Научная статья на тему 'Методические особенности построения электронного учебно-методического комплекса'

Методические особенности построения электронного учебно-методического комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИ-ЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / МНОГОУРОВНЕВЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ / ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельев М. А., Косинов Е. С.

На основе электронного учебника создается электронный учебно-методический комплекс по дисциплине для обеспечения полноценной самостоятельной учебной работы обучаемых с самостоятельным выбором уровня (глубины) обучения и возможностью самооценивания достигнутых уровней обученности (компетенций). Основные образовательные программы по направлениям подготовки предусматривают оказание помощи обучаемым по их идентификации в выбранной специальности. В статье указывается структура учебно-методических комплексов и содержание методических указаний по самостоятельной работе. Описан процесс взаимодействия преподавателя и студента при обучении электронным учебно-методическим комплексом. На основе электронного учебника создается многоуровневый электронный учебно-методический комплекс по дисциплине для обеспечения полноценной самостоятельной учебной работы обучаемых с самостоятельным выбором уровня (глубины) обучения и возможностью самооценивания достигнутых уровней обученности (компетенций). В статье делается вывод, что разработка и внедрение в учебный процесс электронных учебно-методических комплексов по дисциплине на основе многоуровневых тематических планов позволит реализовать вариативность образовательного процесса при обучении по блоку профессиональных дисциплин, позволит обеспечить полноценную самостоятельную учебную работу обучаемых, будет способствовать лучшей самоидентификации самих обучаемых в приобретаемой специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические особенности построения электронного учебно-методического комплекса»

УДК 378.146

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

М.А. Савельев, Е.С. Косинов

На основе электронного учебника создается электронный учебно-методический комплекс по дисциплине для обеспечения полноценной самостоятельной учебной работы обучаемых с самостоятельным выбором уровня (глубины) обучения и возможностью самооценивания достигнутых уровней обученности (компетенций). Основные образовательные программы по направлениям подготовки предусматривают оказание помощи обучаемым по их идентификации в выбранной специальности. В статье указывается структура учебно-методических комплексов и содержание методических указаний по самостоятельной работе. Описан процесс взаимодействия преподавателя и студента при обучении электронным учебно-методическим комплексом. На основе электронного учебника создается многоуровневый электронный учебно-методический комплекс по дисциплине для обеспечения полноценной самостоятельной учебной работы обучаемых с самостоятельным выбором уровня (глубины) обучения и возможностью самооценивания достигнутых уровней обученности (компетенций). В статье делается вывод, что разработка и внедрение в учебный процесс электронных учебно-методических комплексов по дисциплине на основе многоуровневых тематических планов позволит реализовать вариативность образовательного процесса при обучении по блоку профессиональных дисциплин, позволит обеспечить полноценную самостоятельную учебную работу обучаемых, будет способствовать лучшей самоидентификации самих обучаемых в приобретаемой специальности.

Ключевые слова: индивидуальные образовательные траектории, электронный учебно-методический комплекс, многоуровневые тематические планы, тестирование.

В настоящее время во всех высших государственных образовательных заведениях осуществляется внедрение учебных планов и программ, разработанных на основе проектов Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и основных образовательных программ по направлениям подготовки (ООП). Отличительной особенностью ФГОС ВПО нового поколения является ком-петентностный характер. Компетентности рассматриваются как структурирующий принцип современного высшего образования, подчеркивается акцент на способности к действию и учет контекстов, сочетание знаний и умений с психосоциальными предпосылками.

В методических рекомендациях по разработке проектов ФГОС ВПО отмечается, что содержащиеся в них требования к ООП должны предусматривать оказание помощи обучаемым по их идентификации в выбранной специальности. К числу сложных задач, которые приходится решать разработчикам учебных программ, принадлежит проектирование образовательных целей. Можно привести примеры образовательных целей (целей воспитания и целей обучения): развивать способность работать как самостоятельно, так и в составе команды; совершенствовать навыки построения карьеры и самопрезента-

ции; обеспечить получения обучаемыми развитого опыта в части информационных технологий; предоставить курсантам и слушателям, начиная с 3 курса, построение индивидуальной образовательной траектории и т.д. То есть должен быть осуществлен переход к студентоцентрированной направленности образовательного процесса.

Приведенные примеры образовательных целей определяют необходимость большей индивидуализации обучения, как процесса взаимодействия преподавателя и обучаемого по оказанию помощи в самоидентификации и самоопределении в становлении обучаемого как специалиста в выбранной области профессиональной деятельности. Для реализации данного подхода к обучению большое значение приобретают различного рода программно-методические комплексы, электронные учебники и учебные пособия.

Общепринятого определения понятия «электронный учебник» пока не существует, несмотря на наличие стандартов на электронные учебники, однако признается, что электронный учебник - это программнометодический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его раздел. Электронный учебник или курс обычно содержит три составляющих: пре-

зентационная часть, в которой излагается основная информационная часть курса, упражнения, с помощью которых закрепляются полученные знания, и тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний студента. Электронный учебник должен соединять в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума, системы тестирования (контроля и самоконтроля приобретаемых знаний). Постоянное расширение структуры и содержания разрабатываемых электронных учебников приближают их к учебно-методиче-ским комплексам по учебным дисциплинам. И их можно смело наименовать - электронные учебнометодические комплексы по дисциплине.

Для реализации с их помощью выделенных выше учебных целей по студентоцентрированной направленности образовательного процесса необходимо при разработке электронных учебно-методических комплексов учитывать ряд методических особенностей. Для предоставления возможности обучаемому самостоятельной работы с данными программными комплексами важна как его структура, так и методическая проработка структурных составляющих во взаимосвязи между ними.

К настоящему времени сформировались определенные требования к электронным учебно-методическим комплексам и их содержанию, оформлению, программно-технические требования к самому комплексу и к его компонентам.

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине должен иметь структуру:

- аннотация к комплексу, в которой даны краткие сведения по дисциплине и самому комплексу, его возможности и особенности работы с ним;

- выписка из Государственного образовательного стандарта и перечень реализуемых в рамках учебной работы по дисциплине квалификационных требований к обучаемым;

- учебная программа, которая формируется на основе Государственного образовательного стандарта специальности, на основе типовой программы по данной дисциплине;

- многоуровневые тематические планы по дисциплине [1], обеспечивающие различ-

ную степень проработки обучаемым учебного материала;

- методические указания по самостоятельной работе по темам (модулям) дисциплины, которые в общем случае должны включать в себя следующее: тематику, цели и задачи занятий теоретического и практического плана дисциплины, лабораторного практикума; указания для обучаемых по рациональной технологии усвоения учебного материала на заданном уровне; по рациональному чередованию и использованию всего комплекса учебно-методических материалов, основной и дополнительной литературы; тематику и перечень контрольных и курсовых работ, заданий и задач, перечень вопросов для итогового контроля (зачета или экзамена), учебнометодическое обеспечение дисциплины;

- изложение теоретического и практического учебного материала дисциплины, отобранного в соответствии с выбираемым уровнем тематического плана дисциплины и структурированного на модули (темы, блоки, учебные единицы);

- практикум, предназначенный для выработки умений и навыков применения теоретических знаний, полученных при изучении учебного материала, с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок;

- тесты, реализующие функции контрольного блока для проверки хода и результатов теоретического и практического усвоения курсантами учебного материала;

- справочник, содержащий справочные данные, таблицы, определения по дисциплине и специальности;

- электронная библиотека курса, которая может быть дополнена аудио/видео материалами, образовательными Интернет-ресурсами.

Среди особенностей предлагаемой структуры электронного учебно-методического комплекса следует выделить многоуровневые тематические планы и систему тестирования (самооценивания) обучаемым.

Разработка многоуровневых тематических планов учебных дисциплин предлагается для реализации индивидуальности обучения (вариативности в «глубину») в составе учебной группы. Минимальное количество уровней должно быть не менее трех, что соответствует принятой системе оценивания на

«удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». Низший уровень обучения должен соответствовать стандартному тематическому плану по учебной дисциплине. Максимальное количество уровней тематических планов может варьироваться преподавателями в зависимости от требуемой глубины теоретической проработки учебных тем, количества практических и групповых занятий по темам. Данные тематические планы должны отличаться от утвержденных по дисциплинам расширенным перечнем учебных вопросов по учебным темам, что должно способствовать более глубокому усвоению изучаемых тем. Тематические планы должны содержать больший перечень дополнительной литературы, включая ссылки на статьи в специализированных журналах, на материалы Интернет-ресурсов. Расширение перечня дополнительной литературы может осуществляться за счет личной библиотеки преподавателя.

Выбор уровня обучения должен определять самостоятельно каждый обучаемый, что очень важно. Это в первую очередь способствует самостоятельному формированию образовательной траектории обучаемым. А процесс взаимодействия преподавателя и обучаемого должен происходить как оказание помощи в самоидентификации и самоопределении в становлении обучаемого как специалиста в выбранной области профессиональной деятельности. При этом от преподавателя потребуется четкое уяснение, что он должен быть «режиссером» учебной работы обучаемого, направляющим его самостоятельную работу. Преподаватель должен предоставить обучаемому возможность действовать самостоятельно, согласно своим способностям, с учетом индивидуальных психофизических особенностей [2].

Обучаемый самостоятельно выбирает учебную работу разного уровня сложности и содержания, выбирая и оценку, которую он получит при полном выполнении работы (достижении компетенций). Например, первый уровень учебной работы по теме оценивается четырьмя баллами по пятибалльной системе. Второй уровень - комплект задач повышенной трудности: оценивается пятью баллами. Третий уровень - комплект учебных задач (практик) повышенной трудности, решение которых требует знаний, выходящих за рамки перечня

учебных вопросов по стандартному тематическому плану дисциплины: оценивается пятью баллами дважды. При успешном усвоении выбранного уровня обученности по теме (дисциплине в целом) обучаемый может самостоятельно перейти к обучению по тематическому плану более высокого уровня.

При данном подходе к построению электронных учебно-методических комплексов важна методически выверенная система тестирования (самотестирования), включаемая в структуру учебного материала на выходе каждого учебного модуля и дисциплины в целом. Сама по себе задача электронного тестирования для специальных технических дисциплин еще полноценно не решена. Об этом свидетельствуют недавние процедуры проведения лицензирования ряда технических вузов. Система тестирования должна не просто оценивать обучаемого, но осуществлять для него «подсказки» по учебному материалу, который необходимо еще подучить. Для преподавателя также важно знать, как обучаемый работал с программой тестирования: была ли программа пройдена с первого раза, сколько раз обучаемый обращался к «шпаргалке», какое время было затрачено на прохождение теста и т.д. Разработка программ тестирования - самостоятельная интересная для педагога задача, требующая значительных временных затрат на ее решение и предполагающая широкий обмен мнениями по методике их построения.

Таким образом, разработка и внедрение в учебный процесс электронных учебнометодических комплексов по дисциплине на основе многоуровневых тематических планов позволит реализовать вариативность образовательного процесса при обучении по блоку профессиональных дисциплин, обеспечить полноценную самостоятельную учебную работу обучаемых, будет способствовать лучшей самоидентификации самих обучаемых в приобретаемой специальности.

Литература

1. Савельев М.А., Савельева К.М. Многоуровневые тематические планы // Актуальные вопросы науки и техники в сфере развития авиации: сб. мат-лов III Междунар. науч.-техн. конф. Мн.: УО «ВА РБ», 2013. С. 353-355.

2. Вершинин Б.И. Мозг и обучение. Томск: ТПУ, 1996.

References

1. Savel'ev M.A., Savel'eva K.M. Mnogourovnevye tematicheskie plany // Aktual'nye voprosy nauki i tekhniki v sfere razvitiya aviatsii: sb. mat-lov III Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. Mn.: UO «VA RB», 2013. S. 353-355.

2. Vershinin B.I. Mozg i obuchenie. Tomsk: TPU, 199б.

METHOD SPECIFIC CONSTRUCTION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX

M.A. Savelyev, E.S. Kosinov

On the basis of the electronic textbook, an electronic training complex on the subject to provide a complete in-

dependent study students to self-select level (depth) of learning and self-evaluation of the possibility of achieved levels of learning (competencies). The main educational programs in areas of training include assistance for students with their identification in the chosen specialty. The article points out the structure of teaching methods and content of the guidelines for independent work. Paper shows the interaction of the teacher and the student in teaching electronic educational-methodical complex. The article concludes that the development and implementation of the educational process of electronic teaching materials on the subject on the basis of multi-level thematic plans to realize the variability of the educational process in teaching vocational subjects on the block, will provide a full independent study students will contribute to a better selfidentification of the learners themselves in the acquired specialty.

Key words: individual educational trajectories, electronic training complex, multi-level thematic plans, testing.

УДК 004.738.5; 37.036.5

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ САЙТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ САЙТА «ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕКТОР»)

М.Ю. Сидляр, Д.Н. Лоскутова, В.В. Воропаев

В статье сообщается, что современная концепция образования сосредоточена на воспитании высоконравственной личности с активной жизненной позицией и культурой общения. Необходимо искать новые формы и методы воспитательной работы, которые позволят молодежи формировать эстетическое мироощущение, интерес к культуре и активную жизненную позицию, умение эффективно работать в команде, использовать технические новинки. В Многопрофильном колледже им. И.Т. Карасева был выбран сайт студии фотографии и журналистики «Информационный вектор» в качестве формы взаимодействия с молодежью. Создание сайта осуществлялось на платформе компании «Google - сайт». Над страницами сайта принимали работу студенты колледжа, описано их участие в создании сайта. Перечислены основные принципы сайта «Информационный вектор»: принцип здоровьесбережения, принцип оптимальности структуры, принцип логичности представленного материала, принцип персонификации. В статье описаны основные разделы web-ресурса. В статье описаны подходы, обуславливающие создание сайтов воспитательной направленности для творческой молодежи колледжа.

Ключевые слова: сайт, творческий потенциал, студенты, воспитательная работа, колледж.

Целью данной работы является апробация психолого-педагогических принципов создания сайтов воспитательной направленности на примере опыта Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева».

Современная концепция образования сосредоточена не только на необходимости формирования компетенций, высокого уровня знаний и умений, но и на воспитании высоконравственной личности с активной жизненной позицией, гражданским самосознанием и культурой общения.

Человек сегодня способен преобразовать действительность. У него в руках множество механизмов, инструментов и приспособлений, могущих изменить мир. Но человек зачастую использует это в негативном русле или не использует вообще. И здесь возникает вопрос, который связан с нивелированием духовных ценностей, появлением агрессивности, невежества, лени, отсутствием национальных, общечеловеческих ценностей, национального самосознания - с тем, что сейчас принято называть «феноменом бездуховности». В связи с этим возникает необходимость поиска таких форм и методов воспитательной работы, которые позволят молодежи

1Q8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.