Научная статья на тему 'Интенсификация процесса формирования инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза будущих менеджеров'

Интенсификация процесса формирования инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНТЕНСИФИЦИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / КОМПЛЕКС РЕФЛЕКСИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ / TERMINOLOGICAL SUPPORT / INTENSIFYING INFLUENCE / COMPLEX REFLEXIVELY PEDAGOGICAL METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колчина В. В.

В статье рассматривается интенсификация про цесса формирования инновационно-пред при нима тель ской компетентности у студентов вуза будущих менеджеров с применением следующих условий: терминологического сопровождения; интенсифицирующего воздействия на формирование инновационно-предпринимательской компетентности; введения комплекса рефлексивнопе да гогических приемов; создания эмоциональностимулирующего и мотивационного фона; создания поля вероятностного прогнозирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колчина В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTENSIFICATION OF PROCESS OF FORMATION OF INNOVATIVE AND ENTREPRENEURIAL COMPETENCE OF STUDENTS AS THE FUTURE MANAGERS

In this article the intensification of process of formation of innovative and entrepreneurial competence of students as the future managers is considered with application of the following conditions: terminological support disciplines; intensifying impact on formation of innovation and entrepreneurial competence; introduction of a complex reflexively pedagogical methods; creation of emotionally stimulating and motivational evaluative background; creation of a field of probabilistic forecasting

Текст научной работы на тему «Интенсификация процесса формирования инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза будущих менеджеров»

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА -БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

INTENSIFICATION OF PROCESS OF FORMATION OF INNOVATIVE

AND ENTREPRENEURIAL COMPETENCE OF STUDENTS AS THE FUTURE MANAGERS

В. В. Колчина

В статье рассматривается интенсификация процесса формирования инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза - будущих менеджеров с применением следующих условий: терминологического сопровождения; интенсифицирующего воздействия на формирование инновационно-предпринимательской компетентности; введения комплекса рефлексивно-педагогических приемов; создания эмоционально-стимулирующего и мотивационного фона; создания поля вероятностного прогнозирования.

Ключевые слова: терминологическое сопровождение, интенсифицирующее воздействие, комплекс рефлексивно-педагогических приемов.

Интеграция России в мировое образовательное пространство обусловливает интерес исследователей к процессу формирования инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза - будущих менеджеров, требующий поиска новых педагогических технологий и решений, обеспечивающих интенсификацию познавательной деятельности студентов и мотивацию обучения. Этим объясняется внимание исследователей к поиску новых технологий, методов, средств, форм обучения, к возможностям раскрытия личностного потенциала обучающихся (Е. В. Бондаревская, Г. И. Железовская, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).

Проблема формирования инновационно-предпринимательской компетентности студентов вуза - будущих менеджеров достаточно многогранна и неоднозначна. Ее понятийный состав находится на пересечении исследований из сферы педагогики, философии, экономики, предпринимательства, менеджмента. В этой связи определенную значимость имеют труды междисциплинарного характера, в которых раскрываются разные аспекты формирования инновационно-предпринимательской компетентности студентов - будущих менеджеров.

В ходе исследований ряда ученых (М. В. Матюхина, В. А. Сластенин, Г. И. Щукин, В. П. Баранчеев, В. Н. Гунин, В. Б. Яковенко, Е. М. Степанов, Л. М. Лузина) установлено, что процесс формирования инновационно-предпринимательской компетентности поддается педагогическому

V. V. Kolchina

In this article the intensification of process of formation of innovative and entrepreneurial competence of students as the future managers is considered with application of the following conditions: terminological support disciplines; intensifying impact on formation of innovation and entrepreneurial competence; introduction of a complex reflexively pedagogical methods; creation of emotionally stimulating and motivational evaluative background; creation of a field of probabilistic forecasting.

Keywords: terminological support, intensifying influence, complex reflexively pedagogical methods.

влиянию. Интенсификация рассматривается как процесс, который способствует формированию инновационно-предпринимательской компетентности студентов и обеспечивает достижение будущими менеджерами более высокого уровня его сформированиости.

Интенсифицирующее воздействие на формирование инновационно-предпринимательской компетентности обеспечивает стимулирование будущих менеджеров к самоопределению в рамках своей учебной деятельности, а преподавателей в аспекте моделирования образовательного процесса.

С позиции ненасильственного управления интенсифицирующее воздействие не должно и не может носить характер принуждения, оно должно создавать условия (содержательные, организационные, операционально-технологические и методические), при которых будущий менеджер сам бы определялся в деятельности таким образом, чтобы эффективно использовались личностные возможности и возможности окружающей его среды.

Воздействие на состояние будущего менеджера предполагает учет его индивидуальных особенностей и тем самым обеспечивает положительную направленность личностного отношения, что может привести к высокому стратегическому эффекту. В ходе такого интенсифицирующего воздействия преподаватель «передает» свои изначальные управленческие функции в руки будущих менеджеров, и по мере освоения ими этих функций они становятся все более способными к самоуправлению.

Чтобы интенсифицирующее воздействие было резонансным, необходимо, во-первых, исходить из максимально адекватного его соответствия имеющемуся опыту будущих менеджеров. Иными словами, воздействие должно быть субъективно значимо для будущего менеджера. Во-вторых, надо согласовывать опыт будущего менеджера с научным опытом.

Для выполнения роли «резонанса» интенсифицирующее воздействие должно осуществляться на трех уровнях: 1) мотивационном (обеспечивает позицию «хочу»); 2) информационном (реализует позицию «знаю»); 3) операциональном (создает условия для позиции «делаю») [1].

Интенсифицирующее воздействие имеет свою логику «прикосновения» к самоуправляемой учебной деятельности будущего менеджера. Здесь выделяются три шага.

Первый шаг (инициирующий) - углубление проблемной инновационно-предпринимательской ситуации (активизация рефлексии). Первоначально мы отметим, что сама по себе инновационно-предпринимательская ситуация может и не привести к активизации рефлексии будущих менеджеров. Так, встретившись с проблемой, будущий менеджер наталкивается на какую-то преграду. Из теории проблемного обучения известно, что для преодоления возникшей преграды (точнее, познавательного затруднения), как правило, прежнего опыта недостаточно. Будущий менеджер вынужден признать свою несостоятельность. Но ведь такое признание связано с глубинными пластами личности - уровнем самооценки, притязаний, образом «Я». Будущие менеджеры могут либо отказаться от решения инновационно-предпринимательской ситуации, либо, наоборот, найти в себе силы и приступить к ее решению. В такой ситуации преподавателю следует помнить о том, что, какую бы он ни поставил перед будущим менеджером инновационно-предпринимательскую задачу, она должна в итоге стать для него личностно включенной. Иными словами, она должна отражать творческий кризис, в котором заключены как положительные, так и отрицательные моменты.

Разрешение субъектом инновационно-предпринимательской ситуации, характеризующейся неопределенностью, может осуществляться в разных позициях: нерефлексивной и рефлексивной. В первой (нерефлексивной) позиции субъект воспринимает ситуацию только как результат либо собственных неправильных действий, либо как полностью независимый от него и тех усилий, которые он прикладывает. Эта позиция непродуктивна в плане решения ситуации и скорее служит для оправдания будущим менеджером себя («трудно», «ничего не понятно» и т. п.) или самобичевания («я ничего не знаю», «у меня не получится» и т. п.). Рефлексивная позиция будущего менеджера позволяет осуществить эффективное решение инновационно-предпринимательской ситуации за счет переосмысления своего прежнего учебного опыта.

Второй шаг (преобразующий) ориентирован на формирование способности будущего менеджера к рефлексии. Поскольку важно наличие у будущего менеджера в решении инновационно-предпринимательской ситуа-

ции рефлексивной позиции, преподавателю необходимо обратить внимание на формирование у будущих менеджеров способности к рефлексии. Так, чаще всего будущий менеджер опирается на частные, ситуативные ориентиры и считает их основаниями своих действий, иными словами, осознает имеющийся опыт, но использует лишь единичные ориентиры. В связи с этим целесообразно «передавать» будущим менеджерам для выполнения рефлексивных действий обобщенные ориентиры.

Рефлексивный процесс на учебном занятии преподаватель чаще всего осуществляет, поставив будущих менеджеров перед видимым противоречием в учебном материале и предложив обсудить его с различных точек зрения. В ходе обсуждения выявляется ограниченность отдельных позиций будущих менеджеров, и это становится предметом анализа. В результате будущие менеджеры выявляют, что их знаний недостаточно для решения обсуждаемой проблемы, и тогда возникает необходимость выработки общего способа действий для освоения новой области знания. При этом всю координирующую функцию осуществляет преподаватель.

Таким образом, активизируется рефлексия будущего менеджера - его индивидуальная способность осуществлять переходы от незнания к знанию через самостоятельное осмысление различных позиций и взаимопереходов между ними.

Третий шаг (созидающий) обеспечивает возникновение у будущих менеджеров непонимания «смысла» своей деятельности на конкретном учебном занятии. Другими словами, преподаватель «вводит» новые ценностные ориентиры, которые и определяют построение будущим менеджером своей учебной деятельности.

В процессе такого управленческого взаимодействия роль преподавателя не может быть сведена только к приобщению будущего менеджера к культуре посредством трансляции управленческих одобряемых норм и моделей поведения. Основная функция преподавателя состоит в развитии аналитических, прогностических, оценочных способностей будущего менеджера, которые позволили бы ему, присвоив нормы и модели, выработать свои внутренние механизмы самоуправления.

На этой стадии происходит усложнение характера взаимодействия преподавателя и будущих менеджеров. Если на первой стадии ведущая роль принадлежит преподавателю, то на конструктивно-ориентационной стадии у партнеров по взаимодействию практически равные права и обязанности. Это приводит к нарастанию субъектных функций будущих менеджеров и обеспечивает действенную интеграцию деятельности преподавателя и будущего менеджера.

В данном аспекте особая значимость нами придается терминологическому сопровождению дисциплин инновационно-предпринимательского цикла. Основанием для выделения данного условия послужил тот факт, что каждая учебная дисциплина обладает своим терминологическим аппаратом, и немаловажным фактором, влияющим на успешность процесса обучения, является его освоение, так

как неизвестная терминология делает восприятие учебного материала трудным и непонятным. В отличие от слов общеупотребительных, которые часто бывают многозначными, термины, как правило, однозначны, им не свойственна также экспрессия. Терминология - это совокупность терминов данной области знания, производства, деятельности. Словарь - собрание слов в алфавитном порядке, устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык [3]. «Терминологический словарь - словарь, содержащий термины определенной области науки, техники, искусства» [3]. Каждая учебная дисциплина имеет свой терминологический аппарат и его освоение занимает одно из центральных мест в обучении, поскольку знания в своем концентрированном выражении представляют собой усвоенную систему взаимосвязанных терминов и понятий. Неизвестная же терминология затрудняет восприятие учебного материала, делает его непонятным. Таким образом, терминологическое сопровождение - это успешное освоение терминологией, оно вооружает будущих менеджеров методологическим инструментом осуществления своей будущей профессиональной деятельности. Актуальной является разработка такого механизма усвоения понятий, когда наличествует эталонный образец, с одной стороны, и когда будущие менеджера сами включаются в деятельность по решению понятийно-терминологических задач. Усвоить понятие - значит познать его внутреннее противоречие, ведущее от явления к сущности. Не проникнув в противоречие содержания понятия, невозможно усвоить его природу.

Терминологическое сопровождение осуществляется как самостоятельно, так и в процессе семинарских занятий, в ходе работы с решением инновационно-предпринимательских ситуаций, и с технологической точки зрения данный вид деятельности представляет собой динамическую систему логических действий по осмыслению понятий, отражающих инновационно-предпринимательскую компетентность на основе проводимого рефлексивного анализа; обнаружение и фиксация связей между этими понятиями, конструирование целостного инновационно-предпринимательского образца изучаемого явления.

Методическое сопровождение данного процесса осуществляется на основе комплекса рефлексивно-педагогических приемов с опорой на имеющийся опыт. В. И. За-гвязинский, С. А. Гильманов, И. А. Протасов, Т. В. Блохина, В. Р. Кузьмина, Б. П. Яковлев, В. Ф. Жуков и другие ученые в своих исследованиях рассматривают различные педагогические приемы, с помощью которых формируется профессиональная компетентность у будущего специалиста. Это способы воздействия, направленные на анализ и критическое осмысление поступков субъектов инновационно-предпринимательского взаимодействия, формирование самооценки и построение программы самосовершенствования для конструктивного разрешения инновационно-предпринимательских ситуаций. Исследователи в этой области выделяют следующие рефлексивно-педагогические приемы по формированию инновационно-предпринимательской компетентности.

I. Мотивационно-побуждающие приемы:

1) создание задачи, опирающейся на прошлый опыт в области разрешения инновационно-предпринимательской ситуации;

2) создание инновационно-предпринимательской ситуации, близкой к предыдущей по внешним признакам, но не позволяющей разрешить ее известным способом;

3) дискуссия по выявлению «дефицита» инновационно-предпринимательских знаний для разрешения предыдущей ситуации;

4) постановка целей и задач на основе анализа своих знаний и «дефицита» знаний, необходимых для конструктивного разрешения инновационно-предпринимательских ситуаций.

II. Приемы алгоритмических предпосылок по разработке схемы анализа инновационно-предпринимательских ситуаций: разработка схемы рефлексивного анализа инновационно-предпринимательских ситуаций преподавателем совместно с будущими менеджером.

III. Приемы творческого воплощения: 1) описание возникшей ситуации; 2) определение ее причин и содержания; 3) описание ситуации глазами студента и преподавателя; 4) определение момента, когда преподаватель мог бы предупредить ее переход в кризисную; 5) определение приемов воздействия; 6) анализ поведения субъектов инновационно-предпринимательского взаимодействия и ошибки; 7) описание вариантов отношений с будущим менеджером после ситуации.

IV. Приемы многоступенчатого выбора: 1) выбор наиболее трудного, наиболее легкого, наиболее понравившегося задания; 2) из наиболее понравившихся заданий выбор тех, за которые преподаватель положительно оценит; 3) самостоятельный поиск нового способа разрешения инновационно-предпринимательских ситуаций из числа наиболее трудных, наиболее легких и наиболее понравившихся заданий.

V. Приемы оценивающих работ «Я в инновационно-предпринимательской ситуации»: написание работ по блочному принципу - работа состоит из четырех блоков: терминологический блок, блок на установление общего компонента в предложенных заданиях, блок «чистого знания» и блок написания бизнес-планов на заданную тему с применением инновационно-предпринимательских знаний и рефлексивно-аналитических навыков.

VI. Приемы активного осмысления: рефлексивно-творческие дискуссии, дебаты, круглые столы, мозговой штурм - обсуждение и решение проблемы, выслушивание точек зрения других людей, способность увидеть многомерность задачи.

VII. Приемы эвристического движения: ответить на вопросы в процессе разрешения инновационно-предпринимательских ситуаций: «Какова истинная первопричина возникшей ситуации и что явилось поводом для ее возникновения?», «Кто вовлечен в ситуацию и почему?», «Кто заинтересован в ситуации и почему?», «Кто инициатор, кто исполнитель, кто наблюдатель?», «Кто может быть посредником в разрешении ситуации?», «С чего следует

начать разрешение ситуации?», «Каков наиболее продуктивный вариант разрешения ситуации?»

VIII. Приемы творческого моделирования разрешения ситуации: 1) смоделировать, изобразить в виде схемы, рисунка ситуации; 2) смоделировать все вероятностные стратегии поведения участников ситуации и выхода из нее; 3) детально смоделировать собственные шаги, действия по выходу из ситуации и разрешению ее; 4) смоделировать все возможные компромиссы; 5) составить обобщенную модель своих действий по разрешению ситуации.

IX. Приемы заданного игрового моделирования:

1) представление себя в роли участников инновационно-предпринимательской ситуации, демонстрация варианта ее разрешения и возможных отношений между ее участниками после разрешения; 2) оспаривание оппонентами предложенных вариантов разрешения инновационно-предпринимательских ситуаций; попытка доказать конструктивность варианта разрешения ситуаций; 3) использование консультации для конструктивного обмена мыслями; 4) выяснение истинных мотивов и целей участников ситуации, определение зоны взаимных интересов.

X. Приемы конструктивного выхода из ситуации («шаг за шагом»): 1) выслушать всех участников ситуации;

2) проанализировать ситуацию; 3) представить себе, как будут развиваться события; 4) мысленно проиграть применение всех известных методов разрешения ситуации;

5) выбрать наиболее оптимальный вариант разрешения;

6) определить наилучшее место, время и условия, возможные компромиссы для разрешения ситуации; 7) разрешить ситуацию и извлечь из нее урок.

XI. Приемы незаконченных предложений: будущим менеджерам предлагается продолжить мысль и закончить предложение, обосновывая свои высказывания.

XII. Приемы самопознания: составление «Карты знаний»: указание открытий, трудностей, вопросов, возвратных ходов, воспроизведение в письменной форме своего пути движения в учебном материале при овладении инновационно-предпринимательскими знаниями.

При организации стимулирующего воздействия на мо-тивационно-целевую составляющую учебной деятельности будущих менеджеров в области решения инновационно-предпринимательских ситуаций важное место имеет осознание, его правильная оценка будущим менеджеров и на этой основе активизация своей учебной деятельности.

Мы согласны с Е. Ю. Никитиной, Л. Ю. Гординым, В. А. Тарасюк, В. П. Шуминым в том, что интенсификация процесса мотивации возможна, если использовать стимулы в качестве «промежуточной переменной» между потребностями и мотивом, «под влиянием которых объекты и потребности, преломляясь в сознании личности, выступают в качестве мотивов, предполагающих осознанную цель и личностное обоснование деятельности» [2]. Таким образом, стимулы, выступая в качестве промежуточной переменной между потребностями и мотивами будущего менеджера в области решения инновационно-пред при ни мательских ситуаций, «являются не только побудительной силой, но и показателем

активности самого субъекта, формой самоуправления со стороны личности» [2].

Согласно точке зрения В. А. Тарасюк, педагогическое стимулирование включает такие средства, которые способны побуждать к активной учебной деятельности будущих менеджеров в области решения инновационно-предпринимательских ситуаций.

В результате педагогического стимулирования происходит интериоризация внешних, социально ценных побудителей в личностно значимые мотивы поведения будущих менеджеров, и на этой основе формируется положительное эмоционально значимое для обучаемых отношение к средствам, формам, методам стимулирующего воздействия.

Педагогическое стимулирование выступает фактором, вызывающим побуждение. Побудительная причина - средство, побуждающее активную деятельность обучаемого. Ведущими стимулами мотивационно-целевой учебной деятельности будущих менеджеров могут быть: 1) методы, средства обучения, процессы; 2) проблемность, межпредметные связи, дидактические игры и проекты; 3) оценка познавательной деятельности.

Логика стимулирования мотивационно-ценностной составляющей процесса формирования инновационно-предпринимательской компетентности у будущих менеджеров включает ряд взаимосвязанных этапов организации этого процесса: 1) подготовительный этап (выработка программной установки, определение программы стимулирующей деятельности, ее планирование); 2) основной этап (активизация действий, мобилизация средств стимулирующей деятельности для достижения целей); 3) заключительный этап (анализ результатов стимулирующей деятельности, обобщение, систематизация результатов на основе стимулирующих оценочных средств).

Основными требованиями к стимулированию мотива-ционно-ценностной составляющей процесса формирования инновационно-предпринимательской компетентности у будущих менеджеров являются: 1) требование соответствия стимула поставленной цели и задачи учебной деятельности; 2) требования адекватности применяемых методов, средств, форм стимулирования; 3) требование про-гнозируемости эффективности результатов стимулирования на основе объективных критериев и показателей.

В основе любой инновационно-предпринимательской деятельности лежит прогноз - предвидение, предвосхищение ее вероятных результатов. Следовательно, усвоение будущим менеджеров материала на творческом уровне непременно предполагает его прогнозирование.

По нашему мнению, заслуживающим внимания представляется подход Б. И. Коротяева, чья идея заключается в оптимальном сочетании репродуцирования и прогнозирования.

Прогнозирование возможно только на основе репродуцирования. Учебные занятия надо организовать так, чтобы каждый обучаемый усваивал информацию на основе использования доступного для него достоверного и строго рассчитанного прогноза. Тогда учебная деятель-

ность станет на самом деле творческой, приносящей радость и наслаждение.

Таким образом, педагогический прогноз формирования инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров должен точно рассчитать ее переход от исходного уровня к репродуктивному, от репродуктивного к интерпретирующему, от интерпретирующего к творческому. Переход этот окажется возможным только тогда, когда будущие менеджеры будут подготовлены к нему должным образом, то есть вооружены соответствующим комплексом знаний, умений и навыков.

Граница между репродукцией и творчеством условна и подвижна. Она по-разному проявляет себя в различных видах и зонах деятельности, в том числе и познавательной. Количество элементов в каждом звене деятельности тоже условное. Их может быть много или мало, но они всегда есть. Качественный скачок от одного типа к другому как раз и зависит от накопленного количества в предыдущем звене. Таким образом, чем больше элементов творчества внутри репродукции, тем ближе качественный переход к новому типу познания - творческому.

Исходя из вышеизложенного, интенсификация процесса формирования инновационно-предпринимательской компетентности должна быть построена так, чтобы в каждом конкретном случае соблюдалась та мера оптимального соотношения репродуцирования и прогнозирования знаний, которая бы согласовывалась с реальными условиями и возможностями будущих менеджеров, спецификой изучаемых знаний.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гунин В. Н.. Баранчеев В. П., Устинов В. А. Ля-пина С. Ю. Управление инновациями: 17-мо-дульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.: ИНФРА-М, 2006. 328 с.

2. Нюшенкова М. Л. Методология формирования предпринимательской культуры менеджера социально-культурной деятельности на основе компетентностного подхода. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2008. 200 с.

3. Российская педагогическая энциклопедия: Т 1. М.: Педагогика, 1989.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL STANDARD OF SPEECH IN MEDICAL EDUCATION

Л. Н. Забродина

В статье на основе анализа понятий «условие», «педагогические условия» определяются и обосновываются педагогические условия, способствующие эффективному формированию профессионально-речевой культуры студентов медицинского вуза.

Ключевые слова: профессионально-речевая культура студентов медицинского вуза, условия, педагогические условия.

L. N. Zabrodina

The article is devoted to the description of the conditions necessary for the formation of professional standard of speech of future medical specialists. On the basis of the analysis of the notions "conditions", "pedagogical conditions" the latter ones securing the effective formation of professional standard of speech in medical education are described.

Keywords: conditions, pedagogical conditions, professional standard of speech of medical students.

Формирование профессионально-речевой культуры студентов медицинского вуза является частью системы профессиональной подготовки будущих врачей, то есть может рассматриваться как относительно самостоятельная подсистема, целью которой является формирование у студентов интегративного профессионально и личностно значимого качества - профессионально-речевой культуры в единстве и взаимосвязи

его компонентов (когнитивного, деятельностного, нормативного, профессионально-коммуникативного и социально-личностного).

Эффективность функционирования данной системы, как и любой педагогической системы, зависит от определенных условий

Общая трактовка понятия «условие» представлена в философии: «то, от чего зависит нечто другое (обусловли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.