48
Педагогические науки
УДК 377.1:37.01
В. В. Утёмов
Вятский государственный гуманитарный университет, Киров
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
В статье описана модель реализации основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена при освоении федеральных государственных образовательных стандартов. В модели выделяется интегрированный результат освоения образовательной программы (общие и профессиональные компетенции, знания, умения, опыт), образовательная деятельность рассматривается как процесс взаимодействия интеллектуальных, творческих способностей, рефлексии, мотивации. Отличие предлагаемой модели от существующих является опора на формирование двух направлений: формирования и развития профессиональной индивидуализации (субъективизация) в комплексе специальных знаний, умений и навыков, развития и формирования личности (профессиональная социализация) в процессе формирования психических новообразований и развития сформированных качеств в практической деятельности. Формируемые качества и способности обучающегося, согласно предлагаемой модели, организовываются в некоторое целое, напоминающее по своему строению пирамиду - четырехкомпонентную компетентностную модель. Итогом освоения образовательной программы является выпускная квалификационная работа, выполняемая на последнем курсе по освоенным профессиональным модулям, результатам которой является разработанный и внедренный продукт интеллектуальной деятельности. Дополнительно ежегодно учитывая в образовательной программе внутренние и внешние факторы, результат обучения связан с сформированными компетентностями выпускника, позволяющего осуществлять виды профессиональной деятельности. Предлагаемая модель успешно апробирована на базе КОГАОУ СПО «Вятский колледж культуры» в 2011-2015 гг. при прохождении полного курса обучения по ФГОС СПО специальностей группы «Искусство и культура». В работе также предлагается к внедрению компетентностный профиль результатов освоения программы и формулируются методические задачи по адаптации учебных материалов и методов обучения в СПО с общим образованием для завершения перехода на ФГОС в СПО.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, компетентность, компетенция, виды профессиональной деятельности, компетентностный подход.
Система образования, ориентированная на освоение знаний, накопленных человечеством, устанавливает естественный предел для развития науки, технологий, познания в целом [9]. Цель современного профессионального образования состоит в том, чтобы будущий профессионал обладал широким набором взаимосвязанных и взаимодействующих качеств, таких как инициативность, мобильность, динамизм и конструктивность, стремление к самообразованию, владение новыми технологиями и способами их применения, способностью принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере, уметь работать в команде, быть готовым к перегрузкам и стрессовым ситуациям и т. д. Список подобных качеств можно значительно расширить, но важнее выявить нечто
общее, что сводит их воедино. Такая системообразующая роль в современном образовании отводится понятию «компетентность».
Компетентностный подход мы рассматриваем как объективное явление, вызванное к жизни социально-экономическими, образовательными и педагогическими предпосылками. Современная экономика предъявляет к специалисту среднего звена новые требования, которые надо учитывать в программах подготовки специалистов. Эти новые требования носят междисциплинарный характер и являются универсальными для различных областей деятельности. Попытка удовлетворить эти требования заставляет обновлять содержание изучаемых дисциплин и вводить новые педагогические технологии, а также новые подходы к реализации основной профессиональной образовательной программы.
© Утёмов В. В., 2015
В. В. Утёмов
49
Однако при наличии почти 70-летнего опыта подготовки специалистов среднего звена сферы культуры и искусства в Вятском колледже культуры приемлемым рабочим является понятие «профессиональная компетентность», удачно сочетающаяся с внутренним пониманием педагогической цели работы. Профессиональная компетентность - это полнота качеств и способностей работника, обеспечивающая выполнение им действий в соответствии с компетенцией, определяемой требованиями должности.
Согласно действующим ФГОС СПО 3+ для всех направлений подготовки компетенции подготавливаемых специалистов обобщены через прикладные виды профессиональной деятельности [4-8]. Поэтому, на наш взгляд, основная образовательная цель при реализации данного подхода с учетом ФГОС СПО - это развитие компетентности через присвоение вида профессиональной деятельности.
Для реализации ФГОС СПО нами разработана компетентностная модель обучения (рис. 1)
Цель - развитие компетентности через присвоения видов профессиональной деятельности
с£ ^ О о с *
СО jE
с;
I ^
^ СО со Л
а.
О
X
га
< «
в
ш
S
X
X
UU
о.
ь-
>.
X
со
Субъективизация
си
sir
* о
Ф -Л
сс £
ф t=
о о)
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
базовые дисциплины специальные дисциплины
учебная
практика
производственная ~\ практика
курсовые работы
учебные творческие коллективы
• репетиции (5 в неделю);
- концерты (до 20 в год);
• творческие показы (до 30 е год);
• участие в конкурсах и фестивалях
х
Профессиональная социализация
Матрица формируемых и замеряемых компетенций
4 4 4
Обобщённые виды профессиональной деятельности
Содержание ФГОС СПО Содержание колледжа
Содержание работодателя
Ш
Экзамен (квалификационный) Портфолио JT1 Проектное ГI Портфолио достижений||| портфолио \ | работ
1. Народного ансамбля классического танца «Реверанс»;
2. Народный танце сально-хоровой ансамбль «вятка»;
3. Народный учебный театр;
4. вокальный ансамбль «Дива»;
5. Режиссерско-постановочная группа:
6. Учебный народный хор
Аудит интереса к будущей профессии
60%
40%
65%
80%
х
внедрении результатов интеллектуальной деятельности
Системы внеурочной деятельности по адаптации к получаемой профессии (экскурсии, профессиональные конкурсы, фестивали, конференции, круглые столы и др.)
Системы профессионального развития и саморазвития педагога
Коллективные:
• традиционная конференция преподавателей;
- открытые уроки;
• мастер-классы;
- практические показы;
- творческие отчеты;
- педагогические советы (малый, большой);
- профессиональные конкурсы и фестивали;
- школа молодого педагога;
- круглые столы;
- дискуссионные трибуны
Индивидуальные:
- публикации (статьи, учебные издания);
- посещение уроков администрацией с последующим анализом;
- анализ учебно-методической документации (рабочих программ, тематических планов, планов методических работ и др.)
- Методический журнал «Культура и образование: от теории к практике» (более 20 учебных пособий за поел, два года, 70 п.п.);
- Всероссийский портал профильного взаимодействия учреждений образования «Информио» (более 20 статей в год);
• Традиционные дискуссионные трибуны с работодателями (40 в год);
- Элехтронная-библиотечная система (более 23 000 единиц)
4
о I
II
8 m
га 0
О ~о О"
ф
~о
S
О)
ь
сг
I
0
1
н
ф
X
I
S
X
ф
о Vl
т; у
ф
р 8
о §
ш
X
S
W
ш
г.
S
0
1 X
(Г
ф
Результат - компетентность выпускника позволяет осуществлять виды профессиональной деятельности
50
Педагогические науки
Вид профессиональной деятельности, утвержденный стандартом, является компонентом, уточняющим требование и содержание программы подготовки, и включает в себя интегрированный результат формирования общих и профессиональных компетенций специалиста.
Компетенции в свою очередь формируются через этапы: знает (знания), умеет (умения), владеет (опыт).
При реализации образовательной программы знания и умения мы рассматриваем как один из результатов базовых и специальных дисциплин, а опыт в основном как результат учебных, производственных практик и исследовательских, в частности курсовых, работ, в рамках которых студенты выполняют прикладное исследование.
Компетентность обязательно включает в себя способность и мотивацию к совершенствованию в данной предметной области как за счет усвоения новых знаний и методов извне, так и за счет формирования новых знаний и методов из опыта проявления данной компетентности в практической деятельности после завершения процесса обучения [10].
Создание условий для мотивации к обучению остается первостепенной задачей. Для этого учебный план с первого года обучения должен включать специальные дисциплины. Кроме этого, согласно образовательным стандартам, целесообразно обеспечить подготовку специалистов на базе соответствующих учебных творческих коллективов, сформированных из обучающихся по направлениям подготовки. Так, в колледже сейчас функционируют 6 учебных творческих коллективов, где студенты кроме мотивации к освоению образовательной программы, приобретают опыт профессиональной деятельности. Если говорить об объеме времени, отводимом на работу в коллективе, можно сказать, что студент, являясь членом коллектива, в среднем участвует в 5 репетициях в неделю, в 20 концертах и 30 показах в год, а также в достаточном количестве конкурсов и фестивалей в составе коллектива.
Уровень мотивации студентов к будущей профессии, ежегодно отражается в тестировании увлеченности будущей профессией. Так, на 2015 год, увлеченность распределена следующим образом: 1-й курс - 60 %, 2-й курс - 40 %, 3-й курс -65 %, 4-й курс - 80 %. Падение интереса в начале второго курса к профессии связано по большей части с несоответствием представления выбранной профессии с реальной, из-за фрагментарного понимания профессии и незнания специфики
и ее содержания. А после первого курса такое понимание приходит. Такой аудит интереса позволят вовремя усилить работу по адаптации к получаемой профессии через систему внеурочной деятельности, отраженной в компетентностной модели.
Образовательная деятельность колледжа рассматривается нами как процесс взаимодействия интеллектуальных, творческих способностей, рефлексии и мотивации. Интеллектуальная и творческая деятельность в программе подготовки специалистов сферы культуры и искусства переплетены и происходят в двух направлениях: формирования и развития профессиональной индивидуализации (субъективизация) в комплексе специальных знаний, умений и навыков, развития и формирования личности (профессиональная социализация) в процессе формирования психических новообразований и развития сформированных качеств в практической деятельности. Единство субъек-тивизации и социализации создает гармоническое сочетание профессионального и личностного начал в развитии компетентности.
Субъективизация проходит через изучение дисциплин, практик, исследовательских работ, а также через работу в учебных творческих коллективах.
Социализация реализуется через основания профессиональных модулей. Для этого ежегодно методическим советом колледжа обновляется матрица формируемых компетенций и матрица замеряемых компетенций для понимания целевых ориентиров освоения профессиональных модулей.
Обобщенными профессиональными модулями по направлениям подготовки в колледже являются творческая/технологическая, организационно-управленческая и педагогическая/социаль-но-культурная деятельность. Каждый модуль содержит производственную практику, содержание междисциплинарных курсов частично усваивается через работу и ее осмысление в учебном творческом коллективе и завершается квалификационным экзаменом, результатом которого является готовность к выполнению вида профессиональной деятельности. На данный момент формой такого экзамена является портфолио достижений (грамоты, дипломы, благодарности, отзывы, характеристики студентов), проектное портфолио (разработанный индивидуальный проект в рамках междисциплинарного курса модуля) и портфолио работ (разработки занятий, разработанные репертуарные планы, доклады, рефераты,
В. В. Утёмов
51
анализы произведений, обобщение опыта работы). Анализ представленного портфолио позволят оценить сформированность каждой выносимой для замера компетенции.
Следующим компонентом, учтенным в модели, является рефлексия.
Рефлексия рассматривается как компонент учебной деятельности, являющийся мощным средством самоорганизации познавательной деятельности. Объектом рефлексии являются непосредственно профессиональные знания, знания о собственной профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. Так, во внеурочной деятельности и на практиках студенты после посещения культурно-досуговых учреждений, просмотров концертных и театрализованных программ на занятиях проводят всесторонний анализ мероприятия, позволяющий рефлексировать устойчивые мотивы, способствующие осознанию целей профессиональной деятельности и стать мотивом для дальнейшего освоения образовательной программы. Таким образом, обучение в рамках профессиональных модулей учитывает описанную в методической литературе зависимость между уровнем развития рефлексии и результативностью профессиональной деятельности. Главное при достижении результативности заключается в поиске оптимальной сложности для каждого студента конкретного задания, для этого дифференцируются темы исследовательских работ, концертные номера, театрализованные представления и прочее.
Интеллектуальные результаты за счет творчества и рефлексии обладают свойством саморазвития и саморасширения накопленного опыта. Рефлексия в данном случае не просто играет роль рекурсии в самоприменении некоторого накопленного результата, а проявляется как обращение самой формируемой профессиональной деятельности студента к собственным приемам и знаниям как к объекту анализа-синтеза.
Итогом освоения образовательной программы является выпускная квалификационная работа, выполняемая на последнем курсе по освоенным профессиональным модулям, результатам которой является разработанный и внедренный продукт интеллектуальной деятельности (хореографический номер, обрядовое действо, театрализованное представление, кинематографический образ, фонограммы музыкальных произведений и т. д.). Выпускная работа является конечной точкой организации учебной исследовательской деятельности студентов на протяжении всех лет обучения в предложенной модели.
Таким образом, работа по направлениям «субъек-тивизация» и «профессиональная социализация» позволят представлять формируемый результат у студента через взаимосвязь общих и профессиональных компетентностей, составляющих требования к выпускнику колледжа. Причем формируемые качества и способности человека «организовываются в некоторое целое, напоминающее по своему строению пирамиду» (согласно Б. Ф. Ломову [1]) (рис. 2).
компетентностная модель
В четырехкомпонентной компетентностной модели особый смысл приобретают и ребра пирамиды, и вершины, иллюстрирующее парное и тройное взаимодействие компетентностей. Поэтому, например, в образовательной программе предусматривается виды учебной деятельности, направленные на оформления ребер пирамиды: выполнение курсовых и учебных исследовательских работ, и проектов [3]. За качественное формирование компетентностной пирамиды отвечает следующий компонент модели - система профессионального развития и саморазвития педагога.
Эта система мероприятий, направленных на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, проводимой в целях овладения педагогами технологиями и методиками учебно-воспитательной работы, творческого применения их на занятиях и во внеурочной деятельности, поиска инновационных, новых и наиболее рациональных
52
Педагогические науки
и эффективных форм, и методов организации, проведения и анализа образовательного процесса. Формирование системы повышения квалификации и самообразования педагогов ежегодно в колледже строится под единой методической теме с обобщением и пропагандой педагогического опыта. Обобщение опыта работы преподавателей проходит в разных формах, отраженных в модели. Благодаря существующей системе методической работы в колледже формируется единое информационное и методическое обеспечение реализации компетентностного подхода.
Таким образом, учитывая ежегодно в образовательной программе внутренние и внешние факторы, существующий результат обучения позволяет говорить о сформированной компетентности выпускника, позволяющей осуществлять виды профессиональной деятельности.
Среди перспективы дальнейшего развития описанной модели в системе профессионального образования мы выделяем работу по реализации замера сформированности компетентности в форме компетентностного профиля, то есть разработку таких заданий, которые показывают, какие составляющие компетентности и в какой степени проявляются при решении данной задачи. При этом каждое решение задачи будет иметь компетент-ностную структуру (рис. 3).
Данный профиль может быть для нас очень удобным при обновлении реализуемых образовательных программ.
Компетентностная структура заданий определяется весовыми коэффициентами формируемых компетентностей. Полученные весовые коэффи-
циенты составляющих компетентностей позволяют построить профиль испытуемого (рис. 4).
Рис. 4. Пример компетентностного профиля выпускника
В качестве другой ближайшей задачи для методического оснащения обучения в СПО необходимо заметить, что в соответствии с планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р, введение ФГОС осуществляется поэтапно (рис. 5):
- ФГОС начального общего образования -с 2011 года;
- ФГОС основного общего образования -с 2015 года;
- ФГОС среднего общего образования -с 2020 года [2].
Рис. 5. Удельный вес численности обучающихся организаций общего образования по ФГОС (%)
Если учесть, что для системы общего образования ФГОС стали предписывать образовательные результаты не только предметные, но личностные и метапредметные, т. е. выпускник школы будет обладать «новым» набор учебных достижений, то и следующая ступень образования
В. В. Утёмов
53
(профессиональное) должна быть готова на обучения такого выпускника с обеспечением преемственности обучения. Поэтому задача адаптации учебных материалов и методов обучения в СПО с общем образованием должна стать ключевой в методической работе в системе среднего профессионального образования.
Таким образом, предложенная компетентност-ная модель формирования образовательных результатов при освоении федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионально образования при подготовке специалистов среднего звена может стать стрежневым элементом организации учебно-методической работы.
________Ш___________
1. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 226 с.
2. Публичный доклад Министерства образования и науки РФ. Публичная декларация целей и задач, 2015 г. 12 с.
3. Утёмов В. В. Программные средства работы над документами при организации самостоятельной работы учащихся // Концепт. 2012. № 9 (сентябрь). ART 12113. URL: http://e-koncept.ru/20L2/L2113.htm
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) утвержден приказом Минобрнауки № 1382 от 27 октября 2014 г.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам) утвержден приказом Минобрнауки № 1356 от 27 октября 2014 г.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 51.02.03 Библиотековедение утвержден приказом Минобрнауки № 1357 от 27 октября 2014 г.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство утвержден приказом Минобрнауки № 997 от 13 августа 2014 г.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.08 Техника и искусство фотографии утвержден приказом Минобрнауки № 1363 от 27 октября 2014 г.
9. Ярыгин О. Н. Система формирования компетентности в аналитической деятельности при подготовке научнопедагогических кадров: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тольятти, 2013. 44 с.
10. Ярыгин О. Н., Коростелев А. А., Денисова О. П., Дмитриев Д. А. Аналитическая деятельность в системе образовательного менеджмента. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. 320 с.
1. Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii. M.: Nauka, 1984. 226 p.
2. Publichnyi doklad Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. Pub-lichnaya deklaratsiya tselei i zadach, 2015 g. 12 p.
3. Utemov V. V. Programmnye sredstva raboty nad dokumenta-mi pri organizatsii samostoyatel'noi raboty uchashchikhsya. Kontsept. 2012. No. 9 (Sentyabr'). ART 12113. URL: http://e-koncept.ru/ 2012/12113.htm
4. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 51.02.01 Narodnoe khudozhestvennoe tvorchestvo (po vidam) utverzhden prikazom Minobrnauki No. 1382 ot 27 oktyabrya 2014 g.
5. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 51.02.02 Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' (po vidam) utverzhden prikazom Minobr-nauki No. 1356 ot 27 oktyabrya 2014 g.
6. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 51.02.03 Bibli-otekovedenie utverzhden prikazom Minobrnauki No. 1357 ot 27 ok-tyabrya 2014 g.
7. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 53.02.08 Muzykal'noe zvukooperatorskoe masterstvo utverzhden prikazom Minobrnauki No. 997 ot 13 avgusta 2014 g.
8. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 54.02.08 Tekhnika i iskusstvo fotografii utverzhden prikazom Minobrnauki No. 1363 ot 27 oktyabrya 2014 g.
9. Yarygin O. N. Sistema formirovaniya kompetentnosti v analit-icheskoi deyatel'nosti pri podgotovke nauchno-pedagogicheskikh kadrov: avtoref dis. ... d-ra ped. nauk. Tol'yatti, 2013. 44 p.
10. Yarygin O. N., Korostelev A. A., Denisova O. P., Dmitriev D. A. Analiticheskaya deyatel'nost' v sisteme obra-zovatel'nogo menedzhmenta. Tol'yatti: Izd-vo TGU, 2012. 320 p.
Статья поступила в редакцию 19.11.2015 г.
54
Педагогические науки
V. V. Utjomov
Vyatka State University of Humanities, Kirov
MODELS OF THE BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAM OF MID-LEVEL SPECIALISTS TRAINING
The article deals with the realization model of the main professional educational program for training specialists of average link in studying Federal State Educational Standards. The model stands out integrated result of development of the educational program (general and professional competence, knowledge, skills, experience). Educational activity is considered as a process of interaction between the intellectual and creative abilities, reflection and motivation. The difference of the proposed model of the existing is the reliance on the formation of two directions: the formation and development of professional individualization (subjectivation) as complex of special knowledge, skills, and abilities; and development and formation of a personality (professional socialization) in the process of development of mental abilities and qualities formed in practice. According to the offered model, the formed qualities and abilities of a trained “are organized in some union, reminding the structure a pyramid” - the four-component competence-based model. The result of the educational program mastering is the final qualification work performed during the last year and based on the mastered professional modules. The result of qualification work is developed and introduced product of intellectual activity. Considering internal and external factors in the educational program, the result of training is connected with the created competence of a graduate allowing carrying out types of professional activity. The offered model was successfully approved in Vyatka College of Culture in 2011-2015 when passing a full course of training on Federal State Educational Standards of Specialized Secondary Education for students from Art and Culture group. The article contains the competence-based profile of the program results, methodical tasks for adaptation of training materials and methods in Specialized Secondary Education with General Education in order to complete transition to Federal State Educational Standards in Specialized Secondary Education.
Keywords: federal state educational standards of secondary professional education, competence, capacity, professional activities, competence approach.