УДК 37.032
DOI:10.23888/humJ20174498-515
© Яшкова Е.В., Синева Н.Л., Алексеева А.С., Горячкина И.Е., 2017
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА
Яшкова Е.В., Синева Н.Л., Алексеева А.С., Горячкина И.Е.
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, ул. Ульянова, 1 603950 г. Нижний Новгород Российская Федерация
Аннотация. Исследования авторов раскрывают особенности студенческого возраста на различных этапах обучения по направлению «Менеджмент». Дается определение понятия «студенческий возраст». Особое внимание уделяется влиянию данного периода на формирование личности обучающегося - будущего менеджера и его социализации в будущем. Раскрывается необходимость выработки стратегии подготовки и готовности обучающегося к дальнейшему самоопределению. Определяется характеристика будущей деятельности выпускника-менеджера по обеспечению успешности деятельности коллектива по реализации поставленных целей и задач. Особый акцент авторы статьи делают на педагогическое обоснование в подготовке руководителя, как будущего хорошего организатора, педагога и воспитателя по отношению ко всему коллективу.
На стадии базовой подготовки обучающегося акцентируется внимание на формирование системы ценностей, в первую очередь на уважение личности отдельно взятого человека. Проводится теоретическое исследование психологических и возрастных особенностей студенческого возраста, особенностей самоактуализации личности: личностное самоопределение, формирование мировоззрения, развитие самосознания, особенности межличностных отношений в студенческом
возрасте, креативно-творческие аспекты подготовки специалиста, вопросы его социализации во внешней среде, построения личной карьерой будущего менеджера. Студенческий возраст определяется как период формирования и реализации планов и устремлений личности. Рассматривается роль преподавателя, проявляющаяся в заботе, помощи и поддержке в решении появляющихся вопросов. Определена ведущая роль современной образовательной системы в обеспечении создания условий для развития личности, от которой зависят дальнейшие достижения студентов: высокого уровня компетентности, мобильности, адаптации и востребованности в постоянно изменяющейся рыночной среде.
Ключевые слова: студенческий возраст, личность, учебный процесс, менеджер, социализация.
Актуальность исследования. Наступившее третье тысячелетие - это период столкновения цивилизаций, столкновения разных социокультурных парадигм, конфликта ценностей, мироощущений и мировосприятий. Для студента, впервые пришедшего в вуз и осваивающего новые формы работы, немаловажное значение имеют представления о качествах личности, которые ему будут необходимы для овладения будущей профессией. Авторы статьи считают, что педагогам, осуществляющим деятельность в рамках учебно-воспитательного процесса необходимо уделять особое внимание особенностям студенческого возраста, созданию необходимых условий, что является важным в подготовке обучающегося к дальнейшему становлению как личности.
Цель исследования - проанализировать и обобщить научные знания о влиянии студенческого возраста на формирование личностных качеств обучающихся -будущих менеджеров для их дальнейшей социализации.
Методологической основой исследования являлись:
- теоретико-методологический анализ и синтез имеющейся специальной отечественной и зарубежной научно-методической литературы, концептуальный анализ научных статей и публикаций по теме;
- изучение и обобщение, как отечественных, так и зарубежных разработок об особенностях студенческого возраста, формировании личности и профессиональном становлении обучающегося.
Задачи высшего образования на современном этапе, как отмечается в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы связаны с достижением высокого стандарта качества содержания и технологий на всех уровнях - профессиональном (включая высшее), общем и дополнительном, а также достижением качественно нового уровня развития молодежной политики, повышением доступности программ социализации учащихся и студентов для успешного их вовлечения в социальную практику [1, с.14]. Для этого важно разрабатывать стратегии подготовки и готовности обучающегося к личностной самореализации и самообразованию в течение всей жизни, был способным к творчески результативной профессиональной деятельности в вариативной культурно-образовательной среде. Готовность личности к этим процессам может быть обеспечена за счет разнообразной, пролонгированной, многопрофильной образовательной подготовки.
Исходя из указанных обстоятельств, подготовка будущих руководителей в современных условиях достаточно сложна и обусловлена многими факторами. Вся деятельность менеджера направлена на обеспечение успешности деятельности коллектива по реализации стоящих перед ним задач. Управлять - значит приводить к успеху других. Сегодня чрезвычайно возрос интерес общественности к проблеме человека в многообразии форм проявления его социальной активности. Авторам статьи представляется важным еще на стадии базовой подготовки будущего менеджера основной акцент делать на формирование таких ценностей, как
уважение к личности каждого отдельно взятого человека, к собственности, закону, верность данному слову, точность и обязательность. Управление человеком как работником требует знания многих дисциплин: менеджмента, научной психологии, социологии, физиологии человека, педагогики. Особый акцент авторы статьи делают на педагогическое обоснование. Неслучайно педагоги прошлого (Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский), отмечали, что деятельность руководителя должна носить педагогический характер. Наиболее четко идея педагогического характера данной деятельности выражена у В.А. Сухомлинского, который высказывался о руководителе как о хорошем организаторе, воспитателе по отношению ко всему коллективу.
Современные исследователи менеджмента (В.Р. Веснин, О.С. Виханский, Н.И. Кабушкин, Э.М. Коротков, А.И. Наумов, С.Д. Резник, С.И. Самыгин, В.П. Симонов, Л.Д. Столяренко и др.) рассматривают деятельность руководителя с точки зрения удовлетворения человеком потребностей высшего уровня: заслужить уважение со стороны значимых для него людей, реализовать через творческую профессиональную деятельность свой личностный потенциал.
Рассматривая будущую управленческую деятельность обучающегося по направлению «Менеджмент» необходимо отметить тот факт, что она многогранна: организатор и администратор, исследователь и психолог, хозяйственник и общественный деятель. Настоящий менеджер - это творец, умеющий сочетать свободу действий с высокой организованностью и альтернативой выбора, находить свой стиль работы, ориентированный на конструктивное отношение к персоналу. Именно в студенческом возрасте начинает закладываться такая система жизненно- профессионально-, социально-, личностно- ценностных ориентаций. В данном аспекте термин «становление» связан с широким кругом сопутствующих понятий: «формирование личности», «развитие личности».
Становление личности обучающегося - будущего менеджера в студенческий период - явление сложное и многоаспектное, требующее постепенного расшире-
ния пространства душевного бытия на основе развития механизмов самопознания и позитивной эмоционально-чувственной сферы, формирования волевых интенций, позволяющих добиваться поставленных целей. Студенческий возраст представляет собой историческое явление, которое многие исследователи в области социологии, психологии и педагогики связывают с массовым развитием высшей школы. Ряд возрастных особенностей этого периода относится не только к биологическому, но и к историческому времени. Правильнее всего рассматривать возраст человека как функцию биологического и исторического времени в их взаимодействии. Сравнительно поздним достижением человечества (П.П. Блонский) является юность, результирующая итоги формирования и развития личности, с одной стороны, организующая потенциалы индивидуального развития человека в периоды зрелости, старения, старости - с другой.
В различных возрастных периодизациях, построенных по онтогенетическому принципу, «студенческого» возраста нет. Студенческий контингент (от 17-18 до 35-40 лет) должен быть отнесен, в зависимости от той или иной возрастной классификации, к юношескому или взрослому, а по более распространенному определению - к среднему возрасту. В общем процессе становления личности, как полагает Б.Г. Ананьев [2, С.3], студенческий возраст - это поздняя юность или ранняя зрелость, что говорит о неоднозначности психологических характеристик данного периода. Исследования студенческого возраста подтверждают, что он имеет свои психолого-возрастные особенности, проявляющиеся в эмоциональной незрелости, открытости, внушаемости, отсутствии жизненного опыта. В данном возрасте осуществляется расцвет физического и умственного развития человека. Многие психологи (И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.) отмечают, что психологические возможности студенчества позволяют выработать собственные отношения к процессу профессиональной ориентации.
Кризис преодолевается, когда студент адаптируется к новому положению взрослого, осмысливает новые взаимоотношения с людьми, реализует новые со-
циальные функции и роли. Это ступень развития человека выделяется стремлением к спору, дискуссии, отстаиванием своего мнения, своих убеждений, своего права высказываться. Этот период «самый решительный», поскольку именно на нем во многом определяется все будущее и является очень активным из-за интенсивной работы человека над собой. На протяжении всего этого времени возрастают потенциальные возможности для творческого развития, т.к. на это направлены все жизненные силы. Здесь имеет место высокая интенсивность социального поведения.
Студенческий возраст связан с постоянным осуществлением выбора ценностных ориентаций, профессии, партнера по браку и т.д. Этому этапу жизнедеятельности присущ дух независимости, романтизм чувств, устремленность в будущее. Все психофизиологические оптимы совпадают с этим важнейшим этапом становления человека как личности и деятеля, формируется «Я-концепция». Главные мотивационные линии данного возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение (Л.И. Божович, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и др.).
Научный интерес к изучению особенностей студенческого возраста не ослабевает. Так, Ю.А. Дорофеев, исследуя психологические и возрастные особенности студенческого возраста, обращает внимание на проблему влияния данного периода на формирование профессиональных компетенций [7]. Исследователь М.О. Доржиева полагает, что проявление особенностей самоактуализации личности происходит в юношеском возрасте, ими являются новообразования возраста: личностное самоопределение, формирование мировоззрения, развитие самосознания [8]. Е.В. Смирнова и О.В. Шурыгина отмечают особенности межличностных отношений в студенческом возрасте. Авторы подчеркивают, что эффективное взаимодействие во многом определяет успешность совместной деятельности студентов [9]. Исследователи [10,11,12] подробно изучившие креативно-творческие
аспекты подготовки специалиста, вопросы его социализации во внешней среде, построения личной карьерой будущего менеджера, убеждены, что речь идет о формировании человеческих ресурсов нового типа, способных и готовых создавать, применять, компоновать идеи, технологии, знания.
В студенчестве формируются и реализуются планы и устремления личности. По мнению А.В. Кириченко [13], ни один из жизненных планов не выступает в студенческом возрасте так ярко, выпукло, определенно, как профессиональный план, который действительно станет ядром, стержнем самоопределения на этом этапе. Реализации всех планов может помочь диалог, который является ведущим принципом образования и профессиональной подготовки будущих выпускников разных сфер. И здесь проявляется роль преподавателя в заботе, помощи и поддержке в решении появляющихся вопросов в процессе формирования личности. Задача педагога не только «дать информацию», но укрепить духовные начала, развить творческие способности студента, основанных на взаимном желание и взаимодоверие (Изард К.).
От того насколько образовательная организация и современная образовательная система в целом обеспечит создание условий для максимального развития личности человека и ее готовности к самосовершенствованию и самообразованию, зависят и дальнейшие достижения студентов: высокого уровня компетентности в управленческой деятельности, мобильности, адаптации и востребованности в постоянно изменяющихся условиях рынка труда.
Выводы. Проведенное теоретическое исследование позволило сделать выводы о том, что студенческий возраст - это период ожиданий и планов на будущее, о них говорят, строят прогнозы, намечают цели и выбирают средства, что определяет мотивацию к образованию, способствует духовному развитию личности, определяет дальнейшую социализацию. Первостепенная задача всей образовательной системы в целом и образовательного учреждения в частности - оказать обучающему поддержку и помощь в достижении поставленных целей.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.15, №497 о Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы.
2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. - Вып.2. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - С.3-15.
3. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1983. - 336 с.
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Изд. центр «Академия», 2000. -200 с.
5. Божович Л.И. Изучение личности и ее формирование в онтогенезе // Проблема управления процессом формирования личности (материалы второго симпозиума). - М., 1972.
6. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: 1989. - 208 с.
7. Дорофеев Ю.А. Психологические и возрастные особенности студенческого возраста //Поволжский научный вестник. 2015. №4-2(44). С.41-43.
8. Доржиева М.О. Особенности самоактуализации личности в юношеском возрасте (на примере студентов вуза) //Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 2. С. 68-71.
9. Смирнова Е.В., Шурыгина О.В. Особенности межличностных отношений в студенческом возрасте//Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: науки об обществе и гуманитарные науки. 2016. №3. С.130-133.
10. Синева Н.Л., Яшкова Е.В., Перова Т.В. Управление системой креативного менеджмента (менеджмента творчества персонала) как фактор формирования конкурентных преимуществ инновационной организации// Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 115.
11. Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Управление развитием интеллектуально -креативной деятельности персонала современной организации //Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 90.
12. Яшкова Е.В., Царева И.А. Селф-менеджмент как метод управления личной карьерой менеджера//Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 113.
13. Кириченко А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методика, технология: Автореф. дис... д-ра пед. наук: 13.00.01. - М.: РАГС, 1999. - 46 с.
Яшкова Елена Вячеславовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, ул. Ульянова, 1, 603950 г. Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: Elenay2@yandex.ru
Синева Надежда Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, ул. Ульянова, 1, 603950 г. Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: sineva-nl@rambler.ru
Алексеева Алена Сергеевна - студент факультета управления и социально-технических сервисов, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, ул. Ульянова, 1, 603950 г. Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: Alekseevaas@st.mininuniver.ru
Горячкина Ирина Евгеньевна - студент факультета управления и социально-технических сервисов, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, ул. Ульянова, 1, 603950 г. Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: Goryachkina-irochka@mail.ru
© Yashkova E.V., Sineva N.L., Alekseeva A.S., Goryachkina I.E., 2017 INVESTIGATION OF PECULIARITIES OF STUDENT AGE IN THE PROCESS OF FORMING THE PERSON OF THE FUTURE MANAGER
Yashkova E.V., Sineva N.L., Alekseeva A.S., Goryachkina I.E.
Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K.Minina, Ulyanova st., 1, 603950
Nizhny Novgorod, Russian Federation
Abstract. The research of the authors reveals the features of the student age at various stages of training in the direction of "Management". The definition of "student age" is given. Particular attention is paid to the influence of this period on the formation of the trainee's personality - the future manager and his socialization in the future. The need to develop a strategy for preparing and preparing the learner for further self-determination is revealed. A characterization of the future activity of the graduate manager on ensuring the success of the collective activity in the implementation of the set goals and objectives is determined. The authors emphasize the pedagogical substantiation in the preparation of the leader, as the future good organizer, teacher and educator in relation to the entire collective.
At the stage of basic training of the trainee, attention is focused on the formation of a system of values, first of all, on respecting the personality of a single person. A theoretical study of the psychological and age characteristics of the student's age, the features of self-actualization of personality: personal self-determination, the formation of a world outlook, the development of self-consciousness, the features of interpersonal relations in the student age, the creative and creative aspects of specialist training, the issues of its socialization in the external environment, and the personal career of the future manager. The student's age is defined as the period of formation and realization of plans and aspirations of the individual. The role of the teacher is shown, manifested in care, help and support in resolving emerging issues. The leading role of the modern educa-
tional system in ensuring the creation of conditions for the development of personality is determined, on which further achievements of students depend: the high level of competence, mobility, adaptation and relevance in the constantly changing market environment.
Key words: student age, personality, educational process, manager, socialization.
The relevance of research. The third millennium is the period of the clash of civilizations, the clash of different socio-cultural paradigms, the conflict of values, attitudes and worldviews. For a student who first came to the university and learns new forms of work, ideas about the qualities of personality that will be necessary for him to master the future profession are of no small importance. The authors of the article believe that teachers who carry out activities in the educational process need to pay special attention to the characteristics of the student age, creating the necessary conditions, which is important in preparing the student for further development as a person.
The aim of the research is to analyze and summarize scientific knowledge about the influence of the student age on the formation of the personal qualities of the trainees - future managers for their further socialization.
The methodological basis of the study was:
- theoretical and methodological analysis and synthesis of existing special domestic and foreign scientific and methodical literature, a conceptual analysis of scientific articles and publications on the topic;
- study and generalization, both domestic and foreign developments on the characteristics of the student age, the formation of the personality and the professional formation of the learner.
The tasks of higher education at the current stage, as noted in the Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020, are associated with the achievement of a high standard of quality content and technology at all levels - profes-
sional (including higher), general and additional, and the achievement of a qualitatively new level of development youth policy, increasing the availability of socialization programs for students for their successful involvement in social practice [1, p.14]. To do this, it is important to develop strategies for preparing the learner for personal self-realization and self-education throughout his life, capable of creatively productive professional activities in a diverse cultural and educational environment. The individual's readiness for these processes can be ensured through a diverse, prolonged, multidisci-plinary educational training.
Based on these circumstances, the preparation of future managers in modern conditions is quite complex and is caused by many factors. All activity of the manager is directed on maintenance of success of activity of collective on realization of tasks facing to it. To govern is to lead to the success of others. Today, the public's interest in the human problem in the variety of forms of its social activity has increased enormously. The authors of the article consider it important to focus on the formation of values such as respect for the personality of each human, property, law, fidelity to the word, accuracy and responsibility, at the stage of basic preparation of the future manager. Managing a person as an employee requires knowledge of many disciplines: management, scientific psychology, sociology, human physiology, pedagogy. The authors emphasize the pedagogical substantiation. It is no coincidence that the teachers of the past (NF. Bunakov, NA. Korf, NI. Pirogov, KD. Ushinsky) noted that the activities of the manager should be of a pedagogical nature. Most accurately the idea of the pedagogical nature of this activity is expressed in VA. Sukhomlinsky, who spoke about the manager as a good organizer, educator in relation to the whole team.
Contemporary researchers in management (VR. Vesnin, OS. Vikhansky, NI. Kabushkin, EM. Korotkov, AI. Naumov, SD. Reznik, SI. Samygin, VP. Simonov, LD.Stolyarenko, and others) consider the activities of the manager from the point of view of satisfying the needs of the highest level of the person: to earn respect from the
people who are important to him, to realize his personal potential through creative professional activity.
Considering the future managerial activity of the student in the direction of «Management», it is necessary to note the fact that it is multifaceted: the organizer and a d-ministrator, the researcher and the psychologist, the business executive and the public figure. A real manager is a creator who is able to combine freedom of action with high organization and an alternative to choice, to find his own style of work, oriented toward a constructive attitude towards the staff. It is in the student's age that such a system of vital, professional, social, personality-value orientations begins to be laid. In this aspect, the term «becoming» is associated with a wide range of concomitant concepts: «personality formation», «personality development».
Formation of the personality of the trainee - the future manager in the student's period - is a complex and multifaceted phenomenon, requiring a gradual expansion of the space of mental existence on the basis of the development of mechanisms for self-knowledge and a positive emotional-sensory sphere, the formation of strong-willed intentions to achieve the set goals. Student age is a historical phenomenon, which many researchers in the field of sociology, psychology and pedagogy associate with the mass development of higher education. A number of age features of this period refers not only to biological, but also to historical time. It is most correct to consider the age of a person as a function of biological and historical time in their interaction. Relatively late achievement of mankind (PP. Blonsky) is juvenility, resulting in the results of the formation and development of personality, on the one hand, organizing the potentials of individual development of man in periods of maturity, aging, old age, on the other.
In different age periodizations, built according to the ontogenetic principle, there is no «student» age. Student contingent (from 17-18 to 35-40 years old) should be classified, depending on this or that age periodization, to adolescent or adult, and by more common definition - to middle age.In the general process of personality formation, as believes BG. Ananiev [2, C.3], the student's age is a late youth or early maturity, which
indicates the ambiguity of the psychological characteristics of a given period.Studies of student-ages confirm that he has his own psychological and age features, manifested in emotional immaturity, openness, suggestibility, lack of life experience.Student age is the main period of physical and mental development. Many psychologists (IS. Kon, AV. Mudrik and others) note that the psychological opportunities of students allow us to develop our own attitudes toward the process of professional orientation.
The crisis is overcome when the student adapts to the new position of the adult, interprets new relationships with people, implements new social functions and roles. This stage of human development is distinguished by the desire for discussion, upholding one's opinion, one's convictions, one's right to speak out. This period is «the most decisive», because it largely determines the future and is very active due to the intense work of the man above him. Throughout this time, potential opportunities for creative development are increasing, because all life forces are directed at this. Here there is a high intensity of social behavior.
Student age is associated with the constant implementation of a choice of value orientations, a profession, a partner in marriage, etc. This stage of life is inherent in the spirit of independence, romanticism of feelings, aspiration for the future. All psycho-physiological aspects coincide with this most important stage of human evolution as a person and leader, the «I-concept»is formed. The main motivational lines of this age period, associated with an active desire for personal self-improvement, is self-knowledge, self-expression and self-assertion (LI. Bozhovich, IS. Kon, DI. Feldstein, etc.).
Scientific interest in studying the characteristics of student age is not weakening. Yu.A. Dorofeev, investigating the psychological and age features of the student age, draws attention to the problem of the influence of this period on the formation of professional competences [7]. Researcher MO. Dorzhieva believes that the manifestation of the characteristics of self-actualization of the personality occurs in adolescence, they are new age formations: personal self-determination, the formation of a worldview, the development of self-awareness [8]. EV. Smirnova and OV. Shurygina notes the features of
interpersonal relations in the student age. The authors emphasize that effective interaction largely determines the success of joint activities of students [9]. Researchers [10,11,12] studied in detail the creative aspects of training a specialist, the questions of his socialization in the external environment, the construction of a personal career of the future manager, are convinced that there go a conversation about the formation of human resources of a new type, capable and ready to create, apply, ideas, technology, knowledge.
In thestudents-age, plans and aspirations of the individual are formed andimple-mented. In the opinion of AV. Kirichenko [13], none of the life plans appears as bright, convex, definitely, as a professional plan, that really will become the core of self-determination at this stage. Implementations of all plans can help the dialogue, which is the leading principle of education and training of future graduates of various fields. Andhere the role of the teacher in caring, helping and supporting the solving of emerging issues in the process of personality formation is manifested. The teacher's task is not only to «give information», but to strengthen the spiritual principles, develop the student's creative abilities, based on mutual desire and mutual trust (Izard K.).
The further achievements of students depend on the extent to which the educational organization and the modern educational system as a whole will create the conditions for the maximum development of the person's and its readiness for self-improvement and self-education: a high level of competence in management activities, mobility, adaptation and demand in the constantly changing market conditions labor.
Conclusions. The theoretical study made it possible to draw conclusions that the student's age is a period of expectations and plans for the future, they are talked about, they build forecasts, plan goals and choose means, which determines the motivation for education, contributes to the spiritual development of the individual, determines further socialization. The paramount task of the entire educational system in general and of the educational institution in particular is to provide with support the student in achieving the goals set.
There is no conflict of interest.
REFERENCES:
1. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.05.15, №497 o Fed-eral'noj celevoj programme razvitij aobrazovanijana 2016-2020 gody [Decree of the Government of the Russian Federation of23.05.15, No. 497 on the Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020]. (in Russian).
2. Anan'ev B.G. K psihofiziologii studencheskogo vozrasta [To psychophysi-ology of student age]. Sovremennye psihologo-pedagogicheskie problem vysshej shkoly [Modern psychological and pedagogical problems of higher school] Pod red. B.G. Anan'eva, N.V. Kuz'minoj. - Vyp.2. - L.: Izd-vo LGU, 1974. - S.3-15. (in Russian).
3. Kon I.S. Otkrytie «Ja» [Opening the "I""]. - M.: Politizdat, 1983. - 336 s.(in Russian).
4. Mudrik A.V. Social'naj apedagogika [Social pedagogy].M.: Izd. centr «Akademija», 2000. - 200 s. (in Russian).
5. Bozhovich L.I. Izuchenie lichnosti I ee formirovanie v ontogeneze [The study ofpersonality and its formation in ontogenesis]. Problema upravlenija processom ormirovanija lichnosti (materialy vtorogo simpoziuma) [The problem of controlling the process of personality formation (materials of the second symposium)]. - M., 1972. (in Russian).
6. Fel'dshtejn D.I. Psihologija razvitija lichnosti v ontogeneze [Psychology of personality development in ontogenesis]. - M.: 1989. - 208 s. (in Russian).
7. Dorofeev Ju.A. Psihologicheskie I vozrastnye osobennosti studencheskogo vozrasta [Psychological and age features of student age]. Povolzhskij nauchnyj vest-nik[Povolzhsky scientific herald]. 2015. №4-2(44). S.41-43. (in Russian).
8. Dorzhieva M.O. Osobennosti samoaktualizacii lichnosti v junosheskom vozraste (na primere studentov vuza)[Features of self-actualization of personality in adolescence (on the example of university students) ].Obshhestvo: sociologija, psihologi-
ja, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy]. 2016. № 2. S. 68-71. (in Russian).
9. Smirnova E.V, Shurygina O.V. Osobennosti mezhlichnostnyh otnoshenij v studencheskom vozraste [Peculiarities of interpersonal relations in student age]. Vest-nik Tverskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija: nauki ob ob-shhestve I gumanitarnye nauki [Bulletin of Tver State Technical University. Series: the science of society and the humanities].2016. №3. S.130-133. (in Russian).
10. Sineva N.L., Jashkova E.V., Perova T.V. Upravlenie sistemoj kreativnogo menedzhmenta (menedzhmenta tvorchestva personala) kak factor formirovanija konku-rentnyh preimushhestv innovacionnoj organizacii [Management of the creative management system (management of staff creativity) as a factor in the formation of the competitive advantages of an innovative organization]. Internet-zhurnal Naukovedenie [Internet Journal of Science].2014. № 5 (24). S. 115.(in Russian).
11. Sineva N.L., Jashkova E.V. Upravlenie razvitiem intellektual'no-kreativnoj dejatel'nosti personala sovremennoj organizacii[Management of the development of intellectual and creative activity of the staff of a modern organization].Internet-zhurnal Naukovedenie^[Internet Journal of Science].2015. T. 7. № 5 (30). S. 90.(in Russian).
12. Jashkova E.V, Careva I.A. Self-menedzhment kak metod upravlenija lich-noj kar'eroj menedzhera [Self-management as a method of managing a personal career manager]. Internet-zhurnal Naukovedenie [Internet Journal of Science].2015. T. 7. № 5 (30). S. 113. (in Russian).
13. Kirichenko A.V. Akmeologicheskoe vozdejstvie v professional'noj dejatel'nosti: teorija, metodika, tehnologija [Akmeologichesky influence in professional activity: theory, technique, technology]:Avtoref. dis... d-raped. nauk: 13.00.01. - M.: RAGS, 1999. - 46 s. (in Russian).
Yashkova Elena Vyacheslavovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor of innovative management technologies, Nizhny Novgorod State Pedagogical
University. K. Minin, st. Ulyanova, 1, 603950 Nizhny Novgorod, Russian Federation, email: Elenay2@yandex.ru
Sineva Nadezhda Leonidovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor of innovative technologies of management, Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin, st. Ulyanova, 1, 603950 Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: sineva-nl@rambler.ru
Alekseyeva Alena Sergeevna - a student of the Faculty of Management and Social and Technical Services, Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin, st. Ulyanova, 1, 603950 Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: Ale-kseevaas@st.mininuniver.ru
Goryachkina Irina Evgenievna - student of the Faculty of Management and Social and Technical Services, Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin, st. Ulyanova, 1, 603950 Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: Goryachkina-irochka@mail.ru