Научная статья на тему 'Научно-методическое обеспечение реализации культурокомпетентностного подхода в гуманитарной подготовке студентов профессиональной школы'

Научно-методическое обеспечение реализации культурокомпетентностного подхода в гуманитарной подготовке студентов профессиональной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
945
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КУЛЬТУРОКОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ГУМАНИТАРНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ / КУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩИЙ МОДУЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмеева Р. Х., Мухаметзянова Ф. Ш., Мухаметзянова Л. Ю., Тихонова Л. П., Шайхутдинова Г. А.

В настоящей статье раскрывается научно-методическое обеспечение реализации культурокомпетентностного подхода в преподавании гуманитарных дисциплин в профессиональной школе в контексте Федеральных образовательных стандартов. Структура и содержание научно-методического обеспечения проектирования и реализации культурокомпететностного подхода определяются на методологическом, теоретическом и методическом уровнях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гильмеева Р. Х., Мухаметзянова Ф. Ш., Мухаметзянова Л. Ю., Тихонова Л. П., Шайхутдинова Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обеспечение реализации культурокомпетентностного подхода в гуманитарной подготовке студентов профессиональной школы»

УДК 14.35.01

Р.Х.Гильмеева, Ф.Ш.Мухаметзянова, Л.П.Тихонова, Л.Ю.Мухаметзянова, Г.А.Шайхутдинова

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРОКОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В настоящей статье раскрывается научно-методическое обеспечение реализации

культурокомпетентностного подхода в преподавании гуманитарных дисциплин в профессиональной школе в контексте Федеральных образовательных стандартов. Структура и содержание научно-методического обеспечения проектирования и реализации культурокомпететностного подхода определяются на методологическом, теоретическом и методическом уровнях.

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, культурокомпетентностный подход,

гуманитарная образованность, культуроформирующий модуль.

In this article the scientific and methodological support a culture and liberal education vocational school students in the context of federal education standards. The structure and content of the NMS a culture and liberal education are determined on the methodological, theoretical and methodological levels.

Keywords: scientific metodicheskok software, general culture, humanities, kulturoformiruyuschy module.

Современная модернизация профессионального образования по определению предполагает инновационные процессы в области организации объединенных образовательных структур, реализующих задачи многопрофильности и непрерывности, что определяет поиск интенсивных путей систематизации содержания обучения в различных системах его научно-методического обеспечения. Это обусловлено и вводом Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, структурирования учебной информации в соответствии с общенаучной и профессиональной значимостью, адекватных способов усвоения междисциплинарных культуроформирующих знаний и компетенций будущими специалистами.

Требования к разработке научно-методического обеспечения находят отражение в научных исследованиях культуроориентированных педагогических систем, когда в единстве со знаниями и умениями процесс обучения каждой дисциплине формирует готовность специалиста к культуроформирующей профессиональной деятельности (В.П.Бездухов, ГА.Бокарева, М.Ю.Бокарев, Ю.Н.Кулюткин, М.М.Левина, В.А.Сластёнин, Е.Н.Шиянов и др.). Исследуются различные подходы к проектированию научно-методического обеспечения как педагогической системы (Л.В.Байбородова,

Н.Б.Байкова, О.П.Безматерных, А.И.Кивелевич, Г.В.Мухаметзянова, О.Н.Олейникова, М.С.Пономарева, М.И.Рожков, О.Е.Саенко и др.). Углубляется сущность научно-методического обеспечения путем проектирования его структуры, функций, связей с другими педагогическими понятиями (Ю.Л.Камашева, НА.Морева, Б.В.Пальчевский). При этом, ученые по-разному трактуют его сущность: и как систему научно-методической работы, и как научно-методическую деятельность (П.Ф.Анисимов, Г.В.Мухаметзянова)

Для создания системного научно-методического обеспечения необходимо не только уточнение понятий, характеризующих его структуру (компоненты, связи между ними, функции), содержание (документы, технические объекты, учебная, научная и другая информация, методические материалы и др.), но и выявление требований к его разработке как системного целого.

Основными разработчиками системного методологического, теоретического и методического обеспечения развития инновационных процессов в системе профессионального образования с привлечением отечественного и зарубежного опыта являются научные сотрудники ФГНУ ИПП ПО РАО. По результатам их исследований, научно-методическое обеспечение - это создание необходимых условий для функционирования, развития, формирования, становления тех или иных объектов, структур, процессов и т.п., например, нормативных, научных, методических, социальнопсихологических. Научное обеспечение рассматривается как совокупность результатов научных исследований по совершенствованию учебно-воспитательного процесса; как процесс поиска и разработки организационно-педагогических и методических механизмов доведения научных результатов до их практического применения в деятельности субъектов образования.

Как показывает массовая педагогическая практика, создание оптимального научно-методического обеспечения формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов

профессиональной школы - сложная и трудоемкая задача. Для успешного ее решения педагогам недостаточно только компетентности в области преподаваемых гуманитарных дисциплин и мастерства в вопросах технологии формирования знаний и компетенций. Наряду с этим им необходимо знание исходных понятий и сущности учебно-методического комплекса дисциплины, его состава, структуры, содержания (документы, технические объекты и др.), требований к его разработке, технологий и методик проектирования.

В процессе проектирования и реализации научно-методического обеспечения формирования общей культуры и гуманитарной образованности можно выделить противоречия между:

- настоятельной потребностью мобильно и качественно проектировать учебно-методические комплексы по формированию общей культуры и гуманитарной образованности в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и отсутствием у педагогических работников теоретических основ соответствующей деятельности;

- необходимостью использования педагогами эффективной технологии проектирования и реализации научно-методического обеспечения формирования культуры и гуманитарной образованности студентов в процессе гуманитарной подготовки и отсутствием ее достаточного обоснования;

- возросшими требованиями работодателей к культуре студентов профессиональной школы, требованиями ФГОС и неадекватным отражением в содержании гуманитарных дисциплин культуроформирующего компонента;

- необходимостью применения учебно-методических комплексов по гуманитарным дисциплинам на основе модульно-компетентностного подхода и отсутствием у преподавателей, методистов алгоритма их разработки.

Ключевыми понятиями процесса научно-методического обеспечения формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов выступают:

- обеспечение - создание необходимых условий для функционирования

культуроформирующих процессов;

-научно-методическое обеспечение - процесс создания организационно-педагогических и методических механизмов практического применения научных результатов в деятельности субъектов образования на методологическом, теоретическом и методическом уровнях;

- методическое обеспечение - совокупность методов и приемов предметной деятельности преподавателя и студентов по овладению системой культуроформирующих компетенций и способов их применения, учебно-программная документация, средства обучения, средства контроля; мето-дические рекомендации, комплексы, нормативная и учебно-методическая документация;

- учебно-методическое обеспечение - совокупность нормативной и учебно-методической документации, воздействующей на реализацию целей, содержание обучения, личностное развитие студентов, формирование у них соответствующих культуроформирующих компетенций;

- учебно-методический пакет - это целостная структура и содержание учебных и методических материалов традиционного и инновационного типов для преподавателя и студентов, рассчитанных на период изучения предмета, на отдельные занятия и на их цикл;

- портфолио - метод оценки сформированное™ культурно-гуманитарных универсалий, изменения которых исследуются в динамике культурокомпетентностного развития обучаемых и реализации ими выбранных ориентиров культурного профессионально-личностного роста.

- мониторинг - это целостная операциональная система, которая включает в себя принципы построения, компоненты и показатели анализа, методы сбора информации.

Ключевыми положениями, определяющими исходную позицию при разработке научно-методического обеспечения формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов, выступают:

Первое положение - реализация вариативного подхода на основе учета объективных и субъективных факторов.

Объективные факторы: культуроформирующее содержание гуманитарной дисциплины, уровень требований к усвоению учебного материала, наличие преемственных или междисциплинарных связей, методика преподавания. Субъективные факторы: индивидуальный стиль преподавателя, подготовленность студента к самостоятельной работе над учебным материалом, культуроформирующая мотивация изучения гуманитарных дисциплин.

При моделировании научно-методического обеспечения учитываются все названные факторы, что выражается в вариативном представлении одних и тех же культуроформирующих

компонентов, соответствующем проявлению выше названных характеристик.

Целевой компонент - наличие в общей целевой программе изучаемой дисциплины индивидуальных для отдельных студентов, лично для них значимых целей культуроформирующей деятельности, ориентирующих на культуроформирующее саморазвитие. Реализация данного аспекта предусматривает в разработке целевого компонента методического обеспечения культуроформирующего процесса обучения определение совокупности ориентиров для студентов в виде схем индивидуальных программ культуроформирующего саморазвития, средств самодиагностики культуроформирующих качеств, культуроформирующих компетенций. Вариативность целевого компонента методического обеспечения обусловлена дополнительными к общим установкам индивидуальных культуроформирующих ценностных ориентаций студентов, которые определяются самостоятельно или с помощью преподавателя.

Содержательный компонент - наличие указаний на дополнительные источники учебной, научной и методической культуроформирующей информации, элективные задания, схемы и образцы переработанной информации, алгоритмы, которыми студенты могут воспользоваться.

Деятельностный компонент - описание различных организационных культуроформирующих возможностей учебного процесса, включающих использование разных способов и форм самостоятельной деятельности студентов, а также дидактических и технических средств обучения.

Оценочный (рефлексивный) компонент - наличие возможности провести культуроформирующую самооценку студентами собственных учебных достижений с помощью представленных критериев оценки, указаний на культуроформирующие приоритеты в овладении учебным материалом.

Второе положение - единство, взаимосвязь профессиональных, общекультурных и предметных компетенций. Самостоятельная деятельность студентов, осуществляемая на основе конкретных положений, инструкций, алгоритмов, схем и других методических материалов, способствует развитию не только знаний и умений в области изучаемой учебной дисциплины, но и культуроформирующих способностей, умений работать с информацией, познавательных процессов, культуроформирующей мотивации студента, а также культуроформирующих компетенций, социально и профессионально значимых для будущего специалиста. В связи с этим важно предусмотреть в научно-методическом обеспечении реализацию целостного подхода к разработке заданий, вопросов, упражнений, обладающих культуроформирующими возможностями, а также осмысленное восприятие студентами предлагаемой учебной информации как личностно значимой с точки зрения культурокомпетентностного подхода.

Третье положение - овладение студентами профессиональной нормативной базой (требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к объему и уровню усвоения учебного материала, к организации процесса обучения, квалификационными характеристиками выпускников по конкретной специальности и др.) и программными документами (учебным планом, рабочими программами, методическими материалами и др.). Знание студентами культурных норм, требований, критериев оценки способствует развитию культуроформирующего самосознания, ценностных ориентаций, ответственности, культуроформирующих компетенций. В связи с этим необходимо выделить из всей нормативно-правовой документации те культуроформирующие положения, которые следует представить студентам для ознакомления, проработки и усвоения. Вместе с этим важно определить те аспекты будущей профессиональной деятельности, в рамках которых следует предоставить им возможность для культуроформирующего проектирования своих профессиональных качеств.

Четвертое положение - выбор научных концепций и определение научной базы. Проектирование научно-методического обеспечения культуроформирующего процесса обучения должно осуществляться на основе инновационных педагогических и психологических концепций, теорий, подходов. При решении поставленной задачи необходимо обращаться к научному знанию, отражающему культуроформирующие закономерности процесса обучения и развития учебной деятельности и личности студента в условиях самостоятельной работы. К таким научным концепциям следует отнести вариативность обучения, проблемное обучение, проектное обучение, компьютеризацию обучения, блочно-модульный, культурокомпетентностный и модульно-компетентностный подходы.

Данные положения позволили сформировать авторское видение характеристики научно-мето-дического обеспечения культуроформирующего процесса обучения: сущность научнометодического обеспечения как системного культуроформирующего компонента процесса обучения

состоит в том, что это есть сложное, системное образование, отражающее одну или несколько культуроформирующих технологий освоения программного материала, адекватных

профессиональной деятельности (методическому ее аспекту), реализующее закономерности формирования культуроформирующих компетенций студента, выполняющее комплекс педагогических функций (переработка учебной информации с целью культуроформирующей мотивации на профессиональное становление.)

К структурным компонентам научно-методического обеспечения формирования культуры и гуманитарной образованности студентов относятся:

1) научные основы и методика формирования культуры и гуманитарной образованности студентов;

2) научные основы и методика контроля организации, проведения и качества результатов;

3) научные основы и методика совершенствования культуроформирующего содержания гуманитарной подготовки (отбор и структурирование);

Технология разработки научно-методического обеспечения формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы состоит из нескольких этапов:

1. Определение фактических потребностей учебного процесса в научно-методического обеспечения, которые определяются на основе анализа имеющегося научно-методического обеспечения, изучения практики преподавания.

2. Оценка возможностей научно-методического обеспечения по повышению качества формирования общей культуры и гуманитарной образованности в контексте модернизации и поиска путей повышения его эффективности.

3. Определение приоритетности различных видов научно-методического обеспечения на основе сопоставления потребностей практики и возможностей. В этой основе выделяются приоритетные (наиболее эффективные) виды научно-методического обеспечения.

4. Внедрение и коррекция эффективности научно-методического обеспечения на основе выявленных критериев.

5. Прогнозирование на основе выбора основных направлений научно-методического обеспечения и адекватной оценки результатов его внедрения.

Научно-методическое обеспечение процесса формирования и развития общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в преподавании гуманитарных дисциплин осуществляется на трех уровнях: методологическом, теоретическом и методическом.

Методологический уровень представлен системообразующими компонентами интегративной модели формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в преподавании гуманитарных дисциплин (требования ФГОС СПО к подготовке высококвалифицированного специалиста, обладающего профессиональными компетенциями, конкурентноспособными на отечественном рынке труда и на рынке труда стран европейского сотрудничества, инновационный поликомпонентный алгоритм методологических, целевых, организационно-методи-ческих, дидактических, содержательных и процессуальнотехнологических компонентов культуроформирующих учебных моделей, структура и содержание инновационных учебных программ по гуманитарным дисциплинам, соответствующих целям, принципам и функциям реализации культуроформирующих учебных модулей; содержание инвариантных и вариативных компонентов структуры гуманитарных дисциплин, ориентированных на реализацию культуроформирующих учебных модулей; критерии сформированности показателей культуры и гуманитарной образованности студентов в культуроформирующей учебной деятельности).

Теоретический уровень представляют концептуальные идеи культурокомпетентностного подхода формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов:

- цель - формирование личности студента как гражданина компетентного, гуманитарнообразованного, высококвалифицированного специалиста, подготовленного к использованию в собственной деятельности культурных образцов и норм жизни любого уровня, класса сложности, опережающего реально существующий уровень развития культуры общества, способного к толерантному сотрудничеству с другими людьми и другими культурами;

- педагогические условия - базовые компоненты культуроформирующей образовательной среды учебных заведений, культуроформирующее ядро программно-методического обеспечения гуманитарных дисциплин;

- принципы - проблемность, модульность, культуросообразность, прогностичность;

- дидактическое содержание гуманитарных дисциплин, переосмысленное с учетом ведущих

принципов проблемно-развивающего обучения, обогащенных идеями культуроформирующей деятельности, содержанием базовых культуроформирующих учебных модулей, проектных технологий и критериями определения результата деятельности, выраженной в овеществленных продуктах культуроформрующей деятельности.

Методический уровень включает в себя нормативную и учебно-методическую документацию, структуру и содержание учебно-модульных компонентов (модульные программы; содержание культуроформирующих учебных модулей по дисциплинам социально-гуманитарного цикла; содержание базовых культуроформирующих учебных модулей: «Методологическая культура студента - будущего педагога», «Культурная идентичность личности будущего специалиста химического производства», «Культурно-гуманитарные универсалии будущего специалиста социокультурной сферы»; варианты культуроформирующих модулей по дисциплинам социальногуманитарного цикла: методические и дидактические материалы в помощь студентам и преподавателям, мастер-классы, советы по оформлению модульных проектов, задания для самостоятельной, исследовательской работы, глоссарии, компьютерные презентации, слайды; рекомендации преподавателям по реализации структуры и содержания культуроформирующих учебных модулей и проектных технологий) и средства входного, текущего, рубежного и итогового контроля на бумажных носителях и в электронном виде.

Литература

1. Программно-методическое обеспечение формирования ключевых профессиональных компетенций в преподавании гуманитарных дисциплин: научно-методические рекомендации для преподавателей среднего профессионального образования / Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Л.Ю., Мухаметзянова Ф.Ш., Тихонова Л.П., Шайхутдинова ГА; под научной редакцией академика РАО Г.В.Мухаметзяновой. - Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2010. - 184 с.

2. Гуманитарная образованность студентов в системе учреждений СПО-ВПО: монография /Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Л.Ю., Тихонова Л.П., Шайхутдинова Г.А.; под научной редакцией академика РАО Г.В.Мухаметзяновой. - Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2011. - 136 с.

3. Программно-методическое обеспечение формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в условиях новых Государственных образовательных стандартов: учебно-методическое пособие для преподавателей дисциплин гуманитарного цикла /Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Ф.Ш.. Мухаметзянова Л.Ю., Тихонова Л.П., Шайхутдинова Г.А.; под научной редакцией академика Рао Г.В.Мухаметзяновой. - Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2012. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.