовательного процесса. Целевая ориентация на подготовку профессионалов, обладающих гуманитарно-технологической квалификацией, обусловливает необходимость создания психолого-педагогической платформы инновационного развития образовательных организаций.
Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. Ф. Т. Хаматнуровым
Литература
1. Аникеева О. А. Взаимодействие системы высшего профессионального образования и рынка труда: стратегия перемен / / Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 1. С. 3-9.
2. Войнова Л. П. Процессный подход к организации и управлению деятельностью образовательного учреждения как гарантия качества образования // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 35. С. 41-44.
3. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.glazev.ru/ ирк^/Лкюк/447/447ЬЬ80990661122507cb60abd78adb0.pdf (Дата обращения 9.05.2016).
4. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/ 1200124393 (Дата обращения 9.05.2016).
5. Данилов И. П., Сюров Р. В. Процессный подход в высшем образовании // Качество. Инновации. Образование, 2002. № 3. С. 39-41.
6. Зеер Э. Ф. Стратегические ориентиры модернизации профессионально-педагогического образования: дискуссионный аспект / / Научный диалог. 2015. № 10 (46). С. 59-75.
7. Зенгин С. С. Проектный подход как инновационный метод повышения эффективности деятельности вуза / / Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 306-311.
8. Кандаурова А. В. Готовность педагогов к социальным изменениям действительности // Омский научный вестник. 2014. № 5 (132). С. 124-126.
9. Колесникова И. А. Открытое образование: перспективы, вызовы, риски // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 12-23.
10. Лиферов А. П. Корпоративное образование и управление человеческими ресурсами в различных деловых культурах. Москва: РАО, 2010. 302 с.
11. Махотин Д. А. Проектный подход к технологии обучения в системе высшего профессионального образования / / Качество. Инновации. Образование. 2005. № 1. С. 11-21.
12. Патрусова А. М., Григорьева Т. А., Сыготина М. В., Слинкова О. К. Процессный подход к менеджменту качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2013. № 3 (13). С. 21-27.
13. Силайчев П. А. Философия образования: механизм социального заказа в профессионально-педагогическом образовании / / Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования. Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина. 2015. № 4 (68). С. 12-17.
14. Щукин Д. В. Образовательный франчайзинг как форма продвижения вузовских инноваций на рынке образовательных услуг // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 3 (7). С. 132-134.
15. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с.
16. Field J. Lifelong Learning and the New Educational Order. Stoke on Trent (UK); Sterling (USA): Trentham Books, 2000. 210p.
17. Fominykh M. V., Uskova B. A., Mantulenko V. V., Kuzmi^ O. N., Shuravina E. N. A Model for the Education of a Student of a Vocational Pedagogical Educational Institution. Through the Gaming Simulation // IEJME - Mathematics Education. 2016. Vol. 11. № 8. P. 2814-2840. (Translated from English)
18. Livingstone D. W. Lifelong Learning and Underemployment in the Knowledge Society: A North American Perspective / / Comparative Education. 1999. Vol. 33. № 2. P. 163-186. (Translated from English)
19. Malikh O. E., Polyanskaya I. К., Konovalova M. E., Kuzmina O. Y., Ta-rasyuk O. V., Osipova I. V. Implementation of the State Economic Policy in the Field of Education // IEJME - Mathematics Education. 2016. Vol. 11. № 8. P. 3104-3113. (Translated from English)
20. Merriam Sh., Caffarella R. Learning in Adulthood: A Comprehensive Guide. Sun Francisco: Jossey-Bass,1999. 502 p. (Translated from English)
21. Tight M. Key Concepts in Edult Education and Training. L.; N. Y.: Routledge, 1998; 2 ed. 2003. 208 p. (Translated from English)
22. Zeer E. F., Streltsov A. V. Technological Platform for Realization of Students' Individual Educational Trajectories in a Vocational School / / IEJME -Mathematics Education. 2016. Vol. 11. № 7. P. 2639-2650. (Translated from English)
References
1. Anikeeva O. A. Interaction of system of higher education and labor market: strategy of changes. Vestnik Associacii VUZov turizma i servisa. [Bulletin of Association of Higher Education Institutions of Tourism and Service]. 2013. № 1. P. 3-9. (In Russian)
2. Vojnova L. P. The process approach to the organization and management of activities of educational institution as an education quality assurance. Sborniki konferencij NIC Sociosfera. [Materials of Conferences of Research Center Socios-fera], 2011. № 35. P. 41-44. (In Russian)
3. Glaz'ev S. YU. Strategiya operezhayushchego razvitiya Rossii v usloviyah global'nogo krizisa. [The strategy of the advancing development of Russia in the conditions of world crisis]. Available at: http://www.glazev.ru/upload/ iblock/447/447bb80990661122507cb60abd78adb0.pdf. (In Russian)
4. GOST R ISO 9000-2015 Sistemy menedzhmenta kachestva. [GOST P ISO 9000-2015 of the Quality management system]. Osnovnye polozheniya i slovar'. [Basic thesis and dictionary]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/ 1200124393. (In Russian)
5. Danilov I. P., Syurov R. V. The process approach in the higher education. Kachestvo. Innovacii. Obrazovanie. [Quality. Innovations. Education]. 2002. № 3. P. 39-41. (In Russian)
6. Zeer E. F. Strategic reference points of upgrade of professional pedagogical education: debatable aspect. Nauchnyj dialog. [Scientific Dialogue]. 2015. № 10 (46). P. 59-75. (In Russian)
7. Zengin S. S. Project approach as innovative method of increase in efficiency of activities of higher education institution. Teoriya i praktika obshchest-vennogo razvitiya. [Theory and Practice of Social Development]. 2015. № 18. P. 306-311. (In Russian)
8. Kandaurova A. V. Readiness of teachers for social changes of reality. Omskij nauchnyj vestnik. [Omsk Scientific Bulletin]. 2014. № 5 (132). P. 124-126. (In Russian)
9. Kolesnikova I. A. Open education: prospects, challenges, risks. Vysshee obrazovanie v Rossii. [Higher Education in Russia]. 2009. № 7. P. 12-23. (In Russian)
10. Liferov A. P. Korporativnoe obrazovanie i upravlenie chelovecheskimi resursami v razlichnyh delovyh kul'turah. [Corporate education and management of human resources in various business cultures]. Moscow: RAO, 2010. 302 p. (In Russian)
11. Mahotin D. A. Project approach to technology of training in system of the highest professional education. Kachestvo. Innovacii. Obrazovanie. [Quality. Innovations. Education]. 2005. № 1. P. 11-21. (In Russian)
12. Patrusova A. M., Grigor'eva T. A., Sygotina M. V., Slinkova O. K. The process approach to quality management in educational institutions of the highest professional education. Problemy social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Sibiri. [Problems of Social and Economic Development of Siberia]. 2013. № 3 (13). P. 2127. (In Russian)
13. Silajchev P. A. Education philosophy: the mechanism of the social order in profes-sionalno-pedagogical education. Vestnik Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovania Mosk-ovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitetim. V. P. Goryachkina. [Bulletin of Federal State Educational Institution of Higher Education of Moscow State Agro Engineering University named after V. P. Goryachkin]. 2015. № 4 (68). P. 12-17. (In Russian)
14. Schukin D. V. An educational franchising as a form of promotion of high school innovations in education market. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. [Bulletin of the Omsk state pedagogical university. Humanitarian researches]. 2015. № 3 (7). P. 132-134. (In Russian)
15. Yalalov F. G. Professional'naya mnogomernost'. [Professional multidi-mensionality]. Kazan': Centr innovacionnyh tekhnologij. [Center of Innovative Technologies]. 2013. 180 p. (In Russian)
16. Field J. Lifelong Learning and the New Educational Order. Stoke on Trent (UK); Sterling (USA): Trentham Books, 2000. 210 p. (Translated from English)
17. Fominykh M. V., Uskova B. A., Mantulenko V. V., Kuzmina O. N., Shu-ravina E. N. A Model for the Education of a Student of a Vocational Pedagogical Educational Institution. Through the Gaming Simulation. IEJME - Mathematics Education. 2016. Vol. 11. № 8. P. 2814-2840. (Translated from English)
18. Livingstone D. W. Lifelong Learning and Underemployment in the Knowledge Society: A North American Perspective. Comparative Education. 1999. Vol. 33. № 2. P. 163-186. (Translated from English)
19. Malikh O. E., Polyanskaya I. К., Konovalova M. E., Kuzmina O. Y., Ta-rasyuk O. V., Osipova I. V. Implementation of the State Economic Policy in the Field of Education. IEJME - Mathematics Education. 2016. Vol. 11. № 8. P. 31043113. (Translated from English)
20. Merriam Sh., Caffarella R. Learning in Adulthood: A Comprehensive Guide. Sun Francisco: Jossey-Bass, 1999. 502 p. (Translated from English)
21. Tight M. Key Concepts in Edult Education and Training. L.; N. Y.: Routledge, 1998; 2 ed. 2003. 208 p. (Translated from English)
22. Zeer E. F., Streltsov A. V. Technological Platform for Realization of Students' Individual Educational Trajectories in a Vocational School. IEJME -Mathematics Education. 2016. Vol. 11. № 7. P. 2639-2650. (Translated from English)
УДК 37.012
Лопатухина Татьяна Александровна
доктор педагогических наук, профессор кафедры мировых языков и культуры Донского государственного технического университета, Ростов-на-Дону (РФ). E-mail: lpt7@mail.ru
Рынкевич Анна Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Технологического университета (МГОТУ), Королев (РФ). E-mail: Anka1984Os@yandex.ru.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНТЕНТНАЯ ТРЕХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Цель статьи - обсуждение внесения изменений в практику профессионального высшего образования, которые заключаются в усилении и акцентировании в учебном процессе воспитательной компоненты.
Методы и методология исследования - анализ состояния высшего профессионального образования и регламентирующих его функционирование положений Федерального закона «Об образовании в РФ»; текстоцентрический подход к воспитанию человека культуры - ответственного за свою деятельность специалиста-профессионала.