ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Утёмов В. В. Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднего профессионального образования // Концепт. - 2015. -№ 11 (ноябрь). - ART 15393. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15393.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15393
УДК 37.013.46
Утёмов Вячеслав Викторович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», заместитель директора по учебно-методической работе КОГАОУ СПО «Вятский колледж культуры», г. Киров [email protected]
Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднего профессионального образования
Аннотация. В статье описывается компетентностная модель формирования образовательных результатов при освоении федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования при подготовке специалистов среднего звена. Предложенная модель прошла успешную апробацию в КОГАОУ СПО «Вятский колледж культуры» в 2011-2015 гг. при прохождении полного курса обучения по ФГОС СПО специальностей группы «Искусство и культура». Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, компетентность, компетенция, виды профессиональной деятельности, компетентностный подход.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Система образования, ориентированная на освоение знаний, накопленных человечеством, устанавливает естественный предел для развития науки, технологий, познания в целом [1]. Цель современного профессионального образования состоит в том, чтобы будущий профессионал обладал широким набором взаимосвязанных и взаимодействующих качеств, таких как инициативность, мобильность, динамизм и конструктивность, стремление к самообразованию, владение новыми технологиями и способами их применения, способность принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере, уметь работать в команде, быть готовым к перегрузкам и стрессовым ситуациям и т. д. Список подобных качеств можно значительно расширить, но важнее выявить нечто общее, что сводит их воедино. Такая системообразующая роль в современном образовании отводится понятию «компетентность».
Компетентностный подход мы рассматриваем как объективное явление, вызванное к жизни социально-экономическими, образовательными и педагогическими предпосылками. Современная экономика предъявляет к специалисту среднего звена новые требования, которые надо учитывать в программах подготовки специалистов. Эти новые требования носят междисциплинарный характер и являются универсальными для различных областей деятельности. Попытка удовлетворить эти требования заставляет обновлять содержание изучаемых дисциплин и вводить новые педагогические технологии, а также новые подходы к реализации основной профессиональной образовательной программы.
Однако при наличии почти 70-летнего опыта подготовки специалистов среднего звена сферы культуры и искусства в Вятском колледже культуры приемлемым рабочим является понятие «профессиональная компетентность», удачно сочетающееся с внутренним пониманием педагогической цели работы. Профессиональная компетентность -это полнота качеств и способностей работника, обеспечивающая выполнение им действий в соответствии с компетенцией, определяемой требованиями должности.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Утёмов В. В. Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднего профессионального образования // Концепт. - 2015. -№ 11 (ноябрь). - ART 15393. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15393.htm. - ISSN 2304-120X.
Согласно действующим ФГОС СПО 3+ для всех направлений подготовки, компетенции подготавливаемых специалистов обобщены через прикладные виды профессиональной деятельности [2-6]: 51.02.01 Народное художественное творчество (ФГОС утвержден приказом Минобрнауки № 1382 от 27 октября 2014 г.); 51.02.02 Социально-культурная деятельность (ФГОС утвержден приказом Минобрнауки № 1356 от 27 октября 2014 г.); 51.02.03 Библиотековедение (ФГОС утвержден приказом Минобрнауки № 1357 от 27 октября 2014 г.); 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство (ФГОС утвержден приказом Минобрнауки № 997 от 13 августа 2014 г.); 54.02.08 Техника и искусство фотографии (ФГОС утвержден приказом Минобрнауки № 1363 от 27 октября 2014 г.).
Поэтому, на наш взгляд, основная образовательная цель при реализации данного подхода с учетом ФГОС СПО - это развитие компетентности через присвоение вида профессиональной деятельности.
Для реализации ФГОС СПО нами разработана компетентностная модель обучения (см. рис. 1).
Вид профессиональной деятельности, утвержденный стандартом, является компонентом, уточняющим требование и содержание программы подготовки, и включает в себя интегрированный результат формирования общих и профессиональных компетенций специалиста.
Компетенции, в свою очередь, формируются через этапы: знает (знания), умеет (умения), владеет (опыт).
При реализации образовательной программы знания и умения мы рассматриваем как один из результатов базовых и специальных дисциплин, а опыт в основном - как результат учебных, производственных практик и исследовательских, в частности курсовых, работ, в рамках которых студенты выполняют прикладное исследование.
Компетентность обязательно включает в себя способность и мотивацию к совершенствованию в данной предметной области как за счет усвоения новых знаний и методов извне, так и за счет формирования новых знаний и методов из опыта проявления данной компетентности в практической деятельности после завершения процесса обучения [7].
Создание условий для мотивации к обучению остается первостепенной задачей. Для этого учебный план с первого года обучения должен включать специальные дисциплины. Кроме этого, согласно образовательным стандартам, целесообразно обеспечить подготовку специалистов на базе соответствующих учебных творческих коллективов, сформированных из обучающихся по направлениям подготовки. Так, в колледже сейчас функционируют шесть учебных творческих коллективов, где студенты кроме мотивации к освоению образовательной программы приобретают опыт профессиональной деятельности. Если говорить об объеме времени, отводимого на работу в коллективе, можно сказать, что студент, являясь членом коллектива, в среднем участвует в пяти репетициях в неделю, в 20 концертах и 30 показах в год, а также в достаточном количестве конкурсов и фестивалей в составе коллектива.
Уровень мотивации студентов к будущей профессии ежегодно отражается в тестировании увлеченности будущей профессией. Так, на 2015 г. увлеченность распределена следующим образом: I курс - 60%, II курс - 40%, II курс - 65%, IV курс - 80%. Падение интереса к профессии в начале II курса связано по большей части с несоответствием представления о выбранной профессии с реальной, из-за фрагментарного понимания профессии и незнания специфики и её содержания. А после I курса такое понимание приходит. Такой аудит интереса позволяет вовремя усилить работу по адаптации к получаемой профессии через систему внеурочной деятельности, отраженной в компетентностной модели.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Утёмов В. В. Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднего профессионального образования // Концепт. - 2015. -№ 11 (ноябрь). - ART 15393. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15393.htm. - ISSN 2304-120X.
Рис. 1. Компетентностная модель обучения при реализации ФГОС среднего профессионального образования
Образовательная деятельность колледжа рассматривается нами как процесс взаимодействия интеллектуальных, творческих способностей, рефлексии и мотивации. Интеллектуальная и творческая деятельность в программе подготовки специалистов сферы культуры и искусства переплетены и осуществляются в двух направлениях: формирование и развитие профессиональной индивидуализации (субъективи-зация) в комплексе специальных знаний, умений и навыков; развитие и формирование личности (профессиональная социализация) в процессе формирования психических новообразований и развития сформированных качеств в практической деятельности.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Утёмов В. В. Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднего профессионального образования // Концепт. - 2015. -№ 11 (ноябрь). - ART 15393. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15393.htm. - ISSN 2304-120X.
Единство субъективизации и социализации создает гармоничное сочетание профессионального и личностного начал в развитии компетентности.
Субъективизация проходит через изучение дисциплин, практик, исследовательских работ, а также через работу в учебных творческих коллективах.
Социализация реализуется через основания профессиональных модулей. Для этого ежегодно методическим советом колледжа обновляется матрица формируемых компетенций и матрица замеряемых компетенций для понимания целевых ориентиров освоения профессиональных модулей.
Обобщенными профессиональными модулями по направлениям подготовки в колледже являются творческая/технологическая, организационно-управленческая и педагогическая/социально-культурная деятельность. Каждый модуль содержит производственную практику, содержание междисциплинарных курсов частично усваивается через работу и её осмысление в учебном творческом коллективе и завершается квалификационным экзаменом, результатом которого является готовность к выполнению вида профессиональной деятельности. На данный момент формой такого экзамена является портфолио достижений (грамоты, дипломы, благодарности, отзывы, характеристики студентов), проектное портфолио (разработанный индивидуальный проект в рамках междисциплинарного курса модуля) и портфолио работ (разработки занятий, разработанные репертуарные планы, доклады, рефераты, анализы произведений, обобщение опыта работы). Анализ представленного портфолио позволяет оценить сформированность каждой выносимой для замера компетенции.
Следующим компонентом, учтенным в модели, является рефлексия.
Рефлексия рассматривается как компонент учебной деятельности, являющийся мощным средством самоорганизации познавательной деятельности. Объект рефлексии - непосредственно профессиональные знания, знания о собственной профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. Так, во внеурочной деятельности и на практиках студенты после посещения культурно-досуговых учреждений, просмотров концертных и театрализованных программ на занятиях проводят всесторонний анализ мероприятия, позволяющий рефлексировать устойчивые мотивы, способствующие осознанию целей профессиональной деятельности, и стать мотивом для дальнейшего освоения образовательной программы. Таким образом, обучение в рамках профессиональных модулей учитывает описанную в методической литературе зависимость между уровнем развития рефлексии и результативностью профессиональной деятельности. Главное при достижении результативности заключается в поиске для каждого студента оптимальной сложности конкретного задания, для этого дифференцируются темы исследовательских работ, концертные номера, театрализованные представления и прочее.
Интеллектуальные результаты за счет творчества и рефлексии обладают свойством саморазвития и саморасширения накопленного опыта. Рефлексия в данном случае не просто играет роль рекурсии в самоприменении некоторого накопленного результата, а проявляется как обращение самой формируемой профессиональной деятельности студента к собственным приемам и знаниям как к объекту анализа-синтеза.
Итог освоения образовательной программы - выпускная квалификационная работа, выполняемая на последнем курсе по освоенным профессиональным модулям, результатам которой является разработанный и внедренный продукт интеллектуальной деятельности (хореографический номер, обрядовое действо, театрализованное представление, кинематографический образ, фонограммы музыкальных произведений и т. д.). Выпускная работа является конечной точкой организации учебной исследовательской деятельности студентов на протяжении всех лет обучения в предложенной модели.
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Утёмов В. В. Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднего профессионального образования // Концепт. - 2015. -№ 11 (ноябрь). - ART 15393. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15393.htm. - ISSN 2304-120X.
Таким образом, работа по направлениям «субъективизация» и «профессиональная социализация» позволяет представлять формируемый результат у студента через взаимосвязь общих и профессиональных компетентностей, составляющих требования к выпускнику колледжа. При этом формируемые качества и способности человека «организовываются в некоторое целое, напоминающее по своему строению пирамиду» (согласно Б. Ф. Ломову, [8]) (рис. 2).
В четырехкомпонентной компетентностной модели особый смысл приобретают и ребра пирамиды, и её вершины, иллюстрирующие парное и тройное взаимодействие компетентностей. Поэтому, например, в образовательной программе предусматриваются виды учебной деятельности, направленные на оформление ребер пирамиды: выполнение курсовых и учебных исследовательских работ и проектов [9]. За качественное формирование компетентностной пирамиды отвечает следующий компонент модели - система профессионального развития и саморазвития педагога.
Это система мероприятий, направленных на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, проводимых в целях овладения педагогами технологиями и методиками учебно-воспитательной работы, творческого применения их на занятиях и во внеурочной деятельности, поиска инновационных, новых и наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и анализа образовательного процесса. Формирование системы повышения квалификации и самообразования педагогов в колледже ежегодно строится по единой методической теме с обобщением и пропагандой педагогического опыта. Обобщение опыта работы преподавателей проходит в разных формах, отраженных в модели. Благодаря существующей системе методической работы в колледже формируется единое информационное и методическое обеспечение реализации компетентностного подхода.
Таким образом, с учетом ежегодно в образовательной программе внутренних и внешних факторов существующий результат обучения позволяет говорить о сформированной компетентности выпускника, позволяющей осуществлять виды профессиональной деятельности.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Утёмов В. В. Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднего профессионального образования // Концепт. - 2015. -№ 11 (ноябрь). - ART 15393. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15393.htm. - ISSN 2304-120X.
В качестве перспективы дальнейшего развития описанной модели в системе профессионального образования мы выделяем работу по реализации замера сфор-мированности компетентности в форме компетентностного профиля, то есть разработку таких заданий, которые показывают, какие составляющие компетентности и в какой степени проявляются при решении данной задачи. При этом каждое решение задачи будет иметь компетентностную структуру (рис. 3).
Рис. 3. Компетентностный профиль решений
Компетентностная структура заданий определяется весовыми коэффициентами формируемых компетентностей. Полученные весовые коэффициенты составляющих компетентностей позволяют построить профиль испытуемого (рис. 4).
Рис. 4. Пример компетентностного профиля выпускника
Данный профиль может быть для нас очень удобным при обновлении реализуемых образовательных программ.
В качестве другой ближайшей задачи для методического оснащения обучения в СПО необходимо заметить, что в соответствии с планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р, введение ФГОС осуществляется поэтапно (см. рис. 5): ФГОС начального общего образования - с 2011 г.; ФГОС основного общего образования - с 2015 г.; ФГОС среднего общего образования - с 2020 г. [10]
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Утёмов В. В. Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднего профессионального образования // Концепт. - 2015. -№ 11 (ноябрь). - ART 15393. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15393.htm. - ISSN 2304-120X.
Если учесть, что для системы общего образования ФГОС стали предписывать образовательные результаты не только предметные, но личностные и метапредметные, т. е. выпускник школы будет обладать «новым» набором учебных достижений, то и следующая ступень образования (профессиональное) должна быть готова к обучению такого выпускника с обеспечением преемственности обучения. Поэтому задача адаптации учебных материалов и методов обучения в СПО с общим образованием должна стать ключевой в методической работе в системе среднего профессионального образования.
Рис. 5. Удельный вес численности обучающихся организаций общего образования, обучающихся по ФГОС (%)
Таким образом, предложенная компетентностная модель формирования образовательных результатов при освоении федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования при подготовке специалистов среднего звена может стать стрежневым элементом организации учебно-методической работы.
Ссылки на источники
1. Ярыгин О. Н. Система формирования компетентности в аналитической деятельности при подготовке научно-педагогических кадров: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тольятти, 2013. - 44 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) утвержден приказом Минобрнауки № 1382 от 27 октября 2014 г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам) утвержден приказом Минобрнауки № 1356 от 27 октября 2014 г.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 51.02.03 Библиотековедение утвержден приказом Минобрнауки № 1357 от 27 октября 2014 г.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство утвержден приказом Минобрнауки № 997 от 13 августа 2014 г.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.08 Техника и искусство фотографии утвержден приказом Минобрнауки № 1363 от 27 октября 2014 г.
7. Ярыгин О. Н., Коростелев А. А., Денисова О. П., Дмитриев Д. А. Аналитическая деятельность в системе образовательного менеджмента. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. - 320 с.
8. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 226 с.
9. Утёмов В. В. Программные средства работы над документами при организации самостоятельной работы учащихся // Концепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - URL: http://e-koncept.ru/2012/12113.htm.
10. Публичный доклад Министерства образования и науки РФ. Публичная декларация целей и задач, 2015 г. - 12 с.
7
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Утёмов В. В. Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднего профессионального образования // Концепт. - 2015. -№ 11 (ноябрь). - ART 15393. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15393.htm. - ISSN 2304-120X.
Vyacheslav Utemov,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Vyatka State University of Humanities, Deputy Director on educational work, Vyatka College of Culture, Kirov [email protected]
Competence-based learning model in College during implementation of the Federal State Educational Standard of secondary vocational education
Abstract. The paper describes competence-based model of formation of educational outcomes during the development of Federal State Educational Standards of secondary vocational education in preparing midcareer professionals. The proposed model has been successfully tested in Vyatka College of Culture in 20112015 at the full course of study of Federal State Educational Standards of secondary vocational education for the major “Art and culture”.
Key words: Federal state educational standards of secondary professional education, competence, competence, professional activities, competence approach.
References
1. Jarygin, O. N. (2013). Sistema formirovanija kompetentnosti v analiticheskoj dejatel'nosti pri podgotovke nauchno-pedagogicheskih kadrov: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk, Tol'jatti, 44 p. (in Russian).
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovanija po spe-cial'nosti 51.02.01 Narodnoe hudozhestvennoe tvorchestvo (po vidam) utverzhden prikazom Minobrnauki № 1382 ot 27 oktjabrja 2014 g. (in Russian).
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovanija po spe-cial'nosti 51.02.02 Social'no-kul'turnaja dejatel'nost' (po vidam) utverzhden prikazom Minobrnauki № 1356 ot 27 oktjabrja 2014 g. (in Russian).
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovanija po spe-cial'nosti 51.02.03 Bibliotekovedenie utverzhden prikazom Minobrnauki № 1357 ot 27 oktjabrja 2014 g. (in Russian).
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovanija po spe-cial'nosti 53.02.08 Muzykal'noe zvukooperatorskoe masterstvo utverzhden prikazom Minobrnauki № 997 ot 13 avgusta 2014 g. (in Russian).
6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovanija po spe-cial'nosti 54.02.08 Tehnika i iskusstvo fotografii utverzhden prikazom Minobrnauki № 1363 ot 27 oktjabrja 2014 g. (in Russian).
7. Jarygin, O. N., Korostelev, A. A., Denisova, O. P. & Dmitriev, D. A. (2012). Analiticheskaja dejatel'nost' v sisteme obrazovatel'nogo menedzhmenta, lzd-vo TGU, Tol'jatti, 320 p. (in Russian).
8. Lomov, B. F. (1984). Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii, Nauka, Moscow, 226 p. (in Russian).
9. Utjomov, V. V. (2012). “Programmnye sredstva raboty nad dokumentami pri organizacii samostojatel'noj raboty uchashhihsja”, Koncept, № 9 (sentjabr'). Available at: http://e-koncept.ru/2012/12113.htm (in Russian).
10. Publichnyj doklad Ministerstva obrazovanija i nauki RF. Publichnaja deklaracija celej i zadach, 2015 g., 12 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 25.10.15 Получена положительная рецензия 28.10.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 28.10.15 Опубликована 27.11.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Утёмов В. В., 2015
www.e-koncept.ru
8