Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Дата публикации: 1.01.2018 № 6 (30). С. 29-33.
удк 378 Н. Л. Синева, Е. в. ЯшковА, Г. А. Плесовских, М. С. Щипулло
Исследование карьерной траектории студентов при их включении в социально-трудовые отношения
Авторами статьи проводится анализ понятия «карьерная траектория». Данное понятие определяется как движение по направлению к успеху, выгоде, почету в своей профессиональной деятельности. Определяется, что формирование карьерных траекторий происходит в процессе обучения студентов в высшей школе, в процессе прохождения производственных практик и т.д. В этот период осуществляется активизация целей, планов и определяется успешность карьерно-профессионального развития в целом. Авторами статьи в ходе социологического исследования студентов заочной формы обучения выявлены предпочтения молодых сотрудников при их включении в социально-трудовую деятельность и успешности дальнейшего карьерного продвижения. Для этого определены блоки вопросов, касающиеся карьерного развития в различных сферах деятельности: образования, медицины, сервиса и производства. В качестве методик использовались различные тесты и опросники, содержащие вопросы о перспективах роста, условиях построения карьеры и т.д. Получены результаты, характеризующие необходимость изменений условий по карьерным продвижениям во всех сферах деятельности. Определены перспективные ориентации по удовлетворенности работой, коллективом, профессиональной сферой.
Ключевые слова: карьерная траектория, студент, профессия, социально-трудовые отношения, исследования, респонденты
Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Accepted: 4 November 2017 Published: 1 January 2017 No. 6 (30). pp. 29-33.
N. L. SiNEVA, E. V. YASHKOVA, A. PLESOVSKiKH, M. S., SHiPULO
Investigation of the career trajectory of students-managers in their inclusion in social-labor relations
The authors of the article analyzes the concept of "career trajectory". This concept is defined as the movement towards success, benefits, respect in their professional activities. Determined that the formation of career trajectories is in the process of teaching students in high school, during the passage of industrial practices, etc. during this period is the intensification goals, plans and determines the success of career and professional development in General. The authors of the article in the course of sociological research of students of the correspondence form of training revealed preferences of young employees at their inclusion in social and labor activities and the success of further career advancement. For this defined clusters of issues relating to career development in various fields: education, medicine, service and production. As methods were used in various tests and questionnaires, containing questions about the prospects of growth, career building, etc. The obtained results characterize the need for changes in the conditions for career progress in all spheres of activities. Identify long-term orientation on job satisfaction, team, professional sphere.
Keywords: pedagogical support, personality, independence, vocational training, research, innovation, developments
нестабильной рыночной среде молодые сотрудники являются главным участниками социально-трудовых отношений и инициаторами продвижений по карьерной лестнице. Но, к сожалению, организация не всегда способна удовлетворить потребности такого контингента сотрудников в плане построения карьерных траекторий и создания для этого необходимых условий.
Понятие «карьерные траектории» представляются исследователям как структурный элемент профессиональной карьеры личности в целом, как соотнесение ценностных ориентаций в карьере с психологическими особенностями личности (самоактуализация и рефлексия), которые являются фактором развития карьеры, как протяженное во времени движение, характеризующееся сменой деятельности и носящей достижен-ческий характер, реализация молодежи своих образовательно-социальных ресурсов ... на первых этапах карьеры [2,3,5,6]. К карьерным траекториям исследователи относят работу по найму (бюджетные или коммерческие структуры) и самозанятость (предпринимательство и фриланс), где основными показателями являются удовлетворенность работой, счастье, доход. Таким образом мнения современных ученых совпадают в том, что карьерные траектории - это движение по направлению к успеху, выгоде, почету в своей профессиональной деятельности.
Карьерные траектории, ориентированные на полученную профессию формируются в процессе обучения в высшей школе, в процессе
прохождения производственных практик и т.д. Здесь происходит активизация целей, планов и определяется успешность карьерно-профессио-нального развития в целом.
В соответствии с этим, авторам статьи необходимо было выяснить, каковы предпочтения молодых сотрудников при их включении в социально-трудовую деятельность и успешности дальнейшего карьерного продвижения. Данное предположение проверялось в ходе социологического исследования, проведенного в ноябре 2017 года в Нижегородском государственном педагогическом университете им.К.Минина, на кафедре инновационных технологий менеджмента. Выборка составляла 52 человека - студентов заочной формы обучения, являющихся молодыми сотрудниками организаций города Нижнего Новгорода различных сфер деятельности: образования, медицины, сервиса и производства. Среди которых: 62,4% - женщины, 37,6% - мужчины; 38,5% - от 20 до 25 лет, 34,2% - от 26 до 29 лет, 27,3% - 30 и более лет; 40,3% - со стажем работы менее 1 года, 28,7 - со стажем от 1 года до 3 лет, 31% - более 3 лет.
Для изучения в исследовании были определены блоки вопросов, касающиеся карьерного развития в своей профессиональной области. В качестве методик использовались различные тесты и опросники, в конечном итоге были получены результаты, рассмотрим их более детально.
На вопрос «Есть ли у Вас индивидуальный план достижения карьерных успехов?» респонденты отметили следующее (см. рис. 1).
100% 80% 60% 40% 20% 0%
Положительно Отрицательно
Затрудняюсь ответить
I Образование I Медицина Сервис
Производство
Рис. 2. Распределение ответов о перспективах должностного продвижения (роста)
в компании
Рис. 1. Распределение ответов по наличию индивидуального плана достижения карьерных
успехов
100% 80% 60% 40% 20% 0%
lili 11.1
Положительно Отрицательно
Затрудняюсь ответить
I Образование I Медицина Сервис
Производство
Рис. 3. Распределение ответов по степени заинтересованности в сфере деятельности для
построения карьерных траекторий
100% 80% 60% 40% 20% 0%
III
■II
Положительно Отрицательно
Затрудняюсь ответить
I Образование I Медицина Сервис
Производство
Рис. 4. Распределение ответов по изменению сферы деятельности для построения
карьерных траекторий
100% 80% 60% 40% 20% 0%
__- 1 1 1
1
Положительно Отрицательно
Затрудняюсь ответить
Образование
Медицина
Сервис
Производство
Рис. 5. Распределение ответов по степени удовлетворенности условиями для построения
карьерных траекторий
Анализ ответов на вопрос: «Ваше мнение о перспективах должностного продвижения (роста) в компании?» показал следующие результаты (см. рис. 2).
С целью заинтересованности сферой деятельности при построения карьеры на вопрос: «Какие сферы, на ваш взгляд, наиболее интересны с точки зрения карьерного развития?» респонденты отметили следующее (см. рис. 3).
На вопрос: «Планируете ли менять сферу деятельности в ближайшей перспективе для построения карьеры?» получены ответы (см. рис. 4).
На вопрос: «Созданы ли руководством органи-
зации все необходимые условия для построения карьерных траекторий?» отмечено (см. рис. 5).
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости оптимизации аспектов, связанных с построением карьерных траекторий практически во всех сферах деятельности. Поспособствует этому процессу ориентация на свои собственные силы, в том числе знания, умения, навыки, способности; принятие результата своей деятельности как степени удовлетворенности работой, коллективом, профессиональной сферой.
ЛИТEРAТУРA
1. Давыдов В.В., Яшкова Е.В. Диагностика системы обучения и развития персонала в торговой организации В сборнике: Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2017. С.26-28.
2. Лагутина М.С. Особенности карьерных ориентаций студентов// Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35800 (дата обращения: 29.11.2017).
3. Попова И.П. Карьерные траектории выпускников-юристов в рамках и вне профессии // XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества [Текст]: в 4 кн. / отв. ред. Е.Г.Ясин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. Кн. 4. — С. 286-293.
4. Синева Н.Л., Томайлы Д.А. Развитие системы инновационно-креативного менеджмента организации // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. № 3 (43). С. 126-129.
5. Терехова Т.А. Проявление карьерных ориентаций у студентов-психологов//Гуманитарный вектор. 2011. №1 (25). С.120-126.
6. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). - М.: ЦСП и М, 2014. - 560 с.
7. Яшкова Е.В. Управление развитием деловой карьеры менеджера В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 322-325.
8. Яшкова Е.В., Бегаева Л.Г. Оптимизация деловой оценки кадрового потенциала как необходимое условие развития организации// Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. № 2 (33). С. 92.
9. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Профессиональная подготовка менеджера по управлению человеческими ресурсами: аксиологический аспект// Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-7. С. 502-508.
10. Яшкова Е.В., Сырбу К. Формирование компетенций в процессе подготовки магистров с использованием информационных технологий// Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-7. С. 508-515.
11. Яшкова Е.В., Царева И.А. Селф-менеджмент как метод управления личной карьерой менеджера// Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С.113.
REFERENCES
1. Davydov VV, Yashkova EV Diagnosis of the system of training and development of personnel in the trade organization In the collection: Institutional and infrastructure aspects of the development of various economic systems, a collection of articles on the results of the International Scientific and Practical Conference. 2017. P.26-28. (in Russian).
2. Lagutina M.S. Features of career orientations of students // Modern scientific researches and innovations. 2014. № 6. Part 3 [Electronic resource]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35800 (reference date: November 29, 2017).
3. Popova I.P. Career trajectories of graduates-lawyers within and outside the profession // XVI April International Scientific Conference on the Problems of Development of Economics and Society [Text]: in 4 books. / otv. Ed. EGGasin; Nat. Issled. University Higher School of Economics. - Moscow: Izd. house of the Higher School of Economics, 2016. Book. 4. - P. 286-293. (in Russian).
4. Sineva NL, Tomayly DA Development of the system of innovative and creative management of the organization // Modern science-intensive technologies. Regional annex. 2015. № 3 (43). Pp. 126-129. (in Russian).
5. Terekhova T.A. Manifestation of career orientations among students-psychologists // Humanitarian vector. 2011. № 1 (25). P.120-126. (in Russian).
6. Cherednichenko G.A. Educational and professional trajectories of Russian youth (based on sociological research). - M.: u M, 2014. - 560 c. (in Russian).
7. Yashkova E.V. Managing the development of the manager's business career In the collection: Social and technical services: problems and ways of development, a collection of articles on the materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin. 2015. P. 322-325. (in Russian).
8. Yashkova EV, Begayeva LG Optimization of business evaluation of human resources as a necessary condition for the development of the organization // Internet Journal of Science. 2016. Vol. 8. No. 2 (33). P. 92. (in Russian).
9. Yashkova EV, Sineva NL Professional training of the manager of human resources management: axiological aspect // Problems of modern pedagogical education. 2016. No. 52-7. Pp. 502-508. (in Russian).
10. Yashkova EV, Syrbu K. Formation of competences in the process of preparation of masters using information technologies // Problems of modern pedagogical education. 2016. No. 52-7. Pp. 508-515. (in Russian).
11. Yashkova EV, Tsareva I.A. Self-management as a method of managing a personal career manager // Internet Journal of Science. 2015. Vol. 7. No. 5 (30). C.113. (in Russian).
Информация об авторах Синева Надежда Леонидовна
(Россия, г. Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет
им.К.Минина E-mail: [email protected]
Яшкова Елена Вячеславовна
(Россия, г. Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: [email protected]
Information about the authors
Sineva Nadezhda Leonidovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Innovative Management Technologies Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]
Yashkova Elena Vyacheslavovna
(Russia, Nizhny Novgorod), Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Innovative Management Technologies, Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]
Плесовских Галина Артуровна
(ро^ия, г. Нижний Новгород) Студент. Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: [email protected]
Шипулло Максим Станиславович
(ро^ия, г. Нижний Новгород) Студент. Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина e-mail: [email protected]
Plesovskih Galina Arturovna
(Russia, Nizhny Novgorod) student
Minin nizhny novgorod state Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]
Shipullo Maxim Stanislavovich
(Russia, nizhny novgorod) student
Minin nizhny novgorod state Pedagogical University (Minin University) e-mail: [email protected]