Образование и наука. Том 19, № 1. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 1. 2017
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.048.2 DOI: 10.17853/1994-5639-^01 "7-1-177-197
НАУЧНО-ПРОЕКТНЫЙ КОНСАЛТИНГ
КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРМАТ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. А. Игнатьева3, О. В. Тулуповаь
Нижегородский институт развития образования, Нижний Новгород (Россия).
aE-mail: [email protected]; bE-mail: [email protected] Аннотация. Введение. Сегодня основным социально-экономическим преимуществом России в глобальной экономике, если не брать в расчет природные богатства, является человеческий капитал, развитие которого должно стать приоритетом для всех уровней системы образования. Один из ключевых факторов приращения интеллектуального капитала в современном обществе -модернизация постдипломного педагогического образования, так как именно эта система призвана мобильно, в соответствии с вызовами времени корректировать компетенции педагогических и научно-педагогических кадров, занимающихся подготовкой специалистов для всех общественных практик -людей, которые завтра будут задавать вектор развития государства. Новая миссия постдипломного обучения «через всю жизнь», заключающаяся в опережающем формировании интеллектуального потенциала страны, требует поиска новых форм и методов дополнительного профессионального образования.
Цель публикации - раскрыть сущность научно-проектного консалтинга и его роль в подготовке и повышении квалификации педагогов и научно-педагогических работников.
Методология исследования. Основу представленного в статье исследования составил институциональный подход. В соответствии с ним обозначены стратегия развития и направления работы традиционных и новых институций постдипломного образования - кафедры педагогики и андрагогики и центра научно-проектного консалтинга. В качестве методологической базы данного вида консалтинга предлагается использовать положения генетико-со-держательной теории развивающего образования, в частности принцип развития, регулирующий процессы непрерывного совершенствования профессионализма специалистов сферы образования и освоения ими новых функций в постиндустриальном обществе.
Результаты. Построена концептуальная модель рефлексивного контура управления процессом формирования новых профессиональных позиций педагога, охарактеризованы ее составляющие. Системообразующим концептом модели выступает научно-проектный консалтинг, который определен как специфический инновационный формат подготовки педагогических и научно-педагогических кадров, способных к осознанному проектированию и преображению собственной профессиональной деятельности и сферы образования в целом. Механизмом реализации такого консалтинга является проектно-преобразующий подход к осуществлению аналитической, организационно-управленческой и научно-методической поддержки педагогов. Показана ценность данного формата дополнительного профессионального образования с точки зрения организации совместного практико-ори-ентированного научного поиска решения проблем системы образования. Описаны наиболее востребованные в рамках научно-проектного консалтинга формы постдипломного обучения.
Научная новизна. В области постдипломного педагогического образования консалтинг пока не стал полноценной нормативной практикой. Для методического сопровождения функционирования и развития образовательных структур применяется в основном образовательный консалтинг, включающий разработку методик менеджмента и планирование образовательной деятельности. Перспективные в постиндустриальном обществе научный и проектный виды консалтинга до сих пор оставались вне поля зрения научных педагогических исследований. Авторы статьи делают одну из первых попыток по восполнению этого пробела в российском образовании.
Практическая значимость. Внедрение научно-проектного консалтинга в область постдипломной подготовки кадров высшей квалификации для сферы образования открывает новые возможности научно-организационного и экспертно-консультационного сопровождения инновационной деятельности субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: научно-проектный консалтинг, постдипломное образование, дополнительное профессиональное образование, инновационный образовательный формат; подготовка кадров высшей квалификации.
Благодарности: авторы выражают благодарность руководству Нижегородского института развития образования за поддержку идеи кафедры педагогики и андрагогики открыть на ее базе Центр научно-проектного консалтинга.
Для цитирования: Игнатьева Г. А., Тулупова О. В. Научно-проектный консалтинг как инновационный формат постдипломного образования / / Образование и наука. 2017. Т. 19, № 1. С. 177-197. DOI: 10.17853/1994-56392017-1-177-197.
SCIENTIFIC-PROJECT CONSULTING AS AN INNOVATIVE FORMAT OF POSTGRADUATE EDUCATION
Galina A. Ignatievaa, Oksana V. Tulupovab
Nizhny Novgorod Institute of Education Development, Nizhny Novgorod (Russia).
aE-mail: [email protected]; bE-mail: [email protected]
Abstract. Introduction. Today the main social and economic advantage of Russia in global economy (we do not take natural wealth into account) is the human capital which development has to become a priority for all levels of an education system. The relevance of the article determined by the need to modernize the educational programs, technology and content of the educational process in the institutional space of postgraduate teacher education. It is one of the key factors in the development of the intellectual capital of a society, providing a transition to continuous, socially oriented, associated with global and domestic fundamental science education for all people and aimed at the formation of the creative socially responsible personality. The new mission of post-degree training «through all life», consisting in the advancing formation of intellectual potential of the country, demands search of new forms and methods of additional professional education.
Aim. The aim of the article is to disclosure the essence of scientific-project consulting as an innovative format of teachers and scientific-pedagogical staff.
Methods. The institutional approach is the basis of the study. In accordance with this approach, the development strategy and the areas of work of traditional and new institutions of post-degree education - Department of Pedagogy and Andragogy and the Center of Scientific and Design Consulting are designated. As methodological base of this type of consulting, it is offered to use provisions of the genetic-substantial theory of the developing education, in particular the principle of development regulating processes of continuous improvement of professionalism of experts of education and development of new functions by them in post-industrial society.
Results. The conceptual model of a reflexive outline of management of process of formation of new professional positions of the teacher is constructed; its components are characterized. Scientific-project consulting as a backbone concept of model is defined as a specific innovative format of preparation of pedagogical and academic-teaching personnel capable to conscious design and transformation of own professional activity and education in general acts. Project-transformative approach to implementation of analytical, organizational-administrative and scientific-methodical support of teachers concludes in the mechanism of realization of such consulting. The value of this format of additional professional education from the point of view of the joint practice-focused scientific search organization of the solution of problems in education system is shown. The
forms of post-degree training which are most demanded within scientific and design consulting are described.
Scientific novelty. In the field of pedagogical post-degree education consulting has not become a full standard rule yet. In general, educational consulting including development of techniques of management and planning of educational activity is applied to methodical maintenance of functioning and development of educational structures. Perspective scientific and project types of consulting in post-industrial society still have remained out-of-sight of a scientific pedagogical research. The authors of the present article make one of the first attempts on completion of this gap in the Russian education.
Practical significance. Introduction of scientific-project consulting in the field of post-degree training of the top skills for the sphere education offers new opportunities of scientific-organizational and expert-consulting maintenance of innovative activity of members of an educational process.
Keywords: scientific-project consulting, postgraduate education, additional professional education, innovative educational format, training of highly qualified personnel.
Acknowledgements: The authors express their gratitude to the leadership of the Nizhny Novgorod Education Development Institute for the support of the Department of Pedagogy and Andragogy to open on its base the Center of Scientific-Project Consulting. Also the authors thank the reviewers for their careful attitude and recognition of the research.
For citation: Ignatieva G. A., Tulupova O. V. Scientific project consulting as an innovative format of postgraduate education. The Education and Science Journal. 2017. Vol. 19. № 1. Р. 177-197. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-1-177-197.
Введение
Приоритетом современной образовательной политики РФ является обеспечение перехода от системы массового обучения, характерного для индустриальной экономики, к непрерывному индивидуализированному, доступному для всех образованию, необходимому для создания инновационного, социально ориентированного постиндустриального общества, в котором центральное место принадлежит творческой, социально ответственной личности1.
1 О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы [Электрон. ресурс]: Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 г. Москва. Режим доступа: http://base.garant.ru/71044750/ #block_1000 (дата обращения 04.12.2016).
Главным ресурсом изменений в образовании являются компетентные педагогические и научно-педагогические кадры, способные осуществлять модернизацию образовательных программ, осваивать новые технологии и перестраивать в зависимости от потребностей быстро меняющегося общества содержание учебного процесса. В свете сказанного многократно возрастает значимость постдипломной педагогической подготовки, в институциональном пространстве которой происходит необходимая мобильная коррекция компетенций профессионала-специалиста в соответствии с вызовами времени.
Постдипломное образование представителей любых видов деятельности призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки, содействовать освоению новых теоретических и дополнительных практических знаний и умений, совершенствовать способности специалистов к самопознанию и самосовершенствованию и таким образом выполнять опережающую функцию развития системы образования в целом.
В связи с чрезвычайно увеличившейся значимостью постдипломного образования очень важно, на наш взгляд, четко обозначить его миссию. С одной стороны, «образование через всю жизнь» является целью и самоценностью специалиста, а также условием его развития; с другой стороны, предикат «постдипломное» указывает на особую предметность данного уровня подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации для всех общественных практик: миссия постдипломного обучения заключается в опережающем формировании интеллектуального потенциала страны.
Технологии постдипломного образования педагогов высшей квалификации должны быть направлены на подготовку «агентов развития», которые будут обладать готовностью решать проблемы развития разных уровней образования как свои личностно значимые проекты [1]. Это, в свою очередь, требует перехода к новой модели образования: «субъект образования» - «образовательные ресурсы» - «ситуационно-позиционное, событийно-рефлексивное устроение образовательных процессов (которое осуществляется при помощи кейс-технологий, тренингов, обучающих сю-жетно-деятельностных игр, командного обучения и т. д.)».
В ходе исследований, связанных с поиском способов и средств ан-тропологизации дополнительного профессионального образования педагогов был определен путь построения обозначенной выше модели: целенаправленное проектирование таких жизненных и образовательных ситуаций, в которых впервые становятся возможными позиционное самоопределение педагога и авторство ответственных профессиональных дей-
ствий. Были предложены и апробированы разные варианты реализации гуманитарно-антропологической миссии постдипломного образования:
• идея самообучающейся организации как формы пространственной соорганизации учебного сообщества педагогов-профессионалов и построения практики развития педагога в качестве субъекта собственной деятельности в профессиогенезе;
• идея технологии позиционного обучения взрослых и персонифицированного повышения квалификации;
• идея сетевого проектирования как технологии инновационного развития образования [2-5].
Учитывая, что сегодня основные социально-экономические преимущества России в глобальной экономике, если не брать в расчет природные богатства, сосредоточены в области человеческого капитала, оказание услуг, связанных с развитием этого капитала, должно стать приоритетом для всех уровней системы образования1. По мнению многих исследователей, развитие консалтинга как одного из инструментов формирования конкурентных преимуществ в условиях информационного общества - актуальнейшая задача нашего времени. Предметная область консалтинга должна расширяться в сторону организации процессов внедрения новаций в практику и управления ими, т. е. в сторону поддержки конкурентоспособности соответствующих областей внедрения [6].
Вместе с тем в сфере постдипломного образования педагогических и научно-педагогических кадров консалтинг пока не стал полноценной нормативной образовательной практикой. Для научно-методического сопровождения инновационного развития образовательных систем применяется в основном образовательный консалтинг, включающий разработки методик менеджмента и планирования образовательной деятельности [7, 8]. Перспективные в постиндустриальном обществе научный и проектный виды консалтинга до сих пор оставались вне поля зрения научных разработок. Пришло время восполнить этот пробел. Прежде всего, нужно выявить и категориально оформить специфику научно-проектного консалтинга как инновационного формата подготовки педагогических и научно-педагогических кадров, способных к осознанному проектированию и преображению собственной профессиональной деятельности и сферы образования в целом.
1 Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика: итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года / под науч. ред. В. А. Мау, Я. И. Кузьминова. Москва: Дело: РАНХиГС, 2013. Кн. 1. 430 с.
Обзор литературы
Для развития постдипломного образования педагогов на современном этапе требуются разработка новой философии данной области профессиональной подготовки и ее нового содержания, поиск форм его освоения, создание новой социально-педагогической инфраструктуры.
Исследуя «международную» модель инновационной деятельности учителя, В. Я. Никитин выделяет два ведущих основания новой концепции постдипломного образования: модель социального взаимодействия и рефлексивно-деятельностный подход [9, с. 6].
В работе И. И. Соколовой отмечаются увеличившиеся потребности педагога в выборе индивидуального образовательного маршрута для своего профессионального роста на фоне недостаточной разработанности технологий реализации нелинейных вариативных подходов к практике постдипломного образования. Приоритетами в данной сфере должны стать развитие и саморазвитие мотивации, самоактуализации, практического и социального интеллекта, рефлексии педагога. Автор делает вывод о том, что повышение эффективности и качества постдипломного образования связано с усилением позитивных и нейтрализацией негативных социокультурных факторов, влияющих на педагогическую деятельность, что можно осуществить только при активном взаимодействии науки и образования [10].
М. Д. Матюшкина подчеркивает, что для глубокого осмысления педагогами и управленцами образовательной сферы вектора движения современного образования требуется интенсивное наращивание их общей культуры, знаний в области философии, культурологии, психологии, а также освоение ими проектно-исследовательских и аналитических навыков. Причем методы обучения должны соответствовать андрагогичес-ким принципам и приближаться к методам самообразования (самостоятельной проектно-исследовательской деятельности, выбора «своей темы», формы представления результатов и др.) [11].
На необходимости усиления исследовательской практико-ориентиро-ванной компоненты постдипломного образования педагогов акцентируется внимание и в публикациях зарубежных авторов [12]. Так, в работе О. Гас-снера и М. Шратца, посвященной проблемам высшей и постдипломной подготовки австрийских учителей, отмечается ведущая роль тех институтов, в которых отдается предпочтение исследовательской деятельности обучающихся. Такой подход дает им шанс увидеть свою профессиональную деятельность другими глазами - с позиций экспериментатора [13].
Рассуждая о значимости научного поиска и знания в педагогическом образовании, А. Эдвардс пишет о сложных, но одновременно продуктивных отношениях между исследователем и педагогом, которые распространяются на широкий спектр процессов образования, формального и неформального. Эти хрупкие отношения зависят от политики и структур, обеспечивающих, стимулирующих и расширяющих возможности для коммуникации [14].
Научный консалтинг как взаимодействие науки и практики всесторонне рассматривается в работе F. Rentocchini, L. Manjarres-Henriquez, P. D'Este и R. Grimaldi, где описываются результаты эксперимента, проведенного на базе пяти испанских университетов и доказавшего очевидное влияние научного консалтинга на продуктивность научных исследований. Показано, что ведущим условием успешного обмена знаниями и технологиями как непосредственными продуктами научно-исследовательской деятельности между научными организациями и образовательной практикой является консультирование. Данный вид деятельности помогает исследователю подключаться к работе различных коллективов, расширять имеющиеся и создавать новые исследовательские сети, которые, в свою очередь, становятся источниками идей для новых изыскательских проектов [15].
Достаточно популярная за рубежом практика научного консалтинга представлена различными центрами и консалтинговыми группами, такими как Drs Battefeld & Battefeld Scientific Consulting, Global Scientific Consulting, The Scientific Consulting Group и др. Они оказывают достаточно широкий спектр консалтинговых услуг по планированию, проектированию, разработке и управлению научными проектами; подготовке научных исследователей; написанию, редактированию и обзору научных материалов [16-18].
Материалы и методы
Данная статья представляет собой попытку теоретического анализа концепта «научно-проектный консалтинг» как инновационного формата подготовки педагогических и научно-педагогических кадров.
В работе акцентируются два принципиальных момента. Первый -необходимость построения новых форм, методов и содержания подготовки педагогических и научно-педагогических кадров, т. е. решение задачи заказа на нового профессионала, на «наращивание» и взаимообращение интеллектуального потенциала субъектов сферы постдипломного образования. Второй - разработка научно-проектного консалтинга на основе со-организации ресурсов субъектов всей социальной инфраструктуры постдипломного образования в конкретном регионе с точки зрения институционального подхода.
Исходя из требований данного подхода обозначим специфику деятельности кафедры педагогики и андрагогики как одного из структурных подразделений регионального института дополнительного профессионального образования. Здесь одновременно реализуются две образовательные системы: система повышения квалификации и переподготовки кадров, ориентированная на непрерывное профессиональное развитие педагогов; и система подготовки научно-педагогических работников, преподавателей-исследователей, способных анализировать аспекты функционирования образовательных систем, педагогические процессы и их закономерности, разрабатывать и использовать педагогические технологии для решения актуальных задач образования, науки, культуры и социальной сферы.
Стратегия развития кафедры педагогики и андрагогики как институции постдипломного образования заключается в целенаправленных изменениях ее основных видов деятельности: образовательной, научно-исследовательской, организационно-методической - для перехода данной институции в новое состояние, характеризующееся новым содержанием и новыми технологическими решениями. Инновационный формат постдипломного образования объединяет механизмы формирования новых технологий и моделей профессионального поведения, которые, в свою очередь, создают предпосылки для социокультурных трансформаций. Новые модели профессионального поведения актуализируют освоение преподавателем кафедры и формирование им у обучающихся перспективных функциональных позиций - позиции концептолога, образовательного аналитика, проектного консультанта и консультанта-эксперта. Иными словами, преподаватель кафедры педагогики и андрагогики должен быть не транслятором профессионально-педагогических знаний и оператором дидактических средств, а консультантом-экспертом по методам добывания и применения теоретических знаний в проектной, орудийно-конструк-торскоой и практической деятельности.
Кроме того, по мнению Ю. В. Громыко, имеется острая необходимость подготовки педагогических кадров на основе задачных форм организации деятельности, поскольку они являются «ближайшей зоной развития педагогического профессионализма», прямо ориентированной на утверждение экспертно-проектного стиля мышления и профессиональное совершенствование субъектов инновационной деятельности [19, с. 8].
Становление постдипломного образования как «каркаса когнитивного общества» в итоге должно обеспечить подготовку так называемого «трансфессионала» (О. И. Генисаретский) - носителя компетенций постин-
дустриального общества, заботящегося о приумножении своих знаний и умений на протяжении всей профессиональной жизни.
Научно-проектный консалтинг, изначально задуманный как особый вид инновационной деятельности, выводит постдипломное образование за рамки систем высшего образования и повышения квалификации, превращает его в целостную метасистему, надстраивающуюся над современным образованием и охватывающую различные ее аспекты: психолого-педагогические, философско-методологические, социально-экономические, нормативно-правовые, управленческие и т. д. Главный смысл научно-проектного консалтинга - «распределение, координация и реализация наличных интеллектуально-волевых, образовательных, организационно-управленческих и других ресурсов, отношение и способ удержания деятельности в целом, осуществление оценки и контроля (рефлексии) базовых параметров этого вида деятельности» [8, с. 51].
Научно-проектный консалтинг, интегрирующий механизмы научно-организационного и экспертно-консультационного сопровождения процессов профессионального развития педагогов и формирования их качественно новых профессиональных позиций, может стать уникальным способом «синхронного распределения» ресурсов в «точках роста» инновационных процессов.
Принцип развития, который изящно описан в теории В. В. Давыдова как принцип, управляющий темпом и содержанием обучения посредством педагогического воздействия [20, с. 280-281], должен стать ведущим в работе кафедры педагогики и андрагогики. Данный принцип означает смещение акцента деятельности с циклического воспроизведения постоянной системы функций (например, организации традиционных курсов повышения квалификации и переподготовки) на регулярное обновление целей, задач, технологий их решения на основе систематической рефлексии и в соответствии с насущными потребностями общества. Однако средства развития должны быть адекватны поставленным целям и выбираться с учетом предшествующего опыта обучающихся. Управление процессом становления новых функциональных позиций необходимо осуществлять на основе преемственности в процессе проектирования образовательного результата и сохранении качества содержания обучения при переходе от одной ситуации развития к другой.
Если в традиционной системе повышения квалификации педагогов и преподавателей обучающий выполнял роль «управленца», а обучающиеся взрослые обычно находились в положении «управляемых», то в научно-проектном консалтинге такая иерархия лишается смысла, поскольку
объектом управления является развивающаяся и самоорганизующаяся система, в которой невозможна жесткая однонаправленная структура управления. Для успешного развития системы требуется, чтобы обучающийся педагог стал сознательным субъектом преобразующей деятельности и осуществлял ее на основе личной всесторонней рефлексии.
Научно-проектный консалтинг в этом контексте представляет собой некий рефлексивный контур, в котором происходит процесс осмысления, изучения и сравнения получаемых каждым участником образовательного процесса продуктов образовательной деятельности. Действие мысли постепенно преобразуется в практическое действие, меняется позиция обучающихся, которые выступают полноправными соавторами, проектировщиками и конструкторами образовательного процесса, сами начинают исполнять роли консультантов-экспертов и проектных консультантов как в отношении других субъектов, так и в отношении самих себя, непрерывно трансформируя при этом и развивая содержание и способы собственной профессиональной деятельности в пространстве постдипломного образования.
В. В. Давыдов считал рефлексию различительном признаком теоретического типа мышления: «Рефлексивность выполняемого действия - неотъемлемое свойство общего способа действия, способность человека определить границу знания и незнания, умения и неумения» [20, с. 197]. Очевидно, что наличие рефлексивной способности - базис, на котором только и возможно формирование готовности к самосовершенствованию, саморегулированию и саморазвитию, к социальному взаимодействию человека и социальной сферы. Это основа эффективной деятельности педагогов, адекватной содержанию и динамике непрерывно изменяющейся образовательной реальности, и деятельности преподавателей-исследователей, прогнозирующих и проектирующих эти изменения и осуществляющих соответствующую подготовку педагогов - сопровождение, обеспечение и поддержку их профессиональной деятельности.
Потенциал генетико-содержательной теории развивающего образования и рефлексивных процессов, связанных с ней, уже давно используется в психологии и педагогике развития. Однако запрос практиков на построение рефлексивных моделей профессионального развития педагогов в теории и методике профессионального образования далеко не удовлетворен и слабо проработан [21, с. 445]. Потребность в рефлексивном анализе процессов формирования новых профессиональных позиций педагога, выявлении их глубинного антропологического смысла, равно как и необходимость организации постдипломного обучения, результатом которого являются ответственные социокультурные действия педагогов при
осуществлении ими инноваций, и положили начало нашей разработке концептуальной модели научно-проектного консалтинга в институциональных рамках дополнительного профессионального педагогического образования.
Результаты исследования
Концепт «научно-проектный консалтинг как инновационный формат постдипломного образования» является ключевым в предлагаемой нами модели рефлексивного контура управления процессом формирования новых профессиональных позиций педагога (рисунок). Новые профессиональные педагогические позиции (1) предполагают наличие управленческой культуры (2), которая, как ведущий компонент инновационной деятельности, вырабатывается и поддерживается посредством коммуникативной деятельности (3), что заставляет отказаться от авторитарного стиля управления обучением и осуществлять управленческие функции (4), ориентируясь на образовательный результат (5), подлежащий проверке, контролю и оценке, которые производит сам обучающийся.
Образовательный результат (система самоконтроля и самооценки)
Рефлексивный контур научно-проектного консалтинга The reflective contour of scientific-project consulting
Прокомментируем составляющие модели.
Новая профессиональная позиция (а пвш pюfessюnal positюri) педагога как консультанта-эксперта и проектного консультанта характеризуется способностью идентифицировать потребности и в соответствии с ними формировать экспертно-аналитическую и управленческую задачи; решимостью и энергией в реализации поставленной цели при эффективном использовании ресурсов; лидерскими качествами, способностью воздействовать на других, умением интегрировать совместную деятельность в целях удовлетворения интересов данного профессионального сообщества.
Управленческая культура (management culture) - имманентное свойство личности, которое проявляется в его профессиональной деятельности. Критерии этого вида культуры - продуктивность; умение определять и формулировать цели; способность устанавливать партнерские отношения; соответствие стиля управления конкретной ситуации и т. д.
Коммуникативная деятельность (communicative activities) - общение, в ходе которого происходит обмен профессионально значимой информацией, знаниями, умениями, навыками из узкоспециальной, смежных и иных областей деятельности; установление связей между индивидами, основанных на взаимопонимании, сотрудничестве и поиске общих смыслов.
Функции управления (management junctions) - совокупность определенных видов координационных и регулирующих действий, объективно необходимых для обеспечения целенаправленного воздействия на объект управления.
Образовательный результат (система самоконтроля и самооценки) (еducational result (the system oj selj-monitoring and assessment)) - итог выявления и анализа качественных и количественных характеристик управляемого объекта, а также непосредственно процесса управления.
Проведенный теоретический анализ позволил нам также определить фундаментальное основание деятельности новой институции в системе дополнительного профессионального образования - центра научно-проектного консалтинга. Таким основанием является проектно-преобразующий подход, который представляет научность нового типа: его предметом становятся системы практической деятельности, выявляемые, описываемые и превращаемые в объекты преобразований [22, с. 11]. Реализуется данный подход посредством технологии научно-организационного, экспертно-консультацион-ного сопровождении различных категорий участников образовательных отношений в системе постдипломного образования, а также посредством различных форм аналитической, организационно-управленческой и научно-методической поддержки инновационной деятельности педагогов.
Научно-проектный консалтинг, с одной стороны, запускает механизмы самоорганизации и саморазвития обучающихся через основную образовательную программу аспирантуры по направлению 44.06.01 и через дополнительные профессиональные программы; с другой стороны, способствует совместному решению научных проблем и реализации прак-тико-ориентированных исследований в системе образования.
Большой потенциал научно-проектного консалтинга в системе постдипломного образования нам видится в обеспечении качественного науч-
но-организационного сопровождения образовательной, проектной и исследовательской деятельности педагогов. Содержание данного сопровождения составляют интеграция социально-технологических приемов и методов, используемых для диагностики, выработка рекомендаций, содействие в разработке и внедрении научно-исследовательских проектов, оценка их перспективности, поддержка на этапе обобщения, трансляция и тиражирование их результатов.
Среди наиболее востребованных форм реализации научно-проектного консалтинга можно выделить:
• научные семинары-дискуссии, являющиеся формой научно-познавательного общения, взаимодействия различных полаганий и смыслов. Подобные научные коммуникации, которые могут быть организованы как в очном, так и дистанционном режимах, служат легитимации нового знания в науке, иначе говоря - признанию научным сообществом положений и результатов тех или иных исследований. Каждый участник научной дискуссии, контактируя с другими ее акторами, обладает некоторой автономией и в то же время представляет какую-либо авторитетную группу ученых [23, с. 47];
• творческий семинар «час ученичества» - форма информационно-консультационной поддержки обучающихся педагогов, помогающая им реализовывать свой потенциал в научно-исследовательской деятельности: получать актуальную информацию о событиях и новшествах в научной сфере; выстраивать собственное исследование, руководствуясь этими знаниями; развивать умение общаться с коллегами и выступать перед аудиторией. Творческий семинар предполагает свободное общение коллег по насущной научной проблематике. В ходе семинара могут обсуждаться вопросы как фактического, так и дискуссионного характера; у обучающихся есть возможность ознакомиться с различными мнениями, выбрать наиболее близкую себе точку зрения или сформулировать и доказать собственную позицию, что, безусловно, должен уметь делать ученый-исследователь. Предикат «творческий» указывает на создание в рамках семинара собственного образовательного продукта, который может быть выражен в виде обнаружения противоречия своего или чужого исследования, формулировки проблемы, выдвижения идеи, гипотезы, построения структуры исследования и т. п.;
• индивидуальные и групповые консультации - обеспечивают индивидуализацию образовательного процесса, создают условия для непосредственного решения проблем каждого педагога с учетом особенностей его развития и темпов работы над исследовательским проектом;
• методологический семинар - специфическая форма постановки задач и совместного решения научных проблем. Особенностями такого семинара являются преобладание высокоорганизованных форм мыслекоммуни-кативных взаимодействий в дискуссионном потоке по фиксированным и согласованным тематическим линиям, «чистое мышление», строгое соблюдение требований логики изложения и т. п. [24]. Данная форма научно-проектного консалтинга выполняет просветительскую (информирование о последних достижениях в той или иной отрасли наук) и коммуникативную (обмен мнениями представителей различных научных школ по заданной теме) функции. Для методологического семинара приемлемы лекционные сообщения (доклады) на заранее заявленную тему и свободное обсуждение проблемы в ходе научно-познавательного общения ученых;
• сюжетно-деятельностная игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности педагогов, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности, что позволяет приобрести опыт принятия коллективных и личных решений; обеспечивает развитие теоретического и практического мышления.
Заключение
Таким образом, научно-проектный консалтинг является инновационным форматом постдипломного образования. Он включает в себя широкий спектр индивидуальных и групповых средств, выбор которых направлен на становление новых профессиональных позиций проектного консультанта и консультанта-эксперта исходя из государственных приоритетов развития национального интеллектуального капитала. Преимущества подобной институциональной структуры очевидны. Это возможность осуществления:
• высокопродуктивной коммуникации ученых и практиков, исследователей разного уровня компетентности как в предмете исследования, так и в организации исследовательской деятельности в целом;
• непрерывного сопровождения научно-исследовательских проектов от этапа выдвижения концептуальной идеи до построения новой практики образования;
• экспертной оценки достигнутых эффектов от внедрения в практику образования результатов научных работ и их влияния на позитивные преобразования в социальной сфере.
Превращение сферы дополнительного профессионального образования в площадку конструктивного междисциплинарного диалога, центр
сотрудничества практико-ориентированной психолого-педагогической науки и науко-ориентированной образовательной практики могло бы способствовать дальнейшему развитию научно-проектного консалтинга, который как инновационный формат постдипломной подготовки должен стать проектно-преобразующей парадигмой (исследовательской программой), позволяющей генерировать новое образовательное знание, давать объяснения противоречивым явлениям в образовании, прогнозировать новые явления, решать практические задачи.
Статья рекомендована к публикации д-ром техн. наук, проф. С. А. Иващенко
Список использованных источников
1. Ефимов В. С., Лаптева А. В., Дадашева В. А. Форсайт высшей школы России: новые миссии и функции, перспективные технологии и форматы деятельности [Электрон. ресурс] / / Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3 (79). С. 13-48. Режим доступа: http://foresight.sfu-kras.ru / sites / foresight. sfu-kras.ru / files/_Efimov_Forsayt_VSh_missii-funkcii-tehnologii_2012.pdf (дата обращения 30.11.2016).
2. Игнатьева Г. А. Самообучающаяся организация как модель развивающего обучения педагога в системе повышения квалификации / / Психологическая наука и образование / ред. В. В. Рубцов, А. А. Марголис. 2005. № 4. С. 38-47.
3. Игнатьева Г. А. Тулупова О. В. Инновационный технологический формат дополнительного профессионального образования педагогов [Электрон. ресурс] // Педагогика и просвещение. 2015. № 4. С. 359-372. DOI: 10.7256/2306-434X.2015.4.17278. Режим доступа: http://www.nbpublish.com/library_get_pdf.php? id=36178 (дата обращения: 22.12.2016).
4. Мольков А. С. Проектно-деятельностная кооперация как способ становления позиционной общности педагогов-инноваторов в системе постдипломного образования // Психология обучения. 2012. № 3. C. 95-104.
5. Слободчиков В. И., Игнатьева Г. А. Постдипломное образование педагогов: антропологическая проекция [Электрон. ресурс] / / Человек и образование. 2014. № 3 (40). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/postdip-lomnoe-obrazovanie-pedagogov-antropologicheskaya-proektsiya (дата обращения: 21.12.2016).
6. Игнатьев А. В., Тихонов Е. Н. Консалтинг и аутсорсинг как факторы повышения конкурентоспособности предприятия в условиях экономики знаний // Современные исследования социальных проблем [Электрон. ресурс]. 2012. № 6 (14). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/konsalting-i-autsorsing-kak-faktory-povysheniya-konkurentosposobnosti-predpriyatiya-v-uslo-viyah-ekonomiki-znaniy (дата обращения: 22.12.2016).
7. Гончарова О. В. Инновационные технологии организации научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов в образовательном учреждении [Электрон. ресурс] // Современные проблемы на-
уки и образования. 2014. № 6. Режим доступа: https://www.science-educati-on.ru/ru/article/view? id=15638 (дата обращения 22.12.2016).
8. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: учебное пособие. Москва: ПСТГУ, 2013. 432 с. (Основы психологической антропологии).
9. Никитин В. Я. Современные подходы к содержанию и методам постдипломного образования педагогов / / Академия профессионального образования. 2015. № 3. С. 3-10.
10. Соколова И. И. Развитие фундаментальных исследований в области педагогического образования [Электрон. ресурс] / / Человек и образование. 2012. № 1. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-fundamen-talnyh-issledovaniy-v-oblasti-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.12.2016).
11. Матюшкина М. Д. Оценка качества постдипломного педагогического образования: опыт и перспективы: монография. С.-Петербург: СПбАППО, 2010. 173 с.
12. Teacher Education and Pedagogy. Theory, policy and practice. The Cambridge Teacher series Edited by Michael Evans Printed in the United Kingdom by Printondemand-worldwide. Peterborough, 2013. Available at: http://educati-
on. cambridge.org/media/ 645645 / teacher_education_and_pedagogy_theory_po-
licy_and_practice.pdf (Accessed 16 December 2016).
13. Gassner O., Schratz M. Graduate and Postgraduate Studies and Research in Austrian Teacher Education / / The Conference on the Role of Graduate and Postgraduate Studies and Research in Teacher Education Reform Policies in the European Union. Umea, Sweden, June 10-11 2011. Р. 63-81. Available at: http: / / entep. unibuc. eu/ documents / publications / RoleOfStudi-es/NAT_REP_AUSTRIA.pdf (Accessed 16 December 2016).
14. Edwards A. The Role of Research and Scientifically-Based Knowledge in Teacher Education / / The Conference on the Role of Graduate and Postgraduate Studies and Research in Teacher Education Reform Policies in the European Union. Umea, Sweden, June 10-11 2011. Р. 19-33. Available at: http://entep.unibuc.eu/docu-ments/keynotes/AnneEdwardsUmea.pdf (Accessed 16 December 2016).
15. Rentocchini F., Manjarres-Henriquez L., D'Este P., Grimaldi R. The Effect Of Academic Consulting On Research Performance: Evidence From Five Spanish Universities // INGENIO (CSIC-UPV) Working Paper Series. 2011/03. Available at: http://digital.csic.es/bitstream/ 10261/51536/ 1/The_Effect_Of_Acade-mic_Consulting_On_Research_Performance_Evidence_From_Five_Spanish_Univer-sities.pdf. (Accessed 16 December 2016).
16. Drs Battefeld & Battefeld Scientific Consulting. Available at: http://bat-tefeldconsulting.de/? lang=en (Accessed 20 December 2016).
17. Global Scientific Consulting. Available at: http://www.consult-glo-balsci.com/services.html (Accessed 20 December 2016).
18. The Scientific Consulting Group, Inc. Available at: http://www.scgcorp.com/ default.aspx (Accessed 20 December 2016).
19. Громыко Ю. В. Сеть мыследеятельностной педагогики. Москва: МАРО, 2011. 29 с.
20. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва: ИНТОР, 1996. 544 с.
21. Сластенин В. А. Рефлексивные технологии подготовки учителя. Москва: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.
22. Громыко Ю. В. Проектное сознание: Руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления. Москва: Институт учебника Раideiа, 1997. 560 с.
23. Виноградова Е. Ю. Коммуникация в научном сообществе как условие легитимации социального знания [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https: //www.civisbook.ru/files/File/Vinogr_communication.pdf (дата обращения 01.12.2016).
24. Анисимов О. С. Методологический словарь для управленцев. Москва, 2002. 295 с.
Статья поступила в редакцию 03.08.2016; принята в печать 14.12.2016.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Об авторах:
Игнатьева Галина Александровна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и андрагогики Нижегородского института развития образования», Нижний Новгород (Россия). E-mail: gaidi-dakt@rambler. ru.
Тулупова Оксана Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и андрагогики Нижегородского института развития образования, Нижний Новгород (Россия). E-mail: [email protected].
Вклад соавторов
Г. А. Игнатьева - общее научное руководство исследованием, построение его теоретико-методологической основы, разработка концептуальной модели научно-проектного консалтинга.
0. В. Тулупова - обзор литературы по проблеме исследования, разработка организационно-методических условий реализации научно-проектного консалтинга в институциональных рамках дополнительного профессионального образования педагогов.
References
1. Efimov V. S., Lapteva A. V., Dadasheva V. A. Forsyth of high school: new mission and functions, advanced technologies and formats of the activities. Uni-versitetskoe upravlenie: praktika i analiz. [University Management: Practice and Analysis]. 2012. № 3 (79). P. 13-48. Available at: http://foresight.sfu-kras.ru/si-tes/foresight.sfu-kras.ru/files/_Efimov_Forsayt_VSh_missii-funkcii-tehnolo-gii_2012.pdf (accessed 30.11.2016). (In Russian)
2. Ignatieva G. A. Self - learning organization as a model for developing training of teachers in system of improvement of professional skill. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. [Psychological Science and Education]. 2005. № 4. P. 38-47. (In Russian)
3. Ignatieva G. A. Tulupova O. V. Innovative technological format of teachers' additional professional education. Pedagogika i prosveshhenie. [Pedagogy and Education]. 2015. № 4. P. 359-372. DOI: 10.7256/2306-434X.2015.4.17278. Available at: http://www.nbpublish.com/library_get_pdf.php? id=36178 ^accessed 22.12.2016). (In Russian)
4. Molkov A. S. Project-activity co-operation as a way of strengthening of position's community by teachers-innovators in the system of postgraduate education. Psihologija obuchenija. [Educational Psychology]. 2012. № 3. P. 95-104. (In Russian)
5. Slobodchikov V. I., Ignat'eva G. A. Post-Graduate education of teachers: an anthropological projection. Chelovek i obrazovanie. [Human and Education]. 2014. № 3 (40). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/postdiplomnoe-ob-razovanie-pedagogov-antropologicheskaya-proektsiya (accessed 21.12.2016). (In Russian)
6. Ignatiev V. A., Tikhonov E. N. Consulting and outsourcing as factors of increasing the competitiveness of enterprises in the knowledge economy. Sovre-mennye issledovanija social'nyh problem. [Modern Researches of Social Problems]. 2012. № 6 (14). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/konsalting-i-aut-sorsing-kak-faktory-povysheniya-konkurentosposobnosti-predpriyatiya-v-uslovi-yah-ekonomiki-znaniy (accessed 22.12.2016). (In Russian)
7. Goncharova O. V. Innovative technologies of scientific-methodical support organization of teachers professional activity in the educational institution. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. [Modern Problems of Science and Education]. 2014. № 6. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/vi-ew?id=15638 (accessed 22.12.2016). (In Russian)
8. Isaev E. I., Slobodchikov V. I. Psihologija obrazovanija cheloveka: Stanov-lenie sub'ektnosti v obrazovatel'nyh processah: Uchebnoe posobie. Ser. «Osnovy psihologicheskoj antropologii». [Psychology of human's education: Formation of subjectivity in the educational processes: a tutorial. Series «Fundamentals of psychological anthropology»]. Moscow: Pravoslavnyj Svjato-Tihonovskij gumanitarnyj universitet. [St. Tikhon's Orthodox University]. 2013. 432 p. (In Russian)
9. Nikitin V. Ya. Modern approaches to the content and methods of postgraduate education of teachers. Akademija professional'nogo obrazovanija. [Academy of Professional Education]. 2015. № 3. P. 3-10. (In Russian)
10. Sokolova I. I. Development of fundamental research in the field of teacher education. Chelovek i obrazovanie. [Human and Education]. 2012. № 1. Available at: http: //cyberleninka.ru/article/n/razvitie-fundamentalnyh-issledovaniy-v-oblasti-pedagogicheskogo-obrazovaniya (accessed 15.12.2016). (In Russian)
11. Matyushkina M. D. Ocenka kachestva postdiplomnogo pedagogichesko-go obrazovanija: opyt i perspektivy. [Assessment of postgraduate pedagogical edu-
cation's quality: experience and prospects]. St.-Petersburg: Publishing House SPbAPPO, 2010. 173 p. (In Russian)
12. Teacher Education and Pedagogy. Theory, policy and practice. The Cambridge Teacher series Edited by Michael Evans Printed in the United Kingdom by Printondemand-worldwide. Peterborough, 2013. Available at: http://educati-
on.cambridge.org/media/645645/teacher_education_and_pedagogy_theory_po-
licy_and_practice.pdf (accessed 16.12.2016). (Translated from English)
13. Gassner O., Schratz M. Graduate and Postgraduate Studies and Research in Austrian Teacher Education. The Conference on the Role of Graduate and Postgraduate Studies and Research in Teacher Education Reform Policies in the European Union. Umeá, Sweden, June 10-11 2011. Р. 63-81. Available at: http: / / entep.unibuc. eu / documents / publications / RoleOfStudi-
es/NAT_REP_AUSTRIA.pdf (accessed 16.12.2016). (Translated from English)
14. Edwards A. The Role of Research and Scientifically-Based Knowledge in Teacher Education. The Conference on the Role of Graduate and Postgraduate Studies and Research in Teacher Education Reform Policies in the European Union. Umeá, Sweden, June 10-11 2011. Р. 19-33. Available at: http://entep.uni-buc.eu/documents/keynotes/AnneEdwardsUmea.pdf (accessed 16.12.2016). (Translated from English)
15. Rentocchini F., Manjarrés-Henriquez L., D'Este P., Grimaldi R. The Effect of Academic Consulting On Research Performance: Evidence from Five Spanish Universities. INGENIO (CSIC-UPV) Working Paper Series. 2011/03. Available at: http: / / digital. csic.es/ bitstream/10261/51536/1 /The_Effect_Of_Academic_Consulting_ On_Research_Performance_Evidence_From_Five_Spanish_Universities.pdf. (accessed 16.12.2016). (Translated from English)
16. Drs Battefeld & Battefeld Scientific Consulting. Available at: http://bat-tefeldconsulting.de/? lang=en (accessed 20.12.2016). (Translated from English)
17. Global Scientific Consulting. Available at: http://www.consult-glo-balsci.com/services.html (accessed 20.12.2016). (Translated from English)
18. The Scientific Consulting Group, Inc. Available at: http://www.scgcorp.com/ default.aspx (Accessed 20.12.2016). (Translated from English)
19. Gromyko Y. V. Set' mysledejatel'nostnoj pedagogiki. [Network of thought-activity pedagogy]. Moscow: Publishing House MARO, 2011. 29 p. (In Russian)
20. Davydov V. V. Teorija razvivajushhego obuchenija. [Theory of developmental education]. Moscow: Publishing House INTOR, 1996. 544 p. (In Russian)
21. Slastenin V. A. Refleksivnye tehnologii podgotovki uchitelja. [The reflexive technology of training teachers]. Moscow: Publishing House MAGISTR-PRESS, 2000. (In Russian)
22. Gromyko Y. V. Proektnoe soznanie: rukovodstvo po programmirovaniju i proektirovaniju v obrazovanii dlja sistem strategicheskogo upravlenija. [Project consciousness: Programming and design guide in education for strategic management systems]. Moscow: Publishing House Institut uchebnika Paideia, 1997. 560 p. (In Russian)
23. Vinogradova E. Yu. Kommunikacija v nauchnom soobshhestve kak us-lovie legitimacii social'nogo znanija. [Communication in the scientific community as a condition for the legitimation of social knowledge]. Available at: https:// www.civisbook.ru/files/File/Vinogr_communication.pdf (accessed 1.12.2016). (In Russian)
24. Anisimov O. S. Metodologicheskij slovar' dlja upravlencev. [Methodological dictionary for managers]. Moscow, 2002. 295 p. (In Russian)
Received: 03.08.2016; accepted for printing: 14.12.2016.
The authors have read and approved the final manuscript.
About the authors:
Galina A. Ignatieva - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Andragogy, Nizhny Novgorod Institute of Education Development, Nizhny Novgorod (Russia). E-mail: [email protected].
Olga V. Tulupova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Andragogy, Nizhny Novgorod Institute of Education Development, Nizhny Novgorod (Russia). E-mail: [email protected].
Contribution of the authors:
Galina A. Ignatieva - general scientific management of the research, creation of theoretical-methodological basis of the research, development of conceptual model of scientific-project consulting.
Olga V. Tulupova - the review of literature on the research problem, development of organizational-methodical conditions of realization of scientific-project consulting in an institutional framework of additional professional education of teachers.