УДК З78
ГУМАНИТАРНЫЙ ПОЧЕРК АКАДЕМИКА Г.В.МУХАМЕТЗЯНОВОЙ
В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЛАБОРАТОРИИ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ
Р.Х. Гильмеева, Л.Ю. Мухаметзянова1
'Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания р/21 в сфере научных исследований
Аннотация. В статье рассматривается исторический экскурс становления лаборатории гуманитарной подготовки в контексте главной исследовательской задачи - гуманитаризации профессионального образования. Целевая установка статьи базируется на высказывании В.В. Путина о поднятии престижа гуманитарного образования, востребованности и приоритетности социальных и гуманитарных наук в процессе преодоления технократической ориентированности и формирования культурных ценностей российской молодежи. Особое место уделяется проблеме формирования культуры и гуманитарной образованности будущих специалистов в процессе гуманитарной подготовки. Основанием теоретической базы исследования данной проблемы рассмотрен культурокомпетентностный подход; автором данного научного термина и его содержательных характеристик является академик РАО Г.В. Мухаметзянова, подчеркнувшая, что гуманитарная сфера профессионального образования - действенный педагогический механизм формирования гармоничной личности специалиста, отвечающего реалиям XXI века. В качестве примера такой гармоничной гуманитарной личности выступает Гузел Валеевна Мухаметзянова.
Ключевые слова: культура, гуманитарная образованность, культурокомпетентностный подход, гуманитарные дисциплины, социокультурные ценности.
HUMANITARIAN HANDWRITING OF ACADEMICIAN G.V. MUKHAMETZYANOVA IN THE RESEARCH LABORATORY OF HUMANITARIAN TRAINING
R. Gilmeeva, L. Mukhametzyanova
Abstract. The article discusses the historical background of the formation of the laboratory of the Humanities in the context of the main research tasks of humanization of vocational education. The purpose of the article is based on the statement of Vladimir Putin on raising the prestige of liberal education, the importance and priority of social and human Sciences in the process of overcoming technocratic orientation and the formation of cultural values of Russian youth. Special attention is given to the problem of formation of culture and humanitarian education of future specialists in the process of Humanities. Base theoretical base of the research of the problems considered culturalcompetence approach; the author of this scientific term and its meaningful characteristics is the academician G.V. Mukhametzyanova, stressing that the humanitarian sphere of professional education - effective teaching mechanism for the formation of a harmonious personality of a specialist, adapted to the realities of the XXI century. As an example, such a harmonious humanitarian personality Guzel Mukhametzyanova.
Keywords: culture, humanitarian education, culturalcompetence approach, Humanities, social and cultural values.
Кризис концептуальной составляющей гуманитарного образования как института духовной преемственности состоит в несоответствии современных образовательных моделей общемировым тенденциям развития культуры, рассогласовании современных образовательных систем, общих тенденций и логики развития культуры, не обеспечивающих воспитание подлинной духовной элиты общества - «истинных гуманитариев», выполняющих в обществе важнейшую функцию - сохранить и передать следующим поколениям лучшие достижения отечественной и мировой культуры.
Владимир Путин на съезде Союза ректоров вузов России отметил: «Если мы не сможем сформировать, воспитать хорошего специалиста, у нас, конечно, не будет будущего. Это
очевидный факт. Нам нужны люди со специальными знаниями и навыками. Но если мы не сможем воспитать человека с широкими, глубокими, всеобъемлющими, объективными знаниями в гуманитарной сфере, если мы не воспитаем человека самодостаточного, но осознающего себя частью большой, великой, многонациональной и многоконфессиональной общности, если мы этого не сделаем, у нас с вами не будет страны. Чрезвычайно важная задача стоит перед вами в гуманитарной сфере».
Гуманитарная сфера профессионального образования занимала важное место в исследованиях академика РАО Г.В. Мухаметзяновой; гуманитарная составляющая профессионального образования рассматривалась Г.В. Мухаметзяновой с широких научных
позиций: и как одна из ведущих стратегий развития профобразования; и как принцип развития технического профобразования; и как педагогический механизм формирования гармоничной личности специалиста,
отвечающего реалиям XXI века [4]. Именно такой гармоничной гуманитарно - ориентированной личностью являлась сама Гузел Валеевна.
На протяжении сорокалетия исследования лаборатории гуманитарной подготовки были связаны именно с этими установками Г.В. Мухаметзяновой.
В первые годы работы НИИ ПТП АПН СССР исследования лаборатории были сосредоточены вокруг проблемы, связанной с поиском форм и методов нравственно-эстетического воспитания учащихся профтехучилищ. В 1976 - 1980 гг. сотрудники лаборатории разрабатывали концепцию единства и взаимосвязи идейно-политического, трудового и нравственно-эстетического воспитания учащихся в средних ПТУ (Волович Л.А., Непримерова Г.А., Филатова НА., Ведина И.И., Осокина О.М., Юсупов М.Ю., Архипова М.П., Камай С.Г., Мухаметзянова Л.Ю).
В период с начала 1986 по 1990 гг. вкладом в науку явились исследования лаборатории по эстетическому воспитанию в системе профтехобразования (Л.А. Волович, Н.А. Филатова, М.П. Архипова, Л.Ю. Мухаметзянова, И.И Ведина).
С середины 90-х годов круг методологических и теоретических
исследовательских задач лаборатории сосредоточился вокруг проблем преподавания гуманитарных дисциплин. Сотрудниками лаборатории (Л.А. Волович, Л.П. Тихонова, М.П. Архипова, Н.Г. Гараева, Л.Ю. Мухаметзянова и др.) был предложен инновационный взгляд на роль и место гуманитарной подготовки: исходным в повышении статуса гуманитарного образования является не приоритет базовой науки со всеми ее собственными поисками, проблемами, научными дискуссиями и конфликтами, а личность молодого человека, ее масштабность, динамический социокультурный стереотип, честь, достоинство,
гражданственность.
В 1995 - 2005 гг. обоснована и внедрена комплексная теоретико-прикладная модель личностного подхода в преподавании гуманитарных дисциплин в средних профессиональных учебных заведениях гуманитарного профиля. Созданы комплекты личностно ориентированных модулей содержательной коррекции гуманитарных учебных дисциплин обновленного типа;
разработаны учебники и учебные пособия: «История Отечества - 90-е годы», «Русская литература», «Английский язык», «Зарубежная литература», «Русский язык», «Татарский язык», «Физическое воспитание». Обоснована поливариативная логика взаимосвязи гуманитарных учебных дисциплин и базовых гуманитарных наук для средней профессиональной школы медицинского, культурологического и педагогического профилей (Волович Л.А., Гильмеева Р.Х., Тихонова Л.П., Мухаметзянова Л.Ю., Гараева Н.Г.).
В 2005 г. за научно-методическое обеспечение среднего профессионального образования сотрудники лаборатории в коллективе ученых института были удостоены премии Правительства Российской Федерации в области образования. Лауреатами премии стали сотрудники лаборатории: Волович Леонид Аркадьевич, Гараева Неля Гариповна, Мухаметзянова Лариса Юрьевна.
В 2008 - 2012 годах коллектив лаборатории выполнял исследования в соответствии с Планом фундаментальных и прикладных исследований Российской академии образования. В результате исследования компетентностного подхода как методологии отбора содержания
профессионального образования разработаны концептуальные основы реализации
компетентностного подхода к процессу преподавания гуманитарных дисциплин в ССУЗ; раскрыты структура и содержание научно-методического обеспечения формирования и развития общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в преподавании гуманитарных дисциплин на методологическом, теоретическом и методическом уровнях (Волович Л.А., Гильмеева Р.Х., Тихонова Л.П., Мухаметзянова Л.Ю., Гараева Н.Г.).
Именно проблема формирования общей культуры и гуманитарной образованности современного специалиста занимает особое место в научном наследии Г.В. Мухаметзяновой [3]. Ее интерес к этой проблеме обусловлен объективными закономерностями переустройства общественно-политического, социально-
экономического и социокультурного развития Российской Федерации в XXI столетии.
Исследование этой проблемы под руководством Г.В. Мухаметзяновой было осуществлено лабораторией гуманитарной подготовки ФГНУ «ИПП ПО» РАО [1].
Интеграционные процессы РФ с мировым сообществом детерминировали поиск и разработку инновационных подходов к
формированию общей культуры и гуманитарной образованности студентов. В процессе анализа трудов отечественных и зарубежных авторов (Бестужев-Лада И.В., Библер В.С., Вербицкая Л.А., Данилюк А.Я., Запесоцкий А.С., Зиглер Д., Лихачев Д.С., Лотман Ю.М., Щелкунов М.Д., Bloom B.S., Masloow A.H., Мухаметзянова Г.В., Хоркхаймер М., Хьелл Л. и др.), а также изучения теории и практики гуманитарной подготовки студентов профессиональной школы были установлены противоречия в подходах к процессу формирования у обучаемых общей культуры и гуманитарной образованности:
- гуманитарная подготовка как базовый компонент формирования культурных ценностей личности в полной мере и в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к качествам студента - будущего специалиста новой формации - интеллектуала по своим сущностным характеристикам не обеспечивает продуктивного взаимодействия студентов с культурными ценностями, этнокультурными традициями, стилями и образами жизни;
- существующие образовательные концепции гуманитарной подготовки и идентичные им организационные структуры образования теряют свою эффективность и способность выступать в качестве культуроформирующих, соответствующих как отечественным, так и мировым стандартам;
- отсутствие научно-обоснованных подходов к разработке теоретико-методологических основ формирования общей культуры и гуманитарной образованности, содержания и смыслов этих понятий, сущности и функций, условий реализации их образовательного потенциала, оптимальных и эффективных образовательных моделей, способных обеспечить трансляцию ценностей отечественной и мировой культуры, их преемственность и уникальность.
Сотрудники лаборатории (Л.А. Волович, Р.Х. Гильмеева, Л.П. Тихонова, Л.Ю. Мухаметзянова) под руководством Гузел Валеевны провели анализ дидактического содержания преподавания социально-гуманитарных дисциплин с целью определения структуры и содержания базового компонента общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы, который позволил определить интегративные взаимосвязи личностного, профессионального, гуманитарного и
культуроформирующего компонентов в преподавании социально-гуманитарных
дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения; разработать
системообразующую целостную структуру
формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в преподавании гуманитарных дисциплин (основы философии, история отечества, педагогика, литература, история педагогики), стержневой идеей которой является культурокомпетентностный подход [2].
Системообразующими компонентами
культурокомпетентностного подхода к формированию общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы выступают:
1. Теоретико-методологические основы формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы.
2. Структура культуры в ориентациях студентов.
3. Модель личности современного специалиста, детерминирующая необходимость исследования проблемы НИР.
4. Требования ФГОС к культуроформирующим качествам выпускников профессиональной школы, основывающиеся на потребностях самой личности, требованиях общества и рынка труда.
5. Состояние учебно-нормативной документации, научно-методического обеспечения процесса преподавания гуманитарных дисциплин, ориентированных на формирование общей культуры и гуманитарной образованности.
6. Уровень развития педагогических технологий, основывающихся на исследовательской, проблемно-развивающей, проектной, креативной, культуроформирующей, профессионально-ориентированной деятельности студентов.
7. Критериальная оценка освоенных студентами общекультурных компетенций и степень их проявления как гуманитарная образованность (оперирование знаниями; культурная самоидентификация; выбор культуроформирующих альтернатив, архетипов, культурно-гуманитарных универсалий; проектирование культуроформирующей стратегии действий; готовность к культуроформирующим нововведениям и др.).
Проведенная диагностика социокультурных ориентаций, предпочтений, ценностей студентов педагогического, хореографического и технологического профилей позволила установить иерархию социокультурных ценностей содержания социально-гуманитарных дисциплин, выделены доминантные ценности-цели, по отношению к которым все остальные
ценности для личностного развития студентов становятся вторичными.
Доминантные ценности-цели (см. табл. 1), содержащиеся в изучаемом содержании социально-гуманитарных дисциплин;
подвержены воздействию новых ценностей,
психологических установок и стилей поведения, существующих в обществе. Критерием устойчивости доминантных ценностей является высокий уровень гуманитарной образованности личности.
Таблица 1. - Рейтинг социокультурных ценностей - доминант содержания социально-гуманитарных дисциплин (данные в %%)
Рейтинг Ценности Показатели Кол-во ответивших
I Витальные Жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, качество жизни, экология, комфорт, уровень потребления и др. 75%
II Социальные Социальное положение, статус, профессия, семья, личная независимость, равенство полов, способность к достижениям, ориентация на прошлое или будущее, патриотизм, конформизм и др. 63%
III Политические Законность, государственность, порядок, свобода слова и личностных прав, гражданские свободы, конституция, гражданский мир и др. 61,3%
IV Религиозные Бог, божественные законы, вера, спасение, благодать, ритуал, священное писание, Коран, церковь, мечеть и др. 57%
V Моральные Добро, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, коллективизм, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям и др. 33%
VI Художественно-эстетические Ценности мировой художественной культуры, художественно-эстетический тезаурус личности, художественно-эстетический идеал, искусство, красота, эстетика условий труда, эстетика поведения, прекрасное в быту, художественно-эстетическое самообразование 32%
Иерархия социокультурных ценностей определяет структуру и содержание общей культуры и гуманитарной образованности выступающих инвариантным критерием сформированности профессиональной
компетентности специалиста. Под общей культурой студентов профессиональной школы понимается особый социальный способ организации жизни и деятельности людей, накопления, хранения, преобразования и трансляции информации, созданной
человечеством и представляющей социальную ценность для каждой конкретной личности. К структурным компонентам общей культуры мы относим культурно-знаниевый компонент, профессиональные ценности, культуру социального взаимодействия,
культуроформирующие технологии, личностно-творческую деятельность, культурно-профессиональное самоопределение; к функциональным - феноменологический, гносеологический, гуманистический,
коммуникативный, аксиологический,
нормативный и информационный, отражающие многообразие видов профессиональной деятельности.
Гуманитарная образованность студентов профессиональной школы - это интеграционная целостность общепрофессиональных и общекультурных компетенций будущего специалиста, направленная на воспроизведение и реализацию гуманитарных ценностей в процессе культурно-профессионального самоопределения специалиста.
Структура гуманитарной образованности студентов профессиональной школы определена во взаимосвязи следующих ориентировочных параметров: уровень профессионализма, личностные характеристики, креативно-творческие качества, культурно-гуманитарные универсалии, профессионально-личностное
самообразование и содержательных
компонентов: когнитивного, аксиологического, коммуникативного, эмоционального,
рефлексивного и деятельностно-творческого.
Модель структуры и содержания гуманитарной образованности в соответствии со структурными и функциональными
компонентами общей культуры будущего специалиста отражена в следующей схеме.
Схема 2. - Модель структуры и содержания гуманитарной образованности в соответствии с структурными и функциональными компонентами
общей культуры будущего специалиста
Содержательным базисом
культурокомпетентностного подхода являются гуманитарные дисциплины, имплицитно отражающие аспекты формирования общей культуры и гуманитарной образованности; стержнем - базовая профессиональная подготовка. Особая роль принадлежит художественно-гуманитарным учебным
дисциплинам, в преподавании которых необходимо использовать потенциал лучших образцов литературы и искусства на основе применения арт-технологий как средства формирования культуры и гуманитарной образованности студентов на эмоционально-ценностной, образно-художественной основе [5;б].
Базовая профессиональная подготовка определяет типологию (исследовательские, творческие, ролевые, художественно-литературные, игровые, информационные, межпредметные, телекоммуникационные)
культуроформирующих проектов и технологий их реализации (проектные; исследовательские; метод направляющих тестов; конструктивного обучения; имитационного планирования; интерактивные способы обучения; тренинги корпоративности; развивающая диагностика; метод «кейс-стади»). Личностная детерминация целей культурокомпетентностного подхода как партнерского взаимодействия «преподаватель-студент»; интеграции профессиональной, гуманитарной и культуроформирующей составляющих; преемственности и
непрерывности в проектировании и реализации культуроформирующего содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла; доступности новой по культуроформирующему содержанию учебной информации, ее целостности и взаимосвязанности с профессиональными компетенциями реализуется на основе культуроформирующих проектов, являющихся ведущей технологией практической реализации концептуальных идей формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов.
Проведенный анализ действий педагога и студента в контексте проектного обучения позволил выработать алгоритм разработки культуроформирующих проектов, который включает следующие этапы: мотивирующий, целеопределяющий, содержательно-
организационный, рефлексивный и
коррекционный [7].
На этапе мотивации обозначается культуроформирующее, эмоционально-
ценностнее, профессионально-личностное
осознание смысла предстоящей проектной
деятельности. Целеопределяющий этап ставит задачей определение культурно-гуманитарных универсалий проекта. Разработку
культуроформирующих модулей и мониторинг результатов реализации проекта включает в себя содержательно-организационный этап.
Рефлексивный этап, в свою очередь, определяет культурно-профессиональную саморефлексию в процессе апробации проекта. И, наконец, на коррекционном этапе анализируются резервы для оптимизации всего проекта.
Использование поэтапного алгоритма разработки культуроформирующих проектов позволяет студентам определить
профессионально-личностную траекторию
развития, построенную на основе специально организованных образовательных ситуаций гуманитарного творчества, с целью формирования культурно-гуманитарных
универсалий как эталонов и норм культуры, задающих образцы нормативно-ценностных личностных ориентаций в гуманитарном пространстве современной культуры [1].
На современном этапе (2012 - 2016 гг.) сотрудники лаборатории (Р.Х. Гильмеева, Л.Ю. Мухаметзянова) решают задачи, связанные с дидактическим обеспечением содержания современного образования в рамках темы «Теоретико-методологические основы
реализации Федеральных государственных образовательных стандартов в процессе гуманитарной подготовки студентов» на основе проектно-целевого подхода.
В этом контексте выявлен и обоснован следующий комплекс педагогических условий: интегративное модульное структурирование основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по специальности (профессии) и учебных планов по гуманитарным дисциплинам: философии, истории, психологии общения, направленное на выявление соответствия качества разработанной нормативно-правовой и учебно-методической документации требованиям ФГОС СПО; технологическая и дидактико-методическая обеспеченность преподавания гуманитарных дисциплин на основе использования гуманитарных технологий как культурной формы образовательных инноваций, ориентированных на проектирование профессионально-личностной траектории развития; системная диагностика формирования гуманитарной компетентности как готовности оперировать общими компетенциями во взаимосвязи с профессиональными в контексте их культурно-гуманитарной направленности в периоды текущей, промежуточной и итоговой аттестации на основе разработанных критериев
(когнитивный, эмоционально-ценностный,
деятельностный). Экспериментальная апробация (задействованы экспериментальные площадки лаборатории: ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж»; ГАОУ СПО «Казанское хореографическое училище»; ФНСПО ЧОУ ВПО «Академия социального образования»; колледж промышленных технологий факультета промышленных технологий ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет») разработанного комплекса организационно-педагогических условий и критериально-диагностический инструментарий оценки его результативности доказывают эффективность педагогической системы реализации ФГОС СПО в преподавании гуманитарных дисциплин на основе проектно-целевого подхода.
Сотрудники лаборатории, продолжая решать задачу воспитания подлинной духовной элиты общества - «истинных гуманитариев», академическую планку которой высоко подняла Г.В. Мухаметзянова, выходят на освоение новых научных рубежей гуманитаризации
профессионального образования с целью поднятия престижа гуманитарного образования, востребованности и приоритетности социальных и гуманитарных наук в процессе преодоления технократической ориентированности и формирования культурно-просветительских ценностей российской молодежи, о которых говорил Владимир Путин 30 мая 2016 г. в Кремле на очередном заседании Совета по культуре и искусству при президенте России.
Литература:
1. Гильмеева Р.Х. Формирование общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы: аспект научно-методического обеспечения / Р.Х. Гильмеева, Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.Ю. Мухаметзянова, Л.П. Тихонова, Г.А. Шайхутдинова // Middle East Journal of Scientific Research». - 2013.
2. Гуманитарная образованность студентов в системе учреждений СПО - ВПО: монография / Л.А. Волович, Р.Х. Гильмеева, Л.Ю. Мухаметзянова, Л.П. Тихонова; под ред. академика РАО Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2011. - 141 с.
3. Концепция модернизации содержания и технологий формирования и развития культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы, ориентированной на российско-европейское партнерство / Р.Х. Гильмеева, Л.Ю. Мухаметзянова, Л.П. Тихонова; под ред. академика РАО Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2011. - 46 с.
4. Мухаметзянова Г.В. Избранные педагогические труды: в 3-х т. Т.2 / Г.В. Мухаметзянова. - Казань: Магариф, 2005. - 415 с.
5. Мухаметзянова Л.Ю. Арт-педагогика: учебно-методическое пособие для учреждений профессионального образования / Л.Ю. Мухаметзянова. - Казань: Издательство «Данис», ФГНУ «ИПП ПО» РАО, 2014. - 118 с.
6. Мухаметзянова Ф.Ш. Литературная подготовка в профессиональной школе / Ф.Ш. Мухаметзянова, Р.Х. Гильмеева, Мухаметзянова, В.Н. Корчагин, Г.А. Шайхутдинова, В.В. Аксенов // Педагогика. -2014. - №5. - С. 47-54.
7. Мухаметзянова Ф.Ш. Социокультурная подготовка студентов УСПО, ВПО в условиях российско-европейского партнерства / Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.П. Тихонова, Л.Ю. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова. - Казань: Издательство «Данис» ФГНУ «ИПП ПО» РАО, 2012. - 131 с.
Сведения об авторах:
Гильмеева Римма Хамидовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», email: [email protected]
Мухаметзянова Лариса Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии социальных проблем».
Data about the authors:
R. Gilmeeva (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, leading researcher of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: [email protected]
L. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, senior research associate of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology of social problems".