УДК 378
Nikitin Z.N., postgraduate, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
PARTICULARITIES OF THE DEVELOPMENT OF FGOS SPO OF THE FOURTH GENERATION AS A SOURCE OF FORMATION AND ADJUSTMENT OF THE CONTENTS OF TRAINING STUDENTS FOR THE SPECIALIZATION "NATIONAL ART CREATIVITY". In the article the author presents a comparative analysis of Federal state educational standards of secondary professional education of the third and fourth generations, identifying their specific features essential for the implementation of the transition from the paradigm of "education for life" to the paradigm "education through life". The research points out the benefits of FGOS SPO 4. The study materials are based on the results of organization and testing of FGOS SPO 4 in the Yakut College of Culture and Art. Based on the results of the analysis of educational standards of secondary professional education, the conditions necessary for the adjustment of the content of training students in the specialty "Folk art" are defined. The author believes that one of the possible options in the development of and inclusion in basic vocational educational program is the academic discipline "Ethnic Pedagogy".
Key words: Federal state educational standard of the fourth generation, module and competence approach, folk arts, ethnic pedagogy.
З.Н. Никитин, аспирант, Высшая школа народных искусств (институт), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ФГОС СПО ЧЕТВЁРТОГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКТИРОВКИ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
В статье автор представляет сравнительный анализ федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего и четвертого поколений, выявляя их специфические особенности, существенные для реализации перехода от парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь». Особенно подчеркнуты преимущества ФГОС СПО 4. Материалы исследования базируются на результатах работы по организации и апробации ФГОС СПО 4 в Якутском колледже культуры и искусства. На основании результатов анализа образовательных стандартов среднего профессионального образования определены условия, необходимые для корректировки содержания обучения студентов по специальности «Народное художественное творчество». Один из возможных вариантов автор видит в разработке и включении в основную профессиональную образовательную программу учебную дисциплину «Этнопедагогика».
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт четвертого поколения, модуль-но-компетентностный подход, народное художественное творчество, этнопедагогика.
Процесс изменения содержания подготовки специалистов в области народного художественного творчества берёт начало из складывающейся на протяжении многих лет истории его изучения. Возникновению изучения народного художественного творчества предшествовал многовековой опыт собирания или записи произведений фольклора и обработки их в творчестве писателей, драматургов, композиторов разных стран. Научному интересу к фольклору способствовала деятельность просветителей XVIII века. Изучение народного творчества стимулировалось развитием европейского романтизма, в русле которого появляется особое направление фольклора - мифологическая школа братьев В. и Я. Гримм. Крупнейшими представителями фольклористики в России являются А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, П.В. Киреевский, А.Н. Пыпин. В XX в. распространение получает социологическое изучение фольклора, в России представленное исторической школой В.Ф. Миллера.
В последние десятилетия содержательный компонент изучения народного художественного образования регламентировался профессиональными образовательными стандартами. До 2011 года для учреждений культуры и искусства содержание образования было организовано в рамках государственных образовательных стандартов. Затем в действие были введены федеральные государственные стандарты (ФГОС). В настоящее время содержательная составляющая учебных программ в области народного художественного творчества определяется федеральными стандартами нового поколения ФГОС СПО 3+. На очередь поставлен вопрос апробации стандартов четвертого поколения.
Изменение содержания документов - свидетельство системных изменений в методологии профессионального образования, заключающихся в трансформации концепции «образование на всю жизнь» к концепции «образование через всю жизнь», от декларации самодостаточности и абсолютной ценности знания к позиционированию его лишь в качестве инструмента решения задач профессионального и личностного развития [1]. Соответственно, изменения федеральных государственных образовательных стандартов повлияли на вариации содержания образовательных программ. Тем более этот факт важен потому, что до стандартизации среднего профессионального образова-
ния (СПО), система работала в условиях допустимой самостоятельности.
Новое поколение стандартов (ФГОС СПО 3+) по отношению к стандартам предыдущего поколения обладает иной структурой: основным реализованным принципом их разработки являлся модульно-компетентностный подход, как результат более глубокой технологической проработки компетентностного подхода в контексте системы профессионального образования. Иными словами, модульно-компетентностный подход - форма реализации компетентностного подхода в контексте максимально удобного использования в системе профобразования.Ориентация на цели, значимые для сферы труда - доминирующий принцип мо-дульно-компетентностного подхода [2].
Общепрофессиональные дисциплины и профессиональные модули в соответствии с основными видами деятельности образуют профессиональный цикл. Количество дисциплин общепрофессиональной подготовки по разным специальностям различается, но содержание программ все еще остается регламентированным.
Профессиональный модуль - часть образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к результатам образования (регламентированным ФГОС), и направленная на освоение профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности. В состав профессионального модуля входят один / несколько междисциплинарных курсов. Междисциплинарный курс - это совокупность знаний, умений и практического опыта, отбираемых с учетом взаимодействия содержания конкретных учебных курсов с целью достижения внутренней логичности, последовательности и завершенности образовательной программы профессионального модуля. Таким образом, в профессиональном модуле сочетаются свобода формы и регламентированность содержания.
Подобный модульно-компетентностный подход к конструированию содержания образования (в том числе и в области народного художественного творчества) дает возможность оптимально сочетать, интегрировать теоретические и практические компоненты обучения. Одновременно, упорядочивание и систематизация теоретических знаний, переосмысление их места и
роли в процессе освоения компетенций, способствует повышению мотивации обучающихся в их освоении.
Модульная структура также позволяет учитывать требования современной социокультурной ситуации, реагировать на актуальные запросы времени и работодателей с целью своевременного и оперативного обновления (или замены) содержания в конкретных модулях. Это становится особенно важным для обеспечения качества подготовки конкурентоспособных специалистов в контексте стремительного изменения требований из-за трансформации, вариации особенностей технологий и организации труда.
Посредством комбинирования необходимых модулей или отдельных содержательных единиц модулей появляется возможность корректировки содержания учебных дисциплин, добиваясь, тем самым, индивидуализации обучения для каждого студента с опорой на его уровень [3].
Иными словами, новый стандарт имеет следующие преимущества: во-первых, повышает свободы образовательного учреждения в формировании ОПОП (в том числе и в её содержательной части); во-вторых, модульно-компетентностный подход позволяет ориентировать процесс образования и разработку рабочих программ на компетенции (т. е. на результат). Последнее определяет содержание, используемые технологии, средства и процедуры оценки заложенного результата, прописываемые в программах дисциплин.
Однако, стандарты третьего поколения имеют и недостатки: 1. Отсутствие единой нормативно-методической базы. 2. Необходимость колледжам перестройки традиционной системы организации учебного процесса. Таким образом, существующие в настоящее время экономические и социокультурные реалии позволяют работать над модернизацией методологии стандартизации профессионального образования.
Следующим шагом по сближению профессионального образования и рынка труда должна стать разработка ФГОС СПО четвертого поколения. Обновление национальной системы квалификаций становится источником дополнительных возможностей для решения проблем качества профессионального образования (в том числе и в области народного художественного образования).
Очевидно, что во ФГОС СПО четвертого поколения необходимо учесть существующие преимущества и ликвидировать недостатки образовательных стандартов третьего поколения. Преимущества - это модульно-компетентностный подход к формированию и реализации программ, форма представления результатов образования, увеличение самостоятельности образовательных организаций в процессе конструирования содержания образования при одновременном росте ответственности за его результаты. Недостатки - излишняя регламентированность, жёсткость соотношения теоретической и практической компонент обучения, недостаточную «отзывчивость» стандартов к изменениям в сфере труда, формирование профессионального цикла ФГОС СПО силами образовательного сообщества. Новая концепция стандартов позволяет решить перечисленные проблемы (это в полной мере относится и к подготовке специалистов в области народного художественного творчества).
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [4] не предусмотрена регламентация соотношения «теория / практика», не должно этого быть и в ФГОС СПО 4. Названное соотношение обусловлено множественными факторами: особенностями специальности, оснащенностью учебного процесса, применяемыми образовательными технологиями, кон-
Библиографический список
тингентом студентов. Таким образом, «теория / практика» может существенно отличаться в образовательных организациях разных регионов, различного профиля и должна фиксироваться по отношению к конкретной образовательной программе.
Разработка ФГОС СПО 4 - «шаг вперед», т. к. новый стандарт планируется разрабатывать на укрупненную группу специальностей; он вберёт в себя и стандарт подготовки квалифицированных специалистов среднего звена, обеспечив преемственность образовательных программ.
Однако, следует учитывать, что переход на ФГОС СПО 4 -не масштабная кампания, единая для разных регионов и осуществляемая в единый отрезок времени. Для её воплощения и проведения целесообразно учитывать состояние готовности внешних и внутренних условий, наличие профессионального стандарта по виду профессиональной деятельности, сопоставимому с данной профессией или специальностью.
Новые стандарты, становясь ещё более рамочными, позиционируются как эффективный инструмент реализации образовательных программ, но при условии существенного обновления их методического обеспечения. Для этого важно наличие действующего реестра доступных примерных программ с одновременным повышением требований к их качеству и организацией прозрачных и доступных процедур их экспертизы; модернизацией системы процедур конкурсов на образовательные услуги, ориентированных на отбор лучших программ, в системе СПО.
Раздел, в котором перечислены требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ, также должен формироваться с учётом особенностей ФГОС СПО 4. В итоге освоения программ среднего профессионального образования личность приобретает более высокий уровень социальной зрелости, культурного развития, профессионального образования. Для этого необходимо создание условий для её интеллектуального, культурного и профессионального развития посредством углубления и расширения образования.
ФГОС СПО 4 представляет результаты среднего профессионального образования как компетенции, сформированные в процессе обучения. Общие (ОК) и общепрофессиональные (ОПК) отражают способность выпускника колледжа к самостоятельной жизни в социуме, труду, саморазвитию, продолжению образования. Профессиональные компетенции (ПК) - значимый результат освоения профессиональных образовательных программ -свидетельство готовности выпускника выполнять конкретные трудовые функции. Перечень профессиональных компетенций сформулирован на основе соответствующих профессиональных стандартов и отражен не во ФГОС, а в образовательной программе. Помимо этого, ФГОС СПО 4 будет содержать методику определения профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов.
Выполненный анализ образовательных стандартов среднего профессионального образования позволил определить условия, имеющие непосредственное отношение к формированию, а также корректировке содержания обучения студентов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество». Одним из возможных вариантов становится разработка и включение в основную профессиональную образовательную программу учебной дисциплины «Этнопедагогика» [5]. Данный учебный предмет может выполнить достаточно значимую смысловую профессиональную нагрузку. Следует отметить факт, что если на федеральном уровне только ведется подготовка к новым стандартам, то в Якутском колледже культуры и искусства такая работа организована и апробирована, получены результаты.
1. Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н. Образование в пространстве культуры: монография. Санкт-Петербург: СПб АППО, 2012.
2. Лопунова В.М. Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании. Инфоурок: ведущий образовательный портал России.Available at: https://infourok.ru/proekt-modulno-kompetentnostniy-podhod-v-professionalnom-obrazovanii-1638650.html
3. Данилина Е.А. Принципы модульного обучения и обучающий модуль как структурная единица организации учебного процесса. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014; 3.
4. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012; ред. от 29.07.2017).
5. Никитин З.Н. Этнопедагогика как основа содержания системы народного художественного образования специалистов Якутии. Педагогический практикум: материалы IV Международной учебно-методической конференции. 2017: 218 - 221.
References
1. Vanyushkina L.M., Korobkova E.N. Obrazovanie vprostranstve kul'tury: monografiya. Sankt-Peterburg: SPb APPO, 2012.
2. Lopunova V.M. Modul'no-kompetentnostnyj podhod v professionalem obrazovanii. Infourok: veduschij obrazovatel'nyj portal Rossii. Available at: https://infourok.ru/proekt-modulno-kompetentnostniy-podhod-v-professionalnom-obrazovanii-1638650.html