Научная статья на тему 'Профессиональные умения и способности современного менеджера'

Профессиональные умения и способности современного менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1078
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЯ / СПОСОБНОСТИ / МЕНЕДЖЕР / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИННОВАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ABILITIES / MANAGER / PROFESSIONALISM / QUALITY / VOCATIONAL TRAINING / INNOVATION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Лаврентьева Лариса Викторовна

В статье авторами раскрыты теоретические подходы по изучению умений и способностей современного менеджера. Определяется понятие «менеджер» как руководитель, профессионально осуществляющий функции управления организацией. Авторы статьи отмечают возрастание требований со стороны общества к профессии менеджер, его образовательному уровню, профессиональной подготовке, общей культуре, творчеству и инновациям. Используется комплексный подход, который обеспечивает возможность инновационного взгляда на развитие умений и способностей современного менеджера. Ведущими качествами менеджера определяются: профессиональная самостоятельность, человековедческая компетентность, коммуникационные качества, организаторские способности. В процессе профессиональной подготовки отмечается ориентация на саморазвитие и самообразование как ценности современного высшего образования. Исходя из положения менеджера в бизнессреде, содержание его деятельности, авторами выявлено, что в данных условиях ведущим качеством менеджера является способность к инновациям и творчеству. Определяется роль образовательного учреждения в создании педагогических условий образовательной деятельности по эффективной подготовке выпускника-менеджера и развитию его инновационных умений и способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Лаврентьева Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional skills and abilities of the modern manager

In the article the authors reveal theoretical approaches to study the abilities is determined of a modern manager. The concept of "manager" is defined as a leader who professionally performs the functions of managing an organization. The authors of the article note the increasing demands on the part of society towards the profession manager, his educational level, professional training, general culture, creativity and innovation. An integrated approach is used that provides an opportunity for an innovative view of the development of the skills and abilities of a modern manager. Leading qualities of the manager are determined: professional independence, human competence, communication qualities, organizational skills. In the process of professional training, noted an orientation toward self-development and self-education is noted as the value of modern higher education. Based on the position of manager in a business environment, maintenance of its activity, the authors found that in these conditions the leading as a manager is the ability to innovation and creativity. Is determined the role of the educational institution in creating the pedagogical conditions of educational activity for the effective preparation of the graduate manager and the development of his innovative skills and abilities.

Текст научной работы на тему «Профессиональные умения и способности современного менеджера»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Дата публикации: 1.01.2018 № 6 (30). С. 37-40.

УДК 378 Е. В. Яшкова, Л. В. Лаврентьва

Профессиональные умения и способности современного менеджера

В статье авторами раскрыты теоретические подходы по изучению умений и способностей современного менеджера. Определяется понятие «менеджер» как руководитель, профессионально осуществляющий функции управления организацией. Авторы статьи отмечают возрастание требований со стороны общества к профессии менеджер, его образовательному уровню, профессиональной подготовке, общей культуре, творчеству и инновациям. Используется комплексный подход, который обеспечивает возможность инновационного взгляда на развитие умений и способностей современного менеджера. Ведущими качествами менеджера определяются: профессиональная самостоятельность, человековедческая компетентность, коммуникационные качества, организаторские способности. В процессе профессиональной подготовки отмечается ориентация на саморазвитие и самообразование как ценности современного высшего образования. Исходя из положения менеджера в бизнес-среде, содержание его деятельности, авторами выявлено, что в данных условиях ведущим качеством менеджера является способность к инновациям и творчеству. Определяется роль образовательного учреждения в создании педагогических условий образовательной деятельности по эффективной подготовке выпускника-менеджера и развитию его инновационных умений и способностей.

Ключевые слова: умения, способности, менеджер, профессионализм, качества, профессиональная подготовка, инновация, эффективность

Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Accepted: 3 November 2017 Published: 1 January 2017

No. 6 (30). pp. 37-40. I- \ / \/ I w I

E. V. Yashkova, L. V. Lavrenteva

Professional skills and abilities of the modern manager

In the article the authors reveal theoretical approaches to study the abilities is determined of a modern manager. The concept of "manager" is defined as a leader who professionally performs the functions of managing an organization. The authors of the article note the increasing demands on the part of society towards the profession manager, his educational level, professional training, general culture, creativity and innovation. An integrated approach is used that provides an opportunity for an innovative view of the development of the skills and abilities of a modern manager. Leading qualities of the manager are determined: professional independence, human competence, communication qualities, organizational skills. In the process of professional training, noted an orientation toward self-development and self-education is noted as the value of modern higher education. Based on the position of manager in a business environment, maintenance of its activity, the authors found that in these conditions the leading as a manager is the ability to innovation and creativity. Is determined the role of the educational institution in creating the pedagogical conditions of educational activity for the effective preparation of the graduate manager and the development of his innovative skills and abilities.

Keywords: abilities, abilities, manager, professionalism, quality, vocational training, innovation, efficiency

рыночной среде инновационного общественного развития создается потребность в компетентных выпускниках-менеджерах с высоким уровнем профессиональной подготовки. Такой выпускник должен свободно владеть своей профессией, быть социально мобильным, личностно и профессионально подготовленным, активным и творческим, инициативным и самостоятельным, умеющим взаимодействовать с другими людьми [12].

Вся деятельность такого профессионала определяется жизненными ориентирами, установками и мотивами, ценностными ориентациями, качествами личности, профессиональной подготовкой [7,11]. Поэтому главной ценностью современного образования, особенно высшего становится формирование и развитие у обучающегося способностей «заглянуть за горизонт» изучаемого, усиления креативности и творческого подхода, ориентации на саморазвитие и самообразование в течение всей жизни [10]. В соответствии с этим, происходящее коренное изменение образовательной парадигмы в образовательных учреждениях призвано не только «вооружить» профессиональными знаниями, но и сформировать ряд профессионально значимых и необходимых умений, навыков, характеризующих социальный образ выпускника-менеджера [3]. Такая совокупность качественных характеристик должна быть адаптирована для работы в бизнес-среде, характеризующейся постоянными изменениями, быстрой глобализацией и сложностью взаимных связей между различными частями, процессами и субъектами бизнеса. Менеджер - это руководитель (должностное лицо), профессионально осуществляющий функции управления организацией применительно к рыночной модели общественно-экономических отношений.

Сегодня меняются и усиливаются требования к работе менеджера, появляются современные группы факторов и качеств, которые становятся более востребованными для его успешной профессиональной деятельности в сообществе предпринимателей. Поскольку руководитель по сути своей должен быть лидером в системе управления, постольку и сам управленческий процесс в основе своей будет зависеть от его личностных и профессионально значимых качеств (качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения).

Исследователь В.П. Симонов [6] предлагает три группы таких качеств. Первая группа позволяет определить психологические черты личности специалиста как индивидуальности. Вторая группа методик характеризует менеджера в структуре межличностных отношений. Третья группа позиционирует менеджера как профессионала, эффективно реализующего управленческие умения и способности.

Ученые А.Е. Горбушин и Ю.А. Сауров [1], рассматривая менеджера как руководителя, опре-

деляют его профессионально важные качества в мотивационной сфере: ценностные ориентации, мотивы, целеполагание, удовлетворенность трудом; интеллектуальной сфере: профессиональная самооценка, способности, особенности протекания психических процессов; социально-психологические способности и умения сотрудничество с сотрудниками в трудовой среде; межличностные отношения; психофизиологические особенности (в т.ч. темперамент), работоспособность, выносливость, обучаемость, скорость выработки новых навыков и др.

Рассматривая качества эффективного менеджера, Т. Санталайнен и его единомышленники [5], считают, что ими могут быть: широта кругозора; ощущение ситуации; творческое отношение к работе; готовность к изменениям; способность к сотрудничеству; самостоятельность в работе и др.

Поэтому современный менеджер должен: знать сущность управленческих процессов; уметь распределять ответственность по уровням управления; знать экономику и правовые основы организаций различных сфер деятельности; маркетинг; информационно-компьютерные технологии управления; уметь проектировать и прогнозировать развитие организации; обладать инновационным мышлением; способностью организовывать инновационные процессы; управлять освоением и введением педагогических новшеств. Динамика общественной среды и деятельности человека способствовала усилению внимания к личностным качествам руководителя: умению работать в команде, коммуникативной культуре, способности к лидерству, стрес-соустойчивости, готовности к работе с учетом изменения политических, экономических, социальных и культурных факторов.

Поскольку авторов интересует специфика деятельности менеджера, интерес представляют его коммуникативные свойства. Чтобы осуществить возложенный на менеджера функционал, ему важно овладеть искусством делового общения, осуществляемое между сотрудниками как равными партнерами. Такая форма обмена информацией приводит к возникновению контакта и взаимопонимания. Следующим по значимости важным коммуникативным качеством личности менеджера авторы называют сдержанность, подразумевающее умение владеть собой, организовать спокойное общение без резкостей и т.д. Кроме этого, важное место занимает доверительность, как проявление доверия к тому, с кем взаимодействует руководитель, уверенность в добросовестности, искренности, правильности того, что делает подчиненный.

По мнению авторов, наиболее представительной выступает группа организаторских качеств менеджера (руководителя, организатора): административные (требовательность, распорядительность, настойчивость); оперативная компетентность: знание науки управле-

Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)

ния, умение анализировать, прогнозировать и принимать решения и пр.); социально-психологические (умение разбираться в людях; нравственно-коммуникативные качества; инициатива; демократизм и др.).

Интересной, на взгляд авторов, представляется исследование «профессиональной самостоятельности» как умения без посторонней помощи реализовывать профессиональную деятельность, выражающаяся в достижении поставленных целей, действий в соответствии со сложившейся обстановкой. Анализируя понятие «профессиональная самостоятельность», выделяются несколько научных мнений. Первая группа исследователей (В.Е. Земцов, Ю.В. Янотовская и др.) определяет его как «интегративное выражение направленности и воли эмоциональных и интеллектуальных свойств» [9]. Вторая группа исследователей [2, С.84-84] определяют самостоятельность как способность осознать свой внутренний психический мир. Третья группа ученых изучают самостоятельность в рамках познавательной деятельности и самовоспитания (К.П. Яновский, Е.Я. Голант, В.П. Стрезикозин, Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, П.Н. Осипова, Ю.М. Орлова, И.И. Косарева и др.). Четвертой группой исследователей (С.Я. Батышев Г.И. Ажикин) обсуждаются вопросы сформированнности профессиональной самостоятельности как основной задачи профессионального высшего образования, выделяются элементы профессиональной самостоятельности (умение планировать последовательность работ; способность к преодолению трудностей). Исследователи [4] определяют способность к самостоятельному и непрерывному самообразованию, профессиональную мобильность, различным видам научной, исследовательской, проектной и инновационной деятельности.

Особой способностью современного менеджера, как считает В.М. Шепель является его че-ловековедческая компетентность, т.е. обладание «фундаментальными антропологическими знаниями, адаптированными к управленческой деятельности и переведённые на язык соответствующих технологий» [8, С.41]. Человековедческая

компетентность ориентирована на умственное и нравственное совершенствование личности менеджера, на воспитание у него открытого уважительного отношения к людям, с которыми он работает. Вот почему менеджмент близок, как считал Ф. Тейлор, к искусству, и его не менее роднит, как утверждал А. Файоль, с наукой.

В соответствии с этим, авторы статьи полагают, что инвестиции в развитие интеллектуальных и креативных качеств менеджера становятся нормой для ведения бизнеса в будущем. Интеллектуально-креативная составляющая в практических условиях проявляется в генерировании нового знания, создании инновационных продуктов, технологий, моделей, оригинальных идей [7]. В рыночных условиях именно инновационный менеджер - это тот современный руководитель, способный принимать решения и брать за них ответственность, проявляя лидерские качества, обладая способностью убеждать сотрудников, и при этом умеющий справиться с конфликтами и стрессами. Менеджер-предприниматель является инициатором нововведений. Для П. Друкера характерно сведение предпринимательства к новаторской деятельности, что представляет взаимосвязанное целое (Друкер, 1992).

Подводя итог всему вышесказанному можно отметить, чтобы достичь определенного результата в области развития перечисленных умений и способностей менеджера, важно создать такую систему подготовки молодежи к профессиональной деятельности, которая будет иметь на различных этапах этого многофакторного процесса свои цели, задачи, направления и содержание деятельности, соответствующие инновационные технологии, методы, формы.

Все это должно осуществляться в определенных педагогических условиях образовательной деятельности, обеспечивающих оптимальность и эффективность подготовки менеджера. В современных условиях такие качества как инновации и творчество, являющиеся бизнес-преимуществом, умения самостоятельно проявлять и поощрять в подчиненных креативные и инновационные идеи должны стать приоритетными в данной профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбушин А.Е, Сауров Ю.А. Вопросы методологии управленческой деятельности. - М. - Киров, 2003. - 272 с.

2. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1979.

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014г. №2765-р).

4. Прохорова М.П., Семченко А.А. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. №4 - URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/ search/kontseptualnye-osnovy-i-mekhanizmy-realizatsii-inn/ (дата обращения: 09.07.16).

5. Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен Й.Х. Управление по результатам / Пер. с финс. - М.: Прогресс, 1988. - 318 с.

6. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учеб. пособие. - М.: Роспедагентство, 1997. - 264 с.

7. Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Управление развитием интеллектуально-креативной деятельности персонала современной организации//Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т.7. № 5 (30). С. 90.

8. Шепель В. Человековедческая сущность управления (идеология управленческой деятельности) // Народное образование. - 2000. - №9. - С.41-48.

<9. Янотовская Ю.В. Экспериментальное исследование самостоятельности в трудовой деятельности: Автореф. дис... канд.

психол. наук. - М., 1973.- 16 с.

10. Яшкова Е.В. Реализация внешнего маркетинга персонала в Нижегородском регионе//О некоторых вопросах и проблемах экономики и менеджмента: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Инновационный центр развития образования и науки». 2014. С.218 -221.

11. Яшкова Е.В. Формирование ценностных отношений к человеку у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Нижний Новгород, 2006.

12. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Профессиональная подготовка менеджера по управлению человеческими ресурсами: аксиологический аспект//Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-7. С. 502-508.

1. Gorbushin A.E., Saurov Yu.A. Issues of management methodology. - M. - Kirov, 2003. - 272 p. (in Russian).

2. Kon I.S. Psychology of adolescence. - M., 1979. (in Russian).

3. The Concept of the Federal Targeted Program for the Development of Education for 2016-2020 (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 2765-r dated December 29, 2014). (in Russian).

4. Prokhorova M.P., Semchenko A.A. Conceptual foundations and mechanisms for implementing innovative development of pedagogical education // Bulletin of the University of Minin. 2015. №4 - URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/ kontseptualnye-osnovy-i-mekhanizmy-realizatsii-inn/ (accessed 08 November 2017).

5. Santalainen T., Voutilainen E., Porene P., Nissinen J.H. Management by results / Trans. with fins. - Moscow: Progress, 1988. - 318 p. (in Russian).

6. Simonov V.P. Pedagogical management. 50 KNOW-HOW in the field of management of the educational process. Textbook. allowance. - Moscow: Rospedagentstvo, 1997. - 264 p. (in Russian).

7. Sineva N.L., Yashkova E.V. Management of the development of intellectual and creative activity of the staff of a modern organization // Internet Journal of Science. 2015. T.7. No. 5 (30). P. 90. (in Russian).

8. Shepel V. Human studies essence of management (ideology of administrative activity) // Public education. - 2000. - №9. - P.41-48. (in Russian).

9. Yanotovskaya Yu.V. Experimental study of independence in labor activity: Author's abstract. dis ... cand. psychol. sciences. - M., 1973. - 16 with. (in Russian).

10. Yashkova E.V. Realization of external marketing of the personnel in the Nizhniy Novgorod region // About some questions and problems of economy and management: the Collection of scientific works on results of the international scientifically-practical conference the «Innovative center of development of education and science». 2014. P.218-221. (in Russian).

11. Yashkova E.V. Formation of value attitudes to the person at students of high school in the course of vocational training the dissertation on competition of a scientific degree of the candidate of pedagogical sciences / Nizhny Novgorod, 2006. (in Russian).

12. Yashkova E.V., Sineva N.L. Professional training of the manager of human resources management: axiological aspect // Problems of modern pedagogical education. 2016. No. 52-7. Pp. 502-508. (in Russian).

REFERENCES

Информация об авторах Яшкова Елена Вячеславовна

(Россия, г. Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: Elenay2@yandex.ru

Information about the authors

Yashkova Elena Vyacheslavovna

(Russia, Nizhny Novgorod), Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Innovative Management Technologies Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: Elenay2@yandex.ru

Лаврентьева Лариса Викторовна

(Россия, г. Нижний Новгород), Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры финансов и кредита Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: lavr66@mail.ru

Lavrentyeva Larisa Viktorovna

(Russia, Nizhny Novgorod) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Insurance, Finance and Credit Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: lavr66@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.