Научная статья на тему 'Формирование художественно-гуманитарной компетентности студентов в процессе реализации ФГОС СПО по литературе'

Формирование художественно-гуманитарной компетентности студентов в процессе реализации ФГОС СПО по литературе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩИЙ МОДУЛЬ / ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ARTISTIC-HUMANITARIAN COMPETENCE / KULTURFORDERUNG MODULE / LITERARY / ARTISTIC DESIGN / IMAGERY AND EMOTIONAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Лариса Юрьевна

В статье раскрывается процесс формирования художественно-гуманитарной компетентности в процессе реализации ФГОС СПО по литературе в совокупности ее целевых, содержательных и процессуальных характеристик на основе проектирования и реализации учебного модуля с учетом его культуроформирующей составляющей. Разработка данного модуля в процессе изучения литературы основывается на проектировании его структурных компонентов в следующей логике: обозначение проблематики; постановка целей; разработка содержания; технологическое обеспечение модуля; создание педагогических условий культуроформирующего моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ARTS-GUMANITARNOI COMPETENCE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF REALIZATION OF FGOS SPO FOR LITERATURE

The article reveals the process of formation of artistic and humanitarian competence in the implementation of FGOS SPO of the literature in the totality of its target, substantial and procedural characteristics on the basis of the design and implementation of a training module given its kulturforderung component. The development of this module in the study of literature is based on the design of its structural components in the following logic: identification of issues; setting goals; content development; technological support module; creation of pedagogical conditions kulturforderung modeling.

Текст научной работы на тему «Формирование художественно-гуманитарной компетентности студентов в процессе реализации ФГОС СПО по литературе»

УДК З78

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Л.Ю. Мухаметзянова1

1Статъя подготовлена в рамках реализации государственного задания р/21 в сфере научных исследований

Аннотация. В статье раскрывается процесс формирования художественно-гуманитарной компетентности в процессе реализации ФГОС СПО по литературе в совокупности ее целевых, содержательных и процессуальных характеристик на основе проектирования и реализации учебного модуля с учетом его культуроформирующей составляющей. Разработка данного модуля в процессе изучения литературы основывается на проектировании его структурных компонентов в следующей логике: обозначение проблематики; постановка целей; разработка содержания; технологическое обеспечение модуля; создание педагогических условий культуроформирующего моделирования.

Ключевые слова: художественно-гуманитарная компетентность, культуроформирующий модуль, литературно-художественное проектирование, образно-эмоциональный компонент.

FORMATION OF ARTS-GUMANITARNOI COMPETENCE OF STUDENTS

IN THE PROCESS OF REALIZATION OF FGOS SPO FOR LITERATURE

L. Muhametzyanova

Abstract. The article reveals the process of formation of artistic and humanitarian competence in the implementation of FGOS SPO of the literature in the totality of its target, substantial and procedural characteristics on the basis of the design and implementation of a training module given its kulturforderung component. The development of this module in the study of literature is based on the design of its structural components in the following logic: identification of issues; setting goals; content development; technological support module; creation of pedagogical conditions kulturforderung modeling.

Keywords: artistic-humanitarian competence, kulturforderung module, literary, artistic design, imagery and emotional component.

Актуальность и значимость исследования обусловлены тем, что в современных условиях возрастает роль искусства и литературы в развитии культурного потенциала общества, что актуализирует проблему формирования художественно-гуманитарной компетентности будущих специалистов, пронизывающую все ступени профессионального образования.

Социально-экономическими предпосылками исследования выступает Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, опирающаяся на основополагающий

государственный документ - «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», которая определяет стратегию и направления развития системы образования на период до 2025 года; программа ЮНЕСКО, посвященная художественному образованию (Лиссабон, 6 - 9 марта 2006 г.), поставившие целью добиться признания значимости художественно-

гуманитарной образованности для формирования созидательной творческой личности.

Ведущими концептуальными идеями исследования являются:

1. Концепция проектно-целевого подхода к реализации ФГОС в гуманитарной подготовке (Р.Х. Гильмеева, Г.В. Мухаметзянова, ФШ. Мухаметзянова, Л.Ю. Мухаметзянова, Л.П. Тихонова, Г.А. Шайхутдинова, В.Н. Корчагин, В.В. Аксенов), обеспечивающая проектирование педагогической системы в соответствии с заданной целью и стратегически ориентирующая на разработку проектно-целевых механизмов реализации ФГОС СПО [1].

2. Концепция культурокомпетентностного подхода (Г.В. Мухаметзянова, Р.Х. Гильмеева, Л.П. Тихонова, Л.Ю. Мухаметзянова), раскрывающая основную идею этого подхода на основе обеспечения компетентной подготовки специалиста в логике глобализации образовательного процесса: эффективность профессиональной самоиндефикации личности,

ее становления как полноправного члена мирового сообщества, которое определяется уровнем образованности, формированием мировоззрения, духовности, повышением кросскультурной грамотности. Толерантный характер социокультурных перемен, снижающий возможности традиционных форм трансляции культуры, формирование технократических представлений о науке, приводящее к фрагментарному восприятию действительности, актуализируют поиск новой стратегии содержания образования личности

профессионала третьего тысячелетия [2;3].

3. Идея культуроформирующей направленности изучения литературы (Тюпа В.И., Троицкий Ю.В., Лавлинский С.П.), согласно которой литературная подготовка студентов должна ставить следующие обучающие и развивающие задачи:

- освоение культурно-гуманитарного контекста литературы как вида искусства;

- развитие потенциальных художественно-гуманитарных способностей студентов через активизацию их творческого мышления, воображения и рефлексии.

4. Технологическая идея литературно -художественного проектирования как культурной формы образовательных инноваций (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, В.В. Рубцов), при которой образовательный процесс трактуется как проектирование студентом профессионально-личностной траектории развития, построенной на основе специально организованных образовательных ситуаций художественно-гуманитарного творчества с целью формирования культурно-гуманитарных ценностных образцов жизнедеятельности [5].

Художественно-гуманитарная компетентность студентов понимается нами как интегративное личностное образование, включающее систему средств, способов и результатов, направленных на восприятие, воспроизведение, создание и использование художественно-гуманитарных знаний и ценностей искусства и литературы в профессиональной деятельности.

В процессе анализа проекта ФГОС СПО по литературе выявлено:

1. ФГОС способствует повышению роли учебного предмета «Литература» как дисциплины, формирующей духовный облик и культурные ориентиры студентов, раскрывая особенности культурно-исторического развития России и традиции российского гуманитарного образования.

2. Специфика курса литературы в новых стандартах определяется сущностью литературы

как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Речь идет о связях художественно-универсальных («вечные образы» культуры), межтекстовых (цитаты,

реминисценции, вариации, заимствования и т.п.) и историко-биографических (различного рода творческие контакты между писателями). Их можно обозначить как литературные архетипы.

3. Приоритетным направлением в преподавании предмета «Литература» в контексте ФГОС СПО остается работа с художественным текстом.

Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт;

- культуроформирующая деятельность: связана с особой возможностью формировать систему культурно - гуманитарных универсалий, художественно-эстетических ценностей, углублять интеллектуальную, эмоционально-чувственную сферу личности [4].

В целом, анализ ФГОС СПО по литературе в средней профессиональной школе выявил:

- в программах по литературе недостаточно четко прослеживается обозначение художественно-гуманитарной составляющей; выход системы художественно-гуманитарных знаний на систему профессиональных знаний студентов, что затрудняет выявление

профессиональных смыслов в учебном материале по литературе;

- необходимо уточнить инновационный потенциал литературной подготовки будущего специалиста на основании использования культурокомпетентностного подхода,

обеспечивающего реализацию герменевтической, психологической, эстетической, познавательно-исследовательской и культуротворческой функций литературы как целостной полифункциональной системы, способствующей формированию художественно-гуманитарной компетентности студентов.

Образовательный стандарт по литературе нацелен на рационально-прагматическое обучение; он игнорирует потенциал литературы в развитии культурных ценностей студентов, испытывающих нереализованную потребность в уроках литературы как культурном полилоге с художественным произведением и педагогом в роли значимого проводника в пространстве культурных смыслов.

В соответствии с этим актуализируется проблема формирования художественно-гуманитарной компетентности в процессе реализации ФГОС СПО по литературе в совокупности ее целевых, содержательных и процессуальных характеристик на основе проектирования и реализации учебного модуля с учетом его культуроформирующей

составляющей [3].

Разработка данного модуля в процессе изучения литературы основывается на проектировании его структурных компонентов в следующей логике: обозначение проблематики, постановка целей, разработка содержания, технологическое обеспечение модуля, создание педагогических условий культуроформирующего моделирования.

1. Проблема проектирования учебного модуля с учетом его культуроформирующей составляющей состоит в том, что используемые до настоящего времени технологии преподавания литературы недостаточно полно отражают образно-метафорический культуроформирующий потенциал художественного знания в культурно-гуманитарной самоорганизации студентов.

2. Постановка цели модуля.

Общая цель: выявление алгоритма формирования художественно-гуманитарной компетентности студентов в процессе преподавания литературы. Данный алгоритм является открытой и вариативной системой. Каждый этап алгоритма рассматривается как

постепенное продвижение студента к достижению главной цели - художественно-гуманитарной самоорганизации.

3. Разработка содержания культуроформирующего модуля.

Трехкомпонентное обеспечение усвоения студентами культуроформирующего материала по литературе:

- компонент эмоционально-образного первичного восприятия текста;

- компонент потребности рефлексирующего анализа студентами собственных переживаний;

- компонент диалогического поиска взаимосвязей культуроформирующих оценочных суждений студентов в ценностно-смысловом контексте авторской образной метафоричности.

4. Технологическое обеспечение культуроформирующего модуля.

На этом этапе логического построения используются ведущие технологии

формирования художественно-гуманитарной компетентности студентов в процессе изучения литературы. В качестве оптимальной методической платформы предложены технология литературно-художественного

проектирования и ряд эвристических методов.

5. Выбор условий культуроформирующего модуля:

а) для востребования культуроформирующей составляющей образно-метафорического знания необходимо изменение художественно-речевых стратегий; обращение к культурным идеалам автора художественного произведения; создание ситуации выбора на основе предложенных альтернатив и т.д.;

б) для востребования ценностно-эмоционального компонента образно-метафорического знания - дополнение личностной эмоциональной интуицией недостатка в объективной информации; принятие решений в процессе эмоционального обсуждения литературной проблемы; учет влияния эмоционально-образного слова педагога на культурно-гуманитарные универсалии студентов.

Приведенная структура компонентов проектирования культуроформирующего модуля приближает к конкретному решению задачи использования образно-метафорического

потенциала художественного текста в формировании художественно-гуманитарной компетентности студентов в процессе изучения литературы в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Литература:

1. Гильмеева Р.Х. Особенности проектно-целевого подхода к реализации ФГОС профессионального образования в преподавании гуманитарных дисциплин / Р.Х. Гильмеева, В.Н. Корчагин, Л.Ю. Мухаметзянова, В.В. Аксёнов, Г.А. Шайхутдинова. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2014. - 126 с.

2. Гуманитарная образованность студентов в системе учреждений СПО - ВПО: монография / Л.А. Волович, Р.Х. Гильмеева, Л.Ю. Мухаметзянова, Л.П. Тихонова; под ред. академика РАО Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2011. - 141 с.

3. Концепция модернизации содержания и технологий формирования и развития культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы, ориентированной на

российско-европейское партнерство / Р.Х. Гильмеева, Л.Ю. Мухаметзянова, Л.П. Тихонова; под ред. академика РАО Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2011. - 46 с.

4. Мухаметзянова Ф.Ш. Литературная подготовка в профессиональной школе / Ф.Ш. Мухаметзянова, Р.Х. Гильмеева, Л.Ю. Мухаметзянова, В.Н. Корчагин, Г.А. Шайхутдинова, В.В. Аксенов // Педагогика. -2014. - № 5. - С. 47-54.

5. Мухаметзянова Ф.Ш. Социокультурная подготовка студентов УСПО, ВПО в условиях российско-европейского партнерства / Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.П. Тихонова, Л.Ю. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова. - Казань: Издательство «Данис» ФГНУ «ИПП ПО» РАО, 2012. - 131с.

Сведения об авторе:

Мухаметзянова Лариса Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]

Data about the author:

L. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.