Научная статья на тему 'Имитационные методы обучения при подготовке конкурентоспособного специалиста'

Имитационные методы обучения при подготовке конкурентоспособного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / COMPETITIVE MIDDLE LEVEL SPECIALIST / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / МЕТОДИКА / METHOD / "УЧЕБНАЯ ФИРМА" / "TRAINING FIRM"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

В статье представлена технология определения эффективности использования имитационных методов обучения в подготовке специалиста среднего звена с расчетом обобщенного показателя качества его подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical Application of simulation teaching methods in preparing competitive specialist

The article presents the technology used to determine the effectiveness of the use of simulation methods in specialist training to mid-level calculation of the generalized indicator of the quality of its preparation.

Текст научной работы на тему «Имитационные методы обучения при подготовке конкурентоспособного специалиста»

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИМИТАЦИОННЫЙ МЕТОД

Имитационные методы обучения при подготовке

конкурентоспособного специалиста

Преподавателю профессиональной школы необходимо рационально использовать такие методы обучения, которые бы обеспечили подготовку квалифицированных конкурентоспособных кадров. Этому способствуют активные методы обучения.

СЕРГЕЕВА

Марина Георгиевна,

заведующая кафедрой методики преподавания иностранных языков Московского института лингвистики, доктор педагогических наук, доцент, Москва

Аннотация

В статье представлена технология определения эффективности использования имитационных методов обучения в подготовке специалиста среднего звена срасчетом обобщенного показателя качества его подготовки.

Ключевые слова:

конкурентоспособный специалист среднего звена, эксперимент, методика, «Учебная фирма».

Активные методы обучения [4] делят на неимитационные (проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа и др.) и имитационные: неигровые (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, упражнения — действия по инструкции и др.) и игровые (имитация деятельности на тренажере, разыгрывание ролей, деловая игра, модерация и др.).

Обобщенная модель

Для удовлетворения требований рыночной экономики образовательному учреждению необходимо ориентироваться на обобщенную модель конкурентоспособного специалиста среднего звена [1]. Такая модель учитывает внешние (уровни конкурентоспособности страны, отрасли, региона и др.) и внутренние факторы (рациональность организационной и управленческой структур техникумов и колледжей, мастерство педагогического персонала, материально-техническая база и др.), а также содержит технические, экономические, социально-организационные, личностные, содержательные характеристики специалиста.

Технология разработки модели [7] включает формирование составляющих профессиональной деятельности (анализ профессиональной деятельности, выявление основных трудовых функций и профессиональных умений) и подготовки специалиста (создание комплекса задач и заданий для овладения необходимыми умениями, внесение корректив в учебные программы, совершенствование форм и методов обучения и т.д.).

Проведение эксперимента

Процесс формирования конкурентоспособного специалиста среднего звена и его практическая реализация были проверены в ходе экспериментального обучения студентов Тверского колледжа им. А. Н. Коняева.

На протяжении двух лет в эксперименте были задействованы студенты колледжа — 12 групп (343 чел.), обучающихся по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет (по

отраслям)» и «Туризм». Из них в эксперименте принимали участие:

- по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» — 64 студента в 2012/2013 учебном году и 59 студентов в 2013/2014 учебном году;

- по специальности 100401 «Туризм» — 29 студентов в 2012/2013 учебном году и 27 студентов в 2013/2014 учебном году.

Итого: 179 студентов.

В контрольных группах обучались:

- по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» — 64 студента в 2012/2013 учебном году и 53 студента в 2013/2014 учебном году;

- по специальности 100401 «Туризм» — 28 студентов в 2012/2013 учебном году и 20 студентов в 2013/2014 учебном году.

Итого: 165 студентов.

Эксперимент проводился в несколько этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.

Во время эксперимента оценивались теоретическая профессиональная подготовка студентов по профилирующим учебным дисциплинам и личностные качества при помощи психологических тестов.

Оценка теоретической профессиональной подготовки студентов проводилась путем тестирования с использованием ПЭВМ по профилирующим учебным дисциплинам по двум специальностям. С этой целью был разработан компьютерный тест, включающий 400 вопросов по профилирующим учебным дисциплинам.

Для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в тест были включены вопросы по учебным предметам: бухгалтерский учет, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (АФХД), менеджмент, аудит, налоги и налогообложение.

Для специальности 100401 «Туризм» тестировались психология делового общения, управление деятельностью функционального подразделения, маркетинговые технологии в туризме, технология и организация туроператорской деятельности, организация досуга туристов.

В основу оценки теоретической профессиональной подготовки студентов была положена методика, предложенная А. А. Леоновичем [2].

ИМИТАЦИОННЫЙ МЕТОД

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностные и деловые качества, необходимые современному человеку в условиях рыночных отношений, были оценены по ряду психологических тестов, предложенных А. С. Прутченковым [5, с. 26-29]:

- умение контролировать себя;

- особенности поведения в конфликтной ситуации;

- коммуникативно-организаторские способности.

Тест «Умение контролировать себя» позволил оценить личностные качества студентов: эмпатия, аутентичность, стрессоустойчивость. С помощью тестов «Особенности поведения в конфликтной ситуации» и «Коммуникативно-организаторские способности» оценивались такие личностные качества, как коммуникабельность, ответственность, способность руководить и подчиняться, способность идти на риск.

Во время формирующего этапа в экспериментальных группах был введен новый имитационный метод обучения в виде практикума «Учебная фирма». Задачами формирующего этапа были выбор имитационных методов обучения и педагогических условий их применения в процессе подготовки специалиста среднего звена, а также определены содержание и технология использования нового метода «Учебная фирма» [3].

Обобщенный показатель качества подготовки специалиста

Учитывая, что оценка профессиональных знаний не дает окончательного ответа на вопрос о подготовке специалиста среднего звена, конкурентоспособного на рынке труда, при оценке эффективности имитационных методов обучения необходимо выходить за пределы традиционных способов, например, просто показателя успеваемости. Существующие способы контроля нацелены на определение исключительно индивидуальной успеваемости.

После проверки теоретических знаний по профилирующим предметам и выполнения деловой игры в ходе контрольного этапа рассчитывался обобщенный показатель качества подготовки специалистов среднего звена К ,

' Г проф

по формуле:

Таблица 1

Показатели качества подготовки специалистов среднего звена

к

II риф '

1 ni i г

m¡-| Sk-1

где т — число студентов в экспериментальных (контрольных) группах;

§ — число команд, участвующих в деловой игре;

1/2- нормирующий коэффициент. Результаты расчетов показателей качества подготовки специалистов среднего звена показали, что обобщенный показатель качества подготовки специалистов во время контрольного этапа в экспериментальных группах выше на 0,26 балла, или на 6,2% (см. табл. 1).

Группы Показатели качества подготовки специалистов среднего звена

Теоретические профессиональные знания К.1„дг Результаты деловой игры К □б.практ Обобщенный показатель К проф

Экспериментальные 4,2 4,74 4,47

Контрольные 4,09 4,32 4,21

Это говорит о том, что, несмотря на незначительное увеличение теоретических знаний, студенты экспериментальных групп научились в лучшей степени применять полученные знания при решении практических задач, у них сформировалась способность работать в команде. Кроме того, в ходе контрольного этапа у всех студентов были повторно оценены личностные качества по приведенным выше тестам. Результаты психологического тестирования показали, что студенты экспериментальных групп во время проведения занятий с использованием имитационных методов обучения в большей степени научились контролировать себя, стали способны применять различные стили поведения и выбирать более оптимальную тактику поведения.

Данные экспериментальной части исследования подтвердили гипотезу исследования, которая заключается в предположении, что разработка и внедрение в образовательный процесс учреждений среднего профессионального образования имитационных методов обучения будут способствовать подготовке высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда и готового к профессиональному росту.

Литература

1. Залкина Н.П., Сергеева М. Г. Построение профессиональной карьеры в контексте компе-тентностного подхода: Монография. — Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2013. — 246 с.

2. Леонович И. И. Критерии качества учебно-воспитательного процесса. — Минск, 1979. — 148 с.

3. Ломакина Т.Ю., Сергеева М. Г. Инновационная деятельность в профессиональном образовании: Монография. — Курск, 2011. — 280 с.

4. Ломакина Т.Ю., Сергеева М. Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях. — М.: Academia, 2008. — 288 с.

5. Прутченков А.С., Райзберг Б.А., Шемякин Б. П. Рынок? Рынок... Ура! Рынок!: Сборник игр, тестовых и конкурсных заданий, задач, кроссвордов. — М.: «Новая школа», 1994. — 64 с.

6. Сергеева М. Г. Имитационные методы профессионального обучения: Монография. — М.: ИТИП РАО, 2007. — 188 с.

7. Сиротюк А.Л., Сергеева М. Г. Инновационный подход к обучению в профессиональной школе: Монография. — Курск: изд-во РФЭИ, 2011. — 226 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.