УДК 371.08
УРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ШКОЛЬНОГО РУКОВОДСТВА В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ
© И. А. Иваненко
Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал Россия, Республика Башкортостан, 453103 г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49.
Тел.: + 7 (3473)43 73 29.
E-mail: ilona-ivanenko @ ramdler. ru
В статье рассматриваются проблемы профессионализации школьного руководства, активно происходящие на современном этапе в Европейских странах. На основе самых значимых современных источников в статье выделены и проанализированы наиболее типичные модели подготовки специалистов в области школьного образования, которые представлены различными авторами. Проведенный анализ свидетельствует о том, что подобные системы подготовки имеют много общего, но всегда связаны с приоритетами развития страны и социальным контекстом работы школы.
Ключевые слова: компетентностный подход, профиль компетенций руководителей школ, школьное руководство, руководство-лидерство.
Разработка или адаптация известных моделей подготовки руководителей школы является одной из актуальных задач педагогики. В настоящее время существует большой объем исследовательских материалов, которые представляют модели управления в образовании. Одним из наиболее полных среди них является аналитический отчет Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) по совершенствованию школьного руководства (Improving School Leadership) [1, с. 6]. Материалы отчета позволили автору выделить две тенденции в подготовке школьных администраторов, которые характеризуют происходящие изменения в этой области профессионального образования.
Первая тенденция связана с общим переходом образования на компетентностный подход. В целях его реализации проводятся исследования эффективности управления и на основе мета-анализа разрабатывается профиль компетенций руководителей школ.
Вторая - связана с реализацией социального заказа на образование, что также предполагает проведение исследований и выделение проблем руководства школьным образованием.
В проекте ОЭСР раскрывается понятие «школьное руководство» (school leadership). Анализируя обширную литературу по проблемам школьного руководства, в числе распространенных точек зрения мы выделили два основных суждения:
1) Большинство определений понятия «руководство» допускают наличие некоего процесса воздействия посредством осуществления намеренного влияния одного индивида (или группы индивидов) на действия другого индивида (или группы) с целью структурирования деятельности и взаимоотношений внутри группы или организации. Термин «намеренное влияние» (intentional influence) представляется важным в силу того, что сам процесс руководства опирается на сформулированные цели-намерения или планируемые результаты.
2) Под термином «школьное руководство»
(school leadership) в зависимости от странового контекста подразумевается либо управление (school management), либо администрирование (school administration) школы.
Понятие «руководство-лидерство» затрагивает процесс управленческой деятельности внутри организации посредством формирования у ее членов определенного рода установок, мотиваций и поведенческих практик, понятие «руководство-менеджмент» в большей степени связан с выполнением текущих задач организации. Между понятиями «управление-менеджмент» и «управление-администрирование» существуют концептуальные различия, которые относятся к сфере полномочий и ответственности школьного руководства. В результате нами был сделан вывод, что для руководства школой представляет трудность обеспечение баланса между задачами высокого порядка, задачами «руководства-лидерства», (совершенствование качества работы преподавательского состава, достижение прогресса в обучении, роста эффективности воздействия школы на социализацию учащихся), и рутинными задачами, составляющими основу менеджмента (management). Также сложно установить баланс между двумя предыдущими задачами и обязанностями по администрированию (administration), которые определены в должностных обязанностях руководителей.
По мнению докладчиков, авторов аналитического отчета ОЭСР, понятие «руководство -лидерство» («leadership») более современное, так как оно предполагает, что управленческие полномочия предоставляются более чем одному человеку, распределяются между разными участниками, выполняющими различные функции и роли как внутри, так и за пределами школы. Поэтому программы подготовки руководителей школы должны быть направлены на подготовку лидеров и быть разнообразными [2].
В проекте ОЭСР дается обобщенное мнение руководителей образования различных стран -
нужно готовить руководителей не только к административным функциям управления, а сделать их способными к эффективному социальному менеджменту и лидерству. Результаты данного отчета активизировали открытие магистерских программ для подготовки руководителей школьного образования. В результате сложилось две модели подготовки руководителей школ и их назначения на должность (рис.1):
- Первый вариант - Университетская подго-
товка (степень) - стажировка.
- Второй вариант - Работа в школе - резерв-курсы подготовки - сертификат.
Проведенный анализ различных моделей подготовки школьных руководителей среди Европейских стран позволяет выделить в качестве примера Финляндию, где осуществляется системная подготовка школьного руководства на базе университетского образования и их назначение на должность.
1 - вариант
Университетская подготовка (получение степени) -стажировка
Фильтрация кандидатов на руководящую должность - назначение
2 -вариант
Работа в школе - резерв-курсы подготовки -сертификат
На примере Финляндии видно, как повышение качества подготовки педагогических кадров в рамках одного из сегментов университетского сектора (педагогических магистратур) влияет на повышение качества школьного обучения. Уже более 10 лет в стране реализуется доктрина непрерывного образования, что предполагает сотрудничество школ и университетов на нормативных основаниях. В 2004 году в Акт об университетах были внесены
изменения. Наравне с преподаванием и исследовательской деятельностью - функцией университетов законодательно закреплена «третья роль вузов»: их «социальная миссия». Проводятся исследования участие университетов в социальном развитии, в том числе и в области школьного образования. В результате в Финляндии создана стройная система подготовки кадров для школьного образования (табл. 1) [3].
Т аблица 1.
Подготовка педагогических кадров в Финляндии
Квалификационные должности Степень Кредитов (лет) Рабочая зона
Преподавателей дошкольных учреждений Бакалавр искусств (воспитания) 180 (3 года) Дошкольное (6 лет)
Школьным учителям (первичный уровень) Магистр педагогики 300 (5 лет) Учитель в классе и в качестве ассистента учителя. Право преподавать в 1-6 классах, возможно в некоторых случаях учить 7-9 классы)
У чителей-предметников (начального и среднего уровня) Магистр искусств, магистр наук Master образования и педагогических исследований 300 (5 лет) Право преподавать в общеобразовательных школах (как правило, классы 7- 9 или 1-9) (Верхний возраст 17-19 лет)
Специального педагогического образования Степень магистра в области образования или специальное образование 300 (5 лет) Специальное педагогическое образование в общеобразовательной школе
Школа лидера (Директор) Квалификации учителя (верхнего уровня) +25 +25 (менеджерская подготовка и исследования) По квалификации педагогика
Сильные стороны руководства школы в Финляндии обобщены в докладе Министерства образования «Школа лидерства: Финляндия. Справочный доклад» [4]. К сильным сторонам руководства отнесены:
- Долгосрочная политика в области образования, решения принимаются путем проведения широких консультаций.
- Интерактивные принятия решений в прозрачной системе, способствующие осуществлению ключевых школьных реформ, и создающие приверженность к ним.
- Одним из основных преимуществ - децентрализация принятия решений. Руководители учебных заведений могут осуществлять решения по широкому кругу вопросов, касающихся развития
школы, и не загружены проверками и ведомственными отчетами.
- Администрация страны и территорий смогла сосредоточиться на долгосрочном стратегическом планировании в образовательной политике и развитии законодательства.
- Школа лидеров готовит высокообразованных руководителей и постоянно повышает их квалификацию по современным моделям лидерства.
- Постановка задач развития школы и их решение в ответственности образовательных учреждений, например, организация обучения, решения по работе школьной сети, и т.д. Для того чтобы руководители были способны к постановке и решению задач постоянно совершенствуются и реализуются программы развития специальных знаний и компетенцией руководителей.
- Ассоциация школьных лидеров взяла на себя разработку новых моделей школы, их анализа и распространения примеров удачных решений.
- Руководители учебных заведений широко участвуют в профессиональном развитии, для чего создаются виртуальные ресурсы и службы сопровождения.
В докладе дан анализ содержания программ подготовки руководителей школ, которые концентрируются на двух направлениях работы руководителя школы. Первый блок в содержании программ подготовки связан со спецификой работы самой школы. Анализ этих программ позволил нам выделить общее, так в большинстве случаев, программы включают:
Школьные законы или другое законодательство, касающееся школьного образования
1. Административные проблемы школьного образования.
2. Однородная оценка в образовательном учреждении.
3. Участие школы в муниципальной однородной оценке.
4. Внутренняя кооперация в образовательном учреждении.
5. Международное сотрудничество.
6. Мультикультуризм.
7. Национальные стандарты обучения.
8. Специфические школы.
9. Предметные области школьного образования плана.
10. Индивидуализация образования.
11. Инструкции по удовлетворению специальных потребностей в школьном образовании.
12. Управляющие Советы.
13. Оценивание учащихся.
14. Обучение для осуществления предпринимательской деятельности.
15. Квалификации 1СТ.
16. Повышение квалификации работников школы.
17. Работа по кооперации с миром (связи с
обществом).
18. Работа с педагогической документацией.
Второй блок подготовки отражает специфику реализации конвенциальной политики в сфере школьного образования и включает следующие девять направлений, связанных с новым пониманием социального заказа и партнерства:
1. Разработку программ развития школьного образования как коллективного и персонального документа ответственности.
2. Кооперацию между школами.
3. Кооперацию между школой и муниципальным департаментом.
4. Кооперацию между муниципалитетами.
5. Региональную кооперацию.
6. Стратегическое руководство.
7. Педагогическое руководство.
8. Финансовое руководство.
9. Руководство штата (государственное и муниципальное управление).
Как показал проведенный сравнительный анализ, наиболее разнообразные программы подготовки руководителей школьного образования традиционно реализуются в университетах Великобритании [5].
Например, программа School Business Management (DSBM) в университете ICS and Anglia Ruskin (Кэмбридж) в партнерстве с Национальным Колледжем Школьного Руководства (NCSL), Школьным Управлением Торгово-промышленными предприятиями Восточной и Лондонской областей. Программа реализуется на факультете Образовательных наук (Faculty of Education - leading providers of Educational Studies) [6]. Программа готовит инвестиционных менеджеров и экспертов для школьного образования, которые должны улучшить школьную эффективность. Она включает три учебных блока: стратегическое управление, управляющее школьное улучшение, управление изменениями.
В институте педагогики Ноттингемского университета (один из лучших британских университетов) для магистров предлагается программа «Образовательное лидерство» (Educational Leadership магистров (MA). Продолжительность - 1 полный год или 2-4 неполные.
Целью программы является дать ее участникам возможность применить теорию и идеи о развитии школьного образования на практике и использовать знания, которые представляют в этой области международные сообщества образования.
Программа позволяет:
- Отработать критическое понимание школьной организации, в которой работают ее участники.
- Сформировать умения управлять изменениями, содействовать развитию коллег и организации школы.
- Знать и применять новые теории образова-
ния.
- Исследовать то, каким образом эффективное руководство может помочь понимать более широкий контекст своей работы.
- Провести исследование в области потребностей учителей и учащихся.
- Отработать навыки критической рефлексии, критического чтения, критически письменной речи, навыки исследования и проектирования, этики руководства.
Программа может быть изучена по трем маршрутам магистратуры в области лидерства в образовании.
Маршрут 1. Частичная занятость: в университете и дома (летний этюд в дополнительной поддержкой виртуального обучения).
Маршрут 2. Полная занятость: университет и дома (при дополнительной поддержке на семинарах и в виртуальном обучении).
Маршрут 3. Частичная занятость: университет и дома (школы или группа школ могут договориться о частичном обучении в школе, на рабочем месте).
Школы или группы школ, заинтересованые в том или ином маршруте проходят модульное обучение на выбор:
Модуль 1 (для всех маршрутов). Индивидуальное понимание организационного развития (30 кредитов). Модуль посвящен осведомленности и пониманию себя как лидера; развитию навыков межличностного общения; руководству изменениями; созданию организационной культуры; изучения инструментов критического анализа и рефлексии.
Модуль 2 (для всех маршрутов). Эффективное лидерство и изменения в образовании (30 кредитов). Модуль позволит изучить природу и практику руководства; теории управления; мотивацию персонала; поведение и компетенции; силу и власть в организации, новшества.
Модуль 3 (для маршрутов 1 и 2). Вопросы в области лидерства (30 кредитов). Модуль обеспечивает доступ к ключевым современным наработкам, связанным с руководством: роль лидерства в технологиях обучения; инновации в образовании; лидерство в различных культурах; международное политика и управление в образовании; эмоции и этическое поведение руководителей, доверие в организациях.
Модуль 3. (для маршрута 3). Практика планирования (30 кредитов). Активное критическое рассмотрение исследований в образовании в контексте рабочего места (концептуализация идей и данных; дилеммы образования; процессы исследования и их результаты), различные подходы в исследованиях образования.
Модуль 4. (только для маршрута 3). Проведение и оценка практики (по запросу) (30 кредитов). Большая часть содержания, структуры и организа-
ции модуля вытекает из процесса познания себя, включая формулировку задания, проведение исследования; оценку результатов, анализ и обзор результатов.
Все три маршрута предполагают успешное прохождение четырех основных модулей, включая письменные работы, представляющие тридцать кредитов каждая. Кроме того, они должны представить диссертацию (или эквивалент) на сумму шестьдесят кредитов по теме, связанной с одним из модулей и одобренной наставником - 180 кредитов.
Помимо этого, можно пройти программы магистратуры по управленческому консультированию. Университет партнер многих университетов Европы, в том числе и российских по проекту BRIDGE [7].
Нужно отметить, что программы для руководителей другого звена в Великобритании имеют название «Head teacher». Эти программы готовят руководителей учительского персонала и соотнесены с другой рамкой квалификаций. Ассоциация и университеты предлагают программы лидерства для трех групп практических работников школ: Headteacher or Principal, Deputy headteacher(s), Assistant headteacher(s) [8].
Кроме университетских магистерских и докторских программ, которые готовят школьных администраторов, существуют и программы подготовки школьных лидеров, которые создает и реализует Национальный центр развития подготовки школьных управленцев (NDCSMT). В задачу данного центра входит не только организация подготовки, но и анализ существующих в данной области проблем, а также разработка соответствующих рекомендаций по подготовке управленцев.
Разнообразные программы для школьных лидеров предлагают университеты и других европейских стран. Анализируя множество из них, мы пришли к мнению, что весьма эффективна программа «Мастер Школьного Лидерства» в Национальном университете Ирландии в Мэйнуте (National University of Ireland, Maynooth) включает три обязательных модуля в первый год обучения:
1 (а). Равенство и разнообразие в образовании;
1 (b). Школа как образовательная среда;
2. Школы и образовательное лидерство;
3. Введение в исследования в области образования;
Во второй год обучения нужно пройти еще два обязательных модуля и защитить диссертацию:
4. Школа лидерства: финансовые, законодательные и политические контексты и их последствия;
5. Информационные и коммуникационные технологий для преподавания, обучения и управления в школьной среде;
6. Защита диссертации.
Дополнительный модуль - участие в семинарах по образовательной политике.
Школа лидерства разработана для удовлетворения потребностей школ, учителей и других выпускников бакалавриатов по образованию, которые стремятся к руководящим должностям в школах. Он дает возможность уточнить собственные ценности и подумать о том, каким образом люди и ценности лежат в основе руководства и работы в школе. В частности, она позволит: развить свой потенциал для содействия школе как учебного сообщества; отработать навыки участия в руководящей работе, исследовательской практике; научиться понимать правовой и политический контекст работы школы; научится устанавливать балансы взаимоотношений в рамках школьного сообщества; обращаться к международным исследованиям в области школьного руководства [9].
В целях содействия обновлению подготовки школьных лидеров была создана Европейская сеть исследований и подготовки управленцев в образовании (European Network for Research and Teaching in Educational Management). В задачи этой организации входит повышение управленческой компетентности, отбор школьных лидеров, а также изучение влияния различных моделей управления с общественным участием, на руководство школой. Европейская школа образовательного менеджмента проводит обучение школьных лидеров с помощью консультаций и заочной формы обучения. Слушатели набираются из стран ЕС по ряду направлений: школьные руководители, инспекторы, старшие учителя, специалисты по организации и менеджменту. Обязательно учитывается, а затем и используется в процессе подготовки «национальный опыт участников». Таким образом, можно выделить третью модель подготовки школьных лидеров - модель сетевой кооперации. Данная модель рассматривается шире, чем просто повышение квалификации, так как она предполагает обучение и сдачу экзаменов на получения сертификата, который подтверждает качественное профессиональное управ-
ленческое образование.
В целом можно отметить, что в Европейских странах происходит профессионализация школьного руководства. Программы для лидеров образования выстраиваются на основе Европейской и Национальных рамок квалификации. Они также предполагают разнообразную подготовку по различным моделям образования, но все они завершаются сдачей квалификационных экзаменов и предполагают или получение университетского магистерского диплома или профессионального сертификата. Анализ европейских отчетов позволил нам сделать вывод о том, что система подготовки лидеров образования имеет много общего в различных странах, но всегда связана с приоритетами развития страны и социальным контекстом работы школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Improving School Leadership. Volume 1: Policy and Practice. OECD. Directorate for Education. By Beatriz Pont, Deborah Nusche and Hunter Moorman. Publication Date: 28 August. 2008. 195 р.
2. Improving School Leadership. Volume 2: Case Studies on System Leadership. OECD. Directorate for Education. Edited by Beatriz Pont, Deborah Nusche and David Hopkins. Publication date: 28 August. 2008. 275 р.
3. Обзор систем образования стран ОЭСР: Система образования Финляндии: успехи школьного обучения и «третья роль» университетов. М., 2005. 144 с.
4. Improving School Leadership, Finland Country Background Report Publications of the Ministry of Education. Department for Education and Science. 2007. 56 p.
5. Данданова С. В. Подготовка руководителей школ в Англии на базе Национального колледжа управления школой // Ярославский педагогический вестник. 2005. №3(44). С. 139-148.
6. Anglia Ruskin University. Cambridge Campus Faculty of
Education. URL: http://www.anglia.ac.uk/ruskin/en/home/
faculties/education.html (дата обращения 16.08.09).
7. The University of Nottingham. http://www.nottingham.ac.uk/ (дата обращения - сентябрь 2009).
8. Grace G (2000) Research and the challenges of contemporary school leadership: the contribution of critical scholarship //British Journal of Educational Studies. vol 48. №3. Р. 231-247.
9. National University of Ireland, Maynooth. URL: http:// www.nuim.ie (дата обращения - сентябрь 2009).
Поступила в редакцию 12.04.2013 г.