Научная статья на тему 'Культуроформирующий потенциал гуманитарной подготовки студентов профессиональной школы'

Культуроформирующий потенциал гуманитарной подготовки студентов профессиональной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГУМАНИТАРНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ / КУЛЬТУРОКОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / CULTURE / HUMANITARIAN EDUCATION / CULTURE-COMPETENCE APPROACH / CULTURE-FORMING PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмеева Римма Хамитовна, Тихонова Любовь Петровна, Мухаметзянова Лариса Юрьевна

Рассмотрена проблема культуроформирующего потенциала гуманитарной подготовки на основе формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в контексте интеграционных процессов Российской Федерации с мировым сообществом. В качестве основополагающего механизма решения поставленной задачи выступает культурокомпетентностный подход, позволяющий определить интегративные взаимосвязи личностного, профессионального, гуманитарного и культуроформирующего компонентов в преподавании гуманитарных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гильмеева Римма Хамитовна, Тихонова Любовь Петровна, Мухаметзянова Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культуроформирующий потенциал гуманитарной подготовки студентов профессиональной школы»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Педагогика

УДК 378

Р.Х. Гильмеева, Л.П. Тихонова, Л.Ю. Мухаметзянова

КУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Рассмотрена проблема культуроформирующего потенциала гуманитарной подготовки на основе формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в контексте интеграционных процессов Российской Федерации с мировым сообществом. В качестве основополагающего механизма решения поставленной задачи выступает культурокомпетентностный подход, позволяющий определить интегративные взаимосвязи личностного, профессионального, гуманитарного и культуроформирующего компонентов в преподавании гуманитарных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

Ключевые слова: культура, культуроформирующий потенциал, гуманитарная образованность, культурокомпе-тентностный подход.

Необходимость выявления культуроформирующего потенциала гуманитарной подготовки студентов профессиональной школы обусловлена объективными закономерностями переустройства общественно-политического, социально-экономического и социокультурного развития Российской Федерации в XXI столетии.

Современный рынок труда ставит перед системой профессионального образования сложные и нестандартные задачи подготовки специалистов не просто высокой квалификации, но характеризующихся не менее высокой степенью личностной зрелости, ориентированностью на общекультурные ценности в решении любых проблем профессионального, личностного, социального или жизненного плана, способных к гуманитарному измерению своих достижений.

Культура сегодня признается в качестве ведущего регулятора общественной жизни, фактором динамики социума, показателем качества личности, ее деятельности как активного субъекта общественного прогресса. Культура выступает как средство, форма самопознания, самообъяснения, самоиз-менения общества и человека, создания социокультурных ценностей, требующих специально организованной деятельности.

В условиях культурного многообразия образовательной среды учебных заведений профессиональной школы особую значимость приобретают инновационные педагогические технологии формирования компетенций осознанного выбора культурных ориентиров, идентичности, развития умений продуктивного межкультурного взаимодействия. От сформированности этих компетенций в значительной степени зависят ментальные настроения в обществе, уровень культуры межнациональных установок, направленность социокультурных ценностей на личность, общество, государство в глобальном измерении.

Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт профессиональной школы представляет собой законодательную базу для учебных заведений, в которой отражена совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ по специальностям. Одним из приоритетных требований выступает реализация модульно-компетентностного подхода на всех уровнях подготовки студентов. Его значимость как одного из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающего высокоэффективную реализацию дидактического процесса, обогащенного инновационными технологиями, подтверждается практикой преподавания гуманитарных дисциплин в профессиональной школе всех типов и профилей.

Анализ исследований российских авторов и современной образовательной практики профессиональной школы всех типов позволяет определить существующие до настоящего времени противоречия в процессе разработки инновационных технологий формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов в преподавании гуманитарных дисциплин:

- между доминированием традиционных для учебных заведений педагогических технологий или разработкой и внедрением в большей мере информационных в качестве инновационных в образовательную практику и требованиями ФГОС ВПО и СПО к ним как к современной образовательной траектории развития студента;

Культуроформирующий потенциал гуманитарной подготовки.

59

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2012. Вып. 4

- между необходимостью профессионально-личностного и общекультурного развития каждого студента и недостаточной готовностью современных образовательных учреждений к решению этих задач в силу отсутствия теоретико-методических основ и концептуального переосмысления сложившегося опыта реализации педагогических технологий.

Поиск путей разрешения выявленных противоречий в значительной мере зависит от того, каким образом будут определены, выявлены и систематизированы: типы и виды инновационных технологий, их сущность и функциональные признаки; структура и содержание различных типов технологий в формировании общей культуры и гуманитарной образованности студентов; научно-методические рекомендации преподавателям по реализации инновационных педагогических технологий формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов в преподавании гуманитарных дисциплин.

Кризис концептуальной составляющей гуманитарного образования как института духовной преемственности состоит в несоответствии современных образовательных моделей общемировым тенденциям развития культуры, рассогласовании современных образовательных систем, общих тенденций и логики развития культуры, не обеспечивающих воспитание подлинной духовной элиты общества - «истинных гуманитариев», выполняющих в обществе важнейшую функцию - сохранить и передать следующим поколениям лучшие достижения отечественной и мировой культуры.

Эти тенденции, а также интеграционные процессы РФ с мировым сообществом детерминируют поиск и разработку иных подходов к формированию общей культуры и гуманитарной образованности студентов в гуманитарной подготовке. В процессе анализа трудов отечественных и зарубежных авторов (И.В. Бестужев-Лада, В.С. Библер, Л.А. Вербицкая, А.Я. Данилюк, А.С. Запесоцкий, Д. Зиглер, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, М.Д. Щелкунов, B.S. Bloom, A.H. Masloow, Г.В. Мухаметзянова, М. Хоркхаймер, Л. Хьелл и др.), а также изучения теории и практики гуманитарной подготовки студентов профессиональной школы были установлены противоречия в подходах к процессу формирования у обучаемых общей культуры и гуманитарной образованности, соответствующей требованиям времени:

- гуманитарная подготовка как базовый компонент формирования культурных ценностей личности в полной мере и в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения к качествам студента - будущего специалиста новой формации - интеллектуала по своим сущностным характеристикам, не обеспечивает продуктивного взаимодействия студентов с культурными ценностями, этнокультурными традициями, стилями и образами жизни;

- существующие образовательные концепции гуманитарной подготовки и идентичные им организационные структуры образования теряют свою эффективность и способность выступать в качестве культуроформирующих, соответствующих как отечественным, так и мировым стандартам;

- отсутствие научно-обоснованных подходов к разработке теоретико-методологических основ формирования общей культуры и гуманитарной образованности, содержания и смыслов этих понятий, сущности и функций, условий реализации их образовательного потенциала, оптимальных и эффективных образовательных моделей, способных обеспечить трансляцию ценностей отечественной и мировой культуры, их преемственность и уникальность.

Анализ дидактического содержания преподавания социально-гуманитарных дисциплин в целях определения структуры и содержания базового компонента общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы позволил определитть интегративные взаимосвязи личностного, профессионального, гуманитарного и культуроформирующего компонентов в преподавании социально-гуманитарных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения; разработать системообразующую целостную структуру формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в преподавании гуманитарных дисциплин (основы философии, история отечества, педагогика, литература, история педагогики), стержневой идеей которой является культурокомпетентностный подход.

Системообразующими компонентами культурокомпетентностного подхода формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы выступают:

1) теоретико-методологические основы формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы;

2) структура культуры в ориентациях студентов;

3) модель личности современного специалиста, детерминирующая необходимость исследования проблемы НИР;

2012. Вып. 4 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

4) требования ФГОС к культуроформирующим качествам выпускников профессиональной школы, основывающиеся на потребностях самой личности, требованиях общества и рынка труда;

5) состояние учебно-нормативной документации, научно-методического обеспечения процесса преподавания гуманитарных дисциплин, ориентированных на формирование общей культуры и гуманитарной образованности;

6) уровень развития педагогических технологий, основывающихся на исследовательской, проблемно-развивающей, проектной, креативной, культуроформирующей, профессионально-ориентированной деятельности студентов;

7) Критериальная оценка освоенных студентами общекультурных компетенций и степень их проявления как гуманитарная образованность (оперирование знаниями; культурная самоидентификация; выбор культуроформирующих альтернатив, архетипов, культурно-гуманитарных универсалий; проектирование культуроформирующей стратегии действий; готовность к культуроформирующим нововведениям и др.).

Содержательным базисом культурокомпетентностного подхода являются гуманитарные дисциплины (основы философии, история отечества, литература, педагогика, история педагогики), имплицитно отражающие аспекты формирования общей культуры и гуманитарной образованности, стержнем - базовая профессиональная подготовка. Базовая профессиональная подготовка определяет типологию (исследовательские, творческие, ролевые, художественно-литературные, игровые, информационные, межпредметные, телекоммуникационные) культуроформирующих проектов и технологий их реализации (проектные, исследовательские; метод направляющих тестов; конструктивного обучения; имитационного планирования; интерактивные способы обучения; тренинги корпоративности; развивающая диагностика; метод «кейс-стади»). Личностная детерминация целей культурокомпетентностного подхода как партнерского взаимодействия «преподаватель-студент»; интеграции профессиональной, гуманитарной и культуроформирующей составляющей; преемственности и непрерывности в проектировании и реализации культуроформирующего содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла; доступности новой по культуроформирующему содержанию учебной информации, ее целостности и взаимосвязанности с профессиональными компетенциями реализуется на основе культуроформирующих проектов, являющихся ведущей технологией практической реализации концептуальных идей формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов. Они определяют личностную детерминацию целей культурокомпетентностного подхода как партнерского взаимодействия «преподаватель-студент»; интеграции профессиональной, гуманитарной и культуроформирующей составляющей; преемственности и непрерывности в проектировании и реализации культуроформирующего содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла; доступности новой по культуроформирующему содержанию учебной информации, ее целостности и взаимосвязанности с профессиональными компетенциями.

В условиях культурного многообразия образовательной среды учебных заведений особую значимость приобретает оказание помощи студентам со стороны преподавателей не только и не столько в овладении знаниями, профессиональным мастерством, сколько в осознанном выборе культурных ориентиров, идентичности, развитии умений межкультурного взаимодействия. В этой среде формирование ценностных ориентаций, интересов, образа жизни происходит в большей степени самостоятельно, так как молодые люди меньше подвержены влиянию родителей, родительскому контролю в силу отдаленности проживания, общения и др. Эти социальные и культурные реалии определяют необходимость модернизации содержания и технологий формирования культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы как императив их подготовки к жизнедеятельности в поли-культурном обществе.

Как показывает изучение проблемы формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов, характерными признаками инновационных технологий выступают:

- концептуальность - технология разрабатывается под конкрентный педагогический замысел, в основе которого лежит методологическая и психолого-педагогическая идея культурокомпетентност-ного подхода;

- системность - технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками культурокомпетентностного подхода, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

- дидактическое целеобразование - наличие дидактических процедур, содержащих критерии, показатели и механизмы измерения результатов деятельности студентов, обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей, эффективности процесса обучения;

Культуроформирующий потенциал гуманитарной подготовки. ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

- инновационность - технология предусматривает взаимосвязанную деятельность студентов и преподавателей на основе интерактивных, проектно-ориентированных, эвристических подходов к обучению;

- оптимальность - реализация личностных и технических ресурсов, достижение запланированных результатов в сжатые временные промежутки;

- корректируемость - возможность оперативной обработки информации, ориентированной на последовательное достижение цели;

- воспроизводимость и гарантированность результатов - структурные элементы технологии должны быть воспроизводимы преподавателями и гарантировать достижение запланированных результатов.

Основными функциями инновационных педагогических технологий формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов, детерминированных их сущностью и характерными признаками, являются:

- гуманистическая, развивающая функция, предусматривающая реализацию образовательных целей учебного процесса (создание комфортных психолого-педагогических условий для развития личности обучающегося, подготовку его к жизнедеятельности в информационно-технологическом обществе);

- методологическая функция, выражающая общую стратегическую направленность модели формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов в преподавании гуманитарных дисциплин и предполагающая реализацию стратегии культурокомпетентностного подхода в практику через поликомпонентный алгоритм культуроформирующих модулей;

- функция проектирования и реализации, позволяющая конструировать образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения и с достаточной долей вероятности гарантировать ожидаемый результат.

К принципам инновационных технологий относятся:

- принцип целостности, предусматривающий закономерности развития технологий формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов в преподавании гуманитарных дисциплин при согласованном взаимодействии всех составных элементов;

- принцип фундаментализации и профессиональной направленности технологии, обеспечивающий формирование общих и профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО И СПО и рынка труда;

- принцип социокультурной и личностной организации преподавания гуманитарных дисциплин, ориентированный на адаптивность технологии к социокультурным и личностным особенностям студентов, их типологическим и индивидуальным качествам, оказывающим существенное влияние на учебную деятельность;

- принцип информационной поддержки технологий, направленный на эффективное применение в преподавании гуманитарных дисциплин педагогически оправданных средств информационной компьютерной технологии (персональных компьютеров, информационных банков данных, компьютерных экспертных систем и др.).

Структурными элементами педагогических технологий формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов в преподавании гуманитарных дисциплин как системной категории являются цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства обучения; организация учебного процесса; субъекты процесса обучения; результаты деятельности, в числе которых и уровень профессиональной подготовки.

Разработка технологий формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов в преподавании гуманитарных дисциплин предусматривает конструирование учебного процесса, исходя из образовательных концепций, целей и содержания обучения. Особое внимание уделяется коррекции учебного процесса и диагностике его качества. В процессе технологического проектирования учебного процесса поэтапно расписываются задачи и способы их решения на следующих уровнях:

- концептуальном (концептуальные идеи культурокомпетентностного подхода);

- содержательно-технологическом (принципы организации учебного процесса и средства обучения);

- нормативном (инструкции обучения) - в виде поликомпонентного алгоритма формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов в преподавании гуманитарных дисциплин;

- процессуальном - осуществление процесса формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов через проектирование и реализацию культуроформирующих учебных модулей.

2012. Вып. 4 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

В процессе проектирования инновационных педагогических технологий коллективом лаборатории гуманитарной подготовки в системе профессионального образования ИПП ПО РАО в 2010-2012 гг. был апробирован технологический алгоритм формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в процессе реализации культуроформирующих учебных модулей: «Методологическая культура студента - будущего педагога», «Культурно-гуманитарные универсалии будущего специалиста социокультурной сферы», «Культурная идентитчность студента - будущего специалиста промышленного производства», «Психологическая культура специалиста социальной сферы».

Установленный технологический алгоритм в обобщенном виде состоит из последовательных шагов учебной деятельности:

- определение учебных задач согласно концепции культурокомпетентностного подхода;

- переосмысление имеющихся средств обучения;

- систематизация социокультурных компетенций, формируемых в преподавании гуманитарных дисциплин;

- перевод педагогической теории в стратегию решения поставленных задач;

- разработка поликомпонентного алгоритма формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов посредством создания и использования культуроформирующих учебных модулей и модульных программ;

- выбор технологических процедур реализации культуроформирующих учебных модулей;

- прогнозирование компенсационных и коррекционных средств использования культурокомпе-тентностного подхода в преподавании гуманитарных дисциплин;

- использование критериально-диагностического инструментария эффективности инновационных педагогических технологий формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов в преподавании гуманитарных дисциплин.

* * *

1. Гильмеева Р.Х., Тихонова Л.П., Мухаметзянова Л.Ю., Шайхутдинова Г.А. Концепция модернизации содержания и технологий формирования и развития культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы, ориентированной на российско-европейское партнерство / под ред. Г.В. Мухаметзяновой. Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2011.

Поступила в редакцию 15.11.12

R.Kh. Gilmeeva, L.P. Tikhonova, L. Yu. Mukhametzyanova

Formation and development of the common humanitarian and cultural education of students of the professional schools

The article is devoted to the problem of forming a common culture and humanitarian education of students of professional school in the context of integration processes of the Russian Federation with the international community. As a fundamental mechanism for solving this problem there stands a culture-forming approach which allows to determine the integrative relationship of personal, professional, humanitarian and culture-forming components in the teaching of humanities in accordance with the requirements of Federal standards of a new generation.

Keywords: culture, humanitarian education, culture-competence approach, culture-forming processes.

Г ильмеева Римма Хамитовна, доктор педагогических наук, профессор

Тихонова Любовь Петровна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник

Мухаметзянова Лариса Юрьевна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник

ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования»

Российской академии образования (РАО)

420039, Россия, г. Казань, ул. Исаева, 12 E-mail: [email protected]

Gilmeeva R.Kh., doctor of pedagogy, professor Tikhonova L.P.,

candidate of pedagogy, leading researcher

Mukhametzyanova L.Yu.,

candidate of pedagogy, leading researcher

Institute of Professional Education of Pedagogy and Psychology, Russian Academy of Education (RAE) 420039, Russia, Kazan, Isaeva st., 12 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.