Научная статья на тему 'Педагогические условия профессиональной подготовки менеджеров инновационного образования'

Педагогические условия профессиональной подготовки менеджеров инновационного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ / INNOVATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATION MANAGER / MANAGEMENT FUNCTIONS / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL TRAINING OF MANAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санина Е.И., Рытова И.В.

Обобщение и осмысление универсальных требований к менеджеру образования, измене ние целей и задач организации обучения и воспитания ведут к трансформации основ ных функций руководителя образовательной организации. Важным качеством профес сионального и личностного роста специалиста в инновационной образовательной сре де становится способность самостоятельно приобретать и использовать новые зна ния, свободно владеть иностранными языками как средством профессионального об щения и обладать навыками публичных, деловых и научных коммуникаций. В статье под педагогическими условиями подготовки менеджеров к профессиональной деятель ности в инновационной образовательной среде понимают совокупность мер, направ ленных на оптимизацию учебного процесса в подготовке директора-лидера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of vocational training of the innovative education managers

Generalization and understanding of the universal requirements for Manager education, change in the goals and objectives of the organization of training and education, leads to the transformation of the main functions of the head of the educational organization. An important quality of professional and personal growth specialist in innovative educational environment is the ability to independently acquire and use new knowledge, to become fluent in foreign languages as a means of professional communication and possess skills in public business and scientific communications. In the article the pedagogical conditions of training of managers to professional activities in an innovative educational environment to understand a set of measures aimed at optimization of educational process in the preparation of the Director-leader. Pedagogical conditions are presented in three groups: conditions for development of creative pedagogical thinking and communicative culture of the teacher; creative activity and selfdevelopment; strengthening the communication practices of professional activity with science

Текст научной работы на тему «Педагогические условия профессиональной подготовки менеджеров инновационного образования»

УДК 078

Е.И. САНИНА, И.В. РЫТОВА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обобщение и осмысление универсальных требований к менеджеру образования, изменение целей и задач организации обучения и воспитания ведут к трансформации основных функций руководителя образовательной организации. Важным качеством профессионального и личностного роста специалиста в инновационной образовательной среде становится способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания, свободно владеть иностранными языками как средством профессионального общения и обладать навыками публичных, деловых и научных коммуникаций. В статье под педагогическими условиями подготовки менеджеров к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде понимают совокупность мер, направленных на оптимизацию учебного процесса в подготовке директора-лидера. Ключевые слова: инновационная образовательная среда, менеджер образования, функции управления, педагогические условия профессиональной подготовки менеджеров.

Generalization and understanding of the universal requirements for Manager education, change in the goals and objectives of the organization of training and education, leads to the transformation of the main functions of the head of the educational organization. An important quality of professional and personal growth specialist in innovative educational environment is the ability to independently acquire and use new knowledge, to become fluent in foreign languages as a means of professional communication and possess skills in public business and scientific communications. In the article the pedagogical conditions of training of managers to professional activities in an innovative educational environment to understand a set of measures aimed at optimization of educational process in the preparation of the Director-leader. Pedagogical conditions are presented in three groups: conditions for development of creative pedagogical thinking and communicative culture of the teacher; creative activity and self-development; strengthening the communication practices of professional activity with science. Keywords: innovation educational environment, education manager, management functions, pedagogical conditions of professional training of managers.

Образование XXI в. не может ограничиваться усвоением личностью только научных знаний, его функция заключается в обеспечении жизнедеятельности человека в течение всей его жизни. Это отвечает необходимости формирования у людей способности адаптироваться к быстро изменяющимся условиям в обыденной жизни и в профессиональной сфере, сохранять стремле-

© Санина Е.И., Рытова И.В., 2016

ние к знаниям независимо от возраста, т.е. образование XXI в. представляется креативным и инновационным. Креативное образование ориентируется на качественные изменения субъектов образования, направленные на развитие творческих способностей всех участников учебного процесса и создание условий мотивации субъектов к саморазвитию в области профессиональной деятельности. При этом инновационное образование предполага-

ет качественное изменение форм и методов организации учебного процесса, его управление и развитие.

Таким образом, инновационное образование - это целенаправленный процесс воспитания и инновационного обучения человека, в результате которого у него развиваются творческие способности, формируются навыки самообучения, самосовершенствования, позволяющие ему приобретать знания и опыт для жизнедеятельности в обществе. Под инновационным обучением подразумевается процесс самоорганизации (под самоорганизацией понимается умение поставить цели и устойчиво достигать их, упорядочение собственной деятельности, умение спланировать, организовать, выполнить свою работу при минимальном содействии преподавателя) познавательной деятельности обучаемым через развитие его индивидуальности [1, 3].

Важную роль в инновационном образовании играет управление образовательной организацией. От грамотных, профессионально компетентных менеджеров зависят эффективность функционирования и развитие любой организации.

Можно выделить основные характеристики, которыми должен обладать менеджер инновационного образования: креативность, адаптивность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, стремление к самообучению, самосовершенствованию путем самоорганизации, саморазвития, самовоспитания, предвидение эффективности принимаемых решений. Таким образом, названные характеристики позволяют руководителю выстраивать собственные стратегии в соответствии с современными требованиями к учебному процессу, обеспечивая ему неповто-

римый набор ресурсов, позволяющих, с одной стороны, выигрывать в конкурентной борьбе, а с другой - быть активным субъектом социальных преобразований, включиться в проективную и инновационную деятельность, развивать свой образовательный потенциал.

Менеджмент в практике возник с появлением общества и организаций. Зарождение менеджмента как науки произошло в конце XIX в. Ф. Тейлор обобщил практику управления предприятиями и опубликовал книгу «Принципы научного управления». С того времени практика и теория менеджмента развивались под воздействием изменений, происходящих в мировой экономической системе. Основное понятие в менеджменте - управление. Термин «управление» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле он обозначает функцию организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. В содержание понятия управления при этом включаются процессы самоорганизации и саморегуляции, где управление является необходимым внутренним свойством системы. Примерами управления данного рода является поддержание температуры тела живого организма, системы автоматического регулирования в технике. В узком смысле термин «управление» применяется лишь по отношению к сознательным процессам управления, означающим целенаправленное воздействие на различные системы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Здесь управление оказывается внешним по отно-

шению к системе фактором, хотя существенно влияющим на ее состояние и поведение. Оно предполагает наличие управляющего субъекта и управляемой системы. Планирование, организация, регулирование, контролирование происходящих в системе процессов - важнейшие функции управляющего. Нельзя управлять движущимся автомобилем, космическим кораблем, фирмой, вступающей в конкурентную борьбу за овладение рынком сбыта, и так далее, не выполняя этих функций. Функции менеджера образования связаны с пониманием управления в узком смысле этого слова.

Функции менеджеров образования -обеспечивать развитие целостного процесса, состоящего из отдельных компонентов; определять противоречия, возникающие между ними; находить способы их решения. Выделим четыре группы функций, определяющих профессиональную деятельность менеджера образования.

• Организационно-управленческая функция обеспечивает управление учебным процессом, разработку стратегий развития образования, принятие организационно-управленческих решений и позволяет оценивать их последствия.

• Аналитическая функция направлена на поиск, анализ и оценку информации для подготовки и принятия управленческих решений, моделирование процесса управления, самостоятельное обобщение и критическое оценивание результатов работы.

• Научно-исследовательская функция определяет деятельность руководителя по управлению научным исследованием субъектов образовательного процесса и включает разработку программ, методов, инструментов исследо-

ваний и анализ их результатов, подготовку отчетов и научных публикаций.

• Педагогическая функция состоит в управлении качеством учебного процесса, разработке образовательных программ и учебно-методических материалов.

Проблема качества образования имеет особое значение в инновационной деятельности руководителя. Под качеством образования понимают степень удовлетворения образованием потребностей личности, отдельных социальных групп, общества и государства. Качество образования характеризует не только результат образовательной деятельности - свойства выпускника учебного заведения, - но и факторы формирования этого результата, к которым относятся:

• качество цели образования (какой ее видят органы управления образованием, преподаватели и обучающиеся);

• качество образования как условие воспроизводства культурного и материального уровня жизни общества, воспроизводства знаний, которыми располагает общество, как условия воспроизводства самого общества (качество образования в обществе);

• качество потенциала образования (ресурсов и условий их использования);

• качество самих обучающихся;

• качество образования как развитие способности обучения и обучаемости (качество личности);

• качество усвоения предметных знаний, т.е. знаний, связанных с предметами и научными дисциплинами, изучаемыми в процессе обучения в учебном учреждении (качество обучения);

• качество профессиональной подготовки, способности решения профессиональных задач (качество специалиста), которое со временем меняется;

• качество образования как развитие способности социальной ориентировки и социального роста (качество профессиональной культуры);

• качество преподавательского корпуса и его работы.

Таким образом, менеджер выступает в роли организатора-администратора, аналитика, исследователя, педагога. Обобщение и осмысление универсальных требований к менеджеру образования, изменение целей и задач организации обучения и воспитания ведет к трансформации основных функций руководителя образовательной организации. Важным качеством профессионального и личностного роста специалиста в инновационной образовательной среде становится способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания, свободно владеть иностранными языками как средством профессионального общения и обладать навыками публичных, деловых и научных коммуникаций.

Важнейшим фактором успеха в управлении учебным заведением в инновационной образовательной среде становится непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в широком круге экономических, социальных и технологических вопросов, с высоким чувством ответственности за результаты деятельности организации.

Задача подготовки руководителя нового типа к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде развивающейся школы требует достаточно серьезной работы по обеспечению соответствующих педагогических условий, мотивирующих к овладению новыми компетенциями-умениями, манерами делового поведе-

ния и коммуникационной культурой директора-менеджера.

В научной литературе под педагогическими условиями понимают совокупность мер, направленных на достижение поставленной цели [2]. По определению В.И. Андреева, педагогические условия - это обстоятельства процесса обучения и воспитания, являющиеся результатом целенаправленного отбора, конструирования содержания, методов, организационных форм обучения для достижения дидактических целей [2].

Анализ различных подходов к сущности данного понятия показывает, что трактовка термина «педагогические условия» определяет комплекс мер, направленных на совершенствование тех или иных аспектов образовательного процесса.

Таким образом, под педагогическими условиями подготовки менеджеров к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде понимают совокупность мер, направленных на оптимизацию учебного процесса в подготовке директора-лидера, который обеспечивает не только ее выживание, но и необходимые преобразования, когда сбрасывается «отжившее» и «наращивается» новое - полезное для школы в целом. Под совокупностью мер мы будем понимать оптимальный выбор компонентов педагогического процесса - содержания, форм, методов, педагогических приемов и средств материально-пространственной среды, ориентированный на формирование и развитие личности менеджера образовательного учреждения.

Остановимся подробно на этих условиях. Педагогические условия можно разбить на три группы: развитие креативного педагогического мышления и коммуникативной культуры руково-

дителя; творческая деятельность и саморазвитие; усиление связи практики

Интерактивное общество с присущей ему конкуренцией на рынке труда и профессий заинтересовано в руководителях образовательных учреждений, обладающих гибким мышлением, умением беспрепятственно адаптироваться в новой для них образовательной и социо-

профессиональной деятельности с наукой (табл.).

культурной среде и способностями к созидательному труду. Чтобы сохраниться в изменяющемся мире, школа должна сама постоянно изменяться, так как только в этом случае она сможет быть современной и выполнять социальный заказ государства и общества в целом.

Педагогические условия

Условие Характеристика условия

Развитие креативного педагогического мышления и коммуникативной культуры руководителя Руководители призваны стать инициаторами в области реализации технологических и организационных перемен в работе школы, в формировании коммуникативной культуры педагогов, учащихся и их родителей

Творческая деятельность и саморазвитие В создании творческого инновационного климата, стимулирующего работников на нововведения, на совместное решение производственных и управленческих задач, достижение целей самообразования и саморазвития в профессиональной деятельности

Усиление связи практики профессиональной деятельности менеджера с наукой Необходимость поиска наиболее эффективных способов управления инновационной деятельностью образовательного учреждения, развитие образовательного процесса обеспечивается включением в экспериментальную работу профессионального коллектива и включает разработку программ, методов, инструментов исследований и анализ их результатов, подготовку отчетов и научных публикаций в обеспечении качеством учебного процесса, разработке новых образовательных программ и учебно-методических материалов

ЛИТЕРАТУРА

1. Истрофилова И.О. Инновационные про- дений. М.: Академия, 2002. С. 204-206. цессы в образовании: учеб.-метод. пособие. 3. Шитов С.Б. Инновационное образование Нижневаторск, 2014. 133 с. в формирующемся обществе знаний // Изве-

2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика: стия высших учебных заведений. Поволжский учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве- регион. Гуманитарные науки. 2009. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.