Научная статья на тему 'Методология профессионально-педагогического образования: теория и практика (смыслообразующие положения интеграции профессионально-педагогического образования)'

Методология профессионально-педагогического образования: теория и практика (смыслообразующие положения интеграции профессионально-педагогического образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL TEACHER EDUCATION / МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / METHODOLOGY OF EDUCATION / МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ / TRAINING MODELS / ПРЕДИКТОРЫ МЕТОДОЛОГИИ / PREDICTORS OF METHODOLOGY / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADVANCED EDUCATION / ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE INTEGRATION OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорожкин Евгений Михайлович, Зеер Эвальд Фридрихович

Смыслообразующая цель статьи обоснование нового подхода к организации и развитию профессионально-педагогического образования сквозь призму взаимообусловленности методологии исследовательской и практической деятельности. Такая концептуальная установка позволяет задать основные векторы модернизации профессиональной школы. Современная социально-экономическая ситуация в стране актуализировала задачу подготовки рабочих кадров. В выступлениях политиков, экономистов, ученых звучит тревога по поводу дефицита квалифицированных рабочих. Основную причину этой острой проблемы они видят в катастрофическом состоянии системы начального и среднего профессионального образования. В меньшей мере выражается озабоченность по поводу сложившейся практики подготовки педагогических работников профессионального образования, которые и должны заниматься возрождением системы профобучения. В стране имеется огромный положительный опыт подготовки преподавателей профессионального обучения. Научно-методическим центром, занимающимся данным направлением, многие годы является Российский государственный профессионально-педагогический университет, осуществляющий свою деятельность под научным руководством академика Российской академии образования Г. М. Романцева. Рефлексия этой деятельности побудила авторов к анализу существующей и проектированию (построению) новой методологии профессионально-педагогического образования. Методы и методология исследования. Теоретической платформой работы стало фундаментальное положение А. М. Новикова об общности методологии научной (исследовательской) и практической деятельности. В качестве интегрирующего фактора выступили понятийное поле, концептуальные положения и модели профессиональной подготовки специалистов. Теоретическое ядро анализа обусловило логику исследования и его результаты. Дифференциация научной и образовательной методологии в зависимости от предмета познания позволила выделить основные научно-прикладные дисциплины профессионально-педагогического образования. Тематическим ядром, определившим творческий замысел статьи, стал инструментальный анализ методологии: целевые ориентации, принципы, подходы к организации и методы реализации научной и учебной деятельности. Как важные условия реорганизации профессионально-педагогического образования авторами обозначены формирование квалификационной структуры педагогов профессиональной подготовки и обеспечение опережающего характера образования. Научная новизна работы заключается в создании проекта дальнейшего развития профессионально-педагогического образования в постиндустриальном обществе. В качестве инструментального средства интеграции методологии рассматриваются педагогические инновации, преобразующие результаты научных исследований в образовательную практику. Практическая значимость предлагаемых преобразований состоит в возможности кардинальной перестройки системы подготовки педагогов профессиональной школы, нуждающейся в конструктивных переменах. В заключительной части статьи перечислены отдельные дискуссионные проблемы, которые могли бы стать предметом обсуждения на методологическом семинаре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорожкин Евгений Михайлович, Зеер Эвальд Фридрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION: THEORY AND PRACTICE (THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF VOCATIONAL TEACHER EDUCATION)

The study is aimed at investigating a justification of the new approach to the problem of vocational education development through the prism of interdependence research methodology and practice. This conceptual setup allows determining the main directions for teacher training modernization of vocational schools. The authors note that the current socio-economic situation in our country has actualized the problem of personnel training. Politicians, economists and scientists’ speeches are all about the shortage of skilled personnel. They see the main reason of this catastrophic situation in the present system of primary and secondary vocational education. At least they concern over the current practice of pedagogical personnel training of vocational education who are to restore the system of vocational education. Our country, Russia has a great positive experience in solving this problem. Scientific-methodological centre for vocational teacher education is the Russian State Vocational Pedagogical University under the scientific direction of Academician of the Russian Academy of Education, G. M. Romantsev. The reflection of scientific-theoretical bases of this education led the authors to the analysis and designing (formation) of existent and new professional and pedagogical methodology. Methods. The fundamental position of A. M. Novikov on the generality of the research (scientific) and practical activity methodology has become the theoretical platform of the present study. Conceptual field, conceptual statements and professional model are presented as the whole system (or integrating factor). The theoretical framework has determined the logic of the study and its results.

Текст научной работы на тему «Методология профессионально-педагогического образования: теория и практика (смыслообразующие положения интеграции профессионально-педагогического образования)»

3. Zagvyazinsky V. I., Zakirova A. F., Atahanov R., et al. Kachestvennye i kolichestvennye metody psihologicheskih i pedagogicheskih issledovanij. [Qualitative and quantitative methods of psychological and pedagogical research]. Moscow: Akademija [Academy]. 2013. 240 p. (In Russian)

4. Kraevsky V. V., Berezhnova E. V. Metodologija pedagogiki: novyj jetap. [Methodology of pedagogy: new period]. Moscow: Akademija [Academy]. 2006. 400 p. (In Russian)

5. Orlov A. Metodologicheskie harakteristiki dissertacionnogo issledovanija - os-nova ego kachestva. [Methodological characteristics of thesis - othe basis of its quality]. Pedagog-soiskatel'. [Research teacher]. 2008. № 3. P. 35-40. (In Russian)

6. Pedagogicheskij slovar'. [Pedagogical dictionary] / pod red. V. I. Za-gvjazinskogo, A. F. Zakirovoj [edited by Zagvyazinsky V. I., Zakirova A. F.]. Moscow: Akademija [Academy]. 2008. 352 p. (In Russian)

УДК 378.1(082)

Дорожкин Евгений Михайлович

доктор педагогических наук, профессор, ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург. Е-mail: evgeniy. dorozhkm@ysvpu. ru

Зеер Эвальд Фридрихович

доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург. Е-mail: [email protected]

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА1 (СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

(продолжение)2

Аннотация. Смыслообразующая цель статьи - обоснование нового подхода к организации и развитию профессионально-педагогического образования сквозь призму взаимообусловленности методологии исследовательской и практической

1 Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки России № НИР 1134 «Научно-прикладные основы формирования индивидуальных траекторий развития личности в системе непрерывного образования».

2 Начало статьи см. в предыдущем номере журнала.

деятельности. Такая концептуальная установка позволяет задать основные векторы модернизации профессиональной школы.

Современная социально-экономическая ситуация в стране актуализировала задачу подготовки рабочих кадров. В выступлениях политиков, экономистов, ученых звучит тревога по поводу дефицита квалифицированных рабочих. Основную причину этой острой проблемы они видят в катастрофическом состоянии системы начального и среднего профессионального образования. В меньшей мере выражается озабоченность по поводу сложившейся практики подготовки педагогических работников профессионального образования, которые и должны заниматься возрождением системы профобучения.

В стране имеется огромный положительный опыт подготовки преподавателей профессионального обучения. Научно-методическим центром, занимающимся данным направлением, многие годы является Российский государственный профессионально-педагогический университет, осуществляющий свою деятельность под научным руководством академика Российской академии образования Г. М. Романцева. Рефлексия этой деятельности побудила авторов к анализу существующей и проектированию (построению) новой методологии профессионально-педагогического образования.

Методы и методология исследования. Теоретической платформой работы стало фундаментальное положение А. М. Новикова об общности методологии научной (исследовательской) и практической деятельности. В качестве интегрирующего фактора выступили понятийное поле, концептуальные положения и модели профессиональной подготовки специалистов. Теоретическое ядро анализа обусловило логику исследования и его результаты.

Дифференциация научной и образовательной методологии в зависимости от предмета познания позволила выделить основные научно-прикладные дисциплины профессионально-педагогического образования.

Тематическим ядром, определившим творческий замысел статьи, стал инструментальный анализ методологии: целевые ориентации, принципы, подходы к организации и методы реализации научной и учебной деятельности.

Как важные условия реорганизации профессионально-педагогического образования авторами обозначены формирование квалификационной структуры педагогов профессиональной подготовки и обеспечение опережающего характера образования.

Научная новизна работы заключается в создании проекта дальнейшего развития профессионально-педагогического образования в постиндустриальном обществе.

В качестве инструментального средства интеграции методологии рассматриваются педагогические инновации, преобразующие результаты научных исследований в образовательную практику.

Практическая значимость предлагаемых преобразований состоит в возможности кардинальной перестройки системы подготовки педагогов профессиональной школы, нуждающейся в конструктивных переменах.

В заключительной части статьи перечислены отдельные дискуссионные проблемы, которые могли бы стать предметом обсуждения на методологическом семинаре.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, методология образования, модели подготовки, предикторы методологии, опережающее образование, интеграция научной и образовательной деятельности.

Dorozhkin Evgeny M.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector of Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg. Е-mail: evgeniy. dorozhkin@rsvpu. ru

Zeer Evald F.

Doctor of Psychological Sciences, Head of the Department of Education Psychology and Professional Development, Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg. Е-mail: [email protected]

METHODOLOGY OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL

EDUCATION: THEORY AND PRACTICE (theoretical and methodological foundations of vocational

teacher education)

Abstract. The study is aimed at investigating a justification of the new approach to the problem of vocational education development through the prism of interdependence research methodology and practice. This conceptual setup allows determining the main directions for teacher training modernization of vocational schools.

The authors note that the current socio-economic situation in our country has actualized the problem of personnel training. Politicians, economists and scientists' speeches are all about the shortage of skilled personnel. They see the main reason of this catastrophic situation in the present system of primary and secondary vocational education. At least they concern over the current practice of pedagogical personnel training of vocational education who are to restore the system of vocational education.

Our country, Russia has a great positive experience in solving this problem. Scientific-methodological centre for vocational teacher education is the Russian State Vocational Pedagogical University under the scientific direction of Academician of the Russian Academy of Education, G. M. Romantsev. The reflection of scientific-theoretical bases of this education led the authors to the analysis and designing (formation) of existent and new professional and pedagogical methodology.

Methods. The fundamental position of A. M. Novikov on the generality of the research (scientific) and practical activity methodology has become the theoretical platform of the present study. Conceptual field, conceptual statements and professional model are presented as the whole system (or integrating factor). The theoretical framework has determined the logic of the study and its results.

Scientific and educational methodology differentiation in terms of the subject of cognitive activity has allowed identifying the main scientific and practical disciplines of vocational teacher education.

The creative concept as the subject ground is instrumental analysis of methodology taking into consideration the target orientation, principles and approaches to the organization and its' methods of scientific and educational activities implementation.

The qualification structure formation of the teachers' vocational training and providing advance principles of education are considered to be the most important conditions for the development of vocational teacher education.

Scientific novelty. The research demonstrates creating the project of further vocational teacher education development in the post-industrial society.

The pedagogical innovations transforming research findings into educational practice are considered to be the main tool of integration methodology means.

Practical significance. The research findings highlight the proposed reforms for further teachers training system development of vocational institutes, which are in need of drastic restructuring.

In the final part of the article the authors recommend some specific issues that can be discussed at the methodological workshop.

Keywords: vocational teacher education, methodology of education, training models, predictors of methodology, advanced education, the integration of scientific and educational activities.

5. Концептуальные ориентиры развития профессионально-квалификационной структуры педагогов профессионального образования

Традиционная, существовавшая на протяжении очень долгого времени ориентация профессионального образования на подготовку специалистов, способных выполнять конкретные профессиональные функции и решать типовые производственные задачи, входит в неуклонно усиливающееся противоречие с заказом современной, кардинально меняющейся экономики и рынка труда, нуждающихся в профессионалах, обладающих мобильностью, готовых к выполнению широкого спектра социально-профессиональных функций, которые должны обеспечивать сформированные в профессиональной школе компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества.

Инновационные преобразования систем профессионального и последипломного образования, интенсивное развитие отраслевого (корпоративного) обучения на предприятиях и в организациях, а также системы дополнительного образования актуализировали поиск новых форм подготовки профессионально-педагогических работников.

Корпус педагогов профессионального обучения состоит сегодня в основном из работников, не имеющих специальной профессионально-педагогической подготовки. Нехватка требуемых квалифицированных педагогических кадров обусловлена

• неудовлетворительным уровнем заработной платы и низким социальным статусом профессии педагога;

• плачевным состоянием учебно-материальной базы учреждений начального и среднего профессионального образования;

• снижением престижа рабочих профессий среди молодежи и др.

Одной из причин (отнюдь не главной) кризиса профессионально-

педагогического образования является существующее структурно-организационное однообразие каналов обеспечения педагогическими кадрами развивающейся рыночной экономики, которые сводятся:

• к подготовке педагогов профессионального обучения по отраслям в двух специализированных вузах страны и на многочисленных факультетах и отделениях отраслевых вузов;

• дополнительной психолого-педагогической подготовке на курсах повышения квалификации лиц, не имеющих базового профессионально-педагогического образования.

На современном этапе в связи с модернизацией профессионального образования появляются возможности освоения и широкого распространения альтернативных форм подготовки профессионально-педагогических кадров. Разнообразить траектории и увеличить эффективность данной подготовки позволяют:

1) введение новых квалификаций:

• бакалавр профессионального образования;

• магистр профессионального образования;

• специалист (менеджер образования, технолог образования, преподаватель информационных технологий, преподаватель социальных технологий и т. п.);

2) переход от подготовки педагогов по отраслям производства к подготовке педагогов по основным социально-профессиональным технологиям. Дифференциация бакалавриата и специалитета по наиболее распространенным технологиям;

3) подготовка магистров профессионального образования на основе базового (отраслевого) высшего образования (бакалавриата и спе-циалитета);

4) введение в техникумах (колледжах) подготовки бакалавров с последующей разработкой сопряженных, предусматривающих преемственность ФГОС среднего и высшего профессионально-педагогического образования;

5) реорганизация и дальнейшее развитие системы дополнительного профессионально-педагогического образования - подготовка педагогов в отраслевых вузах и колледжах путем введения в учебные планы блока психолого-педагогических дисциплин.

В табл. 4 обобщены наши представления о возможной диверсификации (увеличении разнообразия и направлений) квалификационной структуры профессионально-педагогического образования.

Таблица 4

Профессионально-квалификационная структура подготовки кадров по направлению «Профессиональное обучение»

Должность Уровни образования Образовательные организации Область профессиональной деятельности

Учитель технологии и предпринимательства Бакалавриат Общеобразовательные школы, гимназии, лицеи Среднее общее образование, центры профориентации

Профориентолог Магистратура

Мастер производственного обучения Бакалавриат Техникумы, колледжи Среднее профессиональное образование (НПО, СПО)

Преподаватель естественно-научных, общетехнических и специальных дисциплин Магистратура, суперви-зия (педагогическая интернатура)

Ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор Магистратура, аспирантура, докторантура Вузы Высшее образование

Педагог-технолог, профконсультант, инструктор по труду Магистратура, суперви-зия (интернатура) Институты повышения квалификации, корпоративные университеты Дополнительное образование

Эксперт-профессио-лог, сетевой координатор профориентации и трудоустройства Магистратура Многофункциональные центры сертификации и квалификаций Психолого-педагогическое обеспечение образования

6. Конвергенция традиционного и инновационного (опережающего) образования

В соответствии с требованиями инновационной экономики в процессе модернизации образования перестраиваются его цели, содержание,

формы, методы, средства и вся его организация. Мы являемся свидетелями утверждения новой парадигмы высшего образования - опережающего образования [9], которое коренным образом отличается от традиционного (поддерживающего) образования. В табл. 5 представлены эти отличия.

Таблица 5

Сопоставление парадигм поддерживающего и инновационного профессионально-педагогического образования

Компоненты образовательных парадигм Традиционное (поддерживающее) образование Инновационное (опережающее) образование

Тип социопро-фессионально-го общества Индустриальное (технократическое) общество Постиндустриальное (ин-формационно-коммуника-ционное) общество

Методологическая доминанта (тип научной рациональности) Классический тип научной рациональности. Системообразующим фактором профессиональной деятельности выступает наука Неклассический и постнек-лассический типы научной рациональности. Научные знания являются основанием развития социально-профессиональных технологий

Целевая ориентация Освоение знаний, умений, навыков и компетенций по отраслям производства, формирование профессионально-педагогической компетентности Освоение знаний, умений, навыков, компетенций, формирование метапрофессиональных качеств, социально-технологической образовательной компетентности

Содержание образования Дисциплинарная организация содержания обучения, изоморфная специальностям отрасли Междисциплинарная организация содержания образования, изоморфная социально-профессиональным технологиям

Технологии образования Формы и методы обучения, ориентированные на передачу готовых знаний, освоение умений, навыков и компетенций; решение задач, имеющих однозначные ответы Формы и методы обучения, ориентированные на освоение методологии учебно-профессиональной деятельности, формирование инно-вационности и мобильности

Средства обучения Учебная книга, учебно-пространственная среда Информационно-коммуникационная и открытая про-фессионально-образователь-ная среда

Контроль и оценка результатов обучения Контроль и оценка сформи-рованности знаний, умений, навыков и компетенций преподавателем Самоконтроль и самооценка сформированности знаний, умений, навыков и компетенций, экспертиза качества профессиональной подготовки работодателями

7. Интеграция методологии научной и образовательной деятельности

Инновационное, или иначе - опережающее, образование основано на интеграции научно-исследовательской, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Чтобы интеграция всех этих видов деятельности приобрела рациональный, структурированный и гармоничный характер, необходимо пересмотреть фундаментальные основы образования. На смену традиционному пониманию фундаментальности должно прийти понимание фундаментальности, базирующееся на позициях неклассической науки.

Изжившее себя дисциплинарно выстроенное образование противоречит контекстно-компетентностному подходу, реализация которого возможна только в условиях междисциплинарности построения учебных программ, поэтому разработка и внедрение в практику междисциплинарных модулей в профессиональном образовании становится особенно актуальной и требующей оперативного решения проблемой.

Инновационные трансформации в сфере профессиональной подготовки происходят сегодня по таким направлениям, как

• ревизия старого и формирование нового содержания образования;

• разработка и реализация соответствующих времени и запросам общества технологий обучения;

• освоение принципиально новых приемов, методов, форм и средств обучения;

• создание условий для самоопределения учащихся в процессе учебной деятельности;

• изменение стиля мышления и образа деятельности как преподавателей, так и учащихся;

• выстраивание на иных организационно-содержательных началах взаимоотношений между учащимися и педагогами и проч.

Далеко не полный приведенный перечень необходимых реконструкций и изложенные выше размышления позволяют сделать, казалось бы, лежащий на поверхности, но, к сожалению, до сих пор не очевидный для многих вывод о том, что темы, направление, содержание психолого-педагогических исследований и их результаты в обязательном порядке должны соотноситься с инновационной педагогической деятельностью, проецироваться на нее, стать основанием, теоретическим базисом педагогических инноваций. Следовательно, необходима интеграция педагогической науки, образовательной практики

и педагогических инноваций. Процесс трансформации научных достижений через инновационную практическую деятельность педагогов (и преподавателей вузов и колледжей, и учителей школ) в упрощенном виде схематично представлен на рисунке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научные Рефлексия исследовательской

исследования проблемы

Педагогические

Инновационные инновации

проекты Образовательная

Внедрение практика

Преобразование научных исследований в образовательную практику

Таким образом, инновации в образовании являются смыслопо-рождающим фактором интеграции науки и образования и содействуют (призваны содействовать) внедрению научных достижений в педагогическую практику. Идентификационные признаки трех взаимосвязанных видов профессионально-педагогической деятельности -научной, инновационной и образовательной - приведены в табл. 6.

Таблица 6

Идентификационные признаки научной, инновационной и образовательной деятельности

Идентификационный признак Виды профессионально-педагогической деятельности

Научные исследования Инновационная деятельность Образовательная практика

Методологическая обоснованность теоретическая редуцированная практико-ори-ентированная

Новизна объективная внедренческая организацион- но-технологи- ческая

Уровни (масштаб) реализации федеральный и мировой региональный локальный (уровень отдельных образовательных организаций)

Практическая значимость инновационный потенциал воспроизводимость полезность

Результаты новое научное знание социально-экономическая эффективность повышение качества образования

Вместо заключения. Дискуссионные аспекты прогнозирования развития профессионально-педагогического образования

В нашей статье представлены теоретико-прикладные аспекты развития методологии профессионально-педагогического образования. Очевидно, нужна дальнейшая рефлексия путей совершенствования этого вида профессиональной подготовки, которая должна отвечать VI технологическому укладу экономики, где важная роль отводится высоким гуманитарным технологиям и большое значение имеет адекватное проектирование будущего [6].

Существенно помочь модернизации профессионально-педагогического образования мог бы постоянно действующий методологический семинар. Большой опыт функционирования такого дискурса в свое время был накоплен в Уральском отделении Российской академии образования. Предметом обсуждения на методологическом семинаре может стать целый ряд дискуссионных проблем. Перечислим некоторые из них.

1. Одним из направлений инновационного преобразования содержания профессионально-педагогического образования должно стать проектирование его стандартов с опорой на основные социально-профессиональные технологии, вместо их дифференциации по отраслям.

2. Целесообразно, с нашей точки зрения, объединение технологического образования по направлению 050100 Педагогическое образование с профессионально-педагогическим образованием по направлению 051000 Профессиональное обучение. Интеграция этих двух направлений позволит обеспечить качественную подготовку специалистов на всех уровнях социально-технологического образования: в общеобразовательных школах, лицеях, техникумах, колледжах, центрах профориентации и прикладных квалификаций, а также в разного рода профессионально-образовательных организациях.

3. Требуют обсуждения вопросы модернизации системы профессионально-педагогического образования в условиях введения новых профессиональных стандартов и сопряжения их с образовательными стандартами.

4. Необходима рефлексия реализации профессионально-педагогического образования в системе дополнительного инженерно-педагогического образования и выявление ее потенциала.

5. Оправдано, на наш взгляд, изменение логики построения системы профессионально-педагогического образования: переход от кон-

вергенции традиционных форм обучения к сетевой стратегии подготовки педагогов диктуется непрерывным расширением новой технос-реды и распространением виртуальных технологий. Сетевой подход обеспечивает взаимодействие всех форм непрерывного образования -формального (институционального), неформального и информального, а также диверсификацию образовательных маршрутов будущих педагогов.

6. Введение магистратуры открывает возможности для подготовки педагогов профессионального образования из числа выпускников бакалавриата любого направления высшей школы. Назрела необходимость осуществления пилотного проекта интенсивной подготовки таких педагогов.

7. Важным шагом вперед в процессе совершенствования профессионально-педагогического образования могло бы стать внедрение в практику учебных учреждений высоких гуманитарных технологий как системы конструирования моделей обучения, адекватных VI укладу экономики.

8. Весьма актуальной становится подготовка магистров инклюзивного профессионального обучения для работы с молодежью, имеющей ограниченные возможности здоровья.

9. Перспективным направлением профессионально-педагогического образования может стать подготовка кадров для различных форм корпоративного обучения.

Спектр проблем инновационной модернизации профессионально-педагогического образования намного шире обозначенных дискуссионных вопросов. Решить названные и другие проблемы возможно на основе методологии профессионального развития человека, которая могла бы стать научно-прикладной дисциплиной в системе непрерывной подготовки педагогических кадров для профессионального образования.

Статьярекомендована к публикации директором научно-образовательного центра профессионально-педагогического образования, д-ром пед. наук, проф. В. А. Федоровым

Литература

1. Деркач А. А., Сайко Э. В. Самореализация - основание акмеологиче-ского развития: монография. Москва; Воронеж: МПСИ; Модек, 2010. 224 с.

2. Дорожкин Е. М., Щербина Е. Ю. Тенденции развития профессионального образования в условиях социально-экономических преобразований // Образование и наука. 2013. № 6. С. 64-73.

3. Загвязинский В. И. Практическая методология педагогического поиска. Тюмень: Легион-Групп, 2005. 72 с.

4. Зеер Э. Ф. Дискуссионные аспекты инновационного развития профессионально-педагогического образования // Образование и наука. 2013. № 5 (104). С. 67-83.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие. Москва: Академия, 2009. 240 с.

6. Малинецкий Г. Доклад о перспективах РФ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www.nanonewsnetru/articles/2009/georgii-malinetskii-doklad-o-perspektivakh-rf.

7. Минюрова С. А. Психология саморазвития человека в профессии. Москва: Компания «Спутник+», 2008. 298 с.

8. Новиков А. М. Методология образования. Москва: Эгвес, 2002. 320 с.

9. Новиков П. Н. Теоретические основания опережающего профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 1997. 347 с.

10. Романцев Г. М. Проблемы развития профессионально-педагогического образования // Теория и практика профессионально-педагогического образования: колл. моногр. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007. Т. 1. 305 с.

11. Смирнов И. П. Подготовка «рабочей аристократии»: задача президента // Казанский педагогический журнал. 2014. Т. 103. Вып. 2. С. 22-31.

12. Ткаченко Е. В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ // Педагогика. 2014. № 6. С. 21-31.

13. Эрганова Н. Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении. Москва: Академия, 2014. 160 с.

14. Bandura A. Hunan agency in social cognitive theory. American psychologist. 1989. Vol. 44.

15. Bordin E. Psychodynamic model of career choice and satisfaction. D. Brown, L. Brooks Career Choice and Development. Applying Contemporan Theories to Practice. San-Francisco, 1984. P. 94-137.

16. Schellen A. Einfurung in die Berufspadagogik. Stutgart, 1991.

17. Super D. E. A life-span, life-space approach to careers development. Careers development: Theory and practice. Springfild IL. 1992. P. 35-64.

18. НаП D. T., Mirvis P. H. The new career contract developing the whole person at midlife and beyond. J. of Vocational Behavior. 1995. Vol. 35.

References

1. Derkach A. A., Sajko Je. V. Samorealizacija - osnovanie akmeologiches-kogo raz-vitija. [Self-realization - the basis akmeologicheskogo development]. Moscow; Voronezh: SAG; Modek, 2010. 224 p. (In Russian)

2. Dorozhkin E. M., Shherbina E. Ju. Tendencii razvitija professional'nogo ob-razovanija v uslovijah social'no-jekonomicheskih preobrazovanij. [Trends in vocational education in the context of social and economic transformations] / / Obrazovanie i nauka. 2013. № 6. Р. 64-73. (In Russian)

3. Zagvjazinskij V. I. Prakticheskaja metodologija pedagogicheskogo poiska. [Practical methodology of pedagogical search]. Tyumen: Legion-Grupp. 2005. 72 p. (In Russian)

4. Zeer Je. F. Diskussionnye aspekty innovacionnogo razvitija professional'-no-pedagogicheskogo obrazovanija. [Controversial aspects of innovative development of vocational teacher education / / Obrazovanie i nauka. [Education and Science]. 2013. № 5 (104). P. 67-83. (In Russian)

5. Zeer Je. F. Psihologija professional'nogo razvitija. [Psychology of professional development]. Moscow: Academy, 2009 (In Russian)

6. Malineckij G. Doklad o perspektivah RF. [Report on the prospects of the Russian Federation]. Available at: http://www.nanonewsnet.ru/articles/2009/georgii-malinetskii-doklad-o-perspektivakh-rf (In Russian)

7. Minjurova S. A. Psihologija samorazvitija cheloveka v professii. [Psychology self-development in the profession]. Moscow: Sputnik+, 2008. 298 p. (In Russian)

8. Novikov A. M. Metodologija obrazovanija. [Methodology of education]. Moscow: Jegves. [Egves]. 2002. 320 p. (In Russian)

9. Novikov P. N. Teoreticheskie osnovanija operezhajushhego professional-'nogo obrazovanija. [Theoretical foundation of advanced vocational education]. Doct. diss. Moscow, 1997. 347 p. (In Russian)

10. Romancev G. M. Problemy razvitija professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija. [Problems of development of vocational teacher education]. Teorija i praktika professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija. [Theory and practice of vocational teacher education]. Yekaterinburg: Ros. state. prof.-ped. University Press, 2007. T. 1. 305 p. (In Russian)

11. Smirnov I. P. Podgotovka «rabochej aristokratii»: zadacha prezidenta. [Training «labor aristocracy»: the task of the President]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. [Kazan pedagogical journal]. T. 103. V. 2. 2014. P. 22-31. (In Russian)

12. Tkachenko E. V. Problemy podgotovki rabochih kadrov v RF. [Problems of training of personnel in the Russian Federation]. Pedagogika. № 6. 2014. P. 2131 (In Russian)

13. Jerganova N. E. Pedagogicheskie tehnologii v professional'nom obu-chenii. [Pedagogical technologies in vocational training]. Moscow: Academy, 2014. 160 p (In Russian)

14. Bandura A. Hunan agency in social cognitive theory. American psychologist. 1989. Vol. 44. (Translated from English)

15. Bordin E. Psychodynamic model of career choice and satisfaction. D. Brown, L. Brooks Career Choice and Development. Applying Contemporan Theories to Practice. San-Francisco, 1984. P. 94-137. (Translated from English)

16. Schellen A. Einfurung in die Berufspadagogik. Stutgart, 1991. (Translated from English)

17. Super D. E. A life-span, life-space approach to careers development. Careers development: Theory and practice. Springfild IL. 1992. P. 35-64. (Translated from English)

18. Hall D. T., Mirvis P. H. The new career contract developing the whole person at midlife and beyond. J. of Vocational Behavior. 1995. Vol. 35. (Translated from English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.