Научная статья на тему 'Организационно-методические основания профессиональной подготовки преподавателей для средней профессиональной школы'

Организационно-методические основания профессиональной подготовки преподавателей для средней профессиональной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдинова Г. А.

В статье авторы анализируют сложившуюся систему дополнительной подготовки преподавателей профессиональных образовательных организаций, рассматривают сложившийся опыт такой подготовки в Финляндии, и предлагают организационно-методические основания такой подготовки (цель, задачи, учебно-методическое обеспечение, технологию подготовки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдинова Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические основания профессиональной подготовки преподавателей для средней профессиональной школы»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова

Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, г. Казань, Российская Федерация

В статье авторы анализируют сложившуюся систему дополнительной подготовки преподавателей профессиональных образовательных организаций, рассматривают сложившийся опыт такой подготовки в Финляндии, и предлагают организационно-методические основания такой подготовки (цель, задачи, учебно-методическое обеспечение, технологию подготовки).

Ключевые слова: профессиональная подготовка преподавателей, дополнительное образование, учебно-методическое обеспечение.

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL BASES OF VOCATIONAL TRAINING OF TEACHERS FOR HIGH VOCATIONAL SCHOOL

F.Sh. Mukhametzyanova, G.A. Shaykhutdinova

Institute ofpedagogy and psychology ofprofessional education of the Russian Academy of Education, Kazan, Russian Federation

Abstract. In article authors analyze the developed system of additional training of teachers of the professional educational organizations, offer the organizational and methodical bases of such preparation (the purpose, tasks, educational and methodical providing, technology of preparation).

Keywords: vocational training of teachers, providing.

В настоящее время система профессионального образования находится в состоянии модернизационных преобразований в связи с введением нового Закона об образовании и теми задачами, которые поставлены в Государственной программе развития об-

additional education, educational and methodical

разования на 2013-2020 гг. (принятой в 2013 г.). Это обстоятельство наложило определенные дополнительные требования к педагогическим кадрам, уровень профессиональной подготовки и объем интеллектуального багажа которых мог бы гарантировать им кон-

9

Казанский педагогический журнал

5' 2014

курентоспособность в современном обществе.

Основной задачей педагогов профессиональной школы является профессиональное обучение (теоретическое и практическое) будущих специалистов, выпускников системы среднего профессионального образования. Педагог профессиональной образовательной организации должен быть готов к тому, чтобы вести это обучение как в профессионально-образовательных учреждениях, так и на производстве. Специалистов для профессиональной школы традиционно готовили в индустриально-педагогических техникумах и колледжах - мастер производственного обучения и специальных высших учебных заведениях - педагог профессионального обучения (по отраслям). Однако, как показывает анализ практики, в профессиональных образовательных организациях работают выпускники профильных и педагогических вузов, специалисты с производства и т.д. При анкетировании 240 преподавателей учреждений среднего профессионального образования было установлено, что 93% преподавателей - это специалисты с высшим образованием, 56% имеют высшее педагогическое образование, остальные техническое или гуманитарное, ни один из них не закончил профессионально-педаго-

гический вуз. Следовательно, преподаватели системы СПО не получили широкой полноценной подготовки, учитывающую гуманитарную, психолого-педагогическую, специальную, общепрофессиональную составляющие подготовки для работы в СПО.

В связи с этим интересен для нас зарубежный опыт подготовки педагогов для профшколы. Так в Финляндии имеется 5 государственных учебных заведений, непосредственно осуществляющих подготовку преподавателей для системы профессионального образования. Квалификационные условия преподавателя профессионального образования регулируются определенными документами и зависят от отрасли образования, но действительны по всей Финляндии. Обычно преподаватель профессиональных предметов должен иметь высшее образование университета прикладных наук. Однако в сфере торговли или социального обеспечения и здравоохранения необходимо иметь диплом магистра классического университета. Кроме того, опыт работы будущего преподавателя должен насчитывать не менее трех лет. Если эти условия выполнены, становится возможным поступление в вуз по подготовке преподавателей.

Ежегодно на обучение по программе профессиональной подготовки преподавателя поступает 1,5 тыс. студентов. Решение о количестве мест принимает Министерство образования, оно же выделяет университету прикладных наук средства для организации учебного процесса. Таким образом, для студента обучение является бесплатным и длится 1 год. Профессиональная подготовка осуществляется с учетом того, что преподаватель профессионального образования должен владеть тремя группами необходимых знаний и компетенций:

1) по обучению и консультированию (компетенции в сфере личной и групповой консультации, специаль-

10

Педагогика

ную компетенцию, связанную с управлением и консультацией учеников со специальными потребностями, а также навыки коммуникации и диалога);

2) по деятельности в трудовых коллективах и бизнес-сетях (знание целей профессиональных учебных заведений, способность участия в разработке деятельности учебного заведения и пониманием разных культур);

3) по исследованию и разработке (умение следить за развитием собственной специальности, владение исследовательскими методами, связанными с собственной работой, и способность управления студентами в разных видах деятельности).

Студенты учатся по личному учебному плану. Его разработка и выполнение ориентировано на овладение новыми необходимыми знаниями и компетенциями [1].

В России поддерживать на высоком уровне компетенцию педагогов на протяжении всего периода их трудовой деятельности призвана система непрерывного образования, как важнейшее условие сохранения и развития кадрового потенциала отрасли. В настоящее время функцию подготовки кадров для СПО выполняет система дополнительного образования и повышения квалификации, выполняя основную нагрузку по адаптации педагогов к выполнению функциональных обязанностей.

В Законе об образовании прописано: дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека,

обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Считаем необходимым отметить, что профессиональная подготовка преподавателей вуза по направлению «Преподаватель высшей школы» с вручением диплома на право ведения деятельности в сфере высшего профессионального образования (основание - приказ Министерства Образования Российской Федерации № 180 от 2002г.) в РФ уже несколько лет успешно осуществляется в виде переподготовки, которая проводится на протяжении 12 месяцев и заканчивается защитой выпускной квалификационной работы (ВКР). После успешной сдачи ВКР слушателям выдается диплом о профессиональной переподготовке государственного образца. Активно ведется подготовка преподавателей высшей школы на основе магистерских программ, при этом несущественен процент подготовки в магистратуре педагогов для средней профессиональной школы. В дополнительном образовании профессиональная переподготовка преподавателей СПО с выдачей диплома не ведется, хотя доля преподавателей с дипломом о профессиональном образовании для работы в СПО минимальна. Традиционно эту проблему преподаватели профессиональной школы решали за счет курсов повышения квалификации. Однако они не давали им диплома о профессиональной переподготовке. Считаем, что это проблема глобальная и необходимо ее решать не на уровне дополнительного образования, а на уровне Министерства образования и

11

Казанский педагогический журнал

5' 2014

науки РФ. В части регионов эту проблему пытаются решить.

Так, в Республике Татарстан на Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования приказом МОиН РТ создан Центр развития профессионального образования, который будет осуществлять подготовку научно-педагогических кадров для системы среднего профессионального образования из числа руководителей и педагогов, резерва, имеющих склонность и интерес к научно-исследовательской работе; повышение квалификации и переподготовку руководителей и преподавателей профессиональных образовательных организаций. Ключевыми элементами работы Центра являются ориентация на развитие непрерывного образования и опережающую профессиональную переподготовку кадров. В формате центра предусмотрены и создаются условия для системной подготовки и переподготовки управленческих кадров в соответствии с приоритетами экономического развития республики и развития системы профессионального образования РФ. В настоящее время в центре осуществляется подготовка программ, учебно-методических комплектов и другой документации с целью профессиональной переподготовки преподавателей СПО с выдачей соответствующего диплома.

Совокупность внешних условий влияет на характер подготовки педагога для СПО: необходимо формировать личность, которая бы отличалась высокими профессиональными качествами, уровнем общения, умением

быстро принимать решения и нести ответственность за их выполнение. Такая личность легче адаптируется, самоопределяется в быстро меняю -щемся мире, достигает наивысших результатов деятельности, тем самым влияя на окружающую среду, преобразовывая ее. Поэтому при разработке основ подготовки педагога для СПО необходимо учитывать социальный заказ общества и государства, а также совокупность внешних связей, способных оказать влияние на организацию такой системы.

В процессе подготовки педагога для СПО в системе дополнительного образования осуществляется компенсация недостающих знаний у молодых специалистов, возникающих в силу объективного отставания высшего образования от потребностей динамично развивающейся практики, углубляются и обновляются теоретические и практические знания в соответствии с новыми требованиями, аккумулируется педагогический и инновационный опыт с последующим внедрением его в практическую деятельность.

Цель подготовки педагога в системе дополнительного образования - формирование и развитие профессионально-педагогических компетенций педагогической деятельности на методологических подходах и методическом инструментарии, адекватном целям и задачам профессионального образования в СПО, создание условий для самовыражения, самоопределения, саморазвития личности педагога; формирование системы отношений к себе в новом статусе, обществу, общечеловеческим ценностям через призму

12

Педагогика

вновь приобретенных знаний (компетенций).

Анализ деятельности педагога в профессиональной образовательной организации, системы дополнительного образования, требований к личности педагога со стороны субъектов образования, потребностей самих педагогов позволил определить основные комплексные задачи подготовки педагога в системе дополнительного образования:

1. Разработка научно-методического обеспечения подготовки педагогов к выполнению новых функциональных задач, в условиях инновационных преобразований профессиональной школы, что предполагает внедрение новых образовательных технологий, использование вариативных учебных программ, качественное обновление системы отношений, складывающихся между всеми участниками учебновоспитательного процесса (повышение квалификации).

2. Разработка научно-методи-

ческого обеспечения обязательного и гарантированного получения педагогом, в том числе с непедагогическим образованием, профессиональных

знаний, необходимых для выполнения им новых видов деятельности (переподготовка).

3. Создание условий для обеспечения доступа всем педагогам к системе дополнительного образования в соответствии с их индивидуально-профессиональными потребностями на протяжении педагогической деятельности (стажировка).

4. Совершенствование содержания подготовки педагога в системе до-

полнительного образования с учетом новейших научных результатов психолого-педагогических исследований.

5. Содействие дальнейшей профессионализации личности педагога, включению его в продуктивную деятельность в изменяющейся социальной среде.

6. Обеспечение преемственности в подготовке педагога (высшее образование - дополнительное профессиональное образование) [2].

Однако анализируя деятельность системы дополнительного образования нами выделены трудности подготовки педагога, обозначенные следующими позициями: 1) отсутствие стандарта в подготовке педагога для СПО; 2) отсутствие общей концепции подготовки педагога для СПО, которые указывали бы на конкретные пути осуществления данной деятельности; 3) трудности внедрения новых технологий в сложившуюся практику подготовки педагогов; 4) сложившаяся традиционная система повышения квалификации с жесткой системой управления и неэффективными организационными формами обучения, не поддающаяся быстрой смене программ, форм, технологий подготовки.

Кроме того, нами выявлены основные проблемы в области содержания образования связанные с ростом объема преподаваемого материала, его постоянным обновлением, а также с недостаточным обеспечением процесса подготовки педагогов учебными и методическими пособиями. Поскольку элементы содержания образования, во-первых, очень разнородны по характеру и, во-вторых,

13

Казанский педагогический журнал

5' 2014

имеют сложные взаимосвязи и взаимоотношения, постольку усложняется задача их организации в единый образовательный процесс. В связи с этим по всем дисциплинам учебных планов дополнительного образования необходимо создать основные образовательные ресурсы - учебно-методические комплексы, которые позволят: обеспечить эффективную самостоятельную работу слушателей, включая обучение и контроль знаний, методическое и дидактическое сопровождение профессиональной подготовки педагогов, а также информационную поддержку в обучении; активизировать учебнопознавательную деятельность слушателей [3].

Совершенствование содержания подготовки педагога в системе дополнительного образования предполагает разработку учебно-программной документации нового поколения. Нами обоснована концепция учебно-методического обеспечения подготовки педагога для профессиональной школы, которая спроектирована с учетом следующих основных теоретических положений:

• учебно-методическое обеспечение имеет прямое влияние на качество подготовки;

• учебно-методическое обеспечение - это не отдельные, разрозненные учебно-методические разработки, а комплексная система, направленная на подготовку педагога именно для системы СПО;

• учебно-методическое обеспечение строится с учетом основных направлений развития современного профессионального образования (ме-

тодологии, содержания, технологий, форм, методов и т.д.) и способствует обучению не только в условиях повышения квалификации, но и в процессе самообразования и самовоспитания педагогов в течение всей их профессиональной деятельности [4];

• учебно-методическое обеспечение - важный ресурс в реализации научно обоснованных условий и совокупности средств и технологий, необходимых в процессе формирования профессионально-педагогической компетентности будущего педагога СПО;

• содержание учебно-методического обеспечения должно быть представлено инвариантом (для всех категорий слушателей), и вариативными блоками в виде специфических элективных курсов, спецкурсов и курсов по выбору в соответствии со специализацией профессионально-педагогической деятельности;

• в основе УМО лежит профессионально-педагогическое знание, выступающее интегратором всей подготовки;

• учебно-методическое обеспечение сопровождает педагога в течение его карьеры в виде: методических материалов и разработок, образовательных семинаров, доступного банка педагогических инноваций, информационно-методических комплексов, учебно-методических комплектов, помощи в освоении тех или иных инноваций и др.;

• учебно-методическое обеспечение должно включать диагностику и мониторинг профессионального роста педагога в процессе повышения ква-

14

Педагогика

лификации и его преподавательской деятельности;

• содержание учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов профессиональной образовательной организации постоянно совершенствуется и обновляется в соответствии с современными требованиями к их профессиональной квалификации, нормативными актами, инновационным опытом;

• все учебно-методическое обеспечение должно учитывать выбор педагогами собственной индивидуальной образовательной траектории, а также давать возможность для профессорско-педагогического состава, мастеров и т.д. раскрыть их потенциал в профессиональной деятельности [5].

Опрос преподавателей, администрации, методистов системы СПО (на примере Республики Татарстан) показал, что в настоящее время они нуждаются в курсах повышения квалификации по следующим блокам проблем:

- экспертиза учебно-методического обеспечения реализации ФГОС по различным направлениям и профилям подготовки;

- оценка учебника, учебно-методических пособий, которые предлагают для организаций СПО различные издательства;

- мониторинг качества профессионального образования;

- аккредитация ОПОП и сертификация профессиональных квалификаций выпускников;

- мониторинг трудоустройства выпускников в соответствии с полученной квалификацией;

- организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся;

- научно-методическая поддержка профессиональной ориентации молодежи, направленной на изменение отношения родителей и детей, молодежи к востребованным забытым профессиям, к перспективным наукоемким специальностям и др.

Таким образом, содержание дополнительного образования педагога профессиональной образовательной организации должно включать не только основы психолого-педагогических знаний, но и те курсы, которые удовлетворяли бы их насущные проблемы.

Несомненно, нуждаются в пересмотре и технологии подготовки педагогов в условиях дополнительного образования. Сложившаяся традиционная система повышения квалификации с жесткой системой управления и неэффективными организационными формами обучения уже не отвечает потребностям практиков. Нужна новая технология осуществления данного процесса.

Мы предлагаем технологию подготовки педагогов в условиях ДПО, построенную на основе принципа проектности. Принцип проектности ориентирует процесс подготовки в ДПО на проектирование индивидуальной траектории подготовки с учетом особенностей слушателей, проектирование на различных уровнях содержания подготовки путем введения в процесс повышения квалификации инновационных технологий, диагностики уровня усвоения знаний,

15

Казанский педагогический журнал

5' 2014

умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания комфортных условий для развития личности педагога. Технология реализуется на следующих уровнях:

- Организационно-структурном - обеспечение форм подготовки, доступных для педагогов согласованных с целями и задачами подготовки.

- Содержательном - дифференциацией учебного материала по сложности, объему и содержанию, который занимает особое место на этапе проверки и оценки результатов подготовки, направленный на выявление уровня освоения знаний слушателей, соответствующего их индивидуальному запросу.

- Методическом - содержание подготовки в виде соответствующих программ, учебников, учебных пособий и методических материалов, спроектированное в соответствии с новыми требованиями к знаниям и достижениями педагогов на основе современной педагогической теории и передового педагогического опыта.

Данная технология обеспечивает гибкую и эффективную подготовку педагогов в условиях меняющихся стандартов, образовательных программ, учебно-методической и научно-исследовательской работы и обеспечивает подготовку педагогов к работе в инновационной образовательной среде. Несмотря на вышеназванные трудности, в свете задач реформирования образования, учреждения системы дополнительного образования становятся не только центрами систематического проведения курсов повышения квали-

фикации, переподготовки кадров, но и центрами обобщения, накопления и ретрансляции педагогического опыта, научно-методического сопровождения образовательных процессов, экспертизы, информации, сертификации, организации инновационной деятельности и т.д. Тем самым создаются условия, способствующие обеспечению доступа всем педагогам к системе дополнительного образования в соответствии с их индивидуально-профессиональными потребностями на протяжении педагогической деятельности.

Источники:

1. Злотников Э.Г Учебно-методическое обеспечение профессиональной подготовки будущего учителя химии в современных условиях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008г. № 68. [Zlotnikov E.G. Methodological support of future chemistry teachers training in modern conditions // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2008. № 68. (In Russ.)]

2. ЛаукиаЯ. Профессиональная подготовка преподавателей в Финляндии // Образование и наука. 2010. №8 (76). С.99-112. [Laukia Ya. Teacher training in Finland // Obrazovanie i nauka. 2010. № 8(76). P.99-112. (In Russ.)]

3. Мухаметзянова Г.В. Состояние и перспективы научно-методического обеспечения инновационного развития системы среднего профессионального образования // Педагогическая наука Поволжья. 2005. №1. [Mukhametzyanova G.V. Status and prospects of scientific and methodological support of secondary vocational education innovative development // Pedagogicheskaya nauka Povolzhya. 2005. № 1. (In Russ.)]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Мухаметзянова Ф.Ш. Концепция учебно-методического обеспечения подготовки педагога для профессиональной образовательной организации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014, №2

16

Педагогика

(14). С.64-69. [Mukhametzyanova F.S. The concept of training and methodological support for the preparation of the teacher professional educational organization // Professional’noe obrazovanie v Rossii I za rubezhom. 2014, № 2(14). P.64-69. (In Russ.)]

5. Невдах С.И. Концептуальные основания подготовки педагога в системе дополнительного образования взрослых // Среднее профессиональное образование. 2011. № 7. С. 23-26 [Nevdakh S.I. Conceptual Foundations of teacher training in the system of supplementary education for adults // Srednee professional’noe obrazovanie. № 7. 2011. Р. 23-26. (In Russ.)]

References:

1. Zlotnikov E.G. Uchebno-metodicheskoe obespechenie professional’noy podgotovki bu-dushchego uchitelya khimii v sovremennykh

usloviyakh // Izvestiya Rossiyskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2008. № 68.

2. Laukia Ya. Professional’naya podgotovka prepodavateley v Finlyandii // Obrazovanie i nauka. 2010. № 8 (76). S. 99-112.

3. Mukhametzyanova F.Sh. Kontseptsiya

uchebno-metodicheskogo obespecheniya

podgotovki pedagoga dlya professional’noy obrazovatel’noy organizatsii // Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2014. № 2 (14). S. 64-69.

4. Mukhametzyanova G.V. Sostoyanie i perspektivy nauchno-metodicheskogo obes-pecheniya innovatsionnogo razvitiya sistemy srednego professional’nogo obrazovaniya // Pedagogicheskaya nauka Povolzh’ya. 2005. № 1.

5. Nevdakh S.I. Kontseptual’nye osnovaniya podgotovki pedagoga v sisteme dopolnitel’nogo obrazovaniya vzroslykh // Srednee professional’noe obrazovanie. № 7. 2011. S. 23-26.

Зарегистрирована: 17.11.2014

Мухаметзянова Фарида Шамильевна (г. Казань), ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования», директор, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Тел.: (843)555-66-54. E-mail: ipppo-rao@ mail.ru

Шайхутдинова Галия Айратовна (г. Казань), ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования», ученый секретарь, кандидат педагогических наук, доцент. Тел.: (843)555-73-11. E-mail: [email protected]

Mukhametzyanova Farida Shamilyevna (Kazan), Institute of pedagogy and psychology of professional education of the Russian Academy of Education, director, doctor of pedagogical sciences, professor, corresponding member of Russian Academy of Education. Ph.: (843) 555-66-54. E-mail: [email protected]

Shaykhutdinova Gallia Ayratovna (Kazan), Institute of pedagogy and psychology of professional education of the Russian Academy of Education, scientific secretary, candidate of pedagogical sciences, associate professor. Ph.: (843) 555-73-11. E-mail: [email protected]

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.