Бахтигулова Л. Б. Инновационно-предпринимательская компетентность будущих менеджеров как готовность и способность эффективно работать в новых экономических условиях / Л. Б. Бахтигулова // Научный диалог. — 2017. — № 11. — С. 491—494. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-11-491-494
Bakhtigulova, L. B. (2017). Innovative-Entrepreneurial Competence of Future Managers as Willingness and Ability to Work Effectively in New Economic Conditions. Nauchnyy dialog, 11: 491-494. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-11-491-494. (In Russ.).
I5E НАУЧНАЯ КО БИБЛИОТЕКА
jfrUBMjgjjl
Журнал включен в Перечень ВАК
УДК 378:33(049.32)
DOI: 10.24224/2227-1295-2017-11-488-494
U I. К I С Н ' S PERKXMCALS t)lRf( 1QRV-
Инновационно-предпринимательская компетентность будущих менеджеров как готовность и способность эффективно работать в новых экономических условиях
© Бахтигулова Людмила Борисовна (2017), orcid.org/0000-0001-7364-9861, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана (Москва, Россия), [email protected].
В рецензии на монографию В. В. Колчиной и М. Г. Сергеевой «Формирование инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вузов — будущих менеджеров», опубликованную в 2016 году, охарактеризованы научно-методические разработки авторов монографии. Сообщается, что в книге представлены теоретико-методологические основы формирования инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза — будущих менеджеров. Положительно оценена разработка авторской модели с обоснованием комплекса педагогических условий, способствующих ее эффективной реализации в образовательном процессе педагогического вуза в соответствии с требованиями заинтересованных сторон и современных стандартов.
Ключевые слова: инновационно-предпринимательская компетентность; подготовка будущих менеджеров; управленческое образование.
В монографии старшего преподавателя кафедры «Экономика транспорта» ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» В. В. Колчиной и профессора кафедры социальной педагогики Ин-
статута иностранных языков Российского университета дружбы народов доктора педагогических наук М. Г. Сергеевой «Формирование инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза — будущих менеджеров», изданной в 2016 году, представлено современное видение подготовки специалистов для сферы управления, способных решать серьезные проблемы на пути повышения эффективности функционирования предприятия в рыночных условиях.
Авторы монографии [Колчина и др., 2016] отмечают, что деятельность современного менеджера, в значительной степени определяющего эффективность работы организации, характеризуется многообразием управленческих функций, неотделимых от инновационно-предпринимательского контекста при принятии рациональных решений, основанных на глубоких экономических и предпринимательских знаниях, умениях, способностях и опыте разрешения различных нетипичных, в том числе и конфликтных ситуаций. Управленческое образование в России, являясь интенсивно развивающимся сектором рынка образовательных услуг, предлагает различные программы подготовки менеджеров, качество которых не отвечает запросам общества по подготовке менеджеров, а западный опыт зачастую реализуется на уровне внешних атрибутов без анализа его сущностных характеристик, происходит, как правило, «копирование» образцов деятельности и готовых знаний, носящих теоретический характер, оторванных от реальной управленческой практики.
Авторы монографии отмечают, что подготовка менеджеров должна быть переведена на качественно новый уровень, а это требует эффективного педагогического сопровождения процесса формирования готовности будущих менеджеров к инновационно-предпринимательской деятельности, что в свою очередь является решающим фактором успешности организации, отрасли, региона, государства и общества в целом.
В первой главе монографии — «Теоретико-методологические основы формированимя инновационно-предпринимательской компетентности студентов вуза — будущих менеджеров» — представлен анализ особенностей подготовки менеджеров в России и США; проанализирована педагогическая проблема подготовки будущих менеджеров к инновационно-предпринимательской деятельности; выявлено компетентностное содержание инновационно-предпринимательской деятельности будущих менеджеров.
В связи с изменением вектора социально-экономического развития России достаточно остро встала проблема профессионального обучения управленческих кадров, подготовка которых в течение многих лет прово-
дилась в условиях плановой экономики. В российских вузах подготовка менеджеров широкого профиля приоритетно осуществляется по примеру США, занимающих лидирующее положение в мировом управленческом образовании и выдающих дипломы менеджерской квалификации МВА (Master of Business Administration), которые признаны во всем мире. Именно это обстоятельство послужило основанием для анализа американской системы высшего образования, имеющей положительный систематизированный опыт подготовки менеджеров и самую развитую в мире управленческую инфраструктуру.
Во второй главе монографии — «Моделирование процесса формирования инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза — будущих менеджеров» — раскрыты сущность и специфика готовности будущих менеджеров к инновационно-предпринимательской деятельности; выявлены педагогические условия формирования готовности будущих менеджеров к осуществлению инновационно-предпринимательской деятельности, представлен критериально-диагностический инструментарий оценивания сформированности инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров. Актуальность проблемы формирования готовности к инновационно-предпринимательской деятельности будущих менеджеров в период вузовского обучения определяется: модернизацией системы высшего образования и значительными изменениями, происходящими в управленческой сфере; социальным заказом общества на менеджеров, владеющих новейшими методами управления и технологиями, способных интегрироваться в современное информационное пространство в своей профессиональной деятельности; недостаточной разработанностью ее в научно-методическом плане. Способность и готовность эффективно управлять формируется последовательно, по мере накопления практического опыта решения ситуационных, профессиональных, управленческих задач.
В третьей главе монографии — «Организация опытно-экспериментальной работы по формированию инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза — будущих менеджеров» — осуществлена верификация комплекса педагогических условий эффективного процесса формирования готовности к инновационно-предпринимательской деятельности будущих менеджеров. Апробация процесса формирования инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров была реализована в ходе экспериментального исследования студентов Шадринского государственного педагогического института на факультете технологии и предпринимательства в период с 2011 по 2015 годы (в эксперименте принимали участие 103 студента).
Группы студентов, включенных в экспериментальную деятельность, на начало эксперимента находились на одинаковом уровне сформированной инновационно-предпринимательской компетентности и были разделены на контрольную и экспериментальную группы, на базе которых проверялись и корректировались педагогические условия.
Рецензируемая монография посвящена актуальной теме (подготовке востребованных на рынке труда специалистов управленческой сферы), имеет практическую значимость для педагогов-практиков, осуществляющих инновационную преподавательскую деятельность.
Литература
1. Колчина В. В. Формирование инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза — будущих менеджеров / В. В. Колчина, М. Г. Сергеева. — Курск : Региональный финансово-экономический институт, 2016. — 290 с.
Innovative-Entrepreneurial Competence of Future Managers as Willingness and Ability to Work Effectively in New Economic Conditions
© Bakhtigulova Lyudmila Borisovna (2017), orcid.org/0000-0001-7364-9861, PhD in Education, associate professor, Head of Department of Education and Psychology, Bauman Moscow State Technical University (Moscow, Russia), [email protected].
The review of the monograph by V. V. Kolchina and M. G. Sergeyeva "The Formation of Innovative-Entrepreneurial Competence of Students — Future Managers," published in 2016, characterizes the methodological developments of the authors of the monograph. It is reported that the book presents theoretical and methodological bases of formation of innovative and entrepreneurial competence of students — future managers. The development of the original model with justification of complex of pedagogical conditions promoting its effective implementation in educational process of pedagogical university in accordance with stakeholder requirements and modern standards is positively evaluated.
Key words: innovative-entrepreneurial competence; training of future managers; management education.
References
Kolchina, V. V., Sergeyeva, M. G. 2016. Formirovaniye innovatsionno-predprinimatel-skoy kompetentnosti u studentov vuza — budushchikh menedzherov. Kursk: Regionalnyy finansovo-ekonomicheskiy institut. (In Russ.).