Научная статья на тему 'К проблеме подготовки менеджеров современного образовательного учреждения Республики Алтай'

К проблеме подготовки менеджеров современного образовательного учреждения Республики Алтай Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ / THE SYSTEM OF EDUCATION MANAGERS’ TRAINING / TEACHING AND SYSTEMATIC PROVISION OF THE EDUCATION MANAGERS’ TRAINING / EDUCATION MANAGER / QUALITATIVE STATE OF THE MANAGEMENT RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусинов Петр Айкенович

В статье дается оценка современного качественного состояния управленческих ресурсов образования Республики Алтай. Характеризуется региональная система подготовки менеджеров образования. Даны фрагменты учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки менеджеров образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме подготовки менеджеров современного образовательного учреждения Республики Алтай»

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Г орно-Алтайский государственный университет», г. Г орно-Алтайск, Россия

УДК 378.1 ББК 74.24(2Р-4Ал) К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

В статье дается оценка современного качественного состояния управленческих ресурсов образования Республики Алтай. Характеризуется региональная система подготовки менеджеров образования. Даны фрагменты учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки менеджеров образования.

Ключевые слова: менеджер образования; качественное состояние управленческих ресурсов; система профессиональной подготовки менеджеров образования; учебно-методическое обеспечение профессиональной подготовки менеджеров образования.

TO THE PROBLEM OF EDUCATION MANAGERS’ TRAINING IN THE

ALTAY REPUBLIC

This article deals with the appraisal of the modem qualitative state of the management resources in the Altay Republic education. The regional system of education managers’ training is described. The fragments of the teaching and systematic provision of education managers’ training are given.

Key words: education manager, qualitative state of the management resources, the system of education managers’ training, teaching and systematic provision of the education managers’ training.

Традиционно сложившаяся практика управления образованием (образовательным учреждением) в нашем регионе, Республике Алтай, характеризуется отсутствием специального управленческого образования у практически всех руководящих работников системы образования. Свидетельством тому, являются следующие данные.

В Республике Алтай (при общей численности населения примерно 206 тысяч человек) на настоящий момент насчитывается 204 общеобразовательных учреждения, 186 учреждений дошкольного образования, 9 учреждений начального и 5 учреждений среднего профессионального образования. (В своей статье мы не рассматриваем учреждения высшего профессионального образования, расположенные на территории региона). Анализ качественного показателя руководящих работников указанных типов образовательных учреждений (то есть их профессионально-образовательного уровня), позволил установить, что лишь только 3 руководителя имеют квалификацию «Менеджер образования», что составляет всего 0,74 %.

Не умаляя профессиональные достоинства всех действующих ныне руководителей образования, тем не менее, хочется остановиться на некоторых моментах, характеризующих современное состояние управленческого потенциала системы образования региона с позиции подготовки и востребованности руководящих работников со специальным управленческим образованием.

Но в начале отметим основные, на наш взгляд, факторы, способствующие тому, что в регионе пока что не востребованными остаются лица, имеющие специальное управленческое образование.

Во-первых, повсеместно практикующийся, традиционно сложившийся и в некоторой степени уже стереотипный подход к назначению (выбору) руководящих работников из числа педагогических работников (имеющих, конечно же, к моменту назначения (выбора) определенный стаж и опыт педагогической и/или управленческой деятельности). Одно дело, когда должность руководителя занимает лицо, ранее занимавшее должность заместителя руководителя, скажем по учебно-воспитательной работе или научно-методической части. При эффективном подходе к делегированию управленческих полномочий и ответственности (что сегодня не приходится говорить о его умении и масштабности) заместитель директора достаточно быстро адаптируется к выполнению функций руководителя. Но существующая практика показывает, что далеко не всегда вакантное место руководителя образовательного учреждения занимает бывший заместитель; чаще всего на эту должность приходит просто педагогический работник, которому необходимо длительное время для профессиональной адаптации.

Педагогическая общественность с некоторой осторожностью и недоверием относится к таким понятиям и явлениям, как «менеджмент в образовании», «менеджер в образовании», не придает им должного внимания, недооценивает их.

ФЗ «Об образовании» и Уставы образовательных учреждений предполагают несколько (шесть) вариантов становления директора на должность. Каждый из них, конечно же, имеет свои недостатки и преимущества. Наши исследования по этому поводу показали, что наиболее эффектными, оправдывающими себя на практике подходами являются «назначен учредителем» и «нанят учредителем по срочному трудовому договору». Однако в этом плане, также имеются «свои особенности», которые проявляются в том, что в условиях национального региона (коренное население Республики Алтай представляют алтайцы, туболары, кумандинцы, телесы, челканцы и другие малочисленные народы, доля которых в общей численности населения Республики составляет всего лишь примерно 30 %) на руководящие должности, как правило, стараются выдвигаться и стремятся назначать представителей именно коренных народов. При этом зачастую показатели профессиональной компетентности (при современной актуальности компетентностного подхода, в том числе в системе государственного, социального и иного управления) отодвигаются, как ни странно, на второй план. Ярким примером тому является недавнее назначение в одном из районов Республики Алтай на должность

начальника отдела образования бывшего судьи, не имеющего никакого отношения к образованию, но алтайца по национальности. Подобные назначения в нашем регионе нередкие случаи, и они происходят вопреки возмущению педагогической и иной общественности региона.

Во-вторых, существующий в регионе дефицит специалистов, имеющих специальное профессионально-управленческое образование, в силу отсутствия широкой сети их качественной подготовки в регионе.

В-третьих, ввиду относительно «молодой» на рынке образовательных услуг и труда и не столь популярной пока еще специальности «Менеджер образования», невостребованность молодых людей с дипломами «Менеджер образования» в практике управления образованием, зачастую отсутствие желания и возможности их трудоустройства в сфере образования, вообще.

В своей статье нам хотелось бы остановиться на проблеме профессиональной подготовки менеджеров образования в профессиональных учреждениях и в системе непрерывного профессионального образования региона.

Начнем с анализа учебного плана подготовки менеджеров образования в профессиональных учреждениях образования.

Студенты, овладевающие квалификацией специалиста «Менеджер в образовании» (срок обучения 5 лет) обучаются на психолого-педагогическом факультете ГОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет». Квалификацию «Менеджер в образовании» студенты получают в рамках дополнительного профессионального образования по основной специальности 050706 - «Педагогика и психология». В этом учебном году выходит второй и последний пока в нашем университете выпуск (24 чел.). (Еще два выпуска по указанной квалификации были сделаны в 2004 и 2005 гг. на историческом факультете - 45 чел.).

Все учебные дисциплины, подлежащие изучению студентами в течение всего курса обучения (в течение 5-ти лет), делятся на четыре группы (блока). Первый блок представляют общепрофессиональные дисциплины, во второй блок включены специальные дисциплины, третий блок составляют специальные дисциплины по выбору студентов, дисциплины специализации составляют четвертый блок. Процесс обучения по данной квалификации завершается выполнением аттестационной (дипломной) работы.

Основная часть учебного плана представлена в таблице 1.

Таблица 1

Учебный план

(фрагмент) ^_____________________________

№ Наименование дисциплины часов

всего из них аудиторных СРС

всего лек- ций сем- ских

1 2 3 4 5 6 7

ОПД. 00 Общепрофессиональные дисциплины 510 232 278

1. Экономическая теория 70 36 18 18 34

2. Правовые основы маркетинга 90 38 20 18 52

3. Менеджмент в образовании 60 36 18 18 24

4. Образовательный маркетинг 30 14 8 6 16

5. Психология управления 60 30 20 10 30

6. Деловое общение 50 36 18 18 14

7. Финансы, денежное обращение, кредит 80 42 22 20 38

СД.00 Специальные дисциплины 520 310 210

8. Тенденции развития системы образования 80 44 22 22 36

9. Основы управления ОУ 104 46 24 22 54

10. Методы управления ОУ 70 36 18 18 34

11. Проектирование образовательных систем 86 48 28 20 38

12. Управление инновациями в ОУ 50 24 12 12 26

13. Управление персоналом ОУ 50 36 18 16 14

14. Организация финансово-хозяйственной деятельности ОУ 70 34 18 16 36

15. Организация делопроизводства в ОУ 30 18 10 8 12

16. Информационные технологии в ОУ 50 24 8 16 26

СДФ0 0 Специальные дисциплины по выбору студентов 40 24 16

17. Методика социологических исследований 40 24 8 16 16

18. Методика педагогических исследований 40 24 8 16 16

19. Социодинамика культуры 40 24 8 16 16

20. Теория организации 40 24 8 16 16

ДС. 00 Дисциплины специализации 50 22 28

21. Руководство ДОУ 50 22 16 6 28

22. Руководство ООУ 50 22 16 6 28

ДР.00 Аттестационная работа 80 16 4 12 64

Число часов 1200 1604 310 290 596

Число экзаменов 5

Число зачетов 15

Условные обозначения: ОУ - образовательное учреждение; ДОУ - до-

школьное образовательное учреждение; ООУ - общеобразовательное учреждение.

Анализ таблицы показывает, что номенклатура учебных дисциплин, изучаемых студентами всего курса обучения, отличается своей разновекторностью и обеспечивает всестороннюю профессиональную подготовку будущих менеджеров образования. Общее количество аудиторных учебных часов (1200) позволяет студентам претендовать на диплом о дополнительном (к высшему) образовании.

Важное место в учебном процессе занимает управленческая практика, которая проводится на 4-м и 5-м курсах. Общая продолжительность практики составляет примерно 1,5 месяца, на которой студенты знакомятся с практическими аспектами деятельности образовательного учреждения, приобретают первоначальные навыки в реализации управленческих функций и т.п.

В ходе учебных занятий со студентами университета, овладевающими специальностью «Менеджмент образования», автору неоднократно приходилось ставить проблему создания образа менеджера современного образова-

ния с позиции компетентностного подхода, определения и составления его делового имиджа, сравнительной оценки профессионально значимых характеристик менеджера и руководителя. В результате анализа многочисленных источников по управлению, творческой работы студентов был составлен модельный, идеализированный портрет менеджера современного образования, имеющий одиннадцать основных компетентностей.

1. Способность к планированию и принятию управленческих решений:

• стратегическое мышление: анализ развития ситуации на перспективу с учетом характера влияния всех факторов внутренней и внешней среды на деятельность учреждения; определение, отбор и оценка альтернативных направлений развития конкретной образовательной системы;

• финансово-хозяйственное планирование: способность к анализу и эффективному использованию аналитических данных финансового состояния образовательного учреждения; определение реальных источников формирования бюджетных и внебюджетных средств; определение приоритетных направлений предпринимательской, коммерческой и финансовохозяйственной деятельности;

• понимание актуальных проблем: четкое осознание проблем и перспектив развития образовательной сферы, образовательного учреждения; наличие субъективного видения путей их решения (программы развития).

2. Работа с человеческими ресурсами (персоналом): обеспечение образовательного учреждения квалифицированными работниками, их соответствия роду и предмету деятельности; предоставление педагогическим работникам функционально-квалификационных полномочий для достижения поставленных целей развития обучающихся; комплектование контингента обучающихся по методикам, обеспечивающим равные стартовые возможности, дифференциацию в обучении, индивидуальное развитие каждой личности с учетом ее индивидуально-возрастных интересов и особенностей; установление минимально необходимого контроля всех сфер деятельности образовательного учреждения; контроль достигнутых результатов, их анализ, соотнесение и сравнение с плановыми показателями и максимально возможными в системе образования.

3. Самоорганизация и использование личного и рабочего времени: определение личных целей и приоритетов, отвечающим целям и задачам образовательного учреждения; разумное распределение своего времени; решительность и ответственность в принятии управленческих решений.

4. Личная мотивация и профессиональная направленность: продуктивная работа с большим объемом документации; умение эффективно решать административные проблемы; работать с разноплановой и насыщенной информацией при высоких физических и психических нагрузках.

5. Коммуникация: умение слушать и слышать собеседника; умение убеждать подчиненных; эмпатийность; умение выступать публично, соблюдая правила архитектоники публичного выступления; готовность к экспромт-выступлениям (выступлениям без предварительной подготовки); способность

ясно и четко излагать свои мысли в устной и письменной формах; вести деловую переписку с разными категориями людей; способность общаться и дискутировать на разные темы.

6. Навыки общения: способность к эффективному взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса (в том числе с субъектами, склонными к эмоциональным переживаниям, эмоционально неустойчивыми); способность обеспечивать себе поддержку на любом организационном уровне общения; умение анализировать различные точки зрения; стрессо-устойчивость; способность контролировать стрессы и кризисные ситуации; умение предотвращать конфликты и эффективно решать их; способность к конструктивному взаимодействию с оппозицией; толерантность.

7. Обеспечение развития персонала: развитие профессиональных навыков и умений сотрудников, обеспечение их профессионализма; создание ситуации, способствующей распространению передового педагогического опыта и новых образовательных технологий, наставничеству.

8. Определение педагогических проблем инновационного характера: предоставление педагогам возможности брать на себя определенную ответственность; создание условий, стимулирующих педагогов на достижение и развитие способностей; стимулирование инициативы, энергичности, доверия и стремления к совершенствованию всех членов коллектива.

9. Лидерство: акцентуация внимания поощрение действий подчиненных, направленных на повышение качества педагогической деятельности; отзывчивость; критическое отношение к недостаткам в работе; умение достигать поставленных целей; принятие ответственности за результаты деятельности; обеспечение собственного авторитета и имиджа.

10. Управление переменами: наличие адаптивных характеристик.

11. Эффективная работа при различных условиях: умение правильно и уверенно решать управленческие и педагогические задачи в условиях изменений, неопределенности или в напряженных условиях; проявление необходимой гибкости; способность к оправданному риску.

Таким образом, представленный портрет менеджера современного образования отражает все аспекты управленческой деятельности, может явиться самоцелью и неким ориентиром в создании имиджа руководителя любого образовательного учреждения, в формировании управленческой культуры.

Важное место в дальнейшем повышении квалификации и компетентности менеджеров (руководителей) образовательных учреждений занимает система непрерывного профессионального образования.

Ниже приведена программа повышения квалификации руководящих работников «Современный образовательный менеджмент», которая реализуется в нашем регионе в рамках федерально-регионального проекта «Разработка и апробация модели многовекторной системы непрерывного образования (повышения квалификации) руководителей образовательных учреждений в системе общего образования РФ с использованием модульных программ».

Основная цель программы - повышение квалификации руководителей общеобразовательных учреждений в сфере управления образовательным учреждением в условиях модернизации общего образования РФ, знакомство руководителей образовательных учреждений со стратегическими направлениями развития системы образования РФ и разработка различных программ и проектов, направленных на совершенствование деятельности конкретных общеобразовательных учреждений. Содержание программы ориентировано на актуальные вопросы модернизации российского образования, где представлена полная характеристика проблем и задач развития системы образования в целом. Данная программа состоит из 6 модулей:

Модуль 1. «Государственная политика в системе общего образования РФ».

Модуль состоит из 5 разделов и предполагает анализ стратегии образования до 2020 года. Рассматривается цель государственной политики в области образования, приоритетные задачи для реализации цели, а также ключевые этапы и показатели реализации поставленных задач. Проводится комплексный анализ приоритетного национального проекта «Образование», сравнение перспектив развития образования в РФ и за рубежом, знакомство с различными концепциями и проектами школы будущего.

Модуль 2. «Инновационный образовательный менеджмент».

Модуль состоит из 6 разделов и направлен на изучение вопросов инновационного образования как основного ресурса инновационного развития государства, миссии и ценностей образовательного учреждения в контексте его инновационного развития, анализа результатов деятельности образовательного учреждения и планирование изменений, проектов и целевых программ как основных механизмов изменений, управления качеством инновационного образования, педагогической команды как главного инновационного ресурса развития образовательного учреждения.

Модуль 3. «Оценка деятельности образовательного учреждения».

Модуль состоит из 4 разделов и посвящен изучению понятия «качество образования», рассмотрению вопросов стратегии и перспектив оценки качества образования, новых возможностей и перспектив организации внутриш-кольного контроля, мониторинга как инструмента оценки качества образования, данный модуль знакомит с содержанием и технологией социального партнерства и публичного отчета образовательного учреждения.

Модуль 4. «Правовые основы управления образовательным учреждением».

Изучение данного модуля направлено на преодоление пробелов в правовых знаниях руководителей сферы образования и призвано сформировать у

них четкие представления о правовом регулировании деятельности образовательных учреждений. Учебный модуль состоит из 5 разделов, которые разбиты на темы, и включает в себя рассмотрение вопросов законодательства об образовании как основы управления современным образовательным учреждением, правового статуса образовательных учреждений, порядка издания локальных актов образовательного учреждения, правового регулирования экономической деятельности образовательного учреждения, осуществления государственного надзора и контроля в образовательном учреждении.

Модуль 5. «Экономико-финансовые основы управления образовательным учреждением».

Модуль состоит из 4 разделов. Изучение модуля направлено на рассмотрение вопросов финансово-экономической деятельности образовательного учреждения, в котором раскрываются основные механизмы перехода к нормативно-подушевому финансированию, новой системе оплаты труда, перехода бюджетных учреждений в автономные.

Модуль 6. «Деловое администрирование».

Изучение модуля направлено на рассмотрение вопросов, связанных с проблемой эффективности деятельности руководителя - менеджера и проблемой управленческого профессионализма. Модуль состоит из 3 разделов, посвященных проблемам эффективного управления организацией, построению сети коммуникативных связей в организации, документообороту.

Каждый модуль программы рассчитан на 24 часа. Программа курсов рассчитана на 72 часа (3 модуля).

Модуль 1. «Г осударственная политика в системе общего образования РФ» является обязательным. Слушатели могут пройти обучение по всем шести модулям программы, в этом случае общее количество учебных часов составит 144 часа. На обучение руководители общеобразовательных учреждений приглашались в 2010 г. (72 часа). Процесс освоения программы построен на сочетании аудиторных часов (лекции, групповая и индивидуальная работа под руководством тьюторов) и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного методического инструментария в реальную практику для решения конкретных проблем в своих образовательных учреждениях. Все образовательные модули обеспечены учебными пособиями и рабочими тетрадями.

Возможно освоение всех шести модулей в течение 2-х лет по желанию слушателя. Содержание каждого модуля выстроено таким образом, что основными формами работы со слушателями являются интерактивные лекции, семинары, групповая и совместная работа над проектами, деловые игры, анализ критических ситуаций, решение ситуационных задач. В целом, занятия практико-ориентированной направленности программы составляют около 60 % учебного времени. Практические задания в ходе занятий носят проблемный характер, учитывают специфику деятельности общеобразовательных учреждений через выполнение групповых проектов, разработку кластера задач, анализа конкретных ситуаций, групповых дискуссий и других форм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республиканский институт повышения квалификации работников образования Республики Алтай (РИПКРО РА) с апреля 2009 г. начал реализацию указанного проекта, ключевой идеей которого явилось изменение отношений слушателей - руководителей образовательных учреждений к управленческой деятельности на двух базовых уровнях: на уровне стратегических направлений развития системы образования и на уровне освоения новых практик и технологий управления. Проект рассчитан на два года (2009-2010 гг.) и предполагает два основных этапа:

1. этап - Обучающий. Руководители образовательных учреждений повышают квалификацию на курсах по программе «Современный образовательный менеджмент».

2. этап. Практический (внедренческий). Предполагается внедрение инноваций в деятельность образовательного учреждения.

В ходе обучения руководителями нарабатывается практический материал, который может быть использован в деятельности своего образовательного учреждения. Изучение каждого модуля завершается каким-либо итоговым контрольным заданием: подготовкой кластера задач, проекта, программы выполнением теста, написанием эссе и т.д.

Программа адресована руководителям образовательных учреждений, заинтересованных в стратегическом развитии учреждения и вовлечении в процесс развития образовательного учреждения членов коллектива, преодолении пробелов в правовых знаниях и правовом регулировании деятельности образовательных учреждений.

Кафедрой управления образованием РИПКРО РА разработана образовательная программа повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент», рабочая тетрадь «Государственная политика в системе общего образования РФ», отдельные практикумы, кластеры задач, тесты, контрольные и итоговые задания, формы анкет для слушателей курсов повышения квалификации и др.

На подготовительном этапе проведены следующие мероприятия:

• информирование руководителей муниципальных органов управления образованием, руководителями общеобразовательных учреждений о цели, содержании, предполагаемых результатах и эффективности проекта (через выступления на совещаниях, информационные письма и размещение информации на сайте);

• определен механизм комплектования групп слушателей курсов.

Сотрудниками кафедры управления образованием РИПКРО РА осуществляется мониторинг хода реализации проекта по апробации многовекторной модели непрерывного повышения квалификации руководителей образовательных учреждений. Основной целью мониторинга является выявление критических точек и возможных ошибок в реализации проекта на уровне субъекта РФ, способных оказать негативное влияние на достижение основных целей проекта. По окончании курсов проводится анкетирование, направленное на выявление:

• качества организации обучения по программе «Современный образовательный менеджмент»;

• степени готовности руководителей образовательных учреждений к инновационным преобразованиям;

• перспективного поля деятельности образовательного учреждения, в том числе наиболее удобной формы сопровождения руководителей образовательных учреждений в реализации стратегических планов развития деятельности конкретного образовательного учреждения.

Относительно качества организации курсовой подготовки и значимости программы (по итогам опроса группы слушателей 2009 г.) можно привести следующие данные:

• более 50 % слушателей отметили высокую значимость содержания программы;

• более 80 % удовлетворены организацией учебного процесса в целом.

На вопрос «Какова Ваша степень готовности к инновационным преобразованиям?» слушатели ответили следующим образом»: 23,5 % — готовы и 70,6 % — скорее готовы, чем не готовы. Анализ ответов на вопрос анкеты «Обозначьте перспективное поле деятельности образовательного учреждения» показал следующее:

• более 80 % опрошенных руководителей образовательных учреждений отметили, что уже реализуются различные проекты и программы, направленные на усиление открытости образовательного учреждения, совершенствование материально-технической базы образовательного учреждения, обеспечение безопасности и здоровьесбережения в образовательном учреждении.

Среди запланированных изменений приоритет отдается введению новой системы оплаты труда и стандартизации требований к качеству работы педагогических работников.

Руководители готовы поделиться инновационным опытом с коллегами по следующим проблемам: организация воспитательной работы в образовательном учреждении; использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности; оценка качества деятельности учителя; профильное образование; проблемноориентированный анализ деятельности образовательного учреждения; пси-холого-педагогическое сопровождение обучающихся; взаимодействие с семьей, социумом; финансово-хозяйственная деятельность, предпринимательская деятельность образовательного учреждения; организация социального партнерства; организация гимназического образования; реализация программы «Интегративные связи: управленческий и межпредметный аспекты»; организация УВП в образовательных учреждениях надомного обучения; организация учебно-исследовательской деятельности; профессиональная подготовка; профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов; информатизация школьного пространства; эффективность управления образовательным учреждением; профессиональная подготовка обучающихся; гражданское образование и воспитание обучающихся; организация пред-школьной подготовки; система работы образовательного учреждения по

углубленному изучению экономики; реализация программы «Нравственно -правовое образование»; необходимость внедрения и значимость инноваций (поисковая деятельность, общественные советы); работа по программе «Здоровье»; организация системы работы по обучению навыкам научноисследовательской деятельности обучающихся; организация медицинского сопровождения каждого обучающегося; здоровьесберегающие технологии; роль школьного музея как центра патриотического воспитания в сельском образовательном учреждении; создание единого информационного пространства; создание и работа ресурсного центра на базе образовательного учреждения; личностно-ориентированное обучение; участие в социальных проектах; портфолио учителя; работа с семьей; интеграция основного и дополнительного образования в рамках деятельности школьного театра; пред-профильная и профильная подготовка; работа с одаренными обучающимися; организация работы Попечительского совета; внедрение НИТ в образовательный процесс; социальное партнерство с дошкольными образовательными учреждениями; реализация музейной педагогики и др.

Важным элементом проекта является построение постоянной профессиональной коммуникации тьюторов и руководителей образовательных учреждений по разработке и внедрению инновационных проектов и целевых программ в практику образовательного учреждения. Разработка алгоритма сопровождения руководителей в процессе реализации инновационных проектов и программ развития - одна их задач данного проекта. Одним из предполагаемых эффектов проекта является повышение компетентности руководителя образовательного учреждения в вопросах определения стратегических направлений развития образовательной практики и тактики их реализации.

Таким образом, система профессиональной подготовки менеджеров образования в Республике Алтай представляет собой целостное явление, предполагающее реализацию как образовательных программ профессиональной подготовки, так и программ (специальных проектов) повышения квалификации руководящих работников в региональной системе непрерывного профессионального образования. Имеющая определенные трудности и проблемы данная система, тем не менее, является основным и важным составляющим в подготовке руководящих работников, поддержании их «профессиональной формы», дальнейшего компетентностного роста.

Шумовская Альфия Г амировна

старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

ББК 74.58 УДК 37.011.31

КОМАНДНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.