3. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб.: в 2 т. Т. 1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры. М.: Сов. спорт, 2003.
4. Ракей И. Р. Указ. соч.
5. Шапкова Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пос. М.: Сов. спорт, 2004.
6. Самыличев А. С. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей адаптивной физической культуры // Адаптивная физическая культура. 2009. № 1. С. 19-28.
7. Горшунова Н. К. Формирование коммуникативной компетентности современного врача / Н. К. Горшунова, Н. В. Медведев// Успехи современного естествознания. 2010. № 3. С. 36-37.
8. Бахарев Ю. А. Моделирование профессиональной подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в системе высшего профессионального образования: дис. ...канд. пед. наук. Н. Новгород, 2011.
9. Балашова В. Ф. Указ. соч.
Notes
1. Rakey R. I. Osnovy delovogo obshheniya: ucheb.-metod. komplex dlya stud. spec. 1-08 01 01 «Professionalnoe obuchenie» [Basics of business communication: textbook-method. complex for students of spec. 1-08 01 01 "Vocational training"]. Minsk. MSHRC. 2007.
2. Balashova V. F. Nauchno-teoreticheskie osnovy formirovaniya kompetentnosti specialista po adaptivnoy fizi-cheskoy kulture: avtoref. dis.... d-ra ped. nauk [Theoretical bases of formation of competence of a specialist in adaptive physical education: autoref. dis. ... Doctor Ped. Sciences]. M. 2009.
3. Evseev S. P. Teoriya i organizaciya adaptivnoy fizicheskoy kultury: ucheb.[Theory and organization of adaptive physical culture: textbook]: in 2 vol. Vol. 1. Introduction to the specialty. History and General characteristics of adaptive physical culture. Moscow: Sov. sport. 2003.
4. Rakey R. I. Op. cit.
5. Shapkova L. V. Chastnye metodiki adaptivnoy fizicheskoy kultury: ucheb. Pos. [Private methods of adaptive physical culture: textbook]. Sov. sport. 2004.
6. Samylichev S. A. Professionalno-pedagogicheskaya podgotovka budushhih uchiteley adaptivnoy fizicheskoy kultury [Professionally-pedagogical preparation of future teachers of adaptive physical culture] // Adaptivnaya fizi-cheskaya kultura - Adaptive physical culture. 2009, No. 1, pp. 19-28.
7. Gorshunova N. K. Formirovanie kommunikativnoy kompetentnosti sovremennogo vracha [Formation of communicative competence of the Uspehi sovremennogo estestvoznaniyaUspehi sovremennogo estestvoznaniya- doctor] / N. K. Gorshunov, N. V. Medvedev// Successes of modern natural science. 2010, No. 3, pp. 36-37.
8. Bakharev A. Modelirovanie professionalnoy podgotovki specialistov po adaptivnoy fizicheskoy kulture v sisteme vysshego professionalnogo obrazovaniya: dis. ...kand. ped. nauk [Modeling of professional training of specialists in adaptive physical education in higher professional education: dis. ...Cand. Ped. Sciences]. N. Novgorod. 2011.
9. Balashov V. F. Op. cit.
УДК 377.5
Е. Н. Рожнова
Процесс подготовки специалистов среднего звена к профессиональной управленческой деятельности
Подготовка к управленческой деятельности специалистов среднего звена является составной частью профессиональной деятельности выпускников со средним профессиональным образованием. Цель данной статьи - описание методики организации процесса подготовки к управленческой деятельности, результатов ее применения, перспектив использования в образовательном процессе профессиональных образовательных организаций.
Preparation of management activity mid-career professionals is an integral part of professional activity of graduates from secondary vocational education. The purpose of this article is to describe the methodology of the organization of the preparatory process for management activities, results and perspectives of its use in the educational process of professional educational organizations.
Ключевые слова: управленческая деятельность, профессиональный стандарт, Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательный процесс, процесс подготовки к управленческой деятельности.
Keywords: administrative activities, professional standard, Federal and state standards, educational process; preparatory process for management activities.
© Рожнова Е. Н., 2015 136
Роль специалистов со средним профессиональным образованием в экономике нашей страны остается значительной и весомой. Так, государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 гг.» предусматривает долю выпускников со средним профессиональным образованием в общей численности выпускников на уровне 39-30%. [1]. Основным направлением развития системы среднего профессионального образования в настоящий момент является установление взаимосвязи с рынком труда для построения инновационной экономики, что ставит данную систему в центр задачи создания конкурентоспособной России [2].
Одной из проблем современного профессионального образования, названной в Стратегии национальной системы квалификаций, является негибкий переход от обучения к трудовой деятельности, для преодоления которой предполагается увеличить количество способов перехода к трудовой деятельности. В качестве одного из таких способов нами предлагается сопряжение образовательного процесса, в котором осуществляется традиционная подготовка специалистов для экономики страны, с процессом подготовки к управленческой деятельности как одной из характеристик видов деятельности данного уровня квалификации.
Изучение современного состояния системы профессионального образования исследований и разработок в этой области, собственные исследования и наблюдения приводят к обозначению определенных противоречий:
- между требованиями работодателей к профессиональным умениям и качествам выпускников профессиональных образовательных организаций и реальными профессиональными возможностями молодых специалистов;
- между потребностями обучаемых в получении уровня профессионального образования и возможностями профессиональных образовательных организаций в удовлетворении этих потребностей;
- между спецификой процесса реализации профессиональной деятельности руководителя среднего звена и особенностями образовательного процесса профессиональной образовательной организации;
- между организацией межличностных отношений в трудовом коллективе и взаимодействием педагогов и студентов в образовательном процессе профессионального образовательного учреждения.
Все это говорит о необходимости изменения организации процесса подготовки к профессиональной деятельности специалистов с учетом интересов всех заинтересованных сторон - работодателей, обучающихся, работников системы профессионального образования. В частности, речь идет о подготовке к управленческой деятельности как составного элемента профессиональной деятельности специалистов среднего и низшего звена.
Отличительными особенностями профессиональной деятельности выпускников профессиональных образовательных организаций являются самостоятельность деятельности, постановка задач в рамках подразделения, участие в управлении выполнением поставленных задач в рамках подразделения, ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения. Профессиональные компетенции, складывающиеся из приобретенных умений и знаний, предполагают деятельность, направленную на решение практических задач на основе выбора способов решения в различных условиях рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля, оценку и коррекцию деятельности. Особенностью применения знаний на этом квалификационном уровне является самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач [3]. Таким образом, специалисты со средним профессиональным образованием признаются управленческими работниками низшего и среднего звена, от деятельности которых зависят результаты работы подразделений, что в свою очередь, влияет на результаты работы организаций и предприятий. От специалиста с данным уровнем квалификации требуется не только наличие умений и знаний в специфическом профессиональном виде деятельности, но и самостоятельность при выборе способов решения проблем, поиске и обработке необходимой для этого информации, осуществлении контроля и анализа полученных результатов деятельности подразделения, ответственность за эти результаты. Все вышеперечисленные действия присущи именно управленческой деятельности.
Существующая в настоящее время в нашей стране тенденция на формирование квалифицированной рабочей силы, отраженная в национальной системе квалификаций, предполагает сближение требований к работникам, предъявляемым работодателями, и содержания программ профессионального образования и обучения [4].
Требования работодателей сформулированы в профессиональных стандартах различных видов экономической деятельности. В частности, для регламентации требований к руководителям разработан стандарт «Руководителя коммерческой (некоммерческой) организации», кото-
137
рый относится ко всем видам экономической деятельности. В стандарте предусмотрены уровни квалификации с 4-го (предполагающего начальное профессиональное образование) по 8-й (предполагающий высшее профессиональное образование). Для среднего профессионального уровня обучения предусмотрен 5-й квалификационный уровень, основной целью которого является управление деятельностью подразделений для достижения функциональных целей организации. Главной целью специалистов данного уровня квалификации является управление технологиями в организации, а сферой приложения усилий - финансово-экономическая и рекламно-информационная деятельность, маркетинг и сбыт продукции, материально-техническое снабжение, компьютерное обеспечение, научно-техническое развитие, управление кадрами и трудовыми отношениями [5]. Функциональные обязанности руководителей среднего и низшего звена, согласно данному стандарту, заключаются
• в определении качественных параметров деятельности,
• согласовании разделов стратегических планов,
• разъяснении коллективу целей и политики компании,
• планировании ресурсов для выполнения задач подразделения,
• разработке операционных планов и их реализации,
• управлении текущей деятельностью подразделений,
• создании и поддержании эффективной системы контроля деятельности подразделения,
• координации производственных процессов внутри подразделения,
• реализации системы мотивации сотрудников,
• руководстве аттестацией и профессиональным обучением сотрудников,
• оценке технического уровня производства и др.
Все вышеперечисленные функции можно объединить в шесть основных групп функций, выполняемых руководителями любых уровней управления: планирование и прогнозирование, организация, координация, мотивация, контроль и оценка, принятие решений. Данные функции были сформулированы еще в работах А. Файоля, Ф. Тейлора, А. Мейо и других классиков менеджмента [6].
Таким образом, деятельность руководителей структурных подразделений предполагает, в первую очередь, выполнение основных функций управления, направленных на достижение заранее заданных результатов.
Образовательный процесс в профессиональных образовательных организациях, согласно федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения, состоит из различных видов учебной деятельности: теоретических и практических занятий, учебной и производственной практик, промежуточной и итоговой аттестации. Особенностью образовательного процесса стало наличие профессиональных модулей, включающих в себя как теоретическое и практическое обучение в рамках междисциплинарных курсов, так и учебную и производственную практики, призванные сформировать требуемые профессиональные и общие компетенции в определенном виде деятельности.
В качестве одного из видов профессиональной деятельности выпускников различных специальностей, одним из модулей, выступает организация работы первичных трудовых коллективов. Называются эти виды деятельности по-разному - либо управление функциональным подразделением организации [7], либо организация работ в подразделении организации [8], либо организация деятельности первичных трудовых коллективов [9], либо организация деятельности коллектива исполнителей [10], либо организация и управление работой структурного подразделения [11], но суть одна - выполнение специфических управленческих действий по организации работы людей.
В рамках профессиональных модулей, направленных на овладение обучающимися профессиональными управленческими умениями, происходит формирование практического опыта организации коллектива людей, а также профессиональных компетенций планирования производственной деятельности, обеспечения рационального использования трудовых и материальных ресурсов, ведения документации установленного образца, организации коллектива исполнителей.
Одними из обязательных условий для образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования, являются обеспечение эффективной самостоятельной работы студентов; совершенствование управления самостоятельной работой студентов преподавателями и мастерами производственного обучения; предоставление возможности участия студентов в формировании индивидуальной образовательной программы; реализация компетентностного подхода. Кроме того, обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса [12].
Предлагаемая нами структура процесса подготовки к управленческой деятельности направлена на реализацию требований профессионального стандарта и требований ФГОС СПО по формированию готовности специалистов среднего звена к самостоятельной и ответственной деятельности, профессиональных и общих компетенций, осуществлению прав и полномочий оценки содержания, организации и качества образовательного процесса.
На основе анализа требований федеральных государственных образовательных стандартов, профессионального стандарта в области руководства организацией, с учетом особенностей образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях, нами разработана структура процесса подготовки к управленческой деятельности специалистов среднего звена. Данный процесс реализуется в рамках профессионального модуля по управлению коллективом людей, однако его вполне можно использовать не только при реализации других профессиональных модулей профессиональной подготовки, но и при обучении дисциплинам общепрофессионального и естественнонаучного циклов (в адаптированном виде). Суть процесса подготовки к управленческой деятельности заключается в выполнении специфических управленческих функций обучаемыми на теоретических и практических занятиях, практике, самостоятельной внеаудиторной работе; увеличении доли коллективной деятельности, проявлении активности и самостоятельности в индивидуальной деятельности, свободы выбора и ответственности за результаты учебной деятельности. То есть процесс подготовки к управленческой деятельности предполагает встраивание профессиональных видов деятельности управленца, преимущественно аналитических методов работы с информацией и осуществления эффективных коммуникаций в коллективе, в обычный учебный процесс профессиональной образовательной организации. Будущие специалисты уже в момент обучения теории и практике по различным профессиональным модулям и общепрофессиональным дисциплинам формируют умения, необходимые управленцу среднего и низшего звена (см. рисунок).
Общие (ОК) и профессиональ ные (ПК) компетенции
Практический опыт Умения Зна ния
ФГОС СПО по специальности
Процесс подготовки к управленческой деятельности
Организация и
мотивация
участников
Координация
деятельности
Контроль II
анализ
результатов
Про фе с С1 юна л ьнып: стандарт руководителя организации
Трудовые функции
Трудовые
действия
Необходимые
умения
Необходимые
знания
Взаимосвязь требований ФГОС СПО и профессионального стандарта руководителя коммерческой (некоммерческой) организации в процессе подготовки специалистов среднего звена к управленческой деятельности
Процесс подготовки к управленческой деятельности состоит из трех этапов:
1. Организационно-мотивационный, включающий в себя предварительную психологическую и организационную подготовку педагога и студентов. Подготовка педагога заключается в изучении профессионального стандарта управленческой деятельности, ФГОС СПО по конкретным специальностям, разработке нормативной учебной документации на основе профессионального и образовательного стандартов, разработке педагогического инструментария для реализации целей подготовки профессионалов среднего звена. Работа со студентом на этом этапе состоит в формировании мотивации к самостоятельному управлению подготовкой к управленческой деятельности, овладению профессиональными и общими компетенциями, ознакомлению с требованиями работодателей и государства к опыту, умениям и знаниям выпускника по конкретной специальности, обучению работе с педагогическим инструментарием, обеспечивающим возможность получения необходимого уровня подготовки.
2. Координационно-деятельностный, который состоит в осуществлении деятельности, сопряжении традиционной учебной работы с выполнением специфических управленческих функций - планирования, организации, координации, мотивации и контроля. Учебная работа - теоре-
139
тические и практические занятия, различные виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, индивидуальная и коллективная деятельность - все используется применительно к реализации прав и полномочий руководителя среднего и низшего звена. Деятельность педагога на этом этапе заключается в организации процесса обучения с высокой долей самостоятельной деятельности студента, обеспечении необходимым педагогическим инструментарием для полноценной учебной деятельности, координации и корректировке индивидуальной и коллективной деятельности, осуществлении текущего контроля результатов обучения. Деятельность студентов состоит в самостоятельном выборе желаемого уровня усвоения теоретических знаний и формирования практических умений, способов и средств реализации своего выбора, сроков представления результатов и форм контроля.
3. Контрольно-аналитический. На этом этапе осуществляется контроль и анализ результатов выполненной работы, поиск ошибок, их причин и способов устранения формулируются выводы по достигнутым результатам. Деятельность педагога направлена на этом этапе на организацию самоконтроля студентов, мониторинг полученных результатов в соответствии с требованиями ПС и ФГОС СПО, выработку рекомендаций по закреплению или коррекции сформированных компетенций. Студенты, осуществляя самоконтроль, сравнивают приобретенные умения и сформированные деловые и личностные качества с требованиями стандартов, делают выводы по результатам обучения и формулируют решения по дальнейшее работе.
Проанализировав профессиональный стандарт «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации», мы видим, что обобщенные трудовые функции, которые должен выполнять руководитель среднего звена, можно сгруппировать (таблица):
Группировка функций 5-го квалификационного уровня по ПС «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации»
Группы функций Трудовая функция Удельный вес функций, %
Планирование • Разработка разделов стратегии общества. Определение качественных параметров целей деятельности. • Согласование разделов стратегических планов организации. • Перспективное и краткосрочное бюджетирование плановой деятельности подразделения. • Планирование ресурсов для выполнения задач подразделения и проектов организации. • Разработка операционных планов производства и участие в их реализации. • Разработка программы продвижения продукции организации и привлечения потребителей 26
Организация • Управление текущей деятельностью подразделения. • Реализация комплексов планов и программ стратегического развития организации. • Управление производственно-техническим обеспечением, процессами снабжения, хранения и перемещения запасов в подразделении. • Руководство аттестацией и профессиональным обучением сотрудников. • Обеспечение безопасности введения новаций 22
Координация • Координация производственных процессов внутри подразделения и между смежными подразделениями 4
Мотивация • Разъяснение трудовому коллективу целей и политики компании. • Реализация системы мотивации сотрудников, способствующих повышению их лояльности к предприятию и руководству 9
Окончание таблицы
Контроль • Создание и поддержание эффективной системы контроля деятельности подразделения. • Контроль оснащения процесса производства необходимыми средствами, анализ методик и нормативной документации, оформление документов, удостоверяющих качество. • Оценка технического уровня производства 13
Принятие решений • Минимизация рисков потери технологии и ноу-хау. • Разработка предложений по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности. • Формирование требований по подбору и адаптации персонала, организации рабочих мест. • Совершенствование собственной технологии управления подразделением. • Инициирование развития подразделения. • Модернизация процессов и технологии деятельности подразделения 26
Наибольший удельный вес в структуре деятельности специалиста среднего звена занимают такие функции, как планирование, принятие решений (по 26%), организация (22%) и контроль (13%), наименьший - мотивация и координация - по 2-1% соответственно. Следовательно, при подготовке к управленческой деятельности необходимо акцентировать внимание именно на реализацию умений планирования, принятия решения, организации и контроля.
Весь процесс подготовки специалистов среднего звена к управленческой деятельности основывается на выполнении основных функций управления, которые ежедневно реализуют в своей деятельности управленцы: планировании, организации, координации, мотивации, контроля и принятия решений. Для этого предусмотрены отдельные задания по планированию, организации, координации, мотивации, контролю и принятию решений. Так, например, задания на выполнение функций управления для специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» в профессиональном модуле ПМ.01. «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организаций» могут быть сформулированы следующим образом:
- планирования: предложите способы совершенствования технологий обработки документов; определите объемы работ бухгалтерии при подготовке ежеквартальной отчетности; разработайте меры по реализации учетной политики предприятия;
- организации: сформулируйте способы обеспечения ведения учета на предприятии; внесите обоснованные предложения по организации ведения учета на предприятии; предложите способы организации контроля работы с документами; разработайте способы руководства процессами ведения учета на предприятии;
- координации: приведите способы координации работ в бухгалтерии предприятия;
- мотивации: разработайте способы стимулирования работников бухгалтерии для более качественного выполнения обязанностей;
- контроля: оцените собственное обучение данной теме;
- принятия решений: примите решение по выбору учетной политики для швейного предприятия.
Таким образом, происходит постепенная и систематическая работа по формированию требуемых профессиональных и общих компетенций специалистов среднего звена, умений выполнять специфические виды трудовой деятельности руководителя функционального подразделения.
Такое построение процесса подготовки к управленческой деятельности дает обучаемым возможность самостоятельного обоснованного и целенаправленного планирования обучения и карьеры, индивидуальных траекторий получения желаемых квалификаций, способствует повышению мотивации получения профессионального образования, постоянно осуществлять мониторинг качества получаемых квалификаций, компетенций, использовать приобретенные умения и деловые и личностные качества каждого потенциального специалиста.
Контроль и оценка приобретенных умений реализации функций управления осуществляется при помощи специального бланка анализа и оценки в рабочей тетради-дневнике, которую обучаемые ведут самостоятельно. Рабочая тетрадь-дневник представляет собой педагогический инструмент формирования требуемых профессиональным стандартом и Федеральным государ-
ственным образовательным стандартом умений и знаний в определенной профессиональной области деятельности. Структура рабочей тетради-дневника состоит из двух частей: аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы. Аудиторная работа предполагает постановку целей занятия, оценку своих ресурсов, формулирование плана достижения целей занятия, фиксацию и рецензию устных ответов студентов на занятии. Самостоятельная внеаудиторная работа состоит из трех частей: теоретической - ответов на вопросы самоконтроля и на вопросы тестов, практической - решения задач различного уровня сложности (на «3», на «4», и на «5») и выполнения управленческих действий по теме. Выполнение управленческих действий оценивается отдельно.
Для проверки эффективности предлагаемой рабочей тетради-дневника нами был проведен эксперимент в течение учебного года по дисциплине «Управление персоналом» для менеджеров. Балльные оценки за выполненные обучаемыми задания (на «3», «4», «5») переводились в уровни готовности к управленческой деятельности: «3» - высокий уровень, соответствует «5», «2» -средний уровень, соответствует «4», «1» - низкий уровень, соответствует «3». В экспериментальной группе из 20 человек были получены следующие результаты: низкий (до 1,2) - 2 человека (10%); средний (1,2-1,8) - 8 человек (40%); высокий (1,9-2,4) - 10 человек (50%).
Таким образом, использование рабочей тетради-дневника как инструмента формирования готовности к выполнению функций управления специалистов среднего звена в процессе подготовки к управленческой деятельности способствует реализации требований и федеральных государственных образовательных стандартов, и профессионального стандарта руководителя коммерческой (некоммерческой) организации.
Потребности общества в высококвалифицированных кадрах, способных четко и грамотно выполнять свои профессиональные обязанности, осуществлять управление решением оперативных задач, от которых зависит решение стратегических задач, и способствовать развитию экономики, в настоящее время диктуются стандартами - федеральными государственными образовательными и профессиональными стандартами. Поэтому важным направлением усилий профессиональных образовательных организаций является обеспечение согласованности в реализации тех и других требований, а следовательно, адаптация процесса подготовки специалистов к новым запросам работодателей, обучающихся, общества в целом. Одним из способов подобной адаптации может стать реализация процесса подготовки к управленческой деятельности.
Примечания
1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы" Подпрограмма 1 "Развитие
профессионального образования"». URL: http://минобрнауки.рф/media/events/files_(дата обращения
18.12.2014) (с. 4 Приложения 1).
2. Стратегия национальной системы квалификаций. URL: Ы±р://минобрнауки.рф (дата обращения 20.12.2014).
3. Национальная рамка квалификаций. URL: http://www.nark-rspp.ru (дата обращения 16.12.2014).
4. Современные тенденции развития среднего профессионального образования. Аккредитация в образовании. URL: http://www.akvobr.ru (дата обращения 21.12.2014).
5. Профессиональный стандарт «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации». URL: http://www.ncsu.ru/images/stories (дата обращения 20.12.2014).
6. Файоль А. Общее и промышленное управление. Ч. II. Принципы и элементы управления. Гл. 2. Элементы управления. Центр гуманитарных технологий. Гуманитарные технологии и развитие человека. Информационно-аналитический портал. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis; Функции менеджмента // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
7. ФГОС СПО по специальности 100401 Туризм. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo
8. ФГОС СПО по специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. URL: http://www.edu.ru/db-mon
9. ФГОС СПО по специальности 190623 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo
10. ФГОС СПО по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo
11. ФГОС СПО по специальности 200105 Авиационные приборы и комплексы. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo; ФГОС СПО по специальности 260807 Технология продукции общественного питания. URL: http://www.edu.ru/db-mo; ФГОС СПО по специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo
12. ФГОС СПО по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет. URL: http://www.edu.ru/
Notes
1. The RF Government decree dated 15.04.2014 No. 295 "On the assertion approve the state program of the Russian Federation "Development of education" for 2013-2020" subroutine 1 "Development of professional education".
[Electronic resource] URL: http://MHHo6pHayKH.p$/media/events/files (accessed 18.12.2014) (C. 4 of Annex 1).
2. The strategy of the national system of qualifications. [Electronic resource] URL: http://MHHo6pHayKH.p$ (date of application 20.12.2014).
3. National qualifications framework. [Electronic resource] URL: http://www.nark-rspp.ru (16.12.2014).
4. Modern trends of development of secondary vocational education. Accreditation in education. [Electronic resource] URL: http://www.akvobr.ru (21.12.2014).
5. Professional standard "the head of the commercial (non-profit) organization". [Electronic resource] URL: http://www.ncsu.ru/images/stories (date of application 20.12.2014).
6. Fayol, General and industrial management. Part II. Principles and elements of management. Chapter 2. Controls. The center of humanitarian technologies. Humanitarian technology and human development. Information-analytical portal. [Electronic resource] URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis (date of application 20.12.2014).
7. The functions of management. // Wikipedia. The free encyclopedia. [Electronic resource] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (date of application 20.12.2014).
8. Fgos SPO specialty 100401 Tourism. [Electronic re-source] URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo (accessed 22.12.2014).
9. Fgos SPO specialty 100801 commodity and examination of the quality of consumer goods. [Electronic resource] URL: http://www.edu.ru/db-mon (accessed 22.12.2014).
10. Fgos SPO specialty 190623 maintenance of railway rolling stock. [Electronic resource] URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo (accessed 22.12.2014).
11. Fgos SPO specialty 190631 maintenance and repair of road transport. [Electronic resource] URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo (accessed 22.12.2014).
12. Fgos SPO specialty 200105 Aircraft instruments and systems. [Electronic resource] URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo (accessed 22.12.2014).
13. Fgos SPO specialty 260807 Technology of products of public catering. [Electronic resource] URL: http://www.edu.ru/db-mo (accessed 22.12.2014).
14. Fgos SPO specialty 262019 engineering, modeling and technology of clothing. [Electronic resource] URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo (accessed 22.12.2014).
15. Fgos SPO specialty 080114 Economics and accounting. [Electronic resource] URL: http://www.edu.ru/ (accessed 22.12.2014)
УДК 378.126
Л. Х. Шарипова
Классификация видов самостоятельной работы для студентов технологического вуза по иностранным языкам
Воспитание самостоятельности и активности есть главная задача преподавателя в обучении студентов. Именно эта задача ставится перед преподавателем одной из первых и является наиболее значимой в процессе обучения иностранному языку. Организация самостоятельной работы студентов помогает развитию эффективности в обучении, овладению системой умений, навыков, знаний, развитию способностей в умственном и физическом труде. Статья раскрывает сущность и содержание самостоятельной работы при изучении иностранного языка, а также выявляет особенности контроля и самоконтроля при организации учебной деятельности в обучении иностранным языкам. Если говорить o классификации видов самостоятельной работы учащихся, то единства мнений по этому вопросу у исследователей и ученых не существует. Само понятие имеет большую «ёмкость» и может определяться несколькими признаками. определяющими огромное количество подходов к основе классификации.
Independence and activity education are the main task of the teacher in training of students. This task is set for the teacher of one of the first, and is the most significant in the course of training in a foreign language. The organization of independent work of students helps efficiency development with training, mastering by system of abilities, skills, knowledge, and development of abilities in intellectual and physical work. Article opens essence and the content of independent work at learning of foreign language, and also reveals features of control and self-checking at the organization of educational activity in training in foreign languages. If to tell o of classification of types of in-
© Шарипова Л. Х., 2015