Научная статья на тему 'Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема'

Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВА-ЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колчина Вера Викторовн

В статье показана актуальность подготовки специалистов нового типа в области управления, обладающих инновационным экономическим мышлением. Представлен анализ особенностей подготовки менеджеров в России и США, проанализирована педагогическая проблема подготовки будущих менеджеров к инновационно-предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колчина Вера Викторовн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема»

28 |

КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ

Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема

КОЛЧИНА Вера Викторовна,

старший преподаватель кафедры экономики транспорта Уральского государственного университета путей сообщения, аспирант кафедры социальной педагогики Института иностранных языков Российского университета дружбы народов, Екатеринбург

Аннотация

В статье показана актуальность подготовки специалистов нового типа в области управления, обладающих инновационным экономическим мышлением. Представлен анализ особенностей подготовки менеджеров в России и США, проанализирована педагогическая проблема подготовки будущих менеджеров к инновационно-предпринимательской деятельности

Ключевые слова:

подготовка менеджеров, бизнес-образование, инновационно-предпринимательская компетентность, готовность к профессиональной деятельности

Социально-экономическая ситуация в нашей стране, обусловленная вхождением России в мировое сообщество, развитием рыночной экономики, модернизацией и реструктуризацией системы образования, переходом к инновационной системе подготовки кадров, дает возможность рассматривать управленческое образование как компонент глобального образования личности в системе профессионального образования. Ключевая роль здесь отводится менеджеру, способному эффективно работать в новых экономических условиях. По прогнозам специалистов, в ближайшие годы в области управления должна произойти своеобразная «менеджерская революция», являющаяся одной из важнейших предпосылок перехода России к экономическому росту и предполагающая, что «человеческий фактор» и высокий профессионализм менеджеров станут основными направлениями на пути социально-экономического развития нашей страны [1].

Подготовка управленцев нового типа, обладающих экономическим мышлением, мобильностью и способных эффективно осуществлять инновационно-предпринимательскую деятельность, в основе которой лежит достаточный уровень сформированности инновационно-предпринимательской компетентности (ИПК), становится интегральной задачей современного образования. В связи с этим возникает необходимость решения государством проблемы управленческого образования, что отражено в требованиях к содержанию образования, зафиксированных в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», докладе «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», стратегических задачах Национальной доктрины развития образования РФ (до 2025 года) и других законодательных и нормативных документах [3].

Общество и государство формируют социальный заказ на подготовку конкурентоспособных специалистов в сфере управления, умеющих творчески подходить к выполнению служебных полномочий как субъектов управления, своевременно и инновационно решать возникающие проблемы и проблемные ситуации, используя инновационные методы развития предприятий. Для этого они должны обладать инновационным мышлением,

мобильностью и предприимчивостью, способностью к развитию и постоянному совершенствованию и уметь создавать инновационные бизнес-проекты [11].

Деятельность современного менеджера, в значительной степени определяющего эффективность работы организации, характеризуется многообразием управленческих функций, неотделимых от инновационно-предпринимательского контекста при принятии рациональных решений, основанных на глубоких экономических и предпринимательских знаниях, умениях, способностях и опыте разрешения различных нетипичных, в том числе конфликтных, ситуаций. Управленческое образование в России, являясь интенсивно развивающимся сектором рынка образовательных услуг, предлагает различные программы подготовки менеджеров, качество которых не отвечает запросам общества по подготовке менеджеров, а западный опыт зачастую реализуется на уровне внешних атрибутов без анализа его сущностных характеристик. Происходит, как правило, «копирование» образцов деятельности и готовых знаний, носящих теоретический характер, оторванных от реальной управленческой практики. Становится очевидным тот факт, что подготовка менеджеров в вузе должна быть переведена на качественно новый уровень и требует эффективного педагогического сопровождения процесса формирования готовности будущих менеджеров к инновационно-предпринимательской деятельности, что в свою очередь является решающим фактором успешности организации, отрасли, региона, государства и общества в целом [8].

В связи с изменением вектора социально-экономического развития России достаточно остро встала проблема профессионального обучения управленческих кадров, подготовка которых в течение многих лет проводилась в условиях плановой экономики. В российских вузах подготовка менеджеров широкого профиля приоритетно осуществляется по примеру США, занимающих лидирующее положение в мировом управленческом образовании и выдающих дипломы менеджерской квалификации МВА (Master of Business Administration), которые признаны во всем мире. Именно это обстоятельство послужило основанием для анализа американской системы высшего образования, имеющей положительный систематизированный опыт подготовки менеджеров и самую развитую в мире управленческую инфраструктуру.

Анализ оснований разработки модели подготовки менеджеров в США (концептуальный, институциональный, организационно-методический, управленческий аспекты) и обозначение современных тенденций в подготовке американских менеджеров, выявленных кандидатом педагогических наук Д. Н. Сухиненко в его диссертационном исследовании «Подготовка менеджеров в высшей школе США» [9], позволили определить особенности американской системы подготовки управленческих кадров:

- специфика профессионального обучения менеджеров в образовании для карьеры, для успеха организации в целом и отдельно взятого работника в частности;

- концепция «профессионального менеджера», являющаяся основой системы управленческого и бизнес-образования, выделяет менеджера в

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

особую самостоятельную профессию с высоким уровнем специальной профессиональной подготовки;

- принципиальная ориентация бизнес-школ на запросы индивидуальных и корпоративных потребителей образовательных услуг;

- определение подготовки профессионала-менеджера равнозначными компонентами: академической (изучение основ менеджмента, передового опыта в области управления и аналитического инструментария) и практической (навыки практической профессиональной деятельности в области принятия эффективных решений, маркетинга, управления конфликтами и стрессами, тайм-менеджмент т. д.).

Пути развития американского и российского образования направлены в сторону усиления интеграции его профессиональной и личностной направленности, что делает возможным взаимообмен педагогическими идеями и технологиями. Возможности использования американского опыта подготовки менеджеров связаны в первую очередь с развитием российских программ магистерского образования типа МВА как наиболее востребованных, динамичных, ориентированных на конкретного потребителя. В то же время низкий уровень экономических и управленческих знаний в российском обществе требует более высокого уровня фундаментальности в подготовке российских менеджеров по сравнению с американскими и выработки общего представления о перечне и содержании обязательных дисциплин с предоставлением широкого выбора дополнительных дисциплин.

В рамках проведенного исследования были выявлены особенности российского управленческого образования [2, 7]:

- преобладание до недавнего времени знаниево-технократической традиции и классической («германской») модели высшего образования с ориентацией образовательных программ вузов на государственный заказ по подготовке специалистов и отсутствием учета запросов конкретных потребителей образовательных услуг, таких как будущие менеджеры и организации, испытывающие нехватку управленческих кадров;

- в учебные планы бакалавриата и магистратуры включаются дисциплины, далекие от профессиональной деятельности будущего менеджера, что влечет за собой невозможность получения специализации, которая позволит выпускнику профессиональной образовательной организации занять свою нишу в рыночной экономике;

- необходимость разработки моделей деятельности современного профессионала-менеджера, соотнесенных с американской моделью образования и российскими образовательными традициями для осуществления поиска российских вариантов образовательных стандартов;

- развитие российских программ магистерского образования типа МВА как наиболее востребованных, динамичных, ориентированных на конкретного потребителя;

- осуществление повышения качества подготовки менеджеров посредством перехода от концепции «образование на всю жизнь» к концепции «образование через всю жизнь»;

- превращение управленческого образования в основной способ построения и развития профессиональной карьеры будущего специалиста;

- реализация технологий «обучения посредством рефлексивного опыта и действий», сокращающих разрыв между теоретическим и практическим обучением с ориентацией на реальную профессиональную деятельность будущих управленцев; увеличение доли самостоятельной индивидуальной и групповой работы в образовательном процессе;

- разработка Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования четвертого поколения, в которых предусматривается объединение специальностей и направлений в укрупненные группы для придания более выраженного рамочного характера;

- разработка профессиональных стандартов с учетом требований работодателей, имеющих возможность устанавливать нормы и правила для системы образования для удовлетворения потребности рыночной экономики в конкурентоспособных специалистах, востребованных на рынке труда.

Решение задачи подготовки профессиональных менеджеров в нашей стране в условиях инновационной экономики возможно при организации процесса профессионального обучения по формированию готовности будущих менеджеров к осуществлению инновационно-предпринимательской деятельности, для уточнения сущностной характеристики которой был проведен анализ понятий «предприниматель», «инновации», «деятельность», «инновационная деятельность», «компетентность», «компетенция», «инновационная компетентность». Это позволило определить состав (научно-техническая, организационная, финансовая, коммерческая деятельность) и компетентностное содержание инновационно-предпринимательской деятельности будущих менеджеров (интегральная качественно-профессиональная характеристика личности будущего менеджера, завершившего образование определенного профессионального уровня и готового к инновационной предпринимательской деятельности посредством восприятия инноваций, способного выявлять новые элементы в отлаженном процессе и принимать рационально обоснованные решения в условиях риска).

Актуальность проблемы формирования готовности к инновационно-предпринимательской деятельности будущих менеджеров в период вузовского обучения определяется:

- модернизацией системы высшего образования и значительными изменениями, происходящими в управленческой сфере;

- социальным заказом общества на менеджеров, владеющих новейшими методами управления и технологиями, способных интегрироваться в современное информационное пространство в своей профессиональной деятельности;

- недостаточной ее разработанностью в научно-методическом плане [4].

Способность и готовность эффективно управлять формируется последовательно, по мере накопления практического опыта решения ситуационных, профессиональных, управленческих задач. В педагогической науке нет единого подхода к трактовке понятия «готовность к профессиональной деятельности». Готовность к инновационно-предпринимательской деятельности означает, с одной стороны, овладение содержанием и структурой данной деятельности, а с другой — предполагает

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

развитие личностных качеств, обеспечивающих успешное овладение системой профессиональных знаний, умений, навыков; стремление и способность к самостоятельному креативному решению профессиональных задач; психологическую готовность к работе с людьми и управление ими. В связи с тем, что основой любой профессиональной деятельности является понятие «компетентность», «готовность будущего менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности» определяется как интегрированная личностно-профессиональная, социально значимая качественная характеристика будущего специалиста, обладающего определенным уровнем сформированной инновационно-предпринимательской компетентности [5; 6].

Формирование готовности будущих менеджеров к осуществлению инновационно-предпринимательской деятельности конгруэнтно формированию инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров и может эффективно реализовываться при создании и реализации комплекса педагогических условий [10].

Первое педагогическое условие: содержательное сопровождение процесса формирования инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров посредством введения специальной дисциплины «Венчурное предпринимательство» обусловлено утверждением, что процесс формирования инновационно-предпринимательской компетентности требует обучения будущих менеджеров разрешению профессиональных ситуаций как целенаправленного процесса. Выбор специального курса «Венчурное предпринимательство» неслучаен, так как уровень экономического развития определяется сегодня не столько масштабами производства, сколько его инновационной направленностью и гибкостью управления.

Второе педагогическое условие: реализация комплекса рефлексивно-педагогических приемов по формированию компонентов ИПК будущих менеджеров с учетом имеющегося практического опыта посредством овладения способами разрешения инновационно-предпринимательских ситуаций в педагогическом процессе, центральным звеном которых является системная совокупность ситуационных задач (вероятностные ситуационные задачи инновационно-предпринимательского характера, прогностические ситуационные задачи инновационно-предпринимательского характера, корректировочно-образные ситуационные задачи инновационно-предпринимательского характера, конструктивно-стимулирующие ситуационные задачи инновационно-предпринимательского характера, разрешительно-технологические ситуационные задачи инновационно-предпринимательского характера, рефлексивно-творческие ситуационные задачи инновационно-предпринимательского характера).

Третье педагогическое условие: создание эмоционально-стимулирующей и мотивационно-ценностной среды в процессе формирования ИПК определяет организацию процесса ее формирования у будущих менеджеров посредством стимулирующего воздействия на мотивацию учебной деятельности в области разрешения инновационно-предпринимательских ситуаций с их анализом и оценкой, на основе которых про-

исходит активизация учебной деятельности и образовательной самостоятельности студентов.

Четвертое педагогическое условие: внедрение в процесс профессионального обучения будущих менеджеров структурно-функциональной модели формирования инновационно-предпринимательской компетентности, включающей взаимосвязанные блоки: целевой, содержатель-но-деятельностный, процессуальный и оценочно-результативный.

Исследуемая проблема моделирования процесса формирования ИПК будущего менеджера требует определения научных подходов, в качестве которых обозначены следующие: системный подход как общенаучная основа, субъектно-деятельностный подход как теоретико-методологическая стратегия и компетентностный подход как практико-ориентиро-ванная тактика.

Пятое педагогическое условие — мониторинг процесса и результатов сформированности инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров — включает в себя разноуровневые (высокий, средний, низкий) критерии и показатели сформированности инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров: ценностно-позиционный (побуждение к развитию инновационно-предпринимательской позиции будущего менеджера), когнитивный (наличие определенных знаний в области своей профессиональной деятельности), профессионально важные качества (степень чувствительности будущих менеджеров в профессиональных критических ситуациях), субъектный (самооценка, самокритичность, ориентация на успех, уверенность в своих силах, способность анализировать поступки и действия в конфликтной ситуации) и креативно-деятельностный (стиль поведения в процессе решения инновационно-предпринимательских ситуаций, творческая декомпозиция культуры управления своей личностью в инновационно-предпринимательских ситуации). При этом низкий уровень сформи-рованности ИПК будущих менеджеров не удовлетворяет требованиям компетентности, средний уровень является по своим характеристикам репродуктивным, высокий — соответствует по всем показателям конструктивной направленности ИПК будущих менеджеров.

Рассмотрев составляющие комплекса педагогических условий, можно сделать вывод о необходимости его использования для обеспечения успешности и эффективности процесса формирования готовности будущих менеджеров к осуществлению инновационно-предпринимательской деятельности. Смоделировать реализацию комплекса педагогических условий возможно посредством внедрения в процесс профессионального обучения будущих менеджеров структурно-функциональной модели формирования инновационно-предпринимательской компетентности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Литература

1. Беденко Н. Н., Сергеева М. Г. Управление услугами высшего экономического образования: Монография. — Курск, 2014. — 400 с.

2. Коржуев А. В., Сергеева М. Г. Схемы понимания, объяснения и предсказания педагогической реальности: Монография. — Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2015. — 190 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

3. Коржуев А. В., Сергеева М. Г. Педагогический поиск как диалог традиций и инноваций: Монография. — М.: НОУ ВПО МИЛ, 2015. — 186 с.

4. Косырев В. П., Сергеева М. Г. Модель специалиста в условиях рыночной экономики в контексте компетентностного подхода // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина»: Теория и методика профессионального образования. — М., 2008. — № 6/1 (31). — С. 23-27.

5. Ломакина Т. Ю., Коржуев А. В., Сергеева М. Г. Структурные изменения в системе профессионального образования: Монография. — СПб: Алетейя, 2014. — 168 с.

6. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования: Монография. — М., 2015. — 344 с.

7. Сергеева М. Г. Компетентностная модель выпускника в условиях непрерывного профессионального образования: Монография. — М.: НОУ ВПО МИЛ, 2015. — 180 с.

8. Сергеева М. Г., Коржуев А. В. Педагогический поиск как диалог традиций и инноваций: Монография. — М.: НОУ ВПО МИЛ, 2015. — 186 с.

9. Сухиненко Д. Н. Подготовка менеджеров в высшей школе США: Дис. ... канд. пед. наук. — Волгоград, 2000 — 202 с.

10. Фирсов Г. А., Сергеева М. Г. Закон РФ «Об образовании»: прошедшее, настоящее, будущее // Alma mater. — 2010. — № 10. — С. 17-23.

11. Цибизова Т. Ю., Терехова Н. Ю. О перспективах развития высшего образования в современных условиях // European Social Science Journal. — 2013. — № 2. — С. 62-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.