Научная статья на тему 'Подготовка субъектов научно-образовательного кластера к профориентационной работе'

Подготовка субъектов научно-образовательного кластера к профориентационной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / МОДУЛИ / СУБЪЕКТЫ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL ORIENTATION WORK / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CLUSTER / MODULES / SUBJECTS / STUDYING YOUTH / ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS (PROFESSIONAL DEVELOPMENT)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трегубова Татьяна Моисеевна, Шибанкова Люция Ахметовна

В статье ставится задача рассмотрения такого важного направления деятельности образовательных организаций как проведение профориентационной работы, направленной на подготовку учащейся молодежи к осознанному выбору профессии в условиях научно-образовательного кластера; выделены ее преимущества и особенности. Успешность деятельности субъектов кластера зависит от их компетентности и профессионализма, в связи с чем в статье указаны компетенции, которыми должны обладать специалисты в сфере профориентационной работы. Особое внимание в статье уделено разработанной авторами дополнительной профессиональной программе (повышение квалификации) в модульном формате «Профориентация в условиях научно-образовательного кластера»; охарактеризовано содержание модулей; выделены организационно-педагогические условия повышения эффективности данной деятельности в условиях научно-образовательного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трегубова Татьяна Моисеевна, Шибанкова Люция Ахметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF SUBJECTS OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CLUSTER FOR PROFESSIONAL ORIENTATION WORK

In this article, the task to consider such an important activity of the educational organizations as conducting the professional orientation work, directed on the preparation of studying youth for a conscious choice of profession in the conditions of a scientific and educational cluster is set; its advantages and features are marked out. The activity success of cluster’s subjects depends on their competence and professionalism, and in this connection, competences which experts in the sphere of professional orientation work have to possess are defined. Special attention is paid to the additional professional program(professional development), developed by authors in the modular format "Career Guidance in the conditions of Scientific and Educational Cluster"; the modules’ content is characterized; organizational and pedagogical factors of efficiency increase of this activity in the conditions of a scientific and educational cluster are allocated.

Текст научной работы на тему «Подготовка субъектов научно-образовательного кластера к профориентационной работе»

ПЕДАГОГИКА ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ

УДК 377.1

ПОДГОТОВКА СУБЪЕКТОВ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

КЛАСТЕРА К ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ1

Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова

1 Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания 27.9461.2017/8.9 в сфере научных исследований

Аннотация. В статье ставится задача рассмотрения такого важного направления деятельности образовательных организаций как проведение профориентационной работы, направленной на подготовку учащейся молодежи к осознанному выбору профессии в условиях научно-образовательного кластера; выделены ее преимущества и особенности. Успешность деятельности субъектов кластера зависит от их компетентности и профессионализма, в связи с чем в статье указаны компетенции, которыми должны обладать специалисты в сфере профориентационной работы. Особое внимание в статье уделено разработанной авторами дополнительной профессиональной программе (повышение квалификации) в модульном формате «Профориентация в условиях научно-образовательного кластера»; охарактеризовано содержание модулей; выделены организационно-педагогические условия повышения эффективности данной деятельности в условиях научно-образовательного кластера.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профориентационная работа, научно -образовательный кластер, модули, субъекты, учащаяся молодежь, дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации).

TRAINING OF SUBJECTS OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL

CLUSTER FOR PROFESSIONAL ORIENTATION WORK

T. Tregubova, L. Shibankova

Abstract. In this article, the task to consider such an important activity of the educational organizations as conducting the professional orientation work, directed on the preparation of studying youth for a conscious choice of profession in the conditions of a scientific and educational cluster is set; its advantages and features are marked out. The activity success of cluster's subjects depends on their competence and professionalism, and in this connection, competences which experts in the sphere of professional orientation work have to possess are defined. Special attention is paid to the additional professional program(professional development), developed by authors in the modular format "Career Guidance in the conditions of Scientific and Educational Cluster"; the modules' content is characterized; organizational and pedagogical factors of efficiency increase of this activity in the conditions of a scientific and educational cluster are allocated.

Keywords: professional competence, professional orientation work, a scientific and educational cluster, modules, subjects, studying youth, additional professional programs (professional development).

Профессионализм и профессиональная компетентность граждан страны неразрывно связаны с тем, как решаются вопросы профессионального самоопределения учащейся молодежи, создания условий длясамореализации и реализации ее творческого потенциала. Это подтверждает важность такого направления деятельности образовательных организаций как проведение профориентационной работы, направленной на подготовку учащейся молодежи к осознанному выбору профессии и получению профессионального образования. Важно, что при этом делается упор на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший

ресурс экономического и социального развития. Все вышеперечисленное находит отражение в одном из основных принципов современного образования, которое определяет образование как ядро карьеры в течение всей жизни [1;2].

Выбор профессии, являясь личностно значимой проблемой, в итоге определяет образ жизни будущего специалиста, его положение и статус в социуме. Социально-профессиональная самореализация является фактором, который в итоге обусловливает успех человека в жизни и признание, а также определяет физическое и психическое здоровье.

В образовательных организациях общего образования перед подрастающим поколением стоит сложная задача выбора профессии, на который влияют многие факторы: сформированные моральные установки к различным видам трудовой деятельности; личностные ценности, которые в свою очередь определяют избирательное отношение молодого поколения к тем или иным профессиям и т.д.

Начало трудовой деятельности определяет развитие новой социальной роли, формирование профессионально важных навыков, выбор карьеры и непрерывное профессиональное развитие. Таким образом, можно условно выделить четыре взаимосвязанных и идущих друг за другом периода профессионального роста: этап выбора профессии; этап профессиональной подготовки; этап адаптации и стабилизации профессиональной деятельности; этап непрерывного профессионального развития и совершенствования.

На наш взгляд, профориентационная работа не должна и не может завершаться после выбора профессии, необходимо продолжение этой деятельности в части психолого-педагогического сопровождения профессионального становления молодых специалистов. Выпускникам профессиональной школы необходима некая помощь для осуществления интеграции в профессиональную среду, поэтому подчеркиваем важность работы с молодыми специалистами в период этапа адаптации и стабилизации профессиональной деятельности [1;3;4].

Профориентационная работа — это сегмент совместной деятельности педагогических работников общего и профессионального образования, мастеров производственного обучения, наставников на производстве, специалистов органов управления общим и профессиональным образованием, работодателей, - всех тех, кого мы называем субъектами научно-образовательного кластера, в рамках которого происходят социально-профессиональное

становление специалиста и его

профессиональный рост [3;5].

Профориентационная работа в условиях научно-образовательного кластера обладает очевидными преимуществами, а именно:

— синергетический эффект объединения образовательного, воспитательного, кадрового, научного и промышленного потенциалов способствует актуализации процесса профессионального самоопределения личности;

- консолидирующий характер целей и задач участников кластера обеспечивает единство предпочтений молодежи в получении

профессионального образования и потребностей работодателей в квалифицированных кадрах;

— преемственность между общим и профессиональным образованием повышает уровень мотивации личности в выстраивании карьеры [3].

Для того, чтобы вышеуказанные преимущества действительно имели место, и главная цель профориентационной работы -формирование профессионального

самоопределения, соответствующего

индивидуальным особенностям личности и запросам общества и государства в кадровом потенциале, была достигнута, нужны высококвалифицированные специалисты в сфере профориентационной работы, обладающие такими компетенциями, как:

— способность и готовность к формированию моральных установок подрастающего поколения к различным видам трудовой деятельности;

— способность и готовность к формированию личностных ценностей, которые в свою очередь определяют избирательное отношение молодого поколения к тем или иным профессиям.

Разработка дополнительных

профессиональных программ (повышения квалификации) субъектов научно-

образовательного кластера в сфере профориентации - это развитие «мягкой» инфраструктуры наряду со стажировкой мастеров производственного обучения и педагогов дисциплин профессионального цикла на профильном предприятии, повышением квалификации для наставников на предприятиях в рамках реализации дуального обучения; созданием системы прогнозирования кадровых потребностей в соответствии с изменяющимся спросом по подготовке специалистов в новых профессиональных областях с учетом реструктуризации и регионализации экономики на основе альтернативных меж- и трансдисциплинарных программ и систем профессионального обучения.

В системе учебных материалов дополнительного профессионального образования (ДПО) программам повышения квалификации принадлежит ведущая роль, что подчеркивает важность их соответствия таким требованиям, как диагностичное целеполагание, ориентация учебного процесса на гарантированное достижение цели, оперативная обратная связь и цикличный характер процесса обучения.

Проектирование программ повышения квалификации предусматривает анализ нового вида деятельности слушателей курса, отбор содержания обучения, выбор методов, форм и средств обучения и самообучения, разработку

дидактических единиц и планирование самостоятельной работы слушателей. Практика и результаты деятельности организаций и учреждений, реализующих дополнительные профессиональные программы, показывают необходимость дальнейшего совершенствования педагогического процесса, повышения качества обучения, самостоятельности обучающихся, индивидуализации содержания и форм обучения. Успешное решение этих проблем требует применение модульных дополнительных профессиональных программ, которые обеспечивают гибкость, динамичность и оперативность обучения, приспосабливая его к индивидуальным потребностям слушателя программы курса и уровню его профессиональной подготовки, а также позволяют структурировать содержание обучения на обособленные элементы [5;6].

В качестве примера приведем учебный план дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) «Профориентация в условиях научно-образовательного кластера», состоящей из 4 модулей. Так, Модуль № 1 «Профориентация молодежи в современном российском обществе» содержит темы и обзор документов, посвященных нормативно-правовой и организационной основам профориентационной работы. Несомненно важно изучение опыта профориентационной работы в странах с развитой рыночной экономикой. Хотя деятельность, способствующая профессиональному

самоопределению молодых поколения в разных странах, характеризуется определенной спецификой, но общей является потребность экономик в высококлассных специалистах на основе профотбора учащихся, способных к освоению сложных наукоемких технологий, имеющих явный потенциал профессионального роста и личностного развития. Следовательно, важно учитывать лучшие зарубежные практики в сфере профориентации, адаптируя и перенося международный опыт на отечественную систему с учетом национальных особенностей и приоритетов социально-экономического развития страны [4].

Особое значение в данном Модуле уделяется также вопросам повышения качества подготовки выпускников и приведение его в соответствие с потребностями рынка труда; профессиональной ориентации учащейся молодежи в системе социально-трудовых отношений; приоритетам в развитии профориентационной работы в регионе и реализации региональных программ профориентационной работы, ориентированных на решение отраслевых задач и повышение инвестиционной привлекательности региона

посредством подготовки квалифицированных кадров.

Преимущества профориентационной работы в условиях научно-образовательного кластера обусловили необходимость формирования следующего модуля программы повышения квалификации - Модуля № 2 «Профориентационная работа с учащейся молодежью в условиях научно-образовательного кластера».

Успешная социализация молодого специалиста, его активное включение в трудовую деятельность и профессиональная

самореализация определяются эффективностью системы профориентационной работы в условиях научно-образовательного кластера, которая зависит от четкого определения целей и задач профессиональной ориентации каждым субъектом кластера с позиций личностно ориентированного подхода. При этом интеграция науки и образования с производством позволяет готовить конкурентоспособных специалистов и развивать реальную экономику.

В соответствии с императивами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года программа курсов ориентирована на повышение квалификации не только педагогических, но и управленческих кадров, что обусловило необходимость создания Модуля № 3 «Управление профориентационной работой в научно-образовательном кластере». В данном модуле отражены вопросы взаимодействия предприятия и образовательных организаций по подготовке востребованных специалистов; уделяется внимание координации деятельности образовательных организаций с различными государственными и общественными институтами.

В Модуле № 4 «Повышение эффективности профориентационной работы в условиях научно-образовательного кластера» представлены содержание и механизмы деятельности субъектов научно-образовательного кластера в сфере профориентации учащейся молодежи; выделены организационно-педагогические условия

повышения эффективности данной деятельности и реализации региональных программ профориентационной работы, которые охватывают такие сегменты, как нормативно-правой, кадровый, информационно-

методический, психолого-педагогический и материально-технический); охарактеризован мониторинг как средство, обеспечивающее адекватную оценку результата и позволяющее корректировать профориентационную работу.

Разработанная дополнительная

профессиональная программа (повышения квалификации) «Профориентация в условиях

научно-образовательного кластера» была внедрена и апробирована в условиях научно-образовательного кластера нефтехимического профиля в РТ и показала свою эффективность,

что проявилось в востребованности выпускников колледжа и вуза соответствующего профиля, их эффективном трудоустройстве и наличии благоприятных перспектив для карьерного роста.

Литература:

1. Закон об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf7

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

3. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Концепция профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера // Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова. -Казань: Издательство "Данис", 2016. - 36 с.

4. Трегубова Т.М. Вызовы и инновации в профориентационной работе в условиях кластерного подхода: поликультурный анализ / Т.М. Трегубова // Материалы Межрегиональной научной конференции "Образовательный кластер региона: синтез обучения и личностного развития" (24-25 мая 2017 г.). - Ижевск: Информационно-издательский центр "Бон Анца", 2017. - 282 с. - С. 145-153.

5. Шибанкова Л.А. О качестве дополнительного профессионального образования в постиндустриальную эпоху / Л.А. Шибанкова // Материалы Международной научно-практической конференции «Качество высшего и профессионального образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы». - Казань, 2016. - С. 475-479.

6. Шибанкова Л.А. Профессиональная ориентация учащейся молодежи как условие становления квалифицированных специалистов / Л.А. Шибанкова // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: Материалы 11-ой Международной научно-практической конференции (г. Казань, 31 мая 2017 года). Книга 1; под общей редакцией д.п.н. Е.А. Корчагина; д.п.н. Р.С. Сафина. -Казань: Редакционнно-издательский центр "Школа", 2017. - С. 351-354.

Сведения об авторах:

Трегубова Татьяна Моисеевна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», email: [email protected]

Шибанкова Люция Ахметовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», email: [email protected]

Data about the author:

T. Tregubova (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, leading researcher of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: [email protected]

L. Shibankova (Kazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor, senior research officer at the FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.