Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства'

Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3213
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / TEACHER OF FINE ARTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / QUALIFICATION REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухарев А.И., Сухарева А.П.

Решение вопроса о профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства предполагает как общий контекст профессионализма педагогических кадров, так и специфический контекст обучения изобразительному искусству. Деятельность учителя изобразительного искусства на современном этапе состояния общего образования определяют прежде всего правила введения и реализации ФГОС. Исходя из положения о том, что профессиональная компетентность способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач, необходимо определить компетентность учителя изобразительного искусства в области формирования у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухарев А.И., Сухарева А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On formation of professional competence of art teachers

The solution of the task of developing professional competence in the art teacher involves both the general professionalism and a specific training in the fine arts. Activity of the art teacher at the present stage of education, first of all, is ruled by the introduction and realization of FGOS. Professional competence is understand as the ability to act successfully on the basis of practical experience, ability and knowledge to solve professional tasks. It is necessary to define competence of the art teacher to get personal, metasubject and subject results. On the basis of the studied documents professional competence of the teacher was revealed.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства»

УДК 372.874

Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства © Сухарев Андрей Иванович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры академической живописи и рисунка, Омский государственный педагогический университет Россия, 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14 E-mail: aist-09@mail.ru

© Сухарева Альбина Павловна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарного образования, Институт развития образования Омской области Россия, 644099, Омск, ул. Тарская, 2 E-mail: albina_suhareva@mail.ru

Решение вопроса о профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства предполагает как общий контекст профессионализма педагогических кадров, так и специфический контекст обучения изобразительному искусству. Деятельность учителя изобразительного искусства на современном этапе состояния общего образования определяют прежде всего правила введения и реализации ФГОС. Исходя из положения о том, что профессиональная компетентность — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач, необходимо определить компетентность учителя изобразительного искусства в области формирования у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов.

Ключевые слова: учитель изобразительного искусства, профессиональная компетентность, педагогическая деятельность, квалификационные требования.

On formation of professional competence of art teachers

Andrey I. Sukharev

PhD in Education, A/Professor, Department of Academic Painting and Drawing, Omsk State Pedagogical University 14 Tuhachevskogo St., Omsk, 644099 Russia

Albina P. Sukhareva

PhD in Education, A/ Professor, Head of the Department of Humanitarian Education, Institute for Educational Development of the Omsk region 2 Tarskaya St., Omsk, 644099 Russia

The solution of the task of developing professional competence in the art teacher involves both the general professionalism and a specific training in the fine arts. Activity of the art teacher at the present stage of education, first of all, is ruled by the introduction and realization of FGOS. Professional competence is understand as the ability to act successfully on the basis of practical experience, ability and knowledge to solve professional tasks. It is necessary to define competence of the art teacher to get personal, metasubject and subject results. On the basis of the studied documents professional competence of the teacher was revealed. Keywords: teacher of fine arts, professional competence, pedagogical activity, qualification requirements.

Образование в области творческих профессий имеет свою специфику, однако под влиянием тенденции к универсализации и унификации образовательного процесса подготовка учителя изобразительного искусства, педагога дополнительного образования художественно-эстетического направления, преподавателя детской художественной школы строится по единым образцам со всеми остальными педагогическими профессиями. На основании анализа содержания документов об образовании были выявлены особенности и современные требования, предъявляемые к профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства [1, 2, 3].

Решение вопроса о профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства предполагает как общий контекст профессионализма педагогических кадров, так и специфический контекст обучения изобразительному искусству, по отношению к которому выделено достаточно много закономерностей учебно-воспитательного процесса в системе художественного образования (Е. И. Игнатьев, С. П. Ломов [4], Л. Г. Медведев и др.).

Деятельность каждого учителя общеобразовательной школы, в том числе и учителя изобразительного искусства, на современном этапе состояния общего образования определяют, прежде всего, Фе-

деральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования. Педагогическая деятельность обусловлена взаимосвязью, взаимодействием деятельности педагога и учащегося, формирует правила для разработки критериев, которые помогут определить специфику деятельности учителя изобразительного искусства: невозможно рассматривать деятельность педагога в отрыве от объекта деятельности; деятельность обучаемого и планируемый результат влияют на характер деятельности педагога; изменения в деятельности педагога тем значительнее, чем более специфичной становится деятельность обучаемого. Характер деятельности учащихся общеобразовательной школы определяют требования стандарта к результату обучения в школе. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

В системе общего образования обучение изобразительному искусству продолжается до 7-го класса включительно, затем в течение двух лет (8-9 классы) в школе изучается учебный предмет «Искусство». Более широкие возможности художественно-творческого развития на уровне общего среднего образования предоставляют образовательные учреждения с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, открывшие специальные художественные классы.

Исходя из положения о том, что профессиональная компетентность — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач, необходимо определить компетентность учителя изобразительного искусства в области формирования у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов. Учитель изобразительного искусства, как и любой другой педагог, в целом работает на достижение планируемых результатов. Но делает это, прежде всего, средствами своего предмета. Отсюда следует, что профессиональные компетенции учителя изобразительного искусства мы анализируем исходя из понимания общепрофессиональной, общеотраслевой и специальной компетентности.

На основании изученных документов была выявлена общепрофессиональная компетентность учителя, которая предполагает, что учитель изобразительного искусства компетентен в:

- содержании учебных предметов, которые он преподает: «Изобразительное искусство», «Искусство», «Мировая художественная культура»;

- реализации программы обучения изобразительному искусству на разных ступенях общего образования, а также в оценке программ и методик преподавания изобразительного искусства;

- разработке учебно-планирующей документации, обеспечивающей организацию учебного процесса, в планировании образовательного процесса на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся;

- создании авторских дидактических материалов и методического фонда (наглядные пособия, иллюстративные средства, коллекцию электронных образовательных ресурсов художественно-эстетической направленности);

- конструировании и проведении уроков изобразительного искусства и анализе их результативности;

- анализе и оценивании новейших технологий обучения, применении инновационного педагогического опыта, осмыслении собственной деятельности с целью определения оптимальных моделей педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению;

- владении разнообразными формами и методами обучения изобразительному искусству, методикой организации и проведения неурочных форм работы;

- применении разнообразных подходов к обучению школьников для того, чтобы вовлечь в художественно-творческую деятельность каждого обучающегося, в том числе одаренных учеников; учеников с ограниченными возможностями здоровья, со специальными потребностями в образовании и т. д.;

- использовании разнообразных форм и методов контроля, в современных методах системы оценивания, которая является не столько контролирующей, сколько обучающей, комплексной, уровне-вой, учитывающей личностные достижения ученика;

- владении общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентностью (соответствующей предметной области «изобразительное искусство»);

- организации информационно-образовательной, воспитательной среды, которая предполагает, что учитель изобразительного искусства специально организует образовательное пространство для эффективного использования средств обучения, то есть создание условий для проявления самостоятельности учащихся в разных видах художественной, конструкторской, творческой деятельности. В

формировании среды, содействующей развитию художественных способностей каждого ребенка, профессионально использовать ее элементы, знать о возможностях новых элементов такой среды;

- в определении достигнутых результатов обучающихся и динамики их развития (выявление индивидуальных трудностей в обучении, определение на основе анализа учебной деятельности учащегося оптимальных способов его обучения и развития), в определении совместно с учащимся зоны его ближайшего развития, с его родителями, другими участниками образовательного процесса;

- реализации собственной программы профессионального развития, постоянном повышении своего образовательного уровня и педагогического мастерства (способность приобретать новые знания и умения, стремление к профессионально-творческому саморазвитию).

Учитель изобразительного искусства должен соответствовать всем квалификационным требованиям, предъявляемым к каждому педагогу. Однако особое внимание надо уделить общеотраслевой компетентности, необходимой для обучения изобразительному искусству и связанной с его внутренней логикой и местом в системе знаний, что выдвигает перед учителем определенные задачи. Ориентиром для обозначения минимума содержания общеотраслевой компетентности в соответствии с требованиями ФГОС может стать образовательный результат освоения учащимися учебного предмета «Изобразительное искусство».

На основании образовательного результата изучения изобразительного искусства, определенного во ФГОС основного общего образования, становится очевидным содержание общеотраслевой компетентности учителя изобразительного искусства, а именно учитель должен:

- иметь элементарную изобразительную грамотность, уметь решать изобразительные задачи, соответствующие ступени общего образования, в том числе те художественно-творческие задачи, которые возникают в ходе работы с учениками;

- уметь совместно с обучающимися выстраивать замысел будущей композиции, понимать замысел ученика, помогать ученикам в выборе адекватных замыслу художественных материалов и изобразительных средств;

- владеть основными художественными материалами в области графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, составлять графические, живописные, декоративно-прикладные, дизайнерские композиции, владеть различными техниками, приемами и средствами изображения, несколькими техниками декоративно-прикладного искусства и художественного оформления, техникой лепки, уметь разрабатывать дизайн интерьера учебных кабинетов, различных помещений школ, клубов, библиотек, детских садов, экстерьеров пришкольных участков, детских игровых и спортивных площадок и осуществлять это в материале;

- обладать знаниями по истории изобразительного искусства, использовать информационные источники, периодику, следить за развитием современного искусства и знакомить с ними обучающихся, владеть системой знаний по теории и истории изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в контексте мировой, отечественной, региональной, этнонациональной культуры;

- понимать особенности визуального художественного образа, знать и чувствовать процессы его создания, владеть умениями адекватной оценки произведений искусства. Совместно с учащимися анализировать произведения изобразительного искусства и выполненные учащимися работы;

- поощрять творческий подход в решении художественной задачи, поддерживать баланс между самостоятельным открытием, творческим решением, узнаванием нового и формированием изобразительной грамотности исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося, характера и вида изобразительного искусства;

- руководить процессом освоения учащимися ценностей изобразительного искусства и развивать интерес до уровня потребности в постоянном общении с искусством, знать мировой и отечественный опыт эстетического воспитания и художественного образования. Формировать представление учащихся о том, что изобразительная грамотность и художественная, визуальная культура пригодятся всем вне зависимости от избранной специальности, а кто-то будет заниматься изобразительным искусством профессионально;

- иметь представление о развитии регионального искусства, знать специфику художественного краеведения; уметь организовать краеведческую и экскурсионную работу с учащимися по изучению изобразительного искусства региона;

- использовать цифровые технологии визуального творчества, в том числе мультипликацию, анимацию, компьютерную графику.

Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания именно изобразительного искусства в системе общего образования, связанные с внутренней логикой данного учебного предмета и его местом в системе знаний.

В соответствии с требованием ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования учитель изобразительного искусства должен быть компетентен:

• в достижении метапредметных и личностных результатов средствами учебного предмета «Изобразительное искусство»;

• в предметных результатах, относящихся к учебному предмету «Изобразительное искусство»;

• в применении художественной компетентности в других учебных предметах.

Одна из основных задач, которую решает учитель изобразительного искусства, в соответствии с каждой ступенью общего образования — это формирование у обучающихся потребности в художественно-творческой деятельности.

Учитывая особое место изобразительного искусства в системе знаний учащихся, его роль в будущей жизни обучающихся, можно говорить как минимум о трех составляющих освоения данного предмета: изобразительная грамотность; художественная (визуальная) культура; творческое развитие. Разумеется, границы между этими составляющими подвижны, а результаты обучения претерпевают изменения на разных уровнях образования, но именно такое разделение позволяет дифференцировать требования к учителю.

Для достижения изобразительной грамотности необходимы предметные компетенции самого педагога, достаточные, чтобы ознакомить учеников с необходимым минимумом знаний и умений для осуществления изобразительной деятельности. Для формирования художественной культуры необходимо осознание педагогом своей роли в приобщении учеников к изобразительному искусству, в формировании художественной и визуальной культуры как неотъемлемых составляющих общей культуры современного человека. Для развития творчества обучающихся важен собственный творческий потенциал учителя изобразительного искусства как творческой личности.

Художественно-творческая деятельность и более общие свойства художественной и визуальной культуры используются как в других учебных предметах, так и в повседневной жизни обучающихся. Такое осознание, с одной стороны, позволяет педагогу подняться над узким предметоцентрическим подходом к своей деятельности, побуждая к продуктивному сотрудничеству с коллегами, с другой — конкретизирует задачи воспитания и развития обучающихся в специфическом предметном преломлении. Эти важнейшие задачи решаются в первую очередь в сфере углубления мотивации детей к изучению изобразительного искусства. Для уроков изобразительного искусства на сегодняшний день эта задача стоит особенно остро, так как ученики, замотивированные на обучение искусству, прежде всего, посещают художественные школы и школы искусств, то есть реализуют свои потребности в системе дополнительного образования. Отсюда наряду с общепрофессиональной компетентностью учителя-предметника в отдельный раздел возможно выделить профессиональные компетенции, касающиеся повышения мотивации учеников к обучению изобразительному искусству и оказывающие влияние на формирование их художественной и визуальной культуры.

Специальная компетентность учителя изобразительного искусства дает представление о его част-нопрофессиональных функциях, которые определяют его деятельность, отличную от деятельности педагога дополнительного образования, преподавателя детской художественной школы. В результате специальная компетентность педагога-художника общеобразовательной школы характеризуется тем, что в школе:

• классно-урочные занятия проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию, в четко ограниченные временные рамки и носят обязательный характер. режим посещения уроков изобразительного искусства является обязательным;

• обучение и воспитание обучающихся осуществляются в соответствии с требованиями фгос начального, основного, среднего (полного) общего образования с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, ориентированы на формирование общей культуры личности, социализации учеников;

• планирование и реализация учебного процесса происходят в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения;

• программы обучения и учебно-методическое обеспечение учебного процесса осуществляются педагогом на основании осознанного выбора в соответствии с федеральным перечнем учебников;

• рабочая программа по учебному предмету разрабатывается учителем на основе примерной или авторской рабочей программы по учебному предмету, курсу в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения. Учитель обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность учеников;

• обучение по учебному предмету «Изобразительное искусство» обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней общего образования;

• результаты обучения обучающихся по учебному предмету «Изобразительное искусство» оцениваются. Учитель осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе, выставляя как текущие, так и итоговые отметки на основании достигнутых планируемых результатов, полученного опыта творческой деятельности, сформированного познавательного интереса обучающихся.

Перечисленные особенности оказывают влияние на деятельность учителя изобразительного искусства общеобразовательной школы и определяют его частнопрофессиональные характеристики. Полноценное и разностороннее художественное воспитание средствами изобразительного искусства учитель осуществляет не только на уроках изобразительного искусства, но и во время внеурочных и внешкольных занятий. Используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий являются внеурочной деятельностью.

Внеурочная деятельность по целям, содержанию и методам может являться органичным продолжением учебного процесса, восполняя пробелы учебного процесса. А может, напротив, носить уникальный характер и быть абсолютно несвязанной с занятиями, которые проходят в урочное время. Определяющая роль в ее планировании и организации принадлежит учителю изобразительного искусства. Внеурочная деятельность может быть разнообразна по формам организации: изокружок, студия, мастер-классы, факультативы, художественные и конструкторские проекты, экскурсии, организация школьных выставок, выходов на природу с целью наблюдения и зарисовок, оформление школы к различным праздникам. Она обладает широкими возможностями позитивного воздействия на учащихся и является самостоятельной сферой учебно-воспитательной работы учителя.

Основные задачи, которые решает учитель в процессе внеурочной деятельности по изобразительному искусству, это осуществление разностороннего художественно-эстетического развития обучающихся средствами изобразительного искусства; развитие интереса учеников к изобразительному искусству через различные виды художественного творчества; совершенствование и развитие тех знаний, видов и способов деятельности, которыми овладевают школьники на уроках через работу различными художественно-графическими материалами и художественными техниками; выявление и развитие художественных способностей и талантов детей; развитие ценностного отношения к художественно-творческой деятельности. В роли руководителя художественного кружка (изостудии) деятельность учителя изобразительного искусства очень схожа с деятельностью педагога дополнительного образования.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.

3. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 25.11.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014).

4. Ломов С. П., Аманжолов С. А. Методология художественного образования: учеб. пособие. — М.: Изд-во МПГУ,

2011. — 188 с.

5. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. — 2003. — № 10.

6. Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналитический обзор / Национальный институт образования; НМУ «Национальный институт образования» МО Республики Беларусь. — Минск,

2012.

References

1. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya, utverzhdennyi prikazom Minis-terstva obrazovaniya i nauki RF ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373 [Federal State Educational Standard of Primary Education No. 373, approved by the Russian Federation Ministry of Education and Science of October 6, 2009].

2. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniya, utverzhdennyi prikazom Minister-stva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897 [Federal State Educational Standard of Basic General Education No. 1897, approved by the Russian Federation Ministry of Education and Science of December 17, 2010].

3. Ob obrazovanii v RossiiskoiFederatsii [On Education in the Russian Federation]. Federal Law No. 273-FZ of December, 29, 2012 (amend. of January, 1, 2014).

4. Lomov S. P., Amanzholov S. A. Metodologiya khudozhestvennogo obrazovaniya [Methodology of Art Education]. Moscow: Moscow Pedagogical State University, 2011. 188 p.

5. Vvedenskii V. N. Modelirovanie professional'noi kompetentnosti pedagoga [Modelling of Teacher's Professional Competence]. Pedagogika - Pedagogics. 2003. No. 10.

6. Khudozhestvennoe obrazovanie v stranakh SNG: razvitie tvorcheskogo potentsiala v XXI veke. Analiticheskii obzor [Art Education in CIS Countries: Development of Creative Potential in the 21st Century. Analytical Review]. Minsk: National Institute of Education, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.