Научная статья на тему 'Технологии реализации ФГОС СПО в процессе гуманитарной подготовки на основе проектно-целевого подхода'

Технологии реализации ФГОС СПО в процессе гуманитарной подготовки на основе проектно-целевого подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ФГОС СПО / ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА / ГУМАНИТАРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / DESIGN-ORIENTED APPROACH / GEF ACT / HUMANITARIAN TRAINING / HUMANITARIAN COMPETENCE / CLASSIFICATION CHARACTERISTICS OF HUMANITARIAN TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмеева Римма Хамидовна, Мухаметзянова Лариса Юрьевна

Содержание статьи направлено на решение задачи разработки эффективных технологий реализации ФГОС СПО в преподавании гуманитарных дисциплин, так как в современной образовательной практике профессиональной школы наблюдается доминирование традиционных для учебных заведений педагогических технологий, не обеспечивающих гуманитарную траекторию развития личности студента. Основополагающим подходом к решению поставленной задачи авторы рассматривают проектно-целевой подход, обеспечивающий принципиальную конструируемость гуманитарного образования, его целей и содержания, методов, технологий и управления в соответствии с потребностями и перспективами поликультурного развития общества. Авторами разработаны признаки, уровни, классификационные характеристики гуманитарных технологий; педагогический алгоритм структурирования их содержания и проблемно-уровневая последовательность их использования в процессе реализации ФГОС СПО в гуманитарной подготовке. Данная статья предназначена для педагогов, исследователей, руководителей образовательных учреждений, занимающихся вопросами реализации ФГОС в образовательном процессе профессиональной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гильмеева Римма Хамидовна, Мухаметзянова Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY ALIZATION GEF ACT DURING HUMANITARIAN TRAINING BASED ON THE DESIGN-TARGET APPROACH

The article is aimed at the development of effective technologies of realization of fgos SPO in the teaching of Humanities in the present educational practice of professional school dominated traditional educational institutions educational technologies that do not provide humanitarian trajectory of development of the individual student. A fundamental approach to solving the problem the authors consider the design-oriented approach that provides a fundamental konstruiruet liberal education, its objectives and content, methods, technologies and management in accordance with the needs and perspectives of multicultural development. The authors have developed signs, levels, classification characteristics of humanitarian technologies; pedagogical algorithm of structuring their content and of problem-level sequence of their use in the implementation of GEF SPO in humanitarian training. This article is intended for teachers, researchers, heads of educational institutions relating to implementation of the educational standards in educational process of professional schools.

Текст научной работы на тему «Технологии реализации ФГОС СПО в процессе гуманитарной подготовки на основе проектно-целевого подхода»

ПЕДАГОГИКА МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ

УДК З78

ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО В ПРОЦЕССЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА1

Р.Х. Гильмеева, Л.Ю. Мухаметзянова

1Статъя подготовлена в рамках реализации государственного задания в сфере научных исследований

Аннотация. Содержание статьи направлено на решение задачи разработки эффективных технологий реализации ФГОС СПО в преподавании гуманитарных дисциплин, так как в современной образовательной практике профессиональной школы наблюдается доминирование традиционных для учебных заведений педагогических технологий, не обеспечивающих гуманитарную траекторию развития личности студента. Основополагающим подходом к решению поставленной задачи авторы рассматривают проектно-целевой подход, обеспечивающий принципиальную конструируемость гуманитарного образования, его целей и содержания, методов, технологий и управления в соответствии с потребностями и перспективами поликультурного развития общества.

Авторами разработаны признаки, уровни, классификационные характеристики гуманитарных технологий; педагогический алгоритм структурирования их содержания и проблемно-уровневая последовательность их использования в процессе реализации ФГОС СПО в гуманитарной подготовке.

Данная статья предназначена для педагогов, исследователей, руководителей образовательных учреждений, занимающихся вопросами реализации ФГОС в образовательном процессе профессиональной школы.

Ключевые слова: проектно-целевой подход, ФГОС СПО, гуманитарная подготовка, гуманитарная компетентность, классификационные характеристики гуманитарных технологий.

TECHNOLOGY ALIZATION GEF ACT DURING HUMANITARIAN

TRAINING BASED ON THE DESIGN-TARGET APPROACH

R. Gilmeeva, L. Mukhametzyanova

Abstract. The article is aimed at the development of effective technologies of realization of fgos SPO in the teaching of Humanities in the present educational practice of professional school dominated traditional educational institutions educational technologies that do not provide humanitarian trajectory of development of the individual student. A fundamental approach to solving the problem the authors consider the design-oriented approach that provides a fundamental konstruiruet liberal education, its objectives and content, methods, technologies and management in accordance with the needs and perspectives of multicultural development.

The authors have developed signs, levels, classification characteristics of humanitarian technologies; pedagogical algorithm of structuring their content and of problem-level sequence of their use in the implementation of GEF SPO in humanitarian training.

This article is intended for teachers, researchers, heads of educational institutions relating to implementation of the educational standards in educational process of professional schools.

Keywords: design-oriented approach, GEF ACT, humanitarian training, humanitarian competence, classification characteristics of humanitarian technologies.

Гуманитарное образование в стране «в настоящее время опережают дисциплины, ориентированные на экономику и новые технологии», - считает Президент России. «Да, их развитие - это требование времени. Однако социальные и гуманитарные науки должны быть в России не менее востребованы и приоритетны, ведь в их основе развитие творческих навыков, формирование нравственных идеалов, серьезное

побуждение к работе души и совести», - подчеркнул В. Путин [4].

В отечественной педагогике сегодня активно обсуждается проблема профессиональной подготовки гуманитарно-ориентированного компетентного специалиста. Что стоит за этим термином? Круг гуманитарных компетенций, формирование которых провозглашено ФГОС СПО [5] стратегической целью гуманитарной подготовки, не определен окончательно, но за

основу понятия «компетентный человек» взяты способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем; обучаться на протяжении всей жизни; проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении [2].

Обеспечение эффективности гуманитарной подготовки в средней профессиональной школе детерминирует следующие подходы к обеспечению качества, организации и осуществления образовательного процесса и управления им:

- проектно-целевой подход к реализации ФГОС в гуманитарной подготовке (РХ. Гильмеева, Г.В. Мухаметзянова, ФШ. Мухаметзянова, Л.Ю. Мухметзянова, Л.П. Тихонова, Г.А. Шайхутдинова, В.Н. Корчагин, В.В. Аксенов);

- компетентностный подход (И.Г. Агапов, В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Г.И. Ибрагимов, В.А. Кальней, А.А. Пинский, Дж. Равен, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов, Т. Brittel, N. Chomsky, Т. Hoffman, D. Hymes и др.);

- системно-деятельностный подход к обучению (В.Г. Афанасьев, Ф.Ф. Королёв, Ю.К. Бабанский, А.М. Новиков, Н.М. Таланчук и др.).

В условиях культурного многообразия образовательной среды учебных заведений профессиональной школы особую значимость приобретают инновационные педагогические технологии формирования гуманитарной компетентности, от которых в значительной степени зависят ментальные настроения в обществе, уровень культуры межнациональных установок, направленность социокультурных ценностей на личность, общество, государство в

глобальном измерении. Гуманитарная компетентность трактуется как интегративное личностное образование, включающее способность к оперированию гуманитарными знаниями, общими и профессиональными компетенциями в процессе культурно-профессионального самоопределения будущего специалиста [3;4;6].

В современной образовательной практике профессиональной школы наблюдаются доминирование традиционных для учебных заведений педагогических технологий, не обеспечивающих индивидуальную траекторию развития студентов; недостаточная готовность современных образовательных учреждений к решению задачи формирования гуманитарной компетентности обучаемых.

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Именно использование гуманитарных технологий как системы научно-гуманитарных знаний позволяет реализовать конкретный человековедческий замысел. Изменения, происходящие в профессиональной школе в связи с введением ФГОС СПО, позволяют со всей очевидностью констатировать, что нужны классификационные характеристики гуманитарных технологий, успешно решающие задачу эффективной реализации государственных стандартов в педагогической практике.

Выявлены следующие классификационные характеристики гуманитарных технологий, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Классификационные характеристики гуманитарных технологий

№ Наименование классификационных характеристик Содержательные признаки классификационных характеристик

1. Проектно-целевая диверсификация Диверсификация стратегических целей воспитания «человека культуры» и повышения уровня общественного развития

2. Рациональное дидактическое целеполагание Концентрация образовательных усилий на конкретных, измеримых, достижимых, реалистичных целях с обозначенным сроком и выделении соответствующих ресурсов для их достижения

3. Системное функционирование Технологии базируются на использовании системного анализа гуманитарной проблемы

4. Компетентностная содержательность Интеграция общих и общекультурных компетенций в структуре гуманитарной компетентности

5. Функциональная структуризация Структуризация технологий с целью выявления основных факторов, условий, существенных для проектной деятельности

6. Оптимистическая направленность Оптимистическая направленность процесса применения гуманитарной технологии

7. Гармонизирующая стратегия Эффективность решения стратегической гармонизации образовательного процесса

Таким образом, классификационными характеристиками гуманитарных технологий выступают: проектно-целевая диверсификация, рациональное дидактическое целеполагание, системное функционирование, компетентностная содержательность, функциональная структуризация, оптимистическая направленность,

гармонизирующая стратегия.

Разработка классификационных

характеристик гуманитарных технологий осуществляется на основе проектно-целевого подхода. При проектно-целевом подходе объектом проектирования является

педагогическая система как единство целей образования и всех компонентов педагогического процесса, способствующих их достижению - содержания, организационных форм и технологий обучения. Проектно-целевой подход - это совокупность концептуальных идей, обеспечивающих проектирование

педагогической системы в соответствии с заданной целью и стратегически ориентирующих на разработку проектно-целевых механизмов реализации ФГОС [3]. Разработка структуры и содержания технологий проектно-целевого подхода к реализации ФГОС СПО в преподавании гуманитарных дисциплин предусматривает конструирование учебного процесса, исходя из образовательных концепций, целей и содержания проектной деятельности, в качестве основных условий которой выступают:

- методологическая обеспеченность реализации федеральных государственных образовательных стандартов;

- методическая и технологическая обеспеченность внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, которая достигается посредством использования методик, технологий, коммуникаций, критериально-диагностического инструментария мониторинга качества учебно-познавательной деятельности студентов и её результатов, реализуемых в строгом соответствии с целевыми установками инновационных подходов, ориентируемых на конкретный ожидаемый результат;

- системность проектной деятельности преподавателей и студентов, поскольку любые явления, изучаемые и исследуемые педагогикой, есть объективные системы (педагогический проект, учебно-воспитательный процесс, деятельность педагога и учащегося, педагогический коллектив, коллектив обучающихся, общество в целом как воспитательная система, личность, которую мы обучаем и воспитываем, её развитие, содержание и методы учебно-воспитательного процесса);

- гармонизация проектной деятельности преподавателей и студентов в рамках синергетического учебно-воспитательного взаимодействия, ведущего к синергетическому учебно-воспитательному эффекту;

- системогенетичность проектной деятельности преподавателей и студентов, поскольку процесс проектирования непрерывно обновляется, изменяется в его историческом измерении. Но такое развитие есть не отрицание отрицания, а восхождение к новым уровням проектирования педагогических систем. Процесс проектирования познаваем объективно только в системогенезе;

- сообразность в проектной деятельности преподавателей и студентов, которую следует понимать как соответствие процесса проектирования всем объективным законам и закономерностям развития личности, закономерностям этого процесса;

- способность субъекта проектной деятельности к непрерывному движению (функционированию), развитию и саморазвитию. Если движение характеризует любую педагогическую систему в пространственно-временной внешней соотносительности, то развитие и саморазвитие отражает внутреннюю пространственно-временную и функциональную соотносительность;

- синергетичность процесса педагогического проектирования и его результатов, в качестве которых выступают педагогическая система; система управления образованием; система методического обеспечения; проект образовательного процесса. Синергетичность педагогической системы проявляется в её целеустремленности, то есть в способности к целенаправленному поведению, самосохранению и самоуправлению на основе переработки информации. Целенаправленность системы характеризует ее как сложную, то есть способную к самоорганизации, неравновесную, открытую по отношению к окружающей среде, диссипативную;

- оптимальность проектной деятельности, то есть реализация личностных, научно-методических, технических ресурсов, достижение запланированных целей и результатов в сжатые временные промежутки;

- корректируемость проектной деятельности, то есть возможность оперативной обработки информации, ориентированной на последовательное достижение цели;

- воспроизводимость и гарантированность результатов проектной деятельности, когда структурные элементы процесса реализации стандартов доступны для

преподавателей и гарантируют им достижение запланированных результатов.

В процессе технологического

проектирования учебного процесса по гуманитарным дисциплинам можно выделить следующие уровни:

- концептуальный (концептуальные идеи: проектно-целевого подхода как теоретико-методологического обеспечения проектирования педагогической системы в соответствии с заданной целью формирования гуманитарной компетентности будущего специалиста; гуманитарного проектирования как культурной формы образовательных инноваций (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, В.В. Рубцов), при которой образовательный процесс трактуется как проектирование студентом профессионально-личностной траектории развития;

- нормативный (инструкции обучения) - в виде нормативного сопровождения проектно-целевого подхода к реализации ФГОС СПО в преподавании гуманитарных дисциплин;

- учебно-процессуальный - формирование гуманитарной компетентности будущего специалиста на основе проектно-исследовательских и арт-технологий [1].

К основным показателям технологичности педагогического процесса в преподавании гуманитарных дисциплин можно отнести:

- законосообразность - опору на конкретную научную концепцию, находящуюся в основе проектирования данной технологии;

- целостность - логическую взаимосвязь структурных частей педагогической системы, обусловливающую заданные качества;

- управляемость - диагностическое целеполагание, осуществление мониторинга учебного процесса;

- эффективность - соответствие образовательным стандартам, возможность достижения поставленных целей обучения.

Педагогический алгоритм структурирования содержания технологий проектно-целевого подхода к реализации ФГОС СПО в преподавании гуманитарных дисциплин в обобщенном виде состоит из следующих последовательных шагов:

- определение учебных задач согласно концепции проектно-целевого подхода;

- переосмысление имеющихся технологий и средств обучения;

- систематизация профессиональных и общих компетенций, формируемых в преподавании гуманитарных дисциплин;

- перевод педагогической теории в стратегию решения поставленных задач;

- модульное проектирование учебного материала по гуманитарным дисциплинам: разработка учебных модулей и модульных программ;

- выбор технологических процедур реализации учебных модулей;

- разработка критериально-диагностического инструментарии эффективности гуманитарных технологий.

Разработанный педагогический алгоритм структурирования содержания технологий проектно-целевого подхода к реализации ФГОС СПО в преподавании гуманитарных дисциплин позволил выстроить логическую проблемно-уровневую последовательность их использования в учебном процессе:

1. Определение гуманитарной проблемы, которая составляет основу проектной деятельности. Проблема не предлагается студентам в готовом виде, а с помощью различных приемов, средств наглядности они подводятся к самостоятельной формулировке гуманитарной проблемы и определению гипотез ее решения через проблемную ситуацию.

2. Проблемная ситуация - гуманитарная проблема - проблемные задачи ее рассмотрения - такова процессуальная сущность технологии проектно-целевого подхода. При этом проблемная ситуация берется не из учебников, а отражает реальную действительность.

3. Гуманитарная проблема может быть представлена в этой ситуации в достаточно явном или вовсе неявном виде. Это зависит от подготовленности студентов к выявлению и формированию проблемы. Определяются три уровня подготовленности студентов:

- первый уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала по гуманитарной дисциплине преподавателем;

- второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе со студентами ее разрешает;

- третий уровень предполагает, что преподаватель создает проблемную ситуацию, а студент самостоятельно ее разрешает.

Проверка эффективности технологий реализации ФГОС СПО по гуманитарной подготовке на основе проектно-целевого подхода в условиях образовательного процесса осуществлялась на базовых экспериментальных площадок: ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж» (преподаватели-экспериментаторы: А.П. Залялова, Н.П. Орлова, Г.З. Айметдинова) и ГАОУ СПО «Казанское хореографическое училище» (преподаватели-экспериментаторы Ипатова Л.Н., Новикова Р.Т., Попова Т.А., Волошина О.Е).

Системная диагностика формирования гуманитарной компетентности как целевого показателя эффективности технологий реализации ФГОС СПО по гуманитарной подготовке на основе разработанных критериев (когнитивный, эмоционально-ценностный,

деятельностный) позволила выявить позитивную

динамику усредненных показателей

сформированности гуманитарной компетентности на констатирующем и заключительном этапах исследования в контрольной и экспериментальной группах на экспериментальных площадках, см. табл. 2.

Таблица 2. - Динамика изменения усредненных показателей сформированности гуманитарной компетентности студентов

Уровни гуманитарной компетентности Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

Кол-во учащихся Контрольная группа Экспериментальная группа

Констатирующий этап 72,5% 17,3% 10,2%) 72,7% 19% 18,3%

Заключительный период формирующего этапа 59,3% 23,7% 19,4% 27,5% 42% 42,5%

Изменения показателей 13,2% 6,4% 9,2,4% 44,2% 23% 36,2%

Измерения на примере выборки 162 человек (79 студентов контрольной группы и 83 студента - экспериментальной) показывают, что количество студентов с низким уровнем гуманитарной компетентности уменьшилось в контрольной группе с 72,5% до 59,3% (на 13,2%), а в экспериментальной группе соответственно с 72,7% до 27,5% (на 44,2%).

Количество студентов со средним уровнем гуманитарной компетентности увеличилось в контрольной группе с 17,3% до 23,7% (на 6,4%), а в экспериментальной группе с 19% до 42% (на 23%).

Количество студентов с высоким уровнем гуманитарной компетентности увеличилось в контрольной группе с 10,2% до 19,4% (на 9,2%), а в экспериментальной группе с 18,3% до 42,5% (на 36,2%).

Результаты ОЭР свидетельствуют о том, что технологии проектно-целевого подхода обеспечивают эффективное формирование гуманитарной компетентности студентов в процессе реализации ФГОС СПО.

Таким образом, в процессе исследования определены педагогические основания структуры и содержания технологий проектно-целевого подхода к реализации ФГОС СПО в преподавании гуманитарных дисциплин, в качестве которых выступают:

- показатели технологичности в гуманитарном образовательном процессе (законосообразность, целостность, управляемость, эффективность, воспроизводимость^;

- уровневое обеспечение технологического проектирования (концептуальный, нормативный, теоретико-методологический, учебно-процессуальный);

- классификационные характеристики технологий проектно-целевого подхода к реализации ФГОС СПО в преподавании дисциплин гуманитарного цикла: проектно-целевая диверсификация, рациональное дидактическое целеполагание, системное функционирование, компетентностная содержательность, функциональная структуризация, оптимистическая направленность, гармонизирующая стратегия.

- педагогический алгоритм структурирования содержания технологий проектно-целевого подхода к реализации ФГОС СПО в преподавании гуманитарных дисциплин;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- логическая проблемно-уровневая последовательность использования технологий проектно-целевого подхода в гуманитарной подготовке.

Литература:

1. Арт-педагогика: учебно-методическое пособие для учреждений профессионального образования / Л.Ю. Мухаметзянова. - Казань: Изд-во «Данис», ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО. - 2015. - 120 с.

2. Гуманитарная образованность студентов в системе учреждений СПО - ВПО: монография; / Р.Х.

Гильмеева Л.П. Тихонова, Л.Ю. Мухаметзянова; под ред. академика РАО Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: Издательство «Данис», ИПП ПО РАО, 2011. - 141 с.

3. Литературная подготовка в профессиональной школе / Ф.Ш. Мухаметзянова, Р.Х. Гильмеева, Л.Ю. Мухаметзянова, В.Н. Корчагин, Г.А. Шайхутдинова, В.В. Аксенов. - Педагогика. - 2014. - № 5. - С. 47-54.

4. Научно-методическое обеспечение реализации культурокомпетентностного подхода в гуманитарной подготовке студентов профессиональной школы / Р.Х. Гильмеева, Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.Ю. Мухаметзянова, Л.П. Тихонова, Г.А. Шайхутдинова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 2. - С. 132-137.

5. Особенности проектно-целевого подхода к реализации ФГОС профессионального образования в

преподавании гуманитарных дисциплин / Р.Х. Гильмеева, В.Н. Корчагин, Л.Ю. Мухаметзянова, В.В. Аксёнов, Г.А. Шайхутдинова. - Казань: Издательство «Данис», ИПП ПО РАО, 2014. - 126 с.

6. Портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vedu.ru/news. 1

Сведения об авторах:

Гильмеева Римма Хамидовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», email: [email protected]

Мухаметзянова Лариса Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]

Data about the authors:

R. Gilmeeva (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, leading researcher of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: [email protected]

L. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.