Научная статья на тему 'Оценка использования учебных методов имитационного характера при работе со студентами колледжа'

Оценка использования учебных методов имитационного характера при работе со студентами колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ МЕТОДЫ ИМИТАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА / TRAINING METHODS OF IMITATIVE NATURE / КОЛЛЕДЖ / COLLEGE / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / SPECIALTY / ТЕСТ / TEST / ГЕНЕРАЛИЗОВАННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОБУЧЕННОСТИ / GENERALIZED COEFFICIENT OF THEORETICAL TRAINING / ГЕНЕРАЛИЗОВАННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ОБУЧЕННОСТИ / GENERALIZED COEFFICIENT OF PRACTICAL TRAINING / ГЕНЕРАЛИЗОВАННЫЙ ИНДИКАТОР УСПЕШНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / GENERALIZED INDICATOR OF EFFECTIVENESS OF SPECIALISTS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева М.Г., Соколова Н.Л., Самохин И.С.

В статье обосновывается тезис о том, что для оказания образовательных услуг, соответствующих императивам рыночной экономики, учебное заведение должно опираться на генерализованную модель эффективности специалиста, принимающую во внимание два вида факторов: внешние и внутренние. Оценка уровня обученности студентов колледжа в области основных академических дисциплин осуществлялась в рамках двух специальностей с помощью тестирования посредством персональных электронных вычислительных машин. Базой оценки профессиональной обученности студентов стал методический подход, разработанный А.А. Леоновичем. С опорой на результаты оценки знаний по выбранным ключевым теоретическим дисциплинам определялся генерализованный коэффициент теоретической обученности студентов колледжа. Также предложены индикаторы уровня практической подготовки учащихся: число заданий, сделанных за конкретный отрезок времени; достигнутое качество; продемонстрированная оперативность. Отмечается, что проведенный эксперимент подтвердил выдвинутую авторами гипотезу, согласно которой создание и интеграция имитационных методов в образовательную практику колледжей и высших учебных заведений будет благоприятствовать подготовке эффективного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL METHODS OF IMITATION CHARACTER AIMED AT COLLEGE STUDENTS: ASSESSMENT OF USAGE

The article substantiates the thesis that in order to provide educational services corresponding to the imperatives of the market economy, the educational institution should rely on the generalized model of an effective specialist, taking into account two types of factors: external and internal. The assessment of college students' training level in basic academic disciplines was conducted within two specialties through computer testing. The methodological approach developed by A. A. Leonovich was the basis for evaluating the college students' professional training in the context of theoretical disciplines. Based on the knowledge assessment results concerning the selected key theoretical disciplines, the generalized coefficient of theoretical training of college students was determined. The authors proposed indicators showing the level of students' practical preparedness: the number of assignments made within a specific period of time; the achieved quality; the demonstrated speed. It is noted that the conducted experiment confirmed authors' hypothesis, according to which the creation and integration of imitation methods in the educational practice of colleges and higher educational institutions will contribute to preparing an effective specialist.

Текст научной работы на тему «Оценка использования учебных методов имитационного характера при работе со студентами колледжа»

УДК 373

ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ МЕТОДОВ ИМИТАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖА

М.Г. Сергеева, Н.Л. Соколова, И.С. Самохин

Аннотация. В статье обосновывается тезис о том, что для оказания образовательных услуг, соответствующих императивам рыночной экономики, учебное заведение должно опираться на генерализованную модель эффективности специалиста, принимающую во внимание два вида факторов: внешние и внутренние. Оценка уровня обученности студентов колледжа в области основных академических дисциплин осуществлялась в рамках двух специальностей с помощью тестирования посредством персональных электронных вычислительных машин. Базой оценки профессиональной обученности студентов стал методический подход, разработанный А.А. Леоновичем. С опорой на результаты оценки знаний по выбранным ключевым теоретическим дисциплинам определялся генерализованный коэффициент теоретической обученности студентов колледжа. Также предложены индикаторы уровня практической подготовки учащихся: число заданий, сделанных за конкретный отрезок времени; достигнутое качество; продемонстрированная оперативность. Отмечается, что проведенный эксперимент подтвердил выдвинутую авторами гипотезу, согласно которой создание и интеграция имитационных методов в образовательную практику колледжей и высших учебных заведений будет благоприятствовать подготовке эффективного специалиста.

Ключевые слова: учебные методы имитационного характера, колледж, специальность, тест, генерализованный коэффициент теоретической обученности, генерализованный коэффициент практической обученности, генерализованный индикатор успешности подготовки специалистов.

EDUCATIONAL METHODS OF IMITATION CHARACTER AIMED AT COLLEGE STUDENTS: ASSESSMENT OF USAGE

M. Sergeeva, N. Sokolova, I. Samokhin

Abstract. The article substantiates the thesis that in order to provide educational services corresponding to the imperatives of the market economy, the educational institution should rely on the generalized model of an effective specialist, taking into account two types of factors: external and internal. The assessment of college students' training level in basic academic disciplines was conducted within two specialties through computer testing. The methodological approach developed by A. A. Leonovich was the basis for evaluating the college students' professional training in the context of theoretical disciplines. Based on the knowledge assessment results concerning the selected key theoretical disciplines, the generalized coefficient of theoretical training of college students was determined. The authors proposed indicators showing the level of students' practical preparedness: the number of assignments made within a specific period of time; the achieved quality; the demonstrated speed. It is noted that the conducted experiment confirmed authors' hypothesis, according to which the creation and integration of imitation methods in the educational practice of colleges and higher educational institutions will contribute to preparing an effective specialist.

Keywords: training methods of imitative nature, college, specialty, test, generalized coefficient of theoretical training, generalized coefficient of practical training, generalized indicator of effectiveness of specialists' training.

Учебные методы как способы осуществления согласованной деятельности педагога и обучающихся нацелены на освоение определенных умений и навыков, а также на общее совершенствование личности. Преподаватель, работающий в области высшего и среднего профессионального образования, должен разумно применять учебные методы, позволяющие подготовить эффективных специалистов, пользующихся спросом в условиях рыночной экономики. Этому благоприятствуют методы активного характера [2;4;10;11;16], которые - в зависимости от теоретической или практической направленности - разделяются

на неимитационные (обучающая дискуссия, творческая беседа, лекция об актуальной проблеме, исследовательская работа и т.д.) и имитационные, которые, в свою очередь, включают в себя игровые (ролевая игра, имитация деловой ситуации, модерирование и т.д.) и неигровые (осмысление ситуационного контекста, решение типовых и нестандартных задач в предлагаемых обстоятельствах, выполнение заданий на строгое следование инструкции (с отсутствующим креативным элементом) и т.д.).

Чтобы оказывать образовательные услуги, соответствующие императивам рыночной экономики, учебное заведение должно

опираться на генерализованную модель эффективного специалиста [1;14],

принимающую во внимание два вида факторов: внутренние (продуктивность деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования;

квалификация педагогических кадров; доступность необходимого оборудования и пр.) и внешние (конкурентные преимущества и слабые стороны национальной продукции (материальной и духовной) на мировой арене; эффективность конкретной отрасли; состояние экономики отдельного региона и пр.). В структуру данной модели входят следующие характеристики специалиста: технические (полученная специальность и направление в рамках специальности), экономические (финансовые издержки, связанные с подготовкой в образовательном учреждении), личностные (интеллектуальные, нравственные, эмоционально-волевые, поведенческие),

сущностные (компетенции в рамках выбранной специальности, развиваемые по трем векторам: интеграция в социум, адаптационный потенциал в контексте рынка труда и качества, имеющие значение для профессии). Технология выстраивания концепции [7;9;13] подразумевает работу над компонентами профессиональной

деятельности (ее комплексный анализ с определением базовых производственных задач и профессиональных навыков) и предшествующего ей учебно-воспитательного процесса (разработка системы упражнений, способствующих формированию и развитию нужных умений, внесение необходимых изменений в содержание образовательных программ, коррекция способов и форм обучения и т.д.).

В ГБОУ СПО «Тверской колледж имени А.Н. Коняева» открыта исследовательская лаборатория по изучению и созданию инноваций в сфере образования [15; 17]. Ставится цель обогатить практику средней профессиональной школы новыми методами имитационного характера, способствующими подготовке эффективного работника, способного быстро приспосабливаться к изменениям социальной среды благодаря оперативному и независимому получению необходимых сведений и их рациональной реализации; задействовать критическое мышление, замечать вызовы окружающей действительности и готовиться к адекватному ответу с опорой на современные технологии; ясно понимать, в какой сфере и каким образом

получаемую им информацию можно использовать в реалиях сегодняшнего дня; создавать новые идеи, креативно мыслить, правильно распоряжаться имеющимися данными; демонстрировать

заинтересованность и доброжелательность при работе с коллективами разного типа в различных сферах деятельности, препятствуя возникновению конфликтов или мастерски их устраняя; вносить собственный решающий вклад в повышение своего культурного уровня, совершенствование умственных способностей и нравственного облика.

Таким образом, уделяя внимание различным участникам образовательного процесса в рамках современного колледжа (студентам, преподавателям, представителям администрации), мы стремимся обнаружить новые сценарии успешного обучения на данном уровне образовательной вертикали.

Предлагаемая концепция подготовки эффективного специалиста в условиях рыночной экономики была апробирована в рамках педагогического эксперимента, проведенного с участием студентов ГБОУ СПО «Тверской колледж им. А.Н. Коняева».

Данное практическое исследование предполагало выполнение следующих задач:

- выявить сущность учебного процесса (определение знаний и навыков, которые должны быть у студентов к концу обучения, тематические разделы, дидактические элементы);

- отобрать адекватные имитационные учебные методы и факторы, благоприятствующие их использованию в условиях среднего профессионального образования;

- произвести оценку индикаторов подготовленности эффективного специалиста - выпускника колледжа (далее - СВК).

В течение двух лет (2015/2016 и 2016/2017 уч.г.) в исследовании принимали участие 343 учащихся колледжа из 12 групп:

- в экспериментальных группах - 179 студентов (56 по специальности «Туризм» и 123 по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»);

- в контрольных группах - 165 студентов (48 по специальности «Туризм» и 117 по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»).

Структура эксперимента включала в себя три стандартных этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Практическое исследование имело целью

оценить уровень обученности студентов колледжа по основным теоретическим дисциплинам и личностные свойства учащихся.

Оценка вышеупомянутых показателей осуществлялась с помощью тестирования посредством персональных электронных вычислительных машин. Был спроектирован компьютерный тест, состоящий из 400 вопросов по основным теоретическим дисциплинам.

Для студентов, обучающихся по специальности «Туризм», проводилось тестирование по следующим предметам: «Маркетинговые технологии в туризме», «Организация досуга туристов», «Технология и организация туроператорской деятельности», «Психология делового общения» и «Управление деятельностью функционального подразделения».

Студенты, обучающиеся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» отвечали на вопросы, отражающие содержание следующих дисциплин: «Анализ финансово-хозяйственной деятельности

предприятия», «Аудит», «Бухгалтерский учет», «Менеджмент», «Налоги и налогообложение».

Базой оценки профессиональной обученности студентов колледжа в контексте теоретических дисциплин стал методический подход, разработанный А.А. Леоновичем [2;12]. В ходе проведения тестирования по каждой j-й основной академической дисциплине отбиралось 30 вопросов (по принципу случайной выборки из готового списка) и вычислялся средний результат i-го учащегося (А{.). С учетом усредненного

результата каждого i-го учащегося определялся коэффициент уровня

обученности (Е jltäа ) участников

исследования по данному предмету, представляющий собой средний показатель всех студентов, входящих в группу. В нашей работе упомянутый коэффициент представлен в виде формулы:

m

Е А,

K,

_i=1

(1)

m

в которой А у - это число баллов, полученных

>м учащимся в ходе установления уровня обученности по _)-й академической дисциплине, А. е [2; 5]; т - количество

студентов в группах (экспериментальных и контрольных).

С опорой на результаты оценки знаний по выбранным ключевым теоретическим дисциплинам определялся генерализованный коэффициент теоретической обученности

Е;а ¡та всех учащихся в целом по данным учебным предметам согласно следующей формуле:

K,,

m n

Е ЕА

i=1 j=1

m ■ n

(2)

в которой п - это количество ключевых теоретических дисциплин (по 5 на каждой специальности).

Результаты профессионального обучения, которое осуществлялось в рамках констатирующего этапа, приведены в таблице 1, наглядно демонстрирующей сопоставимость уровней теоретической обученности в группах обоих типов. В экспериментальных и контрольных группах генерализованный коэффициент теоретической обученности Еш цаа = 4,0 и 3,99 соответственно, что

указывает на вступление учащихся в эксперимент при равных условиях.

Выраженность индивидуальных свойств, необходимых человеку в современном мире, определялась посредством психологических тестов, разработанных доктором

педагогических наук А.С. Прутченковым [5, с.26-29]. Учитывались следующие качества:

— способность к самоконтролю;

- специфика поведения в непредвиденной и нежелательной ситуации;

умение идти на контакт и организовывать других людей.

С помощью теста «Способность к самоконтролю» были оценены следующие индивидуальные свойства учащихся колледжей: чуткость (эмпатия), цельность, уравновешенность. Тесты «Умение контактировать с людьми и организовывать их» и «Специфика поведения в непредвиденной и нежелательной ситуации» (названия оригинальных тестов изменены) позволили оценить такие индивидуальные свойства, как общительность, надежность, умение управлять и выполнять чужие распоряжения, склонность к оправданному риску.

На формирующем этапе в группах экспериментального типа был использован современный имитационный метод обучения,

реализованный через образовательную технологию «Учебная Фирма» [3;6]. В рамках данного этапа осуществлялся выбор учебных методов имитационного характера и педагогических факторов, способствующих их

грамотному использованию при подготовке эффективного специалиста и выстраивался сценарий применения новой образовательной технологии «Учебная Фирма».

Таблица 1. - Теоретическое обучение студентов колледжа на констатирующем этапе

Л Результаты профессиональной подготовки

учебный год о о н По учебным дисциплинам (К^ т ~) Обобщенный ( ^ш .На а )

а ^ а 1-4 е 03 « я е а О бух.учет (психология)* АФХД (управление) менеджмент (маркетинг) аудит (технология)* Налоги (досуг)*

2013 080114 4,08 3,93 4,13 3,98 3,91 4,01

<и и е л 2015 - 100401 3,81 3,72 4,21 4,02 4,08 3,97

£ <и а « а <и а и - 2017 080114 4,03 3,96 4,16 3,92 3,95 4,0

И ^ 2016 - 100401 3,85 3,78 4,24 4,08 4,1 4,01

Итого 3,94 3,85 4,19 4,0 4,01 4,0

2016 080114 4,03 3,91 4,1 4,01 3,94 4,0

Й -о К е 2015 - 100401 3,84 3,78 4,16 4,06 4,02 3,97

о & о - 2017 080114 4,1 3,9 4,19 3,89 3,87 3,99

2016 - 100401 3,76 3,8 4,18 4,02 4,15 3,99

Итого 3,94 3,85 4,16 4,0 4,0 3,99

Комментарий: в скобках (..)* приведены основные академические дисциплины для специальности «Туризм»

В контрольных группах на формирующем этапе учебно-воспитательный процесс осуществлялся в соответствии с базовыми календарно-тематическими планами.

Контрольный этап эксперимента был нацелен на верификацию гипотезы и оценку уровня обученности СВК, его способности составить конкуренцию своим сверстникам на внутреннем

рынке труда и вырасти в профессиональном отношении.

В начале контрольного этапа были измерены знания теоретического характера (посредством формул 1 и 2). Итоги проверки степени обученности студентов в рамках контрольного этапа приведены в таблице 2.

Таблица 2. - Теоретическая обученность студентов колледжа в рамках контрольного этапа

Результаты профессиональной подготовки

ч Л н о о По учебным дисциплинам (К^ т ~)

и « и е Обобщенный

Группы и ю <и ¡г у СЗ « я <и п О бух.учет (психология)* АФХД ^ (управление) менеджмент (маркетинг) аудит (технология)* Налоги (досуг)* ( Еш .иаа )

^

ю о 00 0 4,23 4,12 4,31 4,19 4,19 4,21

о <м

<и 2015 - 10 ^ о 3,98 3,95 4,43 4,24 4,21 4,16

е 03 0

Ё <и ^

« а г- о 00 0 4,23 4,2 4,38 4,18 4,17 4,23

а (Ъ <м 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016 - 100401 4,05 3,89 4,41 4,28 4,31 4,19

Итого 4,12 4,04 4,38 4,22 4,22 4,2

о 00 0 4,11 3,99 4,21 4,12 4,15 4,12

10 2

2015 - 10 ^ о 3,96 3,88 4,27 4,15 4,14 4,08

Л 0

е

4

& о - 2017 о 00 0 4,19 3,98 4,3 3,98 3,96 4,08

2016 - 100401 3,88 3,91 4,27 4,13 4,26 4,09

Итого 4,04 3,94 4,26 4,1 4,13 4,09

На основе сопоставления результатов, представленных в таблицах 1 и 2, можно прийти к выводу о некотором повышении уровня знаний в группах обоих типов, см. рис. 1. Так, в контрольных группах Еы т~ увеличился на

2,5% и достиг 4,09 балла, а в экспериментальных - на 5,0% с итоговым показателем 4,2.

Принимая во внимание, что оценка теоретических знаний не является единственным

критерием уровня обученности и конкурентоспособности СВК, при определении успешности учебных методов имитационного характера не следует ограничиваться типовыми индикаторами - например, индивидуальной успеваемостью, определение которой выступает главной (зачастую единственной) целью применяемых контролирующих методик [8;12].

4,25 4,20 4,15 4,10 4,05 4,00 3,95 3,90

3,85

1

<¿5

(V

г<?

Г

<¿5

ГУ>

до эксперимента

после эксперимента

Рисунок 1. -Оценка теоретической обученности студентов колледжа до экспериментального исследования и после него

Таким образом, в рамках констатирующего этапа были не только оценены теоретические знания учащихся (те же, что и на предыдущем этапе), но и предложены критерии оценки уровня практической подготовки:

- количество заданий, сделанных за конкретный отрезок времени Е-- ;

- достигнутое качество Еёа+;

продемонстрированная оперативность

Е Над

Первый и третий показатели нельзя проверить посредством тестирования, письменной работы или устного опроса. По данной причине результативность

использования учебных методов

имитационного характера рекомендовано оценивать в контексте деловой игры (и в контрольных, и в экспериментальных группах). Тема игры, запланированной для учащихся определенного направления, подбиралась на базе одной из ключевых образовательных дисциплин. Для студентов, проходящих курс обучения по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», организовывалась деловая игра «Утилизация оборотных средств

предприятия». Будущие специалисты в области туризма принимали участие в деловой игре другой направленности - «Отбор квалифицированных кадров».

В ходе игрового процесса учитывались успешность выполнения заданий, затраченное время, умение учащихся использовать усвоенную теоретическую информацию при работе с заданиями практического характера. Результаты оценивались по пятибалльной шкале, за исключением критерия, отражающего число выполненных заданий, см. таблицу 3.

По итогам деловой игры в группах обоих типов вычислялся генерализованный коэффициент практической подготовки (Коб.практ.), представляющий собой среднее арифметическое значение числовых показателей, соответствующих трем равнозначимым индикаторам (количество сделанных заданий, качество, оперативность) по следующей формуле:

К1а лдаёд .

Е.... + Е... + Е-...

ё1е ёа~ на

3

(3)

При этом значение индикатора Ккол вычислялось согласно формуле:

Е - 5-Р

Е ёе — 5 ■

Ч

(4)

где д - число заданий, обязательных для выполнения в ходе деловой игры;

р - число корректно выполненных заданий; 5 - стандартизирующий коэффициент.

Индикатор Балл Примечание

Количество выполненных заданий Еёт Каждое сделанное задание приносит учащемуся один балл

Достигнутое качество Е ^ 5 Решение задачи не содержит ошибок

4 Решение содержит 1 ошибку

3 Решение содержит 2 ошибки

2 Решение содержит 3 и более ошибок

Продемонстрированная оперативность ЕШд 5 Задание выполнено в рамках установленного времени

4 Установленное время превышено на 1 - 20%

3 Установленное время превышено на 21 - 50%

2 Установленное время превышено более чем на 50%

Таблица 3. - Индикаторы практической подготовки

Итоги проведения деловой игры обобщены в таблице 4. Исследование полученных результатов, см. рис. 2 позволяет сделать вывод, что при почти идентичном уровне теоретической обученности студентов в группах обоих типов (значения среднего балла расходятся примерно на 0,1) все показатели, связанные с успешностью

Таблица 4. - Результаты игры

подготовки СВК, являются гораздо более высокими в экспериментальных группах. Например, первый индикатор Ккол в этих группах выше на 7,6%, второй индикатор Ккач - на 14,5%, третий индикатор Копер - на 7,7%, а Кобпракт. (генерализованный коэффициент практической подготовки) - на 9,7%.

Группы учебный год Специальность Индикаторы успешности подготовки СВК

Е ЕёГе Ееа+ Е1Чад Еае

Экспериментальные 2015 - 2016 080114 5 4,6 4,4 4,67

100401 4,8 4,7 4,6 4,7

2016 - 2017 080114 4,9 4,9 4,5 4,77

100401 5 4,7 4,8 4,83

Итого 4,93 4,73 4,58 4,74

Контрольные 2015 - 2016 080114 4,6 4,2 4,2 4,33

100401 4,4 4,1 4,3 4,27

2016 - 2017 080114 4,7 4,0 4,1 4,27

100401 4,6 4,2 4,4 4,4

Итого 4,58 4,13 4,25 4,32

Рисунок 2. - Результаты игры

Улучшение в экспериментальных группах значений индикатора, отражающего число выполненных заданий и достигнутое при этом качество, демонстрирует, что частое использование учебных методов

имитационного характера создает условия для более эффективного усвоения студентами профессиональных теоретических знаний и совершенствования личностных

характеристик. Более высокие значения индикатора, репрезентирующего степень оперативности, указывает на развитие таких индивидуальных свойств, как скорость когнитивных процессов, глубина и критичность мышления.

После верификации теоретических знаний по основным дисциплинам и проведения деловой игры в рамках контрольного этапа

вычислялся генерализованный показатель успешности подготовки профессионалов Кпроф по следующей формуле

К1д~ю — 1 ("Т £ Ей Ша +1 £КМ ), (5)

2 У'Ч—1 &к—1 '

В которой т - количество учащихся в группах экспериментального и контрольного типов;

g - количество команд, принимающих участие в деловой игре;

1/2 - стандартизирующий коэффициент.

Результаты анализа уровня обученности СВК обобщены в таблице 5, в которой показано, что соответствующий

генерализованный индикатор в рамках контрольного этапа на 6,2% (0,26) выше в экспериментальных группах.

Таблица 5. -Индикаторы качества обученности СВК

Группы Индикаторы качества обученности СВК

Теоретические знания профессионального характера Коб.^ Итоги деловой игры Коб.практ. Генерализованный индикатор КПроф

Экспериментальные 4,2 4,74 4,47

Контрольные 4,09 4,32 4,21

Таким образом, несмотря на несущественное повышение уровня теоретической обученности, студенты из групп экспериментального типа научились взаимодействовать с коллективом на

новом уровне и использовать приобретенные знания на практике с большей продуктивностью. Во время контрольного этапа была проведена дополнительная проверка индивидуальных свойств

всех учащихся (посредством вышеназванных тестов). В соответствии с результатами проведенного психологического тестирования, в ходе занятий, подразумевающих применение учебных методов имитационного характера, студенты экспериментальных групп превзошли своих сверстников из контрольных групп в области самоконтроля и выбора поведенческой тактики.

Проведенный эксперимент подтвердил выдвинутую нами гипотезу, согласно которой создание и интеграция имитационных методов в образовательную практику высших учебных заведений будет благоприятствовать подготовке эффективного специалиста, готового к профессиональному развитию и способного составить ощутимую конкуренцию другим СВК в условиях рыночной реальности. Для этого необходимо:

— выстроить концепцию эффективного специалиста на базе установленных черт, присущих рынку труда, и современных требований, предъявляемых к выпускникам колледжей в настоящее время;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выделить педагогические факторы, оказывающие влияние на выбор учебных методов и способствующие раскрытию потенциала учащихся (как профессионального, так и личностного);

— сформировать модель совершенствования профессионального мастерства преподавателя колледжа;

- определить специфику и обосновать целесообразность использования методов имитационного характера в рамках среднего профессионального образования.

Литература:

1. Залкина Н.П., Сергеева М.Г. Построение профессиональной карьеры в контексте компетентностного подхода: монография / Н.П. Залкина, М.Г. Сергеева. - Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2013. - 246 с.

2. Леонович И.И. Критерии качества учебно-воспитательного процесса / И.И. Леонович. - Минск: Вышэйшая школа, 1979. - 148 с.

3. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Инновационная деятельность в профессиональном образовании: монография / Т.Ю. Ломакина, М.Г. Сергеева. - Курск: изд-во РФЭИ, 2011. - 280 с.

4. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях / Т.Ю. Ломакина, М.Г. Сергеева. - М.: Academia, 2008. -288 с.

5. Прутченков А.С., Райзберг Б.А., Шемякин Б.П. Рынок? Рынок... Ура! Рынок!: сборник игр, тестовых и конкурсных заданий, задач, кроссвордов / А.С. Прутченков, Б.А. Райзберг, Б.П. Шемякин. - М.: Новая школа, 1994. - 64 с.

6. Сергеева М.Г. Имитационные методы профессионального обучения: монография / М.Г. Сергеева. - М.: ИТИП РАО, 2007. - 188 с.

7. Сиротюк А.Л., Сергеева М.Г. Инновационный подход к обучению в профессиональной школе: монография / А.Л. Сиротюк, М.Г. Сергеева. - Курск: изд-во РФЭИ, 2011. - 226 с.

8. Micheeva N.F., Popova E.A., Ignashina Z.N. Teaching Latin-American Spanish in Russia: communication difficulties approach / N.F. Micheeva, E.A. Popova, Z.N. Ignasshina /11th International Technology, Education and Development Conference. Valencia, Spain, 6th-8th March // INTED Proceedings. - 2017. - P. 35263534.

9. Mikheeva N.F. II Firsova's readings: On the international conference "Contemporary Philology and Methodology of Foreign Language Teaching: Basic Tendencies and Development Prospects". Moscow, April

26-27, 2016 / N.F. Mikheeva // Vestnik rossiiskogo universiteta druzhby narodov seriya Lingvistika - Russian Journal of Linguistics [Proceedings of Peoples' Friendship University of Russia, Section "Linguistics" - Russian Journal of Linguistics]. - 2016. - V. 20. N 2. - P. 149-151.

10. Mukhin M.I., Mishatkina M.V., Samokhin I.S., Sokolova N.L. Health-sustaining environment of an educational institution / M.I. Mukhin, M.V. Mishatkina, I.S. Samokhin, N.L. Sokolova / International conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA 2017) // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. - 2017. - V. 28. - P. 448-456 DOI: 10.15405/epsbs.2017.08.53

11. Mukhin M.I., Mishatkina M.V., Sokolova N.L. On the issue of institutional and methodological foundations of teacher's training / International conference "Education environment for the Information Age (EEIA 2017) / M.I. Mukhin, M.V. Mishatkina, N.L. Sokolova // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. - 2017. -V. 28. - P. 457-465 DOI: 10.15405/epsbs.2017.08.54

12. Neverkovich S.D., Bubnova I.S., Kosarenko N.N., Sakhieva R.G., Sizova Zh.M., Zakharova V.L., Sergeyeva M.G. Students' Internet Addiction: Study and Prevention / S.D. Neverkovich, I.S. Bubnova, N.N. Kosarenko, R.G. Sakhieva, Zh.M. Sizova, V.L. Zakharova, M.G. Sergeyeva // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2018. - N 14(4). - P. 1483-1495.

13. Sergeeva M.G., Nikitina E.E. Criteria indicators of formation of economic competence of system of the general education / M.G. Sergeeva, E.E. Nikitina // International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016) / Moscow, Russia, June 67, 2016. - URL: http://dx.doi.org/10.1051/ shsconf/20162901064

14. Sergeeva M.G., Flyagina V.Yu., Taranenko I.V., Krasnova E.V., Vilkova A.V. The interaction of labor market and educational services market considering social partnership mechanism and specificity of the regional educational policy / M.G. Sergeeva, V.Yu. Flyagina, I.V.

Taranenko, E.V. Krasnova, A.V. Vilkova // Ponte. - 2017. - V. 73. N. 12. - P. 2.

15. Sergeeva M.G., Sokolova N.L., Ippolitova N.V., Tabueva E.V., Ilyinskaya I.P., Bakhtigulova L.B. Psychological and pedagogical support for the social worker's professional development / M.G. Sergeeva, N.L. Sokolova, N.V. Ippolitova, E.V. Tabueva, I.P. Ilyinskaya, L.B. Bakhtigulova // Espacios. - 2018. - V. 39. N 2. - P. 26.

16. Sergeeva M.G., Komarovskaya E.P., Bakhtigulova L.B., Tabuyeva E.V., Kalashnikov P.F. & Galyuk A.D. «Educational company»: Peculiarities of the technology's

implementation at different educational levels when forming the economic competencies of future specialists / M.G. Sergeeva, E.P. Komarovskaya, L.B. Bakhtigulova, E.V. Tabuyeva, P.F. Kalashnikov, A.D. Galyuk // Espacios. - 2018. - V. 39. N 2. - P. 25.

17. Sergeeva M.G., Bedenko N.N., Karavanova L.Zh., Tsibizova T.Yu., Samokhin I.S., Anwar M.S.M. «Educational company» (Technology): Peculiarities of its implementation in the system of professional education / M.G. Sergeeva, N.N. Bedenko, L. Zh. Karavanova, T. Yu. Tsibizova, I.S. Samokhin, M.S.M. Anwar // Espacios. -2018. - V. 39. N 2. - P. 24.

Сведения об авторах:

Сергеева Марина Георгиевна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: sergeeva198262@mail.ru

Соколова Наталия Леонидовна (г. Москва, Россия), кандидат филологических наук, доцент, директор Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: oushkate@mail.ru

Самохин Иван Сергеевич (г. Москва, Россия), кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: alcrips85@mail.ru

Data about the authors:

M. Sergeeva (Moscow, Russia), doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, email: sergeeva198262@mail.ru

N. Sokolova (Moscow, Russia), candidate of philology sciences, associate professor, Head of Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: oushkate@mail.ru

I. Samokhin (Moscow, Russia), candidate of philology sciences, senior lecturer of Department of Theory and Practice of Foreign Languages, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, email: alcrips85@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.