Научная статья на тему 'О коллективных способах обучения студентов средних специальных учебных заведений курсу «Компьютерные сети»'

О коллективных способах обучения студентов средних специальных учебных заведений курсу «Компьютерные сети» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / ДЕЛОВАЯ ИГРА / МЕГАУРОК / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / COLLECTIVE TEACHING METHODS / TEAM WORK / BUSINESS ROLE-PLAYING GAME / MEGA-LESSON / LEARNING MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркелова Ольга Владимировна

Статья посвящена проблеме применения коллективных способов обучения в предметной подготовке студентов технического колледжа, способствующих повышению их обученности курсу «Компьютерные сети». Обосновываются возможность и основные подходы к применению коллективных методов обучения для студентов с низкими притязаниями и слабой мотивацией к индивидуальной и самостоятельной учебной деятельности. Содержатся описание анкетного анализа контингента студентов и описание подходящих методов коллективного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркелова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE COLLECTIVE METHODS OF TEACHING THE COURSE OF COMPUTER NETWORKS TO SECONDARY SPECIALIZED COLLEGE STUDENTS

The article discusses the use of collective teaching methods in the subject training of technical college students to enhance their level of training in the course of Computer Networks. The article also substantiates the possibility and key approaches to applying collective teaching methods to students with low aspirations and weak motivation for individual and independent learning activities. It also describes a questionnaire analysis of the contingent of students and suitable collective teaching methods.

Текст научной работы на тему «О коллективных способах обучения студентов средних специальных учебных заведений курсу «Компьютерные сети»»

О КОЛЛЕКТИВНЫХ СПОСОБАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КУРСУ «КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ »

ON THE COLLECTIVE METHODS OF TEACHING THE COURSE OF COMPUTER NETWORKS TO SECONDARY SPECIALIZED COLLEGE STUDENTS

О.В. Маркелова O.V. Markelova

Коллективные методы обучения, групповая работа, деловая игра, мегаурок, учебная мотивация. Статья посвящена проблеме применения коллективных способов обучения в предметной подготовке студентов технического колледжа, способствующих повышению их обученности курсу «Компьютерные сети». Обосновываются возможность и основные подходы к применению коллективных методов обучения для студентов с низкими притязаниями и слабой мотивацией к индивидуальной и самостоятельной учебной деятельности. Содержатся описание анкетного анализа контингента студентов и описание подходящих методов коллективного обучения.

Collective teaching methods, team work, business role-playing game, mega-lesson, learning motivation.

The article discusses the use of collective teaching methods in the subject training of technical college students to enhance their level of training in the course of Computer Networks. The article also substantiates the possibility and key approaches to applying collective teaching methods to students with low aspirations and weak motivation for individual and independent learning activities. It also describes a questionnaire analysis of the contingent of students and suitable collective teaching methods.

На современном этапе развития телекоммуникаций возрастают требования к уровню профессиональной подготовки студентов ссузов технического профиля, специализирующихся в области подготовки техников по обслуживанию компьютерных сетей. Для успешного решения задач, стоящих при профессиональной подготовке специалистов в этой области, необходимо непрерывное совершенствование учебного процесса в колледже, в том числе решение психолого-педагогических проблем, связанных с учебной мотивацией.

В последние годы усилилось понимание роли положительной мотивации к учению (H.H. Доронина, В.Н. Ткачев). В результате исследований, проведенных со студентами ссузов, было выявлено, что положительная учебная мотивация может компенсировать недостаточно высокие способности к обучению (В.А. Гордашников, А.Я. Осин).

В монографии В.А. Гордашников, А.Я. Осин представили отличие мотиваций у сильных и слабых студентов. Авторы выявили закономерность: «сильные» студенты отличаются качеством и типом мотивации. В основном для них характерна внутренняя мотивация, т.е. профессиональный рост, получение прочных профессиональных компетенций. «Слабые» студенты имеют внешнюю мотивацию, выраженную в избегании осуждений и наказаний за плохую учебу.

Общеизвестно, что одной из базовых компонент учебной мотивации является аффилиа-ция. «Аффилиативные тенденции личности понимаются как потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных, дружеских отношений с окружающими людьми, которые проявляются в стремлении быть вместе с окружающими людьми, взаимодействовать, оказывать посильную помощь и

<

¡2 УЗ

I ч

с

m

с

В

х

щ

ш m н

о

Рн < ^

CJ ^

О о u h

с Р

£ ы

H

S о

Рч

и

0

1

X

i «

«

и и

V

s

ь

U

Pi

и И

«

S X

H

и

ш

PQ

поддержку и принимать ее от других» [Доронина, Ткачев, 2014, с. 221]. В настоящее время в психологии вырос интерес к разным сторонам психологии общения. Само общение понимается как триединство его сторон: восприятие, межличностное взаимодействие и обмен информацией.

Как следует из трудов В.К. Дьяченко, дидактическую основу коллективных методов обучения составляет межличностное взаимодействие через сотрудничество. Следовательно, в основе коллективных способов обучения лежит аффи-лиация. Посредством сочетания различных организационных форм КСО обеспечивается успешность учения каждого студента, вне зависимости от наличного уровня знаний и способностей.

Таким образом, можно сказать, что коллективные способы обучения выступают в роли инструмента для формирования положительной мотивации к учебе у «слабых» студентов.

Научная проблема заключается в возможности использования коллективных способов обучения студентов ссузов в их предметной подготовке для повышения уровня обученное™.

Курс «Компьютерные сети» входит в состав профессионального модуля в части освоения основного вида профессиональной деятельности: участие в проектировании сетевой инфраструктуры и соответствующих профессиональных компетенций. Содержание курса практически не базируется на изучении других учебных дисциплин и поэтому проводится на ранних стадиях обучения по специальности (студенты 2-го года обучения).

Целью нашего исследования было обосновать возможность и основные подходы к применению КСО в предметной подготовке студентов технического колледжа, способствующих повышению их обученности курсу «Компьютерные сети». В качестве гипотезы было принято предположение, что студенты групп с низким уровнем обученности более готовы к работе в коллективе и испытывают более сильные аффилиа-тивные тенденции.

Методологическую основу исследования составили системный подход (Б.Г. Ананьев, И.В. Блауберг, Б.Ф.Ломов, К.К. Платонов, РА.И. Раки-тов, И.Г. Юдин), а также методика С.П. Ворони-

ной «Оценка психологического климата в группе способности к коллективной деятельности», представляющая собой тест из 26 предложений-утверждений, на каждое из которых необходимо было дать ответ по шкале от 0 до 3 (3 - свойство проявляется в коллективе всегда; 2 - свойство проявляется в большинстве случаев; 1 -свойство проявляется нередко; 0 - проявляется в одинаковой степени и то и другое свойство), соответствующий степени утверждения.

На первом этапе обработки результатов теста необходимо сложить все абсолютные величины сначала положительных, потом отрицательных оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычитают меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива. Далее все цифры, полученные после обработки ответов каждого участника, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с ключом методики.

В тестировании приняли участие 37 человек из групп студентов специальности «Компьютерные сети» (II курс) и 23 человека из группы студентов специальности «Компьютерные сети» (III курс) Красноярского колледжа радиоэлектроники и информационных технологий. Ниже представлена сводная таблица обработки результатов теста.

Оценка психологического климата в группе способности к коллективной деятельности

Группы

9КС21 9КС22 9КС31

Количество студентов 16 21 23

Средний балл успеваемости по предмету в группе 3,3 3,7 3,4

Степень благоприятности климата для работы в коллективе 12 0,14 8,4

Анализ результатов обработки теста показал, что студенты групп 9КС21 и ЭКС 31, имеющие низкий средний балл успеваемости по предмету, обладают средней степенью благоприятного климата для работы в коллективе, а студенты группы

ЭКС 22 (средний балл успеваемости по предмету выше и равен 3,7) - низкую степень благоприятности коллективной деятельности, что подтверждает гипотезу, высказанную ранее.

В дальнейшем планируется использование группы 9КС22 как контрольной при проведении педагогического эксперимента.

Таким образом, для большинства студентов ссузов при изучении трудных для них дисциплин следует применять коллективные методы обучения.

Сделаем обзор коллективных методов обучения и обоснуем применение тех, которые наиболее эффективны для изучения курса «Компьютерные сети».

Организационная структура коллективных способов обучения носит комбинированный характер, то есть содержит в себе различные формы работы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную.

Коллективная форма обучения представляет собой такую организационную форму обучения студентов, при которой все участники учебного процесса работают в сотрудничестве друг с другом через парную работу и состав пар периодически меняется. В течение учебного занятия каждый студент работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Основными условиями коллективности являются осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей в группе, взаимозависимость и взаимоконтроль. КСО идеально подходят для работы в группе студентов с низким уровнем обученности так как позволяют не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого.

М.А. Мкртчян, один из основоположников КСО, предложил методику «Обмен заданиями». Данную методику целесообразно использовать в курсе «Компьютерные сети» при прохождении темы «1Р-адресация». Тема включает в себя блок из четырех практических работ. Применение методики Мкртчяна позволяет существенно сократить время практических работ (на одном занятии решаются задачи 2-х типов).

Запуск работы начинаем с деления студентов на четное количество мини-групп. Оптимальный состав группы - 4-5 человек. Внутри мини-группы каждый студент получает свою задачу определенного типа. Причем вся мини-группа работает с задачами одного типа, На первом этапе работа проходит внутри мини-группы, каждый решает свою задачу. При необходимости можно обратиться к уточняющему материалу на карточке либо проконсультироваться у педагога. По окончании работы на первом этапе каждый ученик решает количество задач по числу студентов своей мини-группы, создавая тем самым банк однотипных заданий.

На втором этапе студенты создают группу путем слияния двух мини-групп, причем внутри группы студенты работают по парам. Результат работы: банк заданий из двух типов у каждого студента.

На третьем этапе производится слияние двух групп с отличными банками заданий. В результате работы на третьем этапе у каждого студента формируется банк решенных задач каждого типа.

Одним из преимуществ использования методики М.А. Мкртчяна в условиях колледжа является высвобождение преподавателя от значительной доли фронтальной работы с группой и, соответственно, увеличение времени для индивидуальной помощи студентам, что особенно ценно в группах с низким показателем обученности.

Условиями для формирования основ профессиональной успешности личности (будущего специалиста по компьютерным сетям) в современном ссузе являются: вовлеченность в реализацию коллективных идей с помощью коллективного разума; непрерывность приобретения профессиональных компетенций за счет интеграции учебного процесса с реальным производством.

Однако реализовать интеграцию учебного процесса с производством в традиционных регламентах классно-урочной системы сложно. В этих условиях актуальными становятся модели интеграции ссуза, вуза и реального производ-

<

аз

Щ

УЗ

I

С

03

С

в

к

Щ

и т н

о

Рн

о ^ О о и к с О

£

ы н К о

Рч

и

0

1

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§

и

и

И V

К

ь

и

И

и

н

и

ш

ства, находящие отражение в дуальном образовании (колледж - производство - вуз).

«Наличие многообразия педагогических концепций и сложность современного образования в условиях глобальной коммуникации определяют важность поиска образовательных технологий, обеспечивающих эффект коллективного обучения в корпоративных образовательных структурах» [Пак и др., 2015, с. 21].

В работах Н.И. Пак обосновывает «синер-гетическую самоорганизацию и саморазвитие учебных коллективов в их профессиональной предметной подготовке через применение коллективной технологии, мегаурочной сетевой деятельности с привлечением преподавателей вузов» [Пак и др., 2015, с. 22] и специалистов-производственников.

Сущность технологии мегаурочной сетевой деятельности заключается в организации и проведении урока (мегаурока) одновременно для нескольких ссузов, обучающих студентов по одной специальности, при участии преподавателей из профильного ссуза и с привлечением специалистов предприятий в режиме видеоконфе-ренцсвязи и облачных сервисов. Студенты и преподаватели осуществляют организацию и проведение мегауроков в рамках учебного расписания своих колледжей.

Автор предполагает, что применение технологии мегаурочной деятельности для подготовки студентов по специальности «Компьютерные сети» в техническом колледже позволит существенным образом повлиять на качество подготовки будущих техников по компьютерным сетям.

В последние годы широкое распространение получила еще одна методика КСО - «Деловая игра».

В деловой игре участники обучаются в процессе совместной учебной деятельности, моделирующей профессиональную деятельность. Каждый участник решает отдельную задачу в соответствии со своей ролью. Ценность общения в деловой игре состоит в том, что оно имитирует общение людей в реальной изучаемой профессиональной деятельности, прививает навык сотрудничества.

В курсе «Компьютерные сети» использование данной методики возможно при изучении предпоследней темы «Проектирование архитектуры локальной сети», включающей в себя 15 практических работ (30 учебных часов) и направленной на овладение основными профессиональными компетенциями по специальности «Техник компьютерных сетей».

Для успешного овладения студентами профессиональными компетенциями было принято решение организовать практические работы в виде деловой игры, включающей в себя технические задания по каждой работе. Разработкой технического задания для студентов М курса специальности «Компьютерные сети» занимались, помимо преподавателя, студенты IV курса данной специальности.

Сценарий игры включал в себя 5 этапов:

1) вводный (формирование рабочих групп из студентов II курса, разбор ролей внутри рабочих групп, знакомство с правилами игры и регламентом, целевые установки);

2) знакомство с заказчиком (получение технического задания, уточнение у заказчика требований к проектируемой сети, распределение заданий внутри рабочей группы);

3) проектирование сети (выполнение расчетов, оформление проектной документации, консультации с заказчиком по ходу проекта, внесение коррективов в проект, подбор сетевого и вспомогательного оборудования, экономический расчет стоимости оборудования, программного обеспечения и монтажа сети и т.д):

4) защита проекта (представление работы группы перед приемной комиссией, обоснование технических и экономических расчетов, демонстрация проекта сети в программе Cisco Packet Tracer 5.3.3).

Можно предположить, что использование методики деловых игр в техническом колледже позволяет задать предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в процессе изучения курса.

Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профес-

сиональной деятельности специалиста [Вербиц- 3. кий, 1991, с. 143], следовательно, усиливает мотивацию к изучению дисциплины и приобретению новых профессиональных компетентно-стей. Кроме того, деловые игры способны фор- 4. мировать ситуативную готовность к деятельности - «это каждый раз создаваемое функцио- 5. нальное острие долговременной готовности, повышающее ее действительность» [Логинова и др., 2015, с. 163],

Сделаем выводы.

1. Анализ теории и практики КСО выявил 6. возможность использовать следующие способы КСО на занятиях по курсу «Компьютерные сети»: групповая работа, работа в парах сменного состава, «Обмен заданиями», методика «Деловых игр», технологии мегаурочной деятельности.

2. Полученные результаты показали воз- 7. можность и потенциальную эффективность использования коллективных способов обучения

в группах с более низким средним баллом по предмету вследствие более сильно выраженных аффилиативных тенденций.

Список сокращений s.

1. КСО - коллективные способы обучения.

Библиографический список

1. Акимова H.H. Мотивационно-смысловые образования личности студента вуза // Сибирский психологический журнал. 2010. 9. № 35. С. 14-17.

2. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.

Гордашников В.А., Осин А.Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа: монография. М.: Академия естествознания, 2009. 396 с.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение. 1991. Доронина H.H., Ткачев В.Н. Сравнительный анализ учебной мотивации студентов вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. Вып. 20 (191), т. 23. С. 217-224. Жук А.И., Кашель H.H. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения. Минск: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994. 96 с.

Логинова И.О. и др. Психолого-образователь-ное сопровождение как условие формирования у студентов ситуативной готовности к осуществлению выбора / И.О. Логинова, В.Б. Чупина, Е.И. Стоянова, Ю.В. Живаева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1(31). С. 162-165.

Мкртчян М.А., Дьяченко В.К. Вклад в создание современной дидактики // Современная дидактика и качество образования: материалы научно-методической конференции, Красноярск, 15-16 января 2009 г.: в 2 ч. Красноярск, 2009. Ч. 1. С. 72-77. Пак Н.И., Дорошенко Е.Г., Хегай Л.Б. О необходимости и возможности организации личностно-центрированного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. 2015. №7. С. 16-23.

<

аз

Щ

УЗ

I ч

С

03

С

b

к

щ

ш

03

н

о

Рн

<

CJ ^

о о с Р

£

ы н К о

Рч

и

0

1

к

i и

«

и и

V S

ь

U

Pi

и И

S

т

н

и

w

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.