Актуальные вопросы и особенности подготовки менеджеров для
инновационной экономики
Степанов А.А.
д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента, информационных систем управления и торгового дела Московского городского педагогического университета;
Савина М.В., д.э.н., доцент, профессор кафедры социального страхования, экономики и управления предприятиями Российского государственного социального университета;
Степанов И.А., к.э.н., доцент кафедры экономики Одинцовского филиала ФГАОУ ВО «Московский государственный институт Международных отношений (университет) МИД России
Аннотация. Особенности работы современных менеджеров в условиях информационной экономики, условиях постоянно возникающих чрезвычайных и кризисных ситуаций, турбулентности, неопределенности и непредсказуемости внешней и внутренней среды организаций требует принципиально новых подходов в содержании их профессиональной подготовки. Такая профессиональная подготовка должна быть скорректирована в направлении формирования профессионала-управленца нового типа - креативного менеджера. В статье предложена авторская концепция основных направлений креативной подготовки менеджеров на основе совершенствования содержания программ их обучения.
Ключевые слова. Инновационная экономика, креативный менеджмент, креативное образование, профессиональная подготовка, образовательные программы, менеджер креативного типа
Summary. Feature of work of modern managers in the conditions of information economy, conditions of constantly arising emergency and crisis situations, turbulence, uncertainty and unpredictability of the external and internal
environment of the organizations demands essentially new approaches in the content of their vocational training. Such vocational training has to be corrected in the direction of formation of the professional manager of new type - the creative manager. In article the author's concept of the main directions of creative training of managers on the basis of improvement of the contents of programs of their training is offered.
Keywords. Innovative economy, creative management, creative education, vocational training, educational programs, manager of creative type
Переход человечества к постиндустриальному обществу, основанному на новом информационном технологическом способе производства и потребления, обусловил формирование нового типа экономики -инновационной экономики. Инновационная экономика предполагает прежде всего избыток знаний, разнообразных альтернативных научно обоснованных, нетрадиционных, нестандартных идей и разработок. Для инновационной экономики характерны высокие темпы внедрения достижений научно-технического прогресса. Вместе с тем для инновационной экономики все чаще характерны кризисные явления в экономической, финансовой, политической, социальной и иных сферах, сопровождающиеся постоянными изменениями внешней и внутренней среды организаций, что значительно усложняет работу управленцев и предъявляет к ним принципиально новые профессиональные требования. 1
Менеджер в новых условиях инновационной экономики обязан обладать наряду с высоким уровнем профессиональных знаний, навыками быстрого и эффективного принятия нестандартных, зачастую экстремальных, управленческих решений в условиях неопределенности, непредсказуемости, высокого риска в предельно сжатые сроки при отсутствии необходимой информации и ресурсов.
1 Савина М.В. Ведущий производительный класс новационной экономики в условиях постиндустриальной трансформации. -М.: ООО «Форгрейфер», 2009.- С.94-108
Все это требует внедрения в практику подготовки менеджеров для инновационной экономики новых образовательных программ, адекватных условиям турбулентности современной экономики России.
Современные условия работы менеджеров в действительности информационного общества, постоянно возникающих чрезвычайных и кризисных ситуаций, турбулентности, неопределенности и непредсказуемости внешней и внутренней среды организаций требует принципиально новых подходов в содержании, профессиональной подготовке современных менеджеров.
В этой связи важнейшими качествами личности менеджера креативного типа должны являться инициативность, способность к творческому мышлению, поиску нестандартных, оригинальных, некопируемых решений. Такой менеджер обладает готовностью самостоятельно генерировать новые идеи и обладает потребностью в творческом саморазвитии.
Если в условиях информационного общества менеджер (управленец) превращается из руководителя в исследователя, вдохновителя, генератора идей и инновационных инициатив, то, соответственно, и задачей образования является подготовка творца, который способен предвидеть и находить эффективное, оригинальное решение разнообразных проблем.
Очевидно, сегодня со всей актуальностью встает вопрос, каким должен быть образовательный процесс и образование менеджера, в целом, в XXI веке?
Целью современного образовательного процесса подготовки управленческих кадров является формирование креативных менеджеров, способных решать разнообразные проблемы при помощи нестандартных, инновационных управленческих решений. 2
2 Степанов А.А., Степанов И.А. Нестандартные управленческие решения в креативном менеджменте: сущность и задачи / Наука в России. Угрозы и возможности: Статьи и доклады участников международной научно-практической конференции. Дата и место проведения: Москва, 29 мая 2015 г. Организатор:
Креативное образование современных менеджеров должно быть направлено на постижение искусства менеджмента, которым должен владеть сегодня каждый менеджер. Подобное требование к расширению креативного образования менеджеров обусловливается такими процессами, характерными для XXI века, как постоянное ускорение темпов смены поколений технологических новаций; обновление и совершенствование инновационной техники, технологий и продуктов, постоянно возникающими финансово-экономическими и технологическими кризисами и чрезвычайными ситуациями.
Креативная подготовка менеджеров - это новое направление в современной теории и практике менеджмента. Главная цель креативной подготовки менеджеров - активизация творческого потенциала управ
ленческого персонала организации, активное включение всех участников управленческого процесса в разработку и реализацию новационных управленческих решений в условиях высокой степени риска, неопределенности в предельно сжатые сроки.
Разработка креативных управленческих решений призвана обеспечивать динамичное и устойчивое развитие организации при постоянно изменяющихся требованиях к ее деятельности, в условиях неопределенности, непредсказуемости и нестандартности внешней и внутренней среды.
Все это обусловливает необходимость, во-первых, проведения всестороннего аудита содержания и механизмов реализации образовательных программ обучения менеджеров для работы в новых условиях постиндустриальной экономики, а, во-вторых, их коррекции с учетом необходимости подготовки менеджеров креативного типа и формирования новых, более эффективных организационно-финансовых механизмов
Лаборатория прикладных экономических исследований имени Кейнса. - М.: Издательство «Научный консультант», 2015.- С. 66-71
3 Шевченко Т.Н. Организация и проведение внутреннего аудита в сфере образования. // Альма Матер. № 5. 2013.
подготовки конкурентоспособных менеджеров с учетом складывающихся
- 4
новых реалий.
Современные программы профессиональной подготовки менеджеров должны быть направлены на формирование управленца, обладающего специфическими знаниями, умениями, навыками, компетенциями управления организацией в экстремальных условиях повышенного риска, способного прогнозировать ситуации, быстро и эффективно, в сжатые сроки разрешать нестандартные, чрезвычайные, кризисные проблемы на основе креативных управленческих решений.
Вместе с тем в нашей стране до последнего времени серьезного внимания не уделялось вопросу организации обучения и подготовки менеджеров креативного типа.
Профессиональная подготовка таких менеджеров приобретает все большее значение в деятельности организаций в условиях кризисной экономики. От их квалификации и умений мгновенно реагировать, разрешать различного рода проблемы, организовывать работу управленческого персонала в нужном направлении зависит успешное преодоление нестандартных и кризисных ситуаций.
Формирование эффективной системы обучения менеджеров креативного типа должно сопровождаться созданием соответствующей методологической базы, которая бы обеспечила синергетический эффект в процессе освоения общей теории менеджмента, креативного менеджмента, экстремального менеджмента и практического опыта.
Основой такой методологии должен служить системно-креативный подход. Именно он позволит сформировать у будущих менеджеров соответствующий характер креативного мышления, способного обеспечить принятие нестандартных управленческих решений в сжатые сроки с использованием ранее неприменяемых инструментов и методов.
4 Андрющенко Г.И., Макарова Г.Ю. Конкурентоспособность высшего образования и роль государственного финансирования// Труд и социальные отношения. 2010.№10. С.57-62
Следует особенно подчеркнуть, что программы подготовки креативных менеджеров существенным образом должны отличаться от существующих программ.
В креативном менеджменте, а отличие от классического, главными предпосылками принятия управленческих решений являются непредсказуемость, неопределенность, случайность и неожиданность, возникающие в процессе разработки и реализации планов и программ развития организации; резкое сокращение сроков принятия и реализации управленческих решений.
Эта принципиальная особенность предопределяет необходимость включения в программы подготовки менеджеров, прежде всего, дисциплин, формирующих такие умения и навыки управления, как:
- планирование в экстремальных условиях, то есть быстрое формирование адаптивной системы мер для решения проблем с постоянной корректировкой в целях выполнения стоящих задач;
- быстрое и гибкое реагирование на все изменения реальности вне зависимости от ранее принятых и утвержденных планов;
- спонтанность и импровизация в принятии нестандартных управленческих решений, обладающих высокой креативностью и инновационностью;
- высокие скорости принятия нестандартных управленческих решений;
- активизация процесса реализации программ, планов и проектов, осуществляемых с учетом экстраординарности быстро меняющихся условий, корректировки целей и задач, меняющихся сроков, количественных и качественных показателей, исполнителей, затрат, ресурсов и т.п.;
- использование инструментов и методов мотивации, основанных преимущественно на эмоциональных побуждениях души, всплесках негативных и позитивных эмоций, осознании собственного превосходства, способах и методах решения проблемы необычным путем;
- применение гибкого, дифференцированного, ситуационного контроля, позволяющего оценить степень адекватности получаемых результатов в целях их дальнейшей корректировки с учетом сложившихся реалий и др.
Поскольку работа менеджера осуществляется в процессе конкретной профессиональной деятельности, безусловно, менеджер креативного типа обязан владеть конкретно технологическими и организационными особенностями менеджмента в определенной сфере.
Такой менеджер, разрабатывая планы преодоления чрезвычайных и кризисных ситуаций, определяет, каким образом, в какие сроки, кто непосредственно выполняет те или иные действия (процедуры, технологии) применительно к управленческой ситуации. Он несет ответственность за разработку, стратегии и тактики выхода из тяжелой сложившейся ситуации.
При этом менеджер креативного типа должен обладать знаниями, умениями и навыками эффективного использования инструментария в процессе реализации им функций менеджмента, и прежде всего, решения таких вопросов, как:
- уточнение целей и выбор рациональных путей их достижения;
- обоснование приоритетных задач, уточнение прогнозов развития событий и инструментов решения возникающих проблем;
- осуществление гибкости в планировании, координации, организации процесса, делегировании полномочий в резко изменяющихся условиях;
- обеспечение эффективного взаимодействия как управленческого персонала внутри организации, так и за ее пределами, осуществляя при этом эффективный контроль и др.
Основываясь на изложенных положениях, очевидно, что содержание подготовки менеджеров креативного типа должно включать в себя три основных блока (направления):
1) профессиональная подготовка (содержание видов профессиональной деятельности, типовые профессиональные задачи, ситуации и способы их решения) и др.;
2) развитие социально-психологических качеств личности экстрим-менеджера, способных обеспечить эффективное выполнение стоящих перед ним задач в профессиональной сфере;
3) повышение уровня подготовки и развития креативных способностей менеджеров к решению проблем в экстремальных ситуациях.
В подготовке креативных менеджеров существенная роль должна принадлежать развитию компетенций, связанных с реакцией менеджера на различные факторы, оказывающие негативное влияние на его психику в процессе принятия решений. Это могут быть самые разнообразные факторы:
- нестандартность, неопределенность и непредсказуемость ситуаций;
- повышенная сложность возникающих проблем, ранее неизвестных менеджеру;
- отсутствие необходимой достоверной информации;
- постоянно возникающие опасности и угрозы;
- острый дефицит времени;
- постоянные эмоциональные срывы как результат нарушения взаимодействия и др.
Подготовка креативных менеджеров должна обеспечиваться активным последовательным организационным консультированием в процессе, как подготовки, так и после ее окончания, активным сопровождением организационно-управленческого консалтинга.
В этой связи очевидно, что в ближайшее время должны быть подготовлены новые учебники, учебные пособия и практикумы по креативному менеджменту. В настоящее время образовательный процесс подготовки современных менеджеров построен на разнообразии учебников и учебных пособий. Вместе с тем, в них недостаточно внимания уделяется проблемам развития, совершенствования и эффективного использования
креативного потенциала и способностей современного менеджмента. Дальнейшая подготовка учебников и учебных собой должна строиться на уделении большего внимания вопросам креативной подготовки менеджеров, способных, как самостоятельно, так и в команде творчески решать управленческие проблемы.
Безусловно, такие учебники и учебные пособия должны иметь компьютерную и информационную поддержку, направленную на повышение эффективности сопровождения студентов и слушателей в освоении знаний, умений и навыков с использованием Интернет-технологий. 5Такое сопровождение призвано обеспечить усиление с помощью компьютерных технологий восприятия содержания программ и учебных планов. Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что развитие творческого потенциала и способностей современных менеджеров не может эффективно осуществляться без непосредственно контактного процесса обучения студентов и слушателей, как с профессорско-преподавательским составом, так и между собой. В этой связи очевидно, что решение этой проблемы может быть успешно осуществлено лишь на основе поиска оптимального сочетания занятий, проводимых в «живом» плане и использования для этих целей дистанционных, компьютерных, информационных и иных технологий. Наряду с этим обучение менеджеров искусству креативного управления должно основываться на применение самых разнообразных техник и технологий, развивающих креативное мышление, и прежде всего, кейсов с применением современных интерактивных технологий обучения, использованием интеллектуальных, имитационных, ролевых и деловых игр, кейсов, заданий, упражнений и тестов. При этом студенты и слушатели должны постоянно знакомится с креативным опытом поиска оригинальных и нестандартных идей, превращения их в эффективные управленческие решения, прибыльный бизнес-продукт, известными отечественными и
5 Ewa Szczepanowska, Justyna Koscielnik, Janusz Merski: Starzenie si§ a jakosc zycia w dobie rozwoju Internetu. W Aksjologia a promocja zdrowia, t. 5, Kielce 2010
зарубежными менеджерами, отрабатывать алгоритмы принятия и реализации креативных решений в различных моделируемых ситуациях. Такие техники и технологии креативного образования позволят слушателям лучше овладеть инструментами системно-креативного анализа. Важным моментом в подготовке креативных кадров менеджеров является формирование учебных групп. От того, каким образом сформированы группы зависит социально-психологическая атмосфера творчества, интеграции креативного потенциала, творческого сотрудничества индивидуумов. Это в значительной степени будет определять степень погружения слушателей в изучаемые проблемы интенсивность освоения учебных курсов, мотивации слушателей к освоению знаний, умений и навыков.
Подготовка и обучение менеджеров креативного типа не может быть эффективной, если знания передаются лишь в форме информации без ценностно-смысловой и эмпирической составляющей. Очевидно, что программы подготовки современных менеджеров должны строиться на адаптивных технологиях обучения и включать значительную часть практической тренинговой подготовки (кейс-методы и другие активные методы).
Такая практика, безусловно, будет способствовать укреплению знаний, отработке навыков и компетенций, а также способствовать дальнейшей мотивации менеджеров к совершенствованию профессионального мастерства.
Преодоление экстремальных, чрезвычайных и кризисных ситуаций, безусловно, требует инициатив всей управленческой команды, которая способна организовать разработку и реализацию экстремальных управленческих решений благодаря высокой профессиональной компетенции и энергетике менеджеров. Это требует глубоких знаний и умений менеджеров вопросах командообразования.
В программу подготовки менеджеров креативного типа должно входить обучение современным креативным инструментам и методам
принятия нестандартных эффективных решений и организации инновационных механизмов, их успешной реализации.
Программы обучения современных менеджеров должны включать в себя разнообразные активные методы подготовки, позволяющие сформировать индивидуальную модель, стиль и методику работы в различных экстремальных условиях.
Очевидно, что в экстремальных ситуациях традиционные методы управления зачастую не срабатывают, либо низкоэффективны. Все это требует поиска и применения принципиально новых, ранее не опробованных инструментов и технологий достижения управленческих целей в экстремальных условиях.
Поскольку креативный менеджмент основан на нестандартных действиях управленческих решениях, связанных с высокой степенью риска, то, соответственно, и его методы должны включать в себя не столько традиционные, сколько креативные инструменты.
Список использованной литературы
1. Андрющенко Г.И., Макарова Г.Ю. Конкурентоспособность высшего образования и роль государственного финансирования// Труд и социальные отношения. 2010.№10. С.57-62;
2. Савина М.В. Ведущий производительный класс новационной экономики в условиях постиндустриальной трансформации. -М.: ООО «Форгрейфер», 2009.- С.94-108;
3. Степанов А.А., Степанов И.А. Нестандартные управленческие решения в креативном менеджменте: сущность и задачи / Наука в России. Угрозы и возможности: Статьи и доклады участников международной научно-практической конференции. Дата и место проведения: Москва, 29 мая 2015 г. Организатор: Лаборатория прикладных экономических исследований имени Кейнса. - М.: Издательство «Научный консультант», 2015.- С. 66-71;
4. Шевченко Т.Н. Организация и проведение внутреннего аудита в сфере образования. // Альма Матер. № 5. 2013. 0,2 п.л.;
5. Szczepanowska Ewa, Koscielnik Justyna, Merski Janusz. Starzenie si<? a jakosc zycia w dobie rozwoju Internetu. W Aksjologia a promocja zdrowia, t. 5, Kielce, 2010.