Научная статья на тему 'Организация работы колледжа культуры и искусства в формате менеджмента качества'

Организация работы колледжа культуры и искусства в формате менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITIES OF EDUCATION / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА / QUALITY MONITORING / ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / FORMS OF CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сосина И. Н.

В статье проанализированы вопросы, связанные с формированием мониторинга качества образовательного процесса, который рассматривается как составная часть организации обучения в колледже культуры и искусства в целом. Организация мониторинга качества образовательного процесса соответствует нормативным требованиям федерального и республиканского законодательства в части разработки и реализации программы подготовки специалистов среднего звена для учреждений культуры и искусства Республики Саха (Якутия). Автор представляет систему мониторинга через самостоятельные дефиниции контроля качества образовательной услуги. Каждый вид контроля раскрыт в контексте характеристики его основных параметров, которые имеют свои параметры и критериальные оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK'S ORGANIZATION OF THE COLLEGE OF CULTURE AND ART IN THE FORMAT OF THE QUALITY MANAGEMENT

The article analyzes the issues related to formation of monitoring of quality of educational process, which is seen as an integral part of learning process organization at a college of culture and art in general. Organization of monitoring of quality of educational process meets the regulatory requirements of Federal and Republican legislation in the development and implementation of the program of training of mid-level specialists for institutions of culture and arts of the Republic of Sakha (Yakutia). The author presents a system of monitoring through self-definitions of quality control of educational services. Each type of control is disclosed in the context of the characteristics of its main parameters, which have their own parameters and criteria of evaluation.

Текст научной работы на тему «Организация работы колледжа культуры и искусства в формате менеджмента качества»

5. Принцип функциональности. Ориентирует на построение и структурирование образовательных стандартов на основе набора профессиональных функций, выделенных в результате функционального анализа профессиональной деятельности. Именно через реализацию данного принципа может быть осуществлен переход в системе подготовки учителя от «личност-но-знаниевого» к «личностно-функциональному» подходу.

Принцип функциональности определяет значимость и основную форму интеграции теоретического и практического компонентов обучений в среднем профессиональном образовании.

Библиографический список

6. Принцип модульного построения. Является логическим продолжением прежде обозначенного принципа функциональности. Модуль образовательного стандарта понимается как целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и соответствующий определённой функции (вида) профессиональной деятельности, отраженной в профессиональном стандарте. Модуль является значимым для сферы труда [5].

1. Силлабус «Этнопедагогика». Костанайский государственный педагогический университет, КГПИ, 2015.

2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Этнопедагогика». Под ред. В.П. Капленко, Б.К. Туяковой. Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова, 2011.

3. Нездемковская Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогики. Вестник Томского государственного университета, 2011; 5: 157 - 163

4. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5. Жемулин С.А. Педагогические условия и средства моделирования учебной деятельности. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2007; 13: 10 - 13.

References

1. Sillabus «'Etnopedagogika». Kostanajskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, KGPI, 2015.

2. Uchebno-metodicheskij kompleks po discipline «'Etnopedagogika». Pod red. V.P. Kaplenko, B.K. Tuyakovoj. Zapadno-Kazahstanskij gosudarstvennyj universitet im. M. Utemisova, 2011.

3. Nezdemkovskaya G.V. Zarozhdenie i razvitie 'etnopedagogiki. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011; 5: 157 - 163

4. Pedagogika ipsihologiya vysshejshkoly: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2002.

5. Zhemulin S.A. Pedagogicheskie usloviya i sredstva modelirovaniya uchebnoj deyatel'nosti. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2007; 13: 10 - 13.

Статья поступила в редакцию 07.06.17

УДК 378

Sosina I.N., postgraduate, High School of Folk Arts (Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

THE WORK'S ORGANIZATION OF THE COLLEGE OF CULTURE AND ART IN THE FORMAT OF THE QUALITY MANAGEMENT. The article analyzes the issues related to formation of monitoring of quality of educational process, which is seen as an integral part of learning process organization at a college of culture and art in general. Organization of monitoring of quality of educational process meets the regulatory requirements of Federal and Republican legislation in the development and implementation of the program of training of mid-level specialists for institutions of culture and arts of the Republic of Sakha (Yakutia). The author presents a system of monitoring through self-definitions of quality control of educational services. Each type of control is disclosed in the context of the characteristics of its main parameters, which have their own parameters and criteria of evaluation.

Key words: qualities of education, quality management, quality monitoring, forms of control.

И.Н. Сосина, аспирант Высшей школы народных искусств (институт), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ФОРМАТЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

В статье проанализированы вопросы, связанные с формированием мониторинга качества образовательного процесса, который рассматривается как составная часть организации обучения в колледже культуры и искусства в целом. Организация мониторинга качества образовательного процесса соответствует нормативным требованиям федерального и республиканского законодательства в части разработки и реализации программы подготовки специалистов среднего звена для учреждений культуры и искусства Республики Саха (Якутия). Автор представляет систему мониторинга через самостоятельные дефиниции контроля качества образовательной услуги. Каждый вид контроля раскрыт в контексте характеристики его основных параметров, которые имеют свои параметры и критериальные оценки.

Ключевые слова: качества образования, менеджмент качества, мониторинг качества, формы контроля.

Функционирующая система качества в профессиональном колледже культуры и искусства оказывает реальное влияние на организацию учебного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по соответствующей специальности (направлению подготовки).

Разработка ППсСз в колледже культуры и искусства начинается с определения и формулирования целей, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. Затем разрабатываются ее содержательная часть и порядок реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей. В ходе работы, решаются следующие задачи. Разработчиками определяется полный перечень дисциплин ППССЗ. Они же обеспечивают необходимую целостность образовательной программы: устанавливают

целесообразное соотношение между теоретической и практической составляющими содержания образования; определяют наиболее эффективные с точки зрения достижения поставленных целей виды учебных занятий, образовательные технологии.

Основным элементом ППССЗ является учебный план, который должен обеспечить: последовательность изучения дисциплин, основанную на их преемственности; рациональное распределение дисциплин по семестрам с позиций равномерности учебной работы студента; эффективное использование кадрового и материально-технического потенциала колледжа. Обязательными структурными элементами учебного плана являются: график учебного процесса; сводные данные по бюджету времени студента; план учебного процесса, включающий в себя перечень, объемы и последовательность изучения дисциплин, их распределение по видам учебных занятий, формы промежуточного и итогового контроля и итоговой аттестации. Учебный план является основным документом для составления расписаний учебных

занятий, экзаменационных сессий, практик и расчета учебной нагрузки.

Важными элементами в системе качества организации образовательного процесса является методическое обеспечение. В реализации основных профессиональных образовательных программ должны быть задействованы учебно-методические комплексы учебных дисциплин. УМК по учебной дисциплине -это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации учебного процесса основных образовательных программ, в соответствии с учебным планом. Он является одним из элементов организации образовательной деятельности. Основная цель УМК - предоставить студентам полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины, а для преподавателей обеспечить единый подход к содержанию, организации и методике обучения студентов учебной дисциплине, качественному оказанию консультационных услуг, осуществлению контроля усвоения знаний и выработке у студентов положительной мотивации к самостоятельной работе. УМК формируются в обязательном порядке по всем дисциплинам учебного плана, и является частью ППССЗ колледжа, разрабатываемой по каждой специальности. Цикловая комиссия-разработчик УМК является ответственной за качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям ФГОС СПО по подготовке студентов по специальностям, связанным с культурой и искусством, за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе, и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой. По мере необходимости (обязательно перед началом каждого учебного года) преподаватель, ответственный за разработку УМК по конкретной учебной дисциплине, осуществляет пополнение УМК новыми материалами и обновляет устаревшие.

В целях обеспечения качества планирующей документации ППССЗ, прежде всего учебный план, проходит согласование с работодателями. Практики, представители предприятий, организаций, других структур привлекаются к экспертизе учебных планов и ППССЗ еще на этапе их разработки, включаются в состав рабочих групп по разработке ППССЗ. Идеальный вариант, когда представители работодателей участвуют в учебном процессе колледжа, проводят учебные занятия, участвуют в работе аттестационных и экзаменационных комиссий. Таким образом, осуществляется постоянный контроль над разработкой учебного плана, составлением и содержанием образовательных программ.

Изменение содержания, внесение корректив в реализуемые ППССЗ, учебные планы производится ежегодно перед каждым новым учебным годом. В него включаются актуальные данные науки, современные требования работодателей по усилению практической или теоретической составляющей разрабатываемых документов. Процедура внесения изменений и дополнений в существующие документы та же, что и при принятии новых учебных планов и ППССЗ. Окончательное решение о внесении корректив содержание нормативных документов (учебных планов) принимает педагогический совет колледжа культуры и искусства по ходатайству соответствующей цикловой комиссии или отделения.

Важной процедурой в системе качества колледжа является систематическое обновление реализуемых в образовательном учреждении специальностей, направлений подготовки. Инициатива при этом может исходить от работодателя в виде заказа на подготовку специалистов определенной, новой для колледжа, направленности. Такая инициатива чаще всего исходит от руководства колледжа, исходя из современных требований рынка труда и конкурентоспособности профессионального колледжа [1]. При этом, в обязательном порядке учитываются возможности колледжа культуры и искусства, его преподавательского состава, наличия соответствующей развитой учебно-материальной базы.

Успешность и результативность функционирующей системы качества в профессиональном колледже обеспечивает созданная система контроля или система внутреннего мониторинга качества образовательной деятельности [2].

Система контроля качества образования в колледже представляет собой комплекс мероприятий и процедур внешнего и внутреннего характера, направленных на изучение и оценку процесса и результатов подготовки студентов по всем специальностям и формам обучения. Контроль качества образования

осуществляется в двух видах: контроль качества процессов, контроль качества результата. По форме реализации данные виды контроля делятся: на внутренний и внешний, плановый и внезапный.

Цель системы контроля - определение качества всех процессов колледжа и качества подготовки студентов, их соответствия компетентностными требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по соответствующей специальности; подготовка исходной информации для принятия управленческих решений по дальнейшему совершенствованию и развитию системы качества колледжа.

В основу системы контроля качества процессов и результатов подготовки студентов положены следующие основные принципы:

Полнота контроля - контроль эффективности функционирования всех процессов и качества подготовки всех студентов.

Плановость контроля - проведение контрольных мероприятий и процедур в соответствии с разработанным планом и согласованным с контролирующими и контролируемыми структурами.

Объективность контроля - снижение субъективного влияния сотрудников, преподавателей на результаты контроля. Объективность контроля качества образования обеспечивается внедрением компьютерных контролирующих систем, сочетанием внутреннего и внешнего контроля, разработкой разносторонних педагогических измерительных материалов.

Дифференцированность контроля - обязательность соответствия объема, глубины контроля целям образовательного процесса, индивидуальным, групповым и профессиональным особенностям преподавательского состава и студентов.

Гармоничное сочетание внешнего и внутреннего контроля качества на всех уровнях:

- контроля преподавателя и самоконтроля студентов;

- контроля цикловой комиссии и самоконтроля, самооценки преподавателями процесса и результата своей деятельности;

- контроля руководства колледжа за деятельностью отделений и внутреннему контроля и самообследования, самооценки своей деятельности и ее результатов педагогическим коллективом отделений.

Автоматизация контроля - применение электронных средств контроля с учетом специфики контролируемого процесса [3, с. 241].

Система контроля качества образования в колледже предполагает проведение входного, текущего (промежуточного) и итогового контроля знаний, умений и навыков обучаемых [4].

Цель входного контроля - оценка уровня общеобразовательной подготовки и личностно-профессионального развития абитуриентов и отбор наиболее подготовленных выпускников школ. Входной контроль реализуется по двум основным направлениям. Это работа с абитуриентами (проведение творческих олимпиад абитуриентов, консультирование школьников и учителей школ района в подготовке для обучения в сфере культуры и искусства, проведение занятий на факультете допрофесси-ональной подготовки). Другое направление связано с работой со студентами первого курса. Проведение диагностики, с целью изучения уровня готовности первокурсников к учебно-профессиональной деятельности, степени их адаптации к условиям обучения в среднем профессиональном учебном заведении, выявления уровня удовлетворенности учебным процессом. В этих целях проводится анкетирование, интервьюрование и специальные опросы студентов первого курса.

Текущий (промежуточный) контроль проводятся с целью проверки качества функционирования образовательного и других процессов в колледже, уровня усвоения студентами изучаемых учебных дисциплин, стимулирования учебной деятельности обучаемых и включения студентов в самооценку своих учебных достижений.

Внутренний контроль качества образовательного и других процессов в колледже осуществляется посредством:

- регулярной работы на отделениях и цикловых комиссиях групп ведущих специалистов (проверок) с целью изучения положения дел и оказания помощи в осуществлении учебно-воспитательной деятельности. Такие проверки могут быть комплексными. В этом случае изучаются и контролируются все вопросы деятельности структурного подразделения, или частными, в ходе которых изучается конкретные вопросы функционирования и совершенствования образовательного, воспитательного и. процессов в творческой образовательной среде;

- заслушивания на педагогическом совете отчетов заместителей, заведующих отделениями, других должностных лиц о решении конкретных задач повышения уровня и качества образовательного процесса в колледже культуры и искусства;

- отчетов педагогических коллектива о проводимой работе по улучшению качества подготовки современных специалистов для учреждений культуры и искусства Республики Саха (Якутия), совершенствованию содержания, методики и организации образовательного процесса. Спланированные заранее и прово-

Библиографический список

димые в доброжелательной, творческой обстановке, они способствуют поиску новых нестандартных решений учебно-воспитательных задач, мобилизации усилий преподавательского состава на достижение более высоких результатов своей деятельности.

Информационную основу для системы обеспечения качества подготовки специалистов составляет всесторонний мониторинг, а также аудиты условий и состояния образовательного процесса в колледже культуры и искусства [5, с. 213].

1. Аквазба Е.О. Проектирование системы менеджмента качества образовательной организации. Вестник Тюменского государственного нефтегазового университета. 2015; 1: 11 - 23.

2. Мазипов М.А., Сагитов Р.Ф. Система менеджмента качества в образовании. Вестник ОГУ. 2011; 2(121): 205 - 208.

3. Ивлев В.А. Применение программных средств для построения и функционирования системы управления качеством. Санкт-Петербург: КАРО, 2011.

4. Павлов П.С., Хафизов И.И. Менеджмент качества. Молодой ученый, 8 (42): 62 - 65.

5. Бакасова О.А. Качество образования и система менеджмента как основа конкурентоспособности современного образования. Владивосток, 2014.

References

1. Akvazba E.O. Proektirovanie sistemy menedzhmenta kachestva obrazovatel'noj organizacii. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo neftegazovogo universiteta. 2015; 1: 11 - 23.

2. Mazipov M.A., Sagitov R.F. Sistema menedzhmenta kachestva v obrazovanii. Vestnik OGU. 2011; 2(121): 205 - 208.

3. Ivlev V.A. Primenenie programmnyh sredstv dlya postroeniya i funkcionirovaniya sistemy upravleniya kachestvom. Sankt-Peterburg: KARO, 2011.

4. Pavlov P.S., Hafizov I.I. Menedzhment kachestva. Molodoj uchenyj, 8 (42): 62 - 65.

5. Bakasova O.A. Kachestvo obrazovaniya i sistema menedzhmenta kak osnova konkurentosposobnosti sovremennogo obrazovaniya. Vladivostok, 2014.

Статья поступила в редакцию 06.07.17

УДК 378

Stepanova S.I., postgraduate, High School of Folk Arts (Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

THE HISTORY OF THE VOCATIONAL EDUCATION IN THE SPHERE OF ART IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA).

The article considers the problem connected with the history of formation and development of art education in the Republic of Sakha (Yakutia) in general and in vocational education in particular. The material is structured according to certain periods, each period contains a summary of the essential characteristics. The author traces the integration process in the development of professional education in the field of artistic creation, which a serious impact on the development of theatre pedagogy as the main component of art education in Republican institutions, leading training institutions of culture and art of the Republic of Sakha (Yakutia). The article contains material that is associated not only with the historical past of art education, but conceptual directions of perspective development of the educational sector.

Key words: art education, theatre pedagogy, professional development, professional learning.

С.И. Степанова, аспирант Высшей школы народных искусств (Институт), г. Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

В статье рассмотрена проблема, связанная с историей становления и развития художественного образования в Республике Саха (Якутия) в целом и в профессиональном образовании, в частности. Представленный материал структурирован по определенным периодам, каждый период содержит краткую сущностную характеристику. Автором прослеживается интеграционный процесс в развитии профессионального образования в области художественного творчества, оказавшим серьезное влияние и на становление театральной педагогики как основного компонента художественного образования в республиканских учреждениях, ведущих подготовку кадров для учреждений культуры и искусства Республики Саха (Якутия). Статья содержит материал, связанный не только с историческим прошлым художественного образования, но концептуальные направления перспективного развития образовательной отрасли.

Ключевые слова: художественное образование, театральная педагогика, профессиональное становление, профессиональное обучение.

На протяжении длительного исторического времени в Якутии, по сути, не прерывалась духовная традиция, сохранялись и воспроизводились национальные основы художественного образования, этнопедагогические начала, народная педагогика. Доминируя в период становления формальной, государственной школы в девятнадцатом веке, сохраняясь в форме ценностей, языка обучения, искусства, трудовых навыков художественные школы Якутии обеспечивали «этногенетический потенциал», сохраняли возможность качественных цивилизационных преобразований на национальной основе. При этом эволюция системы образования периодически соединяла культуру и цивилизацию, этнопедагогику и современные, новейшие для того или иного периода художественные образовательные идеи и технологии, приходившие в Якутию через передовую русскую и европейскую

педагогику в условиях не столько миссионерства и русификаторства, сколько диалога, взаимовлияния и проникновения культур.

В советский период в Якутии впервые было отмечено, что преподавание в области художественного образования должно занять надлежащее место в ряду с другими образовательными предметами, обучение должно быть обязательным для всех [1]. Также отмечалось, что должны быть созданы специальные классы для занятий рисованием, черчением, лепкой, музыкой, хореографией, сценическим искусством оборудованные соответствующими материальными ресурсами. Все работы по художественному воспитанию подразделяли на изобразительные и драматические. Под изобразительной работой подразумевали рисование, лепку, работу из различных материалов, аппликацию, живопись, скульптуру, архитектуру и черчение. К драмати-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.