Научная статья на тему 'Методологические подходы подготовки руководителей школ в условиях реализации социального заказа'

Методологические подходы подготовки руководителей школ в условиях реализации социального заказа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛ / КВАЛИФИКАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ / ПОДХОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ / УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / РАСПРЕДЕЛЁННОЕ РУКОВОДСТВО / THE QUALIFICATION OF EDUCATION MANAGERS / TRAINING PROGRAMS / APPROACHES OF EDUCATIONAL STRATEGIES / MANAGERIAL COMPETENCE / QUALIFICATION REQUIREMENTS / TRAINING STRATEGY / TRAINING MODULES / SOCIAL DEMAND / DISTRIBUTED GOVERNANCE / TRAINING OF PRINCIPALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иваненко И. А.

На основе анализа международного и российского опыта подготовки руководителей школ автором статьи предложена стратегия подготовки менеджеров школьного образования в условиях современного социального заказа. Для чего обоснованы принципы конструирования стратегии подготовки руководителей школ, реализация которых должна отражаться в методах обучения и инструментах оценки эффективности и результативности программ. Опытно-экспериментальная работа по реализации авторской стратегии осуществлялась в 2008-2013 гг. в естественных условиях, эффективность которой определялась положительной динамикой развития компетентности школьных руководителей к решению проблем при формировании социального заказа школе и создании школьных коалиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO TRAINING SCHOOL PRINCIPALS IN THE CONDITIONS OF THE SOCIAL DEMAND REALIZATION

Monitoring publications on school principal training showed that there is an experience of innovative training such personnel in Russia. However, a common methodology for designing the content of training programs school leaders, given the current social order is not revealed. In this context, the author designed a theoretical position, which may be the theoretical basis of the design and implementation of training programs for managers of updated school education in the implementation of social demand of modern schools. Worded provisions allowed defining the principles of designing a strategy for the heads of schools, the implementation of which should be reflected in teaching methods and tools for evaluating the effectiveness and efficiency of programs proposed by the author. Experimental work on the implementation of the author's strategy to prepare school heads was carried out during 2008-2013 in vivo. Effectiveness of the implementation of leadership training was determined by positive dynamics of development of competence managers to solve problems in the formation of social order and creating coalitions of school. The studies have provided educational programs to upgrade and determine what training school managers in universities is advantageously carried out in graduate programs and postgraduate education.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы подготовки руководителей школ в условиях реализации социального заказа»

УДК 371.08

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА

© И. А. Иваненко

Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал Россия, Республика Башкортостан, 453103 г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49.

Тел.: +7 (3473) 43 73 29.

E-mail: ilona-ivanenko @ ramdler. ru

На основе анализа международного и российского опыта подготовки руководителей школ автором статьи предложена стратегия подготовки менеджеров школьного образования в условиях современного социального заказа. Для чего обоснованы принципы конструирования стратегии подготовки руководителей школ, реализация которых должна отражаться в методах обучения и инструментах оценки эффективности и результативности программ. Опытно-экспериментальная работа по реализации авторской стратегии осуществлялась в 2008—2013 гг. в естественных условиях, эффективность которой определялась положительной динамикой развития компетентности школьных руководителей к решению проблем при формировании социального заказа школе и создании школьных коалиций.

Ключевые слова: подготовка руководителей школ, квалификации менеджеров образования, программы подготовки, подходы образовательных стратегий, управленческие компетенции, квалификационные требования, стратегия подготовки, учебные модули, социальный заказ, распределённое руководство.

В настоящее время работа руководителей школ приобретает новое содержание в связи с принятием Закона «Об образовании в Российской Федерации», где определен статус руководителя образовательного учреждения, декларирована автономность школьных организаций, уточнены характеристики демократизации управления образованием [1]. Правительством Российской Федерации поставлена задача разработки образовательной программы для многоуровневой подготовки в области образовательного менеджмента, отвечающей международным стандартам. Кроме того, обзор и оценка исследований по проблеме управления образованием показывает, что в России не проводилось масштабных исследований, которые бы обращались к анализу современных программ в области подготовки руководителей школьного образования. В связи с этим были проанализированы модели и программы подготовки специалистов в области управления школьным образованием в международной практике [2, с. 140-178; 3]. Проведенный анализ дает основания утверждать, что наибольшее развитие в сфере профессиональной подготовки управленцев для систем образования происходит там, где отрабатываются специализированные программы или блоки специализированной подготовки. Именно в этой области чаще используются инновационные стратегии, а также реализуется модель социального партнерства [4, с. 73-107].

Однако исследование показало [5, с. 57-62], что разработка новых программ подготовки в области управления школьным образованием сдерживается отсутствием регламентирующей документации в области профессиональной подготовки руководителей школы, а также в некоторых странах, в том числе и в России, отсутствием четкой регламентации назначения на руководящую долж-

ность в школе. Разработка и внедрение специализированных программ для подготовки специалистов в области управления школьным образованием в России происходит стихийно или под воздействием постановлений власти [6; 7, с. 3-9].

Для определения тех изменений, которые происходят в подготовке руководителей для школ в практике российского образования, нами был выполнен анализ программ подготовки школьных руководителей, которые реализуются в российской системе образования [8. с. 94-102].

На основании проведенного анализа, можно сделать вывод, что содержание программ повышения квалификации руководителей школ в основном определяется на региональном уровне и зависит от приоритетов государственной образовательной политики. Подготовка руководителей для школ осуществляется в рамках постдипломного образования в региональных учреждениях профессионального образования, а не в университетах на уровне магистратур, как это представлено в зарубежных моделях профессионального образования. В региональных учреждениях дополнительного профессионального образования также предлагаются курсы по повышению квалификации завучей, руководителей методических служб, старших воспитателей и других руководящих кадров школьного персонала.

Социологические исследования по проблемам образования на муниципальном уровне, проведенные Институтом управления образованием Российской академии образования (ИУО РАО) в 2010 году, показали, что формально в настоящее время рынок образовательных услуг по предоставлению профессионального образования для руководителей образовательных учреждений довольно разнообразен. Помимо высшего профессионального образования по специальностям «Менеджмент организа-

ции», «Управление персоналом» и «Государственное и муниципальное управление», ряд образовательных учреждений дополнительного профессионального образования предлагают повысить квалификацию руководителей через освоение дополнительной профессиональной образовательной программы, связанной с современным менеджментом в образовании. Однако специалисты РАО считают, что акцент в программах делается не на работу с доказательными эмпирическими данными и формирование опыта поведения руководителей в условиях обновления управления, а на знаниевую компетентность и способность к работе с нормативными данными и рекомендациями государственных целевых программ развития образования. Как правило, это связано с использованием устаревших стратегий развития образования, а также недостаточным пониманием существующих тенденций, которые происходят в обществе в целом и в управлении школьным образования, в частности. По мнению специалистов РАО, это создает основания для разработки новой модели профессиональной подготовки и повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, обеспечивающей получение современных управленческих компетенций, при этом требуется использование данных международных и российских исследований [9].

Эта проблема становится актуальной и в соответствии с принятием нового Федерального Закона об образовании от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Ввиду того, что в соответствии с едиными требованиями к квалификации работников в области образования руководителем школьной организации может стать специалист, уже имеющий профессиональное педагогическое образование и стаж работы не менее пяти лет, как следует из закона, подготовка руководителей образовательных учреждений осуществляться по двум видам профессиональных образовательных программ:

- образовательным программам высшего профессионального образования на уровне магистратур;

- программам дополнительного профессионального образования.

Обзор программ в области подготовки специалистов управления школьным образованием реализуемые в ведущих университетах мира [10-14] позволяет выявить два имеющихся подхода к процессу проектирования стратегий подготовки специалистов в области управления школьным образованием: специализированный (special) и дженералист-ский (general).

Дженералистские стратегии ориентированы на подготовку управленцев общего профиля с возможной специализацией в той или иной сфере управления образованием.

Специализированные стратегии также содержат общие основы управления в сфере образования, но в них усиливается понимание проблем относительно конкретной роли руководителя - лидера образования. При этом выделение проблем взаимосвязано с контекстом реальной ситуации, в которой происходит трансформация и развитие систем образования.

Выполненный анализ российских программ подготовки менеджеров образования и повышения квалификации руководителей школ показал, что в отличие от программ, реализуемых в различных странах, в российской практике программы подготовки и повышения квалификации для руководителей школ проектируются на основе методологии компетентностного подхода. Проведенный мониторинг публикаций по проблеме исследования показал, что в России имеется опыт инновационной подготовки кадров для школьного управления. В практике работы с руководителями школ традиционным стал проектный подход, проведение федеральных и региональных семинаров для руководителей школ, обучение руководителей систем образования на базе Федеральных стажировочных площадок в рамках реализации Федеральной Целевой Программы Развития образования (ФЦПРО). Однако ни в одной из анализируемых программ не выявлено общей методологии подготовки руководителей школ с учетом современного социального заказа.

В этой связи в нашем исследовании разработаны теоретические положения, которые могут стать теоретической основой конструирования и внедрения обновленных программ подготовки руководителей школьного образования в условиях реализации современного социального заказа школами, включая инструменты оценки их результативности. Приведены результаты апробации авторской стратегии в процессе опытно-экспериментальной работы по подготовке руководителей школ осуществляемой в естественных условиях.

Анализ опыта подготовки менеджеров и лидеров школьного образования позволил выделить ряд положений, которые являются теоретической основой для построения общей стратегии подготовки школьных руководителей средствами различных образовательных программ в условиях социального заказа на образование.

Первая группа положений определяется трактовкой понятий «квалификация» и «компетентность» в управленческой деятельности.

Квалификация - это официальное требование к профессиональным навыкам работников, которые признаются на международном, национальном или отраслевом уровнях. При выдаче лицензии на профессиональную деятельность используют функционально-квалификационные модели. В квалификационном подходе используется понятие «норма». Нормировать управленческую деятельность означает провести анализ содержания «нормативно-

одобренного способа деятельности» в плане закрепленных в нем основных должностных обязанностей и требований к их выполнению.

Построение модели компетентности как способности к управлению предполагает выделение и описание крупных блоков - компонентов деятельности управленца. Измерения компетенций в управленческой деятельности выстраиваются на социально-конструктивной методологии. Деятельность управления в рамках этой методологии включает в себя блок способностей/компетенций, которые предполагают готовность к организации конвенциального партнерского диалога, умение прогнозировать, планировать и оценивать результаты своей работы, способность организовывать деятельность других людей для достижения общих целей.

Вторая группа положений определяется сущностью социального заказа на школьное образование. Понятие «социальный заказ в образовании» связано с общими целями и ценностями участников образования и общественности и определяется их ожиданиями в прогрессе школы в целом и желанием достичь прогресса в образовании каждого ученика школы.

Школьное образование в настоящее время определяется как всеобщее благо и основа развития человеческого капитала общества. Школьное образование - один из элементов социального капитала общества [15, с. 57-63]. Долгосрочный и среднесрочный прогресс в развитии школы определяется в стратегических документах на различных уровнях управления социальными организациями. Стратегические документы в школьном образовании - это конвенциальное институализированное соглашение. По существу в них институализируется социальный заказ школе. Основным механизмом формирования социального заказа на образование является социальное партнерство. Социальное партнерство в образовании носит сложный характер и имеет множество побочных эффектов, ввиду этого социальное партнерство реализуется на локальном уровне. Существует три вида социального партнерства: стратегическое, проектное и контрактное.

Третья группа положений относится к теоретическим идеям построения стратегий подготовки руководителей школ и связана с двумя предыдущими группами положений.

В нашей статье «Стратегия» представляет собой модель, которая определяет результаты обучения и направлена на их достижение средствами специальным образом сконструированных модулей образования. Различия между «Стратегией» и «Образовательной программой» заключается в том, что стратегия определяет конвенциальные соглашения и выбор акцентов в приоритетах профессионального образования, т.е. позволяет сформулировать концепцию перспектив профессионального развития. Стратегия определяет принципы и условия

реализации концептуального видения профессиональной подготовки и ее отдельных компонентов как непрерывного процесса профессионального развития школьных руководителей и формирования их способности к созданию школьных коалиций. Образовательная программа - документ, позволяющий институализировать стратегию и маршруты ее реализации.

Анализ существующих теорий и эмпирических данных показал, что построение современной стратегии подготовки менеджеров и лидеров образования более эффективно, если оно выстраивается на идеях трансформационного лидерства и готовит руководителей к использованию в практике модели распределенного руководства [5].

Инновационный характер развития школьного образования требует от руководителей школ реализации аналитические и инновационные практики, стратегическое планирование и организация партнерства. Организация партнерства, использование распределенного руководства в управлении школой предполагают наличие у руководителей образования способности к работе в условиях договора -взаимных обязательствах. Договор следует рассматривать с трех точек зрения их заключения: формального, педагогического и социального. Формальный - это наличие документов и фиксация обязательств. Педагогический - это механизмы взаимных обязательств, которые направлены на улучшение педагогических процессов и образовательной среды для учеников. Социальный - это способность руководства к созданию коалиций.

Построение стратегии подготовки руководителей школ предполагает определение основных положений для создания непрерывного процесса обучения руководителей как континуума в сочетании формального и неформального образования, а не как разработку конкретной образовательной программы для разового обучения слушателей программы.

Как показывает практика, современные стратегии подготовки руководителей школ более успешны в том случае, если они предполагают обеспечение профессионального развития не отдельных руководителей, а различных представителей школьной команды, то есть необходимо готовить школьный персонал к распределенному руководству.

К тому же дидактические модели обучения руководителей школ выстраиваются на концепции самоуправляемого обучения, что позволяет сделать этот процесс непрерывным.

Все сформулированные положения позволили определить принципы конструирования стратегии подготовки руководителей школ. Конструирование моделей, образовательных программ и их учебно-методического обеспечения должно строиться на следующих принципах:

- конвенциальности - договорных партнерских отношений;

- продуктивности - развития самоэффективности как достижения способности обеспечить прогресса школы;

- поддержки развития профессионализма -способности к решению управленческих проблем в различных социальных и организационных контекстах;

- этических ценностях профессии, что предполагает приверженность к кодифицированным общим профессиональным ценностям;

- технологичности - обеспечение трех моделей подготовки (функционально-административного, педагогического и социального);

- институализации необходимых инноваций в школьном образовании;

- рефлексивности как построения личного профиля профессионального развития и проектирование профессиональной карьеры.

Реализация принципов должна отражаться в методах обучения и инструментах оценки эффективности и результативности программ.

Комплексность оценки определяется объективированными количественными методами оценивания (тестовые, статистические методы) и качественными методами оценки (праксиметрические методы оценивания, методы кейсов, методы самооценки, экспертные методы).

Для реализации теоретических положений стратегии подготовки руководителей школ была выбрана методология «мейнстриминга».

Мейнстриминг - методология внедрения инноваций в практику работы систем образования. Мейнстриминг означает включение основных элементов новой стратегии во все аспекты системы образования, в том числе в процессы и параметры, формирующие данную систему. Это означает, что в процессах планирования и реализации программ развития образования учитываются программы подготовки руководителей школ, выстроенные на той или иной разработанной и принятой стратегии профессионального развития руководства школой. Преимущество мейнстриминга состоит в содействии достижения устойчивости в развитии образования, так как модель становится неотъемлемой частью системы образования на период, в котором действует та или иная программа развития образования. При этом общность действий и создание коалиций институционально закрепляется в особой программе как принятом всем образовательном сообществе документе.

Опытно-экспериментальная работа по реализации авторской стратегии подготовки руководителей школ осуществлялась в 2008-2013 гг. в естественных условиях. Эффективность реализации подготовки руководителей определялась посредством положительной динамики развития компетентности руководителей к решению проблем при формировании социального заказа школе и создании школьных коалиций.

Исходный уровень способности к работе в условиях социального партнерства и создания коалиций определялся по формату оценочного шаблона способности руководителей к выявлению и формированию социального заказа при создании программ развития образования и подготовки публичных отчетов.

Также методами опроса родителей, учащихся и представителей общественности изучались изменения в репутации руководства школой. Экспертным методом изучались продукты, которые создавали руководители образования в процессе обучения

Для обеспечения развития управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений было разработано научно-методическое обеспечение стратегии подготовки руководителей школьного образования, состоявшее из шести учебных модулей, которые могли комбинироваться в образовательные программы в различных модификациях в зависимости от задач и условий обучения при сохранении их целевой ориентации:

1. Политические, социальные и культурные ожидания от школьного образования, их перевод в стратегии развития школы (разработка программы развития школьного учреждения).

2. Обеспечение ресурсов развития, создание благоприятной среды образования.

3. Государственно-общественное управление школой.

4. Создание школьных коалиций, включение родителей в работу школы, социальное партнерство и социальный диалог, механизмы и методы реализации в практике управления.

5. Поддержка профессионального и личностного развития школьных учителей, инновационная работа школьного учителя.

6. Личное развитие и планирование карьеры школьных руководителей.

Программы обучения включали в себя три вида учебных технологий: информационно-аналитические, проектировочные, имитационные, которые были использованы при организации работы на семинарах. Очные семинары дополнялись технологиями наставничества, консультирования, доверительными свободными сессиями под руководством экспертов, заочными вебинарами.

Кроме очных семинаров в программу подготовки руководителей школ включались часы стажировки, организованные по принципу рези-денства - обучение на стажировочной площадке под руководством успешного школьного руководителя.

Для руководителей школ постоянно в течение трех лет выпускался электронный бюллетень, который помогал повышать квалификацию управленческих команд школ и проводить обсуждения с общественностью основных планируемых изменений и процесса их реализации в форме распределенной социальной отчетности.

Таблица 1

Оценка результативности стратегии подготовки руководителей школ

Эффективность Результат Оценка результата

Социальная эффективность Повышение уровня участия различных групп в формировании социального заказа школе и оценке его выполнения Оценка способности к выявлению социального заказа при разработке программ развития учреждений Экспертная оценка публичных отчетов школ Оценка репутации руководителя Электронный опрос родителей и общественности

Педагогическая эффективность Развитие управленческой компетентности руководителей школьного образования Тестовая оценка усвоения основных понятий, теорий и моделей социального партнерства, государственно-общественного управления, институализации инновационных изменений в образовании. Экспертная оценка продуктов учебной деятельности обучающихся по различным модулям программы. Самооценка развития профессиональных компетенций обучающихся. Анализ личностного профиля руководителей школ.

Таблица 2

Количество мероприятий различной направленности в расчете на одного руководителя школьной организации

Направленность мероприятий по включению общественности Стерлитамакскийрайон РБ Калининский район Санкт-Петербурга

2008-2009 | 2010-2011 2008-2009 | 2010-2011

Информирование 2-3

Выявление мнений 1-3

Обсуждение 1

Принятие решений 1

Обратная связь 1

Всего 6-9

3-5 3-4 5-7

5-8 1-4 5-9

5-7 2-3 6-8

5-10 2-3 5-10 3-7 1 5-7

21-37 8-14 26-41

В течение трех лет по программам с внедрением данных модулей в обучении были обучены 102 руководителя в Калининском районе Санкт-Петербурга (директора и заместители директоров школ по учебно-воспитательной работе) и 54 руководителя школ Стерлитамакского района Республики Башкортостан.

Эффективность авторской стратегии выявлялась с использованием комплекса оценочных инструментов (табл.1).

Также методами опроса родителей, учащихся и представителей общественности изучались изменения в репутации руководства школой. Экспертным методом изучались продукты, которые создавали руководители образования в процессе обучения.

Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию авторской Стратегии в территориальных системах образования показали, что программы повышения квалификации школьных руководителей, выстроенные на ее концептуальных положениях, позволяют:

1. Увеличивать способность руководителей школьного образования к выявлению социального заказа на этапе разработке программ развития школ и организации социального партнерства при подготовке публичной отчетности: (табл. 2).

Происходит сдвиг в количестве мероприятий, обращенных к выявлению мнений, обсуждению и принятию решений.

2. Улучшать качество публичных отчетов школ, что было выявлено в результате анализа данных электронного опроса.

3. Обеспечивать рост показателей социального взаимодействия руководителей школ с родителями, учащимися и общественностью. Опрос проводился по показателям шаблона оценки (рис. 1, 2).

до прохождения программы

I после прохождения программы

Рис. 2. Изменение интегрального показателя эффектив-ностииспользования механизмов социального партнерства при разработкепрограмм развития образования.

4. Изменять восприятие руководителей школ педагогами учреждения, что изучалось в ходе опросов и интервью с педагогами школ.

5. Развивать управленческие компетенции руководителей образовательных учреждений. Оценка управленческих компетенций руководителей школ определялась уровнем развития компетенций (рис. 3).

Оценка управленческих компетенций руководителей школ определялась уровнем развития компетенций. Достоверность количественных изменений в развитии профессиональных компетенций руководителей школ (самооценка) до и после обучения подтверждена результатами статистической обработки данных с помощью критерия Уилкоксона (р < 0.001 достоверная разница показателя внутри группы по сравнению с первым этапом исследования).

Данные качественных исследований (изменения в личностном профессиональном профиле ру-

1

□ До прохождения программы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ После прохождения программы

Показатели эффективности:

1. организация работы групп заинтересованных сторон, которые привлекались к обсуждению и формулировке социального заказа;

2. публичные представления специальной информации для учащихся, родителей и местной общественности;

3. привлечение партнеров школы к определению приоритетов развития школьной организации;

4. привлечение родителей к согласованию приоритетов развития школы;

5. привлечение учащихся к согласованию приоритетов развития школы;

6. создание коалиций (рабочих групп), которые принимали участие на определение целей и задач развития школы;

7. проведение конференции, тематические круглых столов, семинаров в которых участники были включены в разработку проектов программы с учетом запросов заинтересованных сторон;

8. проведение консультаций руководителей школы при разработке проектов программы;

9. учет запросов заинтересованных сторон в содержании программы развития;

10. эффективность участия коалиций при формировании целей программы и проектов развития школы

Рис. 1. Рост показателей эффективности использования механизмов социального партнерства при разработке программ развития образования.

ководителей) дают основание утверждать, что в результате обучения происходит развитие следующих способностей руководителей школ: регулировать межличностные отношения, выявлять запросы заинтересованных сторон при создании программ развития учреждений, создавать коалиционные группы и организовать социально-партнерские отношения для достижения целей развития школы и улучшения школьной обстановки.

По завершению учебных программ был проведен опрос руководителей в целях выявления тех

технологий обучения, которые, по их мнению, оказали наибольшее воздействие на их профессиональное развитие.

Анализ данных опроса показал, что руководители школ считают наиболее эффективными технологиями те, которые основаны на обучении в партнерстве и выстроены на проектной, контекстной, адаптивной методологии, что должно отражаться в ситуационных учебных задачах, кейсах для анализа, исследовательской практике и участии в реальных проектах.

Рис. 3. Данные оценки управленческих компетенций руководителей школ.

Руководители отмечают важность для планирования профессионального развития наличие коллегиального обучения, доверительных интерактивных учебных сетей, механизмов оценивания с учетом коллективной и индивидуальной ответственности, рекомендаций для самообразования. Все руководители также отметили необходимость включения в учебные программы модулей с участием работы административных школьных команд. По мнению руководителей, выбор технологий обучения оказывает существенное воздействие на результативность их подготовки для перехода школы на модели трансформационного и распределенного лидерства.

Проведенные в реальных системах школьного образования исследования по реализации авторской стратегии подготовки школьных менеджеров к работе в новых условиях формирования и реализации социального заказа школьному образованию позволили обновить образовательные программы, причём подготовку руководителей школ в университетах целесообразно осуществлять на втором и третьем этапах высшего педагогического образования (в магистратурах, постдипломном образовании).

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. URL: http://www.rg.ru/20 12/12/30/obrazovanie-dok.html.

2. Иваненко И. А. Подготовка современных специалистов в сфере управления школьным образованием: стратегия и практика реализации. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. 200 с.

3. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях: коллективная монография / Под ред. Н. К. Зотовой. М.: ФЛИНТА, 2012. 342 с.

4. Фрумин И. Д. Частно-государственное партнёрство в образовани: уроки международного опыта // Вопросы образования. 2008. №2. С. 73-107.

5. Иваненко И. А. Уровневая подготовка специалистов в области школьного руководства в европейских странах // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. №2. С. 556-560.

6. Крупнова Е.В. Проблемы развития системы подготовки управленческих кадров для образования // Каррикулум переподготовки менеджеров образования: сб. науч. ст. Екатеринбург: Урал. гос.пед. ун-т., 2005. C. 47.

7. Шамова Т. И. Система последипломного образования руководителей образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы // Педагогическое образование и наука. 2004. №3. С. 3-9.

8. Иваненко И. А. Практика подготовки школьных руководителей в российской системе образования в современных условиях // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Педагогика. 2014. №2. C. 94-102.

9. Болотов В. А. Управление развитием образовательного учреждения через профессиональную подготовку его руководителя // Управление образованием: теория и практика Института управления образования РАО. 2011. Февраль. №1. URL: http://www.iuorao.ru

10. Anglia Ruskin University. Cambridge Campus Faculty of Education. URL: http://www.anglia.ac.uk/ruskin/en/home/faculties/educ ation.html.

11. National College for School Leadership (NCSL). URL: http://www.ncsl.org.uk/programmes-index.htm

12. National University of Ireland, Maynooth. URL: http://www.nuim.ie

13. NCSL.URL: http://lmscontent.nscl.org.uk/ECM/flash.cfm

14. The University of Nottingham. URL: http://www.notting-ham.ac.uk/

15. Пуденко Т. И. Участие общества в управлении образованием: современные акценты // Образование и общество. 2010. №1. С. 57-63.

Поступила в редакцию 05.03.2014 г.

ISSN 1998-4812

BecTHHK BamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2014. T. 19. №2

735

METHODOLOGICAL APPROACHES TO TRAINING SCHOOL PRINCIPALS IN THE CONDITIONS OF THE SOCIAL DEMAND REALIZATION

© I. A. Ivanenko

Sterlitamak branch of Bashkir State University 49 Lenin ave., 453103 Sterlitamak, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (3473) 43 73 29.

E-mail: [email protected]

Monitoring publications on school principal training showed that there is an experience of innovative training such personnel in Russia. However, a common methodology for designing the content of training programs school leaders, given the current social order is not revealed. In this context, the author designed a theoretical position, which may be the theoretical basis of the design and implementation of training programs for managers of updated school education in the implementation of social demand of modern schools. Worded provisions allowed defining the principles of designing a strategy for the heads of schools, the implementation of which should be reflected in teaching methods and tools for evaluating the effectiveness and efficiency of programs proposed by the author. Experimental work on the implementation of the author's strategy to prepare school heads was carried out during 2008-2013 in vivo. Effectiveness of the implementation of leadership training was determined by positive dynamics of development of competence managers to solve problems in the formation of social order and creating coalitions of school. The studies have provided educational programs to upgrade and determine what training school managers in universities is advantageously carried out in graduate programs and postgraduate education.

Keywords: training of principals, the qualification of education managers, training programs, approaches of educational strategies, managerial competence, qualification requirements, training strategy, training modules, social demand, distributed governance.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Federal'nyi zakon ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii». Prinyat Gosudarstvennoi Dumoi 21 dekabrya 2012 goda. Odobren Sovetom Federatsii 26 dekabrya 2012 goda. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

2. Ivanenko I. A. Podgotovka sovremennykh spetsialistov v sfere upravleniya shkol'nym obrazovaniem: strategiya i praktika realizatsii [Training of Modern Specialists in the Field of School Management: Strategy and Practice of Implementation]. Ufa: RITs BashGU, 2013.

3. Personifitsirovannaya model' povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya v sovremennykh sotsial'no-ekonomicheskikh usloviyakh: kollektivnaya monografiya. Ed. N. K. Zotovoi. Moscow: FLINTA, 2012.

4. Frumin I. D. Voprosy obrazovaniya. 2008. No. 2. Pp. 73-107.

5. Ivanenko I. A. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2013. Vol. 18. No. 2. Pp. 556-560.

6. Krupnova E. V. Karrikulum perepodgotovki menedzherov obrazovaniya: sb. nauch. st. Ekaterinburg: Ural. gos.ped. un-t., 2005. Pp. 47.

7. Shamova T. I. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2004. No. 3. Pp. 3-9.

8. Ivanenko I. A. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya Pedagogika. 2014. No. 2. Pp. 94-102.

9. Bolotov V. A. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. Instituta upravleniya obrazovaniya RAO. 2011. Fevral'. No. 1. URL: http://www.iuorao.ru

10. Anglia Ruskin University. Cambridge Campus Faculty of Education. URL: http://www.anglia.ac.uk/ruskin/en/home/faculties/education.html

11. National College for School Leadership (NCSL). URL: http://www.ncsl.org.uk/programmes-index.htm

12. National University of Ireland, Maynooth. URL: http://www.nuim.ie

13. NCSL. URL: http://lmscontent.nscl.org.uk/ECM/flash.cfm

14. The University of Nottingham. URL: http://www.notting-ham.ac.uk/

15. Pudenko T. I. Obrazovanie i obshchestvo. 2010. No. 1. Pp. 57-63.

Received 05.03.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.