Научная статья на тему 'Комплекс педагогических условий реализации ФГОС СПО в профессиональной школе культуры и искусства на основе проектно-целевого подхода'

Комплекс педагогических условий реализации ФГОС СПО в профессиональной школе культуры и искусства на основе проектно-целевого подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФГОС СПО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / ART COMPETENCE / FGOS SPO OF VOCATIONAL SCHOOL OF CULTURE AND ART / PROJECT AND TARGET APPROACH / COMPLEX OF PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Лариса Юрьевна

В статье обозначены задачи внедрения ФГОС СПО в профессиональной школе культуры и искусства, которые могут быть решены при помощи разработанного комплекса педагогических условий на основе проектно-целевого подхода. Данный комплекс рассматривается как конкретно-научная группа условий, используемая для обоснования педагогической системы проектно-целевых механизмов, обеспечивающих эффективное формирование общих и профессиональных компетенций в контексте художественной компетентности будущих специалистов сферы культуры и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION SPO FGOS AT VOCATIONAL SCHOOL OF CULTURE AND ARTS ON THE BASIS OF DESIGN AND TARGET APPROACH

In article tasks of implementation of FGOS SPO at vocational school of culture and art which can be solved by means of a developed complex of pedagogical conditions on the basis of project and target approach are designated. This complex is considered as the specific science team of conditions used for reasons for pedagogical system of the project and target mechanisms providing effective forming of general and professional powers in the context of art competence of future specialists of the sphere of culture and art.

Текст научной работы на тему «Комплекс педагогических условий реализации ФГОС СПО в профессиональной школе культуры и искусства на основе проектно-целевого подхода»

УДК З78

КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ

ФГОС СПО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КУЛЬТУРЫ

И ИСКУССТВА НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА

Л.Ю. Мухаметзянова1

1Статъя подготовлена в рамках реализации государственного задания р/21 в сфере научных исследований

Аннотация. В статье обозначены задачи внедрения ФГОС СПО в профессиональной школе культуры и искусства, которые могут быть решены при помощи разработанного комплекса педагогических условий на основе проектно-целевого подхода. Данный комплекс рассматривается как конкретно-научная группа условий, используемая для обоснования педагогической системы проектно-целевых механизмов, обеспечивающих эффективное формирование общих и профессиональных компетенций в контексте художественной компетентности будущих специалистов сферы культуры и искусства.

Ключевые слова: художественная компетентность, ФГОС СПО в профессиональной школе культуры и искусства, проектно-целевой подход, комплекс педагогических условий.

COMPLEX OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION

SPO FGOS AT VOCATIONAL SCHOOL OF CULTURE

AND ARTS ON THE BASIS OF DESIGN AND TARGET APPROACH

L. Mukhametzyanova

Abstract. In article tasks of implementation of FGOS SPO at vocational school of culture and art which can be solved by means of a developed complex of pedagogical conditions on the basis of project and target approach are designated. This complex is considered as the specific science team of conditions used for reasons for pedagogical system of the project and target mechanisms providing effective forming of general and professional powers in the context of art competence of future specialists of the sphere of culture and art.

Keywords: art competence, FGOS SPO of vocational school of culture and art, project and target approach, complex of pedagogical conditions.

На современном этапе перед профессиональным образованием будущего специалиста сферы культуры и искусства поставлена задача подготовки компетентных высококвалифицированных специалистов,

характеризующихся ориентированностью на общечеловеческие ценности, способностью к художественно-творческому измерению своих достижений.

Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт профессиональной школы культуры и искусства определяет нормативно-правовые и организационно-методические требования, которые должны быть реализованы при разработки учебных программ

[5].

В качестве основного условия, при котором эти требования могут быть эффективно реализованы выступает научно-методическая обеспеченность внедрения федеральных государственных образовательных стандартов посредством использования методик, технологий, коммуникаций, критериально-диагностического

инструментария мониторинга качества учебно-познавательной деятельности и её результатов, ориентируемых на конкретный ожидаемый результат.

В статье 83 «Особенности реализации образовательных программ в области искусств» Закона об образовании (2012 г.) [6] прописаны основные постулаты реализации ФГОС СПО в профессиональной школе профиля культуры и искусства:

1. Разработка интегрированных образовательных программ в области искусств, направленная на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств.

2. Интегрированные образовательные программы в области искусств реализуются в профессиональных образовательных организациях в очной форме обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования в области

искусств, обеспечивающими получение среднего профессионального образования, а также удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся в целях развития их художественной компетентности.

3. На обучающихся по интегрированным образовательным программам в области искусств до получения ими основного общего образования распространяются права и обязанности обучающихся по образовательным программам основного общего образования, в период получения ими среднего общего образования и среднего профессионального образования.

Выявлены следующие особенности ФГОС СПО в профессиональной хореографической школе:

1. В ФГОС СПО сферы культуры и искусства впервые получила отражение квалификация «Артист балета, преподаватель», в которой прописаны следующие виды деятельности: творческая исполнительская деятельность (в качестве артиста балета в концертно-театральных организациях) и педагогическая (учебно-методическое и документальное обеспечение учебного процесса в детских школах искусств, детских хореографических школах,

общеобразовательных учреждениях).

Материалы анкетного опроса студентов ГАОУ СПО «Казанское хореографическое училище» показали, что до 80% опрошенных связывают свою дальнейшую профессиональную деятельность с педагогической деятельностью, поэтому возникает необходимость научно -методического обеспечения педагогической подготовки студентов в процессе реализации ФГОС СПО.

В требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования профиля культуры и искусства, должен обладать следующими компетенциями в области педагогической деятельности:

ПК 2.1. Способность использовать знания в области психологии и педагогики в педагогической деятельности.

ПК 2.2. Способность использовать знания в области общепрофессиональных и специальных дисциплин в педагогической деятельности.

ПК 2.3. Способность принимать участие в методической работе, использовать базовые методические знания и навыки, полученные в процессе профессиональной практики.

ПК 2.4. Способность использовать современные технические средства в образовательном процессе.

ПК 2.5. Способность применять знания принципов организации образовательного процесса.

ПК 2.6. Способность к соблюдению этических и правовых норм в сфере профессиональной деятельности.

ПК 2.7. Готовность принимать участие в культурно-просветительской концертной

деятельности.

2. Обязательная часть профессионального цикла ООП СПО в контексте ФГОС в профессиональной школе культуры и искусства составляет около 70% от общего объема времени, отведенного на его освоение. Вариативная часть (около 30%) дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием обязательных дисциплин (модулей) и позволяющих обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности.

3. В ФГОС профессиональной школы культуры и искусства нет учета при выборе профиля ООП, его соизмерения с предметными областями, дисциплинами и уровнями общего образования, на которые он рассчитан.

4. Общекультурные и профессиональные компетенции, представленные в ФГОС профессиональной школы культуры и искусства, недостаточно соизмеряются с личностными и предметными результатами освоения ООП.

5. Профессиональная школа культуры и искусства не в полной мере обеспечена учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими рекомендациями по дисциплинам социально-гуманитарного цикла, отражающими интеграцию профессиональной и общеобразовательной подготовки студентов в контексте ФГОС СПО.

Обеспечение эффективности

образовательного процесса в средней профессиональной школе культуры и искусства в процессе реализации ФГОС СПО детерминирует следующие инновационные подходы:

- проектно-целевой подход к реализации ФГОС в гуманитарной подготовке (Р.Х. Гильмеева, Г.В. Мухаметзянова, Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.Ю. Мухметзянова, Л.П. Тихонова, Г.А. Шайхутдинова, В.Н. Корчагин, В.В. Аксенов);

— педагогическое проектирование целей профессионального образования (В.П. Беспалько, О.С. Гребенюк, И.А. Колесникова. М.П.

Горчакова-Сибирская, Г.В. Мухаметзянова, A.M. Новиков и др.);

- компетентностный подход (И.Г. Агапов, В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Г.И. Ибрагимов, В.А. Кальней, А.А. Пинский, Дж. Равен, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов, Т. Brittel, N. Chomsky, Т. Hoffman, D. Hymes и др.);

- системно-деятельностный подход к обучению (В.Г. Афанасьев, Ф.Ф. Королёв, Ю.К. Бабанский, А.М. Новиков, Н.М. Таланчук и др.);

- культурологический подход к образованию (И.И. Ашмарин, И.В. Бестужев-Лада, М.М. Бахтин, B.C. Библер, JI.A. Вербицкая, С.И. Гессен, А.Я. Данилюк, А.С. Запесоцкий, Д. Зиглер, В.П. Зинченко, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Г.В. Мухаметзянова, Ч.П. Сноу, М. Хоркхаймер, Л. Хьем, М.Д. Щелкунов, B.S. Bloom, А.Н. Masloow и др.).

Комплекс педагогических условий реализации ФГОС СПО профиля культуры и искусства на основе проектно-целевого подхода раскрывается как конкретно-научная группа условий, используемая для обоснования педагогической системы проектно-целевых механизмов с целью определения совокупности ее возможностей, обеспечивающих эффективное формирование художественной компетентности студентов.

Художественная компетентность студентов профессиональной школы культуры и искусства рассматривается как интегративное целостное профессионально-личностное образование,

включающее способность и готовность осуществлять деятельность по применению художественно-исполнительских и

педагогических знаний, умений и навыков; владеть общими и профессиональными компетенциями и применять их в художественно-образовательных и жизненных ситуациях [3]. В процессе формирования художественной компетентности будущего специалиста сферы культуры и искусства нужна особая технология профессионального обучения, поскольку такие качества, как эмпатия, эмоциональный интеллект, способность к импровизации и другие не усваиваются вместе с базовыми научными знаниями [2]. В этом процессе во многом могут помочь арт-технологии, главные черты которых - глубокая индивидуализация, творческий характер деятельности и стремление проникнуть в природу личной выразительности. Эти технологии формируют мотивационно-ценностное отношение студента к содержанию образования; эмоциональное восприятие материала способствует сохранению устойчивого внимания и интереса; появляется чувство

раскованности, свободы, расположенности к собеседнику; способность переводить знания в личностный смысл, развивается позитивное творческое самочувствие и вдохновение [1].

В качестве комплекса педагогических условий реализации педагогической системы проектно-целевых механизмов выступают:

1. Интегративное модульное структурирование основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по специальности (профессии) и учебных планов по общеобразовательным дисциплинам, направленное на выявление соответствия качества разработанной нормативно-правовой и учебно-методической документации, регламентирующей содержание и реализацию процесса освоения основных образовательных программ установленным требованиям ФГОС в профессиональной школе культуры и искусства. Критерии и показатели выраженности данного условия обеспечивают возможность оценки модульного структурирования учебного плана, учебных программ, учебно-методических комплексов в контексте формирования художественной компетентности студентов.

2. Технологическая и дидактико-методическая обеспеченность преподавания учебных дисциплин на основе использования арт-технологий как культурно-творческой формы образовательных инноваций, ориентированных на проектирование и реализацию художественно-творческой траектории профессионально-личностного развития будущего специалиста сферы культуры и искусства.

3. Системная диагностика формирования художественной компетентности на различных этапах обучения в периоды текущей, промежуточной и итоговой аттестации.

Результатом поэтапного сопровождения комплекса педагогических условий реализации проектно-целевого подхода в процессе преподавания гуманитарных дисциплин выступает разработанная онтологическая модель как системно-структурное образование [4]. Назначение этой модели состоит в том, чтобы представить пространственно-временное

обеспечение формирования художественной компетентности в рамках ФГОС СПО основной образовательной программы. Разработка и реализация онтологической модели проводятся поэтапно. На первом этапе — проектно-поисковом - проводится отбор и систематизация общих компетенций во взаимосвязи с

профессиональными в контексте их художественно-творческой направленности. Второй этап - проектно-пилотажный — создание алгоритмов разработки модульных учебных

программ и технологических процедур их применения в образовательном процессе. На третьем - нормативно-оценочном этапе -осуществляется опытно-экспериментальная

проверка комплекса педагогических условий формирования художественной компетентности будущих специалистов сферы культуры и искусства.

Комплекс организационно-педагогических условий реализации ФГОС СПО на основе

проектно-целевого подхода

Интегративное модульное структурирование

Технологическая и дидактико-методическая обеспеченность

Системная диагностика формирования художественной компетентности

Рисунок 1. - Онтологическая модель поэтапного сопровождения комплекса педагогических условий реализации ФГОС СПО на основе проектно-целевого подхода

Системная диагностика формирования художественной компетентности позволила выявить следующую позитивную динамику усредненных показателей на начальном и заключительном этапах в контрольной и

экспериментальной группах на

экспериментальной площадке: ГАПОУ СПО «Казанское хореографическое училище» (преподаватели-экспериментаторы Ипатова Л.Н., Новикова Р.Т., Попова Т.А., Волошина О.Е).

Таблица 1. - Динамика изменения усредненных показателей сформированности художественной компетентности студентов

Уровни художественной Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

компетентности

Кол-во учащихся Контрольная группа Экспериментальная группа

Начальный этап 72,5% 17,3% 10,2% 72,7% 19% 18,3%

Заключительный этап 59,3% 23,7% 19,4% 27,5% 42% 42,5%

Изменения показателей 13,2% 6,4% 9,2% 44,2% 23% 36,2%

Измерения на основе выборки 162 человек (79 студентов контрольной группы и 82 студента — экспериментальной) показывают, что количество студентов с низким уровнем художественной компетентности уменьшилось в контрольной группе с 72,5% до 59,3% (на 13,2%), а в экспериментальной группе соответственно с 72,7% до 27,5% (на 44,2%).

Количество студентов со средним уровнем художественной компетентности увеличилось в контрольной группе с 17,3% до 23,7% (на 6,4%), а в экспериментальной группе с 19% до 42% (на 23%).

Количество студентов с высоким уровнем художественной компетентности увеличилось в контрольной группе с 10,2% до 19,4% (на 9,2%), а в экспериментальной группе с 18,3% до 42,5% (на 36,2%).

Таким образом, результаты ОЭР свидетельствуют о том, что разработанный комплекс педагогических условий реализации ФГОС СПО на основе проектно-целевого подхода обеспечивает эффективное

формирование художественной компетентности будущих специалистов сферы культуры и искусства.

Литература:

1. Арт-педагогика: учебно-методическое пособие для учреждений профессионального образования / Л.Ю. Мухаметзянова. - Казань: Изд-во «Данис», ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО. - 2014. - 120 с.

2 Булатова О.С. Педагогический артистизм / О.С. Булатова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 240 с.

3. Мухаметзянова Ф.Ш. Литературная подготовка в профессиональной школе/ Ф.Ш. Мухаметзянова, Р.Х. Гильмеева, Л.Ю. Мухаметзянова, В.Н. Корчагин, Г.А. Шайхутдинова, В.В. Аксенов//Педагогика №5. - М., 2014. - С.47-54.

4. Онтологические модели представления знаний для адаптивного поиска образовательных ресурсов алгоритмом рассуждений по прецендентам //

Фундаментальные исследования. - 2013. - № 4(Ч. 3). -С. 608-611.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 071201 «Искусство балета». Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 N 35 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 071201 Искусство балета» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.05.2011 N 20744).

6. Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598, «Российская газета», N 303, 31.12.2012.

Сведения об авторе:

Мухаметзянова Лариса Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: lar_ur@list.ru

Data about the author:

L. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: lar_ur@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.