Летом 1902 года были открыты три учебные мастерские - в Палехе, Мстере и Холуе, и еще одна на юге России в селе Бо-рисовка Курской губернии. Учиться иконописанию могли православные мальчики не моложе десяти лет, уже обученные грамоте. За школами Комитета оставалась задача профессиональной подготовки учащихся, дополненная обучением церковной истории, археологии и иконографии.
По составленному Комитетом расписанию занятия для младшего и старшего отделений длились по восемь часов в день (два часа ученики занимались Законом Божиим, церковной археологией и иконографией, теоретическими основами рисунка и живописи; два часа - рисованием; четыре часа - иконописа-нием). Возглавлял каждую мастерскую профессиональный художник, отсюда, в обучение была привнесена систематичность преподавания, свойственная Академии Художеств. С 1902 года палехской мастерской заведовал Е.И. Стягов.
Наиболее сложным и ответственным делом было выбрать для каждой мастерской учителя иконописи, что было предоставлено решать сходу мастеров-иконописцев, которые выбирали предлагали Комитету кандидатуру. Первыми преподавателями иконного письма в Палехе были М.П. Парилов и И.А. Сафронов.
Н.М. Зиновьев, один из старейших мастеров палехской миниатюры, писал в своих воспоминаниях: «Обучение иконописному искусству в мастерской Комитета было несравненно лучше поставлено, чем в частных мастерских. И многие ученики из них убегали, поступая во вновь открытую комитетскую мастерскую. Открытие этой учебно-иконописной мастерской в Палехе было большим событием для всего иконописного дела. Это событие потрясло устои давно сложившихся иконописных производств...» [8, с. 31]. Уже в советское время новые профессиональные школы мастеров лаковой миниатюры во многом использовали и даже повторяли то, что было найдено и опробовано Комитетом попечительства о русской иконописи.
После Октябрьской революции иконописание оказалось ненужным и в 1924 году в Палехе была организована артель древнерусской живописи. Первыми в ней были всего семь мастеров: И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.И. Зубков, И.И. Зубков, А.В. Коту-хин, В.В. Котухин и И.В. Маркичев, которые явились основателями нового искусства - миниатюрной лаковой живописи, получившей всемирную известность своею изысканной тонкой красотой и чисто русскими традициями. Как отмечает А.В. Бакушинский, новое искусство палехской миниатюры позволило сохранить основы древнерусской живописи. Приводя примеры, традиционные для каждого типа иконописной композиции, художники пока-
Библиографический список
зывали, как они преломляются в палехской миниатюре, беря для этого произведения старых мастеров. Таким образом, в их работах собрано все традиционное, что послужило основой создания палехской лаковой миниатюрной живописи.
В 1969 году была издана книга Н.М. Зиновьева «Искусство Палеха», в которой он обобщил свой опыт художника-педагога, детально изложил сущность палехского искусства, проанализировал особенности и раскрыл значение и ценность традиций древнерусской живописи, которые собственно легли в основу палехского искусства. Большое внимание уделено подробному описанию традиционных художественных приемов, технике живописи, воспринятой от искусства прошлых веков (иконописи) [9].
Отдавая много времени и внимания своей работе педагога в Палехском художественном училище, Н.М. Зиновьев стремился к тому, чтобы ученики шире и глубже освоили лучшие традиции старого Палеха. С этой целью им была разработана своеобразная методика преподавания традиционной палехской живописи. Тщательно отобранные и выполненные им самим образцы («оригиналы») должны были помочь ученикам понять и освоить самое ценное для Палеха наследие древнерусской живописи различного времени, различных школ и направлений, их стилистические особенности, которые легли в основу искусства советского Палеха. Альбом-учебник содержит сто четыре рисунка; каждый имеет аннотацию, разъясняющую, откуда этот рисунок, для какой цели представлен, как он использовался и претворялся в творчестве первых мастеров нового искусства Палеха и как каждый из них может быть использован, применен и переработан в новых палехских композициях.
Тончайшие рисунки, выполненные для альбома по давней традиции иконописи в стиле черно-красного рисунка, раскрывают преемственность поздней иконописи от древнерусских традиций, показывают их органическую связь как по внутреннему содержанию, так и по форме. Зиновьев доказывает и наглядно показывает, что бережное отношение к традициям, их глубокое изучение необходимы для сохранения основного художественного строя современного искусства Палеха. Н.М. Зиновьев утверждает необходимость осваивать эти образцы «не только путем копирования, но и чувством переживания».
Таким образом, систематизация и обобщение исторического опыта обучения церковно-исторической живописи в Палехе позволяет сделать вывод, что решение актуальной проблемы формирования профессионального мастерства будущих художников палехской иконописи возможно на основе генезиса иконописного искусства Палеха и локально-региональных традиций в процессе обучения иконописи.
1. Бобров Ю.Г. Основы иконографии памятников христианского искусства. Москва: ООО Изд. Дом «Художественная школа», 2010: 260.
2. Флоренский П.А. Иконостас. Москва: Мир книги, Литература, 2007: 464.
3. Иулиания, монахиня (Соколова М.Н.). Труд иконописца. Москва: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995: 158.
4. Архимандрит Зинон (Теодор). Беседы иконописца. Псков, 2003: 144.
5. Некрасова М.А. Палехская миниатюра. Ленинград: Художник, 1978: 364.
6. Зиновьев Н.М. Стилистические традиции искусства Палеха. Ленинград: Художник РСФСР, 1981.
7. Колесова О.А. Палех и палешане. Путеводитель. Иваново: ИД «Референт», 2010: 156.
8. Зиновьев Н.М. Стилистические традиции искусства Палеха. Ленинград: Художник РСФСР, 1981.
9. Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. Ленинград: Художник РСФСР, 1975: 246.
References
1. Bobrov Yu.G. Osnovy ikonografiipamyatnikovhristianskogo iskusstva. Moskva: OOO Izd. Dom «Hudozhestvennaya shkola», 2010: 260.
2. Florenskij P.A. Ikonostas. Moskva: Mir knigi, Literatura, 2007: 464.
3. lulianiya, monahinya (Sokolova M.N.). Trud ikonopisca. Moskva: Svyato-Troickaya Sergieva lavra, 1995: 158.
4. Arhimandrit Zinon (Teodor). Besedyikonopisca. Pskov, 2003: 144.
5. Nekrasova M.A. Palehskaya miniatyura. Leningrad: Hudozhnik, 1978: 364.
6. Zinov'ev N.M. Stilisticheskie tradiciiiskusstva Paleha. Leningrad: Hudozhnik RSFSR, 1981.
7. Kolesova O.A. Paleh ipaleshane. Putevoditel'. Ivanovo: ID «Referent», 2010: 156.
8. Zinov'ev N.M. Stilisticheskie tradicii iskusstva Paleha. Leningrad: Hudozhnik RSFSR, 1981.
9. Zinov'ev N.M. Iskusstvo Paleha. Leningrad: Hudozhnik RSFSR, 1975: 246.
Статья поступила в редакцию 30.11.17
УДК 378
Kolobov V.N., senior teacher, Jewellery and Bone Carving Arts Department, Higher School of Folk Arts (Institute), (St. Petersburg, Russia), E-mail: vshni@mail.ru
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS IN THE FIELD OF ARTISTIC BONE CARVING PRODUCTION (PRACTICAL) DISCIPLINES. In the modern educational process in accordance with federal state educational standard on direction of training 54.03.02 the author introduces a competence-based approach, which in practice shows a high level of quality
training of future specialists. Analyzing the essential innovation of the standard, the author stresses that the changes of the standard stimulated the adjustment of the educational process in the context of mastering disciplines of the professional cycle, the formation of professional competencies of students in the field of artistic bone carving production (practical) disciplines. Theoretical propositions are supported with an analysis of experience of teaching "Design" and "Production skills" in the Higher school of folk arts.
Key words: professional competence, production (practical) discipline, production skills, planning, interdisciplinary connections, and carving.
В.Н. Колобов, ст. преп. каф. ювелирного и косторезного искусств, Высшая школа народных искусств (институт),
г. Санкт-Петербург, E-mail: vshni@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЗЬБЫ ПО КОСТИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ДИСЦИПЛИНАХ
В современный образовательный процесс в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.02 был внедрен компетентностный подход, который должен на практике показать высокий уровень качественной подготовки будущего специалиста. Анализируя сущностные нововведения стандарта, автор подчеркивает, что изменение стандарта стимулировало корректировку образовательного процесса в контексте освоения содержания дисциплин профессионального цикла, формирования профессиональных компетенций студентов в области художественной резьбы по кости на производственных (практических) дисциплинах. Теоретические положения подкреплены анализом опыта личного преподавания дисциплин «Проектирование» и «Производственное мастерство» в Высшей школе народных искусств.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, производственные (практические) дисциплины, производственное мастерство, проектирование, междисциплинарные связи, художественная резьба по кости.
Студенты, обучающиеся по программам высшего образования, уровень бакалавриат, в области художественной резьбы по кости за время учебы должны приобрести не только знания, умения и навыки, необходимые для успешной самореализации в профессиональной сфере, но и развить и воспитать в себе новые профессиональные компетенции.
В современный образовательный процесс в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.02 был внедрен компетентностный подход, который должен на практике показать высокий уровень качественной подготовки будущего специалиста. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры с компетентностями, которые подразумевает четкую формулировку специальных и универсальных качеств личности, которые необходимых для профессиональной деятельности.
Цель современного образовательного процесса заключается в развитии личности обучающегося, формировании определённых общих и профессиональных компетенций [1]. В становлении профессиональных компетенций у студентов принимают участие педагоги специальных дисциплин.
Одной из главных основ в формировании профессиональных компетенций является междисциплинарная связь. Учебные задания с междисциплинарными связями способствуют формированию целостного восприятия картины по выбранному направлению у обучающихся, пониманию связей между дисциплинами, помогают получить умения применять знания одной из дисциплин к знаниям другой. Кроме того, связь между общепрофессиональными и профессиональными дисциплинами позволяет обеспечить формирование как общих, так и профессиональных компетенций.
Рассмотрим на примере дисциплин «Проектирование» и «Производственное мастерство», междисциплинарную связь, которая способствует формированию профессиональных компетенций ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.02.
Дисциплина «Проектирование» занимает особое место в системе высшего образования в области художественной резьбы по кости. Цель дисциплины «Проектирование» заключается в формировании профессионала, который знает и умеет использовать основные законы композиции в разработке и проектировании косторезных изделий, имеет общие представления о физических свойствах поделочных материалов, их структуре и технологии обработки, на основе которых проектирует качественные косторезные изделия. Главная задача дисциплины -изучение традиций холмогорского косторезного искусства и приобретение умения на основе традиций создавать собственные проекты современных косторезных изделий.
Дисциплина «Проектирование» изучается в процессе выполнения практических заданий, изучения косторезных изделий, выполнения зарисовок, эскизов, копий косторезных изделий. В процессе работы используются материалы из методического
фонда учебного заведения, альбомы, фотографии из журналов, образцы в материале.
При выполнении учебных заданий студенты приобретают знания, умения и навыки, необходимые для развития творческого мышления, позволяющего создавать высокохудожественные изделия [2]. Теоретические занятия включают в себя объяснение целей и задач каждого задания, ознакомление с иллюстративно-методическим материалом. Практические занятия предусматривают самостоятельную работу студентов по сбору и переработке материала, разработке и выполнению проектов.
Готовый проект косторезного изделия должен отвечать таким требованиям, как: качественное композиционное решение изделий с соблюдением пропорций и законов композиции; конструктивное решение; технологические возможности исполнения изделия из поделочного материала. Практические задания объединяет поэтапное выполнение проекта.
В соответствие с ФГОС 54.03.02 от 12.01.2016 требования к результатам освоения дисциплины «Проектирование» заключаются в следующем [3]: художник народных художественных промыслов должен обладать следующими профессиональными компетенциями: способностью владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи, элементарными профессиональными навыками скульптора, современной шрифтовой культурой, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями (ПК-1); способностью создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства (ДПИ) и народных промыслов индивидуального и инте-рьерного значения и воплощать их в материале (ПК-2); собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (ПК-3); к определению целей, отбору содержания, организации проектной работы, синтезированию набора возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта, готовностью к разработке проектных идей, основанных на творческом подходе к поставленным задачам, созданию комплексных функциональных и композиционных решений (ПК-4).
Дисциплина «Производственное мастерство» - одна из основных дисциплин высшего образования; составляет основу для художественной подготовки высококвалифицированных бакалавров в области художественной резьбы по кости.
Программа «Производственное мастерство» предусматривает применение полученных знаний и навыков в практической деятельности, в решении актуальных художественно-образных задач, имеющих непосредственное отношение к профилю «Художественная резьба по кости» бакалавров по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Программа предполагает изучение основ мастерства по всем видам технического исполнения: гравировке, ажурной и рельефной резьбе, малой объемной пластике, «оклейным» работам, а также знакомят с окрашиванием кости. Задания ориен-
тированы на изучение технологий изготовления изделий традиционного холмогорского промысла на занятиях дисциплины.
Учебный процесс распределен по заданиям, каждое из которых содержит технологический процесс выполнения изделий, включающий три раздела технологических операций. 1. Подготовительные операции. Технологические операции, включающие в себя функции выполнения подготовительных действий, в которые входят: подбор и заготовка материала, распиловка материала на части (заготовки) с определенным запасом для последующего выполнения точной формы изделия, заготовка пластинок для оклейных работ и их отбеливание, шлифование заготовок. 2. Основные операции. Технологические операции, выполняемые после подготовительных, включающие в себя те действия, при которых выполняются художественная обработка и форма изделия, точная подгонка оклейных работ (шлифовка или притирка сторон соседних частей изделия соединяющихся между собой), нанесение рисунка на поверхность заготовок, художественная резьба материала. 3. Завершающие операции. Технологические операции, которые выполняются после всех вышеперечисленных, и включают в себя: окончательную шлифовку и полировку изделия, отбеливание в перекиси водорода, тонировка, декоративная разработка фактуры изделий.
Таким образом, содержание дисциплины «Производственное мастерство» нацелено на формирование следующих компетенций; способность владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями (ПК-1); способность создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале (ПК-2); способность обладать знаниями и конкретными представлениями об основах художественно-промышленного производства и основными экономическими расчетами художественного проекта; способен к работе в коллективе, постановке профессиональных задач и принятию мер по их решению, способен нести ответственность за качество продукции (ПК-5); способность копировать бытовые изделия традиционного прикладного искусства (ТПИ) (ПК-8); способность варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими процессами (ПК-9); способность составлять технологические карты исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства (ПК-10); контролировать качество изготавливаемых изделий (ПК-11). Таким образом, в результате изучения дисциплины студенты должны: знать: основы скульптуры, виды скульптуры и технология выполнения скульптурных работ в материале; основы художественного проектирования изделий из кости; основные представления об основах художественно-промышленного производства; способы работы с группой в мастерской; основные профессиональные задачи; основные требования к качеству своей продукции; основные способы копирования и иметь представления об изделиях ДПИ; стили, мотивы и орнаменты традиционных изделий ДПИ; последовательность выполнения изделия; требования к качеству исполнения изделий; уметь: выполнять основные виды ажурных, рельефных и объемных изделий в материале: кость (цевка), рога, зубы и т.п.; подбирать материал по выполненному художественно-графическому проекту и выполнять изделие из кости; работать на художественно-промышленном производстве (фабрика, мастерские); распределять технологические опе-
Библиографический список
рации и задания в коллективе; ставить и выполнять различные задачи по своей профессии; оценивать состояние и стоимость изделий; копировать изделия в материале; перерабатывать и видоизменять традиционные стили и технологию изготовления изделий ДПИ; внедрять новые технологии в изготовление изделий; составлять и выполнять план технологических операций при изготовлении изделий; определять и анализировать качества исполнения изделий; владеть: приемами и методами профессиональной деятельности при изготовлении художественных изделий из кости; навыками изготовления художественных изделий из кости по своим художественно-графическим проектам; основами художественно-промышленного производства; навыками работы в группе; навыками решения профессиональных задач; навыками изготовления качественных изделий в материале; навыками копирования бытовых изделий ТПИ; Навыками изготовления изделий ДПИ на новом технологическом оборудовании; навыками составления технологической карты; выполнения технологических операций при изготовлении изделий; навыками работы с материалами и изделиями в области резьбы по кости.
Формирование вышеперечисленных компетенций происходит и в рамках дисциплин профессионального цикла, и на смежных дисциплинах, в результате все большее значение приобретает междисциплинарная связь. Междисциплинарные связи имеют положительный эффект, так как студенты получают представление о целостности и последовательности воплощения изделия, начиная с обычных эскизов, далее проекта, и конечный вариант - изготовление изделия в материале. На занятиях с междисциплинарными связями рассматриваются различные объекты, связанные между различными учебными дисциплинами.
Занятия тем или иным видом искусства, в том числе, и про-ектно-художественной деятельностью, наиболее эффективны при индивидуальной работе педагога с обучающимися. В нашем случае - это студент (бакалавр). В связи с этим можно говорить, что при обучении бакалавров и магистров необходимо использовать личностный подход, ориентированный на формирование его профессиональных качеств. Малочисленность групп, которые состоят из нескольких человек, ориентирует на применение индивидуального подхода к студентам в процессе обучения [4].
Не меньшее значение приобретает и использование информационных технологий в учебном процессе [5]. Это может способствовать: повышению интереса студентов к процессу обучения; активизации творческой деятельности; повышению уровня технической грамотности». Например, использование графического редактора при проектировании изделий и дальнейшего выполнения в материале.
На основе грамотного планирования действий студентами, под руководством педагога можно решать следующие задачи связанных дисциплин: применять теоретические знания на практике; формировать поисковый стиль мышления; визуализация проекта на бумаге или на мониторе ПК; находить орнаментальное и цветовое решения проектируемого изделия, декоративно перерабатывать композиции изделий; вовремя распознавать неполадки в работе оборудования или подмечать признаки отклонений от нормального хода технологического процесса; предвидеть или устранять различные виды брака, как в оборудовании, так и при изготовлении изделий; оценивать правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места; соблюдать последовательность выполнения технологических операций; выполнять установленные количественные показатели (нормы времени, выработки); оценивать степень самостоятельности и качества выполнения задания.
1. Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н. Образование в пространстве культуры: монография. Санкт-Петербург: СПб АППО, 2012.
2. Максимович В.Ф. Профессиональное образование в традиционном прикладном искусстве: проблемы и перспективы. Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы XIII Международной научно-практической конференции, ноябрь 2007 г. Под общей редакцией С.И. Назаровой. Санкт-Петербург, 2008: 3 - 10.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата). Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. № 10.
4. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие. Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.
5. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Под редакцией Н.В. Бордовской. Москва: КНОРУС, 2013.
References
1. Vanyushkina L.M., Korobkova E.N. Obrazovanie vprostranstve kul'tury: monografiya. Sankt-Peterburg: SPb APPO, 2012.
2. Maksimovich V.F. Professional'noe obrazovanie v tradicionnom prikladnom iskusstve: problemy i perspektivy. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: Materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, noyabr' 2007 g. Pod obschej redakciej S.I. Nazarovoj. Sankt-Peterburg, 2008: 3 - 10.
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly (uroven'bakalavriata). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12 yanvarya 2016 g. № 10.
4. Skakun V.A. Organizaciya imetodika professional'nogo obucheniya: uchebnoe posobie. Moskva: FORUM: INFRA-M, 2007.
5. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Pod redakciej N.V. Bordovskoj. Moskva: KNORUS, 2013.
Статья поступила в редакцию 30.11.17
УДК 378
Naumov V.N., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Director of Bogorodsky Branch of Higher School of Folk Arts (Institute)
(Bogorodskoye, Moscow Region, Russia), E-mail: BHPY@yandex.ru
THE HISTORY OF BOGORODSKAYA WOODCARVIN. The article presents the historical stages of formation and development of Bogorodskoye woodcarving. The author reveals the specifics of the technological features of creating bogorodskaya toys in relation to Sergiev Posad, characterizes the range of its main themes and plots; describes the contribution of individual artists. Special attention is paid to the description of the history of vocational training in Bogorodskoye fishery, which is associated with the activities of vocational schools. Modern preservation and development of traditions of Bogorodskaya thread, canonical plots and images, techniques of carving due to the activities of Bogorodskoe branch of the Higher school of folk arts, training artists in traditional art direction.
Key words: woodcarving, Bogorodskaya toy, Bogorodskaya carving, professional education.
В.Н. Наумов, канд. юр. наук, доц., директор Богородского филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств
(институт)», пгт. Богородское, E-mail: BHPY@yandex.ru
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БОГОРОДСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ
В статье представлены исторические этапы формирования и развития промысла богородской резьбы по дереву. Автор выявляется специфику технологических особенностей создания богородской игрушки по отношению к сергиево-посадской; характеризует круг ее основных тем и сюжетов; описывает вклад отдельных мастеров. Особое внимание уделено описанию истории становления профессионального обучения в богородском промысле, которое связано с деятельностью Профтехшколы. Современное сохранения и развитие традиций богородской резьбы, каноничных сюжетов и образов, техники резьбы обусловлено деятельностью Богородского филиала Высшей школы народных искусств, осуществляющего подготовку художников традиционного прикладного искусства этого направления.
Ключевые слова: резьба по дереву, богородская игрушка, богородская резьба, профессиональное образование.
Богородская резьба издавна славится не только в России, но и за рубежом. Она названа так по месту своего происхождения - поселку Богородское, находящимся недалеко от Сергиева Посада. Резьба в Богородском зародилась более 300 лет назад, как «дочерний промысел Сергиевского посада» [1]. Промыслы Сергиева Посада и Богородского имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной и рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.
С момента разделения промыслов Сергиева Посада и села Богородского, мастера богородчане показали незаурядные способности. Творческая самостоятельность определила круг интересующих их тем, своеобразную трактовку образов, появились самостоятельные творческие произведения - игрушки с движением, изображение человека и животных, сложные многофигурные композиции. Постепенно у богородских резчиков выработалась своя художественная манера, несколько отличная от посадских резчиков, она характеризуется большей обобщенностью образов, схематичностью и простой моделирования форм.
Техника резьбы и у богородских, и у посадских мастеров была идентичной, но богородские мастера выполняли свои изделия «в белье», т. е. не окрашивали. Такой прием в оформлении позволяет любоваться не только пластической формой богородской игрушки, но естественной красотой выдержанной липы, -наиболее любимого материала.
Ремесло осваивалось в семье, когда младшие перенимали секреты мастерства старших из рук в руки. Издавна повелось, что мастера хранили свои «секреты» и передавали их только сыновьям и внукам. Такие традиции соблюдались вплоть до XX века.
Борогодские мастера создавали образы представителей народа и высших классов: крестьян и ремесленников, дам и гусаров, помещиков и чиновников, монахов и монашек. Наряду с отдельными фигурками появляются и сюжетные композиции: «Катание в санях», «Тройка», «Франт на прогулке», «В кузнице», «Рубка капусты», «Дровосеки» и другие.
С момента отделения богородского промысла от Сергиева Посада, на нём с некоторой долей условности можно выделить две линии - выполнение собственно игрушки и декоративной скульптуры. Чаще всего выполнялись отдельные скульптуры -
статуэтки, изображающие крестьян, занимающихся повседневным трудом. Как правило, они отличались пропорциональностью, округлостью и плавностью линий. Темы эти продолжали разрабатываться мастерами вплоть до 1920-х годов.
Развитие богородского промысла связано с именем Н.Д. Бартрама, который с 1904 года работал художником в Московском губернском земстве и являлся художником земского кустарного музея. Благодаря его деятельности богородские мастера стали использовать образы народного лубка, гравюр [2]. Работа с графических источников расширила тематику скульптуры. На промысле стали создаваться крупные многофигурные композиции. Одним из результатов деятельности художников и представителей земства стало активное участие богородских резчиков в разнообразных выставках.
В первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт. Из мастеров, работавших после революции 1917 года, широкую известность приобрел И.К. Стулов, создавший ряд скульптур на советскую тематику. Лучшие его скульптуры: «Соколиная охота», «Охотник с тетеревом», отличаются красотой контура, тонкостью фактурной разработки. Великолепно проявил себя художник и в создании скульптур на сказочную тему: «Трудолюбивый медведь», «Вершки и корешки», «Маша и медведь», в них наиболее полно сохраняются черты народной пластики.
В 1922 году мастерскую переименовали в Профтехшколу. В 1923 году была восстановлена артель, в которой продолжили свою работу мастера старшего поколения. Богородский художественный промысел становится одним из ведущих в стране. При создании новых произведений мастера остаются верны традиции богородской игрушки и скульптуры - живого, непосредственного и быстрого отклика на всё происходящее в жизни.
Тема Гражданской войны получила воплощение в скульптурных вариантах чапаевской тачанки - это своеобразная переработка старой русской «Тройки». Тема тройки по-новому звучит в скульптурах В.С. Зинина, Н.И. Максимова, А.А. Пронина, С.П. Устратова.
В следующие десятилетия ХХ века в Богородском появляется тяготение к сказочным героям, образам русской народной сказки. Одним из интереснейших мастеров, разрабатывавших сказочную тему, был Н.А. Ерошкин. В музее игрушки и фон-