DOI: 10.12731/2218-7405-2016-10-102-114 УДК 371, 37.06., 379.8
профессиональная ориентация учащейся молодежи в условиях НАУЧНО-ОБРАзОВАТЕЛЬНОгО КЛАСТЕРА (ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А.
Цель: раскрыть основные проблемы, тенденции и перспективы профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера.
Материалы и методы: для раскрытия цели исследования использовался кластерный подход. Методы исследования: теоретические - анализ и синтез, сравнение, обобщение; эмпирические -изучение передового опыта Республики Татарстан.
Результаты: раскрыт опыт Республики Татарстан по профессиональной ориентации молодежи на примере нефтехимического кластера в г. Нижнекамске, приводятся наиболее значимые проекты, проводимые в рамках инновационной кадровой политики республики: создание ресурсных центров, чемпионат WorldSkills Russia, «Инженерный фестиваль», Молодежный проф-ориентационный форум «PROFдвижение» и т.д., рассмотрена реализация программы профессиональной ориентации учащейся молодежи в нефтехимическом кластере.
Заключение: таким образом, при использование ресурсов научно-образовательного кластера и при реализация кластерного подхода возможен новый подход к осуществлению профориента-ционной работы в регионе, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Ключевые слова: профессиональная ориентация; учащаяся молодежь; научно-образовательный кластер.
PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CLUSTER (EXPERIENCE OF TATARSTAN REPUBLIC)
Mukhametzyanova F.Sh., Shaykhutdinova G.A.
Goal: to reveal main problems, tendencies and perspectives of the professional orientation of studying youth in the conditions of scientific-educational cluster.
Materials and methods: cluster approach was used due to reveal the goals of research. Methods of research: theoretical-analysis and synthesis, comparison, generalization; experimental-study of progressive experience of the Republic of Tatarstan
Results: the experience of the Republic of Tatarstan on professional orientation of youth on the base ofpetrochemical cluster in Nizhnekamsk was revealed, the most sufficient projects, that are spent in accordance with innovative stuff policy of the republic, are applied: the creation of resource center, championship WorldSkills Russia, "Engineering festival", Youth Career Guidance
"Profmovement" and others, the realization of professional orientation of studying youth in the petrochemical cluster was issued.
Conclusion: to sum up, while using resources of scientific-educational cluster and realization of cluster approach it is possible to use a new approach for the realization career guidance work in the region taking into consideration the needs of regional labour market.
Keywords: professional orientation; students; scientific and educational cluster.
Введение и актуализация проблемы
Состояние и уровень развития системы образования имеют первостепенное значение для обеспечения национальной безопасности и во многом определяют техническое перевооружение
и технологический прогресс в важнейших сферах экономики, таких как самолето- и вертолетостроение, автомобилестроение, машиностроение, приборостроение, связь, топливно-энергетический комплекс, нефтехимия, информационные системы и технологии, аграрный комплекс, строительство, здравоохранение и другие. Существующий дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, растущие объемы информации и быстрое ее устаревание, развитие техники и технологий и, в связи с этим, повышенные требования к компетенциям специалистов со стороны работодателей, - вот небольшой перечень причин, которые обуславливают поиск новых форм организации и развития образовательной системы. Новых форм организации требует также система профессиональной ориентации - как основная система, гарантирующая обновление подготовку кадров в инновационных областях экономики и производства. Но чтобы она работала, сами специалисты, занимающиеся профориентацией должны хорошо знать те изменения, которые происходят в классификации профессий, востребуемости их на современном рынке труда и перспективах его развития.
На профессиональное самоопределение влияет множество факторов: семья, средства массовой информации, социальное окружение, а также профинформирование, профдиагностика и профконсультирование в школах, вузах и профессиональных образовательных организациях, производственных предприятиях и т.д. [1].
Для формирования у обучающихся ценностей профессионализма и профессионально-личностной саморелизации недостаточно одной только рекламно-информационной работы или набора «профориентационных мероприятий». Необходимо создание единой профориентационной среды, а также развитие качества трудовой деятельности и трудовой среды в целом. Создание такой среды в образовательных организациях предполагает приобщение к профориентационной работе с обучающимися специалистов различного профиля (учителей-предметников,
классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, профконсультантов, мастеров производственного обучения и др.). Необходимо четкое определение их конкретных задач в обеспечении единого процесса сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся [2].
Конечными результатами профориентационной деятельности выступает повышение качества трудовых ресурсов (с точки зрения производительности труда, качества профессиональной мотивации, удовлетворенности своей профессиональной деятельностью). В этих результатах заинтересовано множество социальных субъектов (обучающиеся и их семьи, работодатели, образовательные организации разного типа и уровня, государство, общественные структуры, специалисты в области профориентации), интересы которых нередко противоречивы. Социальная миссия профориентационной работы состоит в том, чтобы сбалансировать эти интересы. В противном случае происходит расслоение единого профориентационного пространства по отдельным субъектам.
По этой причине нельзя основывать профориентационную работу на «моноподходе», отражающем интересы одной стороны: либо экономической сферы, либо социума, либо личности. Требуется государственная координация профориентационной деятельности, что предполагает разработку соответствующего комплекса мер на федеральном и региональном уровнях. Важно, чтобы не только цели, но и различные направления профо-риентационной работы и соответствующие методы не противоречили, а наоборот, взаимно дополняли друг друга. Необходимо сочетание разных подходов - личностно ориентированного, социально ориентированного, экономически ориентированного, государственно ориентированного. При этом следует помнить о стратегическом ориентире - приоритете интересов личности [3].
Анализ современных исследований, данные социологических опросов показывают, что молодежь не имеет знаний о современ-
ном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений, о том, что появляются новые направления, профили подготовки, новые профессии. Все это требует расширения возможностей участия работодателей на всех этапах образовательного процесса на условиях принципа солидарной ответственности: формирование компетенций, оценка качества и аккредитация образовательных программ, целевой заказ на подготовку, предоставление баз практик, трудоустройство [4].
Описание решения поставленной проблемы
Каждый регион Российской Федерации по-своему пытается решать проблему подготовки кадров для инновационной экономики и производства. В Татарстане особое внимание уделяется вопросам развития кадрового потенциала. В республике созданы научно-образовательные кластеры в различных отраслях. В составы кластеров входят профильные организации профессионального образования и промышленные предприятия. Создаются ресурсные центры на базе организаций профессионального образования для высокотехнологичных отраслей: нефтедобычи, нефтехимии, машино- и авиастроения и т.д. Цель таких центров - объединение усилий образовательных организаций и предприятий по подготовке квалифицированных кадров [5].
На выбор технических специальностей молодежь ориентируют проводимые в республике такие крупные мероприятия, как: Национальный чемпионат WorldSkills Russia, «Инженерный фестиваль», Молодежный профориентационный форум «PROFдвижение». Большое внимание уделяется сфере ориентации школьников на технические профессии, развития детского технического творчества. Как результат, сегодня в Татарстане в техническое творчество вовлечено более 40 тыс. школьников.
Кроме того, в Татарстане создан реестр 50 - ТОП наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий. Стоит отметить, что ряд из них (15 профессий) являются принципиально новыми как для сферы регионального образования, так и для промышленных предприятий. Например, такие профессии, как «Мехатроник», «Мобильный робототехник», «Оператор беспилотных летательных аппаратов», «Специалист по аддитивным технологиям», «Техник по композитным материалам» и «Техник по обслуживанию роботизированного производства» только начинают осваиваться на уровне подготовки кадров в образовательной системе республики. В том или ином виде эти профессии до настоящего времени получали свое развитие только через систему чемпионатов «WorldSkills».
Особого внимания заслуживает опыт проведения профориента-ционной работы в г. Нижнекамск - центре нефтехимии (нефтехимического кластера) по внедрению эффективной модели профориентации на основе кластерного подхода.
Стратегия развития профессиональной ориентации школьников г. Нижнекамск направлена на:
- подготовку хорошо ориентированных, обладающих прочными базовыми знаниями за курс основной, средней школы и глубокими знаниями по предпрофильным, профильным дисциплинам учащихся;
- развитие таких качеств личности, которые позволят в дальнейшем достаточно быстро согласно профилю осваивать новую технику и технологию, а при необходимости и новую профессию, при одновременном формировании способностей применять теоретические знания в практической деятельности [6].
Для реализации данной стратегии необходимо функционирование профильной химической школы, которая будет иметь тесную связь с нефтехимическим кластером, в который входят: Казанский национальный исследовательский технологический университет, организации СПО «Нижнекамский нефтехимический колледж»,
«Техникум нефтехимии и нефтепереработки», «Нижнекамский индустриальный техникум».
В настоящее время профориентация учащихся на химическое производство и технические специальности осуществляется на основе интеграции кадрового потенциала мастеров производственного обучения МУК («Межшкольный учебный комбинат»), организаций СПО, школ, педагогов вузов в рамках комплекса мероприятий, который, например. включает:
- ведение курса «Мир профессий Нижнекамска» организациями СПО с обеспечением экскурсий на предприятия города, ознакомление с рабочими местами;
- ведение курса «Введение в профессию» организациями СПО с практическими занятиями;
- ведение курса по организации проектной деятельности (техническое творчество) учащихся учреждениями СПО с привлечением студентов выпускных курсов;
- подготовка и участие в конкурсах профессионального мастерства совместно со студентами СПО в целях повышения престижа рабочих профессий, в том числе WorldSkills;
- организация и проведение организациями СПО среди учащихся общеобразовательных школ конкурсов сочинений на тему «Профессии будущего», «Моя профессия, моя карьера», фестиваля профессий для школьников;
- совместно с центром занятости организация летнего трудоустройства школьников по профилю;
- вовлечение школьников в учебно-воспитательный процесс СПО.
Реализация данного комплекса мероприятий осуществляется с учетом:
- изменения методов и технологии обучения на базе современной информационно-образовательной среды, а также внедрением новых форм обучения (сетевого взаимодействия);
- создания условий для реализации практико-ориентирован-ного образования на базе организаций СПО;
- создания условий для работы с одаренными школьниками: научно-исследовательская деятельность, олимпиадное движение с привлечением вузов г. Нижнекамска и г. Казани.
Реализация программы развития позволит заложить основы:
1) Создание и развитие единого образовательного пространства.
2) Обеспечение преемственности и непрерывности образования на всех уровнях профильного образования на основе альтернативных образовательных программ и современных тенденций развития учебно-воспитательного процесса.
3) Дифференциация, интеграция и индивидуализация обучения в системе непрерывного образования.
4) Повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников предпрофильной, профильной подготовки.
5) Учет интересов и желаний обучающихся и их родителей в выборе содержания и технологии учебно-воспитательной работы.
7) Создание условий для творческой самореализации педагогических работников.
8) Создание непрерывной химической подготовки кадров, которая позволит реализовать вышеуказанные основы и качественно организовать работу с одаренными детьми и молодежью по химическому направлению: научно-исследовательская работа, работа по подготовке к олимпиадам различного уровня и т.д.
заключение
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что стратегия реализации профориентационной работы на основе кластерного подхода имеет следующие преимущества:
1. Расширение профессиональных возможностей педагогов, производственников, воспитателей, профориентологов и т.д., обеспечивающее синергетический эффект объединения
образовательного, воспитательного, кадрового, информационного, научного, промышленного и этнокультурного потенциалов в актуализации процесса профессионального самоопределения личности.
2. Использование социальных партнеров кластера как дополнительного ресурса, консолидации их целей и задач в обеспечении единства предпочтений молодежи в получении профессионального образования и потребностей работодателей в квалифицированных кадрах, повышению компетентности педагогов, занимающихся профориентацией в сфере профессий требуемых на рынке труда.
3. Обеспечение целостности и единства среды профориентации с помощью расширения и углубления внутренних и внешних связей образовательного учреждения, сетевого взаимодействие между участниками кластера по реализации мер стимулирования профориентационной работы (организация конференций, семинаров, рабочих групп, создание специализированных интернет-ресурсов и электронных списков рассылки).
4. Эффективное совместное использование ресурсов партнеров, развитие материально-технической базы и формирование на их основе условий для выявления возможностей личности в различных видах деятельности, связанных с будущей специальностью.
5. Нормативно-правовое, организационно-управленческое сопровождение профессионального самоопределения учащихся, возможность участия в этом процессе отраслевых объединений работодателей, представителей бизнес-сообщества.
6. Развитие научно-методической базы психолого-педагогической помощи в выборе профессии и коррекции выбора, обследовании и оценке соответствия индивидуальных особенностей личности требованиям отдельных профессий; выявление ограничений по медицинским показателям для выбора конкретной профессии; активизация познавательной
деятельности молодёжи в поиске специальности в соответствии со своими возможностями и психологическими особенностями; формирование профессиональной направленности личности и мотивов выбора специальности; адаптация учащейся молодёжи в учреждениях профессионального образования; изучение эффективности системы профориен-тационной работы в условиях изменяющегося рынка труда. 7. Преемственность между общим и профессиональным образованием, повышение качества образовательных программ первичной подготовки кадров и уровня мотивации личности в повышении квалификации, выстраивание профессиональной карьеры [7]. Создание современной культуры профессиональной ориентации среди старшеклассников удовлетворит дефицит в квалифицированных специалистах, нацеленных на инновационную профессиональную деятельность в Республике Татарстан.
Работа прошла апробацию на всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» (20 октября - 20 ноября 2016 г.), проведенной при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.
Список литературы
1. Чистякова С.Н., Пряжников Н.С., Родичев Н.Ф. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.cposo.ru/res/cppk/Konferenc_sbornik.pdf (дата обращения 22.10.2016).
2. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Отечественная профессиональная ориентация: перспективы развития [Электронный ресурс]. URL: http://federalbook.ru/files/FS0/soderganie/Tom%208/V/Chistyakova. pdf (дата обращения 22.10.2016).
3. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения. Большой межрегиональный квест: Материалы III Всероссийской конференции «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии» (21-22 октября 2015, г. Москва) / Составители В.И. Блинов, И.С. Сергеев. М.: Федеральный институт развития образования, 2015. Вып. IV. 170 с.
4. Миронов А.Г. Проблемы организации профориентационной деятельности обучающихся в современных условиях // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-1 (113). С. 89-92.
5. Мухаметзянова Г.В. Кластерный подход к управлению профессиональным образованием. Казань: ИПП ПО РАО, 2007. 144 с.
6. Программа профессиональной ориентации школьников города Нижнекамска 2014-2017 гг. Режим доступа: https://edu.tatar.ru/upload/ images/files/программа профессиональной ориентации.pdf (дата обращения 22.10.2016).
7. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Теоретические и практические аспекты профориентации учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4, часть 1. С. 10-14.
References
1. Chistyakova S., Pryajnikov N., Rodichev N. Problemi i perspektivi razvitiya otechestvennoi proforientacii na sovremennom etape [Problems and perspectives of development Russian career guidance on the modern phase]. http://www.cposo.ru/res/cppk/Konferenc_sbornik.pdf (accessed October 22, 2016).
2. . Chistyakova S., Rodichev N. Otechestvennayaprofessionalnaya ori-entaciya: perspektivi razvitiya [Russian professional orientation: perspectives of development]. http://federalbook.ru/files/FSO/soderganie/ Tom%208/V/Chistyakova.pdf (accessed October 22, 2016).
3. Blinov V., Sergeev I. Organizacionno-pedagogicheskoe soprovogde-nie professionalnogo samoopredeleniya [Organizational-pedagogic support of professional self-determination]. Materiali III Vseross-
iskoi konferencii "Professionalnaya orientacia i professionalnoe samoopredelenie v sovremennoi Rossii:zadachi,soderganie, tech-nologii" [ Materials of the 3-rd Russian conference "Professional orientation and professional self-determination in the modern Russia: goals, content, technologies"] (21-22 October 2015, Moscow). Moscow: Federal Institute of the Education Development, 2015. IV Edition. 170 p.
4. Mironov A. Problemi organizacii professionalnoi deyatelnosti obu-chayuchichsya v sovremennich usloviyach [Problems of organization career guidance work of studying youth in the modern conditions]. Kazanski pedagogicheski gurnal [Kazan pedagogical journal], 2015. № 6-1 (113), pp. 89-92.
5. Mukhametzyanova G. Klasterni podkhod k upravleniu professionalnim obrazovaniem [Cluster approach to the professional education government]. Kazan: IPP PE RAE, 2007. 144 p.
6. Programma professionalnoi orientacii shkolnikov goroda Nignekams-ka 2014-2017 [Programme of career guidance of the students of Nizhnekamsk city 2014-2017 years]. https://edu.tatar.ru/upload/images/ files/программа профессиональной ориентации.pdf (accessed October 22, 2016).
7. Mukhametzyanova F., Shaikhutdinova G. Teoreticheskie i praktiches-kie aspekti proforientacii uchacheisya molodegi v usloviyach nauch-no-obrazovatelnogo klastera [Theoretical and practical aspects of the career guidance of the studying youth in the conditions of educational-scientific cluster]. Kazanski pedagogicheski gurnal [Kazan pedagogical journal], 2015. №4, part 1, pp. 10-14.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Мухаметзянова фарида Шамилевна, директор, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» ул. Исаева, 12, г. Казань, Республика Татарстан, 420039,
Российская Федерация [email protected]
Шайхутдинова Талия Айратовна, ученый секретарь, кандидат педагогических наук, доцент
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» ул. Исаева, 12, г. Казань, Республика Татарстан, 420039, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS Mukhametzyanova Farida Shamilevna, Director, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding Member of Russian Academy of Education
Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems
12, Isaev Str., Kazan, Respublika Tatarstan 420039, Russian
Federation
SPIN-code: 5180-6388
ORCID: 0000-0001-9954-2114
ResearcherID: P-5311-2016
Scopus Author ID: 26655128800
Shaykhutdinova Galiya Ayratovna, Academic Secretary, PhD, Associate Professor
Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems
12, Isaev Str., Kazan, Respublika Tatarstan 420039, Russian
Federation
SPIN-code: 4055-4029 ORCID: 0000-0001-8534-0853 ResearcherID: P-5774-2016 Scopus Author ID: 55836626400 [email protected]