Научная статья на тему 'Учебная дисциплина "Этнопедагогика" как определяющий компонент подготовки специалистов в области народного художественного творчества'

Учебная дисциплина "Этнопедагогика" как определяющий компонент подготовки специалистов в области народного художественного творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ETHNOPEDAGOGY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / FOLK ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин З. Н.

В статье проанализированы место и роль дисциплины «Этнопедагогика» в процессе подготовки по основной профессиональной образовательной программе «Народное художественное творчество». С введением обозначенного курса автор связывает возможность корректировки содержания уже существующих программ инвариантной обязательной части. Дисциплина позиционируется как системообразующее ядро комплексной структурно-функциональной модели содержания подготовки специалистов народного художественного творчества в системе среднего профессионального образования. Реализация представленной модели позволит выработать иной подход к разработке программ, методического обеспечения и учебного плана, но и сформировать новую группу умений и навыков будущих специалистов социальную. В исследовании также представлены принципы, с учетом которых будут созданы организационно-педагогические условия, необходимые для воплощения действия модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитин З. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACADEMIC DISCIPLINE “ETHNOPEDAGOGY” AS A DEFINING COMPONENT OF SPECIALISTS’ TRAINING IN THE FIELD OF FOLK ART

The article analyzes the place and role of the discipline “Ethnopedagogy” in the process of training on the basis of professional educational program of “Folk Art”. With the introduction of the designated course, the author relates the possibility of adjusting the content of existing programs invariant of a mandatory part. Discipline is positioned as a system an integrated structural-functional model of teaching of specialists of folk art in secondary vocational education. The implementation of the presented model will allow to develop a different approach to programming, methods and curriculum, but also to form a new group of abilities and skills of future specialists a social group. The study also presents the principles that will create organizational-pedagogical conditions necessary for the realization of the action model.

Текст научной работы на тему «Учебная дисциплина "Этнопедагогика" как определяющий компонент подготовки специалистов в области народного художественного творчества»

References

1. Vasilenko V.M. Russkoe prikladnoe iskusstvo. Istokii stanovlenie. Moskva: Iskusstvo, 1977.

2. Rybakov B. A. Russkoe prikladnoe iskusstvo X-XIII vekov. Leningrad, 1971.

3. Maksimovich V.F. Narodnoe iskusstvo Rossii - 'eto nacional'nyj fakt. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: materialy XIV Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, dekabr' 2008 g. Moskva: ITPI, 2008.

4. Mamontova N.N. Osobennosti razvitiya narodnyh remesel i promyslov Rossii XVIII - nachala XX. Narodnoe iskusstvo Rossii: tradiciya istil'. Trudy GIMa. Moskva, 1995; Vyp. 86.

5. Nekrasova M.A. Problemy narodnogo iskusstva. Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1982.

6. Molodyakov V.'E. Konservativnaya revolyuciya v Yaponii: ideologiya ipolitika. Moskva, 1999.

7. Voroncov V.P. Ocherki kustarnojpromyshlennosti vRossii. Sankt-Peterburg, 1886.

8. Kratkij ocherk deyatel'nosti, sostoyaschej pod Avgustejshim pokrovitel'stvom Ee Imperatorskogo Velichestva Gosudaryni Imperatricy Marii Feodorovny Mariinskoj prakticheskoj shkoly kruzhevnic 1883-1913 gg. Available at: http://www.booksite.ru/fulltext/mari/inka/

9. Bakushinskij A.V. Iskusstvo Paleha. Moskva-Leningrad: Academia, 1934.

Статья поступила в редакцию 07.07.17

УДК 378

Nikitin Z.N., postgraduate, High School of Folk Arts (institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

THE ACADEMIC DISCIPLINE "ETHNOPEDAGOGY" AS A DEFINING COMPONENT OF SPECIALISTS' TRAINING IN THE FIELD OF FOLK ART. The article analyzes the place and role of the discipline "Ethnopedagogy" in the process of training on the basis of professional educational program of "Folk Art". With the introduction of the designated course, the author relates the possibility of adjusting the content of existing programs invariant of a mandatory part. Discipline is positioned as a system - an integrated structural-functional model of teaching of specialists of folk art in secondary vocational education. The implementation of the presented model will allow to develop a different approach to programming, methods and curriculum, but also to form a new group of abilities and skills of future specialists - a social group. The study also presents the principles that will create organizational-pedagogical conditions necessary for the realization of the action model.

Key words: ethnopedagogy, professional education, federal state educational standards, folk arts.

З.Н. Никитин, аспирант Высшей школы народных искусств (институт), г. Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ЭТНОПЕДАГОГИКА» КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

В статье проанализированы место и роль дисциплины «Этнопедагогика» в процессе подготовки по основной профессиональной образовательной программе «Народное художественное творчество». С введением обозначенного курса автор связывает возможность корректировки содержания уже существующих программ инвариантной обязательной части. Дисциплина позиционируется как системообразующее ядро комплексной структурно-функциональной модели содержания подготовки специалистов народного художественного творчества в системе среднего профессионального образования. Реализация представленной модели позволит выработать иной подход к разработке программ, методического обеспечения и учебного плана, но и сформировать новую группу умений и навыков будущих специалистов - социальную. В исследовании также представлены принципы, с учетом которых будут созданы организационно-педагогические условия, необходимые для воплощения действия модели.

Ключевые слова: этнопедагогика, профессиональное образование, федеральные государственные образовательные стандарты, народное художественное творчество.

Колледж культуры и искусства Республики Саха (Якутия) в 2013 году прошел процедуру профессионально-общественной аккредитации основной профессиональной образовательной программы «Народное художественное творчество». В процедуре аккредитации приняли активное участие в качестве экспертов представители учреждений культуры и искусства, расположенных в Улусах Республики. Полученные результаты позволили получить не только положительную оценку деятельности колледжа, но и выявить достаточно серьезные проблемы. Большинство из них связано с необходимостью корректировки профессиональной подготовки будущих специалистов для образовательных учреждений, учреждений культуры и искусства. Практика показала, что молодые специалисты в Улусах адаптируются быстрее и в кратчайшие сроки добиваются профессиональных успехов, если владеют знаниями, позволяющими сохранять и преумножать народные традиции, изучать историю народа, его верования, обряды и много другое.

В определенной степени данная проблема решается посредством разработки и включения в основную профессиональную образовательную программу учебной дисциплины «Этнопедагогика». Данный учебный предмет может выполнить достаточно значимую смысловую профессиональную нагрузку [1, с. 12].

С введением в процесс обучения дисциплины «Этнопедагогика» появляется возможность не только разработать новые по содержанию программы, но и изменить содержание программ инвариантной обязательной части. К таким программам относятся: Основы философии, История, Основы этнографии, Культура речи, История искусства, основы этнографии и другие. Всего в

этой части стандарта реализуется 12 программ. К программам инвариантной части в качестве дополнения разработаны учебные курсы: Основы археологии, Народная педагогика, География, Театральная педагогика, Народные промыслы и другие [2, с. 15].

Учебная дисциплина «Этнопедагогика», выполняет функцию системообразующего ядра комплексной структурно-функциональной модели содержания подготовки специалистов народного художественного творчества. Предложенная колледжем культуры и искусства Республики Саха (Якутия) может существенно повысить качество подготовки национальных кадров.

Как представлено на схеме (рис. 1), модель содержания подготовки специалистов народного художественного творчества представляет собой, прежде всего многофункциональный комплекс. В комплексе представлена новая структура реализации федерального государственного стандарта среднего профессионального образования 52.02.01. «Народное художественное творчество». В новом формате представлена логистика организации работы по реализации образовательного стандарта.

Предложенная модель содержит образовательное ядро, основу реализации ФГОС СПО 52.02.01. Народное художественное творчество. Эту функцию выполняет учебная дисциплина из вариативной части ОПОП «Этнопедагогика». Причиной этого является то, что предложенная структурная модель предполагает новую схему, отличную от нормативной, разработки основной профессиональной образовательной программы. Данная схема предусматривает первоначально разработку учебных дисциплин, учебного и методического сопровождения в рамках ОПОП.

Учреждения культуры и искусства Муниципальные учреждения

Рис. 1. Комплексная структурно-функциональная модель содержания подготовки специалистов народного художественного творчества

В особый блок выделены образовательные технологии. Только после этого в колледже начинается формирование учебного плана. К учебному плану составляется график учебного процесса. Практическая реализация составленного комплекса осуществляется согласно расписанию учебных занятий. Такая последовательность построения процесса обучения дает возможность привлечь к работе по разработке ОПОП весь преподавательский коллектив, максимально учесть возможность и пожелания студентов.

Предложенная модель, позволяет также формировать целый ряд дополнительных компетенций. Кроме обязательного набора общих, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, возможно формирование новой группы умений и навыков будущих специалистов в области народного художественного творчества. Данная группа компетенций может быть отнесена к социальным [3, с. 157 - 163]. Именно такая структура формируемых компетенций - общие, общепрофессиональные, профессиональные и социальные - позволяет наиболее полно удовлетворять запросы сферы труда в области народного художественного творчества.

Учитывая все изложенное выше, можно констатировать то, что предложенная структурно-функциональная модель является условием повышения качества обучения специалистов в области народного художественного творчества. Но для реализации

предложенной модели, влияющей на содержание образования необходимо создать организационно-педагогические условия с учетом определенных принципов [4].

1. Принцип ориентации на результат. Предполагает переориентацию образовательных стандартов с содержания (обязательный учебный материал) и процесса (продолжительность курса) на результаты обучения (достижения учащихся, в особенности полезные компетенции и умения). Минимальные требования выражаются в форме умений и компетенций выпускника.

2. Принцип раздельного функционирования ФГОС и ОПОП. Стандарт описывает деятельностные результаты образования; образовательная программа описывает содержание образования; образовательная программа - гибкий динамичный документ, не может являться частью образовательного стандарта.

3. Принцип минимальной достаточности. Предполагает такой объём содержания при подготовке специалиста, чтобы он обладал возможностью трудоустройства при минимальном дополнительном (адаптирующем) обучении в случае изменения требований к специальности/профессии.

4. Принцип единства задач формирования общих и профессиональных компетенций специалиста. Данный принцип отражает один из важнейших аспектов интеграции профессиональных и общеобразовательных дисциплин в содержании среднего профессионального образования.

5. Принцип функциональности. Ориентирует на построение и структурирование образовательных стандартов на основе набора профессиональных функций, выделенных в результате функционального анализа профессиональной деятельности. Именно через реализацию данного принципа может быть осуществлен переход в системе подготовки учителя от «личност-но-знаниевого» к «личностно-функциональному» подходу.

Принцип функциональности определяет значимость и основную форму интеграции теоретического и практического компонентов обучений в среднем профессиональном образовании.

Библиографический список

6. Принцип модульного построения. Является логическим продолжением прежде обозначенного принципа функциональности. Модуль образовательного стандарта понимается как целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и соответствующий определённой функции (вида) профессиональной деятельности, отраженной в профессиональном стандарте. Модуль является значимым для сферы труда [5].

1. Силлабус «Этнопедагогика». Костанайский государственный педагогический университет, КГПИ, 2015.

2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Этнопедагогика». Под ред. В.П. Капленко, Б.К. Туяковой. Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова, 2011.

3. Нездемковская Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогики. Вестник Томского государственного университета, 2011; 5: 157 - 163

4. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5. Жемулин С.А. Педагогические условия и средства моделирования учебной деятельности. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2007; 13: 10 - 13.

References

1. Sillabus «'Etnopedagogika». Kostanajskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, KGPI, 2015.

2. Uchebno-metodicheskij kompleks po discipline «'Etnopedagogika». Pod red. V.P. Kaplenko, B.K. Tuyakovoj. Zapadno-Kazahstanskij gosudarstvennyj universitet im. M. Utemisova, 2011.

3. Nezdemkovskaya G.V. Zarozhdenie i razvitie 'etnopedagogiki. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011; 5: 157 - 163

4. Pedagogika ipsihologiya vysshejshkoly: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2002.

5. Zhemulin S.A. Pedagogicheskie usloviya i sredstva modelirovaniya uchebnoj deyatel'nosti. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2007; 13: 10 - 13.

Статья поступила в редакцию 07.06.17

УДК 378

Sosina I.N., postgraduate, High School of Folk Arts (Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

THE WORK'S ORGANIZATION OF THE COLLEGE OF CULTURE AND ART IN THE FORMAT OF THE QUALITY MANAGEMENT. The article analyzes the issues related to formation of monitoring of quality of educational process, which is seen as an integral part of learning process organization at a college of culture and art in general. Organization of monitoring of quality of educational process meets the regulatory requirements of Federal and Republican legislation in the development and implementation of the program of training of mid-level specialists for institutions of culture and arts of the Republic of Sakha (Yakutia). The author presents a system of monitoring through self-definitions of quality control of educational services. Each type of control is disclosed in the context of the characteristics of its main parameters, which have their own parameters and criteria of evaluation.

Key words: qualities of education, quality management, quality monitoring, forms of control.

И.Н. Сосина, аспирант Высшей школы народных искусств (институт), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ФОРМАТЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

В статье проанализированы вопросы, связанные с формированием мониторинга качества образовательного процесса, который рассматривается как составная часть организации обучения в колледже культуры и искусства в целом. Организация мониторинга качества образовательного процесса соответствует нормативным требованиям федерального и республиканского законодательства в части разработки и реализации программы подготовки специалистов среднего звена для учреждений культуры и искусства Республики Саха (Якутия). Автор представляет систему мониторинга через самостоятельные дефиниции контроля качества образовательной услуги. Каждый вид контроля раскрыт в контексте характеристики его основных параметров, которые имеют свои параметры и критериальные оценки.

Ключевые слова: качества образования, менеджмент качества, мониторинг качества, формы контроля.

Функционирующая система качества в профессиональном колледже культуры и искусства оказывает реальное влияние на организацию учебного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по соответствующей специальности (направлению подготовки).

Разработка ППсСз в колледже культуры и искусства начинается с определения и формулирования целей, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. Затем разрабатываются ее содержательная часть и порядок реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей. В ходе работы, решаются следующие задачи. Разработчиками определяется полный перечень дисциплин ППССЗ. Они же обеспечивают необходимую целостность образовательной программы: устанавливают

целесообразное соотношение между теоретической и практической составляющими содержания образования; определяют наиболее эффективные с точки зрения достижения поставленных целей виды учебных занятий, образовательные технологии.

Основным элементом ППССЗ является учебный план, который должен обеспечить: последовательность изучения дисциплин, основанную на их преемственности; рациональное распределение дисциплин по семестрам с позиций равномерности учебной работы студента; эффективное использование кадрового и материально-технического потенциала колледжа. Обязательными структурными элементами учебного плана являются: график учебного процесса; сводные данные по бюджету времени студента; план учебного процесса, включающий в себя перечень, объемы и последовательность изучения дисциплин, их распределение по видам учебных занятий, формы промежуточного и итогового контроля и итоговой аттестации. Учебный план является основным документом для составления расписаний учебных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.