УДК 14.35
Р.Х. Гильмеева
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Рассмотрена проблема формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в контексте интеграционных процессов Российской Федерации с мировым сообществом. В качестве основополагающего механизма решения поставленной задачи выступает культурокомпетентностный подход, позволяющий определить интегративные взаимосвязи личностного, профессионального, гуманитарного и культуроформирующего компонентов в преподавании гуманитарных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
Ключевые слова: культура, гуманитарная образованность, культурокомпетентностный подход,
культуроформирующие процессы
K.H.Gilmeeva formation of the common humanitarian and cultural education of students of the
PROFESSIONALSCHOOLS
The article is devoted to the problem of forming a common culture and humanitarian education of students of professional school in context of integration processes of the Russian Federation with the international community. As a fundamental mechanism for solving this problem stands culture-forming approach which allows to determine the integrative relationship of personal, professional, humanitarian and culture-forming components in the teaching of humanities in accordance with the requirements ofFederal standards of a new generation.
Key words: culture, humanitarian education, culture-competence approach, culture-forming processes
Кризис концептуальной составляющей гуманитарного образования как института духовной преемственности состоит в несоответствии современных образовательных моделей общемировым тенденциям развития культуры, рассогласовании современных образовательных систем, общих тенденций и логики развития культуры, не обеспечивающих воспитание подлинной духовной элиты общества - «истинных гуманитариев», выполняющих в обществе важнейшую функцию - сохранить и передать следующим поколениям лучшие достижения отечественной и мировой культуры.
Эти тенденции, а также интеграционные процессы РФ с мировым сообществом детерминируют поиск и разработку иных подходов к формированию общей культуры и гуманитарной образованности студентов в гуманитарной подготовке. В процессе анализа трудов отечественных и зарубежных авторов (Бестужев-Лада И.В., Библер В.С., Вербицкая Л.А., Данилюк А.Я., Запесоцкий А.С., Зиглер Д., Лихачев Д.С., Лотман Ю.М., Щелкунов М.Д., Bloom B.S., Masloow A.H., Мухаметзянова Г.В., Хоркхаймер М., Хьелл Л. и др.), а также изучения теории и практики гуманитарной подготовки студентов профессиональной школы были установлены противоречия в подходах к процессу формирования у обучаемых общей культуры и гуманитарной образованности, соответствующей требованиям времени:
- гуманитарная подготовка как базовый компонент формирования культурных ценностей личности в полной мере и в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образователь-ного стандарта нового поколения к качествам студента - будущего специалиста новой формации - интеллектуала по своим сущностным характеристикам, не обеспечивает продуктивного взаимодействия студентов с культурными ценностями, этнокультурными традициями, стилями и образами жизни;
- существующие образовательные концепции гуманитарной подготовки и идентичные им организа-ционные структуры образования теряют свою эффективность и способность выступать в качестве культуроформирующих, соответствующих как отечественным, так и мировым стандартам;
- отсутствие научно-обоснованных подходов к разработке теоретико-методологических основ форми-рования общей культуры и гуманитарной образованности, содержания и смыслов этих понятий, сущности и функций, условий реализации их образовательного потенциала, оптимальных и эффективных образовательных моделей, способных обеспечить трансляцию ценностей отечественной и мировой культуры, их преемственность и уникальность.
Анализ дидактического содержания преподавания социально-гуманитарных дисциплин с целью определения структуры и содержания базового компонента общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы позволил определить интегративные взаимосвязи личностного, профессионального, гуманитарного и культуроформирующего компонентов в преподавании социально-гуманитарных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения; разработать системообразующую целостную структуру формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в преподавании гуманитарных дисциплин (основы философии, история отечества, педагогика, литература, история педагогики), стержневой идеей которой
является культурокомпетентностный подход.
Системообразующими компонентами культурокомпетентностного подхода формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы выступают
1. Теоретико-методологические основы формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы.
2. Структура культуры в ориентациях студентов.
3. Модель личности современного специалиста, детерминирующая необходимость исследования проблемы НИР.
4. Требования ФГОС к культуроформирующим качествам выпускников профессиональной школы, основывающиеся на потребностях самой личности, требованиях общества и рынка труда.
5. Состояние учебно-нормативной документации, научно-методического обеспечения процесса преподавания гуманитарных дисциплин, ориентированных на формирование общей культуры и гуманитарной образованности.
6. Уровень развития педагогических технологий, основывающихся на исследовательской, проблемно-развивающей, проектной, креативной, культуроформирующей, профессиональноориентированной деятельности студентов.
7. Критериальная оценка освоенных студентами общекультурных компетенций и степень их проявления как гуманитарная образованность (оперирование знаниями; культурная самоидентификация; выбор культуроформирующих альтернатив, архетипов, культурно-гуманитарных универсалий; проектирование культуроформирующей стратегии действий; готовность к культуроформирующим нововведениям и др.).
Проведенная диагностика социокультурных ориентаций, предпочтений, ценностей студентов педагогического, хореографического и технологического профилей позволила установить иерархию социокультурных ценностей содержания социально-гуманитарных дисциплин, выделены доминантные ценности-цели, по отношению к которым все остальные ценности для личностного развития студентов становятся вторичными. Доминантные ценности-цели (см. табл. № 1), содержащиеся в изучаемом содержании социально-гумани-тарных дисциплин, подвержены воздействию новых ценностей, психологических установок и стилей поведения, существующих в обществе. Критерием устойчивости доминантных ценностей является высокий уровень гуманитарной образованности личности.
Табл. 1.
Рейтинг социокультурных ценностей - доминант содержания социально-гуманитарных
дисциплин (данные в %)
Рейтинг Ценности Показатели Кол-во ответивших
I Витальные Жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, качество жизни, экология, комфорт, уровень потребления и др. 75%
II Социальные Социальное положение, статус, профессия, семья, личная независимость, равенство полов, способность к достижениям, ориентация на прошлое или будущее, патриотизм, конформизм и др. 63%
III Политические Законность, государственность, порядок, свобода слова и личностных прав, гражданские свободы, конституция, гражданский мир и др. 61,3%
IV Религиозные Бог, божественные законы, вера, спасение, благодать, ритуал, священное писание, Коран, церковь, мечеть и др. 57%
V Моральные Добро, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, коллективизм, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям и др. 33%
VI Художественно- эстетические Ценности мировой художественной культуры, художественно-эстетический тезаурус личности, художественноэстетический идеал, искусство, красота, эстетика условий труда, эстетика поведения, прекрасное в быту, художественноэстетическое самообразование и др. 32%
Иерархия социокультурных ценностей определяет структуру и содержание общей культуры и гуманитарной образованности выступающих инвариантным критерием сформированности профессиональной компетентности специалиста.
Содержательным базисом культурокомпетентностного подхода являются гуманитарные дисциплины (основы философии, история отечества, литература, педагогика, история педагогики), имплицитно отражающие аспекты формирования общей культуры и гуманитарной образованности, стержнем - базовая профессиональная подготовка. Базовая профессиональная подготовка определяет типологию (исследовательские, творческие, ролевые, художественно-литературные, игровые, информационные, межпредметные, телекоммуникационные) культуроформирующих проектов и технологий их реализации (проектные, исследовательские; метод направляющих тестов; конструктивного обучения; имитационного планирования; интерактивные способы обучения; тренинги корпоративности; развивающая диагностика; метод «кейс-стади»). Личностная детерминация целей
культурокомпетентностного подхода как партнерского взаимодействия «преподаватель-студент»; интеграции профессиональной, гуманитарной и культуроформирующей составляющей; преемственности и непрерывности в проектировании и реализации культуроформирующего содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла; доступности новой по культуроформирующему содержанию учебной информации, ее целостности и взаимосвязанности с профессиональными компетенциями реализуется на основе культуроформирующих проектов, являющихся ведущей технологией практической реализации концептуальных идей формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов. Они определяют личностную детерминацию целей культурокомпетентностного подхода как партнерского взаимодействия «преподаватель-студент»; интеграции профессиональной, гуманитарной и культуроформирующей составляющей; преемственности и непрерывности в проектировании и реализации культуроформирующего содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла; доступности новой по культуроформирующему содержанию учебной информации, ее целостности и взаимосвязанности с профессиональными компетенциями;
Проведенный анализ действий педагога и студента в контексте проектного обучения позволил выработать алгоритм разработки культуроформирующих проектов, который включает следующие этапы: мотивирующий, целеопределяющий, содержательно-организационный, рефлексивный и
коррекционный.
На этапе мотивации обозначается культуроформирующее, эмоционально-ценностнее, профессионально-личностное осознание педагогического смысла предстоящей проектной деятельности. Целеопределяющий этап ставит задачей определение культурно-гуманитарных универсалий проекта. Разработку культуроформирующих модулей и мониторинг результатов реализации проекта включает в себя содержательно-организационный этап. Рефлексивный этап, в свою очередь, определяет культурнопедагогическую саморефлексию в процессе апробации проекта. И, наконец, на коррекционном этапе анализируются резервы для оптимизации всего проекта.
Литература
1. Гильмеева Р.Х., Тихонова Л.П., Мухаметзянова Л.Ю., Шайхутдинова Г.А. Концепция модернизации содержания и технологий формирования и развития культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы, ориентированной на российско-европейское партнерство / под ред. академика РАО Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2011.